Научная статья на тему 'Место и роль финансовой безопасности в системе обеспечения экономической безопасности России'

Место и роль финансовой безопасности в системе обеспечения экономической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14129
1885
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FINANCIAL SECURITY / СТРАТЕГИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / THE STRATEGY OF FINANCIAL SECURITY / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / FINANCIAL SYSTEM / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / FINANCIAL POLICIES / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / FINANCIAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елизарова Вера Васильевна

Мощь и национальная безопасность государства, как гарантии независимости и суверенитета (как внутреннего и внешнего) государства, условия стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, характеризуются прежде всего состоянием его экономики и защищенностью от угроз финансовой безопасности. Финансовая безопасность в современных условиях играет важнейшую роль в системе обеспечения экономической безопасности страны. Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSITION AND ROLE OF FINANCIAL SECURITY IN ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA

The power and the national security of the State, as a guarantee of independence and sovereignty (both internal and external) of the State, the stability and efficiency of the life of society, characterized by the first the State of its economy and protection from threats to financial security. Financial security in today's environment plays a critical role in ensuring the economic security of the country. Economic security has traditionally been seen as an essential qualitative characteristic of the economic system, which determines its ability to maintain normal living conditions of the population, the sustainable provision of resources for the development of the national economy, as well as consistent implementation of national interests.

Текст научной работы на тему «Место и роль финансовой безопасности в системе обеспечения экономической безопасности России»

МЕСТО И РОЛЬ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

УДК 336

Вера Васильевна Елизарова,

к.э.н., доцент, преподаватель кафедры

финансов и экономического анализа

Московского университета МВД России

имени В.Я. Кикотя

Тел.: (903) 771-75-05

Эл. почта: [email protected]

Мощь и национальная безопасность государства, как гарантии независимости и суверенитета (как внутреннего и внешнего) государства, условия стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, характеризуются прежде всего состоянием его экономики и защищенностью от угроз финансовой безопасности. Финансовая безопасность в современных условиях играет важнейшую роль в системе обеспечения экономической безопасности страны. Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.

Ключевые слова: экономическая безопасность, финансовая безопасность, стратегия финансовой безопасности, финансовая система, финансовая политика, финансовые ресурсы.

Vera V. Elizarova,

PhD in Economics, Associate Professor, Lecturer of the Department of Finance and economic analysis of the Russian Ministry of Internal Affairs of Moscow State University named after V. Kikotya Tel.: (903) 771-75-05 E-mail: [email protected]

THE POSITION AND ROLE OF FINANCIAL SECURITY IN ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA

The power and the national security of the State, as a guarantee of independence and sovereignty (both internal and external) of the State, the stability and efficiency of the life of society, characterized by the first the State of its economy and protection from threats to financial security. Financial security in today's environment plays a critical role in ensuring the economic security of the country. Economic security has traditionally been seen as an essential qualitative characteristic of the economic system, which determines its ability to maintain normal living conditions of the population, the sustainable provision of resources for the development of the national economy, as well as consistent implementation of national interests. Keywords: Economic security, financial security, the strategy of financial security, the financial system, financial resources, financial policies.

1. Введение

Одним из важнейших компонентов экономической безопасности - признание особых национально-государственных интересов и целей России. Данные интересы существуют как в пределах границ страны, так и вовне: государственный суверенитет; международное положение России, ее место в мировом разделении труда, в специализации и кооперации производства, в мировой торговле, в международной финансовой и банковской системах, на важнейших рынках товаров и услуг, ценных бумаг; самосохранение, самозащита и саморазвитие России как единого федерального многонационального государства. Сущность экономической безопасности страны определяется состоянием экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, достаточный оборонный потенциал и социально направленное развитие страны в целом. Важнейшая составляющая экономической безопасности является финансовая безопасность. Финансовая безопасность государства - состояние национальной финансовой системы, характеризующееся высоким уровнем развития, устойчивостью и конкурентоспособностью, обеспечивающим необходимую основу для осуществления эффективной финансовой политики в целях обеспечения национальной безопасности и защиты важнейших интересов личности, общества и государства в финансовой сфере.

Новизна этого определения заключается в следующем: во-первых, рассматривая финансово-экономическую безопасность в динамике, необходимо обратить внимание на то, что в практическом смысле под безопасностью следует понимать такое состояние экономики, при котором амплитуда нежелательных изменений определённых её качеств не выше и не ниже определенных пороговых значений, т.е. находится в их пределах. Во-вторых, финансовая безопасность поддерживается не ради безопасности как таковой, а направлена в основном на поддержку расширенного воспроизводства, достижение интенсивного экономического роста и защиту важнейших интересов личности, общества и государства в финансовой сфере.

2. Финансовая среды и угрозы финансовой безопасности

Оценка кризисных ситуаций в финансовой сфере связана с выявлением и анализом реальных, а также потенциальных угроз финансовой безопасности экономики в различных ее сегментах. Многие деструктивные процессы в финансовых отношениях имеют многофакторный характер и связаны как функционально, так и структурно со многими макро- и микропроцессами развития экономики страны, что затрудняет выявление и локализацию угроз безопасности именно в финансовой сфере. В любой сфере общественной, в том числе финансово-экономической деятельности могут иметь место явления и процессы негативного характера, требующие тщательного анализа, оценки возможных последствий, выработки мер по их преодолению. Эта работа всегда требует определенной систематизации таких явлений и процессов, их объединение в группы по сходным признакам. Применительно к проработке проблем финансовой безопасности все негативные явления и процессы в финансовой сфере группируются в угрозы. При этом, чем меньше угроз для финансовой сферы экономики, тем больше отдача от нее. Однако для формирования подобной системы в виде целостной концепции, учитывающей как характер функционирования экономического механизма российской экономики, так и изменяющихся в ходе реформ условий, необходим комплексный анализ функционирования финансовых инструментов на протяжении всего реформирования. Основным направлением и конечным результатом подобного аналитического иссле-

_

дования должны стать разработка концептуальных основ механизма, обеспечивающего создание условий для достижения эффективного экономического роста и роста благосостояния граждан.

Уровень угроз финансовой безопасности не является величиной постоянной - он меняется вместе с общеэкономической ситуацией. При этом действие некоторых угроз финансовой безопасности ослабевает или совсем прекращается, а других -усиливается, возникает вероятность возникновения новых угроз. Необходимо постоянное отслеживание этих изменений и согласование бюджетной и налоговой политики государства. За время, прошедшее после одобрения Президентом Российской Федерации «Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положений)», в которой были сформулированы важнейшие национальные интересы страны в финансовой сфере, произошли существенные изменения в уровне и характере действия угроз. В этой связи постулатом для противодействия угрозам финансовой безопасности служит идея о том, что финансовая безопасность наряду с внешнеэкономическими факторами зависит от состояния российской экономики и стратегии ее развития.

Специалисты-международники обращают внимание на то, что главные схватки в современном мире разгораются не только за политический контроль над территориями, но и за «стратегические точки» в управлении международными финансами, а также информационными потоками. Основные «игроки» на этом изменчивом поле - крупные банки и финансовые корпорации, как правило, действующие при явной или завуалированной поддержки государств, стремящихся расширить зону своего влияния в глобализирующемся мире.

Вполне очевидно, что в таких условиях проводить независимую финансовую политику России непросто. Глобализация понижает эффективность макроэкономической политики государств, уменьшая способность национальных правительств собирать налоги, контролировать инфляцию и валютный курс.

Она приводит к значительной неустойчивости внутренних рынков, урезая конкурентные преимущества национальных продуктов.

Финансовая сфера проделала достаточно длительный путь, а новым в ней в современных условиях являются масштабы, формы и механизмы, а также уровень влияния на жизнь общества. Практически финансовая сфера, финансовый капитал в течение истекшего века превратились из посредника, обслуживающего воспроизводство, в его ключевое звено.

Особую роль в активизации сферы финансов играет процесс глобализации, связанный с падением уровня государственного регулирования и ограничений, обусловленных интересами отдельных национально-экономических структур. Процессы дерегулирования и глобализации, дополняя друг друга, особенно активно влияют как на негативные, так и на позитивные процессы в финансовой сфере, преобразуя их и модифицируя, обеспечивая колоссальную концентрацию финансового капитала не стесненного рамками национальных границ.

Гипертрофированное развитие финансовой сферы в условиях глобализации меняет характер рынка, преобразует его роль в механизм регулирования капитального производства. Глобальный финансовый рынок - это не рынок периода первоначального капитала, так главными его участниками становятся крупные финансово-промышленные конгломераты и международные финансовые центры, ослабевает механизм средней нормы прибыли, меняется схема распределения доходов, многие основополагающие категории изменяют свое содержание.

Опыт развития мировой экономики в последние годы показывает, что спекуляция оттягивает из реального сектора денежные средства и преследует цели максимизации личных доходов спекулянтов, является прогрессивно дестабилизирующим фактором. Этот эффект возникает потому, что нет необходимости спекулятивные капиталы обращать в другие формы в течение длительного периода времени. Оче-

видно, что система свободно плавающих обменных курсов является кумулятивно дестабилизирующей. В этой связи стоит заметить, что Дж. Сорос разделяет экономику на реальную и финансовую. Экономическая активность наблюдается в реальной экономике, а выдача кредитов и выплат по ним происходят в финансовой экономике. Неустойчивость финансовых рынков может иметь катастрофические масштабы и требует регулирования.

Таким образом, очевидно, что финансовая экономика выделилась в самостоятельную, быстро развивающуюся и независимую сферу деятельности со специфическими закономерностями, эффективными инструментами, технологиями и ресурсами, слабо связанную с реальной экономикой. Это породило, в частности, такого рода феномен, когда деятельность финансовых институтов - фондового, валютного и кредитного рынков - в некоторых случаях может создавать угрозы разного масштаба - от локального до глобального в виде финансовых кризисов. Происходит надувание финансовых «пузырей», состоящих из фиктивных финансовых ресурсов, подобных фальшивым денежным средствам, не имеющим под собой никакого реального обеспечения. Однако такие финансы по статусу ничем не отличаются от настоящих денег, определяющих финансовую мощь государства.

Одна из проблем при формировании эффективных финансово-экономических отношений на любом уровне - глубоко ошибочный взгляд на социально-экономическое развитие как главный фактор потребления финансово-кредитных ресурсов. Природа финансовых ресурсов, их основное свойство состоит в том, что они формируются в процессе развития производства, повышения его конкурентоспособности и товарности. Подавляющая часть финансовых ресурсов формируется в процессе производства и использования реальных материальных ценностей, а также в сфере услуг.

Реальный сектор экономики не только потребляет финансово-банковские ресурсы, но и создает их. Искусство финансово-экономичес-

кой политики сводится к нахождению исходной основы для возобновления роста экономики. Велика роль производства в обеспечении необходимой продуктивной занятости и в увеличении доходов населения, которые служат основой сбережений населения, развития рынка ценных бумаг и тем самым увеличивают финансовый потенциал для накопления и инвестиций. К сожалению, забвение этих постулатов - основа обострения финансовых угроз развития общества.

3. Структуризация и методологическая база финансовой безопасности

Как отмечалось выше, понятие финансовой безопасности, во-первых, должно корреспондировать с общим понятием национальной безопасности страны; во-вторых, выступать составной частью понятия экономической безопасности страны; в-третьих, обладать собственным содержанием, отличающим проблематику финансовой безопасности от такого же рода проблем общеэкономического порядка.

Для определения действительного уровня финансовой безопасности государства, необходимо сравнение фактических данных с определенными нормативными параметрами, обоснованными с научной точки зрения и принятыми на государственном уровне. Такими параметрами и призваны служить пороговые значения индикаторов финансовой безопасности государства.

Определение и обоснование пороговых значений индикаторов финансовой безопасности осуществляется следующими методами:

• Нормативным методом - когда пороговое значение индикатора принимается государством на уровне, соответствующем целям проводимой макроэкономической политики;

• Методом аналогий - пороговое значение индикатора устанавливается исходя из аналогичного значения в других странах, наиболее близких по уровню экономического развития и основным характеристикам экономики (ее воспроизводственной структуре, специализации, состоянию платежно-расчетной системы и т.д.) или из значения,

присущего периоду наибольшего развития государства;

• Экспертным методом, позволяющим определить пороговое значение исходя из различных точек зрения и методов группы экспертов.

Важно, что индикаторы финансовой безопасности тесно взаимосвязаны с индикаторами экономической безопасности страны и со всеми другими аспектами национальной безопасности Российской Федерации в целом. Выявление данных взаимосвязей индикаторов финансовой безопасности между собой и с другими аспектами национальной (в т.ч. экономической) безопасности страны и определение на этой основе мер по защите национальных интересов России в финансовой сфере является главной задачей мониторинга факторов, вызывающих угрозы этим интересам.

В настоящее время перед экономикой стоит проблема выработки нового курса, важнейшим элементом которого является стратегия финансовой безопасности, что требует последовательной целеустремленной практической работы, направленной на оздоровление экономики и возобновление ее роста. Из этого следует, что система финансовой безопасности предполагает не только эффективное функционирование самой финансовой системы, но и безопасное функционирование всех элементов финансово-экономического механизма страны.

Стратегия финансовой безопасности - это политический и экономический курс в деятельности финансовых органов государственной власти, экономических и финансово-банковских структур, направленный на создание условий и ресурсов финансовой стабилизации и экономического роста при сохранении и укреплении единства и целостности России, ее экономического пространства и финансовой системы. Финансовая безопасность регионов должна обеспечиваться всеми средствами и инструментами государственной политики, всеми хозяйствующими субъектами и финансовыми институтами, участвующими в выработке и реализации сформулированной стратегии безопасности.

В стратегии финансовой безопасности целесообразно структурировать следующие важнейшие аспекты:

• цели и задачи финансовой безопасности в конкретных условиях ее социально-экономического развития в кратко- и долгосрочной перспективе;

• средства и инструменты выбранной стратегии;

• пути и направления создания необходимых условий и финансовых ресурсов возобновления экономического роста;

• средства и способы противодействия угрозам финансовой безопасности.

В рамках отмеченных структурных элементов стратегии финансовой безопасности необходим анализ текущего состояния финансово-экономических процессов, путей, факторов и способов положительного воздействия на финансово-экономическую ситуацию для предотвращения или смягчения угроз неустойчивости, а также решения задач экономической и финансовой стабилизации и создания финансовых условий и ресурсов экономического роста.

В силу органической взаимозависимости и взаимообусловленности системы и факторов финансовой и экономической безопасности основополагающая цель стратегии и политики обеспечения безопасности - переориентация финансовых ресурсов и потоков с удовлетворения бюджетных, узковедомственных потребностей на максимально возможное расширение финансовой базы реального сектора.

Финансовое оздоровление предприятий и организаций - главное условие вывода российской экономики из затянувшегося периода депрессии, достижения реальной экономической стабилизации, обеспечивающей возобновление экономического роста и постепенное формирование высокоэффективной, конкурентоспособной и мобильной экономики, на базе которой и возможно создание устойчивой и надежной системы финансовой безопасности. Достигнутые в последние годы результаты финансовой стабилизации пока не создали предпосылок для отражения угроз

_

финансовой устойчивости всех секторов экономики, а по отдельным направлениям даже способствовали поддержанию кризисных явлений.

Для того чтобы государство могло выработать действенные меры по защите своих интересов в финансовой сфере, необходим постоянный мониторинг состояния этой сферы с позиции финансовой безопасности, то есть постоянный анализ и отслеживание изменения характера действия факторов, могущих вызвать угрозы финансовой безопасности Российской Федерации. При этом для суждения об уровне финансовой безопасности и разработки мер по защите национальных интересов в этой области необходима количественная оценка финансовой ситуации с позиции финансовой безопасности. Эта оценка, учитывая широту проблем, охватывающих задачу защиты финансовой безопасности страны, должна осуществляться с помощью определенного набора индикаторов состояния финансовой сферы. Поэтому перечень экономических индикаторов, используемых для мониторинга угроз финансовой безопасности должен быть достаточно широким с тем, чтобы максимально полно и достоверно оценивать все стороны состояния и развития финансовой сферы.

Практически нет ни одного аспекта национальной безопасности страны, который бы непосредственно не зависел бы от уровня ее финансовой безопасности. В то же время уровень самой финансовой безопасности в значительной мере зависит от уровня других аспектов национальной безопасности. Рассмотрение взаимосвязей и взаимозависимостей между различными аспектами национальной безопасности позволяет найти меры по недопущению, преодолению или предотвращению угроз национальным интересам страны.

Роль и значение финансовой системы в последние годы кардинально изменилось. Из скромного механизма обслуживания экономических процессов финансы превратились в могущественный двигатель современного развития экономики и общества, роль которого в условиях растущей глобализации мировых

экономических и политических отношений только усиливается. Сегодня можно говорить с уверенностью, что финансы стали самостоятельным сегментом экономики, потенциал которого поистине колоссален. Финансовая сфера Российской Федерации остается сегодня одним из наиболее слабых ее звеньев. Поэтому в сложившиеся ситуации противодействие угрозам финансовой безопасности России является одной из важнейших задач государства.

Угрозы финансовой безопасности - это факторы негативного характера, воздействующие на финансовую сферу экономики в целом или ее отдельные сегменты, дестабилизирующие экономическую ситуацию в стране и препятствующие нормальному развитию общества, а также наносящие им значительный ущерб. Границы между внутренними и внешними угрозами не всегда носят четкий характер, часто они взаимообуславливают друг друга. Однако, очевидно, что длительное сохранение внутренних угроз в национальной экономике страны делает ее уязвимой и во внешнем плане, поскольку, не справляясь с внутренними угрозами, государство лишено возможности проводить активную внешнюю политику, защищать интересы отечественных товаропроизводителей, стимулировать экспорт конкурентоспособной продукции, осуществлять самостоятельную экономическую и финансовую экспансию на новых рынках. При ослабленной экономике и несовершенной финансовой системы Россия лишена реальной возможности влиять на политику международных финансовых организаций.

4. Заключение

В современных условиях необходимо перекрыть «черные дыры» утечки капиталов, финансовые потоки развернуть в сторону реального сектора экономики, отказаться от чрезмерных ожиданий стихийного самооздоровления российской экономики, замкнуть кругооборот финансовых и бюджетных ресурсов в национальной экономике. Для проведения такой политики необходимы политическая воля, а также концентрация и усиление федеральной власти, в том

числе повышение координирующей роли федеральных экономических и финансовых ведомств.

Таким образом, в системе обеспечения экономической безопасности одно из ведущих мест занимает финансовая безопасность. Финансовая безопасность - это такое состояние финансовой системы, способной своевременно и в нужном объеме и на приемлемых условиях обеспечивать всех субъектов экономики, в том числе государственные органы, финансовыми ресурсами, достаточными для выполнения ими своих функций. Финансовая система должна иметь определенный запас прочности на случай непредвиденных и чрезвычайных обстоятельств с тем, в частности, чтобы государственные органы и иные субъекты экономики могли своевременно отреагировать на возникновение каких-либо угроз и по возможности предотвратить, нейтрализовать или хотя бы свести к минимуму потенциальные социально-экономические потери.

Литература

1. Богомолов В.А. Экономическая безопасность: учебное пособие/ Богомолов В.А., Эриашвили Н.Д., Барикаев Е.Н. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С. 54, 68.

2. Сараджева О.В. Финансовая безопасность: монография/ Са-раджева О.В., Барикаев Е.Н. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. С. 25, 47.

3. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России. Общий курс: учебник/ - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. С. 310-315.

4. http://www.cbr.ru

5. http://www.expert.ru

References

1. Bogomolov VA. Economic security: study guide/ Bogomolov V.A., Eriashvili N.D., Barikaev E.N. - M.: YuNITI DANA, 2012. S 54, 68.

2. Sarajeva O.V Financial security: monograph. UNITI-Dana, 2013. S. 25, 47.

3. Senchagov V.K. Economic safety of Russia. General course: textbook/ M.: BINOM. Laboratoriya znanij, 2012. S 310-315.

4. http://www.cbr.ru

5. http://www.expert.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.