И. В. ШПЕКТОРЕНКО
ТЕРМИН «ПРОФЕССИОНАЛИЗМ» В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИКОУПРАВЛЕНЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
Ключевые слова:
профессионализм, государственная служба, профессиональная компетентность, профессиональная мобильность
В статье рассматривается содержание категории «профессионализм» в контексте структуры профессиональной мобильности персонала. Автор утверждает, что контроль за процессом профессионализации кадров приведет к изменениям в содержании и целях профессионального образования, а также будет способствовать качественному изменению подходов в личностно ориентированном развитии персонала органов власти.
Решение проблемы профессионализации государственной службы невозможно без четкого понимания содержания термина «профессионализм». В Украине в современной практике работы с кадрами государственной службы все чаще просматривается подход к пониманию данного явления, сформулированный в одной из работ В. Я. Малиновского: «Среди большинства населения издавна господствует мысль, что для управления государством не нужно иметь многих знаний, а достаточно лишь жизненного опыта на уровне рядового гражданина» [7, с. 7].
Key words:
professionalism, civil service, professional competence, professional mobility
In the article notion of the category “professionalism” in terms of staff professional mobility structure is considered. The author states that control of the process of staff professionalization will result in changes in content and purposes of professional education and will provide quality changes of the approaches to personal oriented development of the staff in government authorities.
В этой связи представляется целесообразным проанализировать точку зрения украинских исследователей по данной проблеме и предложить собственное понимание термина «профессионализм», основанное на авторском представлении о структуре профессиональной мобильно сти персонала.
Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что профессионализм — это очень обобщенная неконкретная дефиниция, не учитывающая элементов процессов профессионального развития. Отмечается «необходимость расширения понятия профессионализма»
Шпекторенко И. В. Термин «профессионализм» в современном политико-управленческом дискурсе
Государственная и муниципальная служба
[13, с. 127], что «следует иметь в виду значительную разницу необходимого набора профессиональных качеств государственного служащего в зависимости от уровня деятельности... Между тем, именно дифференцированному анализу профессионализма уделяется пока что недостаточное внимание» [4, с. 181]. Подобные мысли исследователей являются признанием необходимости учитывать широкий спектр компетентностных, ценностных качеств как элементов профессионализма государственного (и муниципального) служащего, связанных с влиянием на процесс профессионализации.
Мы согласны с тем, что понятие профессионализма, учитывая его существующие научно обоснованные формулировки, аргументы и идеи, не лишено эклектики, фрагментарности. В исследованиях, посвященных определению термина «профессионализм», на наш взгляд, часто не хватает научного анализа, системности, комплексности и структурированности. Существование многочисленных трактовок терминов «профессионализм», «профессионализм государственного служащего» ставит перед исследователями не только задачу обобщения уже существующих научных знаний по этой проблеме, но и поиска новых методологических подходов. Таким подходом, как представляется, может служить структура
профессиональной мобильности персонала [17; 18], которая одновременно представляет собой систематизацию различных элементов (факторов) процесса их профессионализации. Этот процесс совпадает с процессом развития профессиональной мобильности индивида. В данной структуре, по нашему мнению, системно и комплексно определены факторы, обусловливающие профессиональную компетентность государственного служащего и его профессионализм как интегрированные характеристики.
К содержанию термина «профессионализм» обращалось немало исследователей, рассматривая его с различных позиций, на основании собственных наблюдений (подходов) или с использованием теоретических разработок других авторов.
Профессионализм — это высший уровень психофизических, психических и личностных изменений, происходящих в процессе длительного выполнения человеком служебных обязанностей, которые обеспечивают качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных заданий в особенных условиях [4, с. 164]. Существует немало различных толкований термина «профессионализм», которые описала в своем исследовании И. Нынюк. Так, например, это — качественно ценностный комплекс
глубоких знаний, практического опыта служащего, общечеловеческих ценностей, который отображает степень самоорганизации индивида, эффективность его профессиональной деятельности, содействующий развитию авторитета государственной службы, или формирующий позитивный имидж государственной службы [10, с. 7, 3738]. Исследователь рассматривает профессионализм как общественно-историче ский процесс творческой деятельности людей, совмещающий знание, понимание социальных действий, которые возникают на основе целей и мотивов. Это, в первую очередь, полноценное овладение профессией, что в своей основе является результатом целеустремленного, целостного развития личности, которое определяется сочетанием таких факторов, как эффективность воспитательного влияния, есте ственные способности, образование, гармония культуры чувств, воли и поступков, единство которых чрезвычайно важно в связи с приоритетом практического мышления в деятельности госслужащего. Профессионализм государственных служащих рассматривается как профессионализм социально-профессиональной группы, имеющей особенный социальный и профессиональный статус, специфическую систему норм и ценностей, свои социально-психологические особенности. Он харак-
теризуется сочетанием общечеловеческих, профессиональных, государственных ценностей той социальной группы, в которую он входит. Центральным компонентом профес сионализма является духовное самоутверждение человека, которое следует учитывать при осуществлении воспитательной работы по формированию готовности личности к утверждению гуманистических основ бытия, в частности — профессиональной благотворительности и человеческой порядочности, преодолению безразличия к идеалам [10, с. 21, 26, 36, 37, 110]. Позиции, с которых анализируется и синтезируется термин «профессионализм», подразумевают совокупность определенных личных и профессиональных качеств государственных служащих (субъективных факторов профессионализма), находящихся в зависимости от их образованности, воспитанности, от оказывающей стимулирующее воздействие на них профессиональной среды (объективных факторов профессионализма). В тоже время объективные условия развития профессионализма далеко не всегда принимаются во внимание исследователями.
В работах, посвященных изучению категории «профессионализм», особо рассматривается роль культуры (как общей, так и профессиональной) в процессе развития
Шпекторенко И. В. Термин «профессионализм» в современном политико-управленческом дискурсе
Государственная и муниципальная служба
профессионализма. «Профессионализм — одна из базовых профессионально этических обязанностей государственного служащего» [1, с. 118]. Эта мысль подчеркивает важность качественного улучшения процедуры отбора людей на государственную службу, оценки их личных качеств. У воспитанного человека, обладающего высоким уровнем социальной (общей или гражданской) культуры, с большей вероятностью будет сформирована полноценная профессиональная культура, соответствующая ценностям, нормам культуры государственного управления, государственной службы или государственного органа, в котором он трудится. «Профессионально культурный» государственный служащий мотивационно в большей степени готов к профессии, способен осознавать профессионализм своей внутренней потребностью, целью своей профессиональной деятельности. Владение высокими моральными ценностями, проявление нравственности в поведении и поступках — личностные качества индивида, определяющие направления и результативность социальной, профессиональной и других видов мобильности человека, создающие дополнительные условия для его успешной профессионализации. Соблюдение моральных норм — одно из важнейших условий, формирующих заботливое и ответ-
ственное отношение к собственному профессиональному развитию и результатам своей деятельности.
Часть исследователей склонна преувеличивать значение фактора «омоложения» государственного управления, делая акцент на целесообразности «прилива, привлечения и рационального использования “свежих сил” — новых высокообразованных, профессиональных чиновников, вооруженных современными знаниями управленческой технологии и не обремененных обветшалыми управленческими стереотипами». В научной литературе часто подчеркивается необходимость достижения «критической массы государственных служащих новой формации» в кадровом составе и резерве государственной службы [6, с. 184]; указывается, что «высшая государственная служба должна в основном состоять из людей молодого возраста, “молодых и ранних”, быстро продвинувшихся по службе и достигших руководящего положения» [11, с. 95]. Однако, с нашей точки зрения, возраст человека не может считаться показателем образованности, компетентности, отсутствия «определенных» управленческих стереотипов или определенного уровня профессионализма.
Например, знания, полученные в высшем учебном заведении, лишь в профессиональной среде государственной службы смогут пере-
расти из академических (учебных) в профессиональные умения и навыки, которые, в свою очередь, будут определять профессиональную компетентность, профессионализм, собственно профессиональную мобильность человека. Профессиональный опыт, выступая важным элементом структуры профессиональной мобильности персонала, является ключевой составляющей профессионализма. Сам процесс профессионализации кадров имеет значительные временные рамки. Молодой человек, имеющий современные знания и соответствующие личные качества (задатки, способности, наклонности), может оказаться профессионально немобильным, например, в профессиональной среде, неблагоприятной для карьерного роста и квалификационного развития. У него с большей вероятностью наступит профессиональная деформация, неудовлетворенность работой, будет наблюдаться снижение компетентности, культуры, а также изменения в ценностно-ориентационной сфере, что может привести к его к межпрофессиональной мобильности. Поэтому проблематично говорить о профессионализме выпускника учебного заведения или человека с небольшим (до 1-3 лет) опытом работы. Государственную службу оставляют, как правило, наиболее образованные и профессионально мобильные специалисты, которым легче адаптироваться к новой
профессии, новым требованиям и условиям труда. Явление оттока профессиональных кадров, обусловленное разными проблемами их развития в профессиональной среде государственной службы, в настоящее время наблюдается не только в Украине, но и в России [9], Эстонии [12], многих странах Европы.
Профессионализм украинского политического и государственного истеблишмента, по мнению С. Те-лешуна, укладывается в формулу управленческого менеджмента:
«Идея — информация — анализ — предложенная система действий (новые технологии реализации) — деление функций или сфер ответственности — профессиональная селекция — материальные ресурсы — приблизительное время на
реализацию поставленной цели — анализ качеств полученного продукта» [15, с. 11]. Приведенное определение профессионализма говорит о нем лишь как о владении определенным технологическим механизмом (умение-навык управлять, руководить) и не рассматривает влияние профессиональной среды на процесс профессионализации человека. В данной трактовке не учитывается тот факт, что любое управленческое решение принимается человеком, а также важнейшие аспекты: первичность личностного
фактора в профессионализме, индивидуальность управленца. Профессионализм тесно связан с профес-
Шпекторенко И. В. Термин «профессионализм» в современном политико-управленческом дискурсе
Государственная и муниципальная служба
сиональной компетентностью как интегральным показателем знаний, умений, навыков и опыта. Вне рамок приведенного выше определения понятия «профессионализм» остались условия достижения профессионализма, обусловленные профессиональной средой. В их число, с нашей точки зрения, входят: профессиональная ориентация, мотивация, активизация, адаптация, оценивание (начиная с процедуры отбора на службу), воспитание, образование (обучение) и т. д., отображенные нами в структуре профессиональной мобильности персонала. Данные условия развития профессионализма можно считать процессами, необходимыми для успешной профессионализации, а также функциями профессиональной среды, обязательными для эффективного профессионального развития кадров. Такой подход подтверждается российским ученым А. И. Турчиновым, определившим профессионализацию как непрерывный процесс, генетически связанный, с одной стороны, с деятельностью человека, а с другой — с кадровой политикой государства [16, с. 18].
Л. В. Коваленко предлагает рассматривать профессионализм в широком и узком понимании. В первом случае речь идет «о получении высшего образования с квалификацией специалиста или магистра, который позволит выполнять не только профессиональные функции, но
и общие функции управления». Во втором случае «предусматривается качественное выполнение специальных задач и функций, характерных для конкретного вида государственной деятельности, отрасли или сферы управления» [5, с. 224]. Узкое понимание, приведенное автором, на наш взгляд, представляется спорным. Получение человеком документа о высшем образовании нельзя считать фактом овладения таким системным качеством, как профессионализм. Диплом формально подтверждает получение индивидом академических знаний, умений, возможно, и навыков, которые в идеале должны соответствовать сфере профессиональной деятельности и гармонично развиться во время работы в ней.
М. В. Синявина пишет о профессионализме, состоящем из соответствующих знаний и профессиональных способностей [14, с. 174] (не учитывая умения и навыки). Системосоздающей идеей называет профессионализм М. П. Миненко, выделяя его «регулятивные составляющие части — профессиональную компетентность, профессиональные умения» (без знаний и навыков), «профессиональное мастерство» [8, с. 11]. Два последних толкования, на наш взгляд, неполны и абстрактны. Они не дают конкретного представления о том, из каких составляющих складывается профессионализм. А без четкого понимания
его сути невозможно определить конкретные пути профессионализации персонала, дидактические цели программ профессионального образования (обучения), самообразования, конкретное содержание многих других институциональных каналов профессионализации государственных служащих: процедур профессионального отбора, аттестации, продвижения по службе, ротации, стажировки, внесения в кадровый резерв. Такая категория, как «профессиональное мастерство», упомянутое М. П. Миненко и заимствованное, вероятно, из педагогики, хоть и употребляется в научной литературе и имеет право на использование, но конкретное ее значение зачастую не раскрывается.
С позиций модели системных требований профессионализм руководителя в системе государственной службы О. П. Губа определяет как систему профессиональных качеств, обеспечивающих наиболее эффективное осуществление возложенных на него функций и обязанностей. «С одной стороны, — продолжает он, — это высший уровень профессиональных умений в определенной отрасли, который достигается на основе навыков и творческого подхода, с другой — это уровень развития личностно профессиональных стандартов, которые ориентируют на высокий ценностный уровень выполнения деятельности, а также системы лич-
ностных норм регуляции поведения и отношений» [2, с. 9]. Эта формулировка понятия «профессионализм» скорее ориентирована на его рассмотрение с точки зрения результатов профессиональной деятельности и выполнения должностных обязанностей. В отличие от традиционной схемы формирования профессиональной компетентности на основе устоявшейся схемы «знания — умения — навыки», О. П. Губа предлагает формировать высший уровень профессиональных умений на основе навыков. Однако он не указывает, по каким критериям определять собственно уровни профессиональных умений, развития личностно профессиональных стандартов, «уровня выполнения деятельности», из чего состоит, на его взгляд, «система личностных норм регуляции поведения и отношений», и какие собственно «отношения» имеются в виду.
Размышляя о характерных признаках профессионализма государственных служащих и «невещественных активах государственных служащих», О. Зинченко разделяет последние на знание, умение, этику и мораль. На наш взгляд, из этого перечня необоснованно изъяты профессиональные навыки служащего, а также другие, не менее важные элементы профессионализма. Этика и мораль не могут отображать всего комплекса качеств профес-
Шпекторенко И. В. Термин «профессионализм» в современном политико-управленческом дискурсе
Государственная и муниципальная служба
сиональной культуры, поскольку культура шире их. Мораль определяется О. Зинченко следующим образом: «Не бояться изменений в работе, изменения должности, профессиональных занятий, места жительства» [3, с. 19]. Такая трактовка данной категории, на наш взгляд, слишком удалена от содержания самого слова «мораль» в научном его определении. Другие авторы рассматривают профессионализм упрощенно, как практику, которая опирается на глубокие знания, а также знания опыта других [11, с. 94].
Мысль о том, что профессионализм — результат длительного профессионального развития, разделяется украинским исследователем А. Почтовюком. Он пишет о суперпрофессионализме, который является, очевидно, высшей точкой зрелости, развития профессионализма, состоящего из нескольких групп обязательных знаний и навыков [11, с. 94]. Заметим, что указанные данным автором качества индивида являются в основном конкретными знаниями, результатом его профессионального образования (обучения), отображая преимущественно знаниевую сторону профессиональной компетентности. Умения и навыки, приведенные А. Почтовюком, на наш взгляд, фрагментарны.
Подчеркивая ценность проведенной учеными работы по опреде-
лению и классификации уровней профессионализма, определим его в контексте структуры профессиональной мобильности персонала. Профессионализм государственного служащего детерминируется в первую очередь его компетентно-стными качествами: профессио-
нальной обучаемостью, профессиональной культурой, собственно компетентностью (знаниями, умениями и навыками). Формирование профессионализма невозможно без высокого уровня развития качеств ценностно-ориентационной сферы человека — комплексным сочетанием и высоким уровнем профессиональных намерений, призвания, интересов, потребностей, удовлетворенности работой, профессиональной направленностью индивида в целом, а также высокими показателями работоспособности, профессиональной пригодности. Степень развитости указанных характеристик зависит от профессионального опыта, результативности реализации человека в одной или нескольких видах профессиональной деятельности и может свидетельствовать об индивидуальном вкладе человека в профессию. Важную роль в становлении профессионала играет благоприятная профессиональная среда.
Перспективным направлением научных исследований, на наш взгляд, является конкретизация содержания термина «профессиона-
лизм» с применением системной методологии. Это особенно важно при разработке эффективных рычагов (модели управления профессиональной мобильностью государственных служащих) в работе с кадрами государственной службы, в обеспечении их профессионального развития на принципах профессионализации и профессионального развития как комплексного явления. Владея содержанием, направлениями процесса профессионализации кадров, можно разра-
батывать комплекс научно обоснованных мероприятий по усовершенствованию институциональных каналов обеспечения профессионализации государственной (муниципальной) службы. Это, в свою очередь, вызовет изменения в содержании и целях профессионального образования, обучения (повышения квалификации), самообразования, конкретизации и качественному изменению подходов к личностно ориентированному развитию персонала органов власти.
1. Василевська Т. Професійна етика як складова професіоналізму державного службовця // Зб. наук. пр. К.: НАДУ, 2005. Вип. 2/2005. С. 111-120.
2. Губа О. П. Удосконалення діяльності керівника в органах державної влади: теоретико-методоло-гічний аналіз: автореф. дис. ... канд. наук з держ. упр. Дніпропетровьск: ДРІДУ НАДУ, 2004.
3. Зінченко О. До питання професіоналізму в державній службі // Вісн. держ. служби України. 2006. № 1. С. 17-20.
4. Игнатов В. Г. [и др.]. Государственный служащий современной России: социально-политический анализ деятельности и ценностных ориентаций. Региональный уровень. Ростов н/Д.: СКНЦ ВШ, 1997.
5. Коваленко Л. В. Шляхи вдосконалення кадрового забезпечення державної служби // Держ. служба України: сучасний стан та напрями адаптації до стандартів Європейського Союзу: Мат. щорічн. наук.-практ. конф. 28 квіт. 2005 р. Одесса: ОРІДУ НаДу, 2005. С. 223-226.
6. Ласійчук О. Реформування регіональної державної кадрової політики // Акт. пробл. держ. упр. в Україні: Міжнар. наук.-практ. конф. 20 січ. 2006 р. Львів: ЛРІДУ НАДУ, 2006. Ч. 1. С. 182-184.
7. Малиновський В. Я. Державне управління. Луцьк: Вежа, 2000.
8. Міненко М. П. Науково-теоретичні основи діяльності центрів перепідготовки та підвищення кваліфікації працівників органів державної влади, органів місцевого самоврядування, державних підприємств, установ і організацій в Україні: автореф. дис. ... канд. наук. з держ. упр. Дніпропетровьск: ДРІДУ НАДУ, 2005.
9. Монусова Г. А. Как становятся чиновниками и продвигаются по службе // Общественные науки и современность. 2004. № 3. С. 61-70.
10. Нинюк І. І. Професіоналізм державних службовців / за ред. Н. Р. Нижник. Луцьк: Надстир'я,
2005.
11. ПочтовюкА. Перспективи формування державного службовця нового типу // Акт. пробл. держ. упр. на новому етапі державотворення: Мат. наук.-практ. конф. за міжнар. уч. (31 трав. 2005 р., Київ). К.: НАДУ, 2005. Т. 2. С. 94-95.
12. Розвиток ефективності і професіоналізму у державній службі (публ. SIGMA) / пер. С. М. Озірська. К.: УАДУ, 2000.
13. Розвиток людського ресурсу адміністративної реформи в Україні: стан і перспективи / кер. авт. кол. М. І. Мельник. К.: Нора-прінт, 2002.
Шпекторенко И. В. Термин «профессионализм» в современном политико-управленческом дискурсе
Государственная и муниципальная служба
14. Синявіна М. В. Питання вдосконалення добору кадрів в органи державного управління та місцевого самоврядування // Держава та регіони: наук.-виробн. журнал («ЗІДМУ»). Серія: Державне управління. 2006. № 3. С. 172-175.
15. Телешун С. Окремі аспекти розвитку засад громадянського суспільства в умовах політичної реформи: трансформація системи управління // Пробл. трансформації системи держ. упр. в умовах політ. реформи в Україні: Мат. наук.-практ. конф. за міжнар. уч. (31 трав. 2006 р., Київ): у 2 т. К.: НАДУ, 2006. Т. 1. С. 11-15.
16. Турчинов А. И. Профессионализм и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. М.: МПСИ; Флинта, 1998.
17. Шпекторенко І. В. Професійна мобільність державного службовця. Дніпропетровськ: Моноліт, 2009.
18. Shpektorenko I. V. The Civil Servants' Professional Mobility Structure. [Электронный ресурс] // Economic, Social and Administrative Changes in Central and Eastern European Countries / ed. by M. Lesechko, C. Madry. URL: http:www.dbuapa.dp.ua/institut/kafedra/vidannya-fsdu/Shpektorenko. pdf (дата обращения: 20.01.2011).
References
1. Vasilevs'ka T. Profesiyna etika yak skladova profesionalizmu derzhavnogo sluzhbovtsya // zb. nauk. pr. K.: NADU, 2005. VIP. 2/2005. С. 111-120.
2. GubaO. P. Udoskonalennya diyal'nosti kerivnika v organah derzhavnoi vladi: teoretiko-metodologichniyi analiz // Avtoref. dis. ... kand. nauk. z derzh. upr. Dnepropetrovsk: DRIDU NADU, 2004.
3. Zinchenko O. Do pitannnya profesionalizmu v derzhavniy sluzhbi // Visn. derzh. sluzhbi Ukraini.
2006. № 1. S. 17-20.
4. Ignatov V. G. [i dr.]. Gosudarstvennyi sluzhaschyi sovremennoy Rossii: sotsialno-politichesky analiz deyatel'nosti i tsennostnyh orientatsyi: Regional'nyi uroven'. Rostov n/D.: SKNTS VSH, 1997.
5. Kovalenko L. V. Shlyahi vdoskonalennya kadrovogo zabezpechennya derzhavnoy sluzhbi // Derzh. sluzhba Ukraini: suchasniy stan ta napryami adaptatsii do standartiv Evropeyskogo Souyzu: Mat. schorich. nauk.-prakt. konf. 28 kvit. 2005. Odessa: ORIDU NADU, 2005. S. 223-226.
6. Lasiychuk O. Reformuvannya regionalynoy derzhavnoy kadrovoy politiki // Akt. probl. derzh. upr. v Ukraini: Mizhnar. nauk.-prakt. konf. 20 sich. 2006. L'viv: LRIDU NADU, 2006. CH. 1. S. 182-184.
7. Malinovs'ky V. Ya. Derzhavne upravlinnya. Luts'k: Vezha, 2000.
8. Міненко М. П. Naukovo-teoretichni osnovi diyatel'nosti tsentrov perepidgonovki ta pidvischennya kvalifikatsii pratsivnikiv organiv dershavnoy vladi, organiv mistsevogo samovryaduvannya, derzhavnih pidpriemstv, ustanov i organizatsiy v Ukraini. Avtoref. dis. ... kand.nauk. z derzh. upr. Dnepropetrovsk: DRIDU NADU, 2005.
9. Monusova G. A. Kak stanovyatsya chinovnikami i prodvigayutsya po sluzhbe // Obschestv. nauki i sovremennost'. 2004. № 3. S. 61-70.
10. Ninyuk 1.1. Profesionalizm derzhavnih sluzhbovtsiv / za red. N. R. Nizhnik. Luts'k: Nadstir'ya, 2005.
11. PochtovyukА. Perspektivi formudannya derzhavnogo sluzhbovtsya novogo tipu // Akt. probl. derzh. upr. na novomu etapi derzhavotvorennya: Mat. nauk.-prakt. konf. za mizhnar. uch. (31 trav. 2005, Kiiv). K.: NADU, 2005. Т. 2. S. 94-95.
12. Rozvitok efektivnosti i profesionalizmu u derzhavniy sluzhbi (publ. SIGMA) / per. С. M. Ozirs'ka. К.: UADU, 2000.
13. Rozvitok luds'skogo resursy administrativnoi reformi v Ukraini: stan і perspeknivi / ker. avt. kol. М. І. Mel'nik. K.: Nora-print, 2002.
14. Sinyavina М. V. Pitannya vdoskonalennya doboru kadriv v organi derzhavnogo upravlinnya ta mistsevogo samovryaduvannya // Derzhava ta regioni: nauk.-virobn. zhurnal («ZIDMU»). Seriya: Derzhavne upravlinnya. 2006. № 3. S. 172-175.
15. Teleshun S. Окремі аспекти розвитку засад громадянського суспільства в умовах політичної реформи: трансформація системи управління // Probl. transformatsiy sistemi degzh. upr. v umovah
poLit. reformi v Ukraini: Mat. nauk.-prakt. konf. za mizhnar. uch. (31 trav. 2006, Kiiv): u 2 t. K.: NADU, 2006. Т. 1. S. 11-15.
16. Turchinov A. I. ProfessionaLizm i kadrovaya poLitika: probLemy razvitiya teorii i praktiki. M. : MPSI, FLinta, 1998.
17. Shpektorenko I. V. Profesiyna mobiL'nost' derzhavnogo sLuzhbovtsya. Dnepropetrovsk: MonoLit, 2009.
18. Shpektorenko I. V. The CiviL Servants' ProfessionaL MobiLity Structure. [Электронный ресурс] // Economic, SociaL and Administrative Changes in CentraL and Eastern European Countries / ed. by M. Lesechko, C. Madry. URL: http:www.dbuapa.dp.ua/institut/kafedra/vidannya-fsdu/Shpektorenko. pdf (data obrashenia: 20.01.2011).
Шпекторенко И. В. Термин «профессионализм» в современном политико-управленческом дискурсе