Научная статья на тему 'Терпимое, толерантное, нетерпимое отношение молодежи'

Терпимое, толерантное, нетерпимое отношение молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
562
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Клепцова Е. Ю.

На основании проведенных экспериментально-теоретических исследований выявлены уровни и индивидуально-типические особенности терпимого, толерантного, нетерпимого отношения молодых людей к реальности: молодые люди с преобладанием пренебрежения, отстраненности, импульсивности, высокомерия, терпеливости, беспомощности, снисхождения, сотрудничества, уступчивости, предложены некоторые факторы закрепления преобладающей формы в поведении молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Терпимое, толерантное, нетерпимое отношение молодежи»

застоя в беспрерывном потоке развития, «реки мышления» и познания.

7. Действительно, отречение от гуманистической культуры, ядром которой являются высшие ценности, которые имеют своей высшей целью -облагораживание социального бытия и однобокое следование слову науки и техники — заведомо ложный путь вероломного и варварского завоенания и освоения окружающей действительности. Предоставление же развитию науки и истории свободы в виде произвола собственной динамики, при отречении от мудрости веков - это утрата перспективы субстанциональности Бытия. В современной техногенной цивилизации, где доминируют деструктивные некрофилические тенденции необходимо действенное внедрение интегрирующих тенденций, ибо без метафизически ориентированного гуманизма, пронизанного Духьм и познанием трансцендентного ее смысла — история мертва, а науки об истории человечества -- становятся мертвенной каталогизацией систем знаний, которые невозможно целостно применить, без познания же Абсолюта человек становится ограниченным приложением к этой мертвенной, безжизненной систематизации псевдонаучных знани;;, и в своем познании сущнос.и Бытия он становится бессильным управлять этой историей, очжонясь

лицом к лицу с Божественным Провидением и Замыслом Божиим.

Библиографический список

1. Бердяев H.A. Смысл истории. - М, 1990, с.76-78.

2. Библср B.C. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. 1989. №6.

X Губмап Б.Л. Западная философия культуры XX века. - М.. 1997. с.21.

Гуманитаризация технического образовании и гуманизации профессиональной подготпнк;'. инженеров. - Ульяновск, I9H9, с.232.

5. Новая технократическая волна ил Запади. -- М.. 1986, с. 232-237

6. МэмфордЛ. Миф машнчи .'/ Постник МГУ. - 1 ;к>2.- №1. с.239.

7. С:ициалыю-фило< оф. м; ■ ...роблечы духовного производства / Республиканская .мучная конференция. 4.2. -

Ульянodc. ; , 1990.

КОЛЫЧЕВА Светлана Валентиновна, ассистент кафйдры философии.

Дага посту 1ления статьи ч редакцию: 23.05.06 г. © Колычева Г.В.

удк316* Е.Ю. КЛЕПЦОВА

Вятский государственный гуманитарный университет, г. Киров

ТЕРПИМОЕ, ТОЛЕРАНТНОЕ, НЕТЕРПИМОЕ ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ_

На основании проведенных экспериментально-теоретических исследований выявлены уровни и индивидуально-типические особенности терпимого, толерантного, нетерпимого отношения молодых людей к реальности: молодые люди с преобладанием пренебрежения, отстраненности, импульсивности, высокомерия, терпеливости, беспомощности, снисхождения, сотрудничества, уступчивости, предложены некоторые факторы закрепления преобладающей формы в поведении молодежи.

К сожалению, в настоящее время в общественном сознании нарастает нетерпимость, озлобленность, агрессивность, что требует от каждого человека мобилизации внутренних сил и ресурсов противостояния им, изменения отношения к окружающим. Значимую роль в гуманизации отношений призвана сыграть терпимость. Особенно в подростковом и юношеском возрасте, заявившем о себе как о критическом, переходном периоде в личностном развитии. Данные возрастные периоды чрезвычайно сензитивны к восприятию проявлений транслируемых в разных масштабах, начиная от средств массовой информации, кончая элементарной бытовой раздражительностью, несдержанностью, агрессивностью и нетерпимостью.

Последние десятилетия ставят необходимость выделение нового типа ценностей - ценности гуманизма.

Общей чертой гуманистических ценностей является то, что все они обретают свой статус в результате их оценки по критерию "человечность или античеловечность".

Особый интерес для нас представляют нравственные ценности. Нравственные ценности, атакже этика гуманизма, согласно представлениям В.А. Ку-вакина, составляют ядро гуманистического мировоззрения [7]. Среди некоторых моральных ценностей гуманизма, предлагаемых П. Куртцем и В.А. Кувакиным, заметное место принадлежит терпимости, которая в последнее время часто заменяется синонимом "толерантность". В последние годы актуализировались исследования проблем толерантности, где толерантность выступает, с одной стороны, как некоторая философия, с другой — как отношенческая категория, и с третьей — как культура толерантного сознания [1-14]. В рамках идей

толерантного сознания на особом месте стоит система отношений, которые, в свою очередь, могут быть терпимыми, толерантными и нетерпимыми [4-7, 9, 12]. Под толерантностью нами понимается свойство личности, в котором выражается отношение её к миру в целом, вещам, предметам, другим людям, их взглядам, к самому себе, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, поведения людей и т.п. и проявляющееся в понижении сензитивности к объекту за счет задействования механизмов терпения (выдержка, самообладание, самоконтроль).

Нами различаются понятия "толерантность" и "терпимость". Под терпимостью мы понимаем свойство личности, в котором выражается отношение личности к миру в целом, вещам, предметам, другим людям, их взглядам, к самому себе, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, мнений,оценок, верований,поведения людей и т.п. и проявляющееся в повышении сензитивности к объекту за счет задействования механизмов принятия (понимание, эмпатия, ассертивносгь) и терпения (выдержка, самообладание, самоконтроль). Терпимость дихотомична нетерпимости. Толерантность является промежуточным этапом между терпимостью и нетерпимостью. В основе толерантности лежит интеллектуальное убеждение, похожее на конвенциальную договоренность сторон о границах сосуществования. Терпимость как личностное образование характеризует поведение, базирующееся на усвоении аксиологических принципов ненасильственного взаимодействия. Терпимое отношение неотделимо от внутренней мотивации этой формы активности, так как терпимость предусматривает просоциальное поведение, ненасильственное взаимодействие, бескорыстные действия, не сулящие человеку внешних наград, одобрений, восхищений, поощрений, иначе говоря, терпимость непрагматична по определению и по своей природе.

За пределами терпимости оказываются формы помогающего поведения, в основании которых могут лежать: корыстный расчет, эгоизм, прагматизм, самореклама, практицизм, злонамеренное воздержание и другие мотивы действий, связанные с соображением затрат и пользы от совершаемых поступков, например, альтруистический эгоизм Г. Селье. Подобные мотивы поведения лежат в основа толерантного и нетерпимого поведения [5, б, 9,8].

С 2002 г. на базе Вятского государственного гуманитарного университета проводится научное исследование, направленное на изучение терпимого отношения молодежи, в рамках которого разработан учебно-методический комплекс «Психология терпимого отношения». В него входят учебные программы курсов «Психология терпимого отношения», «Толерантность в управленческой деятельности», диагностический комплекс к программе «Психология терпимого отношения», методические рекомендации к УМК «Психология терпимого отношения», методические рекомендации к проведению тренингов для молодежи «Обуздание нетерпеливости: тренингтерпеливости», «Драконовы зубы враждебности: тренинг укрощения агрессивности», «Не говори «Да!», если хочешь сказать «Нет!»: тренинг ассертивного противостояния агрессии», рабочие тетради участников тренинга, имеющие одноименные с тренингами названия, учебная программа интерактивного модуля УМК, рабочая тетрадь к дисциплине «Психология тер-

пимого отношения», учебное пособие «Терпимое отношение к ребенку».

Использование разработанного диагностического комплекса учебной дисциплины «Психология терпимого отношения» для диагностики терпимого отношения молодежи, позволило выявить уровни и проанализировать индивидуально-типические особенности проявления терпимого, толерантного и нетерпимого отношения молодежи к окружающим. Проведенное нами исследование на молодых людях в разных регионах России показало следующие результаты.

Меньше всего оказалось молодых людей с терпимым отношением (12%). Для них в наибольшей степени свойственны гиперсоциальные установки, ярко выраженная готовность помогать, сотрудничать, сопереживать окружающим, гибкость в контактах, эмоциональная устойчивость, уравновешенность, ассертивносгь.

Молодые люди с нетерпимым отношением (49 %) характеризуются агрессивностью, раздражительностью, несдержанностью, вспыльчивостью, эгоцентризмом, невротичностью.

Молодые люди с толерантным отношением (39 %) отличаются тем, что частично принимают позиции окружающих. В одних ситуациях они способны проявлять невыдержанность, нетерпение, агрессию, но в то же время в других случаях могут быть терпеливыми, принимающими, эмпатичными, ассер-тивными.

В зависимости от позиции, преобладающей формы выражения терпимого, толерантного, нетерпимого отношений и на основе функционирования механизмов принятия и терпения наше исследование позволило выявить и проанализировать индивиАуально-типические особенности проявления терпимого, толерантного и нетерпимого отношения молодых людей к окружающим [5, 6, 8]. Всего было выделено 9 типов молодых людей, для которых характерны специфические формы выражения отношений к действительности (себе, детям, родителям, одноклассникам (одногруппникам), малознакомым (незнакомым) людям, учителям (преподавателям), друзьям, представителям других национальностей, другим религиям, больным, атакже к асоциальным явлениям действительности: людям, ведущим разгульный образ жизни, курящим, пьющим, наркоманам (токсикоманам), агрессии), что дало основание каждому из них дать условное обозначение.

Коротко опишем эти типы, используя следующую схему: наименование формы выражения отношений к окружающим; её условное обозначение; своеобразное кредо и лозунг, которые вполне могуг характеризовать представления данного типа отношений; способы его общения с другими субъектами действительности; преобладающая форма отношений и тактика поведения (таблица 1).

Предлагаемая психологическая характеристика индивидуально-типических особенностей молодых людей не преследует цели обидеть молодежь или злорадно указать им на их недостатки. Психологическая характеристика молодежи необходима, прежде всего, для понимания причин появления этих недостатков в личностном профиле, поведении, более того, она предполагает своеобразное предостережение молодых людей от грубых поведенческих ошибок, а также призвана служить в качестве некоторого ориентира для психолога, педагога, преподавателя, сопровождающего проведение

Таблица 1

Типологии терпимого, толерантного и нетерпимого отношения молодежи к субъектам действительности

Позиции Терпимое отношение: преобладание механизма принятия Толерантное отношение: преобладание механизма терпения Нетерпимое отношение: неразвитость механизмов принятия и терпения

«Сверху» Снисхождение («Доктор Айболит»] Высокомерие («Хозяйка Медной горы») Пренебрежение («Карабас Барабас»)

«Рядом» Сотрудничество («Золотая рыбка») Терпеливость («Кот в сапогах») Отстраненность («Снегурочка»)

«Снизу» Уступчивость («Крошечка Хаврошечка») Беспомощность («Пьеро») Импульсивность, стремление изменить, сделать по-своему («Соловей Разбойгик»)

учебно-методического комплекса в полном объеме или какой-то ее части, например спецкурса или тренинга.

Молодые люди с преобладанием пренебрежения как формы выражения нетерпимого отношения к субъектам действительности («Карабас Барабас») (14%).

Формирующееся жизненное кредо: «Я поставлю вас на место!», «Я сделаю все, что бы вы почувствовали мою боль!»

Лозунг, которым руководствуется молоугй человек: «Вы ответите мне за всё!»

Позиция, занимаемая по отношению к субъектам реальности, — «сверху», контролирующий, принуждающий, преследующий «родитель».

Способы общения: запрет, требование, манипулирование, угроза, наказание, оскорбление.

Преобладающая форма отношений: пренебрежительное отношение к субъекту, презрение, неприязнь, вплотьдо ненависти.

Тактика поведения: диктат.

Молодые люди с преобладанием отстраненности как формы выражения нетерпимого отношения к субъектам действительности («Снегурочка») (10%).

Формирующееся жизненное кредо: «Оставьте меня в покое!»

Лозунг, которым пользуется молодой человек: «Это вы сами в состоянии сделать!»

Позиция, занимаемая по отношению к субъектам реальности, — безучастный, холодный, отстранённый «взрослый», «на равных», но не вместе.

Способы общения: холодная наблюдательность, раздражённое неприятие, различные виды манипулирования.

Преобладающая форма отношений: отстраненность, безучастность, игнорирование.

Тактика поведения: сосуществование рядом, но не вместе; уход от проблем.

Молодые люди с преобладанием импульсивности как формы выражения нетерпимого отношения к субъектам действительности («Соловей Разбойник») (25%).

Формирующееся жизненное кредо: «Со своими страхами я буду бороться, делая больно другим!», «Я вылеплю из вас человека!»

Лозунг, которым пользуется молодой человек: «Я докажу, что я взрослый!», «Делай, как я!»

Позиция, занимаемая по отношению к субъектам реальности, — «снизу», эмоционально неустойчивый «подросток», стремящийся всем показать, что он «взрослый».

Способы общения: наставление, запрет, требование, наказание, манипулирование.

Преобладающая форма отношений: неприятие с эмоциональным реагированием, стремление изме-

нить поведение человег.-т, скорректировать его личность.

Тактика поведения: диктат.

Молодые люди с преобладанием высокомерия как формы выражения толерантного отношения к субъектам действительности («Хозяйка Медной горы») (16%)

Формирующееся жизненное кредо: «Ох уж эти недалекие людишки!»

Лозунг, которым пользуется молодой человек: «И когда только вы поумнеете, вырастите, станете понимать элементарные вещи!»

Позиция, занимаемая по отношению к субъектам реальности — «сверху», позиция надменного, кичливого «родителя».

Способы общения: нотация, морализирование, наставление, разъяснение, назидание.

Преобладающая форма отношений: высокомерие, надменнос ть, кичливость.

Тактика поведения: контроль, опека.

Молодые люди с преобладанием терпеливости как формы выражения толерантного отношения к субъектам действительности («Кот в сапогах») (6 %).

Формирующееся жизненное кредо: «Всё можно пережить! Терпи, сколько выдержишь!»

Лозунг, которым пользуется молодой человек: «Всё получится, нужно только немного подождать!»

Позиция, занимаемая по отношению к субъектам реальности, — «рядом, но не вместе».

Способы общения: диалог, поддержка, манипулирование,

Преобладающая форма отношений: терпеливость, выдержка, самообладание, самоконтроль.

Тактика поведения: терпеливое, выдержанное (по возможности) сосуществование рядом.

Молодые люди с преобладанием беспомощности как формы выражения толерантного отношения к субъектам действительности («Пьеро») (17%).

Формирующееся жизненное кредо: «Я готов всё вытерпеть, лишь бы вам было хорошо».

Лозунг, которым пользуется молодой человек: «Ну что я могу для тебя сделать?»

Позиция, занимаемая по отношению к субъектам реальности, — «снизу», приспособление.

Способы общения: приноравливание к субъекту.

Преобладающая форма отношений: беспомощность.

Тактика поведения: невмешательство.

Молодые люди с преобладанием снисхождения как формы выражения терпимого отношения к субъектам действительности («Доктор Айболит») (5 %).

Формирующееся жизненное кредо: «Это непонятливые люди (дети, взрослые) и этим всё сказано!»

Лозунг, которым пользуется молодой человек: «У вас всё получится со временем!»

Позиция, занимаемая по отношению к субъектам реальности, — «сверху», позиция покровительствующего «родителя».

Способы общения: наставление, нотация, разъяснение, морализирование, убеждение.

Преобладающая форма отношений: снисходительность, покровительственное отношение.

Тактика поведения: опека, забота, умеренный контроль.

Молодые люди с преобладанием сотрудничества как формы выражения терпимого отношения к субъектам действительности («Золотая рыбка») (4 %).

Формирующееся жизненное кредо: исходить из интересов субъекта и перспектив его дальнейшего развития.

Лозунг, которым пользуется молодой человек: «У тебя всё получится, в случае необходимости можешь рассчитывать на мою помощь!»

Позиция, занимаемая по отношению к субъектам реальности, — «рядом», позиция друга, помощника, наставника, когда это необходимо.

Способы общения: понимание, помощь, диалог, поддержка.

Преобладающая форма отношений: сотрудничество.

Тактика поведения: сотрудничество, ненавязчивое, естественное создание ситуаций, требующих от субъекта проявления активности.

Молодые люди с преобладанием уступчивости как формы выражения терпимого отношения к субъектам действительности («Крошечка Хав-рошечка») (3 %).

Формирующееся жизненное кредо: «Я так вас люблю, что готов всё принять, лишь бы вам было хорошо!»

Лозунг, которым пользуется молодой человек: «Жертвовать собой ради других — мое предназначение!»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Позиция, занимаемая по отношению к субъектам реальности, — «снизу», приспособление.

Способы общения: уступчивость, сговорчивость, покладистость.

Преобладающая форма отношений: уступчивость.

Тактика поведения: попустительство.

Следует заметить, что молодой человек в разных ситуациях может проявлять и высокомерие, и снисхождение, и уступчивость, и терпеливость и другие формы выражения терпимого, толерантного и нетерпимого отношения к различным субъектам действительности, однако, с течением времени в силу развития или неразвития механизмов терпения и принятия та или иная форма поведения может закрепляться. На формирующуюся личность молодого человека значимыми факторами закрепления преобладающей формы отношений в поведении могут являться следующие: демонстрация раз-

личными взрослыми (родители, педагоги и другие) терпимого, толерантного и нетерпимого отношения, социальная среда, царившие в ней правила и нормы взаимодействия, средства массовой информации, художественная литература, специально организованное обучение, в частности УМК «Психология терпимого отношения».

Библиографический список

1. Асмолов А.Г., Банцекин М.Б., Бухарина Г.В.. Гонтмахер Е.Ш., Дробижева Л.М., Миролюбова О.Д., Солдатова Г.В. Доклад Правительству РФ «О ходе реализации в 2001 - 2002 гг. Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001- 2005 гг.) от 15 мая 2003 г.//Век толерантности. - 2003. - №6, с.3-33.

2. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). — М.: Изд-во МПСИ, Воронеж,: Ипд-во НПО, МОДЕК, 2003. - 240 с.

3. Возрастные особенности формированиятолерантности. Труды по социологии образования. Труды по социологии образования. Т.8. Вып. 14. /Подред. Собкина В. Н. — М.,: Изд-во Центр социологии образования РАО, 2003. - 208 с.

4. Зимбули А.Е. Почему терпимость и какая терпимость. // Вестник СпбГУ. 1996. - №3, с.23-27.

5. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. - М. .: Изд-во Академический проект, 2004. - 176 с.

6. Клепцова Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика, коррекция. - М,: Изд-во Академический проект, 2005. — 192 с.

7. Кувакин В.А. Твой ад и рай. Человечность и бесчеловечность в человеке. — М.:МГУ, 1998. — 215с.

8. Проблемы толерантности в подростковой субкультуре. Труды по социологии образования. Труды по социологии образования. Т.8. Вып. 13./Подред. Собкина В. Н. - М..: Изд-во Центр социологии образовании РАО, 2003. —391с.

9. Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми. /Под ред. Маралова В. Г. - М.: Изд-во Академический проект, 2005. -288 с.

10. Риэрдон Б.Э. Толерантность — дорога к миру. — М.: Изд-во Бонфи, 2001. -304 с.

I 1. Рожков М.И., Байбородова Л. В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников, — Ярославль: Изд-во Академия развития. Академия Холдинг,2003. — 304 с.

12.Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика|:С.б науч.-мет. статей. — М : Изд-во МПСИ, Воронеж,: Изд-во НПО, МОДЕК, 2002. - 240 с.

13.Уолцер М. О терпимости. — М.: Изд-во Идея-пресс, 2000. - 130с.

14. Allport G. Nature of Prejudice. Cambridge, MA:Addison-Wesleu, 1954. - 498 p.

КЛЕПЦОВА Елена Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры научных основ управления школой.

Дата поступления статьи в редакцию: I 9.06.06 г. © Клепцова Е.Ю.

Книжная полка

Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право. Учебное пособие - 2-е изд. - СПб.. Юридический Центр Пресс, 2005. - 723 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.