ЭТНОГРАФИЯ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ
УДК 903.01/.09
А. О. Пронин 1' 3' 4, Ю. С. Худяков 1' 2
1 Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия
2 Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия
3 МБУ К ГН «Музей Города Новосибирска» ул. Советская, 24, Новосибирск, 630099, Россия
4 Восточное общество исторических исследований и реконструкций «Великий Предел»
0201, 416-2 Восточный переулок Байцзывань район Чаоян, Пекин, 100124, Китай E-mail: [email protected]
ТИБЕТСКИЕ ПАЛАШИ ПА-ДАМ XVIII-XX ВЕКОВ ИЗ ЧАСТНЫХ СОБРАНИЙ КИТАЯ И ИЗРАИЛЯ *
Изучение военной истории Тибета, предметов тибетского оружия и традиционных технологий их изготовления представляет большой научный интерес. Предметом данной статьи является один из видов тибетских «мечей» (палашей) па-дам в декоративной оправе из частных коллекций в Китае и Израиле. Публикация содержит анализ изученности этих предметов и описание некоторых палашей, особенностей их оформления. Авторы делают заключение о хронологии и культурной принадлежности, особенностях изготовления и декора анализируемых палашей.
Ключевые слова: Тибет, оружиеведение, палаш па-дам, производственные и технологические процессы, реконструкция.
Изучение оружия, воинского и конского снаряжения тибетских воинов позднего средневековья и Нового времени представляет значительный научный интерес не только для военной истории этого автономного района современного Китая, но и всего историко-культурного региона Центральной Азии. В рассматриваемую эпоху, когда Тибет являлся важным духовным центром для приверженцев одного из основных направлений буддизма, в хранилищах тибетских ламаистских монастырей скопилось значительное количество дорогого парадного оружия, преподнесенного в качестве даров этим религиозным учреждениям. Традиция
почитания старинного оружия сохранялась в Тибете вплоть до середины XX в. Часть такого оружия находилась в арсеналах тибетских горных крепостей «дзонгов». В конце XIX - начале XX в. много средне -векового оружия было вывезено из Тибета участниками зарубежных экспедиций и сохранилось в музеях разных стран Европы, Азии и Америки. В результате культурной революции в Китае некоторые тибетские храмы были уничтожены, а хранившееся в них оружие расхищено. Часть этих предметов вооружения оказалась вывезена в разные страны и продана на антикварных рынках. В настоящее время они попали
* Работа выполнена в рамках ГК № 14.740.11.0766 ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России».
ISSN 1818-7919
Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2011. Том 10, выпуск 5: Археология и этнография © А. О. Пронин, Ю. С. Худяков, 201 1
в открытый оборот и частные коллекции. Доступ к ним затруднен, что объясняется комплексом различных причин - несовершенством законодательства ряда государств (ограничивающего оборот предметов антиквариата и культурных ценностей), требованиями безопасности и конфиденциальности со стороны самих коллекционеров и дилеров и т. д. Усложняет ситуацию также значительное количество поддельных предметов, зачастую влияющих на негативное отношение научного сообщества к вещам из частных собраний в целом [Пронин, Моск-витин, 2010а. С. 210-211]. В связи с этим изучение подлинных предметов, находящихся в свободном обороте в среде коллекционеров и дилеров антиквариата, является интересным и актуальным направлением исследовательской работы. Формирование в последние годы сообществ коллекционеров и рынка культурных ценностей, находящихся в свободном обороте в ряде стран, в частности в России, привело к созданию института аттестованных органами по охране памятников истории и культуры экспертов по культурным ценностям. Их деятельность позволяет проводить экспертный анализ некоторой части таких предметов, что в основном связано с потребностями ввоза и вывоза культурных ценностей с территории определенного государства. Важно, что работа экспертов позволяет выявлять подлинные и поддельные предметы, а также вводить их в легальный оборот и в научную литературу.
К сожалению, подлинные тибетские палаши, находящиеся в частных коллекциях, как правило, вырваны из исторического контекста. Информация об их первоначальных владельцах, связанных с ними исторических событиях, их временной и географической локализации во многих случаях утрачена, что осложняет работу исследователя и является очень серьезной проблемой для атрибуции таких предметов и их введения в научный оборот. Более того, зачастую невозможно установить даже место хранения или владельца рассматриваемого предмета в предшествующие десятилетия. Данные обстоятельства необходимо учитывать при их изучении.
В КНР, Израиле, США и ряде других государств рынок культурных ценностей имеет многолетнюю практику взаимодействия государства, частных ценителей и дилеров,
а также поддержку профессиональных экспертных сообществ. В предыдущей публикации один из авторов настоящей статьи уже отмечал увлечение коллекционированием антикварных предметов гу ванъ как характерное для традиционной китайской культуры в целом [Там же. С. 211], а также зафиксированную другими исследователями традиционного китайского общества «любовь китайских ученых к антикварным вещам» [Малявин, 2001. С. 199-200]. Антикварный предмет навевает жителям Китая чувство незапамятного, неисповедимого совершенства и соотносится с представлениями об эстетическом объекте как о реальности вообще, основанными на идее общего и непрерывного «превращения» (хуа), исключавшей статичное созерцание. В музейных фондах КНР, США, Великобритании, России и других стран к настоящему времени известны 29 тибетских палашей, изученных отечественными исследователями [Бобров, Худяков, 2008. С. 271]. В то же время, в реальности их количество должно быть гораздо больше, особенно с учетом материалов частных собраний.
В силу удаленности и труднодоступно-сти Тибетского нагорья от сопредельных районов Евразийского континента, где в Новое время развертывались активные военные действия с применением ручного огнестрельного оружия и артиллерии, комплекс вооружения тибетских воинов сохранил традиционные для позднего средневековья компоненты холодного наступательного оружия дистанционного и ближнего боя и средства защиты, которые использовались вплоть до начала XX в. Как отметил российский путешественник П. К. Козлов, совершивший путешествия по восточным районам Тибетского нагорья, тибетские мужчины гордятся «своими воинскими доспехами, в особенности ружьем и саблей, на украшение которых серебром и цветными камнями тратится немало денег» [1947. С. 234].
Среди различных видов вооружения тибетских воинов наибольшее внимание европейскими и российскими учеными уделялось анализу средств индивидуальной металлической защиты, что обусловлено, в первую очередь, значительным количеством хорошо сохранившихся панцирей, шлемов, щитов и других защитных приспособлений [Robinson, 1967. P. 160-163]. В меньшей
степени изучено тибетское клинковое оружие. Так, в книге А. фон Ле Кока опубликована сабля, как предположил исследователь, «китайской работы», c длинным слабоизогнутым клинком, дисковидным перекрестием, изогнутой рукоятью и фигурным навер-шием, подобная тибетским саблям [Le Coq, 1916. S. 35]. В книге Р. Карутца упомянуты тибетские «прекрасные мечи» и приведено изображение такого меча в ножнах с округлым перекрестьем и навершием [Karutz, 1925. S. 56]. Во время своего паломничества в Тибет в 1899-1902 гг. Г. Цыбиков описал вооружение тибетских воинов, в том числе «сабли» - точнее палаши, с прямым одно-лезвийным клинком, скошенным острием, округлым перекрестием и навершием [1918. C. 210-214]. Из паломничества в 1901-1903 гг. в Тибет бурятский лама А. Доржиев привез в Россию несколько образцов традиционного вооружения, в том числе тибетский меч, который хранится в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого в Санкт-Петербурге.
Относительно длинноклинкового оружия Ю. Н. Рерих полагал, что тибетские кочевники, «издавна находившиеся в контакте с китайцами, хуннами и индо-скифами», переняли «это новое вооружение и сохранили его до наших дней». Ученый выделил три типа тибетских мечей. К первому он отнес мечи па-дам (dpa'dam) с прямым клинком и скошенным острием, длинной рукоятью, обтянутой кожей или обвитой медной проволокой - подобные мечи были на вооружении у тибетских пехотинцев и носились в ножнах за спиной либо спереди, заткнутыми за пояс [Рерих, 1999. С. 47]. Судя по скошенному острию, клинок у таких мечей был однолезвийным. Ко второму типу отнесен меч mu (gri) с длинным прямым однолез-вийным клинком, скошенным острием, прямым перекрестием, длинной рукоятью, покрытой кожей или деревянной обкладкой, фигурным навершием. Исследователь отметил, что у таких «мечей», точнее палашей, навершие и перекрестие часто украшаются бирюзой, камнями или металлическими пластинами с цветочным или геометрическим орнаментом. По мнению Ю. Н. Рериха, подобные палаши восходят к «сарматским мечам Ханьской эпохи». В третий тип ученый выделил мечи pe-mu (ral-gri) с длинным прямым, вероятно, двулезвийным клинком,
удлиненно-треугольным острием, с короткой рукоятью, фигурными перекрестием и навершием. Навершие и перекрестие рукояти украшены бирюзой, камнями и орнаментированными пластинами. Помимо мечей и палашей исследователь описал и тибетские сабли [Там же. С. 48-49]. На важное значение собранных Ю. Н. Рерихом материалов по тибетскому оружию ранее уже обращалось внимание [Худяков, 1976].
Другой исследователь, Л. Джонс, описывая тибетские клинки из коллекций датских музеев, приводит примеры двух тибетских палашей с длинными клинками. Согласно его описанию, приведенные им палаши изготовлены «из железа», рукояти расположены так, что «правая рука может лечь на нее» (рис. 1); в ножны, промеж металлических обкладок, вставлены украшения либо длинная полоса шерстяной ткани, соответствующая традиционному тибетскому костюму, прочно закрепленные между металлических частей оправы ножен 1.
Относительно длинноклинкового оружия народов Южной Сибири и Центральной Азии позднего средневековья и раннего Нового времени в отечественной историографии остается открытым вопрос о взаимовлияниях военных традиций тибетцев и окружавших их народов [Бобров, Худяков, 2010. С. 207-232]. В этой связи изучение клинкового оружия тибетского производства имеет важное значение для изучения процессов взаимодействия и взаимовлияния в сфере военного дела народов данного обширного региона.
Предметами изучения в данной статье являются несколько тибетских палашей па-дам (ёра'ёаш) 2 в декоративной оправе, в настоящее время содержащихся в частных собраниях на территории КНР и Израиля. В силу уникальности этих предметов, а также малой доступности для исследователей, авторы считают необходимым привести детализированные описания и фотографии палашей, таким образом введя в научный оборот результаты их изучения. В ходе изучения представляемых предметов приме-
1 Jones L. A. Tibetan swords. 2008. URL: http:// www.vikingsword.com/ethsword/tibet/index.htmI (дата обращения: 30.09.2010).
2 См. также: Пронин А. О., Москвитин И. А. Тибетский палаш Па-дам. 2009. URL: http://www.seiten. msk.ru/seiten/dj2.htmI (дата обращения: 24.09.2010).
Рис. 1 (фото). Традиционный вариант ношения тибетского палаша па-дам (по: [Т1Ье-1ап..„ 2001. Р. 109])
нялся метод их визуального и сравнительного анализа, включая детали оправ и художественных композиций (без демонтажа деталей оправ).
Все анализируемые в настоящей статье изделия по форме клинка и рукояти относятся к одному типу палашей с прямым од-нолезвийным клинком, скошенным острием, прямой рукоятью, перекрестием и наверши-ем. По особенностям оформления оправы ножен, перекрестия и навершия среди них выделяется 4 варианта.
Вариант 1 - богато украшенный палаш па-дам с золочением деталей оправы, прямым многочастным перекрестием и фигур-
ным навершием рукояти, выполненный в традиционном тибетском стиле с использованием изображений дракона и растительного орнамента (ранее подробно рассмотрен одним из авторов данной работы и И. А. Москвитиным) [Пронин, Москвитин, 2010б. С. 207-210]. Неразборная оправа клинка отличается качественным исполнением и богатым оформлением с инкрустациями из бирюзы и коралла. Интересно, что схожий способ огранки и крепления камней на предметах декоративно-прикладного искусства и ювелирных изделиях до последнего времени применялся в Центральной Азии (камень цилиндрической формы закреплен
на штифт, проходящий по просверленному в центре отверстию через весь камень по его вертикальной оси; выступающий кончик штифта расклепан, что обеспечивает надежное закрепление камня в гнезде). Пример современного применения подобного способа оформления декоративных металлических предметов можно видеть, например, в работах узбекских мастеров [Шаякубов, 1994. С. 104. Рис. 49]. Рукоять палаша покрыта кожей ската зеленоватого оттенка. Для отечественных специалистов подобный материал является необычным, поэтому часто кожу ската, широко применявшуюся для покрытия рукоятей и ножен клинкового оружия народов Восточной Азии, иногда называют «зернистой кожей» [Бобров, Худяков, 2008. С. 274]. В то же время применительно к японскому оружию устоялся термин саме - «кава», известный в Европе как «галюша» [Хорев, 2010a. С. 43, 92, 154; 2010б. С. 124-125; 2010в. C. 90-92], а в англоязычной - «кожа ската» (ray skin) [Dawson, 2007. P. 41, 54, 62].
Металлические детали оправы и оковок ножен изготовлены литьем и чеканкой и покрыты сусальным золотом. На конце ножен имеется округлое расширение, являющееся частью распространенной в оправах тибетских палашей па-дам U-образной накладки. Наибольшая ширина расширения составляет 75,8 мм. Интересно, что подвесы ножен данного палаша довольно широко разнесены друг от друга (расстояние между краями трапециевидных пластин подвеса составляет около 24,4 см).
Общая длина палаша 1 008 мм с ножнами, длина клинка - 820 мм [Пронин, Москвитин, 2010б. С. 206-212].
Ближайшие аналоги данного палаша содержатся в собраниях крупнейших музеев мира, например Метрополитен (Нью-Йорк) [Heilbrunn..., 2000; LaRocca, 2006. P. 157. Pic. 61; Бобров, Пронин, 2011. С. 247. Рис. 1]. В англоязычной литературе подобные палаши датируются XVII-XIX вв. [LaRocca, 2006; Heilbrunn., 2000], однако значительное число их относят к XIX в. 3 Изготовлен этот палаш в XIX в., однако клинок и оправа в современном виде, возможно, были объединены в начале ХХ в. [Пронин, Москвитин, 2010. С. 211]. До конца 1990-х гг. палаш находился в одном из собраний в г. Лхаса (со
слов предыдущего владельца); в настоящее время находится в частном собрании в Пекине (КНР).
Вариант 2 - палаш па-дам с украшением бирюзой зеленоватого цвета и золочением отдельных деталей оправы 4. Палаш с прямым многочастным перекрестием, прямой рукоятью с фигурным навершием, выполнен в традиционном тибетском стиле с использованием растительного орнамента. Прямоугольная деревянная рукоять с трехлепест-ковым навершием и трапециевидная муфта на ее основании покрыты гравированным растительным узором из завитков. Металлические детали рукояти сохраняют следы позолоты. Навершие имеет гнездо для крепления крупного камня либо коралла, который в настоящее время утрачен. Как и на рассмотренном нами предыдущем палаше, гарда данного экземпляра имеет округлую форму, фестончатый край и высокий вертикальный бортик, образующий углубление, направленное в сторону острия клинка. Бортик гарды закрывает верхний край устья ножен при хранении или переноске палаша в ножнах. Кованый дамасский клинок имеет характерный узор из светлых и темных полос разной углеродной насыщенности, на участках в районе острия и, наоборот, гарды, сходящихся вместе.
Ножны состоят из деревянных полос, оправленных в металл. Боковые обкладки ножен изготовлены из цельных узких полос металла, украшенных растительным орнаментом из завитков. Ближе к концу ножен полосы соединяются, образуя некое подобие латинской литеры «и». Конец ножен, покрытый металлом, орнаментирован тем же гравированным узором и украшен полусферическим медальоном из белого металла (вероятно, серебра). Участок нижней половины ножен украшен металлической резной пластиной из белого металла, с позолоченным растительным узором из завитков, закрепленной между боковых обкладок ножен. На пластине расположены три камня в гнездах - два крупных коралла и бирюза между ними. Остальное пространство ножен меча покрыто шерстяной тканью с «леопардовым» набивным узором.
Общая длина палаша 787 мм с ножнами, длина клинка 590 см 5. Аналогичный палаш
3 Jones L. A. Tibetan swords. 2008.
4 Ibid.
5 Ibid.
из собрания Музея искусств Метрополитен (Нью-Йорк) датируется XVII-XIX вв. [Heilbrunn..., 2000]. Датируется XIX - началом XX в. В настоящее время находится в частной коллекции А. Ярома в г. Хайфа (Израиль) б.
Вариант 3 - палаш па-дам с прямым многочастным перекрестием, прямой рукоятью с фигурным навершием; выполнен в традиционном тибетском стиле 7. Рукоять состоит из навершия с прорезным узором, муфты и гарды. Каждая из деталей рукояти имеет следы позолоты. Покрытая кожей деревянная рукоять украшена гравированными серебряными накладками с полусферическим медальоном - кнопкой в центре. Концы рукояти закрыты гравированными серебряными ободками. Лицевая сторона трехлепесткового навершия украшена крупным фрагментом бирюзы в круглом гнезде. Навершие и муфта рукояти украшены традиционным растительным орнаментом из завитков. Клинок палаша выкован из сложенных в пакет стержней и имеет характерный узор из волнистых полос, параллельных друг другу, сходящихся вместе у острия.
Деревянные ножны украшены металлической обкладкой (железо), формирующей традиционную U-образную накладку на конце ножен. На участке устья ножен расположена бронзовая муфта с гравированным изображением дракона. Металлические детали оформления на лицевой стороне ножен украшены гравированным традиционным растительным орнаментом из завитков и покрыты золотом. Оборотная сторона ножен лишена украшений.
Общая длина палаша 927 мм с ножнами, длина клинка - 698 мм.
Датируется концом XIX - началом ХХ в. В настоящее время палаш находится в частной коллекции А. Ярома. Владелец палаша описывает его под тибетским названием Ке Три (Ke Tri) 8.
Вариант 4 - короткий палаш па-дам с прямым многочастным перекрестием, прямой рукоятью с фигурным навершием; вы-
6 Авторы выражают признательность коллекционеру и дилеру А. Ярому (A. Yarom) за предоставленную информацию.
7 Yarom A. Long Tibetan Sword - 0305. URL: http://oriental-arms.com/item.php?id=61 (дата обращения: 11.01.2011).
8 Ibid.
полнен в традиционном тибетском стиле 9. Рукоять состоит из навершия, украшенного традиционным гравированным орнаментом из завитков, трапециевидной муфты и гарды округлой формы с вертикальным бортиком. Лицевая сторона трехлепесткового навер-шия украшена крупным красным кораллом, закрепленным при помощи расклепанного на конце металлического стержня (из желтого металла). Средняя часть рукояти прямоугольной формы изготовлена из дерева и покрыта кожей ската сероватого оттенка. Клинок палаша выкован из сложенных в пакет стержней и имеет характерный узор из волнистых полос, параллельных друг другу, сходящихся вместе у острия.
Деревянные ножны украшены металлической обкладкой (железо), формирующей традиционную И-образную накладку на конце ножен. Устье ножен закрыто кожаной муфтой, возможно, это более позднее дополнение. Металлические детали оформления на лицевой стороне ножен украшены гравированным традиционным растительным орнаментом из завитков и покрыты золотом. Стальная полоса с серебряной инкрустацией и красным кораллом, похожим на закрепленный в навершии рукояти, формирует основную часть украшений лицевой стороны ножен. Особенностью крепления кораллов на деталях оправы данного палаша является стержень желтого металла, верхняя часть которого расклепана в виде довольно крупного круга. Есть основания предполагать такое крепление коралла частью декоративного оформления оправы, несущей определенную часть художественной нагрузки (желтый круг на красном). Обратная сторона ножен лишена украшений.
Общая длина 588 мм с ножнами, длина клинка 441 мм. Датируется концом XIX -началом XX в. В настоящее время палаш находится в частной коллекции А. Ярома.
Вариант 5 - длинный палаш па-дам с богатым оформлением из белого металла, рельефными изображениями драконов и перекрестием необычной конструкции 10 . Происходит из Дэргэ (Восточный Тибет). Эфес (гарда, муфта основания рукояти, рукоять и навершие в сборе) полностью металлический, из белого металла, с характерным трехлепестковым навершием и тра-
9 Jones L. A. Tibetan swords. 2008.
10 Ibid.
пециевидной муфтой. Средняя часть рукояти покрыта обмоткой из тонкой цепочки «якорного» типа плетения с мелкими звеньями. Лицевая сторона навершия украшена традиционным гравированным растительным орнаментом из завитков и крупным кораллом полусферической огранки, закрепленным в круглом гнезде. На противоположной стороне навершия месту расположения коралла соответствует прикрепленное к навершию кольцо. Перекрестие палаша выполнено в виде небольшой овальной гарды, которая совпадает по размерам с краями устья ножен. При вложении клинка в ножны она плотно закрывает их устье. В отличие от описанных нами выше палашей, кончик клинка данного экземпляра плавно сужается с обеих сторон на участке от 1/3 до 1/4 длины клинка от острия, а не скошен под углом, как предыдущие образцы. В сечении клинок плоский. Предположительно выкован из составного пакета металлических прутьев, о чем ясно свидетельствуют несколько характерных полос «узора» клинка - но состояние поверхности клинка и имеющиеся в распоряжении авторов данные не позволяют уточнить детали.
Ножны палаша состоят из деревянной основы и металлической обкладки из белого металла. Внешняя обкладка ножен выполнена из цельной полосы металла и огибает ножны по всему периметру, за исключением устья. Оформление ножен соответствует традиционным и-образным обкладкам, применявшимся на тибетских палашах в XIX - начале XX в. И-образная обкладка на конце ножен орнаментирована инкрустированным растительным узором желтого металла. Лицевая сторона ножен украшена восемью крупными камнями в круглых гнездах, разделенных на три группы: верхнюю (2 гнезда с бирюзой и кораллом) - около устья ножен; центральную (3 гнезда, с одним кораллом между двумя камнями бирюзы) - в середине ножен; нижнюю (3 гнезда, с одним камнем бирюзы между двух красных кораллов). Все камни закреплены в гнездах и имеют гладкую полусферическую огранку типа «кабошон». Особенностью центральной металлической вставки, расположенной между полосами обкладки по краям ножен, является богатый «высокий» рельеф. Композиция центральной металлической пластины представляет двух крупных драконов, пробирающихся в зарослях,
образованных узором из завитков. Изображены и два меньших по размерам существ -одно из них, предположительно, гаруда ^агаёа), второе - еще один дракон. Обратная сторона ножен также покрыта белым металлом с гравированным растительным узором.
Общая длина 900 мм (35,3 дюйма) с ножнами, длина клинка 730 мм (28,6 дюймов) [ЬаИоееа, 2006] 11. Датируется началом - серединой ХХ в. В настоящее время находится в частной коллекции А. Ярома.
На основании анализа представленных образцов тибетских палашей мы можем сделать ряд предварительных выводов. Так, однотипная рукоять длинных и коротких палашей па-дам предполагает возможность универсального хвата (в различных вариантах - для возможности нанесения разных ударов), что существенно при использовании оружия в критической ситуации, в условиях стресса. Примеры таких хватов описаны исследователями применительно к кавказскому оружию [Травников, 2010. С. 117; фото 76-78]. Рукоять тибетских палашей па-дам имеет устоявшуюся традиционную форму, оснащена гардой, навершием и обеспечивает определенную защиту руки воина. Необходимость наличия прочного и надежного оружия привела к бытованию неразборных оправ и закрепленных прочно несъемных рукоятей.
Ряд исследователей отмечают, что традиционной тибетской практике соответствует ношение мечей и палашей спереди, заткнутыми за пояс (рис. 1-2). Практика ношения мечей, палашей и сабель в горизонтальном положении, подвешенными к плечевой портупее, является влиянием монгольской и китайской моды (рис. 3) [Горелик, 2002. С. 14. Рис. 82, 5; 83, 1-6; Бобров, Худяков, 2008. С. 274.]. Наличие крупных трапециевидных пластин подвеса на ножнах палаша, отнесенного нами к варианту 1, говорит именно о таком способе ношения [Пронин, Москвитин, 2010б. С. 210].
Особенностью тибетских палашей являются клинки из дамасской стали составной (пакетной) конструкции, с несколькими связками, очевидно, располагающимися на участке от 2/3 до 1/2 ширины клинка, ближе к обуху. Видимые вследствие дифференциального патинирования различных материа-
11 См. также: 1опвя Ь. А. Т1Ье1ап swords. 2008.
Рис. 2 (фото). Примеры традиционного способа ношения коротких тибетских палашей
(по: [Tibetan..., 2001. Р. 68])
Рис. 3 (фото). Вариант ношения традиционного тибетского палаша па-дам на левом боку
(по: [Tibetan..., 2001. Р. 27])
лов - полосы «узора» со слабо выраженной волнообразностью в целом располагаются вдоль клинка. На участке острия клинка пары полос сходятся, что свидетельствует о технике кузнечной сварки «бок-о-бок» (side-
by-side welding of a nested series of hairpin rods) серий сложенных вместе стержней. С. Смит, описывая эту технологию изготовления тибетских клинков, употребляет в отношении стержней, из которых набирался
пакет, термин «шпилька» (hairpin) [Smith, 1960. Pic. XXII, 8-9].
На клинках известных нам тибетских палашей встречается узор двух типов. Узор первого типа, наиболее распространенный, получается благодаря применению описанной выше технологии пакетной сварки сложенных вместе металлических стержней [Ibid.]. Такая техника получила традиционное название Х'гу Цзи (Hgu Zi), в соответствии с традиционной тибетской практикой 12. Волокна полосатого узора, в отечественной литературе иногда называемого «древовидным» [Годеновский, 2010. С. 167], расположены вдоль лезвия клинка палаша. Однако расположение волокон в виде прямых линий не обеспечивало высоких свойств изделия, поэтому мастера ориентировали волокна в разных направлениях, иногда «перепутывали» их, получая в итоге узор из параллельных волнистых линий.
Узор второго типа получается в результате более сложных кузнечных операций. Западные исследователи называют такие характерные грубые завитки jelly-roll, что можно перевести дословно как «желеобразный завиток». На клинках подобные образования повторяются через регулярные интервалы по всей длине. Тибетское название такого узора - Дмар Гуи Гуа Пхаг Па (Dmar Gyi Gya Mtsho Phug Pa) 13.
В условиях необходимости производства значительного количества палашей, а также учитывая разницу в уровне исполнения и качестве самих стальных полос клинков, мы можем предположить существование принципа разумной достаточности требований к качеству изготавливавшихся тибетскими оружейниками палашей, с учетом минимальных требовавшихся для этого трудозатрат и расходов материальных средств. Очевидно, применение технологии производства клинков палашей из сварочных, дамасских сталей, в первую очередь было направлено на достижение требуемого качества и поражающих свойств самих клинков, а также позволяло добиться упрочнения металла, в том числе благодаря трансформациям его структуры - смещениям и дислокациям [Годеновский, 2010. С. 96]. Немаловажной была и возможность использования вторичного сырья - лома пришед-
12 Jones L. A. Tibetan swords. 2008.
13 Ibid.
ших в негодность железных и стальных изделий.
В. И. Басов, проведя серию исследований образцов клинкового оружия из дамасской стали, отмечает, что для дамасских сталей характерен «стандарт» твердости 54-56 ИИС по шкале Роквелла [Басов, 1991; 2001]. Для определения твердости «дамасских» (т. е. сваренных кузнечным способом) клинков тибетского происхождения необходимо проведение серии специальных анализов, планируемых нами в дальнейшем. Это тем более интересно, что мы предполагаем возможное наличие зонной закалки клинков таких палашей.
Интересным направлением развития исследований может стать определение содержания углерода в рассматриваемых нами клинках. Дело в том, что известные высококачественные клинки из дамасских сталей содержат 0,6-0,8 % углерода, в то время как клинки, изготовленные из литого булата, содержат 1,6-2,0 % углерода. С повышением содержания углерода повышаются твердость, износостойкость и прочность стали [Годеновский, 2010. С. 96]. Вероятно, тибетские оружейники эмпирическим путем нашли способ получения прочного металла для изготовления качественного клинкового оружия.
Палаш в первую очередь предназначен для поражения жизненно важных органов противника и нанесения повреждений, делающих невозможными его последующие активные действия. Следовательно, пригодность к нанесению рубящих и колющих ударов является для рассматриваемых нами тибетских палашей па-дам существенной и определяющей. В то же время, исходя из особенностей строения клинков таких палашей, следует учитывать, что они предназначались, в первую очередь, для нанесения рубящих ударов. Говоря о рубящих ударах в рукопашном бою, мы подразумеваем оглушающие, дробящие, отбивающие (защитные) удары, после нанесения которых может последовать новый поражающий, добивающий удар. Бытование длинных и коротких вариантов палашей па-дам позволяет сделать предположение об определенной специализации внутри этого типа тибетского клинкового оружия. Так, короткие палаши были более универсальны и в силу меньшей массивности клинка несколько лучше подходили для нанесения колющих ударов.
Бытование коротких палашей па-дам говорит о необходимости наличия у воина эффективного и безотказного оружия для ближнего боя. Следствием указанной потребности явилось уменьшение длины клинка палаша па-дам, обладавшего удобной для ведения ближнего боя рукоятью, а также уменьшение веса оружия. Такое оружие было удобно постоянно носить при себе и, в случае необходимости, быстро применить по назначению. В «войсковом» бою такое укороченное оружие, скорее всего, играло вспомогательную роль и могло использоваться как резервное. А. Травников предлагает интересный признак, помогающий провести грань между короткими и длинными палашами внутри близких типов клинкового оружия [2010. С. 141]. По его мнению, это характерная возможность нанесения колющего удара коротким клинком (кинжалом) наотмашь при обратном хвате оружия от мизинца вниз. При таком хвате оружие с длинным клинком - мечи или палаши - могли использоваться только для добивания ударом сверху уже поверженного противника.
В целом развитие тибетских палашей, относящихся к типу па-дам, можно рассматривать в нескольких разных аспектах. Во-первых, это изменение и совершенствование качества металла, из которого изготавливались клинки палашей. Во-вторых, изменения и совершенствования самого этого вида оружия в течение всего периода его использования в Тибете в историческом прошлом, начиная с эпох древности, раннего и развитого средневековья. При этом важен учет изменений размеров и форм клинков, соответствующих разным задачам боевого использования, что прослеживается на примере бытования «коротких» и «длинных» палашей рассматриваемого типа.
Развитие информационных технологий облегчает установление и поддержание связей между профессиональными научными сообществами современных государств. В сочетании со сложившимся в последнее время интересом профессиональных исследователей и широкого круга любителей к истории материальной культуры Тибета, это способствует развитию связей коллекционеров с профессиональными исследователями и введению подлинников из частных собраний в научный оборот. Более того, в рамках ЕврАзЭС назрела необходимость принять
единые упрощенные правила оформления импорта и экспорта культурных ценностей 14, что поможет избавиться от лишних таможенных барьеров и административных процедур. Такой шаг позволит вывести значительное количество предметов клинкового оружия, представляющих историческую и культурную ценность, в легальный оборот и тем самым сделать их доступными для научного изучения.
Список литературы
Басов В. И. Булат: линия жизни // Металлург. 1991. № 7. С. 16-23.
Басов В. И. Булат древнейший // Металлург. 2001. № 10. С. 66-67.
Бобров Л. А., Пронин А. О. Тибетские палаши со скошенным острием из музейных собраний Великобритании и США // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2011. Т. 10, вып. 3: Археология и этнография. С. 245-255.
Бобров Л. А., Худяков Ю. С. Монгольские влияния на военное дело тибетцев в позднем Средневековье и начале Нового времени (XIII - XVIII века) // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2010. Т. 5, вып. 3: Археология и этнография. С. 188234.
Бобров Л. А., Худяков Ю. С. Вооружение и тактика кочевников Центральной Азии и Южной Сибири в эпоху позднего Средневековья и раннего Нового времени (XV - первая половина XVIII в.) / Под ред. В. П. Ни-конорова. СПб., 2008. 776 с.
Годеновский Н. Б. Тайна булатной стали. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 382 с.
Горелик М. В. Армии монголо-татар XXIV вв. Воинское искусство, снаряжение, оружие. М.: ООО «Восточный горизонт», 2002. 84 с.
Козлов П. К. Монголия и Амдо и мертвый город Хара-Хото. М.: ОГИЗ, 1947. 328 с.
Малявин В. В. Китайская цивилизация. М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография»; ООО «Издательство АСтрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. 632 с.
Пронин А. О., Москвитин И. А. Китайский меч цзянъ с оправой в стиле шуанши //
14 См.: Кибовский А. Интервью РИА Новости 16.09.2010. URL: http://pacific-history.asia/gryadut-pere-meny-vvoz-i-vyvoz-kulturnyx-cennostej/ (дата обращения: 24.09.2010).
Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2010а. Т. 9, вып. 5: Археология и этнография. С. 210-218.
Пронин А. О., Москеитин И. А. Тибетский меч (палаш) па-дам с богатой оправой в традиционном стиле // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2010б. Т. 9, вып. 7. Археология и этнография. С.206-212
Рерих Ю. Н. Звериный стиль у кочевников Северного Тибета // Рерих Ю. Н. Тибет и Центральная Азия: Статьи, лекции, переводы. Самара: Изд. дом «Агни», 1999. С. 28-55.
Траеникое А. Книга кинжалов. Ростов н/Д: Феникс; Краснодар: Неоглори, 2010. 186 с.
Хорее В. Н. Реставрация оружия. Ростов н/Д: Феникс, 2010а. 251 с.
Хорее В. Н. Японский меч. Десять веков совершенства. Ростов н/Д: Феникс, 2010б. 221 с.
Хорее В. Н. Японское оружие крупным планом. Ростов н/Д: Феникс, 2010в. 254 с.
Худякое Ю. С. Ю. Н. Рерих и изучение истории военного искусства Центральной Азии // Рериховские чтения. 1976 год. К 50-летию исследований Н. К. Рериха на Алтае: Тез. конф. Новосибирск, 1976. С. 39-41.
Цыбикое Г. Ц. Буддист-паломник у святынь Тибета. По дневникам, веденным в 1899-1902 гг. Пг.: Изд. Рус. геогр. об-ва, 1918. 472 с.
Шаякубов Ш. К. Современная миниатюрная живопись Узбекистана: Альбом. Ташкент: Шарк, 1994. 200 с.
Dawson J. Swords of Imperial Japan 1868— 1945. Cyclopedia edition. Newnan: Stenger-Scott Publishing, 2007. 448 p.
Karutz R. Die Völker Nord- und Mittelasiens (Atlas der Völkerkunde. 1.) Stuttgart: Verlag von Strecker und Schröder, Franck-hische Verlagshandlung, 1925. 120 S.
La Rocca D. Warriors of the Himalayas. Rediscovering the Arms and Armour of Tibet. N. Y.: The Metropolitan Museum of Art, 2006. 320 p.
Le Coq A. Völkskundliches aus Ost-Tur-kistan von A. v. Le Coq; mit einem Beitrag von O. v. Falke (mit Unterstutzung der Orlopstif-tung). Berlin: D. Reimer, 1916. VII, 72 S.
Heilbrunn Timeline of Art History. N. Y.: The Metropolitan Museum of Art, 2000.
Robinson H. R. Oriental Armour. N. Y.: Walker and Company, 1967. 257 p.
Smith C. S. A History of Metallography: The Development of Ideas on the Structure of Metals Before 1890. Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1960. XXII, 291 p.
Tibetan Folk Art: Costumes and Ornaments. Chongqing: Chongqing Publishing House, China, 2001. 144 c. (на кит. яз.)
Материал поступил в редколлегию 30.09.2010
A. O. Pronin, Yu. S. Khudyakov
XVIII-XX CENTURIES TIBETAN BROADSWORDS DPA'DAM IN PRIVATE COLLECTIONS OF PEOPLES REPUBLIC OF CHINA AND ISRAEL
The military history of Chinese Tibet, Tibetan traditional things and arms as well as the original technologies research shows it's growing interest for modern researchers. The subject of this article is the Tibetan broadswords dpa'dam with mounting decorated in traditional style, from private collections of oriental antiquities from the People's Republic of China and Israel. Publication represents the description and the analysis of these broadswords characteristics. Authors of the article came to the conclusion about sword's authenticity, technical peculiarities of it's making and characteristics of it's decorations.
Keywords: Tibet, the research of the arms and armory, broadsword d'pa dam, production and technical processes, reconstruction.