Научная статья на тему 'Совершенствование системы агрострахования в России'

Совершенствование системы агрострахования в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
385
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / РИСК / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / INSURANCE / AGRICULTURAL SECTOR / RISK / GOVERNMENT REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Межин Сергей Анатольевич, Межина Марина Валерьевна

Сельскохозяйственное производство, как известно, подвержено воздействию большого числа неблагоприятных факторов различного характера. Ущерб, наносимый этими фактора-ми, существенным образом влияет на конечные результаты деятельности сельхозтоваропроизводителей, приводя многих к убыточности. Мировой опыт показывает, что инструментом решения данной проблемы является агрострахование. Опыт становления агрострахования в России свидетельствует о том, что этот вид страхования не может развиваться без ощутимой поддержки государства. Потребность в ней возникает в ситуации, когда страховые компании хотят осуществлять свою деятельность с достаточной степенью рентабельности, но испытывают недостаточность необходимой информации и методологических разработок для работы с аграрным сектором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF AGRICULTURAL INSURANCE SYSTEM IN RUSSIA

Agricultural production is known to be exposed to a large number of adverse factors of various kinds. The damage caused by those factors affects significantly the final results of the agricultural producers’ activity and causes many of them running at a loss. The world experience shows that agricultural insurance is an instrument to solve that problem. The experience of agricultural insurance development in Russia suggests that this type of insurance cannot be developed without considerable assistance from the state. The need for that arises when the insurance companies want to operate with a reasonable degree of profitability, but they do not have enough the necessary information and methodology procedures to operate in the agricultural sector.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы агрострахования в России»

ЭКОНОМИКА АПК

УДК 368:63:368.4

С.А. Межин, М.В. Межина

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ АГРОСТРАХОВАНИЯ В РОССИИ

Ключевые слова: страхование, сельское хозяйство, риск, государственное регулирование.

Введение

Сельскохозяйственное производство, как известно, подвержено воздействию большого числа неблагоприятных факторов различного характера. Ущерб, наносимый этими факторами, существенным образом влияет на конечные результаты деятельности сельхозтоваропроизводителей, приводя многих к убыточности. Мировой опыт показывает, что инструментом решения данной проблемы является агрострахование.

Система сельскохозяйственного страхования может быть определена как совокупность отношений по поводу формирования страховых фондов и их использования на возмещение ущербов при наступлении неблагоприятных событий в различных отраслях сельского хозяйства, а также на финансирование предупредительных мероприятий, направленных на смягчение негативных последствий сельскохозяйственных рисков. Основными участниками системы страхования выступают сельскохозяйственные товаропроизводители, страховщики и их объединения, а также государство в лице его органов. С точки зрения территории система сельскохозяйственного страхования представляет собой совокупность подсистем агрострахования, которая складывается в отдельных регионах страны [3].

Сельскохозяйственное страхование включает страхование сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, страхование поголовья животных, страхование машин, инвентаря и оборудования сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств, страхование урожая и других объектов.

Результаты исследования

В системе сельскохозяйственного страхования основной целью является обеспечение предоставления доступных для большей час-

ти сельскохозяйственных товаропроизводителей услуг по сельскохозяйственному страхованию и комплексной защиты сельскохозяйственного производства от основных рисков.

При построении собственной системы страхования сельскохозяйственных рисков Россия ориентировалась на передовые мировые достижения в данной области. За последние 10 лет правительством страны была проведена достаточно серьезная работа по совершенствованию и развитию страхования в аграрном секторе. В 2003 г. при Министерстве сельского хозяйства России было создано ФГБУ «Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства». В декабре 2006 г. был подписан Федеральный закон № 264 «О развитии сельского хозяйства», в соответствии с которым сельскохозяйственным товаропроизводителям для частичного покрытия расходов на страхование стали предоставляться субсидии за счет бюджетных средств в размере не менее 50% от уплаченной ими страховой премии по договору страхования. В феврале 2009 г. была одобрена «Концепция совершенствования сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, на период до 2020 года», в которой были отражены, в том числе, основные проблемы сельскохозяйственного страхования в России, цель, задачи и принципы его совершенствования.

После аномально жаркого и засушливого лета 2010 г., когда российскому сельскому хозяйству был нанесен ущерб более чем в 30 млрд руб., и большую часть убытков при этом пришлось взять на себя государству, в Правительстве решили ускорить принятие новой концепции страхования рисков в агропромышленном комплексе. Так, Федеральным законом от 25.07.2011 г. № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»» бы-

ли установлены правовые основы оказания государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования.

Согласно новому закону государственная поддержка оказывается агропроизводите-лям при страховании рисков утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры, посадок многолетних насаждений и сельскохозяйственных животных в размере 50% от страховой премии [1]. Принятие указанного закона стало важным шагом на пути в создании основ комплексной защиты сельскохозяйственного производства от основных видов рисков.

Таким образом, построение системы страхования агропромышленных рисков в России практически завершено, и, казалось бы, созданы все условия для ее успешного развития.

Вместе с тем на сегодняшний день сложившуюся в России систему сельскохозяйственного страхования пока нельзя признать действенным инструментом защиты от негативных последствий рисков, присущих сельскохозяйственной отрасли. К 2012 г. основные целевые показатели развития сельскохозяйственного страхования достигнуты не были. Удельный вес застрахованных посевных площадей в 2011 г. составил 20,1% [2]. В то же время в соответствии с государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14.07.07 г. № 446, предусмотрено, что к 2012 г. удельный вес застрахованных посевных площадей должен был составить 40% от общей посевной площади. Не произошло и ожидаемого увеличения количества вступивших в систему агрострахования с государственной поддержкой сельскохозяйственных товаропроизводителей [5].

В Алтайском крае число хозяйств страхующих урожай в 2009 г. составило 222 хозяйства, в 2010 - 102, в 2011 - 331, 2012 г. — 35 хозяйств. Снижение их количества обусловлено наличием существенных недостатков в системе страхования. Доля застрахованных с государственной поддержкой площадей к общей посевной площади Алтайского края по годам колеблется. С 2009 по 2012 гг. эти колебания составили 1,6; 7; 28,1 и 12,5% соответственно.

Выводы

На сегодняшний день в организации агро-страхования как в России, так и в Алтайском крае присутствует ряд проблем:

• отсутствие защиты от «серых» схем, предрасположенность к ним;

• при определении утраты (гибели) сельскохозяйственных культур понимается снижение фактического урожая на 30% и более, что не отвечает интересам сельхозтоваропроизводителей;

• отсутствие единых правил и стандартов по продуктам страхования;

• негибкая система учёта территориальных особенностей сельскохозяйственного производства при страховании;

• непрозрачный механизм урегулирования убытков.

Главным недостатком действующей системы агрострахования с государственной поддержкой являются существенные её различия с коммерческим страхованием. При проведении сравнительного анализа предложений коммерческих страховых компаний выявили, что при коммерческом страховании ставка страхования в растениеводстве предлагается 1,1% при франшизе 5%, такая (при страховании с государственной поддержкой) ставка возможна лишь при франшизе в 40%, а при франшизе в 5% ставка страхования составит 4,2% страховой стоимости урожая. Ставка страхования в животноводстве колеблется от 0,45 до 0,7% при коммерческом страховании, тогда как при франшизе 40% ставка составит 1,7%, а при страховании без участия страхователя в риске — 2,97%. В коммерческом страховании присутствуют те виды рисков, которые отсутствуют в программе государственной поддержки (в растениеводстве это: недостаточные условия влагообеспеченности, недостаток тепла, понижение температуры в период вегетации растений, сочетание природных явлений, приводящих к выпиранию посевов, выпадение осадков большой интенсивности и т.д.; в животноводстве: болезни (незаразные, инфекционные, инвазионные, град, противоправные действия третьих лиц, хищения (кража, грабеж, разбой), утрата племенной ценности и т.д.).

Российская система сельскохозяйственного страхования нуждается в реформировании путем оптимизации ключевых аспектов ее функционирования [4]. При этом приоритетными задачами реформирования российской системы агрострахования должны стать:

• обеспечение ее стабильности;

• повышение финансовой устойчивости и создание необходимых условий для привлечения большей части сельхозтоваропроизводителей к участию в системе, в том числе путем снижения тарифов на страховые услуги;

• расширение линейки страховых продуктов и улучшение качества обслуживания страхователя;

122

Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 12 (110), 2013

• исключение из правил страхования порога снижения фактического урожая при определении утраты (гибели) сельскохозяйственных культур («порог 30%»);

• исключение при разработке страховых продуктов различий между коммерческим страхованием и страхованием с государственной поддержкой;

• увеличение количества и разнообразия предлагаемых страховых продуктов с государственной поддержкой (возможность страхования от отдельных страховых случаев);

• создание единого фонда для перестрахования сельскохозяйственных рисков, управление которым возложить на создаваемую на кооперативной основе организацию сельскохозяйственных производителей либо на государственную организацию;

• усиление влияния сельхозтоваропроизводителей (либо органов государственной власти) на процесс урегулирования убытков.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 25.07.2011 № 260-ФЗ «О государственной поддержке

Ключевые слова: инновации, инвестиционная привлекательность, инновационная активность, финансовое состояние организации, факторный анализ, ранжирование блоков, приведенный коэффициент, инвестиционный риск, экспертный метод, матрица.

Введение

На данный момент в России еще не сформирован рынок инвестирования. Существуют лишь отдельные крупные компании, в которые инвесторы, будучи уверенными в получении дохода, предпочитают вкладывать свои свободные денежные средства. Чаще всего эти инвесторы вкладывают капитал в расширение производства таких крупных компаний. Но также можно вложить свободные денежные средства и в развитие организации, то есть в ее инновации.

в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»».

2. Доклад о состоянии рынка сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, в Российской Федерации в 2011 году: информационная брошюра. — М.: Минсельхоз России, ФГБУ «ФАГПССАП», 2012. — 33 с.

3. История Ассоциации агропромышленных страховщиков «Агропромстрах»: даты и факты // Ассоциация агропромышленных страховщиков. — 2013. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http:// apstrah.ru/index.php/o-nas/istoriya (дата обращения 25.09.2013).

4. Махдиева Ю.М. Перспективы развития страхового рынка Республики Дагестан // Финансы и кредит. — 2011. — № 12 (444). — С. 14.

5. Сокол М. Агрострахование в России // Информационный портал про страхование. — 2013. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http:/ / prostrahovanie.ru/articles/all/298 (дата обращения 25.09.2013).

Целью исследования является усовершенствование методического подхода к оценке инвестиционной привлекательности организации с учетом её инновационной активности и рисков инвестирования. Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

1) рассмотреть понятие инновационной активности организации;

2) предложить расчет итоговых коэффициентов: финансового состояния, инвестиционного риска; разработать матрицу итоговой оценки инвестиционной привлекательности организации;

3) рассмотреть мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности организации.

В процессе разработки усовершенствованного методического подхода применя-

+ + +

УДК 338.242 Я.Ю. Зяблицева

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.