централизованный банк данных правовой информации Кыргызской Республики. - URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/111527.
14.Кодекс Кыргызской Республики о нарушениях 2017 г. - URL: https://online.zakoakz/Document/?doc_id=32n3943# pos=745;-54.
15.Уголовный кодекс Республики Узбекистан 1994 г. (ред. от 26.03.2020 г.). - URL: https://online.zakoakz/Document/?doc_id=3042in0# pos=569;-34.
16.Уголовный кодекс Республики Таджикистан 1998 г. (ред. от 02.01.2020 г.). - URL:
https://www.legislationline.org/ru/documents/section/ criminal-codes.
17.Уголовный кодекс Эстонской Республики 2001 г. (по сост. на 06.12.2019 г.). - URL: https://constitutions.ru/?p=24972.
18.Уголовный кодекс Латвии 1998 г. (ред. от 22.06.2020 г.) // Законы.^. - URL: http://likumi.lv/doc.php?id=88966.
19.Уголовный кодекс Литовской Республики 2000 г. // URL: https://studylib.ru/doc/3734814/ugolovnyj-kodeks-litovskoj-respubliki.
УДК 343.7(075.8) ГРНТИ 10.77.51
ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ
DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.4.77.981 Крапива Игорь Игоревич
Канд. юрид. наук,
начальник кафедры уголовного права и криминологии Владивостокского филиала ДВЮИМВД России, г. Владивосток ул. Котельникова д. 21
Krapiva Igor Igorevich
Cand. jurid. sci.,
head of the department of criminal law and criminology, Vladivostok branch of the DVYI Ministry of internal affairs of Russia,
Vladivostok st. Kotelnikova 21
АННОТАЦИЯ
В статье автор приходит к выводу, что в различных законодательных актах закрепляется различное содержание понятия «террористическая деятельность». Отличительным признаком преступлений террористического характера является совершение насильственных преступлений с целью воздействия на принятие решения органами власти, как правило, связанное с устрашением населения.
ABSTRACT
In the article the author comes to the conclusion that in various legislative acts different content of the concept of "terrorist activity" is fixed. The hallmark of terrorist crimes is the commission of violent crimes with the aim of influencing decision-making by the authorities, usually associated with intimidation of the population.
Ключевые слова: терроризм, террористическая деятельность преступления террористического характера.
Keywords: terrorism, terrorist activity, crimes of a terrorist nature.
Правоохранительные органы на протяжении достаточно длительного периода времени добились стабильного снижения уровня преступности в Российской Федерации. Так, например, в 2006 году было зарегистрировано 3 миллиона 209 тысяч 862 преступления, в 2019 году уровень преступности составил 2 миллиона 24 тысячи 337 преступлений [1]. В тоже время наибольшую озабоченность общественности и правительственных организаций вызывают преступления террористического характера. Современный терроризм превратился в международную политическую реальность, определяющую процессы политического развития внутри большинства стран. Терроризм для России угрожает национальной безопасности и характеризуется: повышением уровня
организованности и разработкой новых и совершенствованием существующих форм и методов террористической деятельности, целью
которых является увеличение масштабов последствий террористических актов и количества пострадавших [2]. В настоящее время противодействие терроризму остаётся
первостепенной задачей государства, решение которой обеспечивает общественную безопасность, защиту жизни и здоровье человека, авторитет государственной власти.
Несмотря на все усилия правоохранительных органов, уровень преступлений террористического характера постепенно возрастает, так, например, в 2006 году было совершено 1 тысяча 781 преступление террористического характера, тогда как в 2019 году было совершено 1 тысяча 806 преступлений террористического характера, при общем снижении уровня преступности [1].
Очевидно, что в основе обострения террористической угрозы лежат внешние международные факторы. В качестве примера, в
2014 году государственный переворот на Украине, введение международных антироссийских санкций и ликвидация Вооруженными силами РФ бандформирований в Сирии, позволили некоторым иностранным спецслужбам использовать международные террористические организации для дестабилизации социально-экономического положения внутри страны, в результате чего динамика преступлений террористического характера достигла своего пика и составила 70,5% [3].
Терроризм остается опаснейшим, негативным, масштабным, деструктивным и многосторонним явлением. Исследование уголовно-правового содержания преступлений террористического характера, выявление их причин и условий совершения, без сомнения, позволяет разработать общественно-государственную систему
противодействия терроризму.
Законодатель под терроризмом, согласно статье 3 Федерального закона «О противодействии терроризму», понимает идеологию насилия и практику воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий [4]. В данной нормативной конструкции законодательное содержание терроризма раскрывается через понятия «террористическая деятельность» и «террористический акт», где данные понятия носят описательный характер без ссылок на конкретные составы уголовных преступлений. В тоже время необходимо учитывать, что уголовно-правовое содержание понятия «террористический акт» закреплено в конкретном составе преступления (ст. 205 УК РФ), а правовое содержание понятия «террористическая деятельность», нуждается в исследовании.
При этом необходимо отметить, что формулировка «... иными формами противоправных насильственных действий» [4] позволяет утверждать, что к терроризму законодатель относит и административные правонарушения. Так к террористической деятельности, включающей в себя «пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо
обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой
деятельности» [4] можно отнести некоторые составы административных правонарушений:
ч. 6 ст. 13.15. «Злоупотребление свободой массовой информации»;
ч. 1 ст. 14.20. «Нарушение законодательства об экспортном контроле»;
ст. 15.27. «Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
ст. 15.27.1. «Оказание финансовой поддержки терроризму», предусматривающих
административную ответственность юридических лиц [5].
В тоже время в статье 24 «Ответственность организаций за причастность к терроризму» указанного закона даётся перечень из двадцати одного состава преступлений, раскрывающих террористическую деятельность:
205. «Террористический акт»;
205.1. «Содействие террористической деятельности»;
205.2. «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма»;
205.3. «Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности»;
205.4. «Организация террористического сообщества и участие в нем»;
205.5. «Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации»;
205.6. «Несообщение о преступлении»;
206. «Захват заложника»;
208. «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем»;
211. «Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава»;
220. «Незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами»;
221. «Хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ»;
277. «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля»;
278. «Насильственный захват власти или насильственное удержание власти»;
279. «Вооруженный мятеж»;
280. «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности»;
282.1. «Организация экстремистского сообщества»;
282.2. «Организация деятельности экстремистской организации»;
282.3. «Финансирование экстремистской деятельности»;
360. «Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой»;
361. «Акт международного терроризма» [4].
Но необходимо отметить, что формулировка в
указанной статье о запрещении создания и деятельности организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма [4], делает данный перечень составов преступлений открытым и неопределенным.
Принимая во внимание, что современный терроризм характеризуется разработкой новых и совершенствованием существующих форм и методов террористической деятельности, законодательная правовая конструкция, где под терроризмом понимается неопределенный открытый перечень составов уголовных
преступлений и административных
правонарушений, остается оправданной и востребованной к правоприменению.
Необходимо признать, что в статье 24 Федерального закона «О противодействии терроризму» понятие «террористическая деятельность» раскрывается через ответственность организаций за причастность к терроризму, в связи с чем, отличается по содержанию от понятия «террористическая деятельность», закрепленного в других законодательных актах регламентирующих другие правоотношения.
Например, понятие «террористическая деятельность» даётся в статье 3 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», здесь понятие «террористическая деятельность» раскрывается через ответственность за финансирование терроризма. В этом законе перечень составов преступлений,
предусматривающих ответственность за террористическую деятельность, носит закрытый характер и предусматривает только шестнадцать составов преступлений:
205. «Террористический акт»;
205.1. «Содействие террористической деятельности»;
205.2. «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма»;
205.3. «Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности»;
205.4. «Организация террористического сообщества и участие в нем»;
205.5. «Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации»;
206. «Захват заложника»;
208. «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем»;
211. «Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава»;
220. «Незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами»;
221. «Хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ»;
277. «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля»;
278. «Насильственный захват власти или насильственное удержание власти»;
279. «Вооруженный мятеж»;
360. «Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой»
361. «Акт международного терроризма» [6].
В данном перечне составов преступлений отсутствует статья 205.6. «Несообщение о преступлении» и преступления экстремистского характера:
280. «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности»;
282.1. «Организация экстремистского сообщества»;
282.2. «Организация деятельности экстремистской организации»;
282.3. «Финансирование экстремистской деятельности».
В свою очередь в Уголовном кодексе в примечание к статье 205.2. «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма» приводится своё понятие «террористической деятельности», под которой понимается совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями:
205. «Террористический акт»;
205.1. «Содействие террористической деятельности»;
205.2. «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма»;
205.3. «Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности»;
205.4. «Организация террористического сообщества и участие в нем»;
205.5. «Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации»;
205.6. «Несообщение о преступлении»;
206. «Захват заложника»;
208. «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем»;
211. «Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава»;
220. «Незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами»;
221. «Хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ»;
277. «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля»;
278. «Насильственный захват власти или насильственное удержание власти»;
279. «Вооруженный мятеж»;
360. «Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой»;
361. «Акт международного терроризма»[7].
В Уголовном кодексе перечень из семнадцати составов преступлений носит закрытый характер и в отличие от Федерального закона «О противодействии терроризму» не содержит преступления экстремистского характера:
280. «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности»;
282.1. «Организация экстремистского сообщества»;
282.2. «Организация деятельности экстремистской организации»;
282.3. «Финансирование экстремистской деятельности».
В Уголовном кодексе понятие «террористической деятельности» раскрывается через уголовную ответственность за терроризм с целью назначения наказания виновным. На
основании чего можно утверждать, что именно Уголовный кодекс раскрывает уголовно-правовую характеристику террористической деятельности.
Терроризм представляет собой крайнюю насильственную форму проявления экстремизма Отличительным признаком террористических преступлений, согласно Федеральному закону «О противодействии терроризму», остаётся совершение насильственных преступлений с целью воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными
организациями, как правило, связанное с устрашением населения или без такового.
В целом, преступления экстремистского характера, согласно Федеральному закону «О противодействии экстремистской деятельности», помимо, террористической деятельности и публичного оправдания терроризма,
характеризуются совершением преступлений с целью возбуждения социальной, расовой, национальной или религиозной розни, а также насильственным изменением основ
конституционного строя и (или) нарушением территориальной целостности Российской Федерации [8].
В свою очередь совместное указание Генпрокуратуры России и МВД России «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» раскрывает понятие «преступления
террористического характера». Перечень № 22 включает в себя тридцать три состава преступлений, имеющих террористический характер при определенных условиях или без таковых, к ним относятся:
205. «Террористический акт»;
205.1. «Содействие террористической деятельности»;
205.2. «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма»;
205.3. «Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности»;
205.4. «Организация террористического сообщества и участие в нем»;
205.5. «Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации»;
205.6. «Несообщение о преступлении»;
206. «Захват заложника»;
207. «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма»;
208. «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем»;
209.«Бандитизм»;
210. «Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)»;
211. «Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава»;
220. «Незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами»;
221. «Хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ»;
222. «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов»;
222.1. «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств»;
223. «Незаконное изготовление оружия»;
223.1. «Незаконное изготовление взрывчатых
веществ, незаконные изготовление, переделка или ремонт взрывных устройств»;
226. «Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств»;
277. «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля»;
278. «Насильственный захват власти или насильственное удержание власти»;
279. «Вооруженный мятеж»;
281. «Диверсия»;
282.1. «Организация экстремистского сообщества»;
282.2. «Организация деятельности экстремистской организации»;
295. «Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или
предварительное расследование»;
317. «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа»;
318. «Применение насилия в отношении представителя власти»;
355. «Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения»;
360. «Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой»;
361. «Акт международного терроризма»[9].
В данном совместном указании раскрывается понятие «преступления террористического характера» с целью формирования статистической отчетности, что фактически определяет круг преступлений, требующих противодействие правоохранительных органов в борьбе с терроризмом.
На основании изложенного можно сделать вывод, что в различных законодательных актах, в зависимости от возникающих правоотношений, закрепляется различное содержание понятия «террористическая деятельность».
Уголовно-правовая характеристика
террористической деятельности закреплена в Уголовном кодексе для правовой регламентации привлечения к уголовной ответственности и назначения наказания виновным за терроризм. В Уголовном кодексе даётся закрытый перечень из семнадцати составов преступлений, раскрывающих террористическую деятельность.
Исходя из понятия терроризма, регламентированного Федеральным законом «О противодействии терроризму», террористическая
деятельность может включать в себя преступления экстремистского характера и некоторые составы административных правонарушений.
Принимая во внимание, что современному терроризму присуще высокая динамика развития новых способов совершения преступлений и их изощренность, правовая конструкция,
предусмотренная Федеральным законом «О противодействии терроризму», где под терроризмом понимается неопределенный открытый перечень составов уголовных преступлений и административных
правонарушений, является обоснованной.
Отличительным признаком преступлений террористического характера, согласно Федеральному закону «О противодействии терроризму», является совершение
насильственных преступлений с целью воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными
организациями, как правило, связанное с устрашением населения.
Список литературы:
1. Общие сведения о состоянии преступности // Сайт МВД РФ ... Состояние преступности - январь-декабрь 2006 года. Системные требования: Adobe Reader. URL: https://xn--b1aew.xn--
p 1 ai/upload/site1/import/3 a24d8c626.pdf; Состояние преступности - январь-декабрь 2019 года. Системные требования: Adobe Reader. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/19412450/ (дата обращения: 20.07.2020).
2. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 октября 2009 г.) / Официальный сайт информационно-правового портала Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru.
3. Общие сведения о состоянии преступности // Сайт МВД РФ ... Состояние преступности - январь-декабрь 2014 года. Системные требования: Adobe Reader. URL: https://xn--b1aew.xn--
p1ai/upload/site1/document_file/pxOrdPt4BF.pdf (дата обращения: 20.07.2020).
4. О противодействии терроризму: федер. закон Рос. Федерации от 06.03.2006 № 35-Ф3: принят Гос. Думой Федер. Собрания Рос. Федерации 26 февраля 2006 г.: одобрен Советом Федерации Федер. Собрания Рос. Федерации 1 марта 2006 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 11. Ст. 1146.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон Рос. Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собрания Рос. Федерации 20 декабря 2001 г.: одобрен Советом Федерации Федер. Собрания Рос. Федерации 26 декабря 2001 г. // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
6. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: федер. закон Рос. Федерации от 07.08.2001 № 115-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собрания Рос. Федерации 13 июля 2001 года г.: одобрен Советом Федерации Федер. Собрания Рос. Федерации 20 июля 2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 33 (Часть I). Ст. 3418.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собрания Рос. Федерации 24 мая 1996 г.: одобрен Советом Федерации Федер. Собрания Рос. Федерации 5 июня 1996 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
8. О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон Рос. Федерации от 25.07.2002 № 114-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собрания Рос. Федерации 27 июня 2002 г.: одобрен Советом Федерации Федер. Собрания Рос. Федерации 10 июля 2002 г. // Собрании законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.
9. О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности [Электронный ресурс]: указание Генпрокуратуры России № 35/11, МВД России № 1 от 24.01.2020. / Официальный сайт информационно-правового портала Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru.