УДК 371.263
doi: 10.20310/1810-231X-2017-16-4-106-109
ТЕСТЫ КАК СРЕДСТВО ДИАГНОСТИКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Ларионова Татьяна Владиславовна, Лисина Марина Николаевна
Лицей № 29, Россия, г. Тамбов e-mail: [email protected]
В статье обоснована необходимость переосмысления образовательного процесса в начальной школе, повышения надежности и эффективности контроля учебных результатов школьников с помощью системы педагогического мониторинга. Рассмотрены возможности использования тестов для оценки учебных достижений обучающихся. Раскрыты основные функции тестов: социальная, образовательная, воспитательная, развивающая, контролирующая, занимательная, функция творческого роста учителя. Определены требования к качеству тестовых заданий.
Ключевые слова: начальное образование, контроль, диагностика, тесты, функции, требования, самостоятельность, личностные качества
Общество на современном этапе своего развития предъявляет все новые, более высокие требования к качеству образования, что предполагает переосмысление форм и методов контроля качества образовательного процесса. Для решения повышения надежности и эффективности контроля качества образования проводятся исследования учебных достижений обучающихся, разрабатываются и апробируются различные системы педагогического мониторинга, построенные преимущественно на нормативном тестовом контроле знаний и умений обучающихся.
В настоящее время школа - один из основных потребителей тестов. Спектр использования тестов в школьной практике очень широк: распределение детей по способностям, в соответствии с которыми применяются разные типы школьного обучения, выявление интеллектуально отсталых, с одной стороны, и, одаренных, с другой стороны, оценка причин академической неуспеваемости, учебные и профессиональные консультации учащихся средних школ и колледжей и так далее.
Одним из видов профессиональной компетентности современного учителя является оценочная компетентность, которая проявляется в умении осуществлять контроль и оценивание с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся [1]. Одним из инст-рументариев, позволяющих оценить учебные достижения обучающихся является педагоги-
ческий тест. Педагогический тест - система специально подобранных проверочных заданий специфической формы, позволяющих качественно оценить учебные достижения в одной или нескольких областях знаний.
Тестовая форма контроля стала довольно актуальной и значимой в обучении. Тестовая технология расширяет возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять информацию, эта технология значительно повышает дидактические и личностно-ориентированные параметры учебного процесса. Использование на уроке тестов требуют от учителя перехода от привычной роли наставника и контролера к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает детям учиться самостоятельно, фиксировать и анализировать индивидуальную траекторию учения каждого ребенка.
Контроль и самоконтроль - важнейшие компоненты учебной деятельности. Осуществляя его систематически по отдельным темам, разделам, учитель приучает учащихся к осознанному выполнению учебных задач на всех этапах усвоения знаний и умений. С помощью тестов, в отличие от обычных проверочных работ, удобно отслеживать поэтапность преподаваемого материала, планировать усложнение или упрощение учебного материала от класса к классу, от темы к теме.
В теории педагогического тестирования существует два подхода к созданию тестовых заданий: нормативно-ориентированный и критериально-ориентированный. В рамках нормативно-ориентированного подхода разрабатываются тесты для сравнения учеников по уровню учебных достижений. Сравнение происходит путем сопоставления результатов каждого учащегося с результатами его сверстников, выполнявших тот же самый тест. При критериально-ориентированном подходе создаются тесты для сопоставления учебных достижений каждого ученика с планируемым к усвоению объемом знаний, умений или навыков. Упор делается на то, что может выполнить ученик и что он знает в рамках конкретного содержания, а не то, как он выглядит на фоне других [2; 3]. Процент правильного выполнения заданий рассматривают как уровень подготовки или как степень овладения общим объемом содержания курса. Тестирование помогает каждому учащемуся выявить возможные затруднения, а также своевременно исправить ошибки в усвоении содержания учебного материала.
Можно выделить следующие функции тестов: социальную, образовательную, воспитательную, развивающую, контролирующую, занимательную, функцию творческого роста учителя. Рассмотрим их более подробно.
Социальная функция тестов проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ученика начальной школы. В ходе контроля знаний с помощью тестов определяется соответствии достигнутых учащимися умений и навыков установленным государственным стандартом, в частности ФГОС НОО.
Образовательная функция состоит в закреплении и систематизации знаний, практических умений и навыков, повышении их качества. Тесты совершенствуют умения учеников применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях, выбирать рациональные способы решения учебной задачи, глубже овладевать методами получения информации. В ходе выполнения тестовых заданий устанавливается связь предыдущего материала с последующим, что позволяет ученику воспринять его целостную структуру. У учащихся совершенствуется умение рассуждать, формируются такие приемы умственной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Воспитательная функция тестов заключается в формировании положительных моти-
вов учения, способов самостоятельной познавательной деятельности, умений постановки и достижения целей, а также умений самоконтроля и адекватной самооценки, снижения тревожности.
Развивающая функция тестов направлена на развитие внимания, памяти, мышления, творческих способностей, эмоциональной сферы и таких качеств личности, как трудолюбие, умение слушать, исполнительность, обязательность, самостоятельность и аккуратность.
Контролирующая функция позволяет учителю получить информацию о достижениях своих учеников, установить динамику этих достижений, уровень развития личностных качеств детей, степень усвоения программного материала.
Занимательная функция помогает повысить эффективность урока. Ведь если материал, который дается на уроке, слишком легок, большая часть класса скучает. Если же материал слишком труден, учащиеся быстро утомляются и перестают работать. Интересно становится тогда, когда материал не легок, но посилен. Когда же учащиеся сталкиваются со слишком трудной работой, не могут с ней справиться и терпят неудачу, это может привести не только к угасанию интереса, но и к более серьезным отрицательным последствиям. Легкий успех тоже не приносит удовлетворения. Эффект от урока будет тогда, когда учащиеся смогут отвечать на вопросы трудные, но посильные, особенно в занимательной форме.
Функция творческого роста учителя связана с тем, что тесты дают возможность учителю выявить достижения, недостатки и ошибки в своей педагогической деятельности.
Тестирование можно использовать на различных этапах урока. Вводное тестирование предусматривает получение сведений об исходном уровне знаний обучающихся. Текущее тестирование направлено на ликвидацию пробелов и коррекции умений и знаний младших школьников. Итоговое тестирование систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформулированные знания и умения.
Тесты предоставляют обучающимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению младших школьников процессуальному самоконтролю. Таким образом, тест позволяет учителю определить не только «проблемную зону» в обученности учащегося, но и конкретную «бо-
левую точку», дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответственно коррекционную работу.
Использование тестовой формы контроля обеспечивает:
- высокий уровень учебных достижений по предметам начальной ступени образования;
- воспитывает ценностное отношение к учебной деятельности;
- развивает память, логическое мышление;
- умение делать правильный выбор;
- снижает уровень тревожности;
- помогает учителю осуществлять своевременно коррекцию знаний.
Целенаправленную работу по подготовке обучающихся начальной школы к успешному итоговому тестированию по русскому языку, математике, окружающему миру необходимо начинать уже с первого класса. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь обучающимся усвоить алгоритм действий, постепенно подготовить ребенка к успешному выполнению тестовых заданий.
Необходимо отметить, что к тесту предъявляются определенные требования [4]:
- тест должен включать разнообразные тестовые задания по форме, содержанию, степени сложности;
- ответы на один вопрос не должны зависеть от ответов на другие вопросы;
- правильные ответы должны располагаться в случайном порядке;
- задания необходимо сформулировать так, чтобы ответы могли быть получены путем рассуждения, а в число неверных ответов в первую очередь включать такие, которые являлись результатом типичных ошибок, допускаемых учащимися;
- каждое задание и ответ важно формулировать так, чтобы верный ответ могли дать только те, кто хорошо усвоил материал;
- тесты следует располагать по возрастанию трудности;
- желательно избегать таких слов, как «иногда», «часто», «обычно» в правильных утверждениях и слов «всегда», «иногда», «невозможно» в неправильных;
- формулировка заданий не должна содержать двусмысленности, а тем более ловушек;
- задания должны быть краткими, четкими, легко читаемыми, суждения иметь утвердительную, а не вопросительную форму;
- каждый тест должен выражать одну идею, одну мысль;
- основной текст задания содержит не более 8-10 слов; умение представлять материал на графиках, схемах, таблицах.
При формулировке задания теста необходимо придерживаться следующих методических советов: умение находить сходства и различия; проверка знания формул, законов, теорий, принципов, методов, умение применить их; проверка умения давать определения, понятия, определять их содержание и объем; оценка знаний специфических фактов, терминов, понятий; подготовка к тестовой форме работы на всех предметных уроках [5].
Составлению заданий должен предшествовать анализ программы начальной школы по предметам. Язык теста - это инструкции, которые должны соответствовать инструкциям учебника начальной школы (подчеркни, вставь, допиши, найди и т. п.); структура заданий должна определяться значимостью изученного материала (чем важнее изученная тема, тем большим количеством вопросов она представлена); формулировки заданий должны быть разнообразны (это разовьет остроту внимания и гибкость мышления, потребует от обучающегося предельной внимательности и собранности); должны быть однозначно сформулированы цели и тема, определено время применения теста; процесс проведения теста должен быть задан в виде однозначного алгоритма (заполнение пропусков, выбор ответа из предложенных вариантов), тестовые задания должны легко читаться.
Использование тестового контроля позволяет активизировать учебный процесс: тестовые задания вызывают интерес у школьников, при их выполнении развивается произвольное внимание детей, актуализируется познавательный интерес, усиливается их стремление к творческой активности. Изменения в развитии когнитивных процессов существенно влияют на качество формирования универсальных учебных действий учащихся.
Следует также отметить отдаленный эффект от использования тестовых заданий в процессе контроля учебных достижений младших школьников: в данных условиях происходит адаптация школьников к процедурам других экзаменов, проводящихся в тестовой форме - ОГЭ в 9 классе и единого государственного экзамена в 11 классе.
Литература
1. Богомолов В. А. Тестирование в начальной школе. Ростов-н/Д, 2004.
2. Калашникова С. Г. Тесты как средство контроля за качеством учебных достижений младших школьников по русскому языку: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2006.
3. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М., 2002.
4. Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. М., 1998.
5. Гулидов И. Н. Педагогический контроль и его обеспечение. М., 2005.
References
1. Bogomolov V. А. Testirovaniye v nachal'noj shkole [Testing at elementary school]. Rostov-n/D, 2004.
2. Kalashnikova S. G. Testy kak sredstvo kontrolya za kachestvom uchebnykh dostizhenij mladshikh shkol'nikov po russkomu yazyku [Tests as the control device behind quality of educational achievements of younger school students on Russian language]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Omsk, 2006.
3. Majorov A. N. Teoriya i praktika sozdaniya testov dlya sistemy obrazovaniya [The theory and practice of creation of tests for an education system]. M., 2002.
4. Avanesov V. S. Kompozitsiya testovykh zadanij [Composition of test tasks]. M., 1998.
5. Gulidov I. N. Pedagogicheskij kontrol' i ego obespecheniye [Pedagogical control and its providing]. M., 2005.
* * *
TESTS AS MEANS OF DIAGNOSTICS OF EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS
Larionova Tatyana Vladislavovna, Lisina Marina Nikolaevna
Lyceum № 29, Russia, Tambov e-mail: [email protected]
In article authors proved need of reconsideration of educational process for elementary school, increases in reliability and efficiency of control of educational results of school students by means of the system of pedagogical monitoring, considered the possibilities of use of tests for assessment of educational achievements of students, opened the main functions of tests: social, educational, educational, developing, controlling, entertaining, function of creative growth of the teacher and defined requirements to quality of test tasks.
Key words: primary education, control, diagnostics, tests, functions, requirements, independence, personal qualities
Об авторах:
Ларионова Татьяна Владиславовна, учитель начальных классов МАОУ «Лицей № 29», г. Тамбов
Лисина Марина Николаевна, учитель начальных классов МАОУ «Лицей № 29», г. Тамбов
About the authors:
Larionova Tatyana Vladislavovna, Elementary School Teacher of MAEI «Lyceum № 29», Tambov
Lisina Marina Nikolaevna, Elementary School Teacher of MAEI «Lyceum № 29», Tambov