УДК 338.45
Роль государства в развитии инновационного потенциала в Российской Федерации и за рубежом
Ушакова Е.В. ev_ushakova@lenreg.ru
Администрация Ленинградской области
ГУ «Агентство экономического развития Ленинградской области»
Шамина Л.К. lks@rambler.ru
Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий
В настоящей статье анализируется роль государства в формировании инновационного потенциала страны. Наличие государственной макроэкономической политики, направленной на развитие инновационного потенциала рассматривается авторами как одна из важнейших характеристик современной модели развития национальной экономики. Определены общие тенденции научно-инновационного развития промышленно развитых стран.
Ключевые слова: инновации, инновационный потенциал, инновационная модель развития.
The state role in forming innovation potential in the Russian Federation and abroad
The article is devoted to the analysis of state role in forming innovation potential of the country. The author consider the availability of state macroeconomic policy directed to innovation potential development as on of the important characteristics of up-date model of national economy advance The common tendencies innovation development of industrialized countries are determined.
Keywords: innovation, innovation potential, innovative model of development.
Тенденция к усилению роли государства в обеспечении
функционирования социально-экономических и правовых институтов, определяющих уровень национальной безопасности страны, характерна в настоящий момент для многих развитых стран. Лауреаты Нобелевской премии за 2001г. в области экономики Д.Энкерлоф, М.Спенс и Д.Стиглиц аргументировано доказали, что современные рынки развитых стран в условиях асимметричной информации действуют не всегда достаточно эффективно и могут тормозить развитие общества. Эти ученые - экономисты приходят к выводу об усилении влияния государства, корректирующего развитие рынка и экономики [1, с.5]. Причем это утверждение относится не только к кризисным периодам.
Одним из главных признаков, характеризующих отечественную экономику как экономику рыночного типа, является ориентация предприятий на рыночный спрос и борьба за повышение своей товарной и производственной конкурентоспособности, что неосуществимо без становления рынка инновационных продуктов или инновационного сегмента единого товарного рынка... Формирование сложной инфраструктуры этого специфического сегмента рынка находится. в начальной стадии [2].
Одной из областей применения механизмов государственного регулирования, определяющих уровень национальной безопасности, является область инноваций и высоких технологий. Формирование инновационной модели развития экономики возможно лишь при разработке и постоянном совершенствовании эффективной системы управления развитием инновационного потенциала и на макроэкономическом, и на региональномуниципальном уровнях.
Государственные функции не ограничиваются только социальнополитическими функциями. Государство организует и развивает экономические отношения, выступает субъектом рыночных отношений. За счет влияния на экономические рычаги и стимулы как субъект рыночных отношений и как бюджетодержатель государство оказывает влияние на все экономические процессы. Государство как получатель и распорядитель бюджетных доходов способно обеспечить экономический рост за счет прогрессивных факторов, повысить уровень благосостояния граждан [3].
При сопоставлении внутренних затрат на исследования разработки ведущих стран мира с 1997 по 2008 гг., выраженный в % к ВВП динамика таких затрат выглядит следующим образом см. рис 1.
Рис. 1. Внутренние затраты на исследования и разработки ведущих стран мира [ с использованием 1,4,5]
В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития РФ на 2011 год и плановый период 2012-2013гг., составленным Минэкономразвития РФ, внутренние затраты на исследования и разработки в России осуществлены и запланированы в объеме, указанном в табл. 1.
Таблица 1
Внутренние затраты на инновационное развитие в РФ в % от ВВП
Приоритеты/Г оды 2009 2010 2011 2012 2013
1 .Инновационное развитие 1,5 1,1 0,9-1,1 0,9-1,1 0,9-1,0
1.1.Развитие фундаментальной и прикладной науки 0,1 0,2 0,2-0,4 0,2-0,3 0,2
1.2.Развитие высокотехнологичных отраслей (ОПК, космос, авиастроение, атомный энергопромышленный комплекс, медтехника, фармацевтика) 1,3 0,7 0,6 0,6 0,6-0,7
1.3.Развитие 0,2 0,2 0,1 0,1 0,1
информационного
общества
В соответствии с масштабами внутреннего рынка и возможностью завоевания позиций на внешних рынках в литературе выделяются семь типов моделей инновационного развития:
1. создание "отверточных" производств с целью расширения занятости при слабой или отсутствующей инновационной активности;
2. высокая инновационная активность на основе собственной базы знаний, развитого научно-технического потенциала и стимулирования сферы НИОКР и высоких технологий при развитом внутреннем рынке (США);
3. высокая инновационная активность, собственная база знаний и нацеленность на внешние рынки (Республика Корея, Тайвань и др.);
4. инновационная деятельность, стимулируемая со стороны общества, при собственной базе знаний и нацеленности на внутренний рынок (бывший СССР, а также США);
5. инновационная деятельность, стимулируемая со стороны общества, при собственной базе знаний с ориентацией на внешние рынки (Финляндия, Швеция, Тайвань);
6. инновационная деятельность, стимулируемая со стороны общества, при использовании внешних источников знаний и с ориентацией на внутренний рынок (Великобритания, Япония послевоенного периода);
7. инновационная деятельность, стимулируемая со стороны общества, при внешних источниках знаний с нацеленностью на внешний рынок при внешнем финансировании (авиапромышленность Бразилии, страны Юго-Восточной Азии).
Каждая из перечисленных моделей инновационного развития формирует определенный инновационный потенциал страны.
Анализ зарубежного опыта формирования государством условий развития инновационного потенциала позволяет определить общие тенденции научноинновационного развития промышленно развитых стран:
1. Тенденция к усилению присутствия государства в формировании инновационного потенциала и построении эффективной системы управления потенциалом. Использование программно-целевого метода управления инновационной деятельностью с долгосрочным планированием социальноэкономического развития и создание общей благоприятной рыночной среды.
2. Стимулирование научно-исследовательской деятельности.
Государство выступает заказчиком, а впоследствии, и брокером между сферой НИОКР и частным бизнесом. Стимулирование выражается в ряде налоговых льгот, субсидий, а также непосредственно в прямом финансировании НИОКР.
3. Защита интеллектуальной собственности.
Вопросы создания, охраны и использования интеллектуальной собственности в современных условиях приобретают огромное значение. Различные виды интеллектуальной собственности во многих странах охраняются уже более 100 лет, но лишь в конце 19 века появились важнейшие международные договоры по ее защите (Парижская конвенция, учрежденная 20.03.1883, в которой участвуют 136 стран мира, Бернская конвенция по охране художественных и литературных произведений от 09.09.1886 года, Мадридское соглашение от 14.04.1891 года «О международной регистрации знаков»). Правильно выстроенная стратегия защиты интеллектуальной собственности является очевидным залогом успеха инновационного развития любого государства.
4. Развитие малого инновационного бизнеса.
В США в середине 20 века экономисты осознали огромную роль малых предприятий в развитии инновационных процессов и в 1958 году была разработана Программа Инвестиционных компаний для малого бизнеса (Small Business Investment Company, SBIC), а в 1982 году была принята Программа поддержки малого инновационного бизнеса (Small Business Innovation Research, SBIR). По своему объему она составляет 60% от всех государственных программ финансирования в США.
5. Глобализация инновационных процессов.
В настоящее время развитие инновационного потенциала требует учета мировых тенденций в научно-технологической и инновационной областях. Открытая экономика и международное сотрудничество позволяют государствам экспортировать и импортировать передовые инновационные технологии, а также решать общие проблемы жизнедеятельности человечества. Зачастую происходит заимствование и внедрение не только технологических инноваций, но и принципов инновационного развития и управления инновационным потенциалом.
6. Формирование инновационного сознания населения.
Практически во всех развитых странах государство помогает инновационному бизнесу формировать инновационное сознание и инновационную культуру населения, в частности через сферу образования, подготовку профессиональных кадров и формирование управленческих консультативных служб.
7. Постоянный мониторинг инновационных процессов.
Исследование инновационных процессов на всех макро и микроэкономических уровнях является основой для разработки направлений развития инновационного потенциала во всех инновационно-активных государствах.
8. Развитие индустрии венчурного капитала.
Все программы развития венчурного капитала в развитых странах условно можно разделить на пять основных категорий: фонды, финансируемые и управляемые государством, находящиеся под частным управлением фонды, финансируемы государством, налоговые кредиты или льготы для отдельных лиц или предприятий, занимающихся прямыми инвестициями, спонсируемые или поддерживаемые государством сети бизнес-ангелов и спонсируемые или поддерживаемые государством венчурные ярмарки.
9. Частно-государственное партнерство.
Посторенние национальных и региональных систем в развитых странах происходит на основе партнерства государства, бизнеса и общества. Государство определяет стратегию инновационного развития, формирует благоприятный инновационный климат и координирует деятельность при непосредственном участии бизнес-структур, создающих инновации на своих предприятиях и общества в лице ученых, изобретателей, общественных организаций и т.д.
Страны Евросоюза разрабатывают общие концептуальные документы, активизирующие инновационные процессы в Европейских государствах.
Наиболее значимыми среди них следует признать доклад Комиссии ЕС «по направлению к европейскому исследовательскому пространству», материалы сессий Евросовета в Лиссабоне и Барселоне, а также Шестую рамочную программу научных исследований Союза.
Бюджет текущей Шестой рамочной программы научных исследований ЕС, составляющий 17,5 млрд евро, предназначен для финансирования создания региональных инновационной систем реализации и мер поддержки инновационной деятельности.
Зарубежный опыт доказал, что государство должно поддерживать инновационные бизнес - проекты в «доконкурентной» стадии и инновации в сфере общественных интересов, т.е. таких инициатив, которые улучшают общие условия функционирования рынков (например, чилийская государственная корпорация CORFO), государственная инвестиционная компания Yozma (Израиль) является соучредителем венчурных фондов, созданных для инвестирования в высокотехнологичные проекты. Сам факт участия государства в венчурных фондах привлекает средства частных инвесторов для финансирования инновационных проектов. Центральным звеном и основным инструментом вмешательства государства в экономику Южной Кореи служила тщательно отработанная система мотивации и разностороннего финансового поощрения частных инвестиций в наиболее перспективные сегменты и виды экономической деятельности. Проведенные правительством Южной Кореи структурные реформы в промышленности, содействовали формированию новых инновационных механизмов -инновационных сетей и кластеров. В Мексике реализована специальная государственная программа закрепления в бизнесе обладателей степеней магистров и докторов наук.
Из развитых стран наибольшую финансовую поддержку развитию НИОКР оказывают правительства стран-членов ЕС - 35% в общей ее сумме (против 27% в США и 20% в Японии). Самая большая доля государственного финансирования отмечена во Франции (около 37%), Германии (31%) и Великобритании (почти 29%), причем Франция, оценивая важность обеспечения перехода к постиндустриальной экономике, планирует в ближайшие годы увеличить уровень государственного финансирования НИОКР до 45%. [5, ^29] в связи с принятием программы «Инновационный план», направленной на стимулирование инновационной деятельности на период до 2010 г. Основным инструментами такого стимулирования являются прямые государственные инвестиции и налоговые льготы, представляемые инновационным фирмам.
В Японии компаниям, увеличивающим по сравнению с предыдущими годами расходы на НИОКР, предоставляются налоговые скидки - 20% суммы превышения вычитаются из налога на прибыль корпорации [5, с.35]. В США законодательным путем государство вменены функции обеспечения ускоренного развития новейших технологий, которые не могут получить адекватной поддержки со стороны частного бизнеса, оказания помощи в получении доступа к достижениям зарубежной науки, поощрения кооперацию на высокотехнологичных рынках.
Таким образом, наличие государственной макроэкономической политики, направленной на стимулирование инновационных процессов, развитие
инновационного потенциала есть одна из важнейших характеристик инновационной экономики. Исследования доказали, что формирование и развитие соответствующих институциональных систем, включая
законодательное обеспечение, формирование рынка инноваций возможно лишь при активной деятельности государственных структур. Анализ зарубежного опыта формирования государством условий развития инновационного потенциала позволил определить общие тенденции научно-инновационного развития промышленно развитых стран.
Список литературы
1. Государство и экономика: Факторы роста/А.Г.Зельднер, И.Ю.Ваславская, В.К.Южелевский и др.; Ин-т экономики. - М.: Наука, 2003. - 214с.
2. Шамина Л.К. Методологические аспекты корпоративной системы
управления инновационными процессами [Электронный ресурс]: Электронный научный журнал «Экономика и экологический менеджмент»/ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет
низкотемпературных и пищевых технологий. — Электрон.журнал — Санкт-Петербург: СГОГУНиПТ, 2010. — №2. — сентябрь. 2010. Режим доступа к журн.: http://economics.open-mechanics.com/articles/202.pdf свободный».
3. Шамина Л.К. Теоретические аспекты функционирования инновационных процессов. - СПб.:Наука, 2008. - 85с.
4. Бекетов Н.В. Современные тенденции развития науки и инновационной деятельности// Проблемы современной экономики, N 3(15), 2008
5. Промышленная политика в условиях перехода к инновационной экономике: опыт стран Центр. И Вост.Европы и СНГ / Г.А.Власкин, Е.Б.Ленчук; Ин-т междунар. экон. и полит. исслед.. РАН. - М.: Наука, 2006. - 246 с.