Д.Ш. Мусостова - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика предприятий» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», [email protected],
D.Sh. Musostova - Ph.D. (Econ.), Associate Professor, Department of Enterprise Economics, Chechen State University;
А.В. Мисаков - кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник ФГБУН «Кабардино-Балкарский научный центр РАН», [email protected],
A. V. Misakov - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Senior Researcher of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences;
А.Х. Сабанчиев - кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник ФГБУН «Кабардино-Балкарский научный центр РАН», [email protected],
A.H. Sabanchiev - PhD in Economics, Associate Professor, Senior Researcher, Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences.
ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ - КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РОСТА
TERRITORY OF ADVANCED DEVELOPMENT - AS AN IMPORTANT FACTOR OF SUSTAINABLE GROWTH
Аннотация. В статье рассмотрены отдельные аспекты предметно-терминологического понятия и практического задействования территорий опережающего развития современной экономики РФ, сформированы базовые составляющие ресурсно-функционального обеспечения промышленно-инновационного роста по обеспечению устойчивого развития депрессивных республик Северного Кавказа.
В последние годы наметился постепенный отход от либералистской концепции государственного регулирования в экономику, а сама экономическая политика все еще недостаточно активна. Одним из результатов такого положения в условиях активизации внешних и внутренних вызовов, нарастающей турбулентности в социально-экономической системе может стать утрата конкурентных позиций. Действительно, в РФ наблюдается последовательное снижение темпов экономического роста...
Все это требует поиска новых источников, которые могут стать реальными драйверами роста. И нам представляется, что ключевую роль здесь должно играть государство. В качестве таковых приоритетных инструментов может быть формирование и устойчивое развитие опережающего развития.
Annotation. The article discusses some aspects of subject-terminology and practical use of the territories of advanced development of the modern economy of the Russian Federation, formed the basic components of the resource and functional support of industrial and innovative growth to ensure the sustainable development of the depressed republics of the North Caucasus.
In recent years, there has been a gradual departure from the liberal concept of state regulation in the economy, and economic policy itself is still not active enough. One of the results of such a situation in the context of the intensification of external and internal challenges, increasing turbulence in the socio-economic system may be the loss of competitive positions. Indeed, in the Russian Federation there has been a steady decline in the rate of economic growth ...
All this requires a search for new sources that can be real growth drivers. And it seems to us that the state should play a key role here. As such, priority tools can be the formation and sustainable development of advanced development.
Ключевые слова: экономический кризис, конкуренция, санкции, депрессивные республики, территория опережающего развития, инновационная привлекательность.
Keywords: economic crisis, competition, sanctions, depressed republics, territory of advanced development, innovative attractiveness.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014г. №473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития Российской Федерации» под территорией опережающего развития понимается «экономическая зона со льготными налоговыми условиями, упрощенными административными условиями, упрощенными административными процедурами и другими привилегиями в России, создаваемая для привлечения инвестиций, ускоренного развития экономики и улучшения жизни населения» [1]
Выбор территорий опережающего развития продиктован объективными обстоятельствами, ибо известно, что в пространственном отношении ни одна экономика не в состоянии равномерно развиваться. В подтверждении этого положения можно привести концепцию полюсов роста Ф. Перру [15], национально ориентированный подход В. Кулькова [7] и другие.
На наш взгляд, депрессивные республики Северного Кавказа могут спешно выступить в качестве подобных полюсов роста. Здесь имеется довольно значимый исследовательский потенциал, а также серьезная практическая задача по восстановлению социо-эколого-экономической системы.
Утверждая, что территории опережающего развития являются высокоэффективным механизмом ускорения экономического роста, мы должны акцентировать на макроэкономическом развитии в целом.
Надо отметить, что во многом схожих республиках Северного Кавказа имеется масса своих территориальных особенностей, связанных с природными и климатическими условиями, ресурсообеспеченностью, качеством человеческого капитала, степенью промышленного освоения территории и т.д. [3,6,9,11] Все это говорит
о необходимости строго учета регионального фактора при реализации государственной социально-экономической политики, а также индивидуальных особенностей и возможностей каждой территории.
Нам представляется, что создаваемые территории опережающего развития и позволят в достаточной мере не только учитывать эти особенности, но и выявить имеющиеся возможности, мобилизовать факторы регионального роста - основы устойчивого развития страны.
Такой подход формирует в обществе тенденцию к ускорению, ибо образуется мультипликативный и си-нергетический эффекты в макромасштабе, и что примечательно, наращиваемый рост получает более стабильный характер.
В республиках Северного Кавказа разработаны собственные Стратегии социально-экономического развития территорий в период до 2030г. Наиболее характерными для этих документов являются такие положения, как необходимость:
- осуществить эффективную интеграцию региональной экономики путем реализации инвестиционных проектов, расположенных в зонах опережающего развития;
- сконцентрировать все ресурсы на приоритете ускоренного развития научно-инновационной сферы промышленности.
Мы убеждены, что республики Северного Кавказа могут сформировать как минимум три мегакластера:
- топливно-энергетический (Чеченская республика, Дагестан и Кабардино-Балкария);
- рекреационный (все республики региона);
- агропромышленный (все республики региона).
Все это позволяет говорить, что депрессивные республики Северного Кавказа обладают широкими предпосылками, а значит - и возможностями, чтобы стать регионом опережающего развития. [2,8,12,14] При этом можно вести речь не только об общероссийском уровне, но и о международном, ибо данный макрорегион имеет естественное конкурентное преимущество - здесь пересекаются транзитные пути из Европы в Закавказье, ближний Восток и Азию.
Нам представляется, что Северный Кавказ являет собой уникальную возможность - впервые в Российской Федерации, чтобы осуществить многоступенчатое зонирование депрессивных территорий для задействования эффективных механизмов регионального обусловленного устойчивого экономического роста.
Уместно вспомнить, что и в советский период создавались подобные точки промышленно-инновацион-ного развития в соответствии с потребностями экономики народного хозяйства при освоении ресурсов и, как правило, они были сопряжены с освоением и размещением территориально - производственных комплексов на Урале, Сибири, Дальнем Востоке. Экономика, в основном, развивалась в экстенсивном режиме. Но мир меняется и сегодня очень важно понимать природу тех сил, которые вызывают в нашей жизни серьезные кардинальные изменения жизнеустройства общества. И это естественно, ибо идет процесс постоянного совершенствования производственных сил, что, бесспорно, вызывает определенные неизбежные социальные и политические изменения. [4,5,10,13] Подобная причинно-следственная связь наблюдается и в сегодняшних реалиях. В качестве примера можно привести трехмерные (3D) принтеры. Их использование в обрабатывающей промышленности приводит к существенным структурным изменениям в экономике, в частности, появляются возможности организации производства на малых предприятиях продукции с безотходной технологией, в которых производственные затраты сопоставимы с крупносерийным производством.
Представляется, что подобные тенденции обеспечения более высокого уровня развития производительных сил должны стать исходной предпосылкой формирования территории опережающего социально-экономического развития в формате региональных точек промышленно-инновационного развития. Открытие подобных малых предприятий в сельской местности горных территорий позволит в будущем «стереть» грань между городом и селом, городским и сельским трудом, возродить заброшенные и депрессивные территории, сгладить культурные различия.
Действующая модель экономического роста в РФ в условиях очередного мирового финансового кризиса (а мы исходим из того, что кризис «ходит» по стране всегда - то в явной, то в скрытой форме) не в состоянии отвечать новым вызовам, обусловленным как внешними, так и внутренними факторами современной институциональной среды. Все это отчетливо проявляется на фоне существенных социально-экономических проблем, выявленных при реализации целевых антикризисных планов 2014-2018гг.
В этих условиях экономический рост в регионах необходимо стимулировать посредством создания и развития в них специального режима хозяйствования - получения статуса особе экономической зоны.
Однозначно, что только лишь статус уже не дает автоматического роста. Необходимо провести масштабную аналитическую работу, выяснить насколько новые условия хозяйства позволят создать предпосылки для развития комплекса инфраструктур, человеческого капитала, новых бизнес-моделей и т.п. В этих условиях необходимо разработать соответствующие антикризисные институциональные методы, чтобы эффективнее связать уровень развития региона с потенциалом территорий опережающего развития.
Говоря о рекреационном комплексе, необходимо выделить, что туристический бизнес в республиках Северного Кавказа не стоит на месте, постоянно развивается и расширяется путем активизации партнерских связей между регионами РФ. Новым толчком развития этого вида бизнеса стали санкции США и стран ЕС.
Однозначно, что туристические комплексы регионов Северного Кавказа довольно серьезно отличаются по уровня развития и снизить уровень дифференциации экономического развития регионов можно используя
специальный инструментарий, позволяющий не только выровнять существующие технико-экономические различия, но и участвовать в решении социально-экономических проблем территориального развития в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Одним из таких инструментариев может стать многоуровневая система стратегического анализа и планирования социо-эколого-экономического развития территорий. Она состоит из комплекса документов стратегического развития, взаимосвязь которых определена соподчинённостью целей, подцелей и задач разных уровней управленческих органов.
Опыт развитых стран говорит о наличии широкой возможности применения с целью наращивания темпов экономического роста в территориях, где созданы зоны развития. В них для формирования инвестиционной привлекательности и создания на специальной территории современного промышленного производства госструктуры формируют благоприятные условия для ведения предпринимательской деятельности. Такие зоны имеют в разных странах различные задачи и цели, но, как правило, все они нацелены на:
- построение производственной, транспортной и социальной инфраструктуры;
- предоставление налоговых льгот;
- нейтрализацию административных барьеров.
Особый интерес представляют проблемы использования структурно-информационной составляющей с позиции методологических обоснований, так и с позиции их прикладного значения. Действительно, разработка механизмов регулирования, рычагов воздействия и методов из задействования, могут строиться на разных концепциях отбора всевозможных функций, целевых функционалов, моделей, схем и алгоритмов.
Это означает, что в качестве основы подобной трактовки принципов развития структурно-информационной составляющей промышленно-инновационного роста в экономике должна выступать:
- структура управления развитием промышленно-инновационного комплекса;
- отраслевая структура промышленности;
- когнитивно-информационные связи в пределах реального сектора экономики.
Тенденция происходящих процессов формирования и развития прогрессивных форм социально-экономических отношений в регионах на всех уровнях говорит о необходимости нового видения экономических преобразований.
Источники:
1. Федеральный закон от 29.12.2014г. №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития Российской Федерации».
2. Алоева З.А., Мисаков В.С. Разработка адаптационно-антикризисных мер в условиях возрастающей конкурен-ции//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2013. № 6-2 (56). С. 30-35.
3. Афашагова С.Р., Мисаков В.С., Иванов А.А. Некоторые инструменты стимулирования инновационного развития бизнес-среды в республиках СКФО//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2014. № 5 (61). С. 75-81.
4. Бодрунов С.Д. Территория опережающего развития - важнейшее условие экономического роста России// Управле-нец.2018, т.9.,№1., С.2-7
5. Заусаев В.К., Бурдаков Г.И. Территории опережающего развития: работа над ошибками//ЭКО. 2015.№2С.76-86
6. Кармокова Х.Б., Мисаков В.С. Некоторые проблемы организации системного анализа состояния инновационной деятельности//Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. Т. 6. № 4-2. С. 85-88.
7. Кульков В.Н. Пространства и содержание национально-ориентированного подхода в экономической теории/Российский экономический журнал. 2013, №2С. 70-97
8. Кушбокова Р.Х., Шамурзаев З.С., Мисаков В.С. Некоторые подходы к управлению инновационным потенциалом промышленного предприятия/Лета Economicus. 2009. Т. 7. № 4-3. С. 123-125.
9. Мисаков А.В., Моламусов З.Х., Мисаков В.С. Некоторые методы моделирования инвестиционной деятельности промышленных предприятий в условиях неопределенности/Экономика и предпринимательство. 2016. № 1-2 (66). С. 606-610.
10. Мисаков В.С. Использование стохастического анализа при выявлении производительности труда//Бухгалтерский учет. 1986. № 12. С. 0.
11. Мисаков В.С. Новые формы экономической работы в строительстве//Нальчик, 1986.
12. Мисаков В.С. Теория и практика анализа конкурентоспособности фирмы//Нальчик, 1996.
13. Мисаков В.С., Иналов Б.А.М., Эскарханов Л.У. Роль и содержание системы управления рисками//Тегга Economicus. 2013. Т. 11. № 2-2. С. 28-32.
14. Мисаков В.С., Мисаков А.В. Региональный аспект перехода к устойчивому развитию//В сборнике: Системный кризис на Северном Кавказе и государственная стратегия развития макрорегиона материалы Всероссийской научной конференции. Ответственный редактор Г.Г. Матишов. 2011. С. 193-197.
15. Перру Р. Экономическое пространство: теория и приложения//Пространственная экономика. 2007, №2, С.77-93
Sources:
1. Federal Law of December 29, 2014 No.473-FZ "On the territories of advanced socio-economic development of the Russian Federation."
2. Aloeva Z.A., Misakov V.S. Development of adaptation and anti-crisis measures in conditions of increasing competition // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2013. No. 6-2 (56). Pp. 30-35.
3. Afashagova S.R., Misakov V.S., Ivanov A.A. Some tools to stimulate the innovation development of the business environment in the republics of the North Caucasus Federal District // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2014. № 5 (61). Pp. 75-81.
4. Bodrunov S.D. The territory of advanced development is the most important condition for Russia's economic growth // Manager. 2018, V. 9., No. 1., P.2-7
5. Zausayev V.K., Burdakov G.I. Territory of advanced development: work on the bugs // EKO. 2015.№2С.76-86
6. Karmokova Kh.B., Misakov V.S. Some problems of organizing a system analysis of the state of innovation // Economic Journal of Rostov State University. 2008. Vol. 6. No. 4-2. Pp. 85-88.
7. Kulkov V.N. Spaces and content of a national-oriented approach in economic theory // Russian Economic Journal. 2013, № 2C. 70-97
8. Kushbokova R.Kh., Shamurzaev Z.S., Misakov V.S. Some approaches to the management of innovative potential of industrial enterprises // Terra Economicus. 2009. Vol. 7. No. 4-3. Pp. 123-125.
9. Misakov A.V., Molamusov Z.Kh., Misakov V.S. Some methods of modeling the investment activity of industrial enterprises in conditions of uncertainty // Economy and Entrepreneurship. 2016. № 1-2 (66). Pp. 606-610.
10. Misakov V.S. The use of stochastic analysis in identifying labor productivity // Accounting. 1986. No. 12. P. 0.
11. Misakov V.S. New forms of economic work in construction // Nalchik, 1986.
12. Misakov V.S. Theory and practice of analyzing the competitiveness of the company // Nalchik, 1996.
13. Misakov V.S., Inalov B.A.M., Eskarkhanov L.U. The role and content of the risk management system // Terra Economicus. 2013. V. 11. № 2-2. Pp. 28-32.
14. Misakov V.S., Misakov A.V. The regional aspect of the transition to sustainable development // In the collection: The system crisis in the North Caucasus and the state strategy for the development of the macro-region materials of the All-Russian Scientific Conference. Responsible editor G.G. Matishov. 2011. p. 193-197.
15. Perrue R. Economic Space: Theory and Applications // Spatial Economics. 2007, No.2, P.77-93
УДК 334.021
М.А. Нестеренко - доцент кафедры государственного и муниципального управления, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина ([email protected]),
М.А. Nesterenko - associate professor of the department of public Positive and municipal administration, candidate of economic sciences, Kuban State Agrarian University named afterI.T. Trubilin;
А.В. Бережной - доцент кафедры государственного и муниципального управления, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина ([email protected]),
A.V. Berezhnoy - associate professor of the department of public Positive and municipal administration, candidate of economic sciences, Kuban State Agrarian University named afterI.T. Trubilin.
ВНЕДРЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК ФАКТОР УПРАВЛЕНИЯ ЦЕПОЧКОЙ СОЗДАНИЯ СТОИМОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ THE INTRODUCTION OF THE PROVISIONS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS AS A FACTOR OF MANAGEMENT
THE VALUE CHAIN OF ORGANIZATIONS
Аннотация. В статье раскрывается сущность такого стратегического инструмента, как управление цепочкой создания стоимости. Определено, что отдельные бизнес-субъекты агропромышленного комплекса Краснодарского края сталкиваются с определенными трудностями в процессе построения товаропроводящей цепи, а производственный потенциал малых форм хозяйствования в системе государственного и муниципального заказа практически не реализуется. Предложен организационный механизм деятельности органов власти в части формирования логистической инфраструктуры АПК края на основе внедрения государственно-частного партнерства. Разработан проект организационной структуры сети межрайонных логистических центров Краснодарского края. Сформулированы положения государственно-частного партнерства. Доказано, что частно-государственная форма собственности при создании единой сети логистических распределительных центров позволит сочетать механизм корпоративного и государственного контроля и обеспечить процесс управления цепочкой создания стоимости агросреды.
Annotation. In article the essence of such strategic tool like as a value chain management. It is defined that certain business subjects of agro-industrial complex of Krasnodar Region meet certain difficulties in the course of creation of a commodity distribution chain, and the production capacity of small farms in the system of the state and municipal order is practically not implemented. The organizational mechanism of activity of authorities regarding formation of logistic infrastructure of agrarian and industrial complex of edge on the basis of introduction of public-private partnership is offered. The project of organizational structure of network of the interdistrict logistic centers of Krasnodar Region is developed. Provisions of public-private partnership are formulated. It is proved that the public and private form of ownership during creation of uniform network of logistic distribution centers will allow to combine the mechanism of corporate and state control and to provide process of the value chain management of an agrosreda.
Ключевые слова: управление цепочкой создания стоимости, товаропроводящая цепь, государственно-частное партнерство, Краснодарский край, агропромышленный комплекс, логистические центры, организационная структура.
Keywords: value chain management, commodity distribution chain, public-private partnership, Krasnodar Region, agro-industrial complex, logistic centers, organizational structure.