Научная статья на тему 'Тесля А.А. Восемь лекций о славянофильстве: интеллектуальная история. М.: Свято-Филаретовский институт, 2024. 212 с.'

Тесля А.А. Восемь лекций о славянофильстве: интеллектуальная история. М.: Свято-Филаретовский институт, 2024. 212 с. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тесля А.А. Восемь лекций о славянофильстве: интеллектуальная история. М.: Свято-Филаретовский институт, 2024. 212 с.»

Новые книги

133

философии», 1999; «Метафилософия: теория историко-философского процесса», 2009; «Амбивалентность философии», 2011).

Этот большой, длинный и сложный - как в жизненном, так и в творческом отношении - путь раскрывается автором заметок моментами с неожиданно серьёзной скрупулёзностью, моментами - с живым и ярким (порой и чёрным) юмором. Эта автобиография (как и интеллектуальный путь её автора), думается, станет ценным источником истории советского - и отечественного в целом - марксизма, которая, хочется верить, когда-нибудь обязательно будет написана.

Владимир Сидорин

Тесля А.А. Восемь лекций о славянофильстве: интеллектуальная история.

М.: Свято-Филаретовский институт, 2024. 212 с.

Издание представляет собой лекции - доработанные и дополненные, - прочитанные автором в Тульском историко-архитектурном музее в октябре - декабре 2021 г. в рамках литературного фестиваля «Хомяков home. Слова и образы». Несмотря на ориентацию на разговорный (и популярный) жанр - сознательно сохранённую, по признанию автора, в книге, - текст лекций представляет собой густой, насыщенный фактами, сюжетами и темами материал, который складывается тем не менее в единую целостность. Красной линией через все страницы книги проходит неизменное авторское усилие, направленное на рождение понимания излагаемого материала как бы изнутри порождающего его контекста, на построение многомерного, «цветного» представления и его сложной динамики и, как следствие, преодоление плотного кольца мифов и стереотипов о славянофильстве, укоренившихся в общественном сознании и даже в науке. В лекциях рассматривается целый ряд тем: история самого понятия («славянофильство») и основные этапы этого идейного круга, различные аспекты философских и богословских воззрений славянофилов, споры вокруг концептуализации русской истории, поэтическое творчество А.С Хомякова, сложное взаимодействие консервативных, либеральных и националистических линий в политико-философских представлениях славянофилов (и в российской действительности второй половины XIX - начала XX вв. в целом), эволюция славянофильства в контексте «мифов о заговоре», проблематичные судьбы славянофильского национального проекта и множество иных частных сюжетов.

В одной из лекций цикла отдельно - и критически - рассматривается интерпретация, предложенная Анджеем Валицким, однозначно определившим славянофильство как консервативную доктрину, все либеральные элементы которой носят, по его мнению, случайный и второстепенный характер.

Выстраиваемое автором повествование, демонстрирующее не монолитность славянофильского круга, близость членов которого определялась зачастую далеко не идейными обстоятельствами, устремлённость славянофилов к осмыслению проблематики национального философствования именно в «универсалистской перспективе» (с. 46), сложные, нелинейные отношения с западниками, далёкие от простого, стереотипного противополагания, если и как только мы ориентируемся на конкретный культурно-исторический контекст и материал, показывает как последний неизменно сопротивляется возникающим с завидным упорством попыткам превратить славянофилов (да и западников) в политическое знамя или жупел и ярлык.

Книга представляет собой тот самый случай, когда нескрываемая симпатия к объекту исследования становится причиной лишь сочувственного и разностороннего углубления в материал, а не - как часто бывает - полного исключения критического отношения к объекту симпатии. И трудно не согласиться с автором, что только такое углубление способно помочь понять - насколько это возможно - как

134

Критика и библиография

прошлое, так и настоящее: «И здесь остаётся высказать собственную позицию -на мой взгляд, чем конкретнее, чем историчнее используется понятие, тем больше шансов на понимание как прошлого, так и своего собственного времени» (с. 13).

Владимир Сидорин

Ильенков Э.В. История диалектики: собр. соч. Т. 8 / Отв. ред., примеч. А.Д. Майданский, Е.Э. Иллеш.

М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2024. 544 с.

В восьмом томе Собрания сочинений Эвальда Васильевича Ильенкова, опубликованном при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 2418-00130), читатель сможет ознакомиться с докторской диссертацией Ильенкова, а также с рядом подготовительных (и зачастую впервые опубликованных) работ, относящихся к периоду работы над трёхтомным проектом «История диалектики».

Основным мотивом работ, вошедших в том, является вопрос соотношения логического и исторического. Так, например, в открывающей том работе «Логическое и историческое» Ильенков отмечает, что «историческое рассмотрение оказывается могучим средством проверки логического рассмотрения» (с. 51). В этой работе проявляется важный аспект анализа Ильенковым проблемы исторического и логического - выделение двух основных линий решения этой проблемы: немецкой идеалистической диалектики и диалектики материалистической.

Нельзя обойти вниманием и работу «Теоретические источники философии марксизма» (с. 52-142), которая, как отмечают составители тома, «по содержанию... предвосхищает докторскую диссертацию Ильенкова, защищённую десять лет спустя. Многие цитаты и отдельные пассажи почти дословно повторяются в диссертации» (с. 529). Немаловажной является и «Диалектика Бенедикта Спинозы» (с. 252-347), в которой Ильенков, анализируя спинозистское понимание природы реальности, вписывает его в контекст диалектической традиции. Он показывает, что Спиноза не только предвосхитил многие идеи немецкой классической философии, но и заложил основы для развития материалистической диалектики. Эта глава является одной из самых объёмных в томе, что только подчёркивает значимость этого мыслителя для Ильенкова.

Но если работы Ильенкова над немецкой классической философией так или иначе вошли в его докторскую диссертацию, а материалы о Спинозе - в очерки «Диалектической логики», то материалы по древнегреческой философии до этого момента оставались неопубликованными. Так, работа «Проблема тождества мышления и бытия в древнегреческой философии» (с. 149-238), задуманная ещё в самом начале работы Ильенкова над «Историей диалектики», представляется весьма важной в рамках исторического исследования развития диалектики. В древнегреческой философии, как пишет Ильенков, мы можем обнаружить «если не решение, не ответ, то ясную и чёткую, наивно-бесхитростную и не загороженную ещё излишними подробностями постановку проблем, мучающих нас и по сей день. А это уже очень и очень много. Ведь правильно поставить вопрос - значит наполовину на него ответить» (с. 149).

Вторая половина тома всецело посвящена докторской диссертации Ильенкова «К вопросу о природе мышления (на материалах немецкой классической философии» (с. 348-545), в которой последовательно анализируются работы Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля в контексте их вклада в развитие диалектической логики. Ильенков подробно останавливается на концепции диалектики как логики и теории познания у Гегеля, подчёркивая, что именно Гегель сумел наиболее полно и всесторонне развить диалектический метод, сделав его основой для дальнейшего развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.