Political Elites of Eurasia | doi: 10.46539/elit.v4i3.162
Issues in Elitology. 2023. No 3 | ISSN: 2712-8415
Features of Modern Indian Political Elites: Traditions and Modernization
Yana V. Golovina
Astrakhan State University named after V.N. Tatishchev, Astrakhan, Russia E-mail: yana-golovina-2020[at]mail.ru
This article is devoted to the Indian political elite and its features and characteristics. The methods used in the research include: analysis, comparison, generalization, specification and systematization. The relevance of the article lies in the fact that India is becoming one of the key players in the political world arena, which determines the interest in the country and the importance for its study. Considering India from a political point of view, it is necessary to understand the main features of its political leadership and this type of elite. That is why the article examined various definitions of the political elite in Indian science and political practice, as well as analyzed the signs and characteristics possessed by the elite in Indian society. In particular, such features as access to power and resources, education and professional experience, social status and connections, as well as the ability to mobilize and organize at the national level were identified and identified. The scientific work also draws attention to the importance of cultural and gender aspects in the formation of the political elite in India. The study indicated that the political elite in India is in constant motion and change. This is due to the rapidly changing socio-economic and political situation in the country. The Indian elite can consist of both representatives of traditional elite castes and relatively new and independent political leaders. Analyzing various points of view on the understanding of the political elite, the study attempts to give a more comprehensive and general definition that would take into account all the previously mentioned signs and features. Summing up, the paper indicates that the political elite in India is a multifaceted and complex phenomenon that requires further study and analysis.
Keywords
India; international relations; political elites; political leaders; politics; corruption; traditions; modernization.
Abstract
icensed under a Creative Commons «Attribution» 4.0 International License
Особенности современных индийских политических элит: традиции и модернизация
Головина Яна Вадимовна
Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева, Астрахань, Россия E-mail: yana-golovina-2020[at]mail.ru
Аннотация
Данная статья посвящена индийской политической элите и ее особенностям, и характеристикам. Методы, используемые в проведении исследования, включают в себя: анализ, сравнение, обобщение, конкретизацию и систематизацию. Актуальность статьи заключается в том, что Индия становится одним из ключевых игроков на политической мировой арене, что обусловливает интерес к стране и важность для ее изучения. Рассматривая Индию с политической точки зрения, необходимо понимать основные особенности ее политического лидерства и данного вида элиты. Именно поэтому в статье были рассмотрены различные определения политической элиты в индийской науке и политической практике, а также проанализированы признаки и характеристики, которыми обладает элита в индийском обществе. В частности, были выделены и выявлены такие признаки как доступ к власти и ресурсам, образование и профессиональный опыт, социальный статус и связи, а также способность к мобилизации и организации на национальном уровне. В научной работе также обращается внимание на важность культурных и гендерных аспектов в формировании политической элиты в Индии. В исследовании было обозначено, что политическая элита в Индии находится в постоянном движении и изменении. Это связано с быстроменяющейся социально-экономической и политической ситуацией в стране. Индийская элита может состоять как из представителей традиционных элитных каст, так и из относительно новых и независимых политических лидеров. Анализируя различные точки зрения на понимание политической элиты, в исследовании создается попытка дать более комплексное и общее определение, которое бы учитывало все указанные ранее признаки и особенности. Подводя итоги, в работе указывается, что политическая элита в Индии является многогранным и сложным явлением, которое требует дальнейшего изучения и анализа.
Ключевые слова
Индия; международные отношения; политические элиты; политические лидеры; политика; коррупция; традиции; модернизация.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution » («Атрибуция») 4.0 Всемирная
Issues in Elitology. 2023. No 3 | ISSN: 2712-8415 Political Elites of Eurasia | doi: 10.46539/elit.v4i3.162
Политическая элита - это одна из важнейших элит среди остальных ее видов, поскольку именно политические лидеры осуществляют власть и контроль над обществом. От их решений и руководства зависят судьбы тысяч, миллионов и миллиардов людей. Традиционно политические элиты определяются как совсем немногочисленные лица, которые способны управлять апатичным, ленивым и покорным большинством, склонным к пассивности, лести и подобострастию (seviler obdient) при наличии силы (Моска, 1994, стр.55). Американский исследователь Харальд Лассуэлл считал, что элиты — это обладатели власти и высокого положения в мире (Lasswell, 1976, р.17). Один из основателей концепции элит итальянский юрист и социолог Г. Моска утверждал, что обществом всегда управляет меньшинство и никогда -большинство (Моска, 1994, стр.101).
В настоящей работе основы политической элитологии будут рассмотрены на примере традиционных и инновационных особенностей современных политических элит Индии.
Особенности изучения политических элит Индии
Политические лидеры играют огромную роль на политической карте мира. Каждый из лидеров, так или иначе, влияет на свое государство в целом. Немало важно политическое лидерство и для такой быстро развивающейся страны как Индия. Индия начала проявлять свою силу и могущество снова благодаря скорым темпам развития ее экономической составляющей. Этим она обратила внимание ведущих мировых держав, которые впоследствии стали налаживать с ней сотрудничество. Случилось это и благодаря индийским политическим элитам.
Изучая особенности и определенные черты политических элит Индии, стоит обратиться к тому, как сами индийские политологи определяют для себя политическую элиту.
Известный индийский политолог П. Шаран (Parmatma Sharan, P.) к числу основных элементов политической системы относит власть, интересы, политику, политическую культуру (Шаран, 1992, стр.6). Он, в частности, утверждал, что «при изучении политической системы необходимо знать ее основополагающие свойства, а также реальное функционирование в данный период времени». Эти свойства или «психологические критерии» политической системы он назвал политической культурой (Sharan, Р., 1984, стр.80). В своем исследовании «Теория сравнительной политологии» П. Шаран выделял традиционную и современную элиту. Согласно его классификации, они различаются ресурсами властвования. Традиционная элита - старейшая форма политических элит, как известно, основана на различных традициях, обрядах, ритуальных процедурах и всех формах религий. Традиционная элита - это аристо-
краты, военные и представители религиозных конфессий. Впоследствии религиозные элиты значительно потеряли свое влияние в эпоху секуляризации, исключая Ватикан (Sharan, Р., 1978; Sharan, Р., 1984, стр.92).
Современная элиту как более рациональный вид политического лидерства (поскольку она опирается на законодательство, а не на ритуалы и обряды) можно поделить на четыре группы:
1. Руководители властных структур. Это вид высшей элиты, они осуществляют свою власть посредством принятия важнейших политических решений, которые существенно влияют на историю и судьбу государства. Представителями данного вида являются не только официальные политические лидеры, но и их помощники, друзья, высокопоставленные лица в «тени». Согласно Шарану, можно определить количественную составляющую данного вида элиты: примерно 50 представителей от каждого миллиона жителей государства, и именно этот узкий круг принимает решения.
2. В среднем около 5% взрослого населения какой-либо страны составляет средняя элита, которая имеет статус, образование и средний или выше среднего уровень дохода.
3. Маргинальная элита - это элита, у которой отсутствует три вышеназванных показателя. Они могут быть средней элитой, если получат определенный уровень образования, дохода или статуса, который имеет средняя элита на текущий момент.
4. Административная элита - государственные служащие, которые выполняют исполнительные функции. (Шаран, 1992, стр.8)
Переходя к конкретным особенностям политических элит Индии, стоит отметить, что предприятия и бизнес-сообщества обладают выдающейся властью и влиянием в нынешнем политическом устройстве Индии. Это явление имеет место уже несколько лет, особенно с приходом Моди и Шаха на руководящие посты в БДП (Бхаратия Джаната Парти - ведущая индийская политическая партия) и в позиции главы нации. Оба родом из Гуджарата, который является промышленным и деловым центром Индии. Их роль в экономическом развитии западной Индии была ключевой, а семья Амбани также играла важную роль в этом процессе.
В Индии время оценивается циклично, а не линейно, что создает предпосылки для возвращения Империи Гуптов, золотой эры индийской истории.
В современных политических элитах Индии обнаруживается сплав традиционных и модернизационных элементов, которые и определяют ее нынешнее лицо. Если традиции уходят вглубь истории Индии и отражают суть самой политической культуры Индии, то модернизация выражается в попытке усвоения, в частности, западной модели политической системы (политические партии, избирательная система, парламентская форма республиканского правления и т.д.). Но традиции остались. Если касты были официально отменены и де-юре их больше нет, то де-факто они продолжают существовать на бытовом уровне и оказывать свое влияние на общественно-политический климат
Issues in Elitology. 2023. No 3 | ISSN: 2712-8415 Political Elites of Eurasia | doi: 10.46539/elit.v4i3.162
Индии. Самими индийцами касты воспринимаются не как сегрегация (в чисто западной традиции), а как плюрализм и толерантность - цветущая сложность многообразия, где каждая каста существует, не мешая существованию другим.
Традиции индийской власти
В XVIII веке британские торговцы и исследователи приехали в Индию в поисках рынка для продажи продуктов промышленной революции Англии и возможностей для бизнеса. Они захватили власть у разрозненных правителей, разрушили местную промышленность и заложили основы современного индийского национального государства. После возврата власти индийским националистическим лидерам от партии Конгресс в Индии установился английский образованный класс на постоянной государственной службе, который душил предпринимательство и рост частных предприятий. Однако, с тех пор ситуация изменилась: бывшие бизнесмены вроде Амита Шаха и Нитина Гадкари играют ключевые роли в государственном управлении, а такие бизнес-лидеры, как Амбани, имеют значительное влияние. Богатые штаты, такие как Гуджарат и Махараштра, являются лидирующими, однако в некоторых штатах по-прежнему сохраняются феодальные кастовые параметры. Отсюда выделяется особенность индийских политических элит - кастовая система. (Saheli Samaddar, 2021)
Кастовая система Индии - это социально-экономическая система, которая основывается на принадлежности человека к определенной касте. По этой системе население Индии разделяется на четыре основные касты: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (торговцы) и шудры (рабочие). Кроме того, есть также далиты (безымянные), а также люди, не относящиеся ни к одной из каст - парии.
Кастовая система Индии оказывает огромное влияние на политику страны, поскольку статус в обществе и доступ к ресурсам, работе и образованию зависят от касты. Это влияние проявляется, как на федеральном так и на региональном уровнях. Например, в избирательной системе Индии есть квоты для различных каст, которые гарантируют представительство каждой из каст в законодательных органах. Кроме того, правительство Индии разрабатывает и внедряет программы и политики, направленные на улучшение экономического и социального положения бедных и низших каст.
Несмотря на то, что конституция Индии запрещает дискриминацию на основе кастовой принадлежности, кастовая система все еще имеет сильное влияние в обществе. Это ведет к социальным и экономическим проблемам, таким как бедность, безработица и неравенство. Поэтому правительство Индии продолжает работать над устранением дискриминации и справедливым распределением ресурсов для всех слоев общества, вне зависимости от их кастовой принадлежности.
В Индии по-прежнему широко распространены случаи дискриминации из-за касты в политике. Ниже приведены несколько примеров:
1. Квоты в законодательных органах. Хотя в Индии существуют квоты для представителей различных каст в законодательных органах, часто бывает так, что кандидаты из низших каст не могут получить достаточную поддержку своих коллег и избирателей высших каст. Это приводит к тому, что меньшинствам представлены очень ограниченные возможности для участия в политике. (Ashok Sharma, 2019)
2. Дискриминация в распределении государственных ресурсов. В Индии часто бывает так, что ресурсы, выделяемые правительством, распределяются неравномерно, приоритет отдается высшим кастам, а низшим кастам выделяется значительно меньше ресурсов или вовсе не выделяется.
3. Угнетение во время выборов. Во время голосований члены верхних каст могут принуждать избирателей из бедных и низших каст голосовать за кандидатов, которых они поддерживают, либо заставлять их воздержаться от голосования.
4. Дискриминация в общественной жизни. В Индии в низких кастах встречается меньше образованных людей и людей с хорошей занятостью, что ведет к повышению уровня бедности и ограничениям в доступе к услугам и ресурсам (Deepa Bharath, 2023).
Одним из наиболее известных кастовых политических движений в Индии было движение Далита (родившееся низшего слоя), которое было создано для борьбы за права низшего слоя населения Индии. Их целью является борьба с дискриминацией и противостояние традиционной кастовой системе.
Индуистский национализм возглавляется высшими кастами, и их подстрекательство всех индусов против мусульманского меньшинства является уловкой, которая позволяет им сохранять свою власть в индуистском обществе". "Далитам и другим эксплуатируемым группам становится все труднее подвергать сомнению собственное угнетение высшими кастами и восстать против него (Suprakash Majumdar, 2022).
В целом, кастовая система и дискриминация по кастовой принадлежности остаются значительными проблемами в индийской политике, требующими немедленного внимания.
Помимо кастовой системы, в Индии существуют следующие особенности политического лидерства, которые влияют на формирование и функционирование системы власти в стране:
1. Индия - это страна с богатейшей историей и культурой, которая отражается в политическом лидерстве. Политические лидеры часто призываются следовать традициям и культуре Индии.
2. Индия - это многонациональная и многоконфесстональная страна, где живут представители разных религий, культур и языков. В связи с этим политические лидеры часто играют роль медиаторов между разными группами населения.
Issues in Elitology. 2023. No 3 | ISSN: 2712-8415 Political Elites of Eurasia | doi: 10.46539/elit.v4i3.162
3. Религия играет большую роль в индийском обществе и политике. Многие политические лидеры имеют религиозную принадлежность и используют ее в своей политической деятельности.
4. Индия является быстро развивающейся экономикой, и это важно для политического лидерства. Лидеры стремятся повышать экономический рост и улучшать уровень жизни населения.
5. Глобализация оказывает все большее влияние на Индию, и это отражается в деятельности политических лидеров. Лидеры стремятся укреплять международные отношения и привлекать иностранные инвестиции (Sagarika Ghose, 2022).
Однако политические элиты Индии часто критикуются за коррупцию, политическое влияние и игнорирование социальных проблем страны, таких как бедность и проблемы с получением нормального образования.
Политические лидеры и лидерство
В истории Индии и в нынешний период времени известно множество политических лидеров, однако хотелось бы остановиться на некоторых ярких представителях индийского политического лидерства для лучшего и конкретного понимания политической элиты Индии.
Нарендра Моди (род. 17 сентября 1950 г.) был приведен к присяге в качестве премьер-министра Индии 30 мая 2019 года, что ознаменовало начало его второго срока полномочий. Первый в истории премьер-министр, родившийся после обретения независимости (Брагина, 2016, стр.85), Шри Моди ранее занимал пост премьер-министра Индии с 2014 по 2019 год. Он также отличается тем, что занимал этот пост самое продолжительное время. так будет лучше
На парламентских выборах 2014 и 2019 годов Шри Моди привел партию Бхаратия Джаната к рекордным победам, обеспечив абсолютное большинство в обоих случаях. (Kesgin & Wehner, 2022, p.380). В последний раз политическая партия получала такое абсолютное большинство на выборах 1984 года.
Сушма Сварадж (14 февраля 1952 - 6 августа 2019 гг.), которая, как и Индира Ганди, была женщиной-министром иностранных дел (Индира Ганди была самой первой женщиной-министром иностранных дел), была известна как самая первая женщина-спикер в Индии политической партии национального уровня (Шаумян, 2018, стр.280).
Манмохан Сингх (род. 26 сентября 1932 г.) был четырнадцатым премьер-министром Индии. (Sirsikar, 2009, p.520) Он был известным экономистом. Первый сикх на посту, Сингх был также первым премьер-министром после Джавахарлала Неру, который был переизбран после завершения полного пятилетнего срока.
Раджив Ганди (20 августа 1944 - 21 мая 1991 гг.) был самым молодым премьер-министром Индии. По профессии он был летчиком. Он стал третьим
поколением в своей семье после своего деда по материнской линии Джавахар-лала Неру и матери Индиры Ганди, чтобы стать премьер-министром Индии. Он был убит 21 мая 1991 года в Сриперумбудуре штата Тамил Наду во время публичного митинга во время предвыборной кампании. (Wolpert Stanley, 2003, p.522)
Мать Раджива Ганди Индира Ганди была убита собственным телохранителем 31 октября 1984 года. В 1984 году Конгресс оспаривал выборы в Лок Сабха от Амети под руководством Раджива Ганди, и Конгресс получил 404 из 533 мест, что считалось самой большой победой в истории. Таким образом, Раджив Ганди стал самым молодым премьер-министром Индии в возрасте 40 лет.
Раджив Ганди всегда обсуждал все со своей партией, прежде чем принимать какие-либо важные решения. Он вел страну к модернизму, основывал школы, поощрял молодежь и т.д. Раджив хотел сохранить единство в стране, и главной его целью было построение Индии XXI века. Фактически, его антикоррупционная и кумовская позиция принесла ему прозвище «Мистер Чистота». Он был убит 21 мая 1991 года боевиками организации «Тигры освобождения Тамил-Илама» (ТОТИ) в результате взрыва смертника. (E. Behr, 2001, p.28)
Атал Бихари Ваджпаи был многогранной личностью, великим политиком, искусным поэтом, писателем. Он любил свой родной язык хинди, хотел, чтобы он звучал и на мировой арене, и поэтому стал первым политиком, выступившим на Генеральной Ассамблее ООН на языке хинди.
Атал Бихари Ваджпаи (25 декабря 1924 года в Гвалиоре, штат Мадхья-Прадеш, Индия), был очень уважаемым политиком-ветераном, три раза подряд занимал пост премьер-министра Индии и принадлежал к партии Бхаратия Джанта (БДП). Он был членом индийского парламента почти пять десятилетий. Кроме того, он был единственным парламентарием, который в разное время был избран от четырех штатов, а именно Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеш, Гуджарат и Дели. Атал Бихари Ваджпаи умер 16 августа 2018 года. (John Echeverri-Gent, & Kamal Sadiq, 2020, p.330)
С. Джайшанкар, нынешний министр иностранных дел Индии, ранее занимал должность президента по глобальным корпоративным вопросам в Tata Sons Private Limited с мая 2018 года. Он был министром иностранных дел в 2015-18 годах, послом в Соединенных Штатах в 2013-15 годах, послом в Китае в 2009-2013 годах, Верховным комиссаром в Сингапуре в 2007-2009 годах и послом в Чешской Республике в 2000-2004 годах. Джайшанкар также выполнял другие дипломатические задания в посольствах в Москве, Коломбо, Будапеште и Токио, а также в Министерстве иностранных дел и Секретариате Президента. Доктор С. Джайшанкар является выпускником Колледжа Святого Стефана при Университете Дели. У него степень магистра политических наук, а также степень магистра филологии и докторантуры. Степень доктора международных отношений Университета Джавахарлала Неру, Дели (Harper Collins, 2020, p.200).
Issues in Elitology. 2023. No 3 | ISSN: 2712-8415 Political Elites of Eurasia | doi: 10.46539/elit.v4i3.162
Подводя итог, можно сказать, что политические лидеры Индии многообразны и имеют различное положение, пол, религию и класс. Однако почти все из них, несмотря на свои различия, стремятся защитить свою страну, ее национальные интересы, не терять уникальные традиции и культуру.
Однако все же стоит отметить преобладающие характеристики политических индийских лидеров.
Согласно статистике 2015 года, большинство индийской политической элиты состоит из мужчин, нежели из женщин - 89,2 % против 10,8 % (Parul Bhandari, 2019, p.40).
Также политическая элита состоит из президента, премьер-министра, вице-президента, министров и членов Лок Сабхи - нижней палаты парламента Индии.
Главенствующая религия среди индийской политической элиты -индуизм, около 73 % по данным на 2015 год являются индуистами.
Больше половины (54,2 % на 2015 г.) политической элиты Индии происходит из непосредственно элиты (elite), в то время как 25 % принадлежит к высшему классу, остальное число политиков приходится на верхний, нижний средние классы (суммарно 12,5 %) и на низший класс - 8,3 % (Beri S., & Schneickert C., 2016, p.128).
Таким образом, можно сделать вывод, что среди политической элиты Индии большинство - мужчины, основная религия - индуизм, а преобладающий класс - элита.
Борьба с коррупцией
Коррупция в Индии среди политиков является серьезной проблемой. Она проявляется в различных формах, включая взятки, злоупотребление властью, незаконное обогащение и т.д. Коррупция приносит вред обществу, она отрицательно сказывается на экономике страны и общественном мнении о политических лидерах.
Правительства разных партий в Индии оказывались замешаны в коррупционных скандалах. Некоторые известные коррупционные дела последних лет в Индии включают покупку голосов в Парламенте, скандальную продажу угля, мошенничество с землей и коррупцию в медицинском и образовательном секторах.
История политической коррупции в Индии связана с биографиями многих политических деятелей и государственных чиновников VIP-уровня.
Широкую известность получил скандал с компанией Bofors. В 1980-х годах правительство Индии заключило сделку с шведской компанией Bofors на поставку артиллерийской техники. Сделка была обвинена в коррупции и взятках, что привело к политическому скандалу и изменениям в правительстве (Топычканов, 2018, стр.90).
Коррупция была обнаружена и в Верховном суде. В 2018 году было выявлено, что несколько судей Верховного суда Индии получили взятки, при рассмотрении дел. Это привело к сильным реакциям общественности и к изменению в судебной системе.
Коррупция была обнаружена также в программе питания школьников. В Индии существует национальная программа питания школьников для обеспечения питанием бедных детей. Однако эта программа обвиняется в коррупции, потому что часть денег, выделенных на еду, уходит в карманы чиновников.
Как и в других странах мира, наркотики являются серьезной проблемой в Индии. Коррупция связанная с наркоторговлей, обвиняется в том, что политики и правоохранительные органы получают взятки за то, чтобы не преследовать наркодилеров.
Проблема коррупции в Индии не будет легко и быстро решена. Тем не менее, в последнее время правительство Индии предпринимает шаги для борьбы с коррупцией, включая создание антикоррупционных служб, изменение законодательства и развитие электронных систем управления для повышения прозрачности и открытости в делах государственных органов.
Выводы
В заключение можно отметить, что индийские политические элиты имеют ряд уникальных особенностей. Они выходят из разных социальных слоев, имеют разные культурные и региональные фонды, их идеологии могут варьироваться от националистических до социалистических. Некоторые из них сильно связаны с деловым миром и банкингом, а другие приходят в политику через социальную деятельность и общественное участие. Большинство среди политической элиты — это приверженцы индуизма и мужчины, а преобладающая каста - брахманы. Однако все же индийские политические элиты являются разнообразными и сложными в своей структуре. Несмотря на это, они способны работать вместе и достигать общих целей, в том числе роста экономики и укрепления международного статуса страны.
Список литературы
26 Best Indian Political Leaders. (2013). https://www.indiatimes.com/news/india/best-indian-polit-ical-leaders-of-all-time-57317.html
Behr, E. (2001). The Rajiv Gandhi I knew (с. 31).
Beri, S., & Schneickert, C. (2016). Social structure and globalization of political and economic elites in India. Transcience. A Journal of Global Studies, 7(1), 115-30.
Bhandari, P. (2019). Money, Culture, Class: Elite Women as Modern Subjects (1st ed.). Routledge. https: //doi.org/10.4324/9781351121637
Bharath, D. (2023). What is India's caste system? Is it contentious in U.S.? Associated Press https:// apnews.com/article/india-government-seattle-religion-9acca1a7e005231ecfff35756f211c9c
Collins, H. (2020). The India Way: Strategies for an Uncertain World (с. 240).
Issues in Elitology. 2023. No 3 | ISSN: 2712-8415 Political Elites of Eurasia | doi: 10.46539/elit.v4i3.162
Echeverri-Gent, J., & Sadiq, K. (2020). Centrism, Political Leadership, and the Future of Indian Politics. In J. Echeverri-Gent & K. Sadiq, Interpreting Politics (pp. 318-359). Oxford University Press. https://doi.org/10.1093/oso/9780190125011.003.0011
Organization Details: Ministry of External Affairs. (2023). Integrated Government Online Directory. https: //igod.gov.in /organization/IM4zv3QBGZk0jujBKgGW
Farzana Afridi, & M. R. Sharan, P.., &Vegard Iversen. (2017). Women Political Leaders, Corruption, and Learning: Evidence from a Large Public Program in India References. Economic Development and Cultural Change, 1. doi: 10.1086/693679
Ghose, S. (2022). What makes Indian political leadership «defeat-proof». https://timesofindia.india-times.com/india/our-loss-proof-netas/articleshow/89728899.cms
National Portal of India (2023). https://www.india.gov.in/
Kesgin, B., & Wehner, L. E. (2022). The "I" in BRICS: Leadership traits of Indian prime ministers and
India's role adaptation to rising status in world politics. Journal of International Relations and Development, 25(2), 370-398. https://doi.org/10.1057/s41268-021-00242-y
Know the PM (2023). Prime Minister of India https://www.pmindia.gov.in/en/pms-profile/
Lasswell, H.D. (1976). Power and Personality. The Norton Library.
External Affairs Minister (2022) Embassy of India, Sweden & Latvia https://www.indembassysweden.-gov.in/page/external-affairs-minister/#:~:text=Dr.,S%20Jaishankar%2C%20External %20Affairs%20Minister
Ministry of External Affairs. (2023). Government of India. https://indianconsularservices.mea.gov.in/ consularServices/
Ravi, S., & Kapoor, M. (2022). Social Media and Political Leaders: An exploratory analysis. SSRN Electronic Journal. https://doi.org/10.2139/ssrn.4020367
Samaddar, S. (2021). Role of caste in Indian politics. India News - Times of India https://timesofindi-a.indiatimes.com/readersblog/role-of-caste-in-indian-politics/role-of-caste-in-indian-poli-tics-34730/
Sharan, P. (1978). Public Administration in India. Meenakshi Prakashan.
Sharan, P. (1984). Theory of comparative politics. Meerut.
Sharma, A. (2019). India establishes job quotas for poor upper caste members. Associated Press https:// apnews.com/article/f121709d41b24cf5b3b1d37266145fc7
Singh, H. (2019). List of Foreign Ministers of India. Jagran Josh. https://wwwjagranjosh.com/general-knowledge/amp/list-of-foreign-ministers-of-india-1565261851-1
Wolpert, S. (2003) A New History of India. Oxford and New York, Oxford University Press.
Брагина Е.А. (2016). Реформы правительства Моди в Индии. Запад—Восток—Россия, стр. 85-88.
Моска, Г. (1994). Правящий класс. Социологические исследования, 10, 187-198.
Топычканов, П. В. (2018). Проникновение коррупционных отношений в политические процессы в Индии (на примере военно-технического сотрудничества). Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки, (1), 82-103.
Шаран, П. (1992). Политическая система. В Политология вчера и сегодня.
Шаумян, Т. Л. (2018). Новые лица во внешней политике Индии. Труды Института Востоковедения Ран, 12, 272-286.
Reference
26 Best Indian Political Leaders. (2013). https://www.indiatimes.com/news/india/best-indian-polit-ical-leaders-of-all-time-57317.html
Behr, E. (2001). The Rajiv Gandhi I knew (c. 31).
Beri, S., & Schneickert, C. (2016). Social structure and globalization of political and economic elites in India. Transcience. A Journal of Global Studies, 7(1), 115-30.
Bhandari, P. (2019). Money, Culture, Class: Elite Women as Modern Subjects (1st ed.). Routledge. https: //doi.org/10.4324/9781351121637
Bharath, D. (2023). What is India's caste system? Is it contentious in U.S.? Associated Press https: // apnews.com/article/india-government-seattle-religion-9acca1a7e005231ecfff35756f211c9c
Bragina, E.A. (2016). Modi government reforms in India. West-East-Russia, pp. 85-88 (In Russian).
Collins, H. (2020). The India Way: Strategies for an Uncertain World (c. 240).
Echeverri-Gent, J., & Sadiq, K. (2020). Centrism, Political Leadership, and the Future of Indian Politics. In J. Echeverri-Gent & K. Sadiq, Interpreting Politics (pp. 318-359). Oxford University Press. https://doi.org/10.1093/oso/9780190125011.003.0011
External Affairs Minister (2022) Embassy of India, Sweden & Latvia https://www.indembassysweden.-gov.in/page/external-affairs-minister/#:~:text=Dr.,S%20Jaishankar%2C%20External %20Affairs%20Minister
Farzana Afridi, & M. R. Sharan, P.., &Vegard Iversen. (2017). Women Political Leaders, Corruption, and Learning: Evidence from a Large Public Program in India References. Economic Development and Cultural Change, 1. doi: 10.1086/693679
Ghose, S. (2022). What makes Indian political leadership «defeat-proof». https://timesofindia.india-times.com/india/our-loss-proof-netas/articleshow/89728899.cms
Kesgin, B., & Wehner, L. E. (2022). The "I" in BRICS: Leadership traits of Indian prime ministers and India's role adaptation to rising status in world politics. Journal of International Relations and Development, 25(2), 370-398. https://doi.org/10.1057/s41268-021-00242-y
Know the PM (2023). Prime Minister of India https://www.pmindia.gov.in/en/pms-profile/
Lasswell, H.D. (1976). Power and Personality. The Norton Library.
Ministry of External Affairs. (2023). Government of India. https://indianconsularservices.mea.gov.in/ consularServices/
Mosca, G. (1994). The ruling class. Sociological Studies, 10, 187-198 (In Russian).
National Portal of India (2023). https://www.india.gov.in/
Organization Details: Ministry of External Affairs. (2023). Integrated Government Online Directory. https: //igod.gov.in /organization/IM4zv3QBGZk0jujBKgGW
Ravi, S., & Kapoor, M. (2022). Social Media and Political Leaders: An exploratory analysis. SSRN Electronic Journal. https://doi.org/10.2139/ssrn.4020367
Samaddar, S. (2021). Role of caste in Indian politics. India News - Times of India https://timesofindi-a.indiatimes.com/readersblog/role-of-caste-in-indian-politics/role-of-caste-in-indian-poli-tics-34730/
Sharan, P. (1978). Public Administration in India. Meenakshi Prakashan.
Issues in Elitology. 2023. No 3 | ISSN: 2712-8415 Political Elites of Eurasia | doi: 10.46539/elit.v4i3.162
Sharan, P. (1984). Theory of comparative politics. Meerut.
Sharan, P. (1992). Political system. In Political science yesterday and today (In Russian).
Sharma, A. (2019). India establishes job quotas for poor upper caste members. Associated Press https://apnews.com/article/f121709d41b24cf5b3b1d37266145fc7
Shaumian, T. L. (2018). New faces in India's foreign policy. Proceedings of the Institute of Oriental Studies Ran, 12, 272-286 (In Russian).
Singh, H. (2019). List of Foreign Ministers of India. Jagran Josh. https://www.jagranjosh.com/general-knowledge /amp /list-of-foreign-ministers-of-india-1565261851-1
Topychkanov, P. V. (2018). Penetration of corrupt relations in political processes in India (on the example of military-technical cooperation). Vestnik of Moscow University. Series 12. Political Sciences, (1), 82-103 (In Russian).
Wolpert, S. (2003) A New History of India. Oxford and New York, Oxford University Press.