КУЛЬТУРОЛОГИЯ
DOI: 10.17805/trudy.2016.2.2
тезаурусный подход в публикациях журнала «знание. понимание. умение» (2014 г.)
О. И. Габа, С. В. Луков (Московский гуманитарный университет)
Аннотация: В обзоре характеризуются статьи, раскрывающие теоретико-методологические основы и прикладные аспекты применения тезаурусного подхода. Журнал «Знание. Понимание. Умение» — научное периодическое издание, уделяющее большое внимание этой проблематике.
Ключевые слова: тезаурусный подход; тезаурусный анализ мировой культуры; «Знание. Понимание. Умение»
thesaurus approach in the articles published in znanie. ponimanie. umenie journal
in 2014
O. I. Gaba, S.V. Lukov (Moscow University for the Humanities)
Abstract: This review article revisits the contributions published in Znanie. Ponimanie. Umenie journal and devoted to theoretical and methodological foundations of the thesaurus approach, as well as its applied aspects. Znanie. Ponimanie. Umenie is a scholarly journal focused, among other things, on thesaurus studies.
Keywords: thesaurus approach; thesaurus analysis of world culture; Znanie. Ponimanie. Umenie journal
Разработке теоретико-методологических основ тезаурусного подхода, так и в его применения для решения конкретных исследовательских задач в различных областях гуманитарных наук, и прежде всего культурологии, социологии, филологии, антропологии, посвящен ряд обзоров (Агранат и др., 2013, 2014, Электр. ресурс; Биченко и др., 2014: Электр. ресурс; Выборнова, 2013, Электр. ресурс). В настоящем обзоре продолжена эта практика, но она в данном случае непосредственно связана с характеристикой работ, которые были опубликованы в научном журнале «Знание. Понимание. Умение» в 2014 г. Этому есть определенное объяснение. Прежде всего, важно отметить, что по мере все большего призна-
13
НАУЧНЫЕ труды Московского ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА
2016 № 2
ния в научных сообществах тезаурусного подхода появляется все больше публикаций, в которых этот подход применяется как методологическое основание исследования. Можно сказать и наоборот: по мере роста числа публикаций с применением тезаурусного подхода все более очевидным становится его признание в научных сообществах. И сегодня уже трудно отследить даже сам состав таких публикаций.
Немаловажно и то, что журнал «Знание. Понимание. Умение» — научное периодическое издание, уделяющее большое внимание представлению тезаурусного подхода и в аспекте его теоретико-методологических оснований, и в прикладных аспектах. Уже в самом первом номере журнала, вышедшем в 2004 г., была опубликована основополагающая статья Вал. А. и Вл. А. Луковых, представившая главные черты тезаурусной теории (Луков В., Луков Вл., 2004). В дальнейшем именно в этом журнале наиболее обстоятельно и многообразно были представлены исследования в области тезаурусного анализа мировой культуры, в области теории молодежи и других областях гуманитарного знания, что связано с его тесной научной координацией с исследовательскими работами Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ (Луков, 2014а).
В № 1 журнала за 2014 г., через 10 лет после упомянутой выше статьи, появилась вторая основополагающая статья Вал. А. и Вл. А. Луковых по тезаурусному подходу, в которой была представлена его методологическая сторона (Луков В., Луков Вл., 2014). Авторы отмечают, что при применении многими российскими учеными тезаурусного подхода как методологии гуманитарных и социальных исследований они исходят из определения тезауруса как «полного систематизированного свода освоенных социальным субъектом знаний, существенных для него как средство ориентации в окружающей среде, а сверх этого также знаний, которые непосредственно не связаны с ориентационной функцией, но расширяют понимание субъектом себя и мира, дают импульсы для радостной, интересной, многообразной жизни» (такое определение содержится в их базовой монографии по тезаурусному подходу: Луков В., Луков Вл., 2013: 3). В данной статье поставлена цель «показать, как фактор понимания структурирует тезаурус, обеспечивает его целостность и эффективное применение субъектом для жизнеобеспечения и саморазвития» (Луков В., Луков Вл., 2014: 18). Авторы исходят из того, что «понимание обладает свойствами унифицировать взаимодействующие тезаурусы и в то же время индивидуализировать их, исходя из различий субъектов. Субъектная организация гуманитарного знания, выступая источником и фундаментом понимания, приобретает в итоге понимание в качестве своего назначения и своего атрибута» (там же).
Особый интерес представляет анализ «формулы И. М. Ильинского»
«знание — понимание — умение» (ставшей названием журнала). Луко-вы обнаруживают в ней свойства нелинейной триады, «построенной в виде треугольника, в вершине которого стоит понимание, а каждый из трех элементов оказывается центром притяжения двух других» (там же). «Триада Ильинского» далее рассмотрена в свете положения о взаимосодействии подсистем в функциональных системах. На этом основании сделан вывод, что правила тезаурусного метода предполагают выявление а) некоторых целостных фрагментов реальности, в отношении которых рассматривается такое взаимосодействие; б) картины мира и интерпретационных схем, применяемых субъектом для понимания целостных фрагментов реальности; в) свидетельств проектирования субъектом обновления своего жизненного мира под влиянием означенных фрагментов как освоенных, понятных.
В статье есть и ряд других методологически значимых утверждений. Так, показаны особенности применения триангуляции в тезаурусном анализе, демонстрируемая авторами в ее новом качестве — как один из методологических принципов тезаурусного подхода. Выдвинута гипотеза о диадном строе понимания (освоение чужого на основе освоенного своего) в отличие от триадного строя знания (свое, чужое и чуждое). Авторы характеризуют процесс понимания через его этапы: квазипонимание (априорная стадия), тезаурусный щелчок (старт понимания), мерцание смыслов (процесс обогащения тезауруса новым знанием), тезаурусный катарсис (итог понимания). В заключении утверждается, что стратегия понимания выстраивает основания методологии тезаурусного подхода.
Эта статья — последняя совместная работа в области теории и методологии тезаурусного подхода, написанная Вал. А. и Вл. А. Луковыми: 5 марта 2014 г. Вл. А. Луков умер. Статья писалась в рамках реализации работ по научному проекту «Тезаурусный анализ в гуманитарном знании», поддержанному Российским гуманитарным научным фондом (проект № 12-33-01055, проект осуществлялся в 2012-2014 гг.). Руководителем проекта был Вл. А. Луков.
Общие итоги проекта представил сменивший его на этом посту Вал. А. Луков в своей статье в № 4 журнала (Луков, 2014Ь). В статье подчеркивается, что применение тезаурусного подхода как одного из теоретико-методологических средств (вместе с другими субъектно ориентированными концепциями) позволяет завершить переход от целой группы гуманитарных наук—культурологии, социологии, психологии, филологии и т. д. — к собственно гуманитарному знанию, комплексному субъектно ориентированному представлению о мире, человеке и культуре. В проекте представлены основные положения тезаурусного подхода, структура его описания и базовые характеристики. Перспектива развития тезаурусного
подхода в гуманитарном знании, как показывает Вал. А. Луков, состоит в выходе к Новому Энциклопедизму — «выработанной в ходе тезаурусного анализа мировой культуры масштабной и концептуальной программой интеллектуальной и образовательной деятельности» (там же: 125).
В № 1 журнала опубликована также последняя авторская статья Вл. А. Лукова, переданная для печати редколлегии, которая содержит новое развитие теории тезаурусного подхода и вводит в качестве одной из основ этого подхода понятие «тезаурусная сфера», разработав и соответствующую концепцию (Луков Вл., 2014). Концепция тезаурусных сфер выстроена путем сопоставления четырех образов: шар, поверхность шара, пространственная модель мира, слой в шарообразной модели. По версии Вл. А. Лукова, тезаурусная сфера реализует этот последний образ. Из него возникает обоснование парадокса «равной ценности»: внутри слоя его сегменты воспринимаются вне иерархии значимости. Разработка концепции тезаурусной сферы означало стремление Вл. А. Лукова обобщить те наблюдения, которые возникли при исследовании им (вместе с Вал. А. Луковым, Н. В. Захаровым, Б. Н. Гайдиным, В. С. Макаровым, И. И. Ли-сович) культурного феномена шекспиросферы. В итоге дано следующее определение тезаурусной сферы: это «специализированное образование культурного тезауруса (всеобщего, общего, группового, индивидуального), группирующее с максимально возможной полнотой информацию об одной из констант центра тезауруса» (там же: 307).
В журнале «Знание. Понимание. Умение» в 2014 г. появилось несколько статей по шекспиросфере (Луков В., Луков Вл., 2014Ь; Лисович, Макаров, 2014) и другим вопросам шекспироведения (Захаров, 2014аЬ; Гайдин, 2014; Приходько, 2014, Первушина, 2014), в них теоретико-методологический пласт базируется на применении тезаурусного подхода или учитывается как существенный. Это же относится к опубликованному в журнале исследованию о драматургии А. С. Пушкина (Луков, 2014с), а также к анализу эссе Жака Ривьера «Россия» (Трыков, 2014), характеристике самарской научной филологической школы, в становлении которой тезаурусный подход сыграл немалую роль (Буранок, Вершинин, Якадина, 2014), исследованиям по фразеологии, где продуктивной оказалась идея тезаурусного расширения (Завьялова, 2014).
В социально-философском и социологическом аспектах в журнале представлены работы В. А. Гневашевой, рассматривающей добродетель и ценность как тезаурусные константы (Гневашева, 2014), А. Ю. Солнышкова, выявившего проблемы теоретического моделирования субъективной реальности (Солнышков, 2014а), Н. Г. Хайруллиной в ее исследовании установок толерантного сознания тюменской молодежи (Хайруллина, 2014). В обзоре опубликованных на страницах журнала «Знание. Понимание. Уме-
ние» теоретических работ и материалов эмпирических исследований по проблемам социализации, выполненном С. В. Луковым и В. И. Боковым, уделено место характеристике исследований, реализующих тезаурусную концепцию социализации (Луков, Боков, 2014).
Тезаурусные аспекты образовательной деятельности нашли отражение в статьях В. З. Юсупова о проектно-целевом управлением развитием дополнительного образования в вузе (Юсупов, 2014), Е. Л. Кудриной о роли вузов культуры и искусства в пропаганде исторического культурного наследия России (Кудрина, 2014). Интерес представляет опубликованная на английском языке статья Э. К. Погорского, в которой с позиций тезау-русного подхода анализируется роль персонализации в образовательном процессе в контексте влияния картины мира индивида на способность восприятия и эффективного усвоения новой информации (Pogorskiy, 2014). Автор показывает, что значительные изменения в образовании, распространение интернета и доступности открытых онлайн-курсов трансформируют существующие и способствуют появлению новых подходов к решению проблем ограниченности восприятия нового знания. Учет этих факторов делает возможным увеличение эффективности процесса обучения за счет персонализации образовательного контента с учетом информации об участниках образовательного процесса — студентов, преподавателях, организаторах. В центре внимания Погорского — формирование Базовой конструкции картины мира, в разработке которой он и применяет тезаурусный подход.
В некоторых публикациях 2014 г. авторы ссылаются на тезаурусный подход как перспективный при рассмотрении определенных конкретных ситуаций. Таково, в частности, замечание Б. Г. Юдина, которым он сопровождает важное положение своей статьи: «Существуют, очевидно, некоторые задаваемые культурой (а может быть, даже и природой, биологией?) репертуары, способы обычного реагирования на впервые встречаемого человека, и эти способы — при всем их многообразии — будут значительно отличаться от обычных способов реагирования при встрече со всяким другим объектом» (Юдин, 2014: 39). Подобным образом А. Ю. Солнышков обращается к тезаурусной теории при исследовании свойств информации (Солнышков, 2014Ь).
В четырех номерах журнала «Знание. Понимание. Умение» за 2014 г. опубликовано 25 статей, в которых раскрываются содержание и результаты применения в исследовательской практике тезаурусного подхода. Эти публикации вносят заметный вклад в развитие важной методологической идеи и инструмента анализа и синтеза в сфере гуманитарного знания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агранат, Д. Л., Алиев, В. В., Биченко, С. Г., Луков, М. В., Луков, С. В., Ретунских, А. Д., Шустова, Е. А. (2013а) Тезаурусный подход: библиография публикаций научных исследований (этап 2012 года) [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 5 (сентябрь — октябрь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/5/Agranat-et-al_Thesaurus-Approach-BibHography/ (дата обращения: 12.12.2015).
Агранат, Д. Л., Алиев, В. В., Биченко, С. Г., Луков, М. В., Луков, С. В., Ретунских, А. Д., Шустова, Е. А. (2014) Тезаурусный подход: библиография публикаций научных исследований (этап 2013 года) [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 2 (март — апрель). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/2/ Agranat-et-al_Thesaurus-Approach-Bibliography-2013/ (дата обращения: 12.12.2015).
Биченко, С. Г., Луков, М. В., Ретунских, А. Д. (2014) Основные работы Вл. А. Лукова по тезаурусному подходу [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 3 (май — июнь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/3/Bichenko_Lukov_ Retunskikh_Lukov-Thesaurus-Approach/ (дата обращения: 12.12.2015).
Буранок, О. М., Вершинин, И. В., Якадина, Т. А. (2014) Тезаурус в исследованиях Вл. А. Лукова и самарская научная филологическая школа // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 137-147.
Выборнова, В. В. (2013) О новых подходах к тезаурусным исследованиям молодежных проблем [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 1 (январь — февраль). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/1/Vybornova_Thesaurus-Investigations/ (дата обращения: 12.12.2015).
Гайдин, Б. Н. (2014) Неошекспиризация // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 345-354.
Гневашева, В. А. (2014) Добродетель и ценность как тезаурусные константы // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 117-124.
Завьялова, Н. А. (2014) Механизмы тезаурусного расширения в русле теоретико-информационного подхода как отражение усложнения социокультурной повседневности (на материале фразеологии) // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 194-204.
Захаров, Н. В. (2014a) «Кембриджская всемирная шекспировская энциклопедия» на бумаге и в Интернете // Знание. Понимание. Умение. №4. С.275-282.
Захаров, Н. В. (2014b) Шекспиризм в творчестве А. С. Пушкина // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 235-249.
Кудрина, Е. Л. (2014) Роль вузов культуры и искусства в пропаганде исторического культурного наследия России // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 61-73.
Лисович, И. И., Макаров, В. С. (2014) Научно-исследовательский проект «Виртуальная шекспиросфера: трансформации шекспировского мифа в современной культуре» // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 264-282.
Луков, В. А. (2014а) Институт фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета и журнал МосГУ «Знание. Понимание. Умение» отметили 10-летие // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 345-348.
Луков, В. А. (2014Ь) Тезаурусный анализ в гуманитарном знании: итоги проекта // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 125-136.
Луков, В. А. (2014с) Драматургия Пушкина: тезаурусный парадокс сценичности // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 116-137.
Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2004) Тезаурусный подход в гуманитарных науках // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 93-100.
Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2014а) Методология тезаурусного подхода: стратегия понимания // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 18-35.
Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2014Ь) Шекспиросфера и культурные константы // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 200-208.
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2013) Тезаурусы II : Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира : монография. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 640 с.
Луков, Вл. А. (2014) Концепция тезаурусных сфер // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 307-326.
Луков, С. В., Боков, В. И. (2014) Проблемы социализации на страницах журнала «Знание. Понимание. Умение» // Знание. Понимание. Умение. №1. С. 327-335.
Первушина, Е. А. (2014) Проверка алгеброй гармонии: 146 сонет Шекспира в переводе лингвистов // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 296306.
Приходько, И. С. (2014) Из истории Шекспировской комиссии Российской академии наук // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 208-223.
Солнышков, А. Ю. (2014а) Субъективная реальность и проблемы ее теоретического моделирования // Знание. Понимание. Умение. № 3. С.157-166.
Солнышков, А. Ю. (2014Ь) Клеточные адаптационные процессы как модель для выявления сущности информации // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 72-81.
Трыков, В. П. (2014) Эссе Жака Ривьера «Россия» как психологический портрет русских // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 223-232.
Хайруллина, Н. Г. (2014) Установки толерантного сознания тюменской
молодежи // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 183-193.
Юдин, Б. Г. (2014) Научное познание человека и ценности // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 35-49.
Юсупов, В. З. (2014) Проектно-целевое управление развитием дополнительного образования в вузе // Знание. Понимание. Умение. № 1. С.259-266.
Pogorskiy, E. (2014) Using personalisation to improve the effectiveness of global educational projects // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 334-344.
Габа Олег Иванович — аспирант кафедры социологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-51-61. Эл. адрес: uppd@mail.ru. Научный руководитель — д-р филос. наук, проф. Вал. А. Луков.
Луков Сергей Валерьевич — кандидат социологических наук, магистр социальной работы (Германия), заместитель директора Центра социологии молодежи Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-75-95. Эл. адрес: sv-lukov@rambler.ru
Gaba oleg Ivanovich, Postgraduate student, Department of Sociology, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., Moscow, Russian Federation 111395. Tel.: +7 (499) 374-51-61. E-mail: uppd@mail.ru. Research advisor: Val. A. Lukov, Doctor of Philosophy, Professor.
Lukov Sergey Valerievich, Candidate of Sociology, Master of Social Work (Germany), Deputy Director, Center for Sociology of Youth, Institute of Fundamental and Applied Studies, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-75-95. E-mail: sv-lukov@rambler.ru