Научная статья на тему 'Теория информационного общества и информационного обеспечения'

Теория информационного общества и информационного обеспечения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
13427
1272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ЗНАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INFORMATION / KNOWLEDGE / INFORMATIONAL TECHNOLOGY / INFORMATIONAL RESOURCES / INNOVATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дубров А. П.

Рассмотрены основные этапы развития концепции информационного общества, становления информации как ресурса. Определены процессы, ведущие к переходу от индустриального к информационному обществу. Установлена связь между развитием средств связи, вычислительной техники и информационными ресурсами. Также рассмотрены определение, критерии, требования инноваций и инновационной деятельности как части программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 год)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORY OF INFORMATION SOCIETY AND INFORMATION SERVICE

The article describes the basic stages in the development of information society, and emerging of information as a resource. The focus is made on the processes leading to the transition from the industrial to information society. The connection is found between the development of communication facilities and information resources. The article provides the definition and criteria of innovation as part of the Russian Federations program «Information-oriented Society (2011-2020 year)».

Текст научной работы на тему «Теория информационного общества и информационного обеспечения»

УДК 33:330.08

А.П. Дубров ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Рассмотрены основные этапы развития концепции информационного общества, становления информации как ресурса. Определены процессы, ведущие к переходу от индустриального к информационному обществу. Установлена связь между развитием средств связи, вычислительной техники и информационными ресурсами. Также рассмотрены определение, критерии, требования инноваций и инновационной деятельности как части программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 год)»

Информация, знания, информационные технологии, информационные ресурсы, инновации, инновационная деятельность

A.P. Dubrov THE THEORY OF INFORMATION SOCIETY AND INFORMATION SERVICE

The article describes the basic stages in the development of information society, and emerging of information as a resource. The focus is made on the processes leading to the transition from the industrial to information society. The connection is found between the development of communication facilities and information resources. The article provides the definition and criteria of innovation as part of the Russian Federations program «Information-orientedSociety (2011-2020year)»

Information, knowledge, Informational technology, informational resources, innovation

В последние два десятилетия в жизни общества наблюдаются колоссальные изменения. В основном они связаны со стремительным развитием науки и техники, а также с процессами глобализа-

ции. В связи с этим на мировые рынки вышло огромное количество разнообразных компаний, которые генерируют и потребляют различные знания и информацию. Человечество перешло на новый этап своего развития - информационное общество. Поэтому, в последнее время роль информационных ресурсов выходит на передний план, ведь знания и информация встали в один ряд с традиционными видами ресурсов - сырьем, энергией, трудовыми ресурсами.

Концепция информационного общества возникла в рамках концепции постиндустриального общества. Первые работы, посвященные постиндустриальному обществу, стали появляться в конце 60-х - начале 70-х годов ХХ века (Д. Белл, Р. Дарендорф, А. Турен). В 1973 году Д. Белл в своей работе «Грядущее постиндустриальное общество» выделил пять основных черт такого общества [4]:

1. Переход от производящей экономики к обслуживающей.

2. Высококвалифицированные научно-технические специалисты играют главную роль.

3. Г лавная роль теоретических знаний как источника инноваций.

4. Управление техническим прогрессом.

5. «Интеллектуальная технология».

Под «интеллектуальной технологией» понимаются такие методы, как теория решений, теория игр, линейное программирование, теории информации и др. Все эти методы связаны с операциями, выполняемыми на ЭВМ.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день не существует единой концепции постиндустриального общества. Тем не менее можно выделить некоторые общие черты, присущие взглядам различных авторов.

Во-первых, выделяются три основных периода развития человечества - доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный. Здесь основные отличия постиндустриального периода от двух предыдущих следующие:

1) основным производственным ресурсом вместо сырья и энергии становится информация;

2) производственная деятельность направлена на обработку, а не на добычу и изготовление;

3) технологии становятся наукоемкими, в то время как в предыдущих стадиях технологии были, соответственно, трудоемкими и капиталоемкими.

Во-вторых, все теории выделяют особую роль знания и технологии в развитии постиндустриального общества.

В-третьих, современный период развития общества трактуется как переходный.

Впоследствии, пытаясь дать более точное определение современному обществу, исследователи ввели такой термин как «информационное общество». Здесь эволюция общества рассматривается через развитие знаний, где центральную роль играет развитие компьютерной и телекоммуникационной техники. Й. Масуда, японский социолог, объявил понятия «постиндустриальное общество» и «информационное общество» тождественными. Во второй половине 70-х годов ХХ века стало очевидно, что технологический прогресс воплощается в самостоятельном существовании информации и знания, которые приобретают важнейшую роль в производственном процессе. Знание и информация становится непосредственной производственной силой современного хозяйства.

В 80-х годах развитие теории информационного общества связано с О. Тоффлером. По Тоф-флеру, «новые машины и техника становятся не только продукцией, но и источником свежих творческих идей». Знание является основой для совершенствования технологий [7].

Тоффлер выделял 6 принципов, характерных для индустриального общества: стандартизация, специализация, синхронизация, концентрация, максимизация, централизация. Для нового типа общества все эти принципы недействительны.

Й. Масуда в своей книге «Информационное общество как общество постиндустриальное» отмечает, что в информационном обществе на передний план выходит производство знания и информации, в отличие от материального производства в индустриальном. При массовом производстве информации устанавливаются необходимые для общественного развития социальные связи. В связи с этим увеличивается значение коммуникативной деятельности и социального управления. Массовое производство вещей в индустриальном обществе сменяется массовым производством знаний. Тем самым, используя компьютерные и телекоммуникационные технологии, каждый человек реализует свои способности, производя при этом новое знание и информацию.

Также Й. Масуда выделяет глобализационные процессы как неотъемлемую составляющую перехода к информационному обществу [5]. Это объясняется тем, что информация не имеет национальных границ.

Дж. Мартин, ведущий специалист в области информатики, определяет информационное общество как интегральное понятие, охватывающее все стороны функционирования социальной систе-202

мы. Основной характеристикой данной системы является глубокое внедрение информационных технологий во все сферы деятельности такие, как научная, образовательная, производственная, экономическая, социальная. По Дж. Мартину, информационное общество - это общество, в котором информация и ее уровень использования обуславливают качество жизни, а также перспективы экономического развития и социальных изменений.

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что во второй половине ХХ века в центре внимания исследователей философских и социокультурных проблем находились вопросы, связанные с изучением постиндустриального общества. В процессе исследования данного направления формируется концепция информационного общества, которая связана с развитием информационных технологий. По мнению представителей теории постиндустриального общества, изменения происходят за счет перехода от сферы производства к сфере потребления и услуг. Представители концепции информационного общества считают, что коренной перелом в развитии общественных отношений происходит из-за того, что информация становится обязательным условием любого взаимодействия.

Как можно заметить, в связи с переходом к новому типу общества такие понятия как «информация», «знания», «информационные технологии», «информационные ресурсы», а также «инновации» стали занимать центральное место. Постараемся определить их взаимосвязь.

Термин «информация» широко используется как в повседневной жизни, так и в самых разнообразных сферах - научных, технических и т.д. Информация в повседневной жизни означает сведения или сообщения о чем либо. Изначально информация понималась как средство бытовой повседневной коммуникации. В дальнейшем этот термин был употреблен Р. Хартли и К. Шенноном в работах, исследующих связь и инженерные коммуникации. В этих работах информация выступала как общенаучная категория и имела междисциплинарное значение. Шеннон в математической теории связи выражал информацию через энтропию материальной системы. Это придало понятию фундаментальный характер и поставило в один ряд с такими понятиями как энергия, масса, движение. Позднее, признав термин как научную категорию, французский физик Л. Бриллюэн представляет физическую теорию информации. По его мнению, информация имеет огромный гносеологический потенциал и связано с материей.

В 70-х годах ХХ века информация из междисциплинарной категории превращается в философскую. Можно выделить два основных направления трактовки термина - функциональный и атрибутивный подходы.

Согласно функциональному подходу, информация может использоваться только в органических системах. Тем не менее существование информации в неживых материях не отрицается. Потенциально в неорганических системах содержится информация, но в них не происходит информационных процессов. Поэтому информация, содержащаяся в них, статична и не участвует в процессах взаимообмена.

В атрибутивной теории в отличие от функциональной информация рассматривается как атрибут, присущий любой материи. Движение информации происходит за счет информационного отражения структуры данной системы. Кибернетика на основе фундаментальной теории отражения существенно расширила границы атрибутивной теории. Новое понимание отражения заключается в том, что многообразие форм не меняет их единого содержания. Любая вещь способна продуцировать изменения, обусловливая взаимодействие. В результате этого взаимодействия происходит передача качественных и количественных отношений по средствам причинно-следственной связи. Также согласно этой теории, чем выше уровень организации материи, тем более совершенны у них формы отражения.

Таким образом, информация - это одна из объективных характеристик всех материальных систем, неживой и живой природы, технических систем и социума.

Так как существует огромное количество пониманий и трактовок термина «информация», зависящих от разнообразных научных направлений, научных школ, отраслей знаний, более логично будет остановиться на определении, данном в российском законодательстве. Информация — это сведения о чем-либо, независимо от их предоставления [1].

Информация, как и любой объект, обладает определенным набором свойств. Основными свойствами информации являются: объективность, достоверность, полнота, ценность, актуальность, доступность и ясность.

Объективность информации является относительным понятием. Чем меньше субъективных моментов вносится в информацию, тем более объективной эта информация считается. Например, если взять фразу «Машина едет быстро» и «Машина едет со скоростью 123 км/ч», то только второе высказывание несет объективную информацию, основанную на показаниях средств измерений. Таким

образом, объективная информация опирается на показания различных датчиков и измерительных приборов.

Достоверность информации заключается в том, насколько она отражает истинное положение дел. Объективная информация является достоверной всегда, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Основываясь на достоверной информации, нам легче принять правильное решение.

Полнота информации отражает качество и достаточность информации. Достаточность информации подразумевает необходимый объем данных для принятия правильных решений и создания новых данных на основе уже существующих.

Ценность информации определяется тем, насколько она важна для решения какой-либо задачи. Также ценность может зависеть от того, насколько эта информация найдет свое применение в будущем в какой-либо сфере деятельности человека.

Свойство актуальности показывает, насколько определенная информация соответствует текущему моменту времени. Довольно часто это свойство, а также свойство полноты информации, связывают с ценностью информации.

Доступность определяется тем, насколько возможно получить определенную информацию. Свойство доступности складывается не только из наличия источников информации, но и возможности адекватной интерпретации полученной информации.

Свойство ясности или понятности заключается в том, что информация должна быть изложена на языке, доступном получателю этой информации. Также, для того чтобы быть понятной, конкретная информация должна быть связана с уже имеющимися знаниями в этой области.

По определению, данному в Большой советской энциклопедии, знание - это проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека. Такого же мнения придерживаются и специалисты в области теории познания. По их мнению, знание должно рассматриваться как результат адекватного отражения действительности в сознании человека в виде суждений, понятий, теорий и представлений, которые фиксируются с помощью знаков естественных и искусственных языков. В данной работе мы будем придерживаться именно этого определения.

Изначально люди передавали накопленный опыт только с помощью устной речи. Но с развитием человечества появилась необходимость в хранении информации на материальном носителе. Благодаря этому началось развитие письменности, от иероглифов до системы алфавитов. Позднее стали появляться первые хранилища знаний - библиотеки. В середине XV века было изобретено книгопечатание. Во второй половине XX века средства связи и вычислительная техника вышли на новый уровень, благодаря чему появилась возможность создать единое информационное пространство. В него включаются информационные системы, основанные на средствах оргтехники (библиотеки, архивы, различные базы данных), и электронные информационные системы, такие как Интернет. Таким образом, накопленный человечеством объем знаний доставляется через пространство и время новым потребителям благодаря тому, что информация задокументирована и хранится на каком-либо носителе.

Согласно определению, данном в Большой Советской энциклопедии, документ - это материальный объект, содержащий информацию в зафиксированном виде и специально предназначенный для ее передачи во времени и пространстве. Факты, события, результаты мыслительной деятельности, результаты исследований ученых отражаются именно в документах, таких как статьи, книги и другие публикации. Совокупность документов принято называть документацией. По определению, данному Международной Федерацией Документации, документация - это сбор, хранение, классификация, подбор, распространение и использование всех видов информации.

Информация, зафиксированная на материальном носителе и хранящаяся в информационных системах, таких как архивы, библиотеки, банки данных, образует информационные ресурсы. В настоящее время понятие «информационные ресурсы» получило широкое распространение. Несмотря на это, исследователями пока не выработан единый взгляд на это понятие.

Принято считать, что под ресурсами подразумевают элементы экономического потенциала, которые находятся в распоряжении общества и могут использоваться для достижения определенных социальных и экономических целей. Для доиндустриального и индустриального обществ характерны так называемые традиционные ресурсы - земля, труд, капитал. Эти ресурсы ограниченны и истощаются в процессе производства.

При использовании материальных ресурсов происходит информационный обмен между субъектами экономической и социальной деятельности. Тем не менее в этих процессах информация рассматривается как один из аспектов процесса производства. Использование информации как отдель-

ное средство производства выделяет ее в отдельный класс экономических ресурсов. Так, можно выделить особый вид ресурсов - информационные ресурсы.

Однако включение информации в список ресурсов не отменяет неопределенности понятия «информационные ресурсы». Это происходит из-за того, что нет однозначного взгляда на то, какую информацию можно считать ресурсом. В ходе анализа определений, данных разными исследователями, было выявлено, что в состав этих ресурсов включается и любая информация, а также ее подмножества, и возможности ее обработки с помощью технических средств.

Так, Веревченко считает, что к информационным ресурсам можно отнести всю накопленную информацию, которая зафиксирована на каком-либо носителе.

Ю.Н. Константинов рассматривает информационные ресурсы с экономической точки зрения. По его мнению, «информационные ресурсы представляют собой сведения и знания, получаемые и накапливаемые в процессе развития науки и техники, которые могут быть использованы в управлении как фактор увеличения объема производства и повышения его эффективности».

В Федеральном законе Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационные ресурсы понимаются как «отдельные документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)».

Документирование информации - закрепление на каком-либо носителе - можно считать отправной точкой включения информации в сферу производства и обращения. Только в зафиксированном виде информация может передаваться от пользователя к пользователю, которые разнесены во времени и пространстве.

В настоящее время можно выделить три подхода к определению сущности понятия «информационные ресурсы»: экономический, технократический и цивилизационный.

Согласно экономическому подходу, информационные ресурсы понимаются как знания, данные, сведения, которые получаются и накапливаются в процессе развития науки и практической деятельности людей. Эти знания пригодны для использования в процессе производства и управления, и их использование способствует увеличению объемов производства и повышению его эффективности. Однако в связи с глобальными процессами информатизации общества рассматривать информационные ресурсы только с позиции производства не корректно.

При технократическом подходе информационные ресурсы понимаются как совокупность элементов, которые взаимодействуют в процессе получения, обработки, хранения и передаче общественно важной информации. Это определение не раскрывает роли информационных ресурсов в общественных отношениях, хотя верно показывает процесс развития и движения информации.

Общецивилизационный подход более полно отражает суть информационных ресурсов. Согласно определению, данному Д.Г. Прихотным, «информационные ресурсы - это совокупность производственно-технических и научно-гуманитарных знаний, воплотивших производственно-технический и социальный опыт человечества, необходимый для выживания и развития в условиях противоречивого, но взаимосвязанного мира» [6]. Отличительная особенность общецивилизационного подхода заключается в том, что его приверженцы пытаются осмыслить глобальные особенности и назначение информационных ресурсов в развитии человечества. Основываясь на данном определении, стоит отметить, что для развития общества необходим ряд важных условий, а именно наличие сбалансированности научных технических и гуманитарных знаний, накопление и обобщение опыта и знаний, обеспечение информационного обмена.

Исходя из вышеизложенного, можно охарактеризовать информационные ресурсы как совокупность накопленных и систематизированных знаний, которые востребованы и обладают потребительской полезностью для различных социально-экономических, производственных и других систем для обеспечения эффективности их функционирования. Дан-

ное определение, на наш взгляд, более полно раскрывает сущность, роль и типы информационных ресурсов.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать выводы о том, что для формирования и развития информационных ресурсов выступает ряд предпосылок. Такими предпосылками являются:

1. Быстрое развитие научно-технического прогресса, а также внедрение его результатов во все сферы человеческой жизни.

2. Рост потребностей в использовании информации различного рода.

3. Углубление разделения труда и специализации производства, связанное с созданием и потреблением информации.

4. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу.

Развитие информационного общества невозможно без развития современных информационных технологий. Информационные технологии создали инфраструктурную основу для модернизации экономики. На базе информационных технологий стали формироваться сетевые организации. Так как это приобрело масштабный характер, в научный оборот вошло понятие «сетевая экономика». Благодаря развитию Интернет-технологий произошло устранение некоторых звеньев, например, посредников, из многих сфер хозяйственной деятельности.

Исследователи выделяют несколько видов Интернет-технологий, которые оказывают наибольшее влияние на развитие сетевой экономики, а именно:

1. Технологии дистанционно-распределенной работы коллективной работы.

2. Технологии управления знаниями.

3. CALS-технологии.

4. Технологии «интеллектуальных агентов». Эти технологии позволяют создать эффект постоянного присутствия в информационно-коммуникационной сети.

Благодаря современным информационно-технологическим возможностям происходит синтез технологий и бизнеса, что ведет к новым требованиям к организации последнего. Появилось направление деятельности по приведению бизнеса в соответствие с новыми правилами его ведения благодаря новым возможностям информационных технологий -реинжиниринг бизнес-процессов - радикальное переосмысление и реконструкция стратегии и тактики ведения бизнеса для улучшения важнейших его критериев (производительности, конкурентоспособности и др.).

Информация и знания стали основными факторами социально-экономического развития в становлении нового информационного общества и информационной экономики. Согласно «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» № ПР-212 от 07.02.2008 г., для информационного общества важны такие характеристики как уровень развития телекоммуникационных и информационных технологий, а также степень их использования органами государственной власти, бизнесом и гражданами. Опираясь на мировой опыт, Россия ставит перед собой цель занятия достойного места среди стран-лидеров глобального информационного общества. Благодаря новейшим технологиям информация из мировых информационных ресурсов доступна всем участникам единого экономического пространства.

В этом направлении государство поставило для себя ряд основных задач: формирование современной информационной инфраструктуры; доступность технологий и информации для населения, развитие экономики на основе использования информационных технологий; улучшение качества образования; подготовка кадров в сфере информационных и коммуникационных технологий, и др. Более подробно эти задачи изложены в программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» [2].

Согласно «Стратегиям развития информационного общества в Российской Федерации» [3], наша страна должна занять место не ниже двадцатого в рейтингах развития информационного обще-206

ства, а по уровню доступности информационно-коммуникационных технологий - занять место в первой десятке.

Как утверждают многие авторы, одна из основных проблем экономики России - это неконку-рентоспособность отечественной продукции по сравнению с аналогами из более развитых стран. Как показывает мировой опыт, новая конкурентоспособная продукция создается на основе применения новейших мировых достижений науки и техники, внедрения инноваций. Следовательно, разработчики должны иметь доступ к мировым информационным ресурсам, в которых содержится эта информация, а также информация о других производителях, мировых рынках продукции, исследованиях в данной области. Использование мировых информационных ресурсов в инновационной деятельности предприятий в нашей стране мало изучены, но разработка и развитие методов их эффективного использования для развития инноваций представляются наиболее актуальными. Поэтому вопросы, касающиеся информационного обеспечения инновационной деятельности, выходят на передний план.

Так что же мы понимаем под инновационной деятельностью? Понятие «инновационная деятельность», наряду с понятиями «инновация» и «инновационный процесс» стало употребляться отечественными учеными начиная с 80-х годов XX века. Например, П.Н. Завлина определяет инновационную деятельность как комплекс мероприятий (технологически, научных, финансовых, организационных), которые приводят к инновациям.

Благодаря системному подходу при анализе научно-технического прогресса его ракурс сместился на инновационную составляющую научно-технического прогресса. «Научно-техническая деятельность -это инновационная деятельность, направленная на непрерывное создание нового». Е.В. Иванцов выделяет отличительные признаки инновационной деятельности, а именно неопределенность, уникальность, сложность, деятельность работников, направленная на осуществление новшества.

В данной работе под инновационной деятельностью мы будем понимать вид деятельности, связанный с преобразованием идей (результатов исследований, научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, выведенные на рынок, внедренные в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства услуг, использованные в практической деятельности. Конечным результатом инновационной деятельности являются инновации.

Некоторые ученые призывают различать понятия «инновация» и «инновационный процесс», хотя, по их мнению, они близки, но не однозначны. Это объясняется тем, что инновационный процесс связан с созданием инновации. Создатели инноваций опираются на такие критерии, как экономическая эффективность продукции, жизненный цикл. Их деятельность направлена на победу в конкурентной борьбе через создание нововведения, которое будет уникальным для определенной отрасли и, следовательно, будет считаться инновацией.

Следует отметить, что ряд ученых приходит к мнению, что невозможно выделить первенство процессного или продуктового подходов. Так, Т. Панфилова утверждает, что «необходимо четко различать понятия «инновация» и «инновационный процесс», поскольку научная разработка приобретает качества инновации в процессе внедрения - осуществления инновационного процесса».

Однако следует отметить, что для конкретных хозяйствующих субъектов обоснование сути этих процессов не несет существенной необходимости. Предприятия вынуждены быть инновационно активными, так как они нацелены на максимизацию прибыли и занимание достойных позиций на рынке. Поэтому, если в процессе своей деятельности предприятие порождает инновацию, можно говорить об инновационном его развитии.

Согласно Руководству Фраскати, которое является основой для международных стандартов и на чем основывается разработка нормативно-правовой базы России, под инновациями понимается конечный результат творческой деятельности, который получил воплощение в виде новой или существенно усовершенствованной продукции, выведенной на рынок, или в виде нового или существенно усовершенствованного технологического процесса, который нашел применение в практической деятельности, или нового подхода к каким-либо услугам. Любая инновация должна приводить к коммерческому успеху. Поэтому инновации должны удовлетворять ряд требований: новизна, способность приносить прибыль, инновации должны отвечать рыночному спросу. Только обращая внимание на потребности рынка предприятие способно производить конкурентоспособную продукцию.

Как показывает практика, процесс создания инноваций требует определенных финансовых затрат, но многие отечественные предприятия не обладают достаточным объемом финансовых ресурсов. В то же время основная доля бюджетного финансирования приходится на государственные научные учреждения. Поэтому происходит разрыв между научными достижениями и потребностями рынка. Часто происходит так, что результаты фундаментальных исследований и опытно-

конструкторских разработок, проводимых в государственных научно-исследовательских институтах, остаются невостребованными. Конечно, важнейшие национальные программы, такие как космическая программа или авиация, должны осуществляться и контролироваться государством, но они не обеспечивают перехода к инновационному развитию. Поэтому производители товаров и услуг сами должны выполнять требования, предъявляемые к инновациям. Производители в условиях недостаточной поддержки государством и неконкурентоспособности отечественной продукции вынуждены строить собственную систему развития инновационной деятельности, что в современных условиях требует существенного совершенствования.

Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию. Инновационный процесс можно рассматривать как последовательно-параллельную цепь событий, во время которых инновация проходит путь от идеи до определенного продукта, услуги или технологии и находит применение в практическом использовании.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что информационное обеспечение инновационной деятельности занимает важное место в управлении инновациями. Без него невозможно формирование конечных целей и задач инновационного развития предприятий. Также, информационное обеспечение помогает определиться со способами, средствами и инструментами управления, контроля и учета эффективности управления инновациями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ.

2. Распоряжение Правительства РФ О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» от 20 октября 2010 г. № 1815-р.

3. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 года № Пр-212).

4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. М.: Academia, 1999.

5. Масуда Й. На пути к новому этапу становления общества / Й. Масуда // США: ЭПИ. М., 1983, № 6.

6. Прихотной Д.Г. Социально-экономическая природа информационного продукта и информационного ресурса / Д.Г. Прихотной. М.: Финансы и статистика, 1989.

7. Тоффлер Э. Столкновение с будущим. (Отрывки из книги) / Э. Тоффлер // Иностранная литература. 1972. № 3. С. 228-249.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Фатхутдинов P.A. Инновационный менеджмент: учеб. для вузов. 5-е изд. СПб.: Питер,

2007.

Дубров Алексей Павлович -

аспирант кафедры «Прикладная экономика и управление инновациями» Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.

Alexey P. Dubrov -

Postgraduate

Department of Applied Economics

and Innovation Management

Yuri Gagarin State Technical University of Saratov

Статья поступила в редакцию 17.08.13, принята к опубликованию 15.09.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.