Научная статья на тему 'Эффективность деятельности вузов Приморского края: региональный аспект'

Эффективность деятельности вузов Приморского края: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
415
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОНИТОРИНГ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ / КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ / PERFORMANCE EFFICIENCY / MONITORING / HIGHER EDUCATION / PERFORMANCE INDICATOR / EVALUATION CRITERION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лагирева Ирина Анатольевна

Анализируются результаты мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования, проведенного Министерством образования и науки Российской Федерации в 2014 г. Раскрыты общие подходы и критерии мониторинга, рассмотрены пороговые значения показателей, используемые для оценки деятельности образовательных организаций Приморского края. На основе анализа выполнения основных показателей произведено ранжирование вузов и филиалов региона. В работе содержатся критические замечания и предложения, результаты дискуссий в научном сообществе по итогам проведения мониторинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лагирева Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Performance Efficiency of the Primorye Higher Education Institutions: regional aspect

The author analyses the results of the performance efficiency monitoring of the education institutions of the higher education made by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation in 2014. The overall approaches and criteria of the monitoring, as well as the threshold values, which are used for measuring performance of Primorye education institutions, are considered. The article suggests the reckoning of the regional HEIs and branches based on the analysis of the main performance indicators. The paper contains the author's critical remarks and suggestions, as well as the results of the science community's disputes about the monitoring report.

Текст научной работы на тему «Эффективность деятельности вузов Приморского края: региональный аспект»

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

УДК 378.1 ББК 74.48

И.А. ЛАГИРЕВА

Эффективность деятельности вузов Приморского края: региональный аспект

Анализируются результаты мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования, проведенного Министерством образования и науки Российской Федерации в 2014 г. Раскрыты общие подходы и критерии мониторинга, рассмотрены пороговые значения показателей, используемые для оценки деятельности образовательных организаций Приморского края. На основе анализа выполнения основных показателей произведено ранжирование вузов и филиалов региона. В работе содержатся критические замечания и предложения, результаты дискуссий в научном сообществе по итогам проведения мониторинга.

Ключевые слова: эффективность деятельности, мониторинг, высшее образование, показатель эффективности, критерий оценки.

I.A. Lagireva

The Performance Efficiency of the Primorye Higher Education Institutions:

regional aspect

The author analyses the results of the performance efficiency monitoring of the education institutions of the higher education made by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation in 2014. The overall approaches and criteria of the monitoring, as well as the threshold values, which are used for measuring performance of Primorye education institutions, are considered. The article suggests the reckoning of the regional HEIs and branches based on the analysis of the main performance indicators. The paper contains the author’s critical remarks and suggestions, as well as the results of the science community’s disputes about the monitoring report.

Keywords: performance efficiency, monitoring, Higher Education, performance indicator, evaluation criterion.

В период реформирования образования проблема оценки эффективности российских вузов является особенно насущной. Опубликование результатов мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования (далее - мониторинг), проведенного Министерством образования и науки Российской Федерации в 2014 г. вызвало

ЛАГИРЕВА Ирина Анатольевна — научный сотрудник Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.

68

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(68)/2014

в обществе острые дискуссии. Рассмотрим, что и как измеряет мониторинг, каковы позиции вузов Приморья по тому или иному направлению деятельности в регионе.

Приморский край отличается довольно развитой образовательной сетью по сравнению с другими регионами Дальневосточного федерального округа1. В настоящее время программы высшего профессионального образования на территории края реализуют 10 образовательных организаций высшего образования (далее - образовательные организации, вузы), а именно2:

1) Автономная некоммерческая организация высшего образования «Институт технологии и бизнеса» (далее - ИТиБ), г. Находка;

2) Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ТГМУ), г. Владивосток;

3) Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный институт коммуникаций» (далее - ДВИК), г. Владивосток;

4) Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Открытый юридический институт (частное учреждение)» (далее - ОЮИ), г. Владивосток;

5) Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского» (далее - МГУ им. адм. Г.И. Невельского), г. Владивосток;

6) Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (далее - ДВФУ), г. Владивосток;

7) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» (далее - ВГУЭС), г. Владивосток;

8) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточная государственная академия искусств» (далее - ДВГАИ), г. Владивосток;

9) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный

1 Данные мониторинга образовательных организаций ДФО показали количество вузов и филиалов по регионам (по убыванию): Приморский край - 10 вузов, 18 филиалов; Республика Саха (Якутия) - 7 вузов, 19 филиалов; Хабаровский край - 13 вузов, 9 филиалов; Амурская область - 4 вуза, 5 филиалов; Камчатский край - 2 вуза, 5 филиалов; Сахалинская область - 2 вуза, 4 филиала; Магаданская область - 1 вуз, 4 филиала; Еврейская автономная область - 1 вуз, 2 филиала; Чукотский автономный округ - 2 филиала.

2 Здесь и далее используются информационно-аналитические материалы по результатам анализа показателей эффективности образовательных организаций высшего образования, размещенные на официальном ресурсе Главного информационно-вычислительного центра (http://www.miccedu.ru/monitoring/).

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

69

государственный технический рыбохозяйственный университет» (далее - Дальрыбвтуз), г. Владивосток;

10) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Приморская государственная сельскохозяйственная академия» (далее - ПГСХА), г. Уссурийск,

и 21 филиал образовательных организаций высшего образования (далее - филиал), а именно:

1) Владивостокский филиал государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» (далее - ВФ РТА), г. Владивосток;

2) Владивостокский филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов» (далее -Владивостокский филиал СПбГУП), г. Владивосток;

3) Владивостокский филиал федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее - ВФ ДВЮИ МВД России), г. Владивосток;

4) Дальневосточная пожарно-спасательная академия - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»3 (далее - Дальневосточная пожарно-спасательная академия), г. Владивосток;

5) Находкинский филиал негосударственного аккредитационного частного образовательного учреждения высшего профессионального образования Современная гуманитарная академия (далее -Находкинский филиал СГА), г. Находка;

6) Приморский институт железнодорожного транспорта - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» в г. Уссурийске (далее - ПримИЖТ);

3 Полное официальное наименование: Дальневосточная пожарно-спасательная академия - филиал Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (согласно данным мониторинга и официального ресурса Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России [Электронный ресурс]. URL: http://www.igps.ru/2009-06-01-23-58-16/1059.html)

70

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(68)/2014

7) Приморский филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Центросоюза Российской Федерации «Сибирский университет потребительской кооперации» (далее - Приморский филиал СибУПК), г. Владивосток;

8) Филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Международный институт экономики и права» в г. Владивостоке4 (далее - филиал МИЭП в г. Владивостоке);

9) Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет» в г. Арсеньев (далее -филиал ДВФУ в г. Арсеньев);

10) Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет» в г. Артем (далее - филиал ДВФУ в г. Артем);

11) Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет» в г. Большой Камень (далее - филиал ДВФУ в г. Большой Камень);

12) Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет» в г. Дальнегорск (далее - филиал ДВФУ в г. Дальнегорск);

13) Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет» в г. Дальнереченск (далее - филиал ДВФУ в г. Дальнереченск);

14) Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет» в г. Лесозаводск (далее - филиал ДВФУ в г. Лесозаводск);

15) Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет» в г. Находка (далее -филиал ДВФУ в г. Находка);

16) Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет» в г. Спасск-Дальний (далее - филиал ДВФУ в г. Спасск-Дальний);

4 Полное официальное наименование: Филиал Международного института экономики и права в городе Владивосток (согласно Положению о филиале Международного института экономики и права в городе Владивосток, утв. 25 декабря 2012 г.).

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

71

17) Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет» в г. Уссурийск (далее -филиал ДВФУ в г. Уссурийск);

18) Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет» в пос. Кировский (далее - филиал ДВФУ в пос. Кировский);

19) Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» в г. Артем (далее - филиал ВГУЭС в г. Артем);

20) Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» в г. Находка (далее - филиал ВГУЭС в г. Находка);

21) Филиал федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Военно-морского флота “Военноморская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова”» Министерства обороны Российской Федерации (Филиал ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия»)5, г. Владивосток.

Анализ сведений об образовательных организациях, реализующих программы высшего профессионального образования в Приморском крае в 2013 г., показал, что образовательные организации края характеризуются различной ведомственной принадлежностью, разнообразием организационно-правовых форм, выделяются определенной спецификой деятельности. В ведении Минобрнауки России находятся 14 организаций (2 вуза, 12 филиалов). Остальные государственные образовательные учреждения края (5 вузов, 5 филиалов) подведомственны следующим федеральным государственным органам (табл. 1):

- Министерство внутренних дел Российской Федерации (1 филиал),

- Министерство здравоохранения Российской Федерации (1 вуз),

- Министерство культуры Российской Федерации (1 вуз),

- Министерство обороны Российской Федерации (1 филиал),

- Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (1 филиал),

5 В 2014 г., согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 № 771-р, филиал стал самостоятельным вузом: федеральным государственным казенным военным образовательным учреждением высшего образования «Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О. Макарова» Министерства обороны Российской Федерации (г. Владивосток).

72

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(68)/2014

- Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (1 вуз),

- Федеральная таможенная служба (1 филиал),

- Федеральное агентство железнодорожного транспорта (1 филиал),

- Федеральное агентство морского и речного транспорта (1 вуз),

- Федеральное агентство по рыболовству (1 вуз).

На территории Приморского края находятся 10 бюджетных (6 вузов, 4 филиала), 11 автономных (1 вуз6, 10 филиалов), 3 казенных (3 филиала), 7 негосударственных (3 вуза, 4 филиала) образовательных организаций.

Среди упомянутых выше образовательных организаций можно выделить девять, обладающих спецификой деятельности7:

- военной и силовой (4 филиала),

- медицинской (1 вуз),

- сельскохозяйственной (1 вуз),

- творческой (1 вуз),

- транспортной (1 вуз, 1 филиал).

По итогам 2014 г.8 в мониторинге приняли участие 968 государственных, негосударственных, муниципальных и региональных вузов и 1 356 филиалов9 [7]. Негосударственные вузы и филиалы включены в мониторинг на равных основаниях с государственными, в требованиях филиалы впервые приравнены к вузам, а регионы разделены на группы10 [8].

В Приморском крае сведения о своей деятельности для мониторинга представили 28 организаций: 10 вузов, 18 филиалов. Из них 6 - являются негосударственными (3 вуза, 3 филиала). Из 18 филиалов 12 являются филиалами вузов Приморья, 6 - филиалами вузов, расположенных на территории других регионов Российской Федерации.

В материалах мониторинга за 2013 г. не представлены 3 филиала Приморья: ВФ ДВЮИ МВД России, Находкинский филиал СГА, филиал ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия»11 Минобороны России. Согласно

6 Речь идет о ДВФУ. Автономная некоммерческая организация высшего образования «Институт технологии и бизнеса» учтена как негосударственный вуз.

7 В мониторинге выделяется шесть групп образовательных организаций, имеющих специфику деятельности (военные и силовые; медицинские; сельскохозяйственные; творческие; спортивные; транспортные). Решение об отнесении вуза или филиала к той или иной группе принимается в том случае, если 60% студентов поступает по направлениям (специальностям) подготовки, отражающим специфику образовательного учреждения, вне зависимости от его ведомственной принадлежности (Мониторинг вузов и филиалов в 2013 году: новости от 29 апреля 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: Ьир://минобрнауки.рф/новости/3354).

8 Мониторинг 2014 г. проведен на основе данных формы «Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации высшего образования за 2013 г. (форма № 1-Мониторинг)» (Письмо от 18.03.2014 № АК-610/05 «О проведении мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования в 2014 году» [Электронный ресурс]. URL: Ьй:р://минобрнауки.рф/документы/4080).

9 Вузы Крыма и Севастополя в 2014 г. участия в мониторинге не принимали.

10 Установлены единые пороговые значения показателей для вузов и филиалов по группам регионов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 В настоящее время филиал является федеральным государственным казенным военным образовательным учреждением высшего образования «Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О. Макарова» Министерства обороны Российской Федерации (г. Владивосток) согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 № 771-р.

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

73

приказа Минобрнауки России от 17.03.2014 № 190 «О проведении мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования» в мониторинг не включены образовательные организации федеральных государственных органов, осуществляющие подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка12. К указанным образовательным организациям относятся ВФ ДВЮИ МВД России и филиал ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» Минобороны России. Находкинский филиал СГА, осуществляющий свою деятельность на территории Приморского края, сегодня оказался в сложном положении. В начале июня 2014 г. в СМИ появилась информация о принципиальном отказе Современной гуманитарной академии участвовать в мониторинге, что повлекло за собой серию внеплановых проверок организации и соответствующие санкции со стороны Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки [2; 5; 10].

Процедура проведения мониторинга в 2014 г. предусматривала оценку деятельности российских образовательных организаций по семи основным показателям эффективности, характеризующим образовательную, научную, международную, финансово-экономическую деятельность, инфраструктуру и кадровый состав вузов и филиалов (табл. 2). При определении пороговых значений показателей мониторинга учтена региональная специфика путем формирования четырех групп субъектов Российской Федерации (в зависимости от финансово-экономического состояния и плотности образовательной сети региона). Для каждой группы регионов установлены единые пороговые значения показателей для вузов и филиалов. Критерием для принятия решения о рассмотрении деятельности образовательной организации на заседаниях рабочих групп Межведомственной комиссии стало правило выполнения всеми вузами и филиалами четырех и более показателей мониторинга [8].

Приморский край отнесен к третьей группе регионов, пороговые значения показателей для данной группы указаны в табл. 2. Требуемое количество показателей, четыре и более, выполнили 12 образовательных организаций Приморского края (9 вузов, 3 филиала): ДВГАИ, ДВФУ, ОЮИ, ВГУЭС, ВФ РТА, МГУ им. адм. Г.И. Невельского, Дальрыбвтуз, ПГСХА, ДВИК, ТГМУ, филиал ДВФУ в г. Уссурийск, филиал ВГУЭС в г. Артем (табл. 3)13. В число указанных организаций вошли все государственные вузы Приморья. Наиболее успешными оказались ДВГАИ и ДВФУ, выполнившие все семь показателей. Среди филиалов наибольшее количество показателей (пять из семи) выполнил ВФ РТА.

12 Образовательные организации, указанные в ст. 81 федер. закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

13 По результатам мониторинга 2012 г. был сформирован рейтинг вузов ДФО (см.: Лазарев Г.И. Построение рейтинга вузов по результатам мониторинга эффективности деятельности / Г.И. Лазарев, Т.Г. Уварова // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2013. № 4. С. 85-93).

Таблица 1

Сведения об образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Приморского края14

№ п/п Образовательная организация Ведомственная принадлежность Организац.-правовая форма Профиль организации Адрес, web-сайт

ВУЗЫ

1 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС) Министерство образования и науки Российской Федерации Бюджетное учреждение Не имеет специфики деятельности (н) 690014, г. Владивосток, ул. Гоголя, 41; www.wsu.ru

2 Дальневосточная государственная академия искусств (ДВГАИ) Министерство культуры Российской Федерации Бюджетное учреждение Имеет творческую направленность (тв) 690990, г. Владивосток, ул. Петра Великого, За; www.dv-art.ru

3 Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет (Дальрыбвтуз) Федеральное агентство по рыболовству Бюджетное учреждение Не имеет специфики деятельности (н) 690087, г. Владивосток, ул. Луговая, 52-Б; dalrybvtuz.ru

4 Дальневосточный институт коммуникаций (ДВИК) Негосударственное учреждение Негосударственное учреждение Имеет транспортную направленность (тр) 690013, г. Владивосток, ул. Каплунова, 7; www.dvik.info

5 Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) Министерство образования и науки Российской Федерации Автономное учреждение Не имеет специфики деятельности (н) 690950, г. Владивосток, ул. Суханова, 8; www.dvfu.ru

6 Институт технологии и бизнеса (ИТиБ) Негосударственное учреждение Автономное учреждение Не имеет специфики деятельности (н) 692909, г. Находка, ул. Дальняя, 14; www.itib.ru

7 Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского (МГУ им. адм. Г.И. Невельского) Федеральное агентство морского и речного транспорта Бюджетное учреждение Не имеет специфики деятельности (н) 690059, г. Владивосток, ул. Верхнепортовая, 50а; www.msun.ru

14 Образовательные организации, не реализующие программы высшего профессионального образования, в перечень не включены (Находкинский филиал МГУ им. адм. Г.И. Невельского, Приморский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», и др.).

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НАЛДЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(68)/2014

Продолжение табл. 1

8 Открытый юридический институт (ОЮИ) Негосударственное учреждение Негосударственное учреждение Не имеет специфики деятельности (н) 690091, г. Владивосток, ул. Алеутская, 11; сайта нет15

9 Приморская государственная сельскохозяйственная академия (ПГСХА) Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Бюджетное учреждение Имеет сельскохозяйственную направленность (сх) 692510, г. Уссурийск, пр-т Блюхера, 44; www.primacad.ru

10 Тихоокеанский государственный медицинский университет (ТГМУ) Министерство здравоохранения Российской Федерации Бюджетное учреждение Имеет медицинскую направленность (м) 690002, г. Владивосток, пр-т Острякова, 2; www.vgmu.ru

ФИЛИАЛЫ

11 Владивостокский филиал Дальневосточного юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации (ВФ ДВЮИ МВД России) Министерство внутренних дел Российской Федерации Казенное учреждение Имеет военную и силовую направленность (вс) 690087, г. Владивосток, ул. Котельникова, 21; www.vfdvui.ru

12 Владивостокский филиал Российской таможенной академии (ВФ РТА) Федеральная таможенная служба Казенное учреждение Не имеет специфики деятельности (н) 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16в; vfrta.ru

13 Владивостокский филиал Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов (Владивостокский филиал СПбГУП)* Негосударственное учреждение Негосударственное учреждение Не имеет специфики деятельности (н) 690950, г. Владивосток, ул. Вс. Сибирцева, 15; www.gup-vl.ru

14 Дальневосточная пожарно-спасательная академия - филиал Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (Дальневосточная пожарно-спасательная академия) Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Бюджетное учреждение Имеет военную и силовую направленность (вс) 690091, г. Владивосток, ул. Суханова, 3; www.igps.ru

15 Адрес сайта ОЮИ в Информационно-аналитических материалах к заседанию рабочей группы Межведомственной комиссии по мониторингу деятельности образовательных организаций высшего образования не указан (http://www.miccedu.ru/monitoring/materials/inst_110360.htm).

сл

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

Продолжение табл. 1

-*1

О)

15 Находкинский филиал Современной гуманитарной академии (Находкинский филиал СГА) Негосударственное учреждение Негосударственное учреждение Не имеет специфики деятельности (н) 692926, г. Находка, ул. Кольцевая, 58; www.muh.ru

16 Приморский институт железнодорожного транспорта - филиал Дальневосточного государственного университета путей сообщения в г. Уссурийске (ПримИЖТ) Федеральное агентство железнодорожного транспорта Бюджетное учреждение Не имеет специфики деятельности (н) 692522, г. Уссурийск, ул. Пушкина, 166; www.festu.khv.ru; primizt.ru

17 Приморский филиал Сибирского университета потребительской кооперации (Приморский филиал СибУПК) Негосударственное учреждение Негосударственное учреждение Не имеет специфики деятельности (н) 690062, г. Владивосток, пр-т 100 лет Владивостоку, 18; sibupk.su

18 Филиал Владивостокского государственного университета экономики и сервиса в г. Артеме (филиал ВГУЭС в г. Артеме) Министерство образования и науки Российской Федерации Бюджетное учреждение Не имеет специфики деятельности (н) 692760, г. Артем, ул. Кооперативная, 6; b-artem.wsu.ru

19 Филиал Владивостокского государственного университета экономики и сервиса в г. Находке (филиал ВГУЭС в г. Находке) Министерство образования и науки Российской Федерации Бюджетное учреждение Не имеет специфики деятельности (н) 692902, г. Находка, ул. Озерная, 2; nf.wsu.ru

20 Филиал Военного учебно-научного центра Военно-морского флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова» (г. Владивосток) (Филиал ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия») Министерство обороны Российской Федерации Казенное учреждение Имеет военную и силовую направленность (вс) 690062, г. Владивосток, Камский пер., 6; ens.mil.ru

21 Филиал Дальневосточного федерального университета в г. Арсеньеве (филиал ДВФУ в г. Арсеньеве) Министерство образования и науки Российской Федерации Автономное учреждение Не имеет специфики деятельности (н) 692331, г. Арсеньев, ул. Островского, 20; www.dvfu.ru

22 Филиал Дальневосточного федерального университета в г. Артеме (филиал ДВФУ в г. Артеме) Министерство образования и науки Российской Федерации Автономное учреждение Имеет военную и силовую направленность (вс) 692760, г. Артем, ул. Ленина, 15; www.dvfu.ru

23 Филиал Дальневосточного федерального университета в г. Большой Камень (филиал ДВФУ в г. Большой Камень)* Министерство образования и науки Российской Федерации Автономное учреждение Имеет транспортную направленность (тр) 692802, г. Большой Камень, ул. Карла Маркса, 2; www.dvfu.ru

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НАЛДЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(68)/2014

Окончание табл. 1

24 Филиал Дальневосточного федерального университета в г. Дальнегорске (филиал ДВФУ в г. Дальнегорске) Министерство образования и науки Российской Федерации Автономное учреждение Не имеет специфики деятельности (н) 692446, г. Дальнегорск, пр-т 50 лет Октября, 124; www.dvfu.ru

25 Филиал Дальневосточного федерального университета в г. Дальнереченске (филиал ДВФУ в г. Дальнереченске)* Министерство образования и науки Российской Федерации Автономное учреждение Не имеет специфики деятельности (н) 692100, г. Дальнереченск, ул. Ленина, 69а; www.dvfu.ru

26 Филиал Дальневосточного федерального университета в г. Лесозаводске (филиал ДВФУ в г. Лесозаводске)* Министерство образования и науки Российской Федерации Автономное учреждение Не имеет специфики деятельности (н) 692042, г. Лесозаводск, ул. Пролетарская, 7; www.dvfu.ru

27 Филиал Дальневосточ-ного федерального университета в г. Находке (филиал ДВФУ в г. Находке) Министерство образования и науки Российской Федерации Автономное учреждение Не имеет специфики деятельности (н) 692918, г. Находка, ул. Постышева, 51а; www.dvfu.ru

28 Филиал Дальневосточного федерального университета в г. Спасске-Дальнем (филиал ДВФУ в г. Спасске-Дальнем)* Министерство образования и науки Российской Федерации Автономное учреждение Не имеет специфики деятельности (н) 692245, г. Спасск-Дальний, ул. Ленинская, 47; www.dvfu.ru

29 Филиал Дальневосточного федерального университета в г. Уссурийске (филиал ДВФУ в г. Уссурийске) Министерство образования и науки Российской Федерации Автономное учреждение Не имеет специфики деятельности (н) 692519, г. Уссурийск, ул. Октябрьская, 71; www.dvfu.ru

30 Филиал Дальневосточного федерального университета в пос. Кировский (филиал ДВФУ в пос. Кировский)* Министерство образования и науки Российской Федерации Автономное учреждение Не имеет специфики деятельности (н) 692091, Кировский район, пос. Кировский, ул. Площадь свободы, 46; www.dvfu.ru

31 Филиал Международного института экономики и права в г. Владивостоке (филиал МИЭП в г. Владивостоке) Негосударственное учреждение Негосударственное учреждение Не имеет специфики деятельности (н) 690001, г. Владивосток, ул. Капитана Шефнера, 2; WWW. miepvuz. ru

* Филиалы, находящиеся в стадии реорганизации (решением Межведомственной комиссии отнесенные к группе нуждающихся в реорганизации).

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

78

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(68)/2014

Учредителям десяти образовательных организаций Приморского края, выполнившим менее четырех показателей мониторинга, решением Межведомственной комиссии рекомендовано провести мероприятия по повышению эффективности деятельности вузов и филиалов с учетом рекомендаций рабочих групп Межведомственной комиссии [9]. В число мероприятий учредителя могут входить меры по оптимизации деятельности вуза, кадровые решения, процедура реорганизации. В целом по стране рекомендации повысить эффективность выданы 238 вузам и 772 филиалам. В отношении этих организаций Минобрнауки отказалось от использования терминов «признаки неэффективности», «неэффективный вуз», поскольку они несут «значительные репутационные риски» [7].

Как показано выше, при проведении мониторинга был использован ряд форм статистической отчетности, оценка эффективности базировалась на расчетных количественных показателях. Возникает вопрос: насколько объективно данные показатели отражают реальную ситуацию в крае? Являются ли количественные показатели мерилом качества? Ведь именно качество является ведущим критерием при оценке результативности деятельности. Проблема оценки качества с помощью данных статистики получила широкое освещение в средствах массовой информации и специальной литературе [1; 6; 11]. Рассмотрим нововведения, которые использовались при проведении мониторинга в 2014 г.

Впервые для вузов и филиалов были выработаны единые пороговые значения основных показателей, которые обернулись ужесточением требований для филиалов, т. е. выросли по сравнению с 2013 г. (табл. 4). Так, для Приморского края показатель по научно-исследовательской деятельности вырос более чем в 40 раз. Изменились и сами критерии оценки. При оценке деятельности филиалов стал использоваться показатель по международной деятельности16, призванный оценить международную конкурентоспособность организации. В результате, только по Дальневосточному федеральному округу позиции 96% филиалов оказались «провальными», ниже пороговых по данному показателю17. Настораживают и общие итоги мониторинга филиалов. В зону риска попали девять филиалов Приморского края, а в целом по стране - 772 филиала (более 50% филиалов, участвующих в мониторинге) [7].

Предложение «сделать требования, предъявляемые к филиалам вузов, такими же, как и для головных», было принято Минобрнауки на том основании,

16 В 2013 г. Межведомственной комиссией было принято решение не использовать показатель по международной деятельности при оценке филиалов (Мониторинг вузов и филиалов в 2013 году: новости от 29 апреля 2013 г. [Электронный ресурс] // Официальный ресурс Минобрнауки России. URL: Ьир://мин-обрнауки.рф/новости/3354.

17 Из 68 филиалов ДФО, участвующих в мониторинге, только 3 выполнили показатель по международной деятельности (без учета данных 20 филиалов, отнесенных к группе нуждающихся в реорганизации).

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

79

что «студенты, заканчивающие как головной вуз, так и филиал, получают один и тот же диплом» [4]. Другое нововведение касалось использования различных показателей для разных регионов Российской Федерации. Для иллюстрации результата уравнивания филиалов и вузов по группам регионов приведем сравнение пороговых значений показателей головного вуза Российской таможенной академии и трех ее филиалов, расположенных в городах Владивосток, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург (табл. 5). Принцип единства показателей для головного вуза и его филиалов в данном случае выполняется только для Ростовского филиала РТА, поскольку он оказался в той же группе регионов, что и головной вуз. Для двух других филиалов ряд значений пороговых показателей гораздо выше, чем у головной организации.

Объектом критики стал подход Минобрнауки к учету профиля организации. В мониторинге не учтена отраслевая специфика вузов. При определении направлений деятельности в стороне остались педагогические и инженерные вузы, которые, по мнению экспертов, должны быть выделены в отдельные отраслевые группы со специальными критериями оценки, действующими только для них [3]. Использование одних и тех же критериев для оценки деятельности различных вузов и филиалов представляется некорректным. Необходимы комплексный подход с научно обоснованной методикой оценки, более широкий спектр критериев. Как известно, чем больше критериев, тем выше точность измерений.

Учтена не в полном объеме и ведомственная принадлежность образовательных организаций, которая накладывает свой отпечаток на специфику деятельности вузов и филиалов. Категория вузов безопасности и правопорядка, находящихся в ведении МЧС России, ФТС России, оценивалась в мониторинге внутри своей региональной группы вместе с вузами иного профиля. По итогам такой оценки Дальневосточная пожарно-спасательная академия, образованная весной 2013 г., выполнила только один из семи основных показателей18. В значительно лучшем положении оказался ВФ РТА (табл. 3). Но перспективы у филиала казенной организации, не являющегося юридическим лицом, не имеющего финансовой самостоятельности, в условиях постоянного роста требований довольно призрачны. В данном случае трудно говорить об объективности оценки и развитии реальной конкуренции между образовательными организациями.

Принципы мониторинга, ориентированные на регионы, учет региональной специфики, слабо отражают приоритеты государственного уровня, федеральные программы и стратегии развития. Как считает генеральный секретарь Российского союза ректоров О. Каширина, «нельзя выносить вердикт о судьбе вуза исходя только из региональных интересов. ...Задачи, которые он решает, много шире регионального контекста» [3].

18 Видимо, подход к оценке деятельности вновь созданных организаций должен быть несколько иным.

Таблица 2

СО

О

Показатели мониторинга, пороговые значения показателей для оценки эффективности образовательных организаций

Приморского края

№ Наименование показателя Ед. изме- рения Органи- зация (вуз/ филиал) Профиль органи- зации Пороговое значение показателя для региона

Е1. Образовательная деятельность

Е1.1 Средний балл единого государственного экзамена (ЕЕЭ) студентов, принятых по результатам ЕЕЭ на обучение по очной форме по программам бакалавриата и специалитета за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами балл Вуз Филиал н м сх тр 60

Е1.2 Средний балл студентов, принятых по результатам ЕЕЭ и результатам испытаний профессиональной направленности (проводимых по 100-балльной шкале) на обучение по очной форме по программам бакалавриата и специалитета за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами балл Вуз Филиал ВС СП 60

Е1.3 Средний балл студентов, принятых по результатам ЕЕЭ и результатам творческих испытаний (проводимых по 100-балльной шкале) на обучение по очной форме по программам бакалавриата и специалитета за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами балл Вуз Филиал ТВ 60

Е2. Е[аучно-исследовательская деятельность

Е2.1 Объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - Е1ИОКР) в расчете на одного научно-педагогического работника (далее - Е1ПР) ТЫС. руб. Вуз Филиал н, ВС м, сх СП, тр 70,1

Е2.2 Объем Е1ИОКР и средств, направленных на творческие проекты, в расчете на одного Е1ПР тыс. руб. Вуз Филиал ТВ 70,1

ЕЗ. Международная деятельность

Е3.1 Удельный вес численности иностранных студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов (приведенный контингент) % Вуз Филиал Все 1,0

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НАЛДЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(68)/2014

Продолжение табл. 2

Е4. Финансово-экономическая деятельность

Е4.1 Доходы вуза из всех источников в расчете на одного НПР ТЫС. руб. Вуз Филиал Все 1566,11

Е5. Инфраструктура

Е5.1 Общая площадь учебно-лабораторных помещений в расчете на одного студента приведенного контингента, имеющихся у вуза на праве собственности, переданных учредителем, закрепленных за вузом на праве оперативного управления и безвозмездного пользования кв.м Вуз Филиал Все 14,51

Е6. Трудоустройство

Е6.1 Удельный вес численности выпускников вуза, обучавшихся по очной форме обучения, не обращавшихся в службы занятости для содействия в трудоустройстве в течение первого года после окончания обучения в вузе и трудоустроенных из числа обратившихся, в общем числе выпускников % Вуз Все 96,954

Е7. Приведенный контингент студентов

Е7.1 Приведенный контингент студентов ед. Филиал Все 220

Е8. Дополнительные показатели

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е8.1 Доля преподавателей военно-профессиональных, специальных учебных дисциплин, имеющих профильное высшее образование, опыт работы в войсках (на флотах), штабах, управлениях, частях, воинских формированиях, организациях, не менее 5 лет, воинское (специальное) звание не ниже «майор», а также боевой опыт, в том числе ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или государственные награды, государственные или отраслевые почетные звания, государственные премии % Вуз Филиал ВС 50

Е8.2 Доля работников (приведенных к числу ставок) из числа профессорско-преподавательского состава, имеющих государственные почетные звания, лауреатов международных и всероссийских конкурсов, лауреатов государственных премий, в численности работников ППС без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера % Вуз Филиал ТВ 69

Е8.3 Доля студентов, включенных в списки кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации по видам спорта, в общей численности студентов % Вуз Филиал СП 59

Е8.4 Доля работников (приведенных к числу ставок) из числа ППС в численности работников ППС без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера, имеющих ученую степень кандидата или доктора наук, соответствующую специальностям раздела 14.00.00 Номенклатуры специальностей научных работников % Вуз Филиал м 51

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

Окончание табл. 2

СО

м

Е8.5 Среднегодовой контингент обучающихся по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, реализуемых на базе образовательных программ и направлений подготовки, отражающих специфику образовательной организации % Вуз Филиал тр 5

Е8.6 Доля работников (приведенных к числу ставок) из числа ППС в численности работников ППС без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера, имеющих ученую степень кандидата или доктора наук, соответствующую специальностям разделов 03.00.00, 05.20.00, 06.00.00, 25.00.00 Е[оменклатуры специальностей научных работников % Вуз Филиал сх 7

Е8.7 Численность сотрудников из числа ППС (приведенных к доле ставки), имеющих ученые степени кандидата или доктора наук, в расчете на 100 студентов ед. Вуз Филиал н 2,87

Выполнение показателей мониторинга образовательными организациями Приморского края

Таблица 3

№ п/п Образовательная организация Профиль организации Значения показателей образовательных организаций19 Количество выполненных показателей

Е8 Дополнительные показатели, ед., % Е1 Образо- вательная деятель- ность, балл Е2 Научно-исследовательская деятельность, тыс. р. ЕЗ Международная деятельность, % Е4 Финансово-экономическая деятельность, тыс. р. Е5 Инфра- структура, м2 Е6. Трудоустройство, % (для вузов). Е7. Приведенный контингент студентов, ед. (для филиалов)

1 ДВЕАИ ТВ 73,1 % 73,69 147,2 4,66 1637,35 23,77 98,361% 7

2 ДВФУ н 5,12 62,88 209,79 2,26 3662,02 29,66 96,962% 7

3 ОЮИ н 42,14 70,2 288,46 3,91 6211,54 86,84 100% 6

4 ВЕУЭС н 42,05 62,94 349,4 2,22 4420,46 15,81 97,472% 6

5 ВФ РТА н 4,14 66,6 85,25 40,09 3276,44 |9,77 797,1 5

6 МЕУ им. адм. ЕИ. Невельского н 4,16 454,14 107,66 1,34 2561,84 413,4 96,954% 5

19 Символом I помечены показатели, значения которых ниже пороговых. При равном количестве выполненных показателей учитывается значение показателя с наибольшей весомостью (El, Е2, ЕЗ, Е4).

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НАЛДЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(68)/2014

Продолжение табл. 3

7 Дальрыбвтуз н 42,77 450,73 72,77 7,4 4125,87 31,4 97,393% 5

8 ПГСХА сх 60,25 % 447,69 90,61 4,21 1869,09 17,97 494,203% 5

9 ДВИК тр 407,45 % 40 76,35 3 1970,82 242,32 - 5

10 ТГМУ м 467,98 % 63,23 88,28 40,28 1996,87 411,44 99,486% 4

11 Филиал ДВФУ в г. Уссурийске н 5,27 457,4 40 2,22 1566,11 412,54 2256,1 4

12 Филиал ВГУЭС в г. Артеме н 4,21 450,72 439,18 40,64 3626,65 34,57 330 4

13 Филиал ВГУЭС в г. Находке н 3,72 456,8 436,59 40 2194,12 414,26 546,8 3

14 ПримИЖТ н 41,94 453,88 450,04 40 4965,11 24,88 364,3 3

15 Филиал ДВФУ в г. Арсеньеве н 3,65 453,23 40 40 41396,15 31,27 367,15 3

16 Приморский филиал СибУПК н 14,84 40 89,09 40 4424,05 222,19 43,2 3

17 Филиал ДВФУ в г. Находке н |2,02 40 40 40 2731,13 18,97 388,6 3

18 ИТиБ н 8,1 450,54 450,9 40Д 4776,24 29,95 490,385% 2

19 Филиал ДВФУ в г. Дальнегорске н 42,72 40 40 40 5654,58 105,89 438,85 2

20 Филиал ДВФУ в г. Артеме ВС 40% 40 40 40 2440,16 27,96 4198,95 2

21 Дальневосточная пожарно-спасательная академия ВС 437,5 % 452 40 40 4208,13 214,98 458,4 1

22 Филиал МИЭП в г. Владивостоке н 41.02 40 410,97 40,12 3383,69 43,86 485,9 1

23 Владивостокский филиал СПбГУП н Находится в стадии реорганизации (решением Межведомственной комиссии отнесен к группе нуждающихся в реорганизации) Нет данных

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

Окончание табл. 3

СО

24 Филиал ДВФУ в г. Большой Камень тр Находится в стадии реорганизации (решением Межведомственной комиссии отнесен к группе нуждающихся в реорганизации) Нет данных

25 Филиал ДВФУ в г. Дальнереченске н Находится в стадии реорганизации (решением Межведомственной комиссии отнесен к группе нуждающихся в реорганизации) Нет данных

26 Филиал ДВФУ в г. Лесозаводске н Находится в стадии реорганизации (решением Межведомственной комиссии отнесен к группе нуждающихся в реорганизации) Нет данных

27 Филиал ДВФУ в г. Спасске-Дальнем н Находится в стадии реорганизации (решением Межведомственной комиссии отнесен к группе нуждающихся в реорганизации) Нет данных

28 Филиал ДВФУ в пос. Кировский н Находится в стадии реорганизации (решением Межведомственной комиссии отнесен к группе нуждающихся в реорганизации) Нет данных

Таблица 4

Пороговые значения основных показателей мониторинга для филиалов Приморского края (2013-2014 гг.)

№ Наименование показателя Пороговое значение показателей

п/п в мониторинге 2013 г. в мониторинге 2014 г.

1 Образовательная деятельность, балл 50 60

2 Научно-исследовательская деятельность, тыс. руб. 1,7 70,1

3 Финансово-экономическая деятельность, тыс. руб. 700 1566,11

4 Инфраструктура, м2 5 14,51

5 Приведенный контингент студентов, ед. 220 220

6 Доля кандидатов и докторов наук, % 60 не рассчитывается

7 Международная деятельность, % не рассчитывается 1,0

8 Дополнительный показатель для филиалов (ед., %): - н не рассчитывается 2,78

- вс 0,5 50 %

- м 0,69 69 %

- сх 0,59 59 %

- ТВ 0,51 51 %

- тр 0,07 7%

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НАЛДЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(68)/2014

Таблица 5

Пороговые значения показателей для оценки эффективности Российской таможенной академии и филиалов

Образовательная организации Е1.1 Образо- вательная деятель- ность, балл Е2.1 Научно-исследовательская деятельность, тыс. р. Е3.1 Международная деятельность, % Е4.1 Финансово-экономическая деятельность, тыс. р. Е5.1 Инфра- структура, м2 Е6.1 Трудоу- стройство, % (для вузов) Е7.1 Приведенный контингент студентов,ед. (для филиалов) Е8.7 Дополнительный показатель, ед.

Российская таможенная академия, РТА (Московская область, 4-я группа регионов) 60 51,28 1,0 1327,57 13,92 98,516 - 2,78

Владивостокский филиал РТА (Приморский край, 3-я группа регионов) 60 70,1 1,0 1566,11 14,51 - 220 2,87

Ростовский филиал РТА (Ростовская область, 4-я группа регионов) 60 51,28 1,0 1327,57 13,92 - 220 2,78

Санкт- Петербургский им. В.Б. Бобкова филиал РТА (г. Санкт-Петербург, 2-я группа регионов) 66,38 122,41 4,92 1839,87 13,13 - 220 4,52

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

86

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(68)/2014

Итак, можно с полным основанием сделать вывод о неоднозначности, относительности результатов мониторинга, несовершенстве самой процедуры его проведения, необходимости расширения спектра используемых критериев, пересмотра некоторых принципов и подходов. Мониторинг вузов, призванный быть реальным стимулом повышения качества образования, должен превратиться в действенный инструмент эффективного развития национальной образовательной системы.

Список литературы

1. Аванесов В. Ноу-хау в оценках качества российских вузов: вместо знаний - квадратные метры [Электронный ресурс] // Промышленные ведомости. 2013. № 1-2. Режим доступа: http://www.promved.ru/articles/article. phtml?id=2402&nomer=80

2. Александрикова Н. Итоги мониторинга: неэффективных нет

[Электронный ресурс] // Портал «Пять углов». 4 июня 2014 г. Режим доступа: http://abitur.5uglov.ru/poleznye_novosti/itogi_monitoringa_neeffektivnykh_net/

3. Бомба под репутацию. Мониторинг вузов бьет по брендам [Электронный ресурс] // Еженедельная газета научного сообщества «Поиск». Образование. 2014. № 22. Режим доступа: http://www.poisknews.ru/theme/ edu/10560/

4. Внесены изменения в процедуру мониторинга эффективности образовательных организаций: новости от 18 февраля 2014 г. [Электронный ресурс] // Официальный ресурс Минобрнауки России. Режим доступа: http:// минобрнауки.рф/новости/3958

5. Ивойлова И. Неэффективных вузов в России больше нет [Электронный ресурс] // Рос. газ. 2014. 4 июня. Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/06 /03/vuzy-site-anons.html

6. Лагирева И.А. Статистические измерения науки: индексы цитирования и индекс цитируемости // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2013. № 3. С. 91-97.

7. Принимать решения о мерах по повышению эффективности вузов будут их учредители: новости от 3 июня 2014 г. [Электронный ресурс] // Официальный ресурс Минобрнауки России. Режим доступа: http://минобрна-уки.рф/новости/4215

8. Протокол заседания Межведомственной комиссии по проведению мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования от 18 февраля 2014 г. № ДЛ-8/05пр. [Электронный ресурс] // Официальный ресурс Минобрнауки России. Режим доступа: http://минобрна-уки.рф/документы/4079

9. Протокол заседания Межведомственной комиссии по проведению мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования от 03 июня 2014 г. № ДЛ-25/05пр. [Электронный ресурс] //

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

87

Официальный ресурс Минобрнауки России. Режим доступа: Ьйр://минобрна-уки.рф/документы/4232

10. Рособрнадзор запретил прием в 8 вузов: новости от 11 июля 2014 г. [Электронный ресурс] // Официальный ресурс Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Режим доступа: http://obrnadzor.gov.ru/ru/ press_center/news/index.php?id_4=4111

11. Соколов М. Что измерил рейтинг Минобрнауки? Статистический анализ [Электронный ресурс] // Портал «Полит.ру». Режим доступа: http://polit.ru/ artide/2013/05/24/rossiyskie_reitingy/

Скудалова Т.В. Свободные экономические зоны: учебное пособие / Т.В. Скудалова. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2013. 156 с.

Рассматривается специфика таможенного регулирования в свободных (особых, специальных) экономических зонах, функционирующих на таможенной территории Таможенного союза, в первую очередь, в Российской Федерации; показаны теоретические, организационные, экономико-правовые и методические основы функционирования свободных экономических зон в мировой и национальной экономике.

Пособие предназначено для студентов факультета таможенного дела и экономического факультета, а также для широкого круга читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.