2012
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 13
Вып. 3
ИСТОРИЯ и ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ
УДК 94
Н. Э. Алескерова
ТЕЗКЕРЕ «ЛАМАЗАТ-И ХУЛЬВИЙЕ-АЗ-ЛАМАЗАТ-И УЛЬВИЙЕ» МАХМУДА ДЖЕМАЛ АД-ДИНА АЛ-ХУЛЬВИ — ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК, ПОСВЯЩЕННЫЙ ШЕЙХАМ СУФИЙСКОГО БРАТСТВА ХАЛВАТИЙА
Суфизм распространился в Азербайджане уже на раннем этапе классического периода в истории ислама. Самыми известными представителями исламского мистицизма этого времени (XI в.) в Ширване — исторической области на севере Азербайджана — были Али б. Мухаммад б. Абд Аллах Бакуви (ум. 1050-51) и ал-Хусейн ал-Гада'ири (ум. 1071).
Эти видные шейхи были дальними родственниками и происходили из известного дербентского шиитского рода ал-Гада'ири. Ал-Хусейн ал-Гада'ири, известный в Азербайджане как пир Хусейн Ширвани' [1, с. 242-247], основатель суфийской ханака на реке Пирсагат в Ширване в 127 км от Баку, пропагандировал идеи Абу Саида б. Аби-л-Хайра-ал-Манхани (ум. 1049), основоположника хорасанской школы суфизма. Благодаря деятельности пира Хусейна Ширвани с XI в. в Азербайджане распространился и до сих пор сохранился интеллектуально-мистический гностицизм — ирфанский, или шиитский, суфизм. Идею эту впоследствии подхватили и развили последователи крупных суфийских братств, зародившихся в Азербайджане в ХШ-Х1У вв. — Сухра-вардийа, Халватийа, Сафавийа, а также представители шиитско-суфийской общины Хуруфийа, которые возглавляли крупные социальные движения в Иране, Азербайджане и Османской империи.
Целью данной статьи является описание и анализ первого основного источника, посвященного деятельности средневекового братства Халватийа, входившего в число двенадцати материнских суфийских братств и зародившегося в Ширване нынешняя Азербайджанская Республика. Основной отличительной чертой братства Халватийа было то, что оно имело более 40 дочерних ответвлений, представители которых распространили идеи ранних ширванских халвати по всей Османской империи, в ази-
© Н. Э. Алескерова, 2012
атских и европейских владениях в ХУ1-ХУ11 вв., во всех арабских странах вплоть до Африки в ХУ1-Х1Х вв., а также в Крыму в ХУ1-ХУ11 вв. [3].
В основе данного древа лежит метод халва1, который избрал для себя основатель братства Халватийа пир Умар-и Халвати (шейх Абу Абд Аллах Сирадж ад-дин Умар аш-шайх Аклгал ад-дин ал-Гилани ал-Лахиджи ал-Халвати (ум. в конце Х1У в.)). Согласно преданию, муриды нашли его в дупле дерева, когда тот, уединившись уже в течение сорока дней, отправлял ритуал зикра [3, с. 177]. Отсюда и произошло название братства Халватийа.
Немецкий исследователь османского суфизма Иоахим Кисслинг называл это братство «Союз отшельников» или «Мужское сообщество подвижников», так как основатели братства (и первые муршиды после них) были индивидуальными самостоятельными аскетами, в братстве не было строгой иерархической вертикали, а его члены объединялись между собой горизонтальными связями [4]. Практика персонального затворничества стала обязательной как для материнского братства Халватийа, так и впоследствии для всех его многочисленных ответвлений.
источниками для изучения истории братства служат основные и второстепенные агиографические сочинения, написанные в жанре манакиб — больших биографических сведений о суфийских шейхах, и тезкере — крупные сборники коротких, по сравнению с манакиб, энциклопедических статей, или же, если выразиться иначе, «общие биографические компендиумы» [2, с. 3] о жизни и деятельности святых старцев — пиров или суфиев.
Вторая категория сочинений — доктринальные и дидактические практические руководства по исламскому мистицизму, а также поэтические сочинения выдающихся шейхов братства Халватийа. Наряду с тезкере смешанными, повествующими о представителях разных профессий, существовали тезкере, посвященные только мусульманским мистикам — суфийские тезкере. Самое известное суфийское тезкере османской эпохи — «Эсрар Деде тезкиреси», написанное членом братства Маулавийа Мехме-дом Эсраром Деде (ум. 1796). Полное название этого сочинения «Тезкере-йи-шу'ара-йи Маулавийа». В нем содержатся биографии 217 поэтов — представителей братства Маулавийа, от основателя Джалал ад-Дина Руми и вплоть до второй половины ХУ111 в. [2, с. 3-4].
Второе по своему значению османское тезкере, повествующее о суфийских шейхах, — сочинение «Ламазат-и Хульвийе-аз-Ламазат-и Ульвийе», посвященное братству Халватийа.
Автор этого сочинения — известный османский поэт и суфий, член братств Сюнбюлийа-йи-Халватийа и Гюлшанийа-йи-Халватийа, Махмуд Джемал ад-Дин ал-Хульви (1574-1654) [3, с. 656]. Сочинение почти полностью посвящено биографии членов братства Халватийа и его многочисленных ответвлений. Автор его родился в Стамбуле в семье придворных кондитеров — производителей халвы (хельваджибаши).
Согласно сведениям, описанным в «Ламазат...», Махмуд Хульви, достигнув четырнадцатилетнего возраста, вместе со своим отцом Ахмадом агой совершил паломничество к Мекканской святыне, во время которого отца и сына сопровождал близкий друг Ахмада аги, глава обители Ходжа Мустафы паши (центральной обители братства
1 Суфийская халва — метод уединения и подвижничества, ухода от мирской жизни для духовного общения с Богом. Слово халва переводится с арабского как уединение (от глагола хала — находиться в одиночестве, уединяться).
Сюнбюлийа-йи-Халватийа) шейх Зарифи Хасан Челеби. После возвращения в Стамбул Махмуд Джамаладдин продолжил дело отца и под его руководством занялся приготовлением халвы во дворце.
В свое время юношеской мечтой Махмуда Эфенди было стать военным — кавалеристом. По совету и настоянию своих товарищей он поступает на государственную службу в качестве султанского десятника (старшины) в Высшем Совете, созываемом во дворце султана. В результате он получает в качестве условного пожалования зеа-мет. С детства Махмуд Эфенди испытывал сильный интерес не только к военному делу, но и к суфизму [3, с. 628], он часто слушал долгие беседы отца и его друга шейха Зарифи Хасана Челеби.
Сам Махмуд часто ходил в обитель братства Маулавийа в Стамбуле в районе Иени-капы. Вслушиваясь в звонкие голоса дервишей, повторяющих зикр и 'сама и читающих «Маснави-йи-Манави» Джалал ад-Дина Руми, он окончательно решает посвятить свою жизнь суфизму. Вступление Махмуда Джамал ад-Дина в братство Сюнбюлийа — дочернее ответвление тарики Джамалийа-йи-Халватийа — объясняют явившимся ему мистическим сном. Однажды Махмуд Эфенди был тяжело болен лихорадкой и случайно проходил мимо обители братства Сюнбюлийа, известной под названием «обитель Ходжа Мустафы паши». Обессиленный от лихорадки, он не заметил, как уснул прямо у порога обители, где ему приснился сон, в котором покойный основатель братства Сюнбюлийа Меркез Эфенди (ум. 1552) в черном головном уборе имама обратился к нему: «Сын мой, заходи в нашу обитель». Проснувшись и почувствовав себя здоровым, он вошел в обитель и попросил Зарифи Хасана Челеби растолковать его сон. Зарифи Хасан предсказал, что этот сон указывает на то, что Махмуд станет шейхом братства Сюнбюлийа, после чего Махмуд поклялся в верности Зарифи Хасану Челеби и вступил в братство Сюнбюлийа.
Махмуд отказался принять участие в большом походе султана Мехмеда III в Европу в 1596 г., из-за чего великий везир лишил его жалованного владения [3, с. 628629]. Примечательно, что по возвращении из второго большого паломничества в Мекку он останавливается в Каире, где встречается с членом братства Гюлшанийа-йи-Халватийа, шейхом центральной обители этого братства, находящейся в Каире, близ мечети Муаййадийа Наджмаддином Хасаном Гюлшани Эфенди из рода прославленного шейха Ибрахима Гюлшани.
Вступление Махмуда в братство Гюлшанийа вызвало недовольство со стороны его духовных братьев и товарищей, заявивших: «В нашей общине не должно быть места чужаку» [3, с. 630]. В разговор тогда вмешался шейх Зарифи Хасан Эфенди, который раз и навсегда прекратил эти споры, убедив всех в том, что Сюнбюлийа, Гюлшанийа и все другие братства являются ответвлениями материнского братства Халватийа и происходят от одной центральной силсилы.
Махмуд Эфенди смог далее уладить отношения с братьями из Сюнбюлийа и даже занять прочные позиции в этом братстве, а Зарифи Хасан Челеби дал ему грамоту о наставничестве, назначив его своим халифой. Вскоре Махмуд Эфенди был назначен ва-изом (проповедником) в Джума мечети Дауда паши. После смерти своего муршида, Махмуд Хульви был назначен главой (пустнишином) новой обители, которая впоследствии стала называться «Обитель Хульви» (Хулви теккеси). Псевдоним Хульви также был дан ему его муршидом. Легенда гласит, что Махмуд Хульви купил экземпляр «Дивана» Мауланы Джалал ад-Дина Руми и подарил его своему шейху. Шейх сказал: «Подой-
ди сюда Хельваджизаде, сейчас я попрошу у Джалал ад-Дина для тебя "псевдоним"». Затем он по три раза прочитал суры «Ихлас» и «Фатиха».
В конце жизни Махмуд Хульви был пустнишином в своей обители, где и скончался в 1654 г. и был похоронен [3, с. 631].
Архитектоника сочинения Махмуда Джамаладдина Хульви «Ламазат-и Хульвийе-аз-Ламазат-и-Ульвийе»
Сочинение состоит из предисловия (мукаддима), 23 частей (ламза), каждая из которых подразделяется на главы (заика, т. е. вкусность), и заключения (хатиме).
В предисловии приводятся биографии и достоинства (манакиб) пророка Мухам-мада, четырех праведных халифов, а также биографии основателей четырех суннитских мазхабов и двенадцати шиитских имамов. Здесь также описываются исторические события, происходившие во времена пророка Мухаммада, четырех праведных халифов и двенадцати шиитских имамов, а также деятельность правителей, управлявших отдельными областями в период господства на востоке Арабского халифата2.
Изначально (во второй половине XIV — начале XVI в.) братство Халватийа было шиитским, позднее, когда его представители переехали из Азербайджана и Ирана в Османскую империю (XVI-XX вв.), братство стало считаться суннитским. Его представители всегда выступали за единство религии, основывая свое учение на смешанных суннитско-шиитских идеях, а также пропагандируя основные идеи ислама. Именно по этой причине материнское братство Халватийа имело две силсилы (цепи духовной преемственности), в одной из которых перечислялись имена пяти шиитских имамов. А в сорока дочерних ответвлениях в зависимости от исторической и идеологической ситуации приоритет отдавался как праведным халифам, так и шиитским имамам.
За предисловием следует основная часть сочинения, которая имеет символическое название ламза (вкусность). В этом разделе описываются биографии главных шейхов материнского братства Халватийа и его ответвлений. Также автор вводит здесь жизнеописания основателя братства Сухравардийа и всех тех суфийских шейхов, которые включены в основную силсилу материнского братства Халватийа [3, с. 21].
В главах, имеющих символическое название заика (вкус или вкусность), описываются биографии муридов и халифов — наместников основных шейхов, а также перечисляются имена государственных деятелей и описываются исторические события, происходившие в годы жизни тех или иных представителей братства Халватийа. В общей сложности в основной части сочинения описаны биографии 118 деятелей братства Халватийа.
Заключительная часть сочинения (хатиме) включает в себя жизнеописание самого Махмуда Хульви, а также биографии 52 шейхов, с которыми он непосредственно встречался и был знаком [3, с. 200-630].
Хронологические рамки сочинения довольно обширны и охватывают период от основания ислама (от жизни пророка Мухаммада) до XIV в., и от второй половины XIV в., т. е. от возникновения братства Халватийа в Северном Азербайджане, до его
2 Правоверных халифов (632-661), Умайадских халифов (661-750), Аббасидских халифов в Багдаде (749-1258).
расцвета в Османской империи в XVI в. Приводятся и биографии шейхов братства Халватийа этой эпохи [3, с. 200-630].
Особенно интересны, на наш взгляд, в сочинении Махмуда ал-Хульви сведения о ширванских шейхах — основателях братства Халватийа. По ним можно проследить весь чрезвычайно важный ширванский период истории братства (вторая половина XIV — конец XV в.). Особенно важна деятельность реформатора братства — пир-и сани — второго главного пира братства саййида Йахйи Бакуви [3, с. 395-401]. Одним из его выдающихся достижений было, в частности, то, что он сумел систематизировать все, написанное до него суфийскими авторами, и продолжил мистическую традицию великого дербентского суфия и богослова Абу Бакра ад-Дарбанди (ум. 1145), жившего в эпоху классического суфизма в Дербенте.
Варианты рукописи сочинения Махмуда Хульви «Ламазат»
1) Национальная библиотека Стамбула. Турецкая Республика.
Вариант а) Али Эмири Эфенди, № 1100. Объем рукописи 217 листов, на каждой странице 23 строки, написанные почерком та'лик. Рукопись была переписана Сыррызаде Абд-ар-Рахманом Мустафа Эфенди в 1840 г. Заглавие рукописи выполнено позолоченной росписью овалом в виде солнца. Рукопись имеет кожаный переплет.
Вариант б) № 1101 состоит из 314 листов, на каждой странице по 19 строк, написанные почерком рик'а. Рукопись переписана на европейской бумаге, заглавия написаны красными чернилами. Задняя обложка переплетена в кожу, а верхняя, основная обложка — в темно-золотую бумагу, каптал украшен в виде солнца.
2) Центральная библиотека Стамбульского Университета. Хранится в серии тюркских рукописей под номером 1804. В рукописи 216 листов, на каждой странице по 23 строки, переписана рукопись почерком насталик в 1784 г. Имеет коричневый кожаный переплет. Размеры рукописи 134 х 196 (170 х 250) мм.
3) Библиотека Анкарского Университета. Серия рукописей Исмаила Саиба Сан-джара, № 722.
4) Библиотека Сулейманийа.
а) Серия рукописей Дюгюмлю Баба № 565. Объем рукописи 233 листа, на каждой странице по 29 строк. Размеры рукописи 246 х 170 мм. Рукопись переписана известным переписчиком османских рукописей Низамзаде Нури Деде. Заголовок позолоченный. Кожаный переплет вишневого цвета. На первом листе рукописи изображена центральная силсила братства Халватийа, в которой перечислены имена шиитских имамов. На обратной стороне того листа, где написан заголовок, поставлена круглая печать, содержащая слова «ал-факир-ал-Мухаммад Камал-ад-дин ал-Харири-ал-Халвати» и свидетельствующая о том, что ее купил этот член братства Халватийа [3, с. 22].
На задней обложке рукописи можно прочесть следующую надпись на арабском языке:
«Во имя Аллаха милостивого, милосердного!
Хвала Аллаху, Господу миров! Благословение и мир тому, кто является убежищем для тех, кто просит заступничества и спасительным укрытием для
всех тех, кто ищет прощение грехов и печатью Его непогрешимых пророков и рабов, верующих в Его единство»
И дальше:
«Я, раб слабый, низкий, нуждающийся в Аллахе Милостивом, Славном, Великом и Превознесенном, ас-Саййид Исмаил Садык Кемал, сын ал-хаджжа Му-хаммада Салиха Веджихи Паши — да смилуется над ним Аллах! — установил вакф этой книги и посвятил вознаграждение за нее духам всех наших умерших и изобилию веры всех наших живых. Господи наш! Даруй нам в ближней жизни добро и в последней жизни добро и защити нас от наказания огня ради чести Твоего великого Посланника — да благословит его Аллах Всевышний и его семейство и соблаговолит! И хвала Аллаху, Господу миров!» [3, с. 22].
Данная надпись свидетельствует о том, что это переписанный вариант рукописи.
б) Серия рукописей Махмуда Эфенди, № 4536. Рукопись состоит из 201 листа, на каждой странице по 23 строки. Написана почерком насх. Есть отметка о том, что сочинение написано в 1620 г., а данная рукопись переписана в 1846 г. Размеры рукописи 245 х 162 (180 х 93) мм.
в) Рукопись сочинения Хаджи Махмуда Эфенди, № 4546, состоит из 326 листов по 21 строке на каждой странице. Переписана почерком насталик в 1776 г. Размеры рукописи 208 х 132 (145 х 70) мм. Заглавие позолочено, рукопись обернута в кожаный переплет. На последнем листе написано название сочинения, имя и псевдоним автора, в заключении красными чернилами отмечено 1776 г. (1190 г. х. месяц «Джемази-ал-аввал»).
г) Основной вариант рукописи сочинения «Ламазат...» хранится в серии Халета Эфенди, № 281. Это самая старая рукопись сочинения, переписанная с оригинала в 1742 г. Объем рукописи 298 листов, на каждой странице по 19 строк. Написана почерком насталик. Размеры 200 х 43 (152 х 88) мм. Заголовок позолочен. Рукопись в зеленом кожаном переплете. Посередине того же листа, где написан заголовок, введен османский текст, который гласит: «Пусть будет известно, что этот славный экземпляр рукописи был переписан Ибрахи-мом Хульви... Славная рукопись была приобретена покойным Ширугани Дервишем Али, и он выдвинул такое условие, что эту славную книгу будет разрешено читать тем, кто поставил перед собой цель встать на путь подвижничества. Читать его можно в худжрах досточтимой обители».
На обратной стороне листа описан основной вариант силсила Халватийа. В этой цепи — силсила — отсутствуют шиитские имамы. Силсила построена в форме знаменитого меча Мухаммада «Зу-л-факар», который после смерти пророка перешел к Али. В легендах этому мечу часто приписывают магическую силу и волшебные свойства: он может удлиняться или укорачиваться, в данном случае подобно силсиле братства Халватийа.
Силсила в виде символического меча после звена саййида Йахйа Бакуви раздваивается на две цепи преемственности: первая цепь начинается с Мухаммада Эрзинджани, а другая — с Деде Умара Рушани. Цепь, начинающаяся с Мухаммада Эрзинджани, описывает дальше духовную линию братства Джа-малийа, затем дочернего от него братства Сюнбюлийа. Цепь, начинающаяся от Деде Умара Рушани, описывает духовную генеалогию братства Рушанийа, за-
тем дочернего братства Гюлшанийа. В обеих ветвях упоминается имя Махмуда Хульви, поскольку он был членом обоих братств.
5) Библиотека города Измира.
а) № 376. Объем рукописи 471 листов, по 15 строк на каждой странице. Размеры рукописи 100 х 150 (140 х 190) мм. Переписана в 1643 г. почерком насх. Обложка рукописи вишневого цвета.
б) Рукописи Атыфа Эфенди, № 1485. Объем рукописи 242 листа по 29 строк, размеры рукописи 205 х 145 (155 х 90). Переписана Мехмедом Эфенди Шабанзаде.
6) Библиотека музея Топкапысарайы.
а) Серия рукописей Эманет Хазинеси, № 1229. Объем рукописи 189 листов по 25 строк, размеры 210 х 240 (75 х 35) мм. Переписана саййидом Ахмадом б. саййидом Мехмедом в 1748 г. Кожаный переплет бордового цвета.
б) Рукопись № 241. Состоит из 321 листа по 27 строк на каждом. Переписчик — Дервиш саййид Низамзаде Нур Эфенди (в 1769-1770 гг.). Заголовок позолочен. Таблицы написаны красным чернилами. Черная кожаная обложка [2, с. 22].
Халватийа, пользовавшаяся в Средние века большим влиянием, имела более сорока ответвлений и прославилась многочисленными праведными наместниками-халифами, а также блестящими поэтами, литераторами и государственными деятелями. Благодаря своим дочерним ветвям и филиалам, Халватийа завоевала огромную популярность как в Османской империи, так и за ее пределами, играя заметную роль в духовной жизни мусульманского Востока своего времени.
Сочинение Махмуда Хульви-Эфенди — основной источник по истории братства Халватийа, написанный в традиционном жанре тезкере (биографический компендиум), содержащий биографии всех ключевых фигур — кутбов братства Халватийа, а также основателей его многочисленных дочерних общин.
Источники и литература
1. Аликберов А. К. Эпоха классического ислама на Кавказе. М.: Восточная литература, 2003. 847 с.
2. Образцов А. В. Тезкере, как источники по истории Османской литературы. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 22 с.
3. Хульви Махмуд Джамаладдин. Ламазат-и Хульвийе-аз-Ламазат-и Ульвийе (Прекрасные биографии великих святых). Истанбул, 1993. 656 с.
4. KisslingH. J. Aus der Geschichte der Chalvehjje Ordens // Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft. N 102 (1953). S. 233-282.
Статья поступила в редакцию 14 марта 2012 г.