Научная статья на тему 'The Main Channels and Conditions for Recruiting Political Elites of the Astrakhan Region'

The Main Channels and Conditions for Recruiting Political Elites of the Astrakhan Region Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Political elites / Astrakhan region / recruitment / analysis / formation of political elites / executive power / federal elites / regional elites / Политические элиты / Астраханская область / рекрутирование / анализ / формирование политических элит / исполнительная власть / федеральные элиты / региональные элиты

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Иванова Лилия Александровна

In many respects, the Astrakhan region is considered a model region for studying socio-political problems in Russia, with socio-cultural characteristics and a special status as a border area. The extreme polyethnicity of the region, its importance in the context of international relations of the Caspian macroregion leads to the special attention of the federal center to the organization of the management of the subject and the processes taking place on the territory. In the course of the study, we compiled a socio-cultural portrait of representatives of the political elite of the Astrakhan region. Based on the conducted sociological research, it was found that the modern political elite of the Astrakhan region are men aged 49-52 years, with higher education, holding an active civic position, having experience in leadership positions, members of the United Russia party. If all members of the Government had experience in public service before taking office, then some deputies of the State Duma of the Astrakhan region do not have such experience, since they came to politics from commercial structures.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Основные каналы и условия рекрутирования политических элит Астраханской области

Астраханская область по многим параметрам считается модельным регионом для изучения социально-политических проблем в России, обладающим социокультурными особенностями и особым статусом как приграничной территории. Предельная полиэтничность региона, его важность в контексте международных отношений Каспийского макрорегиона приводит к особому вниманию федерального центра к организации управления субъектом и процессам, происходящим на территории. В ходе исследования нами был составлен социокультурный портрет представителей политической элиты Астраханской области. На основе проведенного социологического исследования установлено, что современная политическая элита Астраханской области – это мужчины в возрасте 49-52 лет, с высшим образованием, занимающие активную гражданскую позицию, имеющие опыт работы на руководящих должностях, входящие в партию «Единая Россия». Если все члены Правительства до вступления в должность имели опыт работы на государственной службе, то некоторые депутаты Государственной Думы Астраханской области такого опыта не имеют, поскольку пришли в политику из коммерческих структур. Настоящая публикация посвящена анализу современной региональной политико-административной элиты Астраханской области, и в частности проблемам, связанным с рекрутирования ее кадрового состава.

Текст научной работы на тему «The Main Channels and Conditions for Recruiting Political Elites of the Astrakhan Region»

Политические элиты Евразии | doi: 10.46539/elit.v4i3.160

The Main Channels and Conditions for Recruiting Political Elites of the Astrakhan Region

Lilia A. Ivanova

North Caucasus Federal University, Stavropol, Russia Email: liliya.astrakhan[at]mail.ru

Abstract

In many respects, the Astrakhan region is considered a model region for studying socio-political problems in Russia, with socio-cultural characteristics and a special status as a border area. The extreme polyethnicity of the region, its importance in the context of international relations of the Caspian macroregion leads to the special attention of the federal center to the organization of the management of the subject and the processes taking place on the territory.

In the course of the study, we compiled a socio-cultural portrait of representatives of the political elite of the Astrakhan region. Based on the conducted sociological research, it was found that the modern political elite of the Astrakhan region are men aged 49-52 years, with higher education, holding an active civic position, having experience in leadership positions, members of the United Russia party. If all members of the Government had experience in public service before taking office, then some deputies of the State Duma of the Astrakhan region do not have such experience, since they came to politics from commercial structures.

Keywords

Political elites; Astrakhan region; recruitment; analysis; formation of political elites; executive power; federal elites; regional elites.

icensed under a Creative Commons «Attribution» 4.0 International License

Issues in Elitology. 2023. No 3 | ISSN: 2712-8415 Political Elites of Eurasia | doi: 10.46539/elit.v4i3.160

Основные каналы и условия рекрутирования политических элит Астраханской области

Иванова Лилия Александровна

Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия Email: liliya.astrakhan[at]mail.ru

Аннотация

Астраханская область по многим параметрам считается модельным регионом для изучения социально-политических проблем в России, обладающим социокультурными особенностями и особым статусом как приграничной территории. Предельная полиэтничность региона, его важность в контексте международных отношений Каспийского макрорегиона приводит к особому вниманию федерального центра к организации управления субъектом и процессам, происходящим на территории.

В ходе исследования нами был составлен социокультурный портрет представителей политической элиты Астраханской области. На основе проведенного социологического исследования установлено, что современная политическая элита Астраханской области - это мужчины в возрасте 49-52 лет, с высшим образованием, занимающие активную гражданскую позицию, имеющие опыт работы на руководящих должностях, входящие в партию «Единая Россия». Если все члены Правительства до вступления в должность имели опыт работы на государственной службе, то некоторые депутаты Государственной Думы Астраханской области такого опыта не имеют, поскольку пришли в политику из коммерческих структур. Настоящая публикация посвящена анализу современной региональной политико-административной элиты Астраханской области, и в частности проблемам, связанным с рекрутирования ее кадрового состава.

Ключевые слова

Политические элиты; Астраханская область; рекрутирование; анализ; формирование политических элит; исполнительная власть; федеральные элиты; региональные элиты.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution » («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Введение

Особенности формирования политической элиты Астраханской области предопределены особым контекстом региона: национальным и конфессиональным составом населения, невысокими социально-экономическими показателями, оттоком населения, невысокими показателями общественной активности граждан, высокой консолидацией административно-политической элиты.

Ретроспективный анализ условий формирования региональной элиты позволяет сказать, что процесс формирования политической элиты в Астраханской области имеет институциональные и функциональные особенности, связанные с ограниченностью каналов рекрутирования и кадрового резерва политических элит, преобладанием неформальных практик и связей. Кроме того, имело место невысокое качество политической элиты в связи с оттоком профессионалов из региона.

Источником социально-демографических проблем стали неблагоприятные социально-экономические условия. Речь идет об оттоке трудоспособных граждан из региона, снижении человеческого потенциала и, как следствие, снижении качества элиты. Уезжающие были не удовлетворены предлагаемыми вакансиями (низкая заработная плата, отсутствие карьерного роста) и некомфортной средой проживания (особенно не удовлетворены жители в возрасте от 20 до 34 лет). Вызывало тревогу у жителей региона и экологическое состояние области (проблемы Прикаспийской низменности и дельты Волги).

Методы исследования

По данным 2019 года Астраханская область занимала по уровню доходов населения 59-е место в России, каждый шестой астраханец жил за чертой бедности, средняя заработная плата была на четверть ниже средней по стране. В связи с этим было выделено пять приоритетов, которые легли в основу программной стратегии И.О. Губернатора Астраханской области И.Ю. Бабушкина (Астраханские новости, 2023): рост качества жизни через развитие социальной сферы; перезапуск региональной экономики как источника повышения благосостояния граждан; новое качество управления, а именно: повышение открытости и результативности работы власти; развитие инфраструктуры за счёт перехода на новый уровень инвестиционной привлекательности; укрепление внешних взаимодействий.

Политико-административные элиты Астраханской области

В структуру региональной элиты принято включать представителей следующих групп:

Issues in Elitology. 2023. No 3 | ISSN: 2712-8415 Political Elites of Eurasia | doi: 10.46539/elit.v4i3.160

1) глава исполнительной власти субъекта федерации;

2) депутаты законодательного (представительного) органа субъекта федерации);

3) представители исполнительной власти;

4) влиятельные экономические группы и их представители;

5) региональные отделения политических партий (Иванова, 2022, стр. 20).

В рамках нашего исследования на примере Астраханской области мы рассматриваем такие составные части региональной политической элиты, как губернатор Астраханской области, представители исполнительной власти и депутатского корпуса Думы Астраханской области, также руководители региональных отделений парламентских партий.

Для нашего исследования необходимо рассмотреть процесс становления и деятельности партийных организаций в 1990-е годы в Астраханской области. Главной характерной чертой была повышенная активность «левых» оппозиционных партий: регионального отделения КПРФ и Объединенного фронта трудящихся (ОФТ). У каждой из организаций были свои особенности развития. Для регионального отделения КПРФ значение имели сильные связи, оставшиеся с советского периода среди хозяйственников, которые были членами партии. Они имели мощные организационные ресурсы. В состав ОФТ входили люди иного социального происхождения, часть - студенческая молодежь, простые работники предприятий, поддерживавшие идеи социального равенства в условиях начавшихся рыночных реформ. Они начинали свою политическую деятельность с «нуля». Их действия отличались провокационностью, приверженностью различным формам социального протеста. Лидером ОФТ был О.В. Шеин, который начал свою политическую деятельность, будучи еще студентом исторического факультета Астраханского государственного педагогического института.

Показателем отнесения Астраханского области к «красному поясу России» являются результаты обоих туров президентских выборов 1996 года, где астраханцы отдали предпочтение Г.А. Зюганову (36,54% в первом туре и 47,79% во втором), за Б.Н. Ельцина проголосовало 29,52% и 46,85% соответственно (20-летие избирательной системы Астраханской области, 2013, стр.13). Есть мнение, что такое положение было связано с напряженностью отношений между федеральной элитой и региональной элитой Астраханской области, что сохранялось до середины 2000-х годов.

На выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания третьего созыва 19 декабря 1999 года убедительную победу (97247 голосов избирателей, или 21,47% от принявших участие в голосовании) одержал также оппозиционный кандидат лидер ОФТ О.В. Шеин (20-летие избирательной системы Астраханской области, 2013, стр19).

Первые в истории выборы Главы администрации Астраханской области (далее Губернатора) состоялись 8 декабря 1996 года. К этому времени закон-

чился пятилетний срок управления глав, назначенных указами Президента Российской Федерации, и в соответствии с Конституцией Российской Федерации стал применяться другой способ рекрутирования элиты - всеобщие и прямые выборы Главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Губернатором избрали А.П. Гужвина, который с 1987 года занимал пост председателя исполкома Астраханского областного Совета народных депутатов. На тот момент он был первым астраханцем, занявшиим эту должность, и самым молодым председателем облисполкома в СССР.

Уже в эпоху перестройки влияние номенклатурного аппарата на назначение становилось менее жестким. В ходе начавшихся дальнейших демократических преобразований 28 августа 1991 года Указом Президента Российской Федерации А.П. Гужвин был назначен главой региональной администрации.

Губернаторская кампания 1996 года продемонстрировала, что ведущим ресурсом в политической борьбе становится принадлежность к административной элите. Региональный политический режим выстраивается таким образом, что определяющим становится не влияние партий на власть, а сотрудничество управленцев с астраханской бизнес-элитой. После середины 1990-х годов политическая активность партий в Астраханской области начинает падать, но возрастает влияние административного фактора на политический процесс, в частности, на формирование региональной элиты.

Областное отделение КПРФ постепенно теряет свое влияние даже на «левый электорат». В самой организации начинается раскол, ее покидают многие известные деятели, что делает ее маловлиятельной. Признанным лидером «левых» сил в Астраханской области в середине 1990-х годов становится лидер ОФТ О.В. Шеин. Но и эту «левую» организацию настигает кризис к концу 1990-х годов, особенно когда О.В. Шеин стал федеральным депутатом. Ряды ОФТ также стали редеть.

В начале 2000-х годов в Астраханской области, как и во многих субъектах РФ, начинается новое партийное строительство. При использовании административного ресурса создается региональное отделение партии власти «Единой России», которое возглавил А.Б. Клыканов, бывший работник аппарата Астраханского обкома КПСС. В региональное отделение вслед за руководством администрации области и города вошло несколько депутатов. Деятельность данной партийной организации строилась сверху.

В 2003 году «Единая Россия» выдвинула в депутаты Государственной Думы РФ от Астраханской области Л.А. Огуля, бывшего на тот момент главным врачом областного родильного дома и региональным депутатом. Несмотря на административный ресурс и масштабную кампанию, ему удалось занять лишь четвертое место, получив всего 10% голосов. Победу снова одержал действующий депутат Государственной Думы О.В. Шеин. На выборах в 2004 году партия официально поддержала И.О. губернатора А.А. Жилкина (Гришин, 2005, стр. 197).

Issues in Elitology. 2023. No 3 | ISSN: 2712-8415 Political Elites of Eurasia | doi: 10.46539/elit.v4i3.160

5 декабря 2004 года состоялись досрочные выборы Губернатора Астраханской области, т.к. 17 августа 2004 года ушёл из жизни А.П. Гужвин. 6 зарегистрированных кандидатов боролись за должность Губернатора. С большим численным перевесом победу одержал А.А. Жилкин (242031 голосов избирателей, или 65,34% от принявших участие в голосовании) (20-летие избирательной системы Астраханской области, 2013, стр. 30).

Как более молодой политик новой формации, он оказался способным к самостоятельной инновационной политической деятельности. Педагог по образованию, с 1986 года он начинает комсомольскую карьеру. В 1990 году становится первым секретарем Астраханского обкома ВЛКСМ, а чуть позже одерживает победу на выборах депутатов Верховного Совета РСФСР. В августе 1991 года А.А. Жилкин участвовал в августовских событиях в Москве, за что получил медаль «Защитнику свободной России». Однако после этого вернулся в Астрахань и занял должность заместителя Губернатора. Образ А.А. Жилкина не сливался с образом А.П. Гужвина, хотя, по сути, он изначально принадлежал к перестроечной элите мягкого номенклатурного типа.

Приблизительно до 2009 года в Астрахани существовала плюралистичная политическая система, в которой конкурировали различные субъекты и группы влияния при относительно высоком уровне политических свобод и информационной открытости. Обратим внимание, что в Астраханской области многие годы не проходило полноценной смены элит: губернатор А.А. Жилкин был преемником А.П. Гужвина, и серьезных изменений в элитах с его приходом не произошло.

Его полномочия на новый пятилетний срок были подтверждены 9 декабря 2009 года Думой Астраханской области. Кандидатура была предложена 30 ноября Президентом РФ Д.А. Медведевым. А 14 сентября 2014 года он был избран, набрав на выборах 75,28% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Он был выдвиженцем политической партии «Единая Россия». А.А. Жилкин занимал этот пост до 26 сентября 2018 года, а затем досрочно сложил полномочия.

С этого момента по настоящее время в регионе сменилось два Губернатора, фактически предложенных федеральным центром. Чуть более 8 месяцев (с 26 сентября 2018 по 5 июня 2019 года) обязанности Губернатора Астраханской области временно исполнял С.П. Морозов, назначенный соответствующим Указом Президента Российской Федерации (Указ Президента, 2018). Материалы социологического исследования, проведённого ВЦИОМ в апреле 2019 года, определили избирательный потенциал С.П. Морозова на предстоящих в сентябре 2019 года губернаторских выборах в 77%, а возможную поддержку избирателей - в 53% (ВЦИОМ, 2023).

Однако 5 июня 2019 года С.П. Морозов сложил полномочия, и Указом Президента Российской Федерации был назначен новый исполняющий обязанности Губернатора Астраханской области И.Ю. Бабушкин (Указ Президента, 2019). 8 сентября 2019 года на выборах Губернатора он одерживает

победу с очень высоким результатом: 75,64% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В 2004 и 2014 году на выборах губернатора предшествующий кандидат А.А. Жилкин получал 65,34% и 75,28% соответственно.

На наш взгляд, это свидетельствует о большом доверии астраханцев к исполнительной власти и надежде на решение социальных противоречий и проблем именно этой властью. К тому же, кандидатура, поддержанная Президентом Российской Федерации В.В. Путиным (о чем активно говорили в СМИ ещё до регистрации кандидата) обладала большим политическим весом, чем другие участники губернаторской гонки.

Процесс рекрутирования политической элиты в регионе отличался отсутствием института реальной политической оппозиции. Еще в 2009 году исследователи отмечали, что отсутствие института реальной оппозиции не позволяет рекрутировать политические элиты и контрэлиты и обеспечить функционирование институтов гражданского общества (Кривчук, 2006, стр. 26).

В качестве примера приводили лидера местной оппозиции О.В. Шеина. Он не принадлежит к местным правящим элитным группам, но является популярным политиком регионального уровня, обладающим большим влиянием на электорат. Однако в последние годы его электорат стремительно сокращается, и результаты избирательной кампании 2021 года выглядят для него весьма неутешительными: 19% голосов избирателей, принявших участие в голосовании (или около 59 тысяч человек, т.е. его электорат уменьшился более чем на 83,5 тысячи человек). Кажется, что он поменялся местами с победителем этой гонки Л.А. Огулем. При этом О.В. Шеин является «системным» оппозиционером, который выиграл все выборы во временном интервале с 1997 по 2007 год, но стал резко терять позиции с середины 2010-х годов.

Таким образом, ретроспективный анализ показывает, что рекрутирование политических элит региона шло в условиях низкого уровня социально-экономического развития области и конфликтной модели партийно-политической системы региона. Вместе с тем, процесс формирования политической элиты Астраханской области показывает, что он не был вырван их общероссийского контекста и отражал особенности общероссийской социально-экономической и общественно-политической ситуации. В актуальных условиях происходит то же самое.

Среди новых механизмов рекрутирования в региональную политическую элиту необходимо оценить влияние кадрового конкурс «Лидеры России» платформы «Россия - страна возможностей. По имеющимся у нас данным, всего в этом конкурсе с 2017 года от Астраханской области до полуфинала и финала дошло 69 человек. Данные по годам представлены в таблице 1.

Таблица 1. Количество полуфиналистов и финалистов конкурса «Лидеры России» от

Астраханской области по годам

Года проведения кон- Статус участника кон- Количество человек

Issues in Elitology. 2023. N0 3 | ISSN: 2712-8415

Political of Eurasia | doi: 10.46539/еН^3.160

курса курса

2017-2018 годы Региональные полуфиналисты 19 человек

Финалисты 2 человека

2018-2019 годы Региональные полуфиналисты 10 человек

Финалисты 1 человек

2019-2020 годы Региональные полуфиналисты 19 человек

Финалисты 2 человека

2021-2022 годы Региональные полуфиналисты 13 человек

Финалисты нет

2022-2023 годы Региональные полуфиналисты 8 человек

Финалисты нет

Среди ярких назначений участников конкурса «Лидеры России» в Астраханской области можно отметить назначение финалистов А.В. Петраева, представителя бизнес-сообщества, директором Президентской академии г. Астрахани в 2018 году и назначение Е.А. Угарова с должности руководителя агентством по делам молодежи Астраханской области министром образования и науки Астраханской области в 2019 году. В должности министра Е.А. Угаров проработал до 5.08.2023 года, в настоящее время - заместитель руководителя администрации Губернатора Астраханской области.

Среди эффектов конкурса можно отметить создание полуфиналистами и финалистами конкурса «Лидеры России» общественной организации АРОО содействия развития Астраханской области Клуб лидеров г. Астрахани «Дельта». Организация была зарегистрирована в октябре 2021 года и продвигает различные проекты в сфере поддержки региональных общественных и бизнес-инициатив. Это также крупное экспертное сообщество по различным направлениям деятельности. Данная организация вошла в состав как региональное представительство Клуба лидеров России «Эльбрус».

Надо отметить, что в Астраханской области проводились свои региональные кадровые конкурсы, ориентированные на назначения в системе органов власти. Это «Губернаторский резерв» 2019 года и проект «Смена» 2022 года Президентской академии г. Астрахани в сотрудничестве с благотворительным фондом «Центр социального партнерства». Результат этих кадровых конкурсов незначителен. По итогам конкурса «Губернаторский резерв» было два назначения, а финалисты конкурса «Смена» вошли в региональный кадровый резерв Астраханской области.

На самом деле влияние подобных конкурсных механизмов на кадровый потенциал региона значительно с позиции выявления потенциальных управленцев, необходимых для системы регионального и муниципального управления. Данные конкурсные мероприятия способствуют коммуникации наиболее активных жителей региона, формированию проектных идей развития. В частности, появление общественной организации Клуб лидеров «Дельта» свидетельствует о желании участников продолжать взаимодействие и решать проблемы регионального развития через некоммерческий сектор.

Можно назвать несколько причин того, почему по итогам конкурсов происходит мало назначений. Во-первых, недостаточная открытость системы рекрутирования политической элиты. Во-вторых, расхождение между ожиданиями участников конкурса и реалиями работы в органах власти. Иногда фактором отказа от работы в системе органов власти является недостойное материальное обеспечение. Одним из механизмов интеграции участников конкурсов в региональный политический процесс, направленный на развитие, могло бы стать создание проектных команд из действующих чиновников вместе с представителями коммерческого и некоммерческого секторов.

После начала специальной военной операции 24 февраля 2022 года появились новые тренды в социально-политической сфере российского общества. Некоторые исследователи выделяют несколько преферентных феноменов: фронтирная идентичность русских Донбасса и Новороссии, посещение некоторыми российскими губернаторами новых российских территорий (Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей) и новый процесс формирования модели однопартийной демократии, т.е. фактически эволюцию от «полуторапартийной» системы к однопартийной (Всероссийский центр исследования общественного мнения, 2023).

Но главным феноменом, безусловно, является степень консолидации или размежевания (разобщённости) российского общества и его политической элиты.

СВО стала катализатором латентных процессов в среде политической элиты, усилив тревожность о возможных вариантах исхода операции и будущей геополитической конфигурации мира.

Можно выделить три группы элит по отношению к СВО. Во-первых, «партия победы» («ястребы»), во-вторых, «партия мира» («капитулянты») и, в-третьих, «нейтральные» («неопределившиеся»). Главный критерий такого деления - поддержка СВО (конкретные действия, а не только слова), а также наличие активов на Западе.

Проведённый нами предварительный анализ региональной политической элиты свидетельствует, что Губернатор Астраханской области И.Ю. Бабушкин относится к первой группе. Он неоднократно посещал ЛНР с рабочими поездками (Кременской район ЛНР является подшефным районом Астраханской области), инициировал меры поддержки военнослужащих и других участников СВО, поддерживает шефство Астраханской области над 177 полком морской

Issues in Elitology. 2023. No 3 | ISSN: 2712-8415 Political Elites of Eurasia | doi: 10.46539/elit.v4i3.160

пехоты Каспийской флотилии, непосредственно организует оказание гуманитарной помощи населению, находящемуся в зоне СВО.

К этой группе можно отнести и основную часть депутатов областной думы, один из которых Е.М. Бабушкин добровольно отправился в зону СВО. Принятие решений, связанных с СВО, проходит практически единогласно.

Ко второй группе можно отнести депутата областной Думы О.В. Шеина. В течение года после начала СВО он высказывался с резкой критикой СВО в публичном информационном пространстве. И только вмешательство Председателя социальной политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ -ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ» С.М. Миронова заставило его прекратить подобные действия. Хотя взгляды и позиция О.В. Шеина остались неизменными.

Третью группу четко определять довольно сложно, в основной массе эта позиция активно не проявляется, но условно можно считать примерно 10% представителей политической элиты нейтральными или неопределившимися, что коррелируется с социологическими опросами россиян, проводимой ВЦИОМ по этой теме (За полгода до региональных выборов: стартовые позиции ведущих кандидатов..., 2023).

Для оценки актуальных социальных факторов формирования региональной элиты мы применяли метод портретирования. За основу исследования была взята методика социокультурного портрета, разработанная Н.И. Лапиным и адаптированная Н.В. Дергуновой (Лапин, 2019, стр. 55-67; Дергунова, 2019, стр. 39-48.). Объектом портретирования выступили представители региональной политической элиты: члены правительства (26 человек), Государственной Думы седьмого созыва (44 человека), Губернаторы Астраханской области (3 человека).

Источником эмпирических данных выступил контент официального сайта Правительства Астраханской области, официального сайта Государственной Думы Астраханской области и биографии респондентов.

Были проанализированы следующие показатели социокультурного портрета: возраст, уровень образования, положение, наличие опыта работы на управляющей должности, карьера, гражданская активность, партийная принадлежность.

Социальный портрет членов правительства Астраханской области

Сначала был составлен социокультурный потрет представителей Правительства Астраханской области - 26 человек, из них: 21 мужчина (80,7%) и 5 женщин (19,3%). 28,5% мужчин служили в армии.

Средний возраст членов Правительства - 49 лет, т.е. это люди с профессиональным и личным опытом, умеющие принимать обоснованные решения, брать на себя ответственность за них, руководить командой.

Имеют два высших образования 20,68 %, 7,69 % имеют три высших образования, остальные (71,63 %) - одно высшее образование. Так, можно сказать о высоком уровне образования членов Правительства Астраханской области. 26,9 % членов имеют юридическое образование, 15,38 % - педагогическое. Среди других профессий, полученных членами Правительства Астраханской области, назовем следующие: строитель, реставратор, историк, филолог, специалист по международным отношениям, военный, менеджер, ветеринар, финансист, экономист, документовед и др.

На знание иностранных языков указал только один человек (английский и персидский языки).

Средний возраст до занятия первой руководящей должности составил 33,14 лет. Это представители возрастной группы 30-35 лет, пика своей карьеры они смогли достичь в среднем за 7-8 лет.

До вступления в должность имели опыт работы на государственной службе 100 % членов Правительства. 7,69 % прошли профессиональную переподготовку.

Различного рода награды имеют 34,61 % членов Правительства Астраханской области, что свидетельствует об их твердой гражданской позиции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современный состав Правительства Астраханской области отличается тем, что на ключевых позициях, включая руководство в лице председателя Правительства и одного из заместителей, а также четыре министерских портфеля, заняты не уроженцами Астраханской области, а приглашенными в регион Губернатором Астраханской области. Одним из главных факторов вхождения в состав действующего регионального Правительства являются предыдущие контакты с главой региона, либо предшествующая работа в региональной структуре управления Астраханской областью. Фактором карьерной стабильности является профессионализм и личная преданность руководству региона.

Социальный портрет депутатов Государственной Думы Астраханской области

Далее представим социокультурный портрет депутатов Государственной Думы Астраханской области седьмого созыва, избранной в единый день голосования 19 сентября 2021 года. Количественный состав депутатского корпуса уменьшился с 58 до 44 человек, а процедура избрания осталась прежней: 50 % избиралось по одномандатным округам (мажоритарный принцип) и 50 % - по единому избирательному округу (пропорциональный принцип, по спискам избирательных объединений). Среди депутатов 10 женщин (22,73 %) и 34 мужчины (77,27 %). Средний возраст депутата - 47 лет. Все депутаты имеют высшее образование, в том числе два высших образования - 14 человек (31,82 %) и три высших образования - 4 человека (9,09 %). Профиль образования выглядит следующим образом: преобладает юридическое (15 человек - 34,09

Issues in Elitology. 2023. No 3 | ISSN: 2712-8415 Political Elites of Eurasia | doi: 10.46539/elit.v4i3.160

%), далее техническое и экономическое (по 9 человек - 20,45 %), гуманитарное - 5 человек (11,36 %), управленческое и медицинское - 4 человека (9,09 %), педагогическое - 3 человека (6,82 %) и военное - 1 человек (2,27 %). Учёную степень кандидата наук имеют 4 депутата (9,09 %). Профессиональную переподготовку прошли 11 депутатов (25 %).

Сведения о профессиональной деятельности депутатов к моменту их избрания в Думу свидетельствуют, что 17 человек (38,64 %) занимались бизнесом, а 25 человек (56,82 %) имели опыт работы на государственной или муниципальной службе, были депутатами федеральной и областной Думы, членами представительных органов или главами местного самоуправления.

Сравним некоторые данные. Из 25 депутатов областного Представительного Собрания I созыва (1994 - 1997 гг.) на момент избрания 20 % депутатов занимали руководящую должность директора или генерального директора крупного предприятия. 24 % депутатов были заняты в сфере здравоохранения (главные врачи ЦРБ, врачи эпидстанции, городской больницы, больницы для новорождённых). 16 % депутатов занимали руководящие должности в администрациях Астраханской области. 12 % депутатов были председателями колхозов или крестьянско-фермерских хозяйств. Деятельность 12 % депутатов до выборов была связана с образовательной деятельностью. 8 % депутатов были заняты на военной службе.

Из 29 депутатов областного Представительного Собрания II созыва (19972001 гг.) на момент избрания уже 51,7 % депутатов занимали должность генерального директора, директора предприятия или президента компании. Сократилась доля председателей колхозов (до 6,8 %) и врачей (также до 6,8 %). Управляющие должности до выборов занимали 27,5 % депутатов.

Из 29 депутатов Государственной Думы Астраханской области III созыва (2001 - 2006 гг.) на момент избрания 51,7% депутатов уже занимали руководящие должности, связанные с государственным и муниципальным управлением (депутаты областного Представительного Собрания второго созыва, председатели комитетов и др.). Таким образом, до 2006 года Госдуму Астраханской области составляли представители следующих социальных институтов: партийно-государственная номенклатура, корпоративно-олигархические группы, бюрократия, силовые структуры.

Депутаты Думы Астраханской области четвёртого (2006-2011 годы), пятого (2011 - 2016 годы) и шестого (2016-2021 годы) созывов избирались по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе (50 % по одномандатным округам и 50 % по единому избирательному округ). В каждом созыве набиралось 58 депутатов.

Из 58 депутатов Думы шестого созыва было 11 женщин (18,9 %) и 47 мужчин (81,15 %). Средний возраст членов Думы составляет 51 год.

Среднее специальное образование - у 5,17 % депутатов. Два высших образования имели 25,68 %. Три высших образования имели 5,7% депутатов Областной думы. У остальных (63,98 %) - одно высшее образование.

Если говорить о направлении образования, то 25,8 % депутатов имели юридическое образование; 10,3 % - педагогическое. 12 % депутатов имели квалификацию «инженер» и столько же «специалист по государственному и муниципальному управлению». 8,6 % депутатов по образованию являлись финансистами и специалистами по менеджменту. 6,8 % депутатов имели медицинское образование. Кроме того, в Думе были представлены бухгалтеры, рыбоводы, журналисты, материаловеды, психологи, агрономы, строители, военные, химики, специалисты по холодильным машинам и др.

Имели учёную степень 8,6 % депутатов Думы Астраханской области. Такое же количество депутатов прошло профессиональную переподготовку.

Анализ профессиональной деятельности депутатов до избрания их в Думу показал, что 41,3 % депутатов до депутатской деятельности занимались коммерцией (имели и имеют собственные компании, связаны с бизнес-структурами). 31 % депутатов имели опыт работы на государственной или муниципальной службе. 22,4 % депутатов работали по своему основному образованию (врачами, инженерами, рыбоводами и др.).

В Думе Астраханской области сосредоточены выдвиженцы и представители разных структур, поэтому региональную политическую элиту региона сложно отнести к какому-то конкретному классическому типу.

Выявлено разнообразие каналов формирования элиты, что позволяет достичь подвижного равновесия между номенклатурной и конкурентной моделями рекрутирования. По сравнению с Думой седьмого созыва изменился этнический паритет, фактор не русских по национальности по формальным признакам снизился, превалируют этнически русские депутаты.

В депутатском корпусе регионального парламента отмечена тенденция снижения людей с техническим образованием, ранее эта категория была связана с руководителями промышленных предприятий, которые в ходе промышленного спада, отмеченного за последнее время в Астраханской области, закрылись. Также явно уменьшилось количество представителей из бюджетной сферы, например, врачей. Можно отметить рост ставленников государственного управления, перешедших в депутатский корпус из руководящих органов и исполнительной власти или из системы органов местного самоуправления.

Социальный портрет губернаторов Астраханской области

Всего в выборке - 2 губернатора и один И.О. губернатора, занимающих эту должность с 2004 по 2023 годы. Средний возраст, в котором губернаторы занимали эту должность составляет 46 лет. Также в обобщении для сравнения приводится некоторые политические характеристики главы региона с 1991 по 2004 годы.

Губернаторы, избранные в ходе прямых тайных выборов, были уроженцами Астраханской области. Иногородними были лишь назначаемые губерна-

Issues in Elitology. 2023. No 3 | ISSN: 2712-8415 Political Elites of Eurasia | doi: 10.46539/elit.v4i3.160

торы (место рождения - Кемеровская область, Ярославская область). Но 8 сентября 2019 года впервые на должность главы исполнительной власти региона был избран не уроженец Астраханской области.

Все губернаторы имеют высшее образование, причем один губернатор имеет два высших (Астраханский государственный педагогический институт и Российская академия государственной службы), еще один - три высших образования (Московское высшее военное командное училище, Голицынский пограничный институт ФСБ Российской Федерации, Институт менеджмента, экономики и инноваций). Специальности, полученные губернаторами, также различны: военный, инженер-электромеханик, учитель, штурман-судоводитель.

Один из губернаторов за годы службы неоднократно проходил профессиональную переподготовку в РАГС при Президенте Российской Федерации, Военной академии Генштаба Вооруженных Сил Российской Федерации, РАНХ при Правительстве РФ по программе «Государственное и муниципальное управление» и «Государственное и военное управление».

Один из губернаторов имеет две ученые степени: кандидат экономических наук и доктор биологических наук.

До вступления в должность Губернатора Астраханской области все кандидаты имели опыт работы на руководящих должностях: секретарь райкома, далее председатель исполкома; педагог, далее директор школы; помощник Министра обороны Российской Федерации, далее заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Российской Федерации; заместитель руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом, далее заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации.

Первый астраханский губернатор А.П. Гужвин (1991-2004), отличался тем, что в условиях выстраивания федеративных отношений современной России стоял на защите интересов региона, по этой причине его отношения с федеральным центром иногда носили конфликтный характер. На его восприятие со стороны федеральной власти влиял факт голосования на выборах по региону за Президента РФ, где Б.Н. Ельцин оба раза проигрывал кандидату от КПРФ Зюганову Г.А.

Второй губернатор Астраханской области А.А. Жилкин (2004-2018), типологически представляет собой адаптивный вариант между предшествующей советской номенклатурой и демократической элитой. Будучи астраханцем по происхождению, он смог наладить отношения с федеральным центром, одним из показателей является празднование 450-летнего юбилея г. Астрахани и 300-летия Астраханской губернии с большим привлечением федеральных средств в инфраструктурные проекты. Но в условиях современной тенденции укрепления влияния центра в регионах он покинул свой пост до истечения срока своих полномочий.

И.О. Губернатора Астраханской области С.П. Морозов (2018-2019) был направлен в регион из федерального центра, его можно считать временной фигурой, в задачи которой входило смониторить ситуацию в регионе для дальнейших политических решений из центра РФ. Так, итогом его деятельности стали громкие уголовные дела в отношении представителей исполнительной власти и руководителей органов местного самоуправления предшествующего периода.

И.Ю. Бабушкин, действующий губернатор с 2019 года, был поддержан федеральным центром на этот пост. Необходимо отметить, что его возможности, связанные с прямыми контактами с федеральной политической элитой, отразились на увеличении средств, направляемых в регион из федерального бюджета по линии национальных проектов и других федеральных государственных программ. Таким образом, бюджетные возможности Астраханской области выросли более чем в два раза. На особый статус губернатора И.Ю. Бабушкина оказывают влияние задачи по обеспечению интеграции регионов Каспийского бассейна в контексте современных геополитических вызовов в отношении Российской Федерации.

Выводы

В завершении нашего исследования, обобщая сказанное, отметим, что современная политическая элита Астраханской области - это преимущественно мужчины в возрасте 49-52 лет, с высшим образованием, поддерживающие государственные внешнеполитические решения, имеющие опыт работы на руководящих должностях, входящие в партию «Единая Россия». Однако если члены Правительства до вступления в должность занимали непосредственно ту же должность, что и в Правительстве, то многие депутаты Думы Астраханской области не имеют опыта работы на государственной службе, поскольку пришли в политику из коммерческих структур.

Список литературы

20-летие избирательной системы Астраханской области (с. 13). (2013).

Астраханские новости (2023) https://ast-news.ru/kompro_organizacii/fakt-i-kompromat-gazeta /?PAGEN_1=10

ВЦИОМ. (2019, апрель 17). За полгода до региональных выборов: Стартовые позиции ведущих кандидатов. Всероссийский центр исследования общественного мнения. https:// wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/za-polgoda-do-regionalnykh-vyborov-startovye-poziczii-vedushhikh-kandidatov-

Государственная Дума Астраханской области (2023) https://astroblduma.ru/ Правительство Астраханской области (2023) https://www.astrobl.ru/

Гришин Н.В. (2005). Участие партий в политической борьбе в Астраханской области в постсоветский период. Новый исторический вестник, 12, 197.

Issues in Elitology. 2023. No 3 | ISSN: 2712-8415 Political Elites of Eurasia | doi: 10.46539/elit.v4i3.160

Дергунова Н.В. (2019). Качество политико-административной элиты как детерминанта политического участия: Критерии оценки. Известия Тульского государственного университета, 4, 39-48.

Иванова Л.А. (2022). Роль региональных политических элит в современной политике России. Этносоциум и межнациональная культура, 12 (174), 20-23.

Кривчук И.А. (2009). Политические оппозиции и контрэлиты в условиях российской демократической реформации (с. 26).

Лапин, Н. И. (2018). Пути социологии к проблеме сложности современной трансформации российского общества. Личность. Культура. Общество, 20(1-2 (97-98)), 55-67. https:// doi.org/10.30936/1606-951X-2018-20-1/2-55-67

Указ Президента РФ No 251 от 5 июня 2019 года «Об исполняющем обязанности Губернатора Астраханской области. (2019) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001201906050035

Указ Президента РФ No 543 от 26 сентября 2018 года «О досрочном прекращении полномочий Губернатора Астраханской области. (2018) http://ips.pravo.gov.ru/? docbody=&link_id=10&nd=102482557&intelsearch

References

Astrakhanskie Novosti (2023) https://ast-news.ru/kompro_organizacii/fakt-i-kompromat-gazeta/? PAGEN_1=10 (In Russian).

Dergunova N.V. (2019). Quality of political-administrative elite as a determinant of political participation: Evaluation criteria. Izvestiya Tula State University, 4, 39-48 (In Russian).

Government of the Astrakhan Oblast (2023) https://www.astrobl.ru/ (In Russian).

Grishin, N.V. (2005). Participation of parties in the political struggle in Astrakhan Oblast in the postSoviet period. New Historical Bulletin, 12, 197 (In Russian).

Ivanova L.A. (2022). The role of regional political elites in contemporary Russian politics. Ethnosocium and interethnic culture, 12 (174), 20-23. (In Russian).

Krivchuk, I.A. (2009). Political oppositions and counter-elites in the conditions of Russian democratic reformation (p. 26) (In Russian).

Lapin, N. I. (2018). Ways of sociology to the problem of complexity of modern transformation of Russian society. Personality. Culture. Society, 20(1-2 (97-98)), 55-67. https://doi.org/ 10.30936/1606-951X-2018-20-1/2-55-67 (In Russian).

Presidential Decree No 543 of September 26, 2018 "On early termination of powers of the Governor of the Astrakhan region. (2018) http://ips.pravo.gov.ru/?

docbody=&link_id=10&nd=102482557&intelsearch (In Russian).

State Duma of Astrakhan Oblast (2023) https://astroblduma.ru/ (In Russian).

The 20th Anniversary of the Electoral System of the Astrakhan Oblast (p. 13). (2013) (In Russian).

VTSIOM. (2019, April 17). Six months before the regional elections: Starting positions of the leading candidates. All-Russian Center for Public Opinion Research. https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/za-polgoda-do-regionalnykh-vyborov-startovye-poziczii-vedushhikh-kandidatov- (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.