УДК 903.01/.09
А. О. Пронин 1 2, И. А. Москвитин 2
1 Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия E-mail: [email protected]
2 Восточное общество исторических исследований и реконструкций «Великий Предел» 0201, 416-2 Восточный переулок Байцзывань, район Чаоян, Пекин, 100124, Китай
ТИБЕТСКИЙ «МЕЧ» (ПАЛАШ) ПА-ДАМ С БОГАТОЙ ОПРАВОЙ В ТРАДИЦИОННОМ СТИЛЕ *
История Тибета, тибетских традиционных предметов оружия и технологий их изготовления представляет большой интерес для исследователей. Предметом данной статьи является тибетский «меч» (палаш) па-дам в декоративной оправе, происходящий из одной из частных коллекций восточных древностей с территории КНР. Дается описание палаша и его особенностей. Авторы делают выводы о подлинности предмета, особенностях изготовления и декора оправы. Приводятся аналогии данному изделию, определяется его хронология (XIX в.).
Ключевые слова: Тибет, оружиеведение, меч па-дам (палаш), оформление, стиль, происхождение, хронология.
Изучение предметов вооружения и воинской экипировки населения Тибета имеет важное значение для анализа процессов взаимодействия и взаимовлияния воинских традиций Тибета, Китая, тюркских и монгольских кочевых народов в позднем Средневековье и раннее Новое время. К сожалению, в отечественной историографии сложилась определенная практика недооценки уровня развития военного дела у тюркских и монгольских народов Южной Сибири в этот исторический период. Ю. С. Худяков и Л. А. Бобров отмечают, что, в частности, практически все известное позднесредневековое длинноклинковое оружие с территории Южной Сибири и Центральной Азии в российской историографии трактуется даже не просто как «восточно-азиатское» или «цинское», а как «маньчжурское» [Бобров, Худяков, 2008. С. 262]. В то же время существуют объективные факты, подтверждающие, что одними из ведущих производителей мечей в Централь-
ной Азии были тибетские оружейники [Там же. С. 264].
Основным длинноклинковым оружием воинов Центральной Азии и Южной Сибири были однолезвийные палаши и слабоизогнутые сабли. Тем не менее, судя по сохранившимся письменным источникам и изображениям, практически на всей территории Южной Сибири, Центральной Азии, Монголии и Тибета определенной популярностью пользовались и обоюдоострые мечи [Там же]. Здесь мы сталкиваемся с проблемой терминологии. Дело в том, что согласно принятой в отечественном оружиеведении классификации под термином «меч» принято понимать именно оружие с обоюдоострым прямым клинком. Длинноклинковое же оружие с прямым однолезвийным клинком, к которому относится и рассматриваемый нами предмет, принято относить к «палашам». В то же время в западной историографии устоялся термин «меч» («sword»), объединяющий и однолезвийные, и обою-
* Работа выполнена в рамках тематического плана (НИР 1.5.09) и АВЦП «Развитие научного потенциала ВШ (2009-2010 годы)» (проект РНП 2.2.1.1/1822) Рособразования.
ISSN 1818-7919
Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2010. Том 9, выпуск 7: Археология и этнография © А. О. Пронин, И. А. Москвитин, 2010
доострые клинки. В данном случае представляется целесообразным атрибутировать рассматриваемое оружие как «палаш», что соответствует принятой в отечественной науке классификации, с оговоркой относительно англоязычного термина «sword» в силу необходимости работы с англоязычной литературой. Следует отметить, что термин «палаш» переводится на английский язык как «broadsword». Необходимо также пояснить ситуацию с такой терминологией в китайской историографии. Там прямой дву-лезвийный (обоюдоострый) меч принято обозначать термином цзянь [jian; По
отношению к однолезвийным длинным клинкам применяются несколько терминов. Так, массивные длинные однолезвийные клинки с изгибом обозначаются как дадао [dadao; j\J}], что можно перевести как «большой нож». Прямые однолезвийные клинки, соответствующие принятому в отечественной историографии понятию «палаш», китайские исследователи обозначают термином чжидао [zhidao MTJ], переводимым как «прямой нож» или «прямой меч» [Huang Pujiang, 2007. P. 15, 63].
Как мы уже отмечали [Пронин, Москвитин, 2010], особенностью исследований предметов вооружения средневекового Китая и Тибета, а также формирования соответствующей базы данных, являются достаточно широкие возможности по формированию круга источников. Помимо материалов археологических исследований и письменных документов, играющих важнейшую роль в изучении вооружения и военного дела народов Китая, Центральной и Северной Азии, перспективным направлением является изучение обширного музейного фонда КНР, России и государств Центральной Азии. В данном отношении особенностью тибетского оружия является традиционная практика дарений искусно украшенных клинков храмам и монастырям, благодаря чему в них собраны значительные коллекции мечей и других предметов вооружения. В настоящее время многие из таких предметов попадают в открытый оборот и частные коллекции. В связи с этим изучение подлинных предметов, находящихся в свободном обороте в среде коллекционеров и дилеров антиквариата, является интересным и актуальным направлением исследовательской работы. В отличие от археологи-
ческих находок, материалов этнографических сборов и вещей из музейных коллекций, являющихся предметом изучения для специалистов и постоянно вводящихся в научный оборот, доступ к находящимся в частном обороте подлинникам затруднен. Это объясняется комплексом различных причин - несовершенством законодательства ряда государств, ограничивающего оборот предметов антиквариата и культурных ценностей, требованиями безопасности и конфиденциальности со стороны самих коллекционеров и дилеров и т. д. Усложняет ситуацию также значительное количество поддельных предметов, зачастую влияющих на негативное отношение научного сообщества к вещам из частных собраний в целом.
Предметом данной статьи является тибетский «меч» в декоративной оправе (рис. 1), в настоящее время содержащийся в одном из частных собраний на территории КНР 1. Он является очень редким экземпляром, до конца 1990-х гг. находившимся в одном из собраний в г. Лхаса (со слов предыдущего владельца).
Перед авторами настоящей статьи стоят следующие задачи:
• установить, является ли представленный предмет оригинальным образцом тибетского «меча» типа па-дам;
• охарактеризовать стиль его оформления;
• определить время создания предмета;
• уточнить отнесение его к определенному типу длинноклинкового оружия, соответствующему отечественной терминологии;
• сделать вывод о том, представляет ли рассматриваемый предмет ценность культурно-исторического характера.
В ходе изучения предмета был применен метод визуального и сравнительного анализа «меча», деталей оправы и художественной композиции (без демонтажа деталей оправы). В работе использовались измерительные и увеличительные приборы.
Первичный визуальный осмотр «меча» и его деталей показал следующее (мм): общая длина - 1 008; длина рукояти - 185; общая ширина - 58; общая длина клинка - 820;
1 Пронин А. О., Москвитин И. А. Китайский меч «шуанши цзянь». 2009. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.seiten.msk.ru/seiten/dj2.html (дата обращения 24.09.2010).
Рис. 1. (фото) Общий вид палаша (сталь, медный сплав, дерево, кожа, ткань, бирюза, коралл, золото)
Рис. 2. (фото) Рукоять палаша (медный сплав, дерево, кожа, золото, коралл)
максимальная толщина клинка - 5-7; максимальная ширина ножен - 75,8; ширина по гарде - 81,8. Оправа неразборная, выполнена очень качественно и богато оформлена, с грамотным использованием бирюзы и коралла. Украшения оправы из бирюзы и коралла имеют легкие повреждения. В целом «меч» выполнен в традиционном тибетском стиле, с использованием изображений дракона и растительного орнамента (рис. 1-7).
Рукоять также выполнена в традиционном тибетском стиле, оклеена кожей ската зеленоватого цвета (см. рис. 2). Металлические детали вызолочены. В «гнездо» навер-шия рукояти, выполненного в виде трехле-песткового бутона с двойным бортиком по периметру, вставлен камень - красный коралл на железном штифте. Огранка коралла - в форме невысокого цилиндра, полировка камня соответствует полировке кабошон, гладкая, без граней. Основное поле навершия рукояти заполнено растительным орнаментом из завитков. Гарда округлой формы с фестончатым краем и вертикальным щитком, покрыта растительным орнаментом. Оковка устья ножен имеет короно-образную форму (см. рис. 2).
Деревянные ножны обтянуты кожей буйвола темного цвета, пропитанной жиром (см. рис. 3, 4). На конце ножен имеется округлое расширение (см. рис. 5). Металлические детали оправы и оковки ножен изготовлены литьем и чеканкой, покрыты сусальным золотом. Мотив на прорезных деталях обкладки ножен напоминает традиционный китайский декоративный мотив - «дракон, играющий с жемчужиной». Однако сами драконы, пробирающиеся в растительных зарослях, выполнены не в китайском, а тибетском стиле (см. рис. 4, 5). Место жемчужины занимает коралл. Подвесы выполнены в виде крупных орнаментированных трапециевидных пластин, верхняя из которых
крепится к поперечной планке-обоймице, инкрустированной бирюзой. К проушинам пластин подвеса крепится шнур из шелка желтого цвета с красноватым оттенком. Орнамент на пластинах подвеса представляет собой изображения голов божеств либо дэвов («маска Ци Па Та» [Тм Ра Та] (см. рис. 3, 4); подобные изображения известны на тибетских и цинских клинках начиная с XV и вплоть до ХУШ-Х1Х вв.), с кистями рук, в обрамлении завитков.
Оформление ножен визуально разделяется на две части (см. рис. 1-5). Верхняя обтянута пропитанной жиром кожей буйвола, края и устье ножен закрыты орнаментированными медными оковками, покрытыми золотом. Традиционный растительный орнамент оковок выполнен в виде завитков и листьев. Отходящая от верхней трапециевидной пластины подвеса планка-обоймица также орнаментирована и украшена посередине медальоном в виде четырех лепестков с завитками, в центре которого закреплен камень - бирюза (огранка кабошон, округлой формы). Нижняя часть ножен закрыта прорезной орнаментированной накладкой на красной тканевой (вытертой, с бархатистой поверхностью) подложке. Орнамент медной накладки, покрытой золотом, выполнен в виде двух извивающихся драконов в завитках, тянущихся к жемчужине. На месте жемчужины закреплен красный коралл (кабошон цилиндрической формы) на железном штифте. Конец ножен имеет округлое расширение, покрытое позолоченными накладками, орнаментированными узором из завитков. На круглом расширении ножен расположен круглый полусферический медальон диаметром 45 мм, украшенный изображением извивающегося в завитках дракона (см. рис. 5). Как и предыдущие, это традиционная для китайского искусства композиция в исполнении тибетских мастеров. Ажурные накладки и медальон -составные. Торцы ножен также покрыты орнаментированными узором из завитков оковками. Узоры выполнены чеканкой. Оборотная сторона ножен лишена украшений. «Меч» предназначался для ношения на левом боку.
Клинок однолезвийный с прямым обушком и со скошенным концом (см. рис. 6-7). Выкован из дамасской стали. По всей его длине прослеживается узор в виде параллельных прослоек металла разной углерод-
Рис. 3. (фото) Часть ножен с верхним подвесом (дерево, кожа, медный сплав, золото, бирюза)
Рис. 4. (фото) Часть ножен с нижним подвесом (медный сплав, ткань, коралл, золото)
Рис. 5. (фото) Нижняя часть ножен (металл, ткань, коралл, золото)
Рис. 6. (фото) Средняя часть клинка палаша (сталь)
Рис. 7. (фото) Конец клинка палаша (сталь)
ной насыщенности. В целом узор соответствует известным примерам тибетских клинков. Разница в светлых и темных полосах -следствие грубой чистки клинка наждачной бумагой, в результате чего были сняты окислы выступающих участков поверхности клинка. В то же время участки углублений сохранили следы коррозии.
В целом, несмотря на клинок с многочисленными следами коррозии, «меч» имеет очень красивую оправу качественной и, в некоторых случаях, уникальной отделки и поэтому представляет собой один из редких образцов такого оружия.
Реально, наиболее распространенным типом длинноклинкового оружия в Тибете в XVII-XIX вв. являлись палаши. Средняя длина такого оружия составляла порядка 800-900 мм, но выделяются также короткие (600-700 мм) и, наоборот, более длинные (990-1 080 мм) варианты. Концы однолез-вийных клинков скошены под углом. Ножны обычно деревянные, относительно редко обтягиваются кожей. Рукоять часто была покрыта кожей либо туго обвита медной проволокой. Характерной деталью многих тибетских палашей является трехлепестко-вое навершие, символизирующее «ваджру» и имевшее в центре гнездо для камня. На-вершие рукояти, а также перекрестие часто украшались серебряной насечкой, бирюзой (или металлическим орнаментом). Перекрестие обычно округлое, часто овальное. Гарды более сложной формы встречаются редко (обычно на богато оформленных клинках). Темляк прикреплялся либо к на-вершию, либо к рукояти. Образцы с длинной рукоятью встречались сравнительно редко и почти совершенно вышли из употребления.
Традиционно выделяют три типа тибетских «мечей»: па-дам, ти и ре-ти. Па-дам (dpa'-dam) - «меч» (палаш) с длинной рукоятью, находился на вооружении тибетской пехоты до введения современного оружия в войсках лхасского правительства. Длина таких «мечей» составляла приблизительно один метр. Они носились подвешенными к поясному ремню либо впереди, заткнутыми за пояс. В редких случаях, при транспортировке, переносились за спиной. Ряд исследователей отмечают, что традиционной тибетской практике соответствует ношение
мечей и палашей спереди, заткнутыми за пояс. Практика ношения меча в горизонтальном положении, подвешенным к плечевой портупее, является влиянием монгольской и китайской моды [Горелик, 2002. С. 14, рис. 82, 5; 83, 1-6.; Бобров, Худяков, 2008. С. 274]. Наличие крупных трапе цие-видных пластин подвеса на ножнах рассматриваемого нами «меча» говорит как раз о таком способе ношения.
Фотография тибетского принца, носящего меч, либо палаш, оформленного в схожей манере, опубликована в журнале «National Geographic» в 1925 г. Позже она была приведена в работе С. Д. Б. Брайана [Bryan, 1987. P. 189]. Западные исследователи, в частности Л. А. Джонс, отмечают, что представители народности khampas (Восточный Тибет) могли иногда носить подобные длинные «мечи» либо короткие мечи, оформленные в похожем стиле, длиной примерно от места сгиба локтя до кончика пальцев на вытянутой ладони («cubit length short sword»), а также утилитарный «мясной нож» (meat knife) 2.
Тибетские мечи и палаши также известны в коллекциях и экспозициях крупнейших музеев, таких как Королевский Арсенал (Royal Armouries) в г. Лидсе (Великобритания) и музей Метрополитен в г. Нью-Йорк (США). В их собраниях содержится значительное число образцов тибетского длинно -клинкового оружия, в том числе длинные обоюдоострые мечи, у которых стиль оформления наверший рукоятей соответствует описываемому в настоящей статье предмету вооружения [Бобров, Худяков, 2008. С. 264-265, рис. 80, 1, 2]. В собрании музея Виктории и Альберта в Лондоне (Великобритания) содержится образец тибетского обоюдоострого меча, оформление рукояти которого (орнаментированное трех-лепестковое навершие с камнем, трапециевидная муфта и округлая гарда с вертикальным бортиком) полностью соответствуют описываемому нами образцу. Его общая длина составляет 845 мм, в том числе длина клинка - 718 мм [LaRocca, 2006; Бобров, Худяков, 2008. С. 265. Рис. 80, 3].
2 Jones L. A. Tibetan swords. 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vikingsword.com/ ethsword/tibet/index.htm (дата обращения 30.09.2010).
Т. Ричардсон считает прямые однолез-вийные клинки тибетских палашей с характерным коротким скошенным под углом концом архаическим наследием, многовековой традицией. Среди значительного количества изученных им образцов он выделяет «богатые» и «простые» типы, причем для последних он крайне осторожно предполагает связь с Бутаном [Richardson, 1989. P. 184.]. Другой исследователь, Ш. Джонс, описывая тибетские клинки из коллекций датских музеев, проводит различие между образцами клинков, чей скошенный под углом конец выполнен вытянутым и острым (образующим острый угол), и образцами с коротким скошенным концом [Jones, 1996. P. 173, 173-175, 194, 212-213]. К сожалению, описывая данные типы клинков тибетских палашей, автор не привел иллюстраций. Согласно его данным, средняя длина лезвия тибетского палаша из числа изученных им составляет 635 мм.
Особенностью тибетских палашей являются клинки составной (пакетной) конструкции, с несколькими связками, очевидно, располагающимися на участке от 2/3 до 1/2 ширины клинка, ближе к обуху. Видимые вследствие дифференциального патинирования различных материалов полосы «узора» со слабо выраженной волнообразностью в целом располагаются вдоль клинка. На участке острия клинка пары полос сходятся, что свидетельствует о технике кузнечной сварки «бок-о-бок» («side-by-side welding of a nested series of hairpin rods») серий сложенных вместе стержней. С. C. Смит, описывая эту технологию изготовления тибетских клинков, употребляет в отношении стержней, из которых набирался пакет, термин «шпилька» [Smith, 1960. P. XXII, 8-9]. Л. Джонс указывает, что такая практика имеет традиционное тибетское название Х'гу Цзи (Hgu Zi) 3.
Исходя из всех приведенных сведений можно заключить, что изученный нами предмет является оригинальным образцом тибетского «меча» па-дам (dpa'dam). По отечественной терминологии, это, несомненно, палаш. Его изготовление относится
3 Jones L. A. Tibetan swords. 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vikingsword.com/ ethsword/tibet/index.htm (дата обращения 30.09.2010).
к XIX в., однако клинок и оправа в данном виде, возможно, были объединены в начале ХХ в., что подтверждается разницей в состоянии клинка и оправы, а также патинированием металлических штифтов камней оправы.
В ходе сложных исторических событий ХХ столетия на территории Китая и Тибета значительная часть вооружения тибетских воинов утрачена. Часть мечей, палашей, сабель и кинжалов была изъята силовыми ведомствами КНР и, за небольшим исключением, подлежала утилизации. В настоящее время подобные предметы вооружения являются одними из самых редких, поэтому данный образец, уверенно относимый к числу изделий тибетского происхождения, представляет несомненный научный интерес для отечественных и зарубежных исследователей в области истории вооружения народов Центральной и Восточной Азии.
Список литературы
Бобров Л. А., Худяков Ю. С. Вооружение и тактика кочевников Центральной Азии и Южной Сибири в эпоху позднего Средневековья и раннего Нового времени (XV - первая половина XVIII в.) / Под ред. В. П. Ни-конорова. СПб., 2008. 776 с.
Горелик М. В. Армии монголо-татар X-XIV вв. Воинское искусство, снаряжение, оружие. М.: ООО «Восточный горизонт», 2002. 84 с.
Пронин А. О., Москвитин И. А. Китайский меч цзянь с оправой в стиле шуанши // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2010. Т. 9, вып. 5: Археология и этнография. С. 210-218.
Bryan C. D. B. The National Geographic Society: 100 Years of Adventure and Discovery. N. Y.: Harry N. Abrams, Inc., 1987. 484 p.
Huang Pujiang. Zhongguo Daojian. Jinan: Mintian, 2007. 252 c. (на кит. яз.)
Jones S. Tibetan Nomads: Environment, Pastoral Economy, and Material Culture. N. Y.: Thames and Hudson, 1996. 463 p.
LaRocca D. Warriors of the Himalayas. Rediscovering the Arms and Armour of Tibet. N. Y.: The Metropolitan Museum of Art, 2006. 320 p.
Richardson T. «China and Central Asia» in Swords and Hilt Weapons. N. Y.: Weidenfeld and Nicolson, 1989. 240 p.
Smith C. S. A History of Metallography: The Development of Ideas on the Structure
of Metals Before 1890. Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1960. Vol. 22. 291 p.
Материал поступил в редколлегию 30.09.2010
A. O. Pronin, I. A. Moskvitin
RICHLY DECORATED TIBETAN SWORD (BROADSWORD) DPA'DAM WITH TRADITIONAL STYLE MOUNTING
The history of Tibet, tibetan traditional arms and armour, as well as the original technologies of it's making, shows it's actual and growing interest for modern researchers. The subject of this article is the Tibetan sword (broadsword) dpa'dam with mounting decorated, from one of the private collections of oriental antiquities from the People's Republic of China. The article represent the description of the sword and it's peculiarities. Due to the description of this sword and the analysis of it's characteristics, authors of the article came to the conclusion about sword's authenticity, technical peculiarities of it's making and characteristics of it's decorations. Brief description of the sword's analogues helps to understand all it's peculiarities. Its chronology (XIX century) is defined.
Keywords: Tibet, sword (broadsword) dpa'dam, decoration, style, origin, chronology.