Научная статья на тему '\ территория развития \ после кризиса'

\ территория развития \ после кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Анисимова Любовь, Архипова Алена, Афанасьева Любовь, Жаркова Юлия, Илин Виктор

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ территория развития \ после кризиса»

\ ТЕРРИТОРИЯ РАЗВИТИЯ \

После кризиса

Рл*

Г' 1 4 "" -м

Z 1

Ml 1 \> м' 1\Ч

РИА-НОВОСТИ

Экология

• Минприроды внесло в правительство проект поправок в Налоговый кодекс, Кодекс административных правонарушений, законы «Об экологической экспертизе» и «Об охране окружающей среды». Ведомство предлагает устанавливать нормативы вредного воздействия на природу на основе показателей наилучших доступных технологий (НДТ). При этом будут созданы специальные справочники с информацией о технологических процессах, при которых наносится наименьший вред окружающей среде. За основу министерство предлагает взять существующие в Европе справочники НДТ. Сейчас в России плата за негативное воздействие рассчитывается на основе санитарно-эпидемиологических нормативов. Если компания в них не укладывается, то обращается в территориальное управление уполномоченного органа, например Ростехнадзора или Росприроднадзора, и просит установить ей индивидуальные лимиты сверх нормы. По словам директора департамента Минприроды Рината Гизатулина, за выбросы по индивидуальным лимитам оплата вырастает в пять раз, сверх лимитов -в 25, но доходы бюджета мизерные —

го 16 млрд. руб. в год.

Министерство предлагает перейти на более эффективную систему: в справочнике будет указано разрешенное воздействие на окружающую среду на единицу продукции при применении НДТ, а компания, исходя из запланированного объема выпуска, рассчитает норматив выбросов. В новом законо

ТРАНСПОРТ

«Ангара» сливается

Группа компаний «Истлэнд» решила объединить две свои авиакомпании — ЗАО «Авиакомпания «Ангара» и ЗАО «Авиакомпания «Иркутск-АВИА». При этом «ИркутскАВИА» войдет в состав «Ангары», передав последней все права и обязанности. «Ангара» станет крупнейшим авиаперевозчиком Восточной Сибири, парк которого будет состоять из десяти самолетов Ан-24 и Ан-26, а также двух самолетов Ан-2 и 12 вертолетов Ми-8. Кроме того, авиакомпания станет основной базой для обслуживания самолетов марки «Ан». На предприятии планируется выполнять переоборудование судов, окраску, необходимое техническое сопровождение. Как надеются в ГК «Истлэнд», благодаря слиянию авиакомпаний повысится инвестиционная и коммерческая привлекательность нового предприятия. В холдинге полагают, что станет проще организовывать полеты в труднодоступные районы Иркутской области.

По мнению ведущего эксперта Инвестиционной группы «Фи-нам» Дмитрия Баранова, стать крупнейшим авиапредприятием Восточной Сибири объединенная «Ангара» сможет только в том случае, если обновит свой парк и сумеет договориться с российскими перевозчиками об осуществлении стыковочных рейсов из Иркутска в соседние регионы. «Успешное развитие «Ангары» станет возможным, если в Иркутской области начнут работать аэродромы в отдаленных территориях, — считает Дмитрий Баранов. — С точки зрения выживания на рынке, объединение двух авиакомпаний в одну — грамотный шаг. Но без инвестиций это ничего не даст». Сегодня доля «Ангары» на рынке авиаперевозок Иркутской области — около 80%. Каждый месяц перевозчик выполняет до 130 пассажирских рейсов по области, а также в Новосибирск Читу, Сургут, Нижневартовск, Якутск, Олекминск, Ленек.

Знак качества

Калининградский завод «Автотор» ввел новую систему контроля качества выпускаемых автомобилей. Личные клейма получили самые квалифицированные автослесари, не допускающие брака в своей работе, четко и своевременно исполняющие свои обязанности. Внедрение личных клейм на «Автоторе» — вовсе не дань уважения советской истории, этого требуют партнеры из «Дженерал Моторс». Система качества «GM Европа» подразделяется на уровни, и калининградский завод подошел к очередному из них. Претендовать на собственный знак качества, дающий право на получение надбавки к зарплате, могут только лучшие из лучших. По словам директора по качеству компании Сергея Стрюка, до конца года такие знаки получат около полусотни специалистов.

Долговечность сцепки

В Оренбургском регионе открыта новая производственная площадка совместного российско-бельгийского предприятия «Bosal-Автофлекс». Бельгийская компания

Рубрика «Территория развития» пришла на смену «Антикризисному штабу». Надеемся, что негативные явления в мировой и российской экономике уйдут в прошлое, а полученные уроки и открывшиеся новые возможности приведут к позитивным хозяйственным и экономическим изменениям.

Любовь АНИСИМОВА, Алена АРХИПОВА, Любовь АФАНАСЬЕВА, Юлия ЖАРКОВА Вера БАШКАНОВА, Виктор ИЛИН,

Евгения ЛИПИНА, Ян НАЛИМОВ, Дмитрий СОХИН, Татьяна СКОБЕЛЕВА, Анна ТИХОМИРОВА, Роман ФИЛЬЦЕВ

Вова! — мировой лидер в производстве фаркопов (тягово-сцепных устройств) и выхлопных систем для автомобилей. В 2006 году ведущий российско-венгерский производитель «Автофлекс-Кнотт» вошел в состав группы Вова!, в результате было образовано российское предприятие. ООО «Вова!-Автофлекс» в Но-воорске производит тягово-сцепные устройства на все марки легковых авто, всего 300 видов.

Предполагается, что объем производства на площадке Оренбургской области составит 45 тыс. фаркопов в год. Подобную продукцию в стране выпускает ООО «Автострой» в г. Ступино и ООО «Трейлер» в Москве. В отличие от них «Воза1-Автофлекс» в Оренбуржье осуществляет покрытие деталей своих сцепных устройств не порошковым, а цинк-фосфатным способом, что позволяет уменьшить опасность коррозии металла и увеличить срок эксплуатации изделий. А технология грунтования этого сцепного устройства идентична той, которую используют при грунтовании автомобилей ВАЗ, что тоже говорит в пользу качества оренбургских фаркопов. Инвестиции в производство составили около 100 млн. руб. Реализация этого проекта позволит увеличить объем продукции на 40%.

Паромы ходят парой

Калининградский оператор международной паромной линии «Усть-Луга-Балтийск-Засниц» (связывает российские порты с немецким по Балтийскому морю) судоходная компания ООО «Аншип», входящая в холдинг «АнРуссТранс», запускает в эксплуатацию второй железнодорожный паром. Появление нового судна на этом маршруте связано с увеличением объемов перевозимых грузов. Ожидается, что до конца текущего года паромная линия переправит 2,9 млн. т грузов (по итогам 2009 года было перевезено 1,1 млн. т). По словам заместителя директора калининградского филиала ФГУП «Росморпорт» Анатолия Деменка, перевозка накатных грузов (транспортируются железнодорожным и автомобильным транспортом) в прямом железнодорожно-паромном сообщении не только сокра щает транспортные издержки до 20% стоимости на каждую партию при их следовании в Калининградскую область и обратно, но и позволяет избежать длительных процедур таможенного оформления при пересечении территорий Литвы и Белоруссии. Паром грузоподъемностью 8,2 тыс. т (может вместить 120 железнодорожных вагонов и 20 единиц накатной техники) преимущественно используется

проекте с 2011 по 2016 год планируется ликвидировать существующий институт лимитов и повысить платежи за сверхнормативное воздействие (в 2011 году — в 5 раз, в 2014-м — в 20 раз). При расчете платежей устанавливаются стимулирующие коэффициенты. На первом этапе реформы за сверхнормативные выбросы и сбросы будет дополнительно применяться коэффициент 25, а с 2016 года — коэффициент 100. При этом для предприятий, внедряющих НДТ, устанавливается коэффициент 0,5. Платежи от всех компаний за негативное воздействие вырастут до 138 млрд. руб. Однако в «Гринпис России» утверждают, что задача не в том, чтобы заставить предприятия платить больше, а в том, чтобы укладываться в экологические нормативы. На деле же угроза финансовыхсанкций будет стимулировать компании не вкладываться в модернизацию, а «прятать выбросы», так как система экологического контроля в стране почти разрушена.

для перевозки нефтепродуктов, химикатов, стройматериалов и металлов.

Дружба с Ford

Заволжский моторный завод (ЗМЗ) будет поставлять автокомпоненты не только на конвейер Ford в российском Всеволожске, но и на промпло-щадки в Германии и Испании. ЗМЗ уж получил подтверждение статуса Ql-поставщика концерна, свидетельствующего о соответствии завода международным и специфическим требованиям Ford. Первая промышленная партия кронштейнов CD (крепление кондиционера) для автомобилей Ford Focus-3 была

Строительство

Премьер-министр Владимир Путин 1 поручения Минэкономразвития и Минрегиону подготовить предложения по планированию территорий. Речь идет о законопроекте, позволяющем создавать кооперативы малоэтажного жилищного строительства и вводящем льготный порядок выделения им земли для строительства жилья эко-номкласса (по стандарту Минрегиона это — индивидуальный дом не более 120 кв. м с участком до десяти соток), а также о предложениях по совмещению этих планов

\ ТЕРРИТОРИЯ РАЗВИТИЯ \

с инвестпрограммами естественных монополий, развитию механиз мов частно-государственного партнерства. Путин потребовал проработать вопрос передачи регионам права распоряжения земельными участками свыше 10 га, собственность на которые не разграничена.

Принятие закона позволит резко увеличить популяр ность индивидуального строительства, считает президент Национального агентства малоэтаж ного и коттеджного строительства Елена Николаева. Так, кооперативы смогут участвовать в аукционах по распределению земельных участков отдельно от деве-лоперов. И региональным властям, желающим поддержать кооперативы, не придется идти на сомнительные схемы с выводом земли сначала на подконтрольные компании, а затем переоформлять их на кооперативы. Но главная цель закона — отделить цену строительства малоэтажного дома от вложений в инфраструктуру. Сейчас строительство обходится от 12 до 25 тыс. руб. за 1 кв. м, подведение систем отопления, вентиляции и других коммуникаций добавляет к стоимости 10-15%. А добавление цен инфраструктуры, дорог, газа, электричества увеличивает стоимость метра многократно. • Минфин опубликовал проект поправок в Бюджетный кодекс, определяющих источники финансирования дорожных фондов. Федеральный фонд станет частью бюджета, в него будут зачислены средства, уже заложенные в главном финансовом плане страны на дороги. Также в фонд поступят доходы от акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла, плата за п ро-езд автомобилей, зарегистрированных не в России, и грузовиков массой больше 12 т, штрафы за нарушение правил перевозки крупногабаритных грузов и проезд грузовиков. Средства из фонда пойдут на строительство, капитальный ремонт и содержание федеральных трасс. Возврат к системе (в 2001 году Федеральный дорожный фонд ликвидировали) позволит практически не менять планы финансирования дорожного строительства, заложенные в транспортной федеральной целевой

подготовлена и отправлена на заводы Испании и Германии еще в конце сентября этого года. Всего в этом году ЗМЗ планирует выпустить и поставить по заявкам Ford в общей сложности 120 тыс. кронштейнов, из них 75 тыс. — на промплощадку компании во Всеволожске и 45 тыс. — в Европу. В планах ЗМЗ на 2011 год — произвести и поставить Ford около 200 тыс. кронштейнов, а в перспективе довести ежегодный объем контракта до 360 тыс. деталей в год. Производство в России автокомпонентов при сопоставимом качестве обходится Ford на 30-35% дешевле, чем в Европе.

КАМАЗ двинулся на Восток

Сборочное производство тяжелой техники КАМАЗ открыто на базе Хабаровского Восточно-регионального автоцентра этого предприятия. Его планируемая мощность в 2011 году — до 300 автомобилей. В Хабаровске будут собирать вахтовые автобусы, изотермические фургоны, автомобили с кран-манипуляторными устройствами, бортовые автомобили, седельные тягачи и вакуумно-подметальные машины. Вся эта техника уже сегодня востребована на Дальнем Востоке. По мнению гендиректора ОАО «КАМАЗ» Сергея Когогина, новое производство позволит заметно снизить стоимость автомобиля для конечного потребителя в регионе. Если сейчас доставка одного грузовика на Дальний Восток обходится в 450 тыс. руб., то новая схема работы «снижает затраты процентов на 40 и сокращает сроки поставки». По предварительным оценкам руководства предприятия, новое сборочное производство еще потребует в 2011 году порядка $500 тыс. инвестиций.

СТРОИТЕЛЬСТВО

Себестоимость риска

Корпорация «ВОЛМА» открыла в Волгограде завод по производству до 600 тыс. т сухих гипсовых и цементных смесей в год. Это второе предприятие корпорации в Волгограде и четвертое в России. Объем капитальных вложений в реализацию проекта составил более 800 млн. руб. С учетом последствий кризиса, который затронул строительную отрасль, окупаемость нового производства составит около восьми лет. По информации президента корпорации Александра Малашкина, завод в Волгограде позволит компании вдвое увеличить объемы продукции и занять до 15% российского рынка сухих строительных смесей. На предприятии планируется создать 250 рабочих мест, а сумма ежегодных налоговых исчислений составит порядка 100 млн. руб. По словам председателя совета директоров «ВОЛМА» Юрия Гончарова, новое оборудование позволит производить мелкодисперсные строительные смеси без дополнительных химических добавок (полимеров и прочих веществ, призванных улучшить свойства смесей: время схватывания, пластичность, предотвращение растрескивания и т. д.), что серьезно снизит себестоимость продукции.

Немецкие добавки

В Балахнинском районе Нижегородской области заложили камень в строительство первого в России завода немецкого концерна РеНепте1ег (холдинг по переработке древесины и производству стройматериалов из древесного массива) по производству целлюлозосодержащих добавок для дорожного строительства. Эти добавки, по заявлениям представителей немецкого концерна, повышают прочность дорожного полотна на 70%. «Появление этого завода на территории нашей области позволит в два раза повысить эффективность дорожного строительства и применять в нем самые современные технологии, которые уже давно используются в других странах.

Мы будем настаивать на том, чтобы технологии использовались всеми нашими дорожными подрядчиками», — сказал губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. Общий объем инвестиций немецких инвесторов в завод, который будет выпускать 10 тыс. т целлюлозосодержа-щих добавок ежегодно, составит 5 млн. евро. В настоящее время ЯеНептеюг импортирует в Россию те же 10 тыс. т добавок.

МЕТАЛЛУРГИЯ

Не отстать от рынка

На Волжском трубном заводе (ВТЗ) завершено масштабное техническое перевооружение сталеплавильно-прокатного комплекса. После реконструкции ежегодный объем производства заготовки для производства бесшовных труб более прогрессивного круглого сечения вырос с 550 до 900 тыс. т. Почти вдвое, до 630 тыс. т, выросла годовая мощность производства бесшовных труб, увеличены мощности по выпуску термически обработанных и обсадных труб. Объем вложений на перевооружение завода за последние несколько лет составил более 10 млрд. руб. ВТЗ входит в состав холдинга ТМК. ОАО «ТМК» осуществляет полномочия единоличных исполнительных органов Волжского, Синарского, Северского трубных и Таганрогского металлургического заводов. Новая продукция является более технологичной и позволяет закрепиться в сегменте продукции для самых сложных условий добычи и эксплуатации месторождений. По сравнению с прошлым годом отпуск продукции в ТМК вырос на рекордные 40%.

В секторе труб большого диаметра (ТБД) россияне вынуждены все больше конкурировать с китайскими, украинскими, европейскими производителями. Загрузка производственных мощностей даже в предкризисном 2007 году оценивалась в 60-70%. Рост сегмента бесшовных труб — 6-7% в год. По данным компании «АК БАРС Финанс», к 2011 году мировая отрасль будет иметь производственный потенциал по выпуску порядка 56 млн. т бесшовных труб, при прогнозируемом среднегодовом росте 7,7%. Рост сегмента ТБД ожидается на уровне 11,7% в год. Связано это с продолжением работ по освоению новых и обустройством существующих нефтегазовых месторождений. Если большинство запланированных проектов будут реализованы, рынок ТБД к 2011 году достигнет уровня 22 млн. т (около 18 млн. т в 2008 году), мощности составят 26,1 млн. т. Таким образом, для повышения конкурентоспособности в этом сегменте в условиях контроля над демпингом производители просто обязаны увеличивать загрузку своих мощностей за счет более технологичной продукции.

программе на 2010-2015 годы, считает министр транспорта Игорь Левитин. Главная цель — привести в нормативное состояние 85% федеральных дорог к 2015 году (сейчас нормативам соответствует лишь треть федеральных дорог). По мнению экспертов, проблема дорожного финансирования связана не столько с количеством денег, сколько с эффективностью их расходования: созданием фонда эффективность строительства и ремонта дорог не повысить. Один раз фонды уже ликвидировали, и не совсем понятно, что изменилось с тех пор.

Автопром

• Минпромторг включил в программу утилизации автомобили ВАЗ-2104 и Иж-27175, производство которых возобновлено (остановка произошла в мае 2009 года) на «ИжАвто» в сентябре (уже выпущено около 1 тыс. автомобилей). Завод определил рекомендованные розничные цены на них: 204-213 тыс. руб. (для «четверки») и 217 тыс. руб. (для фургона «Иж»). • Департамент транспорта и связи правительства Москвы разработал проект, по которому с 1 декабря в Москве планируется повысить стоимость техосмотра автомобилей на треть — с 690 до 890 руб. О необходимости повышения цен сказано в пояснительной записке к проекту постановления: «В 2005-2010 го-

Конец мартену

ОАО «Ашинский металлургический завод» полностью закрыл мартеновское производство. 1 ноября была остановлена последняя действующая печь №1.

Остановку мартена завод начал осенью: в сентябре были заблокированы 3-я и 4-я печи. Печь №2 была демонтирована еще в 1986 году. «Восемь лет назад на предприятии началась реконструкция сталеплавильного производства. 30 июля этого года мы запустили 120-тонную электропечь производительностью 1 млн. т стали в год (она одна заменяет все четыре мартеновские печи, три из которых в прошлом году выплавили 619 тыс. т стали. — Ред .). В связи с этим совет директоров принял решение о закрытии мартена», — комментирует событие гендиректор завода Владимир Евстратов. Точную цифру снижения себестои мости выпускаемой продукции пока определить сложно, так как еще продолжается период отладки работы печи и всей технологии. Прямая выгода завода в том, что он будет выпускать более качественную сталь. К стали, выпущенной в мартеновских печах, было больше претензий именно по качеству.

дахувеличились цены на диагностическое и компьютерное оборудование, программное обеспечение, электроэнергию, коммунальные платежи... потребовалась модернизация производственно-технической базы государственного техосмотра до европейского уровня». По заявлению руководителя пресс-службы Департамента транспорта и связи города Москвы Жанны Тереховой, в ближайшие годы цены на техосмотр в Москве больше подниматься не будут. Напомним, этой весной уже повышены расценки — с 520 до 690 руб. По расчетам экспертов, если постановление будет принято, то рост стоимости услуг составит 71% за восемь месяцев этого года, а дополнительные поступления в бюджет — 600-700 млн. рублей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.