Научная статья на тему '«Тезаурусный анализ в гуманитарном знании»: новый проект молодых ученых'

«Тезаурусный анализ в гуманитарном знании»: новый проект молодых ученых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ТЕЗАУРУСНЫЙ АНАЛИЗ / HUMANITIES KNOWLEDGE / METHODOLOGICAL APPROACHES / THE THESAURUS ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Луков Владимир Андреевич, Луков Михаил Владимирович

Раскрывается содержание нового молодежного проекта «Тезаурусный анализ в гуманитарном знании», разработанного в Московском гуманитарном университете и поддержанного Российским гуманитарным научным фондом. Его актуальность связывается как с ситуацией методологического кризиса в гуманитарных науках на рубеже XX–XXI вв., так и с задачей подготовки новых научных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“The Thesaurus Analysis in Humanities Knowledge”: A New Project of Young Scientists

The article reveals the content of a new youth project "Thesaurus Analysis in Humanities Knowledge", which is developed at Moscow University for the Humanities and supported by the Russian Foundation for the Humanities. The urgency of the project is connected both with the methodological crisis in the humanities at the turn of the 20th–21st centuries and with the task of the training of new scientists.

Текст научной работы на тему ««Тезаурусный анализ в гуманитарном знании»: новый проект молодых ученых»

ТЕЗАУРУСНЫЙ АНАЛИЗ В ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ

«Тезаурусный анализ в гуманитарном знании»: новый проект молодых ученых*

Вл. А. Луков (Московский гуманитарный университет),

М. В. Луков

(Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина)

Раскрывается содержание нового молодежного проекта «Тезаурусный анализ в гуманитарном знании», разработанного в Московском гуманитарном университете и поддержанного Российским гуманитарным научным фондом. Его актуальность связывается как с ситуацией методологического кризиса в гуманитарных науках на рубеже ХХ-ХХ1 вв., так и с задачей подготовки новых научных кадров. Ключевые слова: гуманитарное знание, методологические подходы, тезаурусный анализ.

Проект «Тезаурусный анализ в гуманитарном знании» был разработан в Центре теории и истории культуры Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета и в 2012 г. был поддержан Российским гуманитарным научным фондом (проект № 12-33-01055) на период с 2012 по 2014 г.

Руководитель проекта — доктор филологических наук, профессор Вл. А. Луков, директор Центра теории и истории культуры Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета. В основную группу исполнителей вошли работающие в Московском гуманитарном университете молодой доктор социологических наук Д. Л. Агранат, кандидат социологических наук С. В. Луков, аспиранты МосГУ С. Г. Биченко, А. Д. Ретунских, Е. А. Шустова, а также представители Гуманитарного института телевидения и радиовещания имени

М. А. Литовчина: кандидат философских наук М. В. Луков и студентка выпускного курса факультета режиссуры В. Д. Эвалльё. Предполагается пригласить к сотрудничеству в проекте докторантов, аспирантов, магистрантов, студентов ряда вузов.

Содержание научно-исследовательского проекта определяется решением актуальной проблемы, которой является теоретическая разработка методологии тезаурусного анализа. В переходный период рубежа ХХ-ХХ1 вв. гуманитарные науки испытали глубокий кризис, который мало затронул частные исследования, но в сильнейшей степени сказался в сфере методологии этих наук. С середины 1980-х годов методологический кризис стал заметен в отечественной науке, причем он все возрастал по мере отказа от марксистской методологии, несколько десятилетий господствовавшей в научном знании. Но было бы неверно связывать методологический кризис

* Выполнено по проекту «Тезаурусный анализ в гуманитарном знании» (грант Российского гуманитарного научного фонда № 12-33-01055).

только с науками в России. На Западе в это же время постепенно занял ведущие позиции, составил парадигму современного знания постмодернизм. Одна из его особенностей — отрицание методологии как необходимого стержня научных исследований. Постмодернизм с его неразличением центра и периферии с особой силой сказался в гуманитарных областях. Присущая ему свежесть взгляда на привычное (деконструкция) оказалась привлекательной и для отечественных исследователей. На сегодня в диссертациях по гуманитарным наукам методология исследования чаще обосновывается ссылками на известных западных постмодернистов, чем на отечественных ученых, что закономерно: наши современные теоретики стараются обходить методологические вопросы, разочаровавшись и в марксизме, и в постмодернизме. Тезаурусный подход, появившийся в отечественной науке в последнее десятилетие XX в., но имеющий весьма основательную предысторию, призван преодолеть кризис методологии гуманитарных наук. В более узком смысле он позволяет по-новому посмотреть на классику и на современность в их конкретных аспектах и образцах.

Отрасль знаний при применении тезаурус-ного анализа культуры, человека и общества сама по себе становится актуальной сферой проблематизации. Тезаурусный подход, как показали уже проведенные исследования, применим в культурологии, социологии, филологии, философии культуры, психологии, педагогике, методике преподавания в высшей школе и в других науках, что, с одной стороны, делает его общегуманитарным методологическим инструментом, а с другой — выявляет существенный культурный процесс современности, а именно: сближение гуманитарных наук, делающее границы между ними зыбкими и легко преодолимыми, движение к комплексному исследованию предметов этих наук и в конечном счете все большее их позиционирование как единого гуманитарного знания. Исследовать эти процессы — актуальная проблема науки.

Задача проекта состоит в осмыслении концептуальных оснований применения тезау-

русного анализа к различным областям гуманитарного знания (в первую очередь к культурологии, социологии, филологии). Авторы проекта считают, что проблема теоретической разработки методологии тезаурусного анализа и исследование сближения гуманитарных наук в ключе тезаурусного анализа гуманитарного знания — задачи, решение которых под силу только коллективам, в частности объединенным в научные школы (эту задачу, тоже актуальную для организации науки, также призван решать данный проект).

Научной новизной обладают такие стороны проекта, как теоретическое развитие теза-урусного подхода как методологического инструмента гуманитарного знания; теоретическая разработка тезаурусного анализа как определенной исследовательской системы на основе тезаурусного подхода; применение те-заурусного анализа к исследованию различных объектов гуманитарных наук, раскрывающее специфику использования тезаурусного анализа в конкретных исследованиях; создание и обеспечение функционирования научной школы тезаурусного анализа в гуманитарном знании, аналогов которой по проблематике в науке нет.

Главный метод и основанный на нем подход, используемый в работе по проекту, — тезаурусный подход. Лежащая в основе этого подхода концепция тезауруса как субъект-но организованного гуманитарного знания — т. е. таким образом организованного, что оно соответствует месту и роли субъекта в окружающем мире и позволяет ему этот мир постигать, ориентироваться в нем и менять его, а заодно развивать и собственные потенциалы, — дает свою трактовку человеческой активности, сближающуюся с рядом философских, социологических, культурологических, антропологических теорий нашего времени, но и отличающуюся от них. Систематизация данных в тезаурусе строится не от общего к частному, а от своего к чужому. Все новое, для того чтобы занять определенное место в тезаурусе, должно быть в той или иной мере освоено (буквально: сделано своим). Этот методологический ключ дополняется другими методами (сравнительно-историческим,

системно-структурным, историко-теоретическим и др.).

Общий план работы предусматривает исследовательскую работу по общим вопросам и частные исследования, раскрывающие в своей конкретике концепцию тезаурусного анализа гуманитарного знания; научно-организационную работу по созданию ядра научной школы тезаурусного анализа мировой культуры; подготовку рукописей монографий и статей, их частичное опубликование; участие в научных конференциях с докладами; работу методологического семинара.

Концепция тезаурусного подхода оформилась в конце 1980-х — начале 1990-х годов, хотя неосознанно тезаурусный анализ применялся и раньше (например, в трудах представителей Пуришевской школы литературоведения). Затем начинается быстрый рост тезаурусных исследований — в социологии (научная школа социологии молодежи МосГУ — Вал. А. Луков, А. И. Ковалева, позже Д. Л. Агранат, А. Г. Русанова, С. В. Луков,

А. В. Луков и др.), культурологии (Вл. А. Луков, Т. Ф. Кузнецова, А. А. Останин, М. В. Луков, А. Н. Иванов), филологии (Н. В. Захаров, И. В. Вершинин, С. Н. Есин, А. Б. Тарасов, Н. В. Соломатина, А. Б. Щербаков), философии культуры (Ч. К. Ламажаа, Е. В. Мош-няга, Б. Н. Гайдин), эстетике (И. А. Подвойская, Т. М. Кирюхина), искусствоведении (В. М. Монетов, Ю. М. Литовчин), экономике (В. А. Гневашева). Закрепление позиций теза-урусного подхода было осуществлено в фундаментальном исследовании Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова (Луков Вал., Луков Вл., 2008). Оно было высоко оценено в рецензиях философов П. С. Гуревича, Ю. А. Ищенко, философа и культуролога А. В. Костиной, культуролога и искусствоведа Е. Н. Шапинской, литературоведа В. П. Трыкова, социологов И. С. Болотина, С. И. Григорьева и других авторитетных специалистов в области гуманитарного знания (см.: Костина, 2008; Ищенко, 2009; и др.). Центр тезаурусных исследований сложился в Московском гуманитарном университете, в нем все большую роль начинают играть молодые исследователи как этого, так и других вузов, поэтому насущной стала зада-

ча объединения поколений исследователей в научную школу вокруг проблемы «Тезаурусный анализ мировой культуры». Базой для реализации этой задачи стала работа над выпусками одноименной серии сборников научных трудов, выходящих в Московском гуманитарном университете при поддержке Международной академии наук (IAS, Австрия) и Международной академии наук педагогического образования.

Тезаурусный анализ — отечественная методология, но она становится все более известной в различных странах мира. Так, ряд польских исследований по социологии создан на основе этого подхода. Высокую оценку тезаурусным исследованиям дает Международная академия наук (IAS, Австрия). Работы по тезаурусному анализу, выпускаемые в МосГУ, собирают библиотека Конгресса США (Вашингтон), библиотека Пекинского университета. Материалы, освещающие тезау-русный подход, опубликованы в научных изданиях Австрии, Польши, Финляндии и других стран. Приоритет здесь все равно остается за Россией.

Ряд участников проекта уже опубликовали существенные работы по тезаурусному анализу гуманитарного знания по итогам осуществленных в последние годы исследований. Коллектив включает в свой состав и одного из создателей тезаурусного подхода (публикации руководителя проекта: Луков Вл., 2006, 2009, 2011; и др.), и ученых, внесших свой вклад в развитие этого подхода, и молодых ученых, осваивающих тезаурусную методологию (в журнале «Знание. Понимание. Умение»: Луков, 2005; Луков, Погорский, 2010; Бичен-ко, 2012 и др.). У коллектива есть опыт публикации статей в ведущих рецензируемых журналах, в том числе в соавторстве с привлекаемыми к проекту учеными (Луков Вал., Луков Вл., 2004; Луков Вал., Гневашева, Захаров, Луков Вл., Луков С., Намлинская, 2008; Захаров, Луков Вл., 2009, 2011; Луков Вл., Тры-ков, 2010; Вершинин, Луков Вл., 2009 и др.), а также опыт в успешном осуществлении проектов по грантам РГНФ, в выступлениях на международных конференциях.

Подведем некоторые итоги.

В проекте на материале совокупности гуманитарных наук, образующих современное гуманитарное знание, разрабатываются теоретические вопросы применения одного из новейших методологических подходов — те-заурусного подхода, разрабатываемого в отечественной науке и получившего в настоящее время широкое признание в научном сообществе. Интегрированный результат применения тезаурусного подхода в проекте определяется как тезаурусный анализ. Авторы проекта исходят из того, что тезаурусный анализ может быть успешно применен в ряде гуманитарных наук, прежде всего в культурологии, социологии, филологии, а также педагогике, психологии и других областях знаний. Центр разработки тезаурусного подхода в настоящее время находится в Институте фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, где складывается научная школа «Тезаурусный анализ мировой культуры» (см.: Тезаурусный..., 2005-2012).

Проект призван внести вклад в оформление этой перспективной научной школы, закрепление результатов ее деятельности на российском и международном уровнях. Особое внимание в проекте уделяется возможностям реализации молодыми исследователями своего инновационного теоретического потенциала, овладению ими новейшими методами теоретического осмысления гуманитарного знания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Биченко, С. Г. (2012) Романтическая ирония в философии // Знание. Понимание. Умение. №2. С. 319-322.

Вершинин, И. В., Луков, Вл. А. (2009) Предро-мантизм: новое в литературной эстетике // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 11. № 4 (6). С. 1519-1527.

Захаров, Н. В., Луков, Вл. А. (2009) Шекспир и шекспиризм в России // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 98-106.

Захаров, Н. В., Луков, Вл. А. (2011) Культ Шекспира: Теория и всемирные масштабы // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 13. № 2. С. 148-154.

Ищенко, Ю. А. (2009) Размышления над книгой: Луков Вал. А., Луков Вл. А. Тезаурусы:

Субъектная организация гуманитарного знания. М. : Изд-во Национального института бизнеса, 2008. 782 с. // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 262-268.

Костина, А. В. (2008) Теоретические проблемы современной культурологии: Идеи, концепции, методы исследования. М. : Книжный дом «Либ-роком».

Луков, Вал. А., Гневашева, В. А., Захаров, Н. В., Луков, Вл. А. и др. (2008) Социальные и культурные ценностные ориентации молодежи // Alma mater. № 2. С. 46-56.

Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2004) Тезаурус-ный подход в гуманитарных науках // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 93-100.

Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. М. : Изд-во Национального института бизнеса.

Луков, Вл. А. (2006) Предромантизм : науч. монография. М. : Наука.

Луков, Вл. А. (2009) История литературы : Зарубежная литература от истоков до наших дней. 6-е изд. М. : Академия.

Луков, Вл. А. (2011) Академик Д. С. Лихачев и его концепция теоретической истории литературы : монография. М. : ГИТР.

Луков, Вл. А., Трыков, В. П. (2010) «Русский Бодлер»: судьба творческого наследия Шарля Бодлера в России // Вестник Международной академии наук (Русская секция). № 1. С. 48-52.

Луков, М. В. (2005) Обыденная культура и культура повседневности // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 199-203.

Луков, С. В., Погорский, Э. К. (2010) Болонский процесс как реакция на американизацию высшего образования // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 62-66.

Тезаурусный анализ мировой культуры (2005-2012) : сб. науч. трудов / под общ. ред.

В. А. Лукова. Вып. 1-23. М. : Изд-во Моск. гума-нит. ун-та.

«THE THESAURUS ANALYSIS IN HUMANITIES KNOWLEDGE»:

A NEW PROJECT OF YOUNG SCIENTISTS Vl. A. Lukov (Moscow University for the Humanities),

M. V. Lukov

(M. A. Litovchin Institute of TV and Broadcasting for the Humanities)

The article reveals the content of a new youth project «Thesaurus Analysis in Humanities Knowledge», which is developed at Moscow University for the Humanities and supported by the Russian Fo-

undation for the Humanities. The urgency of the project is connected both with the methodological crisis in the humanities at the turn of the 20th-21st centuries and with the task of the training of new scientists.

Keywords: humanities knowledge, methodological approaches, the thesaurus analysis.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Bichenko, S. G. (2012) Romanticheskaia ironiia v filosofii // Znanie. Ponimanie. Umenie. №2. S. 319-322.

Vershinin, I. V., Lukov, Vl. A. (2009) Pred-romantizm: novoe v literaturnoi estetike // Izvestiia Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk. T. 11. №4 (6). S. 1519-1527.

Zakharov, N. V., Lukov, Vl. A. (2009) Shekspir i shekspirizm v Rossii // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 1. S. 98-106.

Zakharov, N. V., Lukov, Vl. A. (2011) Kul’t Shekspira: Teoriia i vsemirnye masshtaby // Izve-stiia Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk. T. 13. № 2. S. 148-154.

Ishchenko, Iu. A. (2009) Razmyshleniia nad kni-goi: Lukov Val. A., Lukov Vl. A. Tezaurusy: Sub’-ektnaia organizatsiia gumanitarnogo znaniia. M. : Izd-vo Natsional’nogo instituta biznesa, 2008. 782 s. // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 3. S. 262-268.

Kostina, A. V. (2008) Teoreticheskie problemy sovremennoi kul’turologii: Idei, kontseptsii, metody issledovaniia. M. : Knizhnyi dom «Librokom».

Lukov, Val. A., Gnevasheva, V. A., Zakharov, N. V., Lukov, Vl. A. i dr. (2008) Sotsial’nye i kul’turnye tsennostnye orientatsii molodezhi // Alma mater. № 2. S. 46-56.

Lukov, Val. A., Lukov, Vl. A. (2004) Tezaurusnyi podkhod v gumanitarnykh naukakh // Znanie. Po-nimanie. Umenie. № 1. S. 93-100.

Lukov, Val. A., Lukov, Vl. A. (2008) Tezaurusy: Sub’ektnaia organizatsiia gumanitarnogo znaniia. M. : Izd-vo Natsional’nogo instituta biznesa.

Lukov, Vl. A. (2006) Predromantizm : nauch. monografiia. M. : Nauka.

Lukov, Vl. A. (2009) Istoriia literatury : Zaru-bezhnaia literatura ot istokov do nashikh dnei. 6-e izd. M. : Akademiia.

Lukov, Vl. A. (2011) Akademik D. S. Likhachev i ego kontseptsiia teoreticheskoi istorii literatury : monografiia. M. : GITR.

Lukov, Vl. A., Trykov, V. P. (2010) «Russkii Bod-ler»: sud’ba tvorcheskogo naslediia Sharlia Bodlera v Rossii // Vestnik Mezhdunarodnoi akademii nauk (Russkaia sektsiia). № 1. S. 48-52.

Lukov, M. V. (2005) Obydennaia kul’tura i kul’-tura povsednevnosti // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 3. S. 199-203.

Lukov, S. V., Pogorskii, E. K. (2010) Bolonskii protsess kak reaktsiia na amerikanizatsiiu vysshego obrazovaniia // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 3. S. 62-66.

Tezaurusnyi analiz mirovoi kul’tury (2005-2012) : sb. nauch. trudov / pod obshch. red. Vl. A. Lukova. Vyp. 1-23. M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta.

Научная жизнь

26 октября 2012 г. сотрудники Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета (ИФПИ МосГУ) приняли участие в работе вебинара «Filming Shakespeare», который состоялся в рамках первого Шекспировского кинофестиваля «Shakespeare Film Festival» (Стратфорд-на-Эйвоне, Великобритания, организатор — Шекспировский институт университета Бирмингема).

Спонсировало организацию проведения вебинара издательство «Cambridge University Press», в работе принимали участие знаменитый актер и режиссер шекспировских фильмов Кеннет Брана (Kenneth Branagh) и всемирно известный шекспировед профессор Стенли Уэллс (Stanley Wells). Ученые ИФПИ Н. В. Захаров, Б. Н. Гайдин, К. Н. Кислицын, С. В. Луков, а также Г. Ю. Канарш (ИФ РАН) приняли участие в дискуссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.