не сули журавля в небе, дай синицу в руки; he should have a long spoon that sups with the devil - связался с чёртом, пеняй на себя и др., большинство пословиц представляют собой краткие и лаконичные высказывания. Длинные пословицы, т.е. пословицы, состоящие более чем из десяти лексем, имеют тенденцию устаревать. Этому способствует наличие архаизмов в пословице.
Понятие поговорки в современной фольклористике является неопределённым, включающим разные структурно - семантические типы устойчивых образных сочетаний слов. По существу, единственное, что объединяет эти различные сочетания слов, - это то, что они не являются пословицами, хотя близость тех и других в отдельных случаях отрицать не приходится.
Литература
1.Амосова, Н.Н. Фраземы как разновидность фразеологических единиц английского языка / Проблемы фразеологии: Исследования и материалы / под ред. А.М.Бабкина. - М. - Л.: Мысль, 2004. С.56.
2.Бархударов, Л.С. Язык и перевод / Л.С.Бархударов. - М.: Международные отношения, 2005. 189 с.
3.Виноградов, В.В. Основные типы лексических значений слова / В.В.Виноградов. - Л.: Наука, 2001. 351 с.
4.Кунин, А.В. Английская фразеология: учеб.пособие для вузов / А.В.Кунин. - М.: Наука, 2004. - 268 с.
УДК 2:14
Н.Э.Алескерова.
ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ БРАТСТВА ХАЛВАТИЙА В ТУРЦИИ.
Предметом данной статьи является описание исследований турецких ученых, посвященных деятельности братства Халватийа. По сравнению с другими крупными суфийскими братствами, такими, например как Накшбандийа, братство Халватийа изучено, можно сказать, фрагментарно. Но, несмотря на это, существует целый ряд публикаций особенно турецких авторов, посвященных деятельности Халватийи. Братство попало в поле зрения турецких исследователей уже в XX веке Среди этих работ особый интерес представляет исследование турецкого ученого - Садыка Видждани, . турецких авторов середины и конца XX века- Шаполйо Э.Б., Тахсина Йазыджи, Озтурка Й.Н, Эрайдына С., Эйубоглы И.З, Огуза М.И., Эрдогана К., ученых XXI века - Нихата Азамата, Танмана М.Б., Аккайа Х.и конечно же интересная работа Сидэ Эмрэ. Библ. 24 названия.
Ключевые слова: Садык Видждани, Халватийа, Танман М.Б. Коджа Мустафа паша, Халватийа-Джама-лийа, Сюнбюлийа, Кушадалы Ибрахим Халвати, Черкеши Мустафа Эфенди, Саййид Йахйа Бакуви, Нийази Мыс-ри, Ибрахим Гюлшани, , Ша бан Вели, Сидэ Эмрэ.
N.E.Alasgarova THE HISTORY OF STUDYING KHALVATIYYA BROTHERHOOD IN TURKEY
The main object of current investigation is the review of studies of Turkish scientists on the activity of Khalvatiyya brotherhood. In comparison with other big sufi brotherhoods, like, for example, Nakshbandiyya, Khalvatiyya brotherhood was studied partially. But, there are a lot of publications of Turkish scientists, especially, in XX century on activity of this brotherhood. We can pay special attention to the studies of the following authors: Sadik Vidjdani, scientists of XX century such as Shapoliyo E.B, Takhsin Yazidji, Ozturk Y.H., Eraydin S, Eyuboglu I.Z., Oguz M.I., Erdogan K., as well as researches of XXI century, such as Nikhat Azamat, Tanman M.B., Akkaya Kh, and the study of Side Emre which is one of the interesting works on this topic. Refs. 24.
Keywords: Sadik Vidjdani, Khalwatiya, Tanman M.B. Kodja Mustafa Pasha, Khalwatiya-Djamaliya, Sunbuliya, Ku-shadali Ibrahim Khalwati, Cherkeshi Mustafa Efendi, Sayyid Yakhya Bakuvi, Niyazi Misri, Ibrahim Gulsheni, Shaban Veli, Side Emre.
Традиционно, турецкие ученые уделяли и уделяют исследованию суфизма и, в частности Хал-ватийи, особое внимание. Это было связано с историей Османской империи, со спецификой развития османского общества, с просуфийской политикой многих османских султанов и политиков. Многие высокопоставленные чиновники Османской империи того времени были тесно связаны со средневековым суфийским братством Халватийа и покровительствовали ему. Поэтому турецкие ученые написали специальные исследовательские работы, посвященные истории и мировоззрению различных ответвлений братства Халватийа. Они написали специальные работы, посвященные деятельности представителей этого братства в Османской империи. Первым турецким исследователем Халва-тийи был Садык Видждани, написавший в 1921-23 годах книгу "Тарикатлер ве силсилелери "(Томар-и Турук-и Алиййе), в которой он выделил истории братства Халватийа отдельный раздел "Томар-и Турук-и Алиййеден Халветиййе силсиленамеси". В предисловии автор пишет о процессе написания этого труда, о тех финансовых и моральных сложностях, которые он пережил и, конечно же, всесторонне восхваляет написанное им сочинение. Это действительно первая турецкая книга по суфийским братствам, написанная на основе многочисленных суфийских агиографических и дидактических источников, впервые введенных автором в научный оборот.
После предисловия автор вводит первую статью "Шариат-тарикат", посвященную основным
постулатам суфизма: божественному закону, мистическому Пути совершенствования и постижению Истины.
Первая книга посвящена мистико-аскетическому движению маляматийа, возникшему в Хорасане в IX в. Вторая книга посвящена братству Кадирийа ("Томар-и Турук-и Алиййеден Кадириййе силсиленамеси"). Третья книга "Томар-и Турук-и Алиййеден Халветиййе силсиленамеси" является самой интересной и объемной книгой Садыка Видждани. В предисловии автор отмечает, что это одна из самых больших суфийских общин, цепь духовной преемственности которой восходит к известному шейху Абу-н-Наджибу Зийа-ад-дину Абд-ал-Кадиру б. Абд-Аллаху ал-Бакри ас-Сухраварди, являющемуся ключевым звеном в силсила Сухравардийи, Дасукийи, Кубравийи, Зейнийи. Как пишет сам автор, братство Халватийа в его время, в начале XX было самым распространенным в Турции. Основное внимание автор уделяет описанию и раскрытию цепи духовной генеалогии. На десяти страницах своего исследования он довольно подробно останавливается на раскрытии каждого ключевого звена в силсила Халватийи и перечисляет имена и фамилии основной силсила материнской линии, которая, видимо, была составлена уже в период функционирования многочисленных ответвлений Халватийи в Османской империи [1, с.164-172].
После описания духовной генеалогии автор переходит к описанию биографий каждого из ранних шейхов-основателей Халватийи. Первая часть биографии посвящена основателям братства -шейху Абу Абд-Аллаху Сирадж-ад-дину б. Акмал-ад-дину ал-Лахиджи ал-Халвати и его дяде шейху Карим-ад-дину Мухаммаду-ал-Хваразми, известному как Ахи Мухаммад б. Нури ал-халвати, получившему эту нисбу из-за того, что большую часть суток он занимался созерцательным затворничеством. Далее автор приводит очень общие и не совсем интересные сведения об основном пире -саййиде Йахйе Бакуви, которые автор почерпнул из "Ламазат-и Хульвиййе-эз-Ламазат-и Ульвиййе" Махмуда Джамал-ад-Дина ал-Хульви. Основная часть сочинения посвящена многочисленным ответвлениям Халватийи, дочерним братствам: Рушанийа-йи Халватийа, Джамалийа-йи Халватийа, Ахмадийа-йи Халватийа.
Автор впервые приводит целый список побочных ответвлений: Гюлшанийа-йи Халватийа, Де-мирташиййа-йи Халватийа, Сюнбюлийа-йи Халватийа, Шабанийа-йи Халватийа, Бахшийа-йи Халва-тийа, Ассалийа-йи Халватийа, Сезаиййа-йи Гюлшанийа, Халетиййа-йи Гюлшаниййа, Синаниййа-йи Ахмадийа, Ушшакиййа-йи Ахмадийа, Рамаза-нийа-йи Ахмадийа, Джаррахийа-йи Ахмадийа, Мыс-рийа-йи-Ахмадийа, Бухурийа-йи-Ахмадийа, Карабашийа-йи Халватийа, Насухийа-йи Халватийа, Чер-кешийа-йи Халватийа, Бакриййа-йи Халватийа, Муслихийа-йи Халватийа, Джахидийа-йи Халватийа, Джамалийа-йи Халватийа, Салахийа-йи Халватийа, Хафанийа-йи Халватийа, Саманийа-йи Халватийа, Дердерийа-йи Халватийа, Тиджанийа-йи Халватийа, Савиййа-йи Халватийа, Кемалийа-йи Халватийа [1,с 174-176, 189-254].
Самой интересной частью сочинения Садыка Видждани является часть, посвященная этическим особенностям Халватийи. Здесь автор впервые смог собрать воедино сведения об основных постулатах и этических основах братства Халватийа, собранных им из многочисленных средневековых дидактических и доктринальных источников. Садык Видждани пишет о пророке Мухаммаде, который передал четырем праведным халифам способы и методы многократного прославления Аллаха -зикра - основы основ практики суфизма, и наставил каждого из них в отдельности совершать особый зикр, нашептав каждому из них в отдельности его на ухо. Основным постулатом материнского братства Халватийа был зикр 7 основных имен Аллаха. Каждое имя соответствует семи стоянкам совершенствования души человека. Формула зикра сводилась к следующему: ат-тахлил, Аллах-хува, ал-Хайй, ал-Хакк, ал-Каййум. Здесь он также пишет о том, что халвати исключительное внимание уделяли толкованию снов (та'бир ва та'вил ар-руйа) в процессе совершенствования души. Интересным является отрывок, посвященный ритуалу инициации. Адепт, вступивший в братство и желающий очистить душу от мирской скверны под наставничеством опытного муршида, преклоняет колено и садится лицом к кибле (направление на Мекку ал-Ка'бе). С совершенно искренними намерениями адепты очищались внутренне от всего земного и посюстороннего, отогнав от себя любые мысли, кроме раздумий о Боге, о Его Величии. Затем вступивший на мистический Путь поворачивает свою голову направо и произносит первую часть формулы шахады (Ла Илаха). После этого поворачивает голову в левую сторону к самому сердцу и произносит вторую часть шахады "Иллаллах" ("кроме Аллаха"). Сначала адепт повторял формулу единобожия 33 или 165 раз. Адептам не рекомендовалось совершать многократный зикр сражу же всех семи имен Аллаха в один день [1, с. 180-186].
При изучении работы у читателя возникает множество вопросов, на которые, однако, в работе Садыка Видждани нет ответов. Несмотря на это, книга Садыка Видждани имеет большое значение,
потому что это первое систематическое исследование деятельности материнского братства Хал-ватийа и его многочисленных дочерних ответвлений. Все последующее поколение исследователей опиралось на это сочинение.
В этом же стиле общих компедиумов в 1964 году написал работу турецкий ученый Шаполйо Энвер Бехнан. В книге "Мезхеблер ве тарикатлар тарихи" автор дал характеристику суфизму, вкратце описал деятельность всех его ответвлений, а также всех известных к тому времени суфийских братств, описал роль суфийских братств в жизни Османской империи. В конце книги перечисляются имена османских султанов и дается перечень суфийских братств, членами которых были эти османские правители. Шаполйо посвятил Халватийи и его ответвлениям небольшую часть своей работы, где приводятся общие сведения о братстве, почти, что повторяющие сведения из книги Садыка Видждани [2, с.50-58].
В девяностых годах исследования Халватийи турецкими учеными продолжились частично в энциклопедических публикациях Сельджука Эрайдына и Исмета Зеки Эйубоглы, посвященных истории ислама и тасаввуфа, теории и практике суфийских братств и других мусульманских течений. Халватии и его ответвлениям вышеназванные авторы посвятили по 20 страниц своих работ [3, с.458-493; 4, с.220-221].
Первым исследователем, написавшим специальную работу по Халватийи, был известный исследователь османского суфизма Тахсин Йазыджи, который в 1956 году написал интересную статью, посвященную первым обителям Халватийи в Стамбуле, братству Сюнбюлийа (ответвление Джама-лийа-йи Халватийи), а также сборникам рукописей сочинений, написанных представителями братства Джамалийа. Эти рукописи хранятся в прославленной обители Коджа Мустафы паши в Стамбуле [5, с. 50-58].
Вслед за ним другой турецкий исследователь суфизма Чалыкоглу М.А. в книге "Сюнбюль Эфенди и Меркез Эфенди" описывает жизнь и деятельность двух самых ярких представителей дочернего от Халватийи братства Сюнбюлийа, сыгравшего большую роль в общественно-политической жизни Османской империи [6].
К этой теме турецкие ученые возвращались вновь в 80-х годах прошлого века. Интересным исследованием является докторская диссертация М.Узуна, посвященная видному деятелю Халватийи, создателю первого основного дочернего ответвления Деде Умару Рушани и его мистическому наследию, описанному в его сочинениях. Это первая работа, посвященная братству Рушанийа, здесь автор впервые привлекает к научному исследованию маснави Деде Умара Рушани [7].
Интересной работой является труд "Кушадалы Ибрахим Халвати, жизнь, суфийские размышления и письма", изданный известным ученым Йашаром Нури Озтурком в 1982 году. Работа посвящена основателю братства Халватийа-йи-Ибрахимийа или Кушадавийа, по названию известной турецкой местности Кушадасы. В работе подробно описана его биография и научная деятельность, мистические идеи, описанные в многочисленных «Письмах», приписываемых его перу. Он ведет рассуждения о понятиях шариат и тарикат, о роли человека в обществе, обязанностях человека перед Богом, пути совершенствования души, о прославлении Бога, сорокодневном посте, о понятии мистической любви (ашк), о Боге и Единстве Бытия и т.д. [8].
В 1989 году студент филологического факультета Стамбульского Университета Айпер С. посвятил небольшую работу саййиду Йахйе Бакуви. В этой книге автор впервые исследовал сочинение Йахйи Бакуви "Асрар-ал-Кулуб" [9].
Абд-ал-Кадироглу Абд-ал-Ваххаб в 1991 году написал работу, посвященную братству Шаба-нийа-йи Халватийи, побочному ответвлению Халватийи, являющемуся одним из самых влиятельных течений в Османской империи. Здесь описывается биография шайха Шабан-и Вали - самого выдающегося правопреемника (халифа) шайха Хайр-ад-дина Токади, а также деятельность братства Шабанийа, связь братства с народом и османскими властями. Специальное внимание автор уделяет сборникам рукописей сочинений шайха Шабана Вали [10].
В 1995 году Огуз М.И. написал работу, посвященную шайху Шабан-и Вали и шайху Мустафе Черкеши - основателю братства Черкешийа, являющегося ответвлением Насухийи, отколовшейся от Карабаши-йа-йи Шабанийи [11].
Специальные работы турецких авторов посвящены братству Шамсийа-йи Халватийа. Основателю дочернего от Шамсийа братства Сивасийа шайху Абд-ал-Маджиду Сиваси посвящена работа Гюндогду Дж. [12].
Известному шайху братства Сивасийа Абу-л-Ахаду Нури посвящена работа турецкого иссле-
дователя Аккайа Х. "Абу-л-Ахад Нури и его диван". Сивасийа являлась ответвлением основного, дочернего от Халватийи братства Шамсийа-йи-Халватийа [13]. Сивасийа широко распространилась в Анатолийских провинциях Османской империи в Амасье, Мерзифоне, в Саггыз адасы, в Измите. Это братство функционировало в Новое время, функционирует и в Новейшее время.
Знаменитому основателю братства Мысрийа, дочернего от Ахмадиййа-йи-Халватийа, шайху Мухаммаду Нийази Мысри посвящены монографии Ашкара М."Нийази Мысри и суфизм"(14), а также Эрдогана К. "Диван Нийази Мысри" [15].
Интересной книгой турецкого исследователя Мехмета Рыхтыма является работа «Саййид Йахйа Бакуви и Халватийа», в которой подобно многим другим турецким суфиеведам автор дает общую характеристику суфизму вообще и суфизму в Азербайджане. Здесь перечисляются сочинения саййида Йахйи Бакуви, описывается общая история братства Халватийа и краткая история некоторых ответвлений [16].
Имеет смысл отдельно выделить статьи ученых в турецкой «Энциклопедии ислама» (издается с девяностых годов прошлого века). Статьи турецких авторов в этой энциклопедии можно назвать не просто справочными, но и исследовательскими. Например, статья Нихата Азамата "Черкеши Мус-тафа Эфенди", посвященная дочернему от Шабанийа-йи Халватийи братству Черкешийа, основанному Черкеши Мустафа Эфенди (ум. 1814). Описывая биографию Мустафы Эфенди, он особое внимание уделяет сочинению этого шайха под названием "Рисале-и фи тахкики-ат-тасаввуф", которое прославило Мустафу Эфенди во дворце султана Махмуда II, (1808-1839), потому что в этом сочинении он давал ответы на многочисленные вопросы придворных и представителей нормативного ислама. Согласно Мустафе Эфенди простым правоверным верующим Бог является в предметах земной жизни и бытия (таджалли эф'ал); начинающим суфиям, новичкам и адептам являются атрибуты Бога (тад-жалли сыфат); посвященным и совершенным суфиям Бог является в своей истинной сущности, что и является тайной мистиков [17, с.247-275].
В своем научно-богословском послании Мустафа Черкеши превозносит значение движения Маляматийа, называет малямати и суфиев истинными мусульманами, и пытается примирить мистиков с ортодоксами.
Его сыновья были известными в Османской империи суфиями и общественными деятелями. Знаменитыми халифами Мустафы Черкеши Эфенди был шайх Кушадалы Ибрахим Эфенди-Халвати (ум. 1831 г.), а также шайх, уроженец Анкары Тири-заде Хусайн Эфенди, последним халифой был поэт Ахмет Нури баба (ум. 1847 году). Различные ответвления братства просуществовали вплоть до 1915 года.
Немногочисленны сведения о братстве Дердерийа. Главным источником здесь для меня послужили статьи Ахмад Ала-ад-дина Да'бера "Дердир" [18, с.168] и Мухаммада-ал Джелйенда "Дерде-рийе [19, с.169].
Абу'л-Баракат Ахмад б. Мухаммад б. Ахмад ад-Дардир ал-Адави (ум. 1786) был египетским суфием, маликитом, создателем братства Дердерийа - одного из побочных ответвлений Халватийи, посредством ветви Шабанийа и Карабашийа. Ахмад б. Мухаммад-ад-Дардир был учеником известного последователя братства Бакрийа Шамс-ад-дина Мухаммада ал-Хифни. В статье «Дердерийе» Му-хаммад-ал-Джелйенд кратко описывает ритуально-обрядовую практику братства Дердерийа, также здесь обсуждаются некоторые доктринальные и дидактические вопросы, описанные в произведениях ад-Дардира. В 26-ом томе этой же Энциклопедии Нихат Азамат издал статью, посвященную одному из самых выдающихся деятелей Халватийа, основателю дочерней общины Ибрахимийа-Ку-шадавийа Кушадалы Ибрахиму Халвати. К основным постулатам Халватии Кушадалы разработал и прибавил новые положения в теории и практике, в результате чего братство приняло основные идеи мистико-религиозного движения Маляматийа. Эта тенденция, как я упоминала выше, наблюдалась еще в сочинении Черкеши Мустафы Эфенди и получила свое логическое завершение и оформление в учении Кушадалы Ибрахима Эфенди [20, с.468]. Статья М.Бана Танмана посвящена краткому описанию текке Кушадалы Ибрахима Эфенди, которая находилась в районе Стамбула Ак-сарай и была построена в 1820 г. [21, с.468-470]. В 1832 году здесь произошел пожар, обитель (текке) сгорела и вновь была восстановлена в 1840 году представителем братства Бакрийа-йи Халватийа шайхом Ибрахимом Эфенди. Как и все другие суфийские обители, деятельность этой обители была запрещена в 1925 году, а в 1950 году была полностью разрушена. Сейчас напротив того места, где находилась эта обитель, осталось только лишь небольшое кладбище.
Джамалийа-йи-Халватийа - является вторым крупным после Рушанийи дочерним ответвлением Халватийи. Этой теме посвящены статьи в 7-ом томе турецкой Энциклопедии ислама, издан-
ном в Стамбуле. Статья Мехмета Сейхана Тайши посвящена братству Джамалийа-йи-Халватийа [22, с.302-303]). Джамалийа-йи-Халватийа являлось самым крупным в Османской империи ответвлением Халватийи. От нее отделились Сюнбюлийа-йи-Халватийа,Шабанийа-йи-Халватийа, Ассалийа-йи Хал-ватийа, Бахшийа-йи-Халватийа, Карабашийа-йи-Халватийа, Насухийа-йи-Халватийа, Бакрийа-йи-Халватийа, Черкешийа-йи-Халватийа, Кушадавийа-йи-Халватийа, Камалийа-йи-Халватийа, Хифнийа-йи-Халватийа, Тиджанийа-йи-Халватийа, Самманийа-йи-Халватийа, Файзийа-йи-Халватийа, Дерде-рийа-йи-Халватийа, Савийа-йи-Халватийа.
Вторая его статья посвящена основателю братства Джамалийа-йи-Халватийа шайху Джамал-ад-дину-ал-Халвати (ум. 1494 г.) [23, с.318]. Согласно преданию он привел к власти османского султана Байазида II, ему покровительствовал Великий везир Османской империи Коджа Мустафа паша, который построил на свои средства центральную обитель Халватийа. Знаменитыми халифами Джа-мал-ад-дина-ал-Халвати были Идрис Эфенди, Джемал Эфенди, Касым Эфенди, Ала-ад-дин Ушшаки, Хайр-ад-дин Токади, Увайс Деде, Джемшах Карамани, Синан-и Ардебили,Муслих-ад-дин Эфенди, Са-лах-ад-дин Эфенди, Байазид Халифа, Али Деде, Давуд Деде.
Джамал-ад-дин ал-Халвати написал самое большое количество суфийских сочинений в Османской империи - более 20 крупных мистических трактатов.
Еще одна статья Нихата Азамата посвящена основателю братства Джахидийа-йи Халватийа Джа-хиди Ахмаду Эфенди (ум. 1659 г.), в которой автор подвергает критике некоторые неточности, допущенные в сочинении САдыка Видждани и касающиеся биографии Ахмада Джахиди Эфенди [24, с.16-17].
Братству Джаррахийа-йи-Халватийа посвящена большая статья Шенайа Йолайа в 7-ом томе Энциклопедии ислама.(25, с. 416-420). Помимо описания подробной биографии Нур-ад-дина Джар-раха, перечисления обителей братства Джаррахиййа, он описывает ритуально-обрядовую практику братства Джаррахиййа, а также некоторые доктринальные моменты его мистического учения.
Ответвлению братства Халватийа-йи Ушшакийа - братству Джамалийа-йи II посвящена статья Махмута Эрола Кылыджа в 7-ом томе Энциклопедии ислама. Здесь описывается биография основателя братства поэта-суфия Джамал-ад-динаУшшаки (ум. 1751 г.) и его последователей. В статье Мах-мут Эрол Кылыдж приводит изображение личной печати Джамал-ад-дина Ушаки [26, с.314-315].
В 24-ом томе Энциклопедии ислама большая статья Решата Онгёрена посвящена малоизвестному деятелю братства Халватийа, ученому и каллиграфу Карамани Джамал-ад-дину Исхаку (ум. 1527 году) [27, с.448-449]. Этот шайх происходил из известного османского рода Джамализаде, к которому также принадлежал основатель братства Джамалийа-йи-Халватийа Челеби Халифа. Начальное образование этот шайх получил в мадраса в Аксарайе, затем учился в Конье. Поехал в Бухару, где обучался у шайха Мухаммада Керари. После этого он учился у Кадызаде Мевля Касыма и получил должность мударриса. Учился искусству каллиграфии у известных каллиграфов Амасьи. В скором времени о нем узнали во дворце султана Мехмета II Фатиха. Султан даже заказал ему переписать книгу Ибн-ал-Хаджиба «ал-Кафийе». На врученные от этой книги деньги он совершил паломничество к мекканской святыне. После возвращения из Мекки между ним и Муслих-ад-дином Касталлани произошел тайный инцидент, в результате которого Джамал-ад-дин Исхак вступил на мистический Путь познания Бога. Он уехал в Конью, где и познакомился с халифой саййида Йахйи Бакуви Хабибом Карамани. Получив от него грамоту о праве на наставничество, Джамал-ад-дин Исхак приступает к деятельности наставника сначала в Конье, затем в Стамбуле, в специально построенной в 1517 году для него обители (Пири Паша завийеси). Джамал-ад-дин Исхак распространил учение Халватийи проповедуемое его муршидом Хабибом Карамани в различные уголки Малой Азии. Он умер в Стамбуле в одной из своих обителей - "Коруклу теккеси", находящейся в Сютлюдже. И был здесь же похоронен. Его халифами были известные шайхи Хайр-ад-дин Хызыр Амаси, Эзелизаде Абд-ар-Рахман Эфенди, Абд-ал Карим Эфенди, известный каллиграф Ахмад Шамс-ад-дин Карахисари. Он имел учеников также и среди 'улама, например, Караманлы Ахмада Эсама.
Источники и литература
1. Vicdani, S. Tomar-i Turuk-i Aliyeden Halvetiye silsilenamesi. Tarikatlar ve silsileleri / (Hazr. i. Gündüz). istanbul, 1995 (на тур. яз.).
2. Çapolyo, E.B. Mezhepler ve Tarikatlar Tarihi. istanbul, 1964.Çalikoglu, M.A. Sümbül efendi ve Merkez efendi. istanbul, 1960
3. Eraydin, S. Tasavvuf ve Tarikatlar. istanbul, 1990
4. Eyuboglu, Ismet Zeki. Bütün Yonleriyle Tasavvuf, Tarikatlar, Meshepler Tarihi. istanbul, 1990.
5. Yazici, T. Fetihden sonra istanbulda ilk halveti çeyhleri / / istanbul Enstitüsü dergisi. Cilt II. istanbul, 1956
6. Çalikoglu, M.A Sümbül efendi ve Merkez efendi. istanbul, 1960
7. Usun, M. Dede Omer Ruçeni: hayati, eserleri ve Miskinlikname mesnevisi. Dokt. tes., MÜSBE. istanbul, 1982.
8. Ozturk, Ya§ar Nuri. Ku§adali ibrahim Halveti hayati, tasavvufi du^unceleri, mektuplari. istanbul, 1985
9. Ayper, S. Seyyid Yahya ^irvani ve $erhi Meratib-i Esrar-i Kulub. istanbul Universitesi. Edebiyyat Fakultesi, mag-istr. tez. istanbul ,1989
10. Abdulkadiroglu, A. Halvetiligin ^abaniye kolu, $eyh $aban-i Veli ve kulliyesi. Ankara, 1991
11. Oguz M.Y. Hz. §aban-i Veli ve Mustafa ^erke^i. istanbul, 1995.
12. Gundogdu, C. Abdulmecid-i Sivasi, hayati, eserleri ve tasavvufi goru§leri. Ankara, 2000
13. Akkaya, H. Abdulehad Nuri ve Divani. istanbul, 2003
14. A$kar, M. Niyazi Misri ve tasavvuf anlayi§i. Ankara, 1998
15. Erdogan K. Niyazi Misri ve Divani. Ankara 1998. S. 262.
16. Rihtim, Mehmet. Seyid Y hya Bakuvi v X lv tilik. Baki, 2005
17. Nihat A£erke§i Mustafa Efendi.//i A, cilt 8, istanbul, 1993-s.273.
18. Da'ber, Ahmad Ala-ad-din. Derdir // IA. 9 (1994). P. 168;
19. Celyend, M.Derderiye //iA, 9(1994).s.169.
20. Nihat A. Ku§adali ibrahim Efendi// iA. 26 (Ankara, 2002).p.468.
21. Tanman, M. B. Ku§adali Tekkesi // IA. 26 (2002). P. 468—470
22. Tay§i, M. S. Cemaliya // IA. 7 (1993). P. 318
23. Tay§i, M. S. Cemal-i Halveti // IA. 7 (1993). P. 302—303
24. Nihat, A. Cahidi Ahmet Efendi // IA 7 (1993). P. 16—17.
25. Yola, Cerrahiyye // IA. 7 (1993). P. 416—420
26. Kilif, M.E. Cemaleddin U§§aki// IA7 (1993). S 314-315.
27. Ongoren, R.K. Cemaleddin ishak // iA. 24( 2001). S.448-449
УДК 908
Ю.А.Егорушкин
О ВОССТАНОВЛЕНИИ СНРПМ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ В ЕЛАБУГЕ
В статье рассматривается деятельность СНРПМ с 1970-х гг. по сегодняшний день в г.Елабуга. Республики Татарстан. По инициативе Министерства культуры ТАССР в начале 1970-х гг. СНРПМ в Елабуге были начаты ремонтно-реставрационные работы по памятникам культуры, в т.ч. Спасского собора, Покровской и Никольской церквей, памятных мест Н.Дуровой, М.Цветаевой, И.И.Шишкина. Но из-за недостатка кадров и средств СНРПМ не смогла комплексно вести реставрацию на елабужских объектах. В дальнейшем ремонтно-реста-врационные работы проводились в Елабуге с перерывами. В полном объеме памятники культуры и истории г.Елабуги были отреставрированы в 1990-2000-х гг. в связи с созданием Елабужского государственного исто-рико-архитектурного и художественного музея-заповедника. В 1995 г. музей-заповедник был признан объектом исторического и культурного наследия общероссийского значения.
Ключевые слова. Елабужский государственный музей-заповедник, СНРПМ, Спасский собор, Покровская церковь, Никольская церковь, дом-музей И.Шишкина, памятник Н.А.Дуровой.
Egorushkin Yuri A. ABOUT THE RESTORATION OF HISTORICAL AND CULTURAL OBJECTS BY TRDPCR IN ELABUGA
The article evaluates the activity of Tatar Research, Development and Production Centre for Restoration (TRDPCR) in the city of Elabuga from 1970-s up to today. The restoration works conducted by the Centre, involved the restoration of several cultural heritage sites, including religious monuments as Spassky Cathedral, Pokrovskaya and Ni-kolskaya churches, as well as cultural monuments related to significant figures for the development of Russian culture as arts Nadezhda Durova, Maria Tsvetaeva and Ivan Shishkin. The restoration works were initiated by Tatarstan Ministry of Culture. However, the proposed scale of restoration works to be conducted were interrupted due to the lack of funding and personnel. A new successful attempt of restoration has followed later in 1990-2000 and has a close relation to the process of establishment of Elabuga State Historical, Architectural and Art Museum-Reserve, that recently has achieved the official recognition as a cultural heritage site of the highest federal significance.
Keywords: Elabuga State Museum-Reserve, TRDPCR, Spassky Cathedral, Pokrovskaya Church,Nikolskaya Church, Ivan Shishkin House-Museum, Nadezhda Durova Monument
Среди городов Татарстана Елабуга привлекает внимание обилием памятников истории, культуры и архитектуры. Этот старинный бывший купеческий город расположен на реке Кама. В его центральной части прекрасно сохранилась двухэтажная кирпичная застройка ХК века: богатые особняки и здания в стиле классики; каменные мостовые, чугунные ограды, скверы, парки, монастырь и 3 памятника архитектуры культового назначения: Спасский каменный собор с колокольней, построенный в 1820 г.; Николаевская церковь, построенная в 1818 г.; Покровская церковь, построенная в 1810 г., представляющие значительную художественную ценность.
На капитальный ремонт и реставрацию дома-музея И.Шишкина в 1968 г. по заказу Государственного музея изобразительных искусств Татарии была составлена сметно-техническая документация, предусматривающая ремонт внутренних помещений, крыши, фасада здания, благоустройство