РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В СТРАХОВАНИИ РИСКОВ АПК
THE ROLE OF STATE SUPPORT IN AGRIBUSINESS RISK INSURANCE
Бахшиев Э., аспирант Bakhshiev E., Post-graduate student Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия
Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russia E-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
Статья содержит описание основных мероприятий в рамках государственной поддержки предприятий сельского хозяйства, сформировавшихся и нашедших закрепление в законодательных актах Российской Федерации на данном этапе. Разработка и выделение приоритетных направлений государственного финансирования сельского развития будут способствовать совершенствованию производственной структуры АПК, освоению научно обоснованных систем ведения растениеводства, ускоренному развитию животноводства, устойчивому развитию сельских территорий.
ABSTRACT
Article describes the main activities within the framework of state support of agricultural enterprises formed and found the fastening in the legislation of the Russian Federation at this stage. The development and release of the priorities of public funding for rural development will help to improve the industrial structure of agriculture, the development of science-based crop management systems, accelerating the development of animal husbandry, sustainable development of rural areas.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
финансовое обеспечение, финансы сельского хозяйства, финансовые механизм, финансовая устойчивость, государственная поддержка, субсидии.
KEY WORDS
Financial security, Finance of agriculture, Financial mechanism, Financial stability, Government support and subsidies.
В современных экономических условиях залогом устойчивого развития сельскохозяйственного предприятия является его оптимальное финансовое обеспечение, под которым понимается обеспечение предприятия основными и оборотными активами, собственными и заемными финансовыми ресурсами, достаточными для выпуска предусмотренного объема производства. Финансовое обеспечение предполагает бесперебойность процесса производства и реализации сельскохозяйственной продукции, минимизацию затрат предприятия сельского хозяйства [1].
Большое влияние на финансовое обеспечение предприятий аграрного сектора оказывают природные, экономические и организационно-технологические особенности сельского хозяйства. Можно выделить следующие, наиболее специфичные черты финансов сельского хозяйства:
• разнообразие форм хозяйствования, представленных в виде крестьянских, фермерских и подсобных хозяйств, кооперативов, арендных коллективов, коллективных хозяйств, государственных предприятий и организаций, что накладывает связанные с ними особенности организации их финансов;
• активное участие государства в распределении и перераспределении денежных доходов в сельском хозяйстве.
• государственное финансовое регулирование сельского хозяйства с усилением роли регионального финансирования.
• сезонное и универсальное кредитование сельского хозяйства в рамках государственной финансовой поддержки;
• обязательное государственное страхование сельского хозяйства на случай страховых рисков гибели или потерь урожая и сельскохозяйственных животных [6].
В силу специфики сельского хозяйства, рыночные механизмы хозяйствования не могут быть реализованы с той же полнотой и эффективностью в данном секторе экономики, в отличие от других отраслей народного хозяйства. Сельское хозяйство, медленнее чем другие отрасли реального сектора экономики, приспосабливается к быстро изменяющимся экономическим и технологическим условиям.
Наиболее критичными факторами, которые сдерживают развитие сельского хозяйства в стране, являются значительный износ техники, недостаточно квалифицированные кадры, низкая доля орошаемых земель, высокая доля личных подсобных и фермерских хозяйств, недостаточный уровень научно-обоснованных форм ведения хозяйствования. В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.
В связи с этим эффективная работа сельского хозяйства возможна только при активной государственной поддержке на федеральном и региональном уровнях. Поэтому создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его всей системы финансово-кредитных отношений и в большей степени зависит от финансовых возможностей государства [10].
В мире существует немало различных схем сельскохозяйственного страхования, в основу которых вложены различные подходы. Их различие между собой строится на системе различных критериев: доли участия государства в страховании, уровнем покрытия риска и т.д. Самыми распространенными видами страхования являются страхование сельскохозяйственных культур, животных и т.д.
Страхование, связанное с погодными рисками, также является доступным во многих странах Евросоюза, а также США.
Рассмотрим некоторые зарубежные программы страхования АПК.
В США существует программа (MPCI), целью которой выступает защита от основной массы неблагоприятных природно-климатических условий. По одной из форм данной программы минимальное страховое покрытие составляет 50% среднего урожая фермера по стоимости, составляющей 55% ожидаемой рыночной цене этого урожая. При этом премия за такое покрытие оплачивается за счет государства. Со стороны товаропроизводителей оплачиваются лишь административные расходы по каждой культуре, однако их размер не превышает определённую сумму. При увеличении покрытия растёт соответственно величина страховой премии.
Программа страхования урожая также существует и в Канаде. Здесь правительством и провинциями субсидируется по 25% страховых премий и 50% административных затрат страховщиков [11].
Возвращаясь к США, следует также отметить, что там широко применяется практика защиты производителей сельскохозяйственной продукции от риска снижения доходов. К примеру, таковой является программа CRC, позволяющая товаропроизводителям защитить доходы от возможного понижения ниже определённого уровня. В рамках этой программы государство производит активное финансирование фермеров, субсидируя более 50% их страховых взносов. Также, в США существует программа LRP (защита животных от риска), благодаря которой обеспечивается защита от снижения цен на сельскохозяйственных животных [8].
В ряде стран имеют место в практике т.н. счета стабилизации. Ни представляют собой индивидуальные счета, которые на паритетном основании формируются государством и фермерами. Последние помещают на этот счет определенную сумму денег, которую они получают обратно в неблагоприятные годы.
В Европе особую популярность приобрела испанская система страхования, при которой покрываются большинство рисков АПК. Она основывается на согласовании действий правительства, сельских хозяйств и страховых компаний. Такая страховая система позволяет максимально возместить ущерб хозяйствующих субъектов, который был нанесен в результате неблагоприятных погодных условий, несчастных случаев, заболеваний животных и т.д.
Правительства стран и другие учреждения, компетенция которых отнесена к данной сфере, возмещают большую часть ущерба в секторе животноводства. В Европе в ряде стран (например, Германии) разработано несколько страховых схем, покрывающих убытки причиненные заболеваниями животных. Они позволяют возместить убытки, причиненные падежом или вынужденным забоем скота [15].
В Дании есть система, позволяющая компенсировать хозяйствующим субъектам убытки, произошедшие вследствие убоя животных, вызванного вспышкой заболеваемости. В Латвии на государственном уровне гарантируются компенсации в случаях эпизоотий. Также там существует система компенсаций ущерба, причиненного неблагоприятными природными условиями и болезнями животных. Субсидии предоставляются в размере 50%, однако имеют ограниченность за единицу (гектар, животное).
В Литве создан фонд помощи при потере зданий, сельскохозяйственной техники. Скота, птицы в результате различных рисков. При этом размер компенсации существенно разнится - 60% потерь компенсируется тем, чьи активы застрахованы, и до 20% - тем, кто не участвовал в страховании.
На сегодняшний день достаточно распространенным видом страхования становится индексное страхование урожая, которое основано на наблюдении за состоянием какого-либо относительно независимого от объекта страхования физического параметра, величина которого служит индикатором наступления страхового случая. Особенностью индексного страхования представляется применение отдельно разработанного показателя, который каким-либо образом соотносится с риском, в отношении которого осуществляется страхование. В качестве таковых могут выступать средняя урожайность и определённый набор погодных факторов (показателей). Индексные схемы решают вопрос недостоверности информации на страховом рынке и морального риска [1].
Все вышесказанное говорит о том, что в европейских странах в полной мере осознана необходимость и экономическая важность развития АПК, в связи с чем, национальные правительства совместно со страховыми компаниями разработали программы страхования, позволяющие помочь предпринимателям в необходимой мере стабилизировать экономическое состояние предприятия, функционирующего в секторе АПК.
Стоит, однако, отметить, что, не смотря на давность и остроту вопроса агрострахования в России, оно до сих пор остается не самым распространенным видом страхования и только сейчас стало набирать свою силу.
На сегодняшний день в России основными объектами страхования являются урожай сельскохозяйственных культур, сельскохозяйственные животные, многолетние насаждения и имущество сельскохозяйственных товаропроизводителей. Однако приоритетным направлением страхования являются урожай сельскохозяйственных культур - именно в этой области агропредприятиям предоставляется государственная помощь в виде субсидий [11].
Скорее всего, это обусловлено тем, что хозяйственная деятельность, связанная с растениеводством максимально подвержена различным рискам в силу ее зависимости от природно-климатических условий, не обладающих стабильностью.
Вместе с этим, как уже ранее отмечалось, до сих пор АПК в России мало пользуется таким инструментом, как страхование.
В частности можно отметить, что доля застрахованных при государственной поддержке посевных (посадочных) площадей в общем объеме посевных (посадочных)
площадей остается весьма низкой. По итогам ярового сева 2012 года доля застрахованных площадей равна всего лишь 20 процентам.
Необходимо отметить, что число договоров сельскохозяйственного страхования в 2013 году не превысило значения 300000 [2]. Учитывая обширность территорий страны, предназначенных для ведения агропромышленного предпринимательства, а также общее число субъектов предпринимательства (малого, среднего и крупного) по России, видится, что объем агрострахования в целом весьма низок.
Такое низкое число заключаемых договоров страхования обусловлено невысоким интересом сельскохозяйственных товаропроизводителей к заключению договоров сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой, который, возможно, обусловлен рядом причин, основными из которых являются:
1. Низкая материальная обеспеченность хозяйственных агропредприятий, которое влияет на возможность / невозможность уплаты премии по договору страхования;
2. Отсутствие достаточных правовых знаний у сельскохозяйственных товаропроизводителей, что приводит к тому, что данные субъекты предпринимательства либо обладают поверхностными знаниями о договоре страхования, либо необъективно оценивают возможности страхования;
3. возможность получения сельскохозяйственными товаропроизводителями государственной поддержки в виде дотаций при наступлении чрезвычайных ситуаций наряду с действующей системой страхования, что снижает эффективность последней;
4. недостаточность информационного обеспечения, направленного на популяризацию страхования в АПК - при более частом проведении таковых вполне возможно значительное увеличение заключения договоров сельскохозяйственного страхования;
5. длительные сроки доведения средств государственной поддержки до сельскохозяйственных предприятий [3].
Соответственно, проблемы данного сектора в первую очередь касаются материальной обеспеченности хозяйствующего субъекта, а также соответствующего предоставления государственной поддержкой.
Отсюда также следует, что страхование рисков АПК должно быть поддержано со стороны государства, как и в многих странах с более развитым сельскохозяйственным сектором.
Федеральным законом РФ от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» предусмотрены следующие основные направления государственной поддержки сельского хозяйства, такие как:
• обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
• развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве;
• развитие племенного животноводства и элитного семеноводства;
• обеспечение обновления основных производственных фондов сельскохозяйственных товаропроизводителей;
• обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв;
• обеспечение устойчивого развития сельских территорий;
• предоставление консультационной помощи и информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовка и переподготовка кадров для сельского хозяйства [2].
Кроме того, в рамках реализации стратегии устойчивого развития АПК Российской Федерации важнейшее значение имеет Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012гг.», принятая в 2007 г., которая определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия,
финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности. [4]
Наряду с крупными агропромышленными предприятиями полноправными участниками Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы являются малые формы хозяйствования (личные подсобные хозяйства, крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы).
В рамках Государственной программы Министерством сельского хозяйства Российской Федерации реализуются специализированные отраслевые целевые программы, направленные на повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе:
• «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009-2011 гг.»;
• «Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2009-2011 гг.» [9].
Основным видом государственной поддержки малых форм хозяйствования является предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, на развитие сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Алтухов, А. И. Современные проблемы обеспечения продовольственной безопасности России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2012. - № 7. - С. 11-16.
2. Барсукова С. Ю. Присоединение России к ВТО: неизбежные потери и возможные приобретения для агробизнеса // Вопросы статистики. - 2013. - № 3.
3. Белова, Елена Владимировна. Страхование рисков как фактор привлечения инвестиций в сельское хозяйство России: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Е.В. Белова;[Место защиты: Всероссийский научно-исследовательский институт экономики, труда и управления в сельском хозяйстве РАСХН - ГНУ].- Москва, 2013. - 26 с.
4. Владимиров В. А., Управление риском: Риск. Устойчивое развитие. Синергетика. -М., 2011. - С. 431.
5. Гайдук, В. И., Калитко, С. А., Попова, Е. В. Хозяйственные риски в аграрном предпринимательстве // Труды Кубанского государственного аграрного университета. - 2011. - Выпуск №4(31). - С. 23-27.
6. Доклад о состоянии рынка сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, в Российской Федерации в 2010 году : информационная брошюра. - М. : Минсельхоз России, ФГУ «ФАГПССАП», 2011. -28 с.
7. Жичкин, К.А. Страхование рисков сельскохозяйственных организаций в условиях государственной поддержки: монография / К.А. Жчкин. - Самара: РИЦ СГСХА, 2013. - 191 с.
8. Иванова В.Н., Гончаров В.Д. Методические подходы к оценке экономических рисков в АПК // Вопросы экономики и права. 2012. - 4.
9. Коварда В. В. Влияние инфраструктуры на развитие АПК России / В. В. Коварда, Е. В. Безуглая // Молодой ученый. — 2013. — №8. — С. 195-198.
10. Минакова, И. В. Взаимозаменяемость и взаимодополняемость ресурсов в региональной экономике [Текст] / И. В. Минакова, В. В. Коварда // Региональная экономика: теория и практика. — 2011. — № 33 (216). — С. 2-9.
11. Минина Е.Л. Система аграрного законодательства и основные тенденции его развития // Журнал российского права. 2010. N 6. С. 5 - 12.
12. Независимая экспертиза в агростраховании, перспективы развития: материалы конференции (20 февраля 2013 г., Москва) / составители: А.Ш. Гаджикурбанов, В.В. Введенский; ФГБУ «ФАГПССАП» — Москва, 2013. — 23 с.
13. Осипенко, Е. Агрострахование: «чёрная дыра» АПК России // Газета «Аграрная Кубань». - 2013. - 31 июля.
14. Страхование урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой : практ. пособие. - М.: Минсельхоз России, ФГУ «ФАГПССАП», 2011. - 130 с.
15. Трубилин, А. И., Гайдук, В. И., Калитко, С. А. Страхование как метод нейтрализации рисков в АПК / А. И. Трубилин, В. И. Гайдук, С. А. Калитко // Труды Кубанского государственного аграрного университета. - 2012. - №1(34). - С. 7 - 10.
16. Федорова, М.А. Управление инновационными рисками в АПК / М.А. Федерова [электронный ресурс]: http://www.kgau.ru/img/konferenc/58.doc