УДК 81.23
DOI: 10.18384/2310-7278-2018-2-34-45
теория языковой личности государственного служащего в отечественной лингвистике: анализ подходов
Котлярова О.В.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации
600017, Владимир, ул. Горького, д. 59А, Российская Федерация
Аннотация. В результате проводимого исследования определяются основные направления гуманитарного знания, рассматривающие изучение языковой личности государственного служащего в качестве научного приоритета. Прослеживается исследовательская парадигма языковой личности государственного служащего в диахронном аспекте. А также намечены дальнейшие перспективы исследования речевых особенностей современных государственных служащих с целью развития их коммуникативной компетентности.
Ключевые слова: языковая личность, государственный служащий, языковой портрет, коммуникативная компетентность, профессиональное общение.
the theory of the language personality of a civil servant in the Russian linguistics: analysis of approaches
O. Kotlyarova
The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration 59A, Gorkogo st., Vladimir, 600017, Russian Federation
Abstract. As the result of the carried out research, the study identifies the main areas of the Humanities, which deal with the study of language personality of a public servant as a research priority. The author traced the research paradigm of the linguistic identity of a civil servant in the diachronic aspect, and notes the future prospects of the study of speech features of modern civil servants with the aim of developing their communicative competence.
Key words: linguistic personality, public servant, linguistic portrait, communicative competence, professional communication.
Представленная работа посвящена исследованию языковой личности государственных гражданских и муниципальных служащих. Обеспечение полномочий исполнения государственной власти на федеральном и региональном уровнях является профессиональной обязанностью многочисленных представителей системы государственного и муниципального управления. Исследование языковой личности государственного или муниципального служащего в перспективе подразумевает определение коммуникативной динамики современного общества, так как основывается на взаимоотношениях между государ© CC BY Котлярова О.В., 2018.
ственной властью и народом и раскрывает взаимовлияние языкового и социального реформирования.
Современный этап лингвистических исследований отличается большим интересом к изучению языковой личности. Связано это с влиянием, оказываемым речью чиновников и политиков на язык средств массовой информации, который, в свою очередь, активно тиражируя административно-политический дискурс, делает его «духом эпохи, языковой модой, вкусом, языком времени» [31].
В представленной статье автор делает предположение, что язык представителей власти, чиновничества, политических лидеров формирует некий образец или стандарт эффективной деловой коммуникации, которая
является речевым и поведенческим ориентиром для всех представителей российского общества и носителей русского языка. В связи с чем на первый план выходит необходимость исследования языковой личности современного государственного служащего как речевого феномена, отражающего общую общественную культурно-языковую динамику.
Логичным кажется проследить формирование исследовательского интереса к языковой личности государственного служащего. Сравнительный анализ направлений гуманитарного знания, рассматривающих изучение языковой личности государственного служащего в диахронном аспекте, представлен в табл. 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ направлений гуманитарного знания, рассматривающих изучение языковой личности государственного служащего в диахронном аспекте
Временной период Теоретико-практическая значимость Исследователи
Послереволюционный период 1917 г. Исследовательский интерес сконцентрирован в парадигме языка послереволюционной эпохи, а также речевых характеристик его носителей. Анализируются языковые особенности и речевые штампы организационно-идеологической деятельности партии и советской среды. Акцентируется внимание на расширении и обновлении активного словарного запаса носителей русского языка. См. исследования Г.О. Винокура [3], С.О. Карцевского [14]; Е.Д. Поливанова [33-37], А.М. Селищева [41].
30-50-е гг. XX в. Ставятся вопросы взаимодействия и взаимообусловленности языка и общества, обслуживаемого этим языком. Анализируются языковая динамичность и сохранение наследия русского языка. См., например, работы Е.А. Земской [10; 11], Л.П. Крысина [20; 21], О.А. Лаптевой [24], М.В. Панова [30] и мн. др.
90-е гг. ХХ в. и начало XXI в. Исследуется язык «тоталитарной эпохи», а также развитие русского языка в советский и постсоветский периоды, проявляется интерес к феномену политического дискурса. Остро встаёт вопрос о нарушении нормативности русского языка в парадигме административного и политического дискурса. См. работы: Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995) [40], Русский язык сегодня (2000) [39] и др.
Окончание таблицы 1
Временной период Теоретико-практическая значимость Исследователи
XXI в. Изменение социально-политического характера делают актуальными изучение «лингво-интенсивных» профессий: политиков, чиновников, работников СМИ. Акцент делается на нормативный аспект речи публичных людей, а также на передний план выходят проблемы этичности, корректности взаимодействия. Много внимания уделяется формированию коммуникативной компетентности государственных служащих См., например, исследования «Культура парламентской речи» [23], Китайгородской М.В. и Розановой Н.Н. [15], В.Г. Костомарова [19], М.В. Горбаневского, Ю. Караулова и В.М. Шклеина [5], М.Н. Пановой [31] и др.
Изучение языковой личности государственного служащего как представителя власти и государства, с одной стороны, и как носителя общих языковых черт своего времени и ментальности, с другой, становится всё более актуальным в XXI в. Такие исследования не могут ограничиваться рамками лексикологии и на протяжении нескольких десятилетий изучаются на периферии смежных наук, затрагивая области лингвистики, политологии, социологии, истории, философии, психологии и др.
В рамках представленной работы был проведён сравнительный анализ направлений гуманитарного знания, рассматривающих изучение языковой личности государственного служащего в синхронном аспекте. В табл. 2 представлены результаты проведённого анализа.
Таблица 2
Данные анализа направлений гуманитарного знания в XXI в., изучающих языковую личность государственного служащего
Направление гуманитарного знания Теоретико-практическая значимость Исследователи
л и ¡а Актуальность обосновывается изучением динамики кадрового потенциала системы государственного управления. См., например, исследования Е.Н. Копыло-вой [17], А.И. Корниловой и Б.В. Кайгородо-ва [18], Е.А. Феофилак-товой [45].
о м d н о и о в м я Немаловажной составляющей развития личности госслужащего является повышение качества образования и самообразования, а также применение комплексной оценки их профессиональной деятельности. См. исследования Н.С. Калашник [12], Т.Н. Клочковой [16], О.В. Кузнецова [22].
Последние годы особый акцент делается на гуманитаризацию образования представителей органов власти. Лингвистическая подготовка становится существенным фактором гуманитаризации и профессионализации образования специалиста в области управления. См. работы Н.В. Уваровой [43], Ю.Н. Карповой [13].
Продолжение таблицы 2
Направление гуманитарного знания
Теоретико-практическая значимость
Исследователи
я S
Личность государственного служащего формируется посредством речевых стереотипов, являющихся ментальной основой современных россиян. Личность госслужащего ассоциируется с образами «важного лица», «маленького человека», «чинуши», «чиновника», «чи-новничишки», «начальника». Такие стереотипы чаще всего обладают выраженным пейоративным оценочным компонентом и характеризуют личность, злоупотребляющую властью и положением.
См., например, работу В.В. Дьяковой [9].
Приоритетным аспектом в рамках лингвопсихологии, характеризующим языковую личность госслужащего, выступает его коммуникативная компетентность. Речевые характеристики представителей госслужбы особенно ярко проявляются во время публичных выступлений, политических дискуссий, переговоров и дебатов. Культура профессионального общения является основой имиджевого фактора современного госслужащего.
См. исследования Г.М. Бирюковой и Ю.К. Лебединовой [2], С.В. Рудаковой [38], А.Е. Улуновой [44] и др.
к А
Рассматривает речевое поведение современного госслужащего с позиции целостности личности и продуктивности самоосуществления намеченных целей. В качестве основных характеристик выделяются такие, как эмоциональная устойчивость, эффективность деятельности, психологические условия профессионально-личностного развития, эмоциональное выгорание, самооценка и самоотношение.
Ср. работы В.Г. Белова, Ю.А. Парфенова [1], О.И. Суховеевой [42], М.А. Гордеевой [6], М.Н. Дарижаповой [7] и др.
я
и ф
л
и ф
о в
-
н и
Л
Представители философской мысли XXI в. демонстрируют стремление к анализу этической и нравственной подоплёки развития языковой личности госслужащего, идеи служения как нравственной силы, объединяющей социальные слои и сословия, ценностей российской государственности и традиционализма. Также поднимаются вопросы развития регионального сознания как конкретной характеристики языковой личности государственного служащего.
Cм., например, исследования Ю.В. Назарова [27], а также А.В. По-ладько [32].
к и т с и в
-
н и
л о и
я
о С
С точки зрения социологии языковая личность интересна как результат процессов активной социализации, под которой подразумеваются процессы социально-профессиональной адаптации.
В этой связи см. работы Е.А. Мамлиной [25], А.Н. Хасановой [46].
Продолжение таблицы 2
Направление гуманитарного знания Теоретико-практическая значимость Исследователи
Социолингвистика Важным аспектом социолингвистических исследований является изучение вопросов духовно-нравственной основы деятельности государственных служащих в современных социокультурных условиях, социальной эффективности профессиональной деятельности, изучения личности государственных служащих как социально-профессионального слоя населения России. См. исследования Д.А. Михеева [26], Н.В. Осиповой [28], М.В. Павленко [29].
Одной из задач, решаемой в русле социолингвистики, является составление модели поведения государственных служащих, основанной на их речевом и поведенческом взаимодействии в системе государственного управления и межличностного общения. Формирование позитивного или негативного образа госслужащих, их статусно-ролевых, моральных и этических характеристик складывается посредством анализа особенностей языка и коммуникации. См. работы Н.И. Голив-киной [4], Н.В. Диль-ман [8].
Анализируя исследовательские направления и тематику изучения языковой личности государственного служащего, начиная с периода постреволюционной России до настоящего времени можно сделать некоторые выводы.
1. Первоначальный исследовательский интерес был направлен на изучение речевых особенностей носителей языка определённого периода. Речевые штампы, отражающие идеологическую парадигму развития советского общества, преображали лексическую систему русского языка, отражая изменения социально-политического характера.
2. Дальнейшие исследования в качестве приоритета обозначают взаимообусловленность языка и общества. Появляется интерес к феномену административно-политического дискурса, языку властных структур, характеристики речи представителей государственных органов власти, политиков, чиновников.
3. На современном этапе развития лингвистического направления изучение языковой личности государственного служащего затрагивает многочисленные направления гуманитарного знания, лежащие на периферии наук. По-прежнему актуальными являются проблемы нормативности речи государственных служащих. На первый план выходят вопросы корректной, этичной письменной, устной и интернет-коммуникации представителей властных структур.
4. Соглашаясь с М.Н. Пановой о влиянии языка политиков и представителей государственного и муниципального управления на язык средств массовой информации, можно предположить, что административно-политический дискурс становится коммуникативным образцом речевого поведения представителей современного российского общества в целом [31, с. 3].
5. Немаловажным, по нашему мнению, является и факт сохранения
русского языка в качестве приоритета государственной языковой политики современной России, в связи с чем вопрос о формировании языковой личности современного государственного служащего затрагивает имиджевую составляющую представителей власти.
Опираясь на вышесказанное, можно утверждать, что продолжение изучения языковой личности современного госслужащего является перспективным направлением лингвистических исследований и смежных с лингвистикой сфер гуманитарного знания. Остаются не до конца разработанными вопросы описания региональных особенностей языковой личности государственного служаще-
го, динамики формирования языковой личности, вопрос определения и устранения причин деградации языковой личности и мн. др.
В заключение позволим предположить, что многочисленные особенности, характеризующие языковую личность современного государственного служащего, указывают на недостаточную коммуникативную компетентность представителей административного дискурса, предполагающую не только эффективное и грамотное, но и корректное и этичное взаимодействие. В связи с этим вопрос о формировании и динамике языковой личности современного государственного служащего остаётся открытым и актуальным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белов В.Г., Парфёнов Ю.А., Менумеров А.В., Чернов Д.А. Эмоциональная устойчивость как критерий эффективной деятельности государственных служащих // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2011. № 8. С. 28-34.
2. Бирюкова Г.М., Лебединова Ю.К. Профессионально-коммуникативная компетентность как имиджевый фактор российских госслужащих // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2010. № 12(70). С. 15-20.
3. Винокур Г.О. Русский язык: исторический очерк. М., Гослитиздат, 1945. 190 с.
4. Голивкина Н.И. Социально-статусные факторы формирования профессиональной культуры государственного служащего: дисс. ... канд. соц. наук. М., 2003. 202 с.
5. Горбаневский М.В., Караулов Ю.Н., Шаклеин В.М. Не говори шершавым языком (о нарушениях норм литературной речи в электронных и печатных СМИ). Монография. М.: Галерия, 1999. 215 с.
6. Гордеева М.А. Эмоциональное выгорание государственных служащих // Теория и практика общественного развития. 2014. № 9. С. 43-45.
7. Дарижапова М.Н. К вопросу об изучении самоотношения государственных служащих // Вестник Бурятского государственного университета. Психология, социальная работа. 2015. № 5. С. 28-33.
8. Дильман Н.В. Государственные служащие: статусные основания, менталитет и коммуникационные особенности: дисс. ... канд. соц. наук. Волгоград, 2004, 160 с.
9. Дьякова В.В. Стереотипы восприятия государственных служащих в современном российском обществе: дисс. . канд. псих. наук. М., 1996, 142 с.
10. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. М.: Просвещение, 1973. 304 с.
11. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. М.: Русский язык, 1979. 240 с.
12. Калашник Н.С. Самообразование чиновников как составляющая политики управления людскими ресурсами на государственной службе (опыт Украины) // ARS ADMINISTRANDI. Искусство управления. 2013. № 4. С. 42-52.
13. Карпова Ю.Н. Формирование духовной направленности в профессиональном образовании государственных служащих средствами интегрирования религиоведения и иностранного языка: дисс. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2001. 173 с.
14. Карцевский С.О. Язык, война и революция. Берлин: Русское универсальное издательство, 1923. 72 с.
15. Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Языковое существование современного горожанина: На материале языка Москвы. М.: Языки славянских культур, 2010. 496 с.
16. Клочкова Т.Н. Дополнительное профессиональное образование государственных и муниципальных служащих: проблемы и пути совершенствования // Вестник Поволжского института управления. 2011. № 2. С. 14-21.
17. Копылова Е.Н. Применение комплексной оценки деятельности государственных служащих при отборе в управленческую команду // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2014. № 1. С. 119-124.
18. Корнилова А.И., Китайгородов Б.В. Моделирование процесса формирования лидерских качеств будущих государственных служащих // Вектор науки Тольятинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 121-123.
19. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. М. : Педагогика-пресс, 1994. 247 с.
20. Крысин Л.П. О некоторых изменениях в русском языке конца XX века // Исследования по славянским языкам. 2000. № 5. С. 63-91.
21. Крысин Л.П. О русском языке наших дней // Изменяющийся языковой мир : Тезисы докладов международной научной конференции (Пермь, Пермский университет, 1217 ноября 2001 г.). Пермь: Пермский государственный университет, 2002. С. 10-16.
22. Кузнецов О.В. Направления модернизации ДПО государственных служащих // Высшее образование в России. 2009. № 5. С. 145-149.
23. Культура парламентской речи / под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. М.: Наука,
24. Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана (разговорный пласт телевизионной речи в нормативном аспекте). Сегед: 1АТБ, 1990. 517 с.
25. Мамлина Е.А. Процесс идентификации личности государственного служащего в условиях современной России: дисс. ... канд. соц. наук. Саратов, 2004. 180 с.
26. Михеев Д.А. Государственные служащие Российской Федерации как социально-профессиональный слой: на материалах Республики Татарстан: дис. ... канд. соц. наук. Казань, 2004. 186 с.
27. Назарова Ю.В. Парламентская этика в России: опыт Государственной Думы 19061917 гг.: дисс. . канд. филос. наук. М., 2006. 145 с.
28. Осипова Н.В. Система непрерывного профессионального образования государственных служащих в регионе: дисс. ... канд. соц. наук. Пенза, 2004. 184 с.
29. Павленко М.В. Духовно-нравственные основы деятельности государственных служащих в современных социокультурных условиях России: дис. ... канд. соц. наук, Курск, 2005. 155 с.
30. Панов М.В. Русский язык // Языки народов СССР. Т. I: Индоевропейские языки. М.: Наука, 1966. с. 55-122.
31. Панова М.Н. Языковая личность государственного служащего: дискурсивная практика, типология, механизмы формирования: дисс. . д-ра филол. наук. М., 2004. 393 с.
1994. 370 с.
32. Поладько А.В. Идеология государственного служения: социокультурное позиционирование дискурса: дисс. ... канд. филос. наук, Ростов-на-Дону, 2011. 162 с.
33. Поливанов Е.Д. Революция и литературные языки Союза ССР // Революционный Восток. 1927. № 1. С. 36-57.
34. Поливанов Е.Д. О литературном (стандартном) языке современности // Родной язык в школе, кн. 1., 1927. С. 225-235.
35. Поливанов Е.Д. Специфические особенности последнего десятилетия 1917-1927 в истории нашей лингвистической мысли. (Вместо предисловия) // Учёные записки Института языка и литературы Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук [РАНИОН]. М., 1928. Т. III. С. 3-9.
36. Поливанов Е.Д. Русский язык сегодняшнего дня // Литература и марксизм. 1928. Т. 4.
37. Поливанов Е.Д. За марксистское языкознание : Сборник популярных лингвистических статей. М., 1931. 184 с.
38. Рудакова С.В. Развитие лингвосоциопсихологических способностей государственных служащих в процессе повышения их квалификации: дисс. ... канд. псих. наук. М., 2003, 205 с.
39. Русский язык сегодня / отв. ред. Крысин Л.П. М.: Азбуковник, 2000. Выпуск 1. 596 с.
40. Русский язык конца XX столетия (1985-1995) / отв. ред. Земская Е.А. М.: Языки русской культуры, 1996. 480 с.
41. Селищев А.М. Язык революционной эпохи. Из наблюдений над русским языком последних лет (1917-1926). М.: Работник просвещения, 1928. 248 с.
42. Суховеева О.И. Психологические условия профессионально-личностного развития государственных и муниципальных служащих // Теория и практика общественного развития. 2011. № 3. С. 135-137.
43. Уварова Н.В. Гуманитаризация профессионального образования государственных служащих средствами лингвистической подготовки: дисс. . д-ра пед. наук, Казань,
44. Улунова А.Е. Культура профессионального общения государственных служащих как культура профессиональной группы и культура личности // Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 1(25).
45. Феофилактова Е.А. Нравственные аспекты современной системы подготовки государственных служащих // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1(8). С. 301-304.
46. Хасанова А.Н. Особенности подготовки государственных служащих в условиях трансформирующегося общества: дисс. ... канд. соц. наук. Уфа, 2006. 135 с.
1. Belov V.G., Parfenov Yu.A., Menumerov A.V., Chernov D.A. [Emotional stability as a criterion for the efficient activities of public servants]. In: Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of Lesgaft University named], 2011, no. 8, pp. 28-34.
2. Biryukova G.M., Lebedinova Yu.K. [Professional-communicative competence as an image-building factor in the Russian civil servants]. In: Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of Lesgaft University], 2010, no. 12(70), pp. 15-20.
3. Vinokur G.O. Russkii yazyk: istoricheskii ocherk [Russian language: historical background]. Moscow, Goslitizdat Publ., 1945. 190 p.
С. 67-180.
1999. 402 с.
С. 231-238.
REFERENCES
4. Golivkina N.I. Sotsial'no-statusnye faktory formirovaniya professional'noi kul'tury gosudarstvennogo sluzhashchego: diss. ... kand. sots. nauk [Social status factors of the formation of professional culture of a civil servant: PhD thesis in Sociological sciences]. Moscow, 2003. 202 p.
5. Gorbanevskii M.V., Karaulov Yu.N., Shaklein V.M. Ne govori shershavym yazykom (o narusheniyakh norm literaturnoi rechi v elektronnykh i pechatnykh SMI) [Do not speak rough language (violations of the norms of literary language in the electronic and print media)]. Moscow, Galeriya Publ., 1999. 215 p.
6. Gordeeva M.A. [Emotional burnout of civil servants]. In: Teoriyaipraktikaobshchestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Social Development], 2014, no. 9, pp. 43-45.
7. Darizhapova M.N. [To the problem of studying civil servants' self-attitude]. In: Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Psikhologiya, sotsial'naya rabota [Bulletin of Buryat State University. Psychology, social work], 2015, no. 5, pp. 28-33.
8. Dil'man N.V. Gosudarstvennye sluzhashchie: statusnye osnovaniya, mentalitet i kommunikatsionnye osobennosti: diss. ... kand. sots. nauk [Public servants: the status of the Foundation, mentality and communication features: PhD thesis in Sociological sciences]. Volgograd, 2004. 160 p.
9. D'yakova V.V. Stereotipy vospriyatiya gosudarstvennykh sluzhashchikh v sovremennom rossiiskom obshchestve: diss. ... kand. pskh. nauk [The stereotypes of public servants in the contemporary Russian society: PhD thesis in Psychological sciences]. Moscow, 1996, 142 p.
10. Zemskaya E.A. Sovremennyi russkiiyazyk. Slovoobrazovanie [The Modern Russian language. Word-formation]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1973. 304 p.
11. Zemskaya E.A. Russkaya razgovornaya rech': lingvisticheskii analiz i problemy obucheniya [The Russian colloquial speech: linguistic analysis and problems of teaching]. Moscow, Russkii yazyk Publ., 1979. 240 p.
12. Kalashnik N.S. [Self-education of officials as part of human resources management policy in the civil service (the experience of Ukraine)]. In: ARS ADMINISTRANDI. Iskusstvo upravleniya [ARS ADMINISTRANDI. Art of Management], 2013, no. 4, pp. 42-52.
13. Karpova Yu.N. Formirovanie dukhovnoi napravlennosti v professional'nom obrazovanii gosudarstvennykh sluzhashchikh sredstvami integrirovaniya religiovedeniya i inostrannogo yazyka: diss.... kand. ped. nauk [The formation of the spiritual orientation in the professional education of civil servants by means of integration of religious studies and foreign language: PhD thesis in Pedagogical sciences]. Nizhny Novgorod, 2001. 173 p.
14. Kartsevskii S.O. Yazyk, voina i revolyutsiya [Language, war and revolution]. Berlin, Russkoe universal'noe izdatel'stvo Publ., 1923. 72 p.
15. Kitaigorodskaya M.V., Rozanova N.N. Yazykovoe sushchestvovanie sovremennogo gorozhanina: Na materiale yazyka Moskvy [The linguistic existence of a modern citizen: On the material of the language of Moscow]. Moscow, Yazyki slavyanskikh kul'tur Publ., 2010. 496 p.
16. Klochkova T.N. [Additional professional education of state and municipal employees: problems and ways of improvement]. In: Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniya [The Bulletin of the Volga Region Institute of Administration], 2011, no. 2, pp. 14-21.
17. Kopylova E.N. [The use of a comprehensive evaluation of civil servants in the selection of the management team]. In: Elektronnyi vestnik Rostovskogo sotsial'no-ekonomicheskogo instituta [Electronic bulletin of the Rostov socio-economic institute], 2014, no. 1, pp. 119-124.
18. Kornilova A.I., Kitaigorodov B.V. [Modeling the process of formation of leadership qualities offuture civil servants]. In: Vektor nauki Tol'yatinskogogosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya [Science Vector of Togliatti State University Series: Pedagogy, Psychology], 2012, no. 3, pp. 121-123.
19. Kostomarov V.G. Yazykovoi vkus epokhi: Iz nablyudenii nad rechevoi praktikoi mass-media [Language taste of the epoch: on observations of speech practice of mass-media]. Moscow, Pedagogika-press Publ., 1994, 247 p.
20. Krysin L.P. [Some of the changes in the Russian language of the late 20th century]. In: Issledovaniya po slavyanskim yazykam [Studies on Slavic languages], 2000, no. 5, pp. 63-91.
21. Krysin L.P. [On the Russian language of our days]. In: Izmenyayushchiisya yazykovoi mir : Tezisy dokladov mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (Perm', Permskii universitet, 1217 noyabrya 2001 g.) [Changing language world: Abstracts of papers of the International Scientific Conference (Perm, Perm University, 12-17 November 2001)]. Perm, Perm State University Publ., 2002. pp. 10-16.
22. Kuznetsov O.V. [Directions of modernization of APE public servants]. In: Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2009, no. 5, pp. 145-149.
23. Graudina L.K., Shiryaev E.N. ed. Kul'turaparlamentskoi rechi [The culture of parliamentary speech]. Moscow, Nauka Publ., 1994, 370 p.
24. Lapteva O.A. Zhivaya russkaya rech' s teleekrana (razgovornyi plast televizionnoi rechi v normativnom aspekte) [Live Russian speech from a television screen (colloquial layer of a television speech in the normative aspect)]. Szeged, JATE Publ., 1990. 517 p.
25. Mamlina E.A. Protsess identifikatsii lichnosti gosudarstvennogo sluzhashchego v usloviyakh sovremennoi Rossii: diss. ... kand. sots. nauk [The process of identification of the civil servant in modern Russia: PhD thesis in Sociological sciences]. Saratov, 2004, 180 p.
26. Mikheev D.A. Gosudarstvennye sluzhashchie Rossiiskoi Federatsii kak sotsial'no-professional'nyi sloi: na materialakh Respubliki Tatarstan: diss. ... kand. sots. nauk [Civil servants of the Russian Federation as a social-professional layer: on materials of the Republic of Tatarstan: PhD thesis in Sociological sciences]. Kazan, 2004, 186 p.
27. Nazarova Yu.V. Parlamentskaya etika v Rossii: opyt Gosudarstvennoi Dumy 1906-1917 gg.: diss. ... kand. filos. nauk [Parliamentary ethics in Russia: the experience of the State Duma in 1906-1917: PhD thesis in Philosophical sciences]. Moscow, 2006, 145 p.
28. Osipova N.V. Sistema nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya gosudarstvennykh sluzhashchikh v regione: diss. ... kand. sots. nauk [The system of continuous professional education of civil servants in the region: PhD thesis in Sociological sciences]. Penza, 2004, 184 p.
29. Pavlenko M.V. Dukhovno-nravstvennye osnovy deyatel'nosti gosudarstvennykh sluzhashchikh v sovremennykh sotsiokul'turnykh usloviyakh Rossii: diss. ... kand. sots. nauk [Spiritual and moral bases of activity of civil servants in the modern social-cultural conditions of Russia: PhD thesis in Sociological sciences]. Kursk, 2005, 155 p.
30. Panov M.V. [Russian language]. In: Yazyki narodov SSSR. T. I: Indoevropeiskie yazyki [The languages of the peoples of the USSR. Vol. I: Indo-European languages]. Moscow, Nauka Publ., 1966. pp. 55-122.
31. Panova M.N. Yazykovaya lichnost' gosudarstvennogo sluzhashchego: diskursivnaya praktika, tipologiya, mekhanizmy formirovaniya: diss. ... dokt. fil. nauk [Linguistic personality of a public servant: discursive practice, typology, mechanisms of formation: D. thesis in Philological sciences]. Moscow, 2004, 393 p.
32. Polad'ko A.V. Ideologiya gosudarstvennogo sluzheniya: sotsiokul'turnoe pozitsionirovanie diskursa: diss. . kand. filos. nauk [The ideology of the public service: the socio-cultural positioning of discourse: PhD thesis in Philosophical sciences]. Rostov-on-don, 2011, 162 p.
33. Polivanov E.D. [The revolution and the literary languages of the USSR]. In: Revolyutsionnyi Vostok [Revolutionary East], 1927, no. 1, pp. 36-57.
34. Polivanov E.D. [On the literary (standard) language of modernity]. In: Rodnoi yazyk v shkole [Native language in school], 1927, vol. 1, pp. 225-235.
35. Polivanov E.D. [Specific features of the last decade 1917-1927 in the history of linguistic thought (Instead of Preface)]. In: Uchenye zapiski Instituta yazyka i literatury Rossiiskoi assotsiatsii nauchno-issledovatel'skikh institutov obshchestvennykh nauk [Scientific notes of the Institute of language and literature of the Russian Association of scientific research institutes of Social sciences]. Moscow, 1928, vol. III, pp. 3-9.
36. Polivanov E.D. [The Russian language of today]. In: Literatura i marksizm [Literature and Marxism], 1928, vol. 4, pp. 67-180.
37. Polivanov E.D. Za marksistskoe yazykoznanie: Sbornik populyarnykh lingvisticheskikh statei [For Marxist linguistics: a Collection of popular linguistic articles]. Moscow, 1931. 184 p.
38. Rudakova S.V. Razvitie lingvosotsiopsikhologicheskikh sposobnostei gosudarstvennykh sluzhashchikh vprotsessepovysheniya ikh kvalifikatsii: diss.... kand. pskh. nauk [Development of the linguosociopsychology capacities of civil servants in the process of raising their qualification: PhD thesis in Psychological sciences]. Moscow, 2003. 205 p.
39. Krysin L.P., ed. Russkii yazyk segodnya [The Russian language today]. Moscow, Azbukovnik Publ., 2000. Iss. 1. 596 p.
40. Zemskaya E.A., ed. Russkii yazyk kontsa XX stoletiya (1985-1995) [The Russian language of the late 20th century (1985-1995)]. Moscow, Yazyki russkoi kul'tury Publ., 1996. 480 p.
41. Selishchev A.M. Yazyk revolyutsionnoi epokhi. Iz nablyudenii nad russkim yazykom poslednikh let (1917-1926) [The language of the revolutionary era. From observations over the Russian language (1917-1926)]. Moscow, Rabotnik prosveshcheniya Publ., 1928. 248 p.
42. Sukhoveeva O.I. [Psychological conditions of professional and personal development of state and municipal employees]. In: Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2011, no. 3, pp. 135-137.
43. Uvarova N.V. Gumanitarizatsiya professional'nogo obrazovaniya gosudarstvennykh sluzhashchikh sredstvami lingvisticheskoi podgotovki: diss. . dokt. ped. nauk [Humanitarization of professional education of civil servants by means of language training: D. thesis in Pedagogical sciences]. Kazan, 1999. 402 p.
44. Ulunova A.E. [The culture of professional communication of public servants as the culture of professional groups and the culture of personality]. In: Uchenye zapiski. Elektronnyi nauchnyi zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific Notes: The online academic journal of Kursk State University], 2013, no. 1(25), pp. 231-238.
45. Feofilaktova E.A. [Moral aspects of the modern system of training of civil servants]. In: Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya [Science Vector of Togliatti State University Series: Pedagogy, Psychology], 2012, no. 1(8), pp. 301-304.
46. Khasanova A.N. Osobennosti podgotovki gosudarstvennykh sluzhashchikh v usloviyakh trans-formiruyushchegosya obshchestva: diss. ... kand. sots. nauk [Features of training of civil servants in the conditions of a transforming society: PhD thesis in Sociological Sciences]. Ufa, 2006. 135 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Котлярова Ольга Владимировна - кандидат филологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Olga V. Kotlyarova - PhD in Philological sciences, associate professor at the Department of social-humanitarian disciplines, Vladimir branch of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ Котлярова О.В. Теория языковой личности государственного служащего в отечественной лингвистике: анализ подходов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2018. № 2. С. 34-45 Б01: 10.18384/2310-7278-2018-2-34-45
FOR CITATION
Kotlyarova O.V. The theory of the language personality of a civil servant in the Russian linguistics: analysis of approaches. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Russian philology, 2018, no. 2, pp. 34-45 DOI: 10.18384/2310-7278-2018-2-34-45