УДК 336.02:332.1 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-8-86-93
ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕЕ
ФЁДОРОВА АЛЕНА ЮРЬЕВНА ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В данной статье основное внимание уделяется сущности финансовой безопасности государства, представленной как способность финансовой системы сохранять защищенность, стабильность и стойкость своих финансовых интересов при негативном воздействии внешних и внутренних факторов, составляющих угрозу финансовой безопасности, а также сохранение способности финансовой системы государства обеспечивать эффективное функционирование национальной экономики и постоянный экономический рост. Являясь чрезвычайно сложной многоуровневой системой, финансовая безопасность образована рядом подсистем, различающихся собственной структурой и логикой развития. В статье схематично отображены факторы, влияющие на устойчивость системы государственных финансов. Первостепенное значение в обеспечении финансовой безопасности страны в целом имеют эффективность проводимой бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики. В статье рассмотрены наиболее распространенные угрозы финансовой безопасности государства: неэффективная бюджетная политика и нецелевое использование средств бюджета; рост неплательщиков налогов и как следствие снижение эффективности всего налогового механизма; рост государственного долга, а также гарантированных государством обязательств, проблематичность его обслуживания; постоянный рост цен и нестабильность курса национальной валюты; колоссальная разница в соотношении уровня доходов наиболее и наименее обеспеченного населения, отсутствие полноценной социальной защищенности отдельных групп населения; низкая доля долгосрочных банковских кредитов, завышенные процентные ставки по кредитами и многие другие. Рассмотрена система индикаторов, определяющих уровень финансовой безопасности, в основе которых лежат: наличие дефицита бюджета, размеры долговых обязательств государства, инфляция, цена банковского кредитования, уровень монетизации экономики, объем резервов и другие. Обусловлена необходимость их непрерывного мониторинга и исследования.
Ключевые слова: финансовая безопасность, угрозы финансовой безопасности
Экономическая безопасность предполагает такое состояние экономическое системы, при котором достигается сбалансированность и устойчивость к негативному влиянию каких-либо угроз, способность обеспечивать свое устойчивое и эффективное развитие, основываясь на собственных экономических интересах. Одной из важнейших составляющих системы экономической безопасности выступает финансовая безопасность государства.
Финансовую безопасность можно рассмотреть с разных позиций (рис. 1).
На основе вышеизложенного, можно отметить, что финансовая безопасность есть способность финансовой системы сохранять защищенность, стабильность и стойкость своих финансовых интересов при негативном воздействии внешних и внутренних факторов, составляющих угрозу финансовой безопасности, а также сохранение способности финансовой системы государ-
ства обеспечивать эффективное функционирование национальной экономики и постоянный экономический рост [1].
Выделяют несколько факторов, определяющих уровень финансовой безопасности любого государства:
Фактор 1 - уровень финансовой независимости от внешней финансовой помощи, оказываемой международными финансовыми учреждениями, экономическими группировками, правительствами отдельных стран, объемов иностранных инвестиций в национальную экономику;
Фактор 2 - характер проводимой государством внутренней и внешней финансово-кредитной политики;
Фактор 3 - наличие положительного политического климата в стране;
Фактор 4 - уровень обеспеченности функционирования финансовой сферы законодательными и нормативно-правовыми документами.
Ресурсно-функциональный подход
- защита финансовых интересов субъектов на всех уровнях финансовых отношений;
- обеспеченность финансовыми ресурсами необходимыми для удовлетворения потребностей и выполнения соответствующих обязательств домашними хозяйствами, предприятиями, организациями и учреждениями, регионами, областями, секторами экономики государства
Статический подход
формирование такого состояния финансовой, денежно-кредитной, валютной, банковской, бюджетной, налоговой, инвестиционной, таможенно-тарифной и фондовой систем, основными характеристиками которых станет: сбалансированность, стойкость к внутренним и внешним отрицательным влияниям, способность предупредить внешнюю финансовую экспансию, обеспечить эффективное функционирование национальной экономической системы и экономический рост
Нормативно-правовое регламентирование
формирование определенных условий функционирования финансовой системы, позволяющих, во-первых, исключить возможность направления финансовых потоков в сферы, незакрепленные законодательными нормативными документами, во-вторых, максимальное снижение с последующей ликвидацией возможности злоупотребления и нецелевого использования финансовых ресурсов
Рис. 1. Сущность финансовой безопасности в разных контекстах
Финансовую безопасность государства можно рассматривать в двух аспектах:
- внешнем (затрагивает финансовый суверенитет страны, уровень независимости национальной финансовой системы от воздействия финансово-кредитных организаций международного уровня и транснационального капитала);
- внутренним (безопасность финансовой сферы определяется совершенством правовой, организационной и институциональной базы, политической стабильностью, уровнем рисков рыночной конъюнктуры, масштабами теневой экономики и уровнем коррупции в государстве).
Являясь чрезвычайно сложной многоуровневой системой, финансовая безопасность образована рядом подсистем, различающихся собственной структурой и логикой развития.
В состав финансовой безопасности государства входит: бюджетная, налоговая, долговая безопасность, финансовая безопасность банковской системы, валютная, денежно-кредитная, инвестиционная безопасность, финансовая безопасность страхового и фондового рынка [1].
Бюджетная безопасность предполагает состояние, при котором обеспечивается платежеспособность государства, достигается баланс доходов и расходов государственного и местных бюджетов,
повышается рациональность и качество распределения бюджетных средств. Уровень бюджетной безопасности государства определяется такими показателями, как: размер бюджета; объем ВВП, распределяемого через бюджет; наличие дефицита бюджета, его размер и источники финансирования, масштабы бюджетного финансирования, уровень бюджетной дисциплины, качество казначейского исполнения бюджета.
Налоговая безопасность государства заключена в эффективности проводимой государством налоговой политики, объединяющей фискальные интересы государства с интересами налогоплательщиков, с целью обеспечения государства оптимальным объемом налоговых поступлений, отвечающим всем требованиям экономической доктрины и фискальной достаточности. Также налоговая безопасность государства предполагает оптимизацию уровня налогообложения: пересмотр многочисленных, зачастую необоснованных налоговых льгот, регулирование нормы налогообложения в целях избежания сокращения налоговой базы вследствие роста теневой экономики, сокращения легального бизнеса, массового уклонения от уплаты налогов.
Долговая безопасность государства - характеризуется определенным уровнем государствен-
а. уи. руоэошуа
ной внутренней и внешней задолженности, при обязательном учете стоимости обслуживания и оценке эффективного использования заимствований. Оптимальное соотношение между внутренней и внешней задолженность, способствующее удовлетворению социально-экономических потребностей, позволит обеспечить устойчивость финансовой системы страны к внутренним и внешним угрозам. Долговая безопасность способствует сохранению независимости и суверенитета государства, при осуществлении выплат на погашение основной суммы долга и процентов по нему и поддержания надлежащего уровня платежеспособности и кредитного рейтинга страны [1].
Финансовая безопасность банковской системы рассматривается в двух аспектах:
- с точки зрения финансовых последствий ее деятельности в целом для государства и отдельных ее клиентов и контрагентов;
- с точки зрения избежания потенциальных и реальных угроз финансовому состоянию всей банковской системы страны, ЦБ РФ и банковских учреждений.
В общем виде финансовая безопасность банковской системы заключается в достижении максимального уровня эффективности использования ресурсного потенциала банка, формировании благоприятных условий для осуществления своей деятельности банковскими учреждениями, предотвращении возникновения внутренних и внешних угроз, формировании условий для стабильного и эффективного функционирования банковской системы [2].
Валютная безопасность государства характеризуется степенью обеспеченности государства валютными средствами и состоянием курсообразо-вания национальной денежной единицы. О валютной безопасности государства свидетельствует положительное сальдо платежного баланса, способность выполнять международные обязательства, наличие необходимого объема валютных резервов, стабильность национальной денежной единицы, защищающей от потрясений на международных валютных рынках, создание оптимальных условий для развития отечественного экспорта и притока в страну иностранных инвестиций.
Кредитно-денежная безопасность подразумевает стабильное состояние денежно-кредитной системы, денежной единицы, доступность кредитных ресурсов и уровень инфляции, обеспечивающий экономический рост и увеличение реальных доходов населения. При этом размер денежной массы должен полностью покрывать обслуживаемые ей хозяйственный обороты, а величина ссуд-
ного процента должна быть оптимальной для удовлетворения спроса на деньги [1].
Инвестиционная безопасность - характеризуется высоким уровнем инвестиций, при котором возникает возможность оптимального удовлетворения текущих потребностей экономики в объеме и структуре капитальных вложений, при оценке эффективного использования и возвращения инвестируемых средств. Инвестиционной безопасности способствует установление эффективного соотношения объемов иностранных инвестиций в страну и отечественных инвестиций в другие страны, поддержания положительного национального платежного баланса.
Безопасность фондового рынка это наличие оптимального объема его капитализации с учетом структуры и уровня ликвидности реализуемых на нем ценных бумаг. Финансовая безопасность фондового рынка характеризуется устойчивым финансовым состояние эмитентов, владельцев, покупателей, организаторов торговли, посредников (брокеров), консультантов, регистраторов, депозитариев и других участников фондового рынка. В общем виде безопасность фондового рынка складывается из оценки уровня финансовой стабильности двух основных его составляющих: рынка государственных ценных бумаг, рынка корпоративных ценных бумаг и его сегментов (рынок акций, облигаций, векселей, казначейских обязательств, сберегательных сертификатов, биржевого и внебиржевого рынков).
Финансовая безопасность страхового рынка в целом, и конкретного страхователя в частности, состоит в достижении страховыми компаниями такого объема формируемых ими финансовых ресурсов, которые могли бы дать им возможность возместить потери их клиентов в результате наступления страхового случая, а также в обеспечении эффективного функционирования всего страхового сектора. Финансовая безопасность рынка страховых услуг, зависящая от большого количества факторов как объективных и субъективных, так и внутренних и внешних, определяется в первую очередь состоянием его развития. Также влияние оказывает финансовая результативность и эффективность деятельности страхового рынка и субъектов хозяйствования.
Принимая во внимание широкий аспект понятия финансовой безопасности, сложность взаимосвязей внутри нее, взаимозависимости составных ее элементов, необходимо также включить в состав финансовой безопасности такие структурные элементы, как: финансовая безопасность человека/отдельного гражданина и домохозяйства; финансовая безопасность предприятия; финансовая безопасность региона [1].
Под финансовой безопасностью человека понимается состояние жизнедеятельности гражданина, которое обеспечивает правовую и экономическую защиту его жизненных интересов, поддерживаются его конституционные права, обеспечивается достойный уровень жизни человека вне зависимости от воздействия внутренних и внешних угроз. Основной функцией государства в данном случае является обеспечение установленных социальных стандартов и гарантий, позволяющих трудоспособным гражданам и пенсионерам вести финансово обеспеченный достойный образ жизни. Нарушение прав потребителей, низкий размер пенсий и заработной платы, высокий уровень безработицы, обесценивание сбережений, падение реальных доходов населения и обнищание, увеличение дифференциации доходов и имущественного расслоения общества - основные угрозы не только финансовой безопасности граждан, но и всего государства в целом. Финансовая безопасность граждан во многом определяется общим состоянием экономики и грамотной финансовой политикой, проводимой в государстве.
Финансовая безопасность предприятия характеризуется сохранностью коммерческой тайны предприятия, интеллектуальной собственности и информации; защита предприятия от негативного воздействия внешней среды, а именно способность противостоять и быстро реагировать на разнообразные неблагоприятные внешние угрозы. Финансовая безопасность предприятия, с точки зрения ресурсно-функционального подхода, представляет собой эффективное использование корпоративных ресурсов для минимизации угроз и обеспечения бесперебойного функционирования предприятия. На уровень финансовой безопасности предприятия влияет ряд факторов: эффективность использования капитала, качество финансового менеджмента и управления предприятием, технологическое оснащение и своевременное обновление информационной базы, а также качественная оценка и эффективное управление экономическими рисками, способность адаптироваться к изменениям рыночной конъюнктуры.
Весомую роль в обеспечении финансовой безопасности государства в целом играет финансовое состояние регионов, входящих в его состав. Поэтому поддержание финансовой безопасности регионов страны - один из неотъемлемых элементов устойчивого развития государства [1].
Финансовая безопасность региона заключается в финансовой самостоятельности (автономии) региона. Самостоятельность региона проявляется в возможности полноценного использования конку-
рентных преимуществ региона, поддержание стабильности региональной экономики, организация эффективного контроля над ресурсами региона. Все элементы экономической системы региона должны отличаться надежностью, защищать все формы собственности, создавать гарантии для эффективной предпринимательской деятельности, сдерживать влияние дестабилизирующих факторов. Также финансовая безопасность региона предполагает способность к самостоятельной реализации и защите региональных экономических интересов, осуществлению модернизации производства, эффективной инвестиционной и инновационной политики, развитию интеллектуального и трудового потенциала региона.
Исследование понятия финансовой безопасности требует и рассмотрения такого элемента, как международная финансовая безопасность.
Международная финансовая безопасность -характеризуется комплексом институциональных структур и международных условий сосуществования договоренностей, при которых каждому государству, как члену мирового сообщества, дается возможность самостоятельно формировать и реализовать стратегию своего социального, экономического и финансового развития, без оказания внешнего давления и какого-либо вмешательства, а также осуществление взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами. Значительную роль в нивелировании данных проблем играют партнерские соглашения о свободном перемещении капиталов, товаров и услуг, исключение силового давления, равноправие в отношениях с недостаточно экономически развитыми странами, удовлетворение экономических интересов разных стран. Таким образом, в основе международной финансовой безопасности лежит взаимовыгодное сотрудничество государств при решении национальных и интернациональных (глобальных) проблем хозяйствования, реализация свободного выбора ими своей стратегии социально-экономического развития стран и участие в международном разделении труда. На сегодняшний день основным вопросом международной экономической безопасности является формирование условий для взаимовыгодного сотрудничества государств в решении их национальных, а также и глобальных проблем всего человечества [1].
Финансовая безопасность государства - явление сложное и многогранное, заключающееся в защищенности интересов государства в финансовой сфере. Финансовая безопасность подразумевает такое состояние бюджетной, налоговой и денежно-кредитной систем, при котором гарантируется возможность эффективного государственного
а. уи. еуобояоуа
формирования, сбережения от чрезмерного обесценения и преумножения финансовых ресурсов страны, а также рациональное их использование для обеспечения социального и экономического развития страны и обслуживания его финансовых обязательств. Именно финансовая безопасность определяет уровень развития реального сектора экономики и состояние элементов и видов безопасности. Финансовая безопасность государства определяет уровень защиты финансовых интересов государства, состояние таких важных систем, как: финансовая, денежно-кредитная, бюджетная, налоговая, валютная, банковская, инвестиционная, таможенно-тарифная, расчетная и фондовая. Финансовая безопасность определяется сбалансированностью, защитой от внутренних и внешних негативных воздействий, способностью государства к эффективному формированию и рацио-
Помимо вышеназванных факторов, уровень финансовой безопасности страны обусловлен степенью финансового состояния и развития рынка капиталов, обслуживающих оборот большого ко-
нальному использованию финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения ее потребностей, выполнением обязательств и обеспечением социально-экономического развития [1].
Финансовую безопасность государства можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем.
Внешний план определен финансовой независимостью и финансовым суверенитетом. Также важен размер внешней финансовой помощи международных финансовых институтов, экономических группировок, правительств отдельных стран, объем иностранных инвестиций в национальную экономику.
Устойчивость системы государственных финансов определяется уровнем различных факторов (рис. 2).
личества акций реально функционирующих субъектов хозяйствования. Степень открытости внутреннего рынка; эффективность финансовых инструментов; участие населения в операциях с фондо-
Рис. 2. Факторы, влияющие на уровень устойчивости финансовой системы
выми ценностями; мобилизация интеллектуальных ресурсов, используемых для развития финансового рынка, также могут оказывать определенное воздействие [3].
Необходимо отметить, что первостепенное значение в обеспечении финансовой безопасности страны в целом имеют эффективность проводимой бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики, где ключевым фактором выступает степень государственного участия в каждой из сфер финансовой и кредитной систем. Государственные и муниципальные финансы можно рассматривать как объект прямого управления и воздействия со стороны государства. Также государство обязано создавать условия для стабильного финансового состояния хозяйственных систем реального сектора экономики, в сфере финансового рынка и международных финансов. Таким образом, для увеличения потенциала обеспечения финансовой безопасности государства необходимо рассматривать все возникающие в финансово-кредитной системе
страны противоречия и негативные явления, выявлять особенности их проявления в каждой из сфер финансовых отношений.
Условия обеспечения финансовой безопасности государства для каждой сферы финансово-кредитной системы различны, а возможности государства по осуществлению управления в целом ограничены, поскольку в управлении каждой из сфер финансовой и кредитной систем страны может быть задействовано только определенное количество функций.
Формирование эффективной системы финансовой безопасности предполагает выяснение и систематизацию явлений, событий и определенных действий, наступление или осуществление которых непосредственно или косвенно может стать угрозой тому или иному субъекту финансовой безопасности.
Можно выделить следующие основные угрозы финансовой безопасности государства (рис. 3).
УГРОЗЫ ФИНАНСОВОМ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
неэффективность налоговой системы, массовое уклонение от уплаты налогов_
несовершенство бюджетной политики и нецелевое использование средств у бюджета_
невысокий уровень капитализации банковской системы, небольшие объемы долгосрочного банковского кредитования и значительный уровень процентных ставок по кредитам
значительная разница соотношение доходов наиболее и наименее обеспеченного населения и недостаточная социальная защищенность определенных групп населения
значительные объемы государственного и гарантированного государством долга, проблемы с его обслуживанием
зависимость реформирования экономики страны от получения иностранных кредитов и низкий уровень инвестиционной деятельности
рост "теневой" экономики, усиления ее криминализации, нелегальный отток валютных средств за рубеж
Рис.3. Угрозы финансовой безопасности государства
а. уи. руоэошуа
В основу определения уровня воздействия различных угроз положен расчет и мониторинг системы индикаторов и последующее их сопоставление с пороговыми значениями. Индикатором является элемент, отображающий процесс или количественные и качественные свойства исследуемого объекта.
Эффективная система индикаторов позволяет в короткие сроки провести анализ финансовой безопасности различных объектов, предотвратить возникновение отрицательного воздействия, внести нужные коррективы, как в ежедневную деятельность, так и на перспективу, предопределять возможный ход событий.
Специфика исследуемого явления определяет пороговые значения индикаторов. Пороговые значения невозможно определить путем точных расчетов, поэтому они определяются экспертным путем на основе опыта.
На уровень финансовой безопасности оказывает воздействие много индикаторов, основными из которых являются: наличие дефицита бюджета, размеры долговых обязательств государства, инфляция, цена банковского кредитования, уровень монетизации экономики, объем резервов и другие.
Мониторинг уровня индикаторов финансовой безопасности каждой из сфер финансовых отношений и в целом финансовой системы государства, а также структуры доходов и расходов по отношению к ВВП, соответствующей избранной модели финансовых отношений позволит государству эффективно проводить финансовый контроль, регулировать социально-экономическое развитие стра-
ны, минимизировать угрозы финансовой безопасности [1].
Литература
1. Логвинова В. С., Корнилова Е. В. Финансовая безопасность государства как составляющая экономической системы. URL: http://www.rusnauka.com-/28_PRNT_2011/Economics/15_94718.doc.htm
2. Фёдорова А. Ю., Дорожкина Н. И. Проблемы функционирования кредитно-банковской системы // Российская экономика: взгляд в будущее: мат-лы Ме-ждунар. науч-практ. конф. Тамбов, 2016. С. 437-443.
3. Финансовая безопасность государства в системе экономической безопасности URL: http://xppx.org-/business-machine/2192-finansovaya-bezopasnost-gosudarstva-v-sisteme-ekonomicheskoj-bezopasnosti
References
1. Logvinova V. S., Kornilova E. V. Finansovaya be-zopasnost' gosudarstva, kak sostavlyayushchaya ekonomi-cheskoj sistemy. «Ekonomicheskiye nauki» 15. Gosu-darstvennoye regulirovaniye ekonomiki [Financial safety of the state as component of economic system. «Economic sciences» 15. State regulation of economy ]. URL: http:// www.rusnauka.com/28_PRNT_2011/Economics/15_94718.d oc.htm
2. Fyodorova А. Yu., Dorozhkina N. I. Problemy funktsionirovaniya kreditno-bankovskoj sistemy [Problems of functioning of a credit banking system] // V sbornike Rossijs-kaya ekonomika: vzglyad v budushcheye: mat-ly Mezhdunar. nauchno-prakt. konf. Tambov, 2016. S. 437-443.
3. Finansovaya bezopasnost' gosudarstva v sisteme ekonomicheskoj bezopasnosti [Financial safety of the state in system of economic security] URL: http://xppx.org/ business-machine/2192-finansovaya-bezopasnost-gosu-darstva-v-sisteme-ekonomicheskoj -
* * *
THE FINANCIAL SAFETY AND FACTORS INFLUENCING IT
FYODOROVA ALYONA YURYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
In this article the author paid the main attention to essence of the financial safety of the state presented as ability of a financial system to keep security, stability and firmness of the financial interests at negative impact of the external and internal factors making threat of financial safety, and also preservation of ability of a financial system of the state to provide effective functioning of national economy and constant economic growth. A number of the subsystems differing with own structure and logic of development forms financial safety being extremely difficult multilevel system. In article the author schematically displayed factors influencing stability of system of public finances. Paramount value in ensuring financial safety of the country in general has efficiency carried out budgetary, tax and monetary policy. In article the author considered the most widespread threats of financial safety of the state: inefficient budgetary policy and inappropriate use of budget funds; growth of defaulters of taxes and as a result decrease in efficiency of all tax mechanism; growth of a central government debt, and also the obligations guaranteed by the state, problematical character of its service; constant increase in prices and instability of rate of national currency; enormous difference in the ratio level of the income most and the least wealthy population, lack of full-fledged social security of separate national groups; a low share of the long-term bank credits, the overestimated interest rates on the credits and many others. The author considered system of the indicators deter-
a. ro. oëflopoba 93
mining the level of financial safety which cornerstone is budget deficit existence, sizes of debt obligations of the state, inflation, price of bank crediting, level of monetization of economy, volume of reserves and others. The author caused need of their continuous monitoring and a research. Key words: financial safety, threats of financial safety
a. yu. fyodorova
^ 11, № 8, 2016