Научная статья на тему 'Теория коммуникации. Примерная программа учебной дисциплины (для профиля «Прикладная филология»)'

Теория коммуникации. Примерная программа учебной дисциплины (для профиля «Прикладная филология») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и человек
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чувакин Алексей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теория коммуникации. Примерная программа учебной дисциплины (для профиля «Прикладная филология»)»

ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ Примерная программа учебной дисциплины

(Для профиля «Прикладная филология»)'

1. Цели освоения дисциплины «Теория коммуникации»

Целью освоения дисциплины является получение целостного представления о о феномене социальной коммуникации в широком научном контексте и общие сведения о концепциях и моделях коммуникации; на основе знаний о функциях, уровнях, сферах коммуникации овладеть важнейшими методами исследования в области коммуникативистики; уметь применять полученные знания и умения в теоретической и практической деятельности в области прикладной филологии.

2. Место дисциплины в структуре ПООП бакалавриат

Теория коммуникации входит в раздел «Б.2. Общепрофессиональный цикл. Вариативная часть» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 032700 -Филология (квалификация (степень) «бакалавр») (профиль «Прикладная филология»).

Для изучения данной дисциплины необходимы компетенции, сформированные у студентов в результате обучения в средней общеобразовательной школе, в процессе освоения основ филологии, введения в теорию коммуникации, а также введения в прикладную филологию и иных дисциплин профильной подготовки («Прикладная филология»), философии.

Место учебной дисциплины - в системе дисциплин профильной подготовки «Прикладная филология».

Данная дисциплина завершает систему теоретических и практических дисциплин по профилю, опирается на опыт, приобретенный студентами в ходе учебной практики и производственной практики по профилю и выполнения курсовых работ, ориентирует студентов на написание выпускной квалификационной работы, связанной с исследованием коммуникации и текста как объектов профессионально-прикладной деятельности филолога.

Данная дисциплина связана с дисциплинами гуманитарного цикла, изучающими человека в разных аспектах.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 032700 -Филология (квалификация (степень) «бакалавр»):

1 Авторы-составители: Т.В. Чернышова, д.ф.н., проф., А.А. Чувакин, д.ф.н., проф., И.Ю. Качесова, к.ф.н., доц., Л.А. Кощей, к. филос.н., доц., Н.В. Панченко, к.ф.н., доц. / под ред. проф. А.А. Чувакина (Алтайский государственный университет).

а) общекультурные (ОК):

- осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);

- умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности; способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

б) профессиональные (ПК):

- способность демонстрировать знание основных положений теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста (ПК-1);

- владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

- владение основными методами и приемами создания различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4);

- способность применять полученные знания в области теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: основные положения и концепции в области теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста.

Уметь: применять полученные знания в научно-исследовательской и других видах деятельности для решения практических задач в области филологии.

Владеть: основными методами и приемами анализа различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке; базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий; навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, или 144 час. Ее изучение завершается экзаменом.

Введение (лекции - 2 час.; практические занятия - 4 час.; самостоятельная работа - 10 час.). Проблема коммуникации в современных гуманитарных исследованиях. Коммуникативная парадигма в современном гуманитарном знании. Теория коммуникации как наука. Коммуникация как объект изучения теории коммуникации.

Коммуникация в разных сферах деятельности (лекции - 10 час.; практические занятия - 12 час.; самостоятельная работа - 30 час.). Сфера деятельности, критерии отграничения и классификации сфер деятельности. Виды коммуникации по сферам деятельности, их особенности. Политическая коммуникация, ее значимость для человека. Деловая коммуникация как статусно-имиджевая коммуникация, ее виды. Научная коммуникация как аргументатив-

ная коммуникация. Рекламная коммуникация как вид манипулятивно-имиджевой коммуникации. Художественная коммуникация.

Типология коммуникации по составу коммуникантов и ее значимость для изучения речевой коммуникации (лекции - 6 час.; практические занятия - 6 час.; самостоятельная работа - 18 час.). Основания уровневой типологии коммуникации. Культурные сферы коммуникации как основания дифференциации состава коммуникантов. Каналы культурной коммуникации как основание типологии. Уровни коммуникации сквозь призму типологических оппозиций.

Речевая коммуникация как объект изучения теории коммуникации

(лекции - 10 час.; практические занятия - 12 час.; самостоятельная работа - 26 час.). Вербальная коммуникация. Человек в коммуникации. Параметры характеристики человека в коммуникации (мотивационный, когнитивный, функциональный). Воздействие как проблема речевой коммуникации. Человек в коммуникации и текст. Важнейшие методы исследования речевой коммуникации (прикладной аспект).

5. Образовательные технологии

Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов.

При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, коммуникативного эксперимента, коммуникативного тренинга, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 20% аудиторных занятий.

В рамках учебного курса предусматриваются встречи с представителями российских и/или зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов в области коммуника-тивистики (одна - две встречи в семестр).

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

При изучении учебной дисциплины рекомендуются следующие виды самостоятельной работы студентов: подготовка к аудиторным занятиям (в соответствии с планами занятий); выполнение отдельных видов самостоятельной работы, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины, в том числе: написание эссе и иных письменных работ, выполнение практических заданий, связанных со сбором и анализом фактического и теоретического материала, решение задач, разбор конкретных ситуаций (метод кейса), подготовка к выполнению тестовых и творческих заданий и др. Выполнение самостоятельной работы студентами контролируется в ходе практических и лабораторных занятий, на консультациях, при проверке выполненных заданий, в процессе самоконтроля.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

а) основная литература:

Гойхман О. Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М., 2008.

Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. М., 2003.

Основы теории коммуникации / под ред. М.А. Василика. М., 2003.

Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М., 2001.

Тичер С., Мейер М., Водак Р. Методы анализа текста и дискурса. Харьков, 2009.

б) дополнительная литература:

Арутюнова Н.Д. Язык цели // Логический анализ языка: Модели действия. М.,1992.

Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Оценочные речевые акты извне и изнутри // Логический анализ языка: Язык речевых действий. М., 1994.

Григорьева В.С., Любимова М.К. Элементы теории и практики делового дискурса. Тамбов, 2006.

ван Дейк Т.А. Язык, познание, коммуникация. М., 1989.

Демьянков В.З. Интерпретация политического дискурса в СМИ // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М., 2003.

Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М., 2002.

Медведева Е.В. Рекламная коммуникация. М., 2004.

Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью: референциальные аспекты семантики местоимений. М., 2004.

Прохоров Ю.Е. Действительность. Текст. Дискурс. М., 2011.

Речевая коммуникация в современном обществе / под общ. ред. Л.В. Минаевой. М., 2002.

Паршина О.Н. Российская политическая речь: Теория и практика. М..2007.

Речевая коммуникация в политике / под общ. ред. Л.В. Минаевой. М.,

2007.

Чернышова Т.В. Тексты СМИ в ментально-языковом пространстве современной России. М., 2009.

Эффективная коммуникация: история, теория, практика: Словарь-справочник /отв. ред. М.И. Панов. М., 2005.

Эффективное речевое общение (базовые компетенции): словарь-справочник / под ред. А.П. Сковородникова. Красноярск, 2012.

в) программное и коммуникационное обеспечение:

Учебная дисциплина должна быть обеспечена учебно-методической документацией и материалами. Ее содержание должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети вуза (факультета). Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Компьютерный класс, оргтехника, теле- и аудиоаппаратура (все - в стандартной комплектации для лекций, практических занятий и самостоятельной работы); учебно-методический кабинет с фондами научной, научно-

методической литературы и источников; доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки и на практических занятиях).

А.А. Чувакин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.