УДК 243.4 ББК 86.35
Ю.Ю. Эрендженова
Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова
ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ КАК УНИВЕРСАЛИЯ ТИБЕТСКОЙ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ*
*Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №19-18-00118)
Статья посвящена анализу феномена духовного учителя и его значения в теории и практике тибетской буддийской традиции, последователями которой являются народы России (калмыки, буряты, тувинцы, часть алтайцев). Следуя универсалистскому подходу в философском востоковедении, автор сделал попытку определить основания тибетской буддийской культуры. Так, одними из самых встречающихся в тибетском буддизме понятий являются концепты «лама» и «благой друг», под которыми понимается личность духовного учителя. В канонических текстах и религиозно-философских трактатах сложился образ духовного учителя как ключевого звена в процессе религиозного совершенствования. В соответствии с представлениями авторитетных философов Тибета, духовный учитель интерпретирует буддийские идеи и представления, сохраняет линию преемственности тантрической практики. Вместе с тем к самим учителям предъявляются довольно высокие требования, а для потенциальных учеников разработаны рекомендации по выбору личного духовного наставника. Тем не менее, можно отметить, что последователи тибетского буддизма при выборе учителя в большей степени руководствуются религиозной верой, отождествляя учителя с просветленной личностью или ее эманацией (тулку). Таким образом, «духовного учителя» можно считать универсалией тибетской буддийской культуры, что, в свою очередь, оказывает значительное влияние на религиозное сознание верующих.
Ключевые слова: народы России, тибетская буддийская культура, универсалии культуры, духовный учитель, лама, благой друг.
Y.Y. Erendzhenova
Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov
SPIRITUAL MASTER AS A UNIVERSAL OF TIBETAN BUDDHIST CULTURE*
*The research is supported by the grant of the Russian Science Foundation (project № 19-18-00118)
The article is devoted to the analysis of the phenomenon of spiritual teacher and his significance in the theory and practice of the Tibetan Buddhist tradition, that is followed by the peoples of Russia (Kalmyks, Buryats, Tuvans, some of the Altai people). Following the universalist approach in philosophical oriental studies, the author tried to determine the foundations of Tibetan Buddhist culture. So, among the most common concepts in Tibetan Buddhism are the terms "lama" and "virtuous friend", which refer to the personality of the spiritual teacher. The canonical texts and religious-philosophical treatises have developed the image of the spiritual teacher as a key element in the process of religious perfection. In accordance with the ideas of authoritative philosophers of Tibet, the spiritual teacher interprets Buddhist ideas and beliefs, maintains the line of continuity of tantric practice. At the same time, Tibetan Buddhist culture imposes rather high demands on the teachers themselves, and recommendations on the choice of a personal spiritual mentor are made for potential students. Nevertheless, it can be noted that the followers of Tibetan Buddhism, when choosing a teacher, are largely guided by religious faith, identifying the teacher with an enlightened personality or his emanation (tulku). This, in turn, has a significant impact on the religious consciousness of believers, and therefore the "spiritual teacher" can be considered a universal of Tibetan Buddhist culture.
Key words: peoples of Russia, Tibetan Buddhist culture, universals of culture, spiritual teacher, lama, virtuous friend.
Буддизм является неотъемлемой частью российской культуры. В настоящее время накоплен значительный эмпирический материал, на основе которого возможно проведение философского анализа сущности буддийской традиции, развивающейся на территории России. Исследователи относят религиозные культуры калмыков, бурят, тувинцев и части алтайцев к тибето-буддийской цивилизации [11]. В связи с этим видится необходимым обращение к основаниям буддийской культуры Тибета, что позволит определить, каковы сущностные характеристики религиозных традиций буддистов России.
Тибетский буддизм - сложный феномен, являющийся объектом изучения зарубежных и отечественных исследователей Д. Снеллгроува, Дж. Туччи, Д. С. Руэгга, М. Кап-стейна, Дж. Кобезона, Дж. Гьяцо, Б. Д. Дандарона, Е.А. Торчинова и др. Все они едины в том, что относят буддийскую традицию Тибета к колеснице Ваджраяны как особого ответвления Махаяны. Долгое время в отношении тибетского буддизма применялся термин «ламаизм», воспринятый европейцами из китайского лексикона, где тибетская традиция (1ата_дао) отграничивалась от собственно китайского буддизма (й^ао). При этом возникновение самого термина несомненно должно было быть обоснованным. В Тибете, как правило, ламами называют эманации буддийских божеств или высоко реализованных мастеров прошлого (напр., Далай-лама, Панчен-лама). Санскритским аналогом концепта «лама» является термин «гуру», что в переводе на русский язык означает «учитель». Сами тибетцы под «ламой» понимают квалифицированного религиозного учителя, обладающего совершенными знаниями и духовными реализациями [15, р. 187]. Все это требует более углубленного осмысления положения и роли духовного учителя в тибетской буддийской культуре как ее возможной универсалии.
Универсалистский подход к исследованию культуры представляет собой широко используемую методологию в философском востоковедении. В коллективной монографии «Универсалии восточных культур» за основу принимается теория академика В.С. Степина о мировоззренческих универсалиях как глубинных программах социальной жизнедеятельности, пронизывающих все феномены и элементы культуры и организующих их в целостную систему. Будучи основаниями культуры, эти универсалии, или категории, формируют целостный образ человеческого мира и определяют тип общества на определенной стадии его исторического развития [9, с. 15]. В работе «Категории буддийской культуры» авторы проанализировали один из самых известных буддийских трактатов индийского философа Васубандху «Энциклопедия Абхидхармы» и представили буддийский универсум как инвариантную систему пяти категорий «живые существа», «деятельность», «три мира», «великая кальпа», «Благородная личность» [3, с. 13]. Обращение к доктринальным текстам следует считать обоснованным, поскольку именно посредством них буддийские идеи интегрируются в сознание верующих и оказывают непосредственное влияние на их миропонимание. В соответствии с данной методологией следует изучить базовые религиозно-философские тексты тибетской буддийской культуры и проанализировать представленный в них образ духовного учителя.
В Тибете сложилась особая система деления на традиции (ньингма, сакья, кагью, кадам, гелуг) и их субтрадиции. Дж. Туччи подчеркивает, что появление этой дифференциации связано именно с постепенным повышением престижа отдельных учителей, которые делали буддийское учение доступным и способным воплотиться в действие [10, с. 70]. Между тем в Тибете есть коллекция религиозно-философских текстов, одинаково признаваемых во всех традициях. Так, все последователи тибетского
буддизма едины в том, что почитают духовного учителя наравне с Тремя драгоценностями (Буддой, его святым учением Дхармой и общиной Сангхой). Рецитируя самый распространенный религиозный текст тибетского буддизма «Прибежище», верующий должен перед взыванием к Трем Драгоценностям обратиться к своим наставникам: «Иду в прибежище ко всем ... добрейшим коренным и ... славным учителям...» [21, р. 1]. Считается, что духовные учителя выполняют своего рода функцию медиаторства. Если учитывать, что ритуал принятия прибежища считается моментом причащения к буддийской вере, то нельзя не отметить ту незаменимую роль, которая отведена при этом духовным учителям.
В тибетском языке, помимо слова «лама», тибетцы также используют и другой термин для обозначения учителя - «геве шеньен» (с тиб. благой друг). Канонический текст из раздела Кангьюр «Сутра об опоре на святого благого друга», проповеданная Буддой Шакьямуни незадолго до его ухода в паринирвану, разъясняет важность нахождения подле квалифицированного духовного учителя. Ближайший ученик Будды Ананда высоко оценивает значение благого друга, считая его «половиной всей духовной жизни». Однако, Будда поправляет его и говорит о том, что учитель как благой друг, благой спутник, благая опора является «абсолютной и полностью очищенной святой жизнью» [23].
Лонгчен Рабджампа (1308-1363) из традиции ньингма в своем труде «Комментарий на махаянское учение о великом совершенстве природного состояния ума» отводит целую главу на разъяснение личности «благого друга». В тексте указывается, что без учителя невозможно никакое продвижение по духовному пути, поскольку в таком случае отсутствует прямая передача буддийского учения и опыта практики [19, р. 175]. На это указывает и другой ньигмапинский учитель Патрул Ринпоче (1808-1887) -«невозможно достичь совершенства, не следуя наставлениям духовного наставника» [7, с. 209]. В то же время тантрический йогин Падмасамбхава (8 в.), которого ньиг-мапинцы считают основателем своей традиции, в тексте «Гирлянда наставлений в воззрениях» подчеркивал, что учение о великом совершенстве настолько трудно для понимания и требует от учителей соответствовать ему, то есть знать все недостатки циклического существования (сансары) и все превосходные качества нирваны, равно как и разбираться в тонкостях всех колесниц буддийского учения. Если же «наставник несведущ в каких-либо аспектах [учения], то он не должен занимать [положение учителя]» [22]. На основании этого Патрул Ринпоче дает такие рекомендации к поиску истинного духовного наставника: «...доверяйтесь учителю, если он безупречно верен трем обетам и сознание свое пропитал знанием и состраданием; изощрен в ритуалах и питак, и множества тантр, обладает незапятнанной мудростью отсечения и постижения...» [7, с. 211].
Сонам Цзэмо (1142-1182), признаваемый одним из пяти Великих Учителей традиции сакья, в своем труде «Дверь, ведущая в учение» пишет о том, что буддийские знания в обязательном порядке следует «передавать от одного к другому». Задачу эту должен выполнять духовный учитель, без которого ученик подобен «слепому, в одиночку взбирающемуся на гору» [8, с. 2-10].
Великий йогин из традиции кагью Миларепа (1052-1135) на своем личном примере показал, каким образом следует почитать духовного учителя и сохранять безграничную веру в него. В «Синей летописи» Гой-лоцавы Шоннупэла приводится агиографическое жизнеописание Миларепы и его взаимоотношений с духовным наставником Марпой. В частности, упоминается о том, что Миларепа в течение шести лет с
усердием выполнял тяжелые физические работы (возведение каменных стен, вспашка поля и др.), чтобы заслужить благосклонность Марпы. И только пройдя через все эти испытания, Миларепе удалось получить от учителя необходимые устные передачи и инструкции по осуществлению религиозной практики [1, с. 241-242].
В тексте основателя традиции кадам Атиши Дипамкары (982-1054) «Драгоценная гирлянда Бодхисаттвы» автор дает советы своим «духовным сыновьям» по самосовершенствованию. Среди его рекомендаций есть указания: «увидев ламу-наставника, с уважением служи и полагайся [на него]», «отказавшись от греховных друзей, полагайся на благого друга» [18, р. 21]
Эти советы воспринял и подробно прокомментировал другой тибетский философ, создавший традицию гелуг, Чже Цонкапа (1357-1419), особо почитаемый среди буддистов России. Он называет духовного учителя тем основанием, благодаря которому личность способна обрести достоинства [17, р. 7]. Этого же придерживаются и другие гелугпинские мастера. В наставлениях Далай-ламы II Гендуна Гьяцо (1475-1541) говорится о том, что «основа всякого духовного достижения находится в руках святых учителей» [6, с. 44].
В трактате Чже Цонкапы «Большое руководство к этапам пути пробуждения» поэтапно описываются методы духовного развития личности вплоть до обретения ею полного просветления, а в самом первом разделе указывается на необходимость вверения себя «благому другу», что подразумевает безграничную веру в своего учителя. Стоит отметить, что и сам учитель должен соответствовать своему положению, то есть быть не только источником знаний и опыта, интерпретатором буддийской доктрины, но и мудрым наставником, идеалом добродетели и нравственности. Чже Цонкапа приводит перечень качеств, которыми должен обладать наставник, чтобы стать настоящим «благим другом» для своего ученика. Среди них самообуздание, спокойствие, умиротворенность, превосходящие достоинства (имеется в виду более высокая компетентность по сравнению с учеником), ученость, усердие, постижение реальности (в тибетской традиции это связывается с мудростью познания пустотности бытия), красноречие, любовь (как искреннее желание принести пользу ученику) и неутомимость [12, с. 54-57]. Чже Цонкапа указывает на важность правильного выбора «благого друга» учеником, дабы избежать в дальнейшем неверного истолкования советов наставника. В свою очередь, для ученика почитание ламы как Будды и неколебимая вера в него являются возможностью накопить благие заслуги, которые станут залогом счастья как главной ценности буддизма.
В традициях гелуг и сакья «благим другом» (геше) называют монаха, прошедшего полный курс обучения (около 20 лет) и сдавшего публичные экзамены [4, с. 514]. Сам термин «геше» ассоциируется с высоким авторитетом буддийского философа в академических кругах крупнейших тибетских монастырей. В западной буддологи-ческой литературе принято сравнивать титул геше со степенью доктора наук [13]. Как правило, монахи, имеющие степень геше, обладают высоким статусом в тибетском обществе и пользуются подлинным уважением со стороны их последователей среди других народов.
Об особом значении духовного учителя в процессе тантрической практики изложено в трактате индийского философа Ашвагхоши (прим. 1 в.) «Пятьдесят строф о почитании учителя». Этот автор пользуется большим авторитетом в тибето-буддийской культуре, а его работы в числе трактатов других индийских буддийских философов включены в тибетский канон в разделе Тенгьюр. Так, Ашвагхоша указывает, что все Будды трех времен и десяти направлений оказывали почести своим тантрическим
наставникам, которые проводили для них обряд инициации и давали возможность для тантрических реализаций. Из этого следует, что и все буддисты должны поступать подобным образом. Ашвагхоша также акцентирует внимание на том, что в случае, если духовный учитель является мирянином или имеет низкое социальное положение, то это никак не должно влиять на оказание ему почестей [16, р. 491-492].
Первый из сакьяпинских патриархов Кунга Ньингбо (1111-1158) составил комментарий на «Пятьдесят строф о почитании учителя», где подробно рассмотрел все положения касательно качеств тантрического учителя. Так, ваджрный наставник должен уметь контролировать свои тело, речь и ум, чтобы тем самым оказывать благотворное влияние на учеников [20, р. 368].
Лама должен восприниматься учеником как эманация, или проявление, Будды, и мудрость его не должна ставиться под сомнение. С этим связано то, что ламами в тибетской традиции принято называть буддийских учителей, осознанно родившихся в этом мире для принесения блага всем живым существам (тиб. тулку). Тулку - это нирманакая, или явленное тело просветленной личности. Существование института тулку обеспечивает непрерывную линию преемственности тантрических практик и способствует укреплению религиозной веры их последователей.
Важно отметить, что тантрическая практика имеет первостепенное значение в тибетской буддийской культуре. По утверждению духовного лидера тибетского буддизма Его Святейшества Далай-ламы XIV, буддийская тантра является аутентичным учением Будды Шакьямуни, которое он дал лишь узкому кругу учеников, обладающих необходимым мистическими способностями [2, с. 121]. Впоследствии это учение распространилось в Индии и уже оттуда было транслировано в Тибет. Суть тантры заключается в преодолении двойственного субъект-объектного восприятия через реализацию метода «бодхичитты» и мудрости осознания «пустотности». Под бодхи-читтой понимается устремление к просветлению, основанное на развитии безусловных чувствах любви и сострадания, спонтанно возникающих в сознании индивида. Обретение мудрости подразумевает осознание взаимозависимости всех явлений и соответственной «пустотности» их самобытия вне каких-либо причин и условий. При объяснении методов тантры сами тибетские буддисты всегда делают акцент на «опасностях», которые могут сопровождать тантриста из-за его недостаточной теоретической подготовки и отсутствия необходимых личностных качеств. В связи с этим тантрическая практика в буддизме не мыслится вне духовной линии преемственности и обязательно должна проходить под руководством опытного наставника [14, р. 170]. Учитель не только интерпретирует ученику буддийские наставления, но и проводит обязательный обряд инициации, во время которого адепт «вводится» в мандалу божества и получает разрешение на последующую практику. В тибетском буддизме, где тантрические ритуалы и инициации - вполне обычное явление, это приводит к прямой зависимости от наличия духовного наставника.
Один из влиятельнейших гелугпинских учителей Лобсан Чокьи Гьялцен (1570-1662) составил тексты «Ритуал почитания Учителя» и «Шестиразовая гуру-йога». Каждый, кто получает тантрическое посвящение, принимает на себя обязательство ежедневного чтения «Шестиразовой гуру-йоги», а в определенные дни месяца декламировать «Ритуал почитания Учителя». При визуализации практикующий должен отождествлять своего коренного гуру с Буддой Ваджрадхарой, от которого происходит вся буддийская тантрическая практика [5, с. 23, 147]. Выполнение этих обязательств несомненно с каждым днем все больше упрочивает веру учеников в мистическую сущность их учителя.
Таким образом, духовный учитель в тибетской буддийской культуре является ключевой фигурой, а преданность ему считается одной из главных характеристик, без чего практикующий буддист не имеет возможности обрести какие-либо духовные качества и достичь полного просветления. Как было отмечено, почитание «благого друга» как духовного учителя и неотъемлемого звена буддийских практик характерно для всех школ тибетского буддизма. В каждом тексте, в котором излагается сущность буддийского учения и разъясняются методы духовного развития личности вплоть до обретения ею полного просветления, главное - непоколебимая вера в своего духовного учителя.
В учении о «благом друге» акцент делается на том, что наставник должен опираться на самодисциплину и руководствоваться мудростью вкупе с гуманистической направленностью. Можно сделать вывод о том, что в тибетском буддизме теоретические знания (ученость) и владение методикой преподавания (усердие, красноречие) отнюдь не главные составляющие деятельности учителя. Эмоциональная устойчивость в форме спокойствия и самоконтроля не менее важна, поскольку учитель предстает образцом для подражания для своего ученика. При этом учителю крайне важно удерживать альтруистическую мотивацию бодхичитты, чтобы все его методы были направлены на реальную помощь ученику.
Тибетские учителя являются неотъемлемой частью религиозной жизни буддийских народов России. Опираясь на теоретические положения и практические рекомендации авторитетных философов прошлого, наставники транслируют ценности тибетского буддизма. Требуемые устойчивая вера и почитание учителей способствуют тому, что среди верующих складывается своего рода культ лам и геше. Таким образом, концепт «духовный учитель» можно считать универсалией тибетской буддийской культуры, во многом определяющей религиозное сознание российских буддистов.
Список литературы
1. Гой-лоцава Шоннупэл. Синяя летопись / пер. с тиб. - СПб.: Евразия, 2001. - 768 с.
2. Далай-лама. Мир тибетского буддизма. Обзор его философии и практики. - СПб.: «Нартанг», 2002. - 228 с.
3. Категории буддийской культуры. - СПб.: «Петербургское востоковедение», 2000. - 320 с.
4. Кожевникова М.Н. Образования философия // Философия буддизма: энциклопедия. - М.: Восточная литература, 2011. - С. 511-516.
5. Лобсан Чойки Гьялцен. Ритуал почитания Учителя. Шестиразовая йога / пер. с тиб. - СПб.: Изд-во «Нартанг», 2002. - 176 с.
6. Муллин Г. Избранные сочинения Далай-ламы II. Тантрические йоги сестры Нигумы / пер. с англ. - М: Изд-во Цасум Линг, 1998. - 208 с.
7. Патрул Ринпоче. Слова моего несравненного учителя / пер. с англ. - СПб.: Изд-е А. Терентьева, 2007. - 608 с.
8. Соднам-Цзэмо. Дверь, ведущая в Учение (Чойла-чжугбиго) / пер. с тиб. - СПб.: Дацан Гунзэчойнэй, 1994. - 224 с.
9. Степин В.С. Мировоззренческие универсалии как основания культуры // Универсалии восточных культур. - М.: Изд. фирма «Восточная литература», 2001. -С. 14-41.
10. Туччи Дж. Религии Тибета / пер. с итал. - СПб.: Евразия, 2005. - 448 с.
11. Уланов М.С., Бадмаев В.Н. Буддизм в контексте типологии цивилизаций // Философские науки. - 2016. - № 10. - С. 28-40.
12. Цонкапа Чже. Большое руководство к этапам пути пробуждения. Т.1. - СПб.: Изд-е А. Терентьева, 2007. - 786 с.
13. Berzin A. The Traditional Meaning of a Spiritual Teacher. [Online] Available at: https://studybuddhism.com/en/advanced-studies/lam-rim/student-teacher-relationship/ spiritual-teachers-and-spiritual-students/the-traditional-meaning-of-a-spiritual-teacher (access date: 20.04.2019).
14. His Holiness Tenzin Gyatso, Dalai Lama XIV. The Path to Enlightenment. - Delhi: Motilal Banarsidass Publ. Pvt. Lt., 2003. - 238 p.
15. Tsepak Rigzin. Tibetan-English Dictionary of Buddhist Terminology. - Dharamsala: Library of Tibetan Works and Archieves, 2003. - 309 p.
16. Ashvaghosha. bLa ma lnga bcu pa // bstan 'gyur (snar thang). - Vol. 74. -Pp. 491-495. [Online] Available at: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewByOutline-02DB757121KG74306%7CW22704 (access date: 30.03.2019).
17. rJe tsong kha pa blo bzang grags pa. Yon tan gzhir gyur ma bzhugs so // Chos spyod rab gsal skal bzang skye bo'i mgul rgyan zhes bya ba zhugs so. - Mundgod: Drepung Loseling Library Soceity, 2001. - Pp. 7-10.
18. Jo bo rje dpal ldan a ti sha. Jo bo yab sras kyi gsung bgros pha chos rin po che'i gter mdzod byang chub sems dpa'i nor bu'i phreng ba'i rtsa ba bzhugs so // bKa'a-gdams glegs-bam-las btus-pa'i chos-skor. - New Delhi: Institute of Tibetan Classics, 2005. - Pp. 21-23.
19. Kun mkhyen klong chen rab 'byams pa'i brtsams. rDzogs pa chen po sems nyid ngal gso'i 'grel pa shing rta chen po. - New Delhi: Institute of Tibetan Classics, 2005. - 746 p.
20. Kun dga' snying po. bLa ma bsten pa'i thabs shlo ka lnga bcu pa'i gsal byed bzhugs so // sa skya bka' 'bum. - Vol. 6. - Pp. 367-394. [Online] Available at: https://www.tbrc.org/ #library_work_ViewBy0utline-08LS47848LS4917%7CW00EGS1017151 (access date: 25.03.2019).
21. sKyabs 'gro // Chos spyod rab gsal skal bzang skye bo'i mgul rgyan zhes bya ba zhugs so. - Mundgod: Drepung Loseling Library Soceity, 2001. - Pp. 1-4.
22. Padma'byung gnas. Manngag ltaba'iphrengba//Vol. 1.-P. 1-144. [Online]Availableat: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewInWIndow-W24519%7CI1KG3697%7C1%7C1 %7C1%7C144 (access date: 03.04.2019).
23. 'phags pa dge ba'i bshes gnyen bsten pa'i mdo (Aryakalyanamitrasevanasutra) // bka' 'gyur (shel mkhar bris ma). - Vol. 66. - Pp. 854-856. [Online] Available at: https:// www.tbrc.org/#library_work_ViewByOutline-O1VI21KG48508%7CW1PD127393 (access date: 28.03.2019).