Раздел 4. Уголовный закон
СМИРНОВ И.о., кандидат юридических наук, smir.io@mail.ru Кафедра уголовного права; Курганский государственный университет, 640014, г. Курган, ул. Советская, 64
SMIRNOV I.O.,
Candidate of Legal Sciences,
smir.io@mail.ru
Chair of criminal law;
Kurgan State University,
Sovetskaya St. 64, Kurgan, 640014,
Russian Federation
ИВАНОВ Р.С., кандидат юридических наук, ivanov_.rs@mail.ru Кафедра уголовного права; Курганский государственный университет, 640014, г. Курган, ул. Советская, 64
IVANOV R.S.,
Candidate of Legal Sciences, ivanov_.rs@mail.ru Chair of criminal law; Kurgan State University, Sovetskaya St. 64, Kurgan, 640014, Russian Federation
ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
террористическим организациям
Аннотация. Масштабные террористические действия вынуждают по-новому взглянуть на проблему терроризма. Он превратился в реальную, серьезную угрозу стабильности и безопасности социального мира. Изменяются установки терроризма, организационная структура террористических организаций, расширяется использование ими новейших технологий, приобретается новое вооружение, позволяющее проводить операции, сопоставимые с военными, реальной становится перспектива применения самых страшных видов оружия, а также средств воздействия на информационное пространство и психику человека. В статье рассматриваются особенности уголовно-правового противодействия террористическим организациям. Раскрывается основной алгоритм признания организации террористической. общими критериями признания организации террористической являются вероятность совершения ее членами терактов против российских учреждений, предприятий и отдельных граждан для дестабилизации внутриполитической ситуации, а также создание угрозы безопасности Российской Федерации и ее союзников. Акцентируется внимание на различии между терроризмом и экстремизмом. Анализируется теория и судебная практика отграничения смежных составов преступлений, предусматривающих ответственность за организованные формы террористической и экстремистской деятельности, обозначена проблема, связанная с наличием конкуренции общей и специальной норм об ответственности за преступления террористической направленности.
Ключевые слова: террористическая организация; экстремистская организация; незаконное вооруженное формирование; «Исламское государство»; конкуренция.
PECULIARITIES OF CRIMINAL LEGAL COUNTERACTION TO TERRORIST ORGANIZATIONS
Annotation. Large-scale terrorist actions require a fresh look at the problem of terrorism. Terrorism has become a real, serious threat to the stability and security of the social world. Terrorist attitudes and the organizational structure of terrorist organizations are changing, the use of new technologies is expanding, new weapons allowing to carry out the operations comparable to the military ones are being acquired. The prospect of using the most terrible types of weapons, as well as the means of influencing the information space and the human psyche, becomes real. The peculiarities of criminal legal counteraction to terrorist organizations are considered in the article. The main algorithm for recognizing the organization as a terrorist organization is revealed. The general criteria for recognizing a terrorist organization are: the possibility of committing terrorist acts against Russian institutions, enterprises and individuals by its members in order to destabilize the domestic political situation, as well as creating a threat to the security of Russia and its allies. The distinction between terrorism and extremism is underlined. The theory and judicial practice of the delineation of related criminal offences
providing the liability for organized forms of terrorist and extremist activities are analyzed. The problem connected with the existence of competition of general and special rules concerning the liability for terrorist crimes is identified.
Keywords: terrorist organization; extremist organization; illegal armed formation; Islamic state; competition.
В настоящее время Федеральная служба безопасности Российской Федерации занимает ключевое место в развитии общегосударственной системы противодействия терроризму. На XV Совещании руководителей специальных служб, органов безопасности и правоохранительных органов иностранных государств-партнеров директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации А.В. Бортниковым отмечено: «Для России, равно как и для большинства государств мира, опасность всплеска террористической активности в результате массового возвращения боевиков-террористов стоит в ряду наиболее острых проблем. Растут масштабы совместного использования бандитами каналов незаконной миграции из ряда центральноазиатских государств с оседанием в Приволжском, Уральском и Сибирском федеральных округах»*.
Национальным антитеррористическим комитетом отмечается высокая активность ряда международных террористических организаций, их стремление к расширению географии терроризма, а также достижению конечной цели - формированию единого «исламского халифата», территория которого должна, по замыслу идеологов ИГИЛ, распространяться далеко за пределы Ближнего Востока, захватывая Африку, Южную Европу, Центральную Азию, российский Северный Кавказ и Поволжье. Деятельность таких организаций фиксируется и во многих регионах России. Так, в 2015-2016 гг. в городах Москве, Санкт-Петербурге, Рязани, Самаре, а также в Московской, Орловской, Кировской областях и некоторых других регионах страны органами безопасности ликвидированы
* Вступительное слово директора ФСБ России, председателя Национального антитеррористического комитета А.В. Бортникова на XV Совещании руководителей специальных служб, органов безопасности и правоохранительных органов иностранных государств — партнеров ФСБ России // Вестник Национального антитеррористического комитета. 2016. N 2 (15). С. 9.
подпольные ячейки таких международных террористических организаций, как «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», «Ат Такфир Валь-Хиджра», «Исламская партия Туркестана». Пресечена преступная деятельность ряда лиц, осуществлявших вербовку террористов-смертников и планировавших организацию серии террористических актов, в том числе в Москве в период проведения майских праздничных мероприятий и Чемпионата мира по хоккею 2016 года, предотвращено 35 преступлений террористической направленности. Изъято более тысячи единиц огнестрельного оружия, свыше трех с половиной тонн взрывчатых веществ; обезврежено 189 самодельных взрывных устройств. При оказании вооруженного сопротивления уничтожено 170 боевиков, в том числе 39 главарей. В 2016-2017 гг. выявлено более 1140 граждан России, выехавших в Сирию, Ирак и другие страны для участия в деятельности международно-террористических организаций [1, с. 21-22].
Уголовно-правовое противодействие терроризму остается в числе самых эффективных мер по снижению и ликвидации террористической угрозы. В связи с этим принятие новых и совершенствование существующих уголовно-правовых норм служит эффективным инструментом противодействия терроризму.
Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 302-Ф3 Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен ст. 205.5 «Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации»**. Согласно пояснительной записке к проекту федерального закона внесение в российское уголовное законодательство подобных изменений было обусловлено правоприменительной практикой по вопросам правового обе-
** О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: фе-дер. закон от 2 нояб. 2013 г. N 302-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. N 44. Ст. 5641.
спечения противодействия терроризму. В официальных отзывах Верховного Суда Российской Федерации и Правительства Российской Федерации законопроект в целом был поддержан.
однако Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 130-Ф3 в санкцию ч. 1 ст. 205.5 УК РФ были внесены изменения в виде основного наказания - пожизненного лишения свободы*, а Федеральным законом от 6 июля 2016 г. N 375-Ф3 в два раза увеличена санкция ч. 2 ст. 205.5 УК РФ, с 5 и 10 лет до 10 и 20 лет соответственно. Кроме того, примечание дополнено еще одним условием освобождения от уголовной ответственности (совершение преступления предусмотренного настоящей статьей, впервые)**.
Статья 205.5 УК РФ в действующей редакции предусматривает уголовную ответственность за организацию деятельности террористической организации, состоящую в действиях организационного характера, направленных на продолжение или возобновление противоправной деятельности запрещенной организации (например, восстановление или продолжение существования террористической организации, поддержание видимости ее существования, побуждение других лиц присоединиться к такой организации или продолжать в ней участвовать), а также за участие в деятельности террористической организации в виде продолжения или возобновления деятельности данной организации (например, проведение бесед в целях пропаганды деятельности запрещенной организации, поиск старых членов запрещенной организации, вербовка новых участников, непосредственное участие в проводимых мероприятиях, распространение идеологии организации).
* О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 5 мая 2014 г. N 130-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. N 19. Ст. 2335.
** О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения
общественной безопасности: федер. закон от 6 июля 2016 г. N 375-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. N 28. Ст. 4559.
Первый вопрос, который требует детального рассмотрения, - это особенности признания организации террористической.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-Ф3 «О противодействии терроризму»*** (далее - Федеральный закон «О противодействии терроризму») организация признается террористической и подлежит ликвидации, а ее деятельность - запрещению по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему прокурора в случае, если от имени или в интересах организации осуществляются организация, подготовка и совершение преступлений, предусмотренных статьями 205-206, 208, 211, 220, 221, 277-280, 282.1-282.3, 360 и 361 УК РФ. Кроме того, террористической организацией признается и террористическое сообщество в случае вступления в законную силу обвинительного приговора по уголовному делу в отношении лица за создание сообщества, предусмотренного статьей 205.4 УК РФ, за руководство этим сообществом или участие в нем.
По нашему мнению, общими критериями признания организации террористической являются вероятность совершения ее членами терактов против российских учреждений, предприятий и отдельных граждан для дестабилизации внутриполитической ситуации, а также создание угрозы безопасности России и ее союзников [2, с. 43]. Необходимо отметить, что такая позиция не противоречит и судебной практике.
Так, в решении Верховного Суда Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N АКПИ 14-1424С основной причиной признания международных организаций «Исламское государство» и «Джебхат ан-Нусра» (Фронт победы) террористическими и запрете их деятельности на территории Российской Федерации послужила исходящая от данных организаций угроза безопасности Российской Федерации, которая выразилась в совершении действий, устрашающих население и создающих
*** О противодействии терроризму: федер. закон от 6 марта 2006 г. N 35-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. N 11. Ст. 1146.
опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти Российской Федерации либо воздействия на принятие ими решений, а также в использовании диверсион-но-террористических и военных методов*.
В соответствии с п. 5 ст. 24 Федерального закона «О противодействии терроризму» федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности ведет единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, в связи с чем копия вступившего в законную силу судебного решения по делу о признании организации террористической или копия приговора по уголовному делу о преступлениях, предусмотренных ст. 205.4 УК РФ, направляется судом в ФСБ России. Далее указанный список подлежит опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации.
В пункте 22.6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» разъясняется следующее: «лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные ст. 205.5 УК РФ, если они совершены после официального опубликования сведений о признании соответствующей организации террористической и запрете ее деятельности на территории Российской Федерации по решению суда»**.
В правовой доктрине преобладает позиция, согласно которой терроризм является крайней формой проявления экстремизма. Например, Ю.М. Антонян считает, что «терроризм является наиболее опасной формой экстремизма» [3, с. 401]. По мнению А.И. Долговой, терроризм яв-
ляется одним из специфических видов насилия, используемых в том числе в процессе экстремистской деятельности [4, с. 80], в то время как «экстремизм - это мышление, а терроризм - это действие»***.
С 2002 по 2013 г. лица, организовавшие деятельность организаций, признанных террористическими, либо участвовавшие в деятельности этих организаций, несли ответственность по ст. 282.2 УК РФ «Организация деятельности экстремистской организации».
Например, Г., зная о запрете деятельности партии «Хизб ут-Тахрир аль Исла-ми» (решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2003 г. признана террористической организацией^ территории Российской Федерации, осознавая ее общественную опасность, с конца 2009 года, действуя умышленно в интересах данной организации, осуществлял скрытую антироссийскую, антиконституционную пропаганду среди населения, склоняя жителей к участию в деятельности данной организации, воздействуя на их религиозные чувства, организовывал и руководил занятиями по изучению работ «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», распространял литературу и листовки данной террористической организации. Признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282.2 УК РФ****.
Введение со 2 ноября 2013 г. уголовной ответственности за организацию террористической организации и участие в ее деятельности и одновременное дополнение диспозиции ст. 282.2 УК РФ фразой «за исключением организаций, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации признаны террористическими» позволило частично снять проблему разграничения террористических и экстремистских объединений.
* Решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 дек. 2014 г. N АКПИ 14-1424С. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».
** Рос. газ. 2012. 17 февр.
*** См.: Алексеева А., Цупило А., Пфау Д. Чего хочет в Москве экстремист и о чем мечтает террорист: интервью М. Киреева / / Федеральное агентство новостей. 2016. 9 нояб. URL: https://riafan.ru/572632-chego-hochet-v-moskve-ekstremist-i-o-chem-mechtaet-terrorist-fan-tv
**** Приговор мирового судьи судебного участка N 2 по Бирскому району Республики Башкортостан от 3 нояб. 2011 г. N 1-26/2011 // Архив судебного участка N 2 по Бирскому району Республики Башкортостан.
Дискуссионным остается вопрос о том, экстремистской или террористической должна быть признана организация, от имени или в интересах которой осуществляются организация, подготовка и совершение преступлений, предусмотренных ст.ст. 280, 282.1, 282.2, 282.3 УК РФ [5, с. 100-105]. Согласно примечанию к ст. 282.1 УК РФ данные преступления относятся к преступлениям экстремистской направленности, при этом их организация, подготовка и совершение являются основанием для признания организации террористической (ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О противодействии терроризму»).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности») к экстремистской деятельности относится «публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность»*. Подобная непоследовательность двух основных нормативных правовых актов, действующих в области противодействия терроризму и экстремизму, способствует противоречивости в судебной практике.
Например, решением Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. украинская организация «Правый сектор» была признана экстремистской и включена в перечень общественных объединений и религиозных организаций, в отношении которых принято решение о ликвидации или запрете ее деятельности**. Далее, по сути, эта же организация, но решением Московского городского суда (вступившего в силу 30 декабря 2014 г.) признается террористической - «Террористическое сообщество - структурное подразделение организации "Правый сектор" на территории Республики Крым»***.
* Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. N 30. Ст. 3031.
** Решение Верховного Суда РФ от 17 нояб. 2014 г. по делу N АКПИ 14-1292С. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
*** Решение Московского городского суда от 17 дек. 2014 г., б/н // Московский городской суд: официальный сайт. URL: https://www.mos-gorsud.ru/mgs/search
Результаты проводимых в России криминологических и социально-правовых исследований показывают, что если не определен содержательный отличительный признак терроризма от иных социально негативных явлений, с высокой степенью неопределенности описываются и конкретные преступления, характеризуемые в правовых актах как преступления террористического характера [6, с. 234].
Представляется правильной позиция, в соответствии с которой общей целью всех преступлений террористической направленности является устрашение населения или дестабилизация деятельности органов власти (международных организаций) либо воздействие на принятие ими решений. Указанная цель становится главным критерием разграничения преступлений террористической направленности и преступлений экстремистской направленности, совершенных по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной (религиозной) ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
Таким образом, терроризм и экстремизм по своей природе являются разными асоциальными явлениями. Иная террористическая деятельность (указанная в ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму») может проявляться как своеобразное пособничество в осуществлении непосредственно террористического акта и при этом носить исключительно корыстный характер (например, вербовка, вооружение, обучение и использование террористов). Более того, лица, участвующие в указанной деятельности, могут вообще не разделять экстремистских идей лиц, непосредственно осуществляющих террористический акт [7, с. 113].
Для выхода из противоречивой ситуации А.А. Можегова в своем исследовании верно предлагает, во-первых, исключить из ч. 2 ст. 24 Федерального закона «о противодействии терроризму» ссылки на ст.ст. 280, 282-282.3 УК РФ; во-вторых, из ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» исключить положение, согласно которому публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность относятся к экстремистской деятельности [8, с. 70].
Кроме того, анализ глав УК РФ в части составов, предусматривающих уголовную ответственность за совершение преступлений террористической направленности (ст.ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361), показал, что нормы (ссылки), касающиеся ответственности за преступления экстремистской направленности, в указанных статьях отсутствуют.
В контексте исследования особенностей противодействия террористической деятельности отдельного внимание заслуживает вопрос разграничения террористической организации и незаконного вооруженного формирования.
В.С. Соловьев справедливо заметил, что до установления ответственности за организацию террористического сообщества и участие в нем (ст. 205.4 УК РФ) и за организацию деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации (ст. 205.5 УК РФ) организованные формы террористической деятельности квалифицировались как организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК РФ) [9, с. 192-194].
Современная правоприменительная практика по обозначенным нормам имеет свои особенности. Также следует отметить, что судебно-следственные органы по-разному оценивают организованную преступную деятельность участников военизированных джамаатов.
Например, ситуации, связанные с выездами граждан России в Сирийскую Арабскую Республику для участия в боевых действиях в составе организаций «Исламское государство», «Джебхат-ан-Нусра», признанных Верховным Судом Российской Федерации террористическими, квалифицируются по ст. 205.5 УК РФ. Однако осуществление террористической деятельности в составе устойчивых групп, не признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, квалифицируется по ч. 2 ст. 208 УК РФ, которая устанавливает ответственность за участие на территории иностранного государства в вооруженном формировании, не предусмотренном законодательством данного государства, в целях, противоречащих интересам Российской Федерации.
Указанные незаконные вооруженные формирования не предусмотрены законодательством Сирии, а их деятельность и участие в них российских граждан противоречат интересам Российской Федерации в части, касающейся мирного разрешения и урегулирования сирийского вооруженного конфликта.
Кроме того, участие граждан Российской Федерации в вооруженных формированиях, действующих на территории Сирии, не отвечает интересам Российской Федерации, указанным в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации*.
Таким образом, участие в вооруженном конфликте в Сирии на стороне «вооруженной оппозиции», состоящей из различных террористических групп и вооруженных формирований, не предусмотренных законодательством Сирии и, главное, не признанных террористическими по законодательству Российской Федерации, но противоречащих ее интересам, подлежит квалификации по ч. 2 ст. 208 УК РФ. Следует отметить, что практически все существующие в настоящее время в мире террористические организации, по сути, являются незаконными вооруженными формированиями, но таковыми они признаются только в случае, если невозможно установить у них исключительно террористические цели.
Законодательством Российской Федерации предусмотрен общегосударствен -ный комплекс организационно-правовых мер, связанных с недопущением проникновения на территорию Российской Федерации членов международно-террористических организаций и вовлечением российских граждан в террористическую деятельность за рубежом. Если получена информация о состоявшемся выезде гражданина в зону вооруженного конфликта для участия в террористической деятельности, проводятся оперативно-розыскные мероприятия по установлению местонахождения объекта заинтересованности и документированию его участия в боевых
* О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 дек. 2015 г. N 683 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. N 1 (ч. II). Ст. 212.
действиях. В целях недопущения неконтролируемого возвращения боевика в Российскую Федерацию он объявляется в розыск. После возбуждения уголовного дела по признакам состава, предусмотренного ч. 2 ст. 208 УК РФ, фигурант объявляется в международный розыск и заочно арестовывается [10, с. 178-185].
Некоторые ученые высказывают мысль о снижении количества зарегистрированных преступлений по ст. 208 УК РФ при одновременном росте деяний, ответственность за которые предусмотрена ст.ст. 205.4 и 205.5 УК РФ, по той причине, что незаконные вооруженные формирования преследуют преимущественно террористические цели, а квалифицировать действия организаторов и участников незаконных вооруженных формирований, носящие террористический характер, по ст. 208 УК РФ в условиях действующего законодательства является неверным.
Данное суждение следует считать дискуссионным, так как цели незаконных вооруженных формирований могут быть различными (например, совершение общеуголовных преступлений).
Кроме того, общественную опасность этому формированию придает не столько цель его создания (как, например, при бандитизме), сколько суть самого формирования, состоящая в том, что незаконные вооруженные формирования как деструктивная альтернатива законным воинским формированиям и правоохранительным органам составляет основу для терроризма, экстремизма, массовых беспорядков, насильственного захвата власти, вооруженного мятежа и иных преступлений [11, с. 110].
Следует констатировать, что избыточность криминализации действий, образующих терроризм, породила сложности при квалификации данных составов преступлений. Речь идет о такой разновидности конкуренции, как конкуренция общей и специальной норм.
При конкуренции общей и специальной норм квалификация осуществляется по специальной норме. Специальные нормы принимаются законодателем для урегулирования конкретизированных, специально определенных отношений [12, с. 56].
Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что норма, закре-
пленная в ст. 208 УК РФ, будет общей по отношению к ст. 205.5 УК РФ, предусматривающей другую разновидность устойчивых преступных групп в тех случаях, когда члены террористической организации будут вооружены оружием и другими предметами вооружения, предназначенными для ведения боевых действий, а также если деятельность этой запрещенной организации направлена на продолжение (или возобновление) противоправной деятельности с террористическими целями, что естественно, исходя из описанного в ст. 205.5 УК РФ предмета ее деятельности. В соответствии с правилами конкуренции общей и специальной норм в указанных ситуациях применяются нормы, предусматривающие или предполагающие создание устойчивых преступных групп с определенными целями (т.е. ст. 205.5 УК РФ, а не ст. 208 УК РФ).
Таким образом, уголовно-правовое противодействие террористическим организациям имеет ряд особенностей, к числу которых относится следующее:
- высокая степень общественной опасности террористических организаций, что находит свое отражение в санкции ст. 205.5 УК РФ;
- деятельность террористических организаций на современном этапе выступает одним из долгосрочных факторов дестабилизации социально-политической обстановки в ряде регионов нашей страны, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья (Иран, Ирак, Сирия, Турция и др.);
- ст. 205.5 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за организацию деятельности террористической организации, состоящую в действиях организационного характера, направленных на продолжение или возобновление противоправной деятельности запрещенной организации, а также за участие в деятельности террористической организации в виде продолжения или возобновления деятельности данной организации;
- лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные ст. 205.5 УК РФ, если они совершены после официального опубликования сведений о признании соответствующей организации террористи-
ческой и запрете ее деятельности на территории Российской Федерации по решению суда;
- общими критериями признания организации террористической являются вероятность совершения ее членами те-
рактов против российских учреждений, предприятий и отдельных граждан для дестабилизации внутриполитической ситуации, а также создание угрозы безопасности Российской Федерации и ее союзников.
Список литературы
1. Ильин Е.П. Характеристика новых вызовов и угроз терроризма на современном этапе // Вестник Национального антитеррористического комитета. 2016. N 2 (15). С. 21-31.
2. Иванов Р.С. Противодействие терроризму в пограничной сфере Российской Федерации: уголовно-правовые и криминологические аспекты: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016. 167 с.
3. Антонян Ю.М. Криминология: учебник для бакалавров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012. 523 с.
4. Долгова А.И., Гуськов А.Я., Чуганов Е.Г. Проблемы правового регулирования борьбы с экстремизмом и правоприменительной практики. М.: Акад. Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2010. 244 с.
5. Ульянова В.В. Террористическое сообщество и террористическая организация: проблемы квалификации // Уголовное право. 2015. N 1. С. 100-105.
6. Долгова А.И. Организованный терроризм и организованная преступность. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2002. 304 с.
7. Скудин А.С. Соотношение понятий «экстремизм» и «терроризм» в российском праве // Вестник Национального антитеррористического комитета. 2016. N 2 (15). С. 113-115.
8. Можегова А.А. Экстремистские преступления и преступления экстремистской направленности по уголовному праву Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. 169 с.
9. Соловьев В.С. Проблемы квалификации отдельных форм организованной террористической деятельности // 20 лет Уголовному кодексу РФ: итоги, проблемы, перспективы: материалы всерос. науч.-практ. конф. (5-6 октября 2016 г.). Рязань, 2016. С. 192-194.
10. Керимов А.Д., Халипова Е.В., Красинский В.В. Об общегосударственном комплексе мер по противодействию проникновению на территорию Российской Федерации участников международных террористических организаций и вовлечению российских граждан в террористическую деятельность за рубежом // Российский журнал правовых исследований. 2016. N 2 (7). С. 178-185.
11. Шеслер А.В., Смирнов И.О. Уголовно-правовая характеристика организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем. М.: Юрлитинформ, 2016. 192 с.
12. Горелик А.С. Конкуренция уголовно-правовых норм: учеб. пособие. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 1998. 167 с.
References
1. Il'in E.P. Kharakteristika novykh vyzovov i ugroz terrorizma na sovremennom etape [Characteristics of New Challenges and Threats of Terrorism at the Present Stage]. Vestnik Natsional'nogo antiterroristicheskogo komiteta -Bulletin of the National Antiterrorist Committee, 2016, no. 2 (15), pp. 21-31.
2. Ivanov R.S. Protivodeystvie terrorizmu v pogranichnoy sfere Rossiyskoy Federatsii: ugolovno-pravovye i kriminologicheskie aspekty. Kand. Diss. [Counteraction to terrorism in the border area of the Russian Federation: criminal law and criminological aspects. Cand. Diss.]. Moscow, 2016. 167 p.
3. Antonyan Yu.M. Kriminologiya [Kriminologiya]. Moscow, Yurayt Publ., 2012. 523 p.
4. Dolgova A.I., Gus'kov A.Ya., Chuganov E.G. Problemy pravovogo regulirovaniya bor'by s ekstremizmom i pravoprimenitel'noy praktiki [Problems of legal regulation of combating extremism and law enforcement practice]. Moscow, Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation, 2010. 244 p.
5. Ul'yanova V.V. Terroristicheskoe soobshchestvo i terroristicheskaya organizatsiya: problemy kval ifi katsii [Terrorist community and terrorist organization: problems of qualification]. Ugolovnoe pravo - Criminal law, 2015, no. 1, pp. 100-105.
6. Dolgova A.I. Organizovannyy terrorizm i organizovannaya prestupnost' [Organized terrorism and organized crime]. Moscow, Russian Criminological Association, 2002. 304 p.
7. Skudin A.S. Sootnoshenie ponyatiy "ekstremizm" i "terrorizm" v rossiyskom prave [The correlation between the concepts of "extremism" and "terrorism" in Russian law]. Vestnik Natsional'nogo antiterroristicheskogo komiteta - Bulletin of the National Antiterrorist Committee, 2016, no. 2 (15), pp. 113-115.
8. Mozhegova A.A. Ekstremistskie prestupleniya i prestupleniya ekstremistskoy napravlennosti po ugolovnomu pravu Rossiyskoy Federatsii. Kand. Diss. [Extremist crimes and extremist crimes under the criminal law of the Russian Federation. Cand. Diss.]. Moscow, 2015. 169 p.
9. Solov'ev V.S. Problemy kvalifikatsii otdel'nykh form organizovannoy terroristicheskoy deyatel'nosti [Problems of qualification of separate forms of organized terrorist activity]. 20 let Ugolovnomu kodeksu RF: itogi, problemy, perspektivy [20 years of the Criminal Code of the Russian Federation: results, problems, prospects]. Ryazan, 2016. Pp. 192-194.
10. Kerimov A.D., Khalipova E.V., Krasinskiy V.V. Ob obshchegosudarstvennom komplekse mer po protivodeystviyu proniknoveniyu na territoriyu Rossiyskoy Federatsii uchastnikov mezhdunarodnykh terroristicheskikh organizatsiy i vovlecheniyu rossiyskikh grazhdan v terroristicheskuyu deyatel'nost' za rubezhom [On the state-wide complex of measures to counter the penetration of participants of international terrorist organizations into the territory of the Russian Federation and the involvement of Russian citizens in terrorist activities abroad]. Rossiyskiy zhurnal pravovykh issledovaniy - Russian Journal of Legal Studies, 2016, no. 2 (7), pp. 178-185.
11. Shesler A.V., Smirnov I.O. Ugolovno-pravovaya kharakteristika organizatsii nezakonnogo vooruzhennogo formirovaniya ili uchastiya v nem [Criminally-legal characteristic of the organization of an illegal armed formation or participation in it]. Moscow, Yurlitinform Publ., 2016. 192 p.
12. Gorelik A.S. Konkurentsiya ugolovno-pravovykh norm [Competition of Criminal Law]. Krasnoyarsk, Krasnoyarsk State University, 1998. 167 p.