Проблемы цивилизационного развития
2019. Т. 1. № 1. С. 146-155 УДК 294.3 (316.722)
Civilization studies review
2019. Vol. 1. No. 1. P. 146-155 DOI 10.21146/2713-1483-2019-1-1-146-155
Л. Б. Четырова
Тибетский буддизм в цивилизационном пространстве России (обзор)
Lyubov B. Chetyrova Tibetan Buddhism in Russia's civilizational expanse
Данный обзор посвящен двум буддийским мероприятиям - майским учениям 2019 года Его Святейшества Далай-ламы XIV в Дхарамсале (Индия, Химачал-Прадеш) и байкальскому ретриту учеников геше Джампа Тинлея (Москва), в котором приняла участие делегация монахов тибетского монастыря Сера Ме (Индия, Билакуппе, штат Карнатака). Во время обоих мероприятий давались учения по теории пустотности, разработанной в школе буддийской философии Мадхьямака Прасангика. Цель данного обзора - показать исторические корни тибето-буддийской цивилизации в пространстве российской культуры, а также дать характеристику явленности тибетского буддизма в современной России, в особенности продемонстрировать способы трансляции буддийской философии в религиозно-просветительском дискурсе. Указанные мероприятия и деятельность буддийских просветителей рассматриваются через призму исторического развития тибетского буддизма в России, а также роли ойратов - предков современных калмыков - в становлении института далай-лам в Тибете.
Использованные в статье материалы интервью с буддийскими учителями позволяют оценить, насколько успешно проходит просветительская деятельность буддийских учителей по преподаванию буддийской философии и дарованию буддийских практик.
Ключевые слова: тибетский буддизм; Россия; Тибет; калмыки; буряты; тувинцы; далай-лама; буддийские учения; буддийская философия; ретрит; шаматха.
This review focuses on two Buddhist events: the His Holiness Dalai Lama XIV teachings in Dharamsala (India, Himachal Pradesh, May 2019) and the Baikal retreat of Geshe Jampa Tinley's students (Moscow). The Baikal retreat was visited by a delegation of the Tibetan monastery Sera Me monks (India, Bilacuppe, Karnataka). Both teachings concentrated on the Madhyamaka Prasangika (school of Buddhist philosophy) theory of empti-
© Л. Б. Четырова
ness. My purpose is to show the historical roots of Tibetan-Buddhist civilization in the Russian culture, as well as to describe the transmission of Tibetan Buddhism in modern Russia. Also the review demonstrates the methods of Buddhist philosophy dissemination in the religious and educational discourse. These events and activities of Buddhist teachers are examined through the prism of the historical Tibetan Buddhism transmission in Russia, as well as that of the role of the Oirats - the ancestors of modern Kalmyks - in the formation of the Dalai Lama position in Tibet. The interviews with Buddhist teachers used in this paper allow to evaluate how successful the educational activities of Buddhist teachers are for instructing in the Buddhist philosophy and sharing Buddhist practices.
Keywords: tibetan buddhism; Russia; Tibet; Kalmyks; Buryats; Tuvans; dalai-lama; buddhist teachings; buddhist philosophy; retreat; shamatha.
Россия в том цивилизационном качестве, в котором она существует ныне, складывалась как полиэтническое и конфессионально весьма разнообразное общество. В религиозной культуре России сегодня представлены все три мировые религии - христианство, ислам, буддизм, а также иудаизм, автохтонные верования коренных народов Сибири и Дальнего Востока. Исторически буддизм в России был представлен традицией Махаяны, а если говорить точнее, то тибетским буддизмом.
Цель данного обзора рассказать о двух событиях, случившихся в этом году и важных с точки зрения поддержания и развития тибето-буддийской традиции в современной России.
10-12 мая этого года в Дхарамсале (Индия, штат Химачал-Прадеш) состоялись юбилейные десятые учения, дарованные Его Святейшеством Далай-ламой XIV российским буддистам. Организаторами учений являются Центральный хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни» (г. Элиста, Республика Калмыкия), Буддийский центр «Ринпоче Багша» (г. Улан-Удэ, Республика Бурятия) и Фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «Сохраним Тибет» (г. Москва).
Необходимость в подобных мероприятиях возникла вследствие того, что Его Святейшеству Далай-ламе XIV, начиная с 2004 года, времени его последнего визита в Россию, отказывают в выдаче российской визы. В. П. Андросов, директор Института востоковедения РАН, говорит: «К сожалению, наши политики не пускают Далай-ламу к своим российским верующим... Они боятся китайской ноты протеста. Причем совершенно напрасно! Дело в том, что Далай-лама выступает за автономию Тибета в составе Китая, которая формально была до 1959 года - года изгнания буддийского духовенства и военного захвата страны китайской военщиной» [1].
С 2009 года учения для российских буддистов стали проводиться в Индии, где находится резиденция Его Святейшества Далай-ламы, по инициативе верховного ламы Республики Калмыкия Тэло Тулку Ринпоче (г. Элиста, Республика Калмыкия, ламы Ело Ринпоче (г. Улан-Удэ, Республика Бурятия). Несколько лет подряд учения для российских
буддистов проводились в Латвии (г. Рига), которая территориально ближе к России, что позволяло минимизировать расходы паломников по участию в учениях.
Майские учения этого года собрали тысячу двести паломников как из этнических регионов, традиционно исповедующих тибетский буддизм, -Калмыкии, Бурятии, Тывы, так и российских мегаполисов, где буддизм, начиная с 90-х годов, стал бурно развиваться [7]. В целом на территории главного тибетского храмового комплекса Цуглакханг присутствовало 7600 человек, среди которых были паломники из 69 стран мира, в том числе 429 паломников из Индии, 254 из Израиля, 194 из США, 147 из Великобритании, 137 из Германии [2].
Для того чтобы понять место и роль тибетского буддизма в цивилиза-ционном пространстве России, следует хотя бы вкратце остановиться на истории его появления здесь. Тибетский буддизм в культурный и религиозный ареал России вошел через двери имперского строительства вместе с ойрат-скими этническими группами торгудов и дэрбетов, со временем сложившимися в российский этнос «калмыки». Эти этнические группы в буквальном смысле добровольно вошли в состав российского государства в 1604 году. Благодаря калмыкам, непосредственным участникам имперского проекта Петра Первого, тибетский буддизм появился в европейской части территории России. Доминирующей буддийской традицией среди калмыков была и является школа тибетского буддизма Гелуг. Именно эта школа получила статус официальной религии в ойратском союзе после съезда 1640 года Большую роль в распространении Гелуг среди калмыков сыграл просветитель Зая Пандита, разработавший собственную калмыцко-ойратскую письменность - тодо бичиг [8, с. 53].
Тесная связь монголоязычных народов с тибетским буддизмом и его нынешним духовным лидером Его Святейшеством Далай-ламой Тенцин Гьяцо имеет давнюю историю. Институт далай-лам был создан и развивался благодаря южным монголам и ойратам1.
Институт далай-лам возник благодаря кукунорскому правителю Алтан-хану (1507-1582, Южная Монголия), входившему в ойратский союз и пожелавшему укрепить свою власть при помощи буддизма. Монгольский правитель приглашает Сонам Гьяцо, тогдашнего духовного лидера школы Гелуг, к себе для того, чтобы принять буддизм и получить наставления. Хан даровал ему титул далай-лама, которым стали именоваться также два его предшественника-перерожденца. Таким образом, Сонам Гьяцо стал третьим далай-ламой [4, с. 38]. Но на этом вмешательство монгольских народов в дела Тибета не ограничилось. Во второй половине XVII века разгорелась война между школой тибетского буддизма Карма Кагью, которую поддержали халха-монголы и Гелуг, поддержанную ойратами-западными монголами. В Тибет вступили войска ойратского Гуши-хана и Батур-хунтайджи, поддержавших Далай-ламу V. Благодаря Гуши-хану Далай-лама впервые обрел духовную и светскую власть над всем Тибетом. Он сделал столицей Лхасу и сформировал правительство. Ойраты оставались в Тибете на правах
Этническая группа ойрат-торгуды, откочевавшая с территории Джунгарии в начале XVII в. на территорию будущей Российской империи, со временем создала здесь свою государственность - Калмыцкое ханство, существовавшее как относительно автономная часть империи [5, с. 178]. Свою роль в создании калмыцкой государственности сыграл Далай-лама V, предложивший правителю калмыков Аюке титул хана. Надо сказать, что за свою долгую политическую жизнь Аюка имел контакты с многими русскими правителями, а с императором Петром Первым лично встречался дважды.
Аюка принимает предложение. В 1690 году китайское посольство доставляет дарованные ему Пятым Далай-ламой2 символы ханской власти - печать и грамоту. Сложилась экстраординарная ситуация, когда легитимацию власти правителя народа, входившего в состав Российской империи, осуществлял не российский император, а глава иностранного государства, в данном случае Тибета3. Это был не имеющий прецедента опыт вхождения народа в пространство строящейся империи и обусловленный этим опыт существования «религии иностранного происхождения» в России. Оценивая опыт имперского строительства и политику в отношении нерусских народов, историк В. П. Трепавлов пишет, что нерусские народы (этносы) выступали в качестве объектов имперской политики, а не субъектов [8, с. 201]. Однако, на мой взгляд, было одно исключение - ойратские этнические группы торгудов и дэрбетов, впоследствии оформившиеся в единый этнос - калмыки, которые стали реальными участниками строительства Империи.
Решения, которые принимали создатели Российской империи, принимались в ходе взаимодействия с политическими элитами нерусских народов. Каждая элита преследовала свои интересы и шла на компромиссы, как в случае с легитимацией ханской власти далай-ламой. Российская имперская элита желала приобрести союзников в Поволжье - Внутренней окраине России и на Юге России - Прикаспии и Северном Кавказе. На условиях заха улус -пограничных людей калмыки вошли в состав Империи [6, с. 150]. Российское государство приобретало в лице калмыков воинов, несущих пограничную
военной касты, не вмешивавшейся в политические дела, но защищавшие институт далай-лам [4, с. 40-42].
Следует уточнить, что Далай-лама V умер еще в 1682 году, но из политических соображений его смерть скрывалась в течение 16 лет.
Российская власть до поры до времени мирилась с таким порядком вещей, так как была заинтересована в военной силе калмыков. Негласно соглашаясь с таким порядком вещей, власть стремилась ограничить автономию калмыков. Начавшаяся после смерти Аюки-хана междоусобица благоприятствовала этому. Ханская печать в период калмыцкой распри оказалась у вдовы его крещеного внука князя Тайшина, крестника Петра Первого. По смерти княгини Тайшиной, жившей в крепости Ставрополь-на-Волге (современный г. Тольятти), печать было приказано разыскать, изъять и хранить в Коллегии иностранных дел.
2
службу и участвующих в составе русской армии в военных походах страны. Интерес России в начале XVIII века состоял в том, чтобы территорию от Самары до предгорий Кавказа, населенную народами, исповедовавшими ислам, контролировали не только православные русские, но и буддисты-калмыки. Калмыки были удобными союзниками Москвы на этом важном направлении геополитических интересов нарождающейся Российской империи. В какой-то мере это препятствовало установлению коалиций с недружественными России государствами и народами, исповедующими ислам. И сегодня этот геополитический интерес не утратил своего значения [6].
Таким образом, почитание и авторитет Далай-ламы среди этнических буддистов в России имеют глубокие исторические корни, что объясняет желание воочию лицезреть Его Святейшество российскими буддистами и получать наставления по сложнейшим буддийским трактатам.
Юбилейные учения были посвящены философскому трактату о природе Будды «Уттаратантра», автором которого буддисты считают Майтрейю -Будду Грядущего. Текст «Уттаратантра», комментарии к которому дал буддийский философ Асанга (IV век), был впервые переведен и опубликован на русском языке. Он повествовал о заложенной в каждом живом существе природе Будды. Согласно данному учению, каждое живое существо, число которых не ограничивается только людьми, обладает природой Будды (тат-хагатагарбхой). Такой потенциал является условием возможности для каждого живого существа достичь состояния просветления благодаря взращиванию в себе любви и сострадания ко всем иным живым существам.
Предваряя наставления по «Уттаратантре» («Неизменная природа»), Его Святейшество напомнил, что для буддистов XXI века недостаточно принятия прибежища в Трех драгоценностях4, основанного лишь на вере, необходимо понимать, в чем суть прибежища и его назначение. Необходимо осознавать важность ахимсы - непричинения вреда живым существам, и каруны - сострадания. Если бы люди руководствовались ахимсой, мотивацией для которой служит каруна (сострадание), то в мире бы уменьшились конфликты и несправедливость [2].
Перейдя к собственно наставлению по тексту «Уттаратантры», Далай-лама подчеркнул, что труды великих учителей Университета Наланда5, составленные к ним комментарии содержат знания, которые сегодня можно изучать с позиции западной академической науки.
Три драгоценности - Будда, Дхарма, Сангха, где Дхарма - это учение, а Сангха - собрание будд и бодхисаттв (просветленных существ).
Наланда - крупнейший университетский и монастырский комплекс, существовавший с V по XII века на севере Индии. В период расцвета здесь преподавали тысяча профессоров и обучались десять тысяч студентов. Университетская библиотека насчитывала 9 миллионов манускриптов.
4
По словам Его Святейшества Далай-ламы, текст «Неизменной природы», или Уттаратантры, относится к «Татхагатагарбха сутре», или «Сутре о природе Будды», изложенной Буддой во время третьего поворота колеса Учения. Здесь говорится о понятии субъективного ума ясного света. Как известно, во время второго поворота он даровал наставление о совершенстве мудрости, т. е. пустоте или объективному ясному свету. Во время первого он изложил учение о Четырех благородных истинах. Его Святейшество сказал следующее: «В "Татхагатагарбха сутре" описывается, как ум ясного света, "несоставное, ясный свет", существует с безначальных времен; у него нет ни начала, ни конца. Кроме того, об этом говорится в Гухьясамаджа-тантре и объяснении четырех состояний пустоты, а также в "Махапаринирвана-сутре", составленной Далай-ламой VII. Светоносный ум - основная тема Уттаратантры и описаний семи "алмазных" месторождений с упором на спонтанно проявляющийся ум ясного света» [2].
Следует сказать, что среди российских паломников, в течение этих десяти лет регулярно посещавших учения в Индии, довольно много лиц пожилого возраста, образование которых ограничивается в лучшем случае средней школой. Возникает законный вопрос, насколько паломники, среди которых довольно много людей, далеких от академических институтов, способны понять и уяснить сложнейшую философскую тему природы Будды? Разумеется, за те 3-4 дня, которые были отведены на изложение данного вопроса, подробно и глубоко разъяснить эту тему вряд ли возможно. Такие учения даются, как говорят буддисты, для обретения «позитивных отпечатков в уме». Если такое представление появится в потоке ума, то в будущем это может послужить причиной для обращения к более глубокому изучению Дхармы - учения Будды. Следовательно, буддисты, получившие наставления от Его Святейшества Далай-ламы, не должны на этом останавливаться, а продолжать углубленное изучение философии и освоение техник медитации под руководством непосредственного духовного наставника.
Опыт глубокого изучения буддийской философии не в буддийских образовательных учреждениях, не послушниками монастырей, а, так сказать, в миру, обычными людьми тоже есть. Такое глубокое изучение буддийской философии демонстрируют ученики тибетского ламы геше Джампа Тинлея, которого направил в Россию в 1993 году Его Святейшество Далай-лама XIV для оказания помощи в возрождении буддизма. Все эти годы он обучает своих учеников буддийской философии, демонстрирует, как интегрировать Учение Будды и повседневную практику, передает систему махаянских методов работы по очищению кармы и раскрытию благого потенциала сознания. Особенность преподаваемой им системы заключается в объединении сутры и тантры, что позволяет достичь просветления в течение одной человеческой жизни. Созданные по его благословению 22 буддийских центра в России,
Монголии, Литве, Казахстане являются, по словам самого геше Джампа Тин-лея, образовательными центрами, где люди могут изучать буддийскую философию, а также осуществлять духовные практики - медитировать [инф. 1].
Ежегодно уже в течение десяти лет в Байкальском медитационном центре (с. Заречье, Кабанский район Республики Бурятия) проводится цикл мероприятий - Всероссийский ретрит, который начинается 25 июля и завершается 21 августа. Сюда съезжаются ученики геше Тинлея из Казахстана, Монголии, Литвы, Германии.
Первая часть мероприятия - учения, которые проводились в две сессии. Во время утренней сессии, длящейся 2 часа, буддийский учитель давал наставления по практике Гуру йога. Во время вечерней сессии он излагал воззрения буддийской философии по теории пустоты. Завершали день занятий диспуты, которые являются важной частью обучения в тибетских монастырях. Во время диспутов ученики Геше Тинлея учатся развивать критическое мышление, инициировать дискуссию и участвовать в ней.
Геше Тинлей передает своим последователям систему медитации, созданную Ламой Цонкапой - реформатору тибетского буддизма. Сам геше Тинлей получил посвящение по линии Гьялва Венсапы, через своих учителей - Его Святейшество Далай-ламы, Пэнанга Ринпоче, геше Нгаванга Даргье, геше Намгьяла Вангчена. Данная система, сочетающая методы сутры и тантры, позволяет развить шаматху - однонаправленное сосредоточение и випашьяну - мудрость, постигающую пустоту.
В период с 22 августа 2018 года по 22 февраля 2019 года в байкальском медитационном центре состоялся первый интенсивный ретрит по развитию шаматхи, в котором приняли участие 21 ученик геше Тинлея и он сам. Цель данной практики - развить способность к безошибочной однонаправленной концентрации и уметь контролировать свой ум. Развитие шаматхи - необходимая начальная ступень для достижения подлинных реализаций на буддийском пути. По словам самого буддийского учителя, состояние ума большинства из прошедших ретрит по шаматхе изменилось и значительно отличает их от других людей. Ученые Института цитологии и генетики СО РАН (г. Новосибирск) проявили большой интерес к этой практике и, получив разрешение геше Тинлея и согласие участников ретрита, провели соответствующие замеры и тесты до начала и после окончания ретрита. Полученные данные в настоящий момент обрабатываются и вскоре будут изложены в научных публикациях.
С 22 августа этого года начался второй ретрит по шаматхе, который будет длиться пять месяцев и насчитывает 12 человек. На 2-3 месяца присоединились к ретриту по шаматхе участники прошлогоднего мероприятия. Для них ежегодное участие в ретрите по шаматхе является необходимым условием успешности практики.
Мероприятия в медитационном центре посетила официальная делегация тибетского монастыря Сера Ме (Индия, Билакуппе, Карнатака) во главе с Текчен Тулку Ринпоче. Глава делегации имеет высшую степень в буддийской философии - «геше-лхарамба», а также ученую степень «нгаграмба» после окончания тантрического колледжа Гьюто (Дхарамсала, Индия). Состав делегации был весьма представительным, так как все члены имеют степень геше-лхарамбы: геше-лхарамба Лобсанг Гьяцо, геше-лхарамба Ге-лег Церинг, геше-лхарамба Лобсанг Пунцок, геше-лхарамба Тенпа Гьялцен, геше-лхарамба Тензин Самдуп. Все они имеют ученую степень «нгаграм-ба», полученную в колледже Гьюто или Гьюмед.
Геше-лхарамбы приняли участие в ежевечерних философских дебатах, цель которых состоит в углублении понимания тех знаний, которые геше Тинлей давал во время учений, а также в развитии способности к дискуссии. Монахи задавали вопросы ученикам геше Тинлея, отвечали на их вопросы. Как отметил сам учитель, «монахи были просто поражены, когда слушали диспуты, глубоким пониманием учениками буддийской философии» [инф. 1]. При этом между самими монахами также разворачивались горячие дискуссии. Тем самым произошла демонстрация умений вести дискуссию, монахи дали своего рода мастер-класс по буддийским философским дебатам. Несомненно, это принесло большую пользу российским участникам. По словам Текчен Ринпоче, нигде - ни на Западе, ни на Востоке - ему не доводилось встречаться с подобной системой обучения учеников-мирян. Геше Тинлей создал чрезвычайно эффективную и аутентичную систему обучения теории и практике Дхармы. Ринпоче добавил, что ученики геше Тинлея демонстрируют хорошее знание и понимание важных буддийских текстов, таких как «Праджняпарамита», разбираются в тонкостях различий в трактовке пустот-ности в буддийских школах Читтаматра и Мадхьямака Прасангика.
Кроме того, поведение учеников геше Тинлея выгодно отличает их от других, они скромны, преданы учителю, имеют глубокое вдохновение для изучения Дхармы. Ринпоче заключил: «Его Святейшество Далай-лама направил геше Джампа Тинлея в Россию в 1993 году. В то время в Индии было много образованных учителей, геше, но он выбрал Геше-ла, так как, безусловно, предвидел, что именно этот лама поможет многим и достигнет хорошего результата. У Его Святейшества было видение на долгосрочную перспективу. Геше-ла выполнил все его заветы и проделал колоссальную работу» [инф. 2].
Текчен Ринпоче подчеркнул, что сегодня единственное место в России, где ученики могут слушать учение, размышлять и медитировать, - это Байкальский медитационный центр, где усилиями Геше-ла был построен дом Шаматхи, где ежегодно 12 учеников могут находиться в многомесячной медитации [инф. 2].
Сам геше Джампа Тинлей оценивает плоды своих трудов таким образом: «В коммунистическое время буддизм был разрушен, и я замечал, что люди с трудом понимают, как читать мантру Ом мани падме хум, не обладают философскими знаниями. Но ситуация постепенно меняется. Я вижу, что большое число представителей молодого поколения заинтересованы в получении буддийского учения, знаний буддийской философии» [инф. 1].
Таким образом, геше Тинлею удалось успешно адаптировать ту систему обучения учеников, которую разработали буддийские учителя линии Венса-пы, к реалиям российского общества.
Четырова Любовь Борисовна - доктор философских наук, профессор Самарского национального исследовательского университета им. С. П. Королева.
443086, Россия, Самара, Московское шоссе, д. 34.
Lyubov B. Chetyrova - Sc.D. in Philosophy, professor, Samara national research university.
443086, 34 Moskovskoe sh., Samara, Russia. chetyrova@gmail .com
Список литературы
1. Андросов В. П. К сожалению наши политики не пускают Далай-ламу - боятся китайской ноты протеста // Историческая экспертиза. URL: https:// istorex.ru/Novaya_stranitsa_7 (дата обращения 30.08.2019).
2. Далай-лама начал даровать учения для буддистов России. URL: http:// savetibet.ru/2019/05/n/dalai-lama-news.html (дата обращения 30.08.2019).
3. Китинов Б. У. Священный Тибет и воинственная степь: буддизм у ойратов (XIII-XVII вв.). М.: Товарищество научных изданий КМК, 2004. 190 с.
4. Кузьмин С. Л. Скрытый Тибет. История независимости и оккупации. СПб.: издание А. Терентьева, 2010. 544 с.
5. Команджаев Е. А. Формирование государственности калмыцкого народа в составе Российской империи // Социология власти. 2004. № 4. С. 170-177.
6. Ланцынова М. О политике и политиках с Юрием Сенглеевым // Калмыкия сегодня. Еженедельная общественно-политическая газета. 22.08.2019. URL: http://xn--80agdcokbhjpj7a2jocg.xn--p1ai/politics/1495-o-politike-i-politi kakh-s-yuriem-sengleevym?fbdid=IwAR1L06-a5c00rLJCnYrtT_qM9UG0jcf_x RRBTGQ0gdtF-8MNIka1895Tzfs (дата обращения 25.08.2019).
7. Островская Е. А. Буддийские общины Санкт-Петербурга. СПб.: Алетейя, 2016. 198 с.
8. Трепавлов В. В. «Белый царь»: образ монарха и представления о подданстве у народов России XV-XVIII вв. М.: Вост. лит., 2007. 225 с.
9. Четырова Л. Б. Буддизм в России: прошлое и настоящее // Вестник Русский христианской гуманитарной академии. 2009. Т. 10. №. 3. С. 50-58.
Список информантов
1. Досточтимый геше Джампа Тинлей. Запись 10.08.2019. Заречье, Кабанский р-н, Республика Бурятия. Интервьюер Л. Б. Четырова.
2. Досточтимый геше-лхарамба Текчен Тулку Ринпоче. Запись 10.08.2019. Заречье, Кабанский р-н, Республика Бурятия. Интервьюер Л. Б. Четырова.
References
1. Androsov V. P. K sozhaleniyu nashi politiki ne puskayut Dalaj-lamu - boyatsya kitajskoj noty protesta // Istoricheskaya ekspertiza. URL: https://istorex.ru/ Novaya_stranitsa_7 (data obrashcheniya 30.08.2019).
2. Dalaj-lama nachal darovat ucheniya dlya buddistov Rossii. URL: http://savetibet.ru/ 2019/05/11/dalai-lama-news.html (data obrashcheniya 30.08.2019).
3. Kitinov B. U. Svyashchennyj Tibet i voinstvennaya step: buddizm u ojratov (XIII-XVII vv.). M.: Tovarishchestvo nauchnyh izdanij KMK, 2004. 190 s.
4. Kuzmin S. L. Skrytyj Tibet. Istoriya nezavisimosti i okkupacii. SPb.: izdanie A. Terenteva, 2010. 544 s.
5. Komandzhaev E. A. Formirovanie gosudarstvennosti kalmyckogo naroda v sostave Rossijskoj imperii // Sociologiya vlasti. 2004. № 4. S. 170-177.
6. Lancynova M. O politike i politikah s Yuriem Sengleevym // Kalmykiya segodnya. Ezhenedelnaya obshchestvenno-politicheskaya gazeta. 22.08.2019. URL: http://xn--80agdcokbhjpj7a2jocg.xn--p1ai/politics/1495-o-politike-i-politikakh-s-yruriem-senglee vym?fbclid=IwAR1L06-a5c00rLJCnYrtT_qM9UG0jcf_xRRBTG00gdtF-8MNIka18 95Tzfs (data obrashcheniya 25.08.2019).
7. Ostrovskaya E. A. Buddijskie obshchiny Sankt-Peterburga. SPb.: Aletejya, 2016. 198 s.
8. Trepavlov V. V. «Belyj car»: obraz monarha i predstavleniya o poddanstve u narodov Rossii XV-XVIII vv. M.: Vost. lit., 2007. 225 s.
9. Chetyrova L. B. Buddizm v Rossii: proshloe i nastoyashchee // Vestnik Russkij hristianskoj gumanitarnoj akademii. 2009. T. 10. №. 3. S. 50-58.
List of informants
1. The Honorable Geshe Jampa Tinley. Record 08/10/2019. District, Kabansky district, Republic of Buryatia. Interviewer L. B. Chetyrova.
2. The Honorable Geshe-Lharamba Tekchen Tulku Rinpoche. Record 08/10/2019. District, Kabansky district, Republic of Buryatia. Interviewer L. B. Chetyrova.