2.3. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Нестеров Денис Олегович, аспирант. Место учебы: Костромской государственный технологический университет. Должность: доцент кафедры уголовного права, процесса и криминалистики. Место работы: КГТУ. E-mail: [email protected]
Аннотация: В данной статье рассмотрены теоретические и практические проблемы законности и правопорядка в деятельности органов исполнительной власти. Проанализированы признаки рассматриваемых правовых явлений. Выявлены основные проблемы, влияющие на практику правоприменения. На основе проведенного исследования установлены меры совершенствования деятельности органов исполнительной власти в рассматриваемой сфере.
Ключевые слова: законность, правопорядок, органы исполнительной власти.
THEORY AND PRACTICE OF LAW AND ORDER IMPLEMENTATION IN THE EXECUTIVE BODIES
Nesterov Denis Olegovich, postgraduate student. Place of study: State technology university of Kostroma. Position: Associate professor at criminal law and process chair. Place of employment: KSTU. E-mail: [email protected]
Annotation: This article examines the theoretical and practical problems of law and order in the activities of executive agencies. There are analyzed the characteristics of the legal phenomena and the main issues affecting the practice of law enforcement. On the basis of the study established measures to improve the activities of executive bodies of power in this sphere.
Keywords: legality, law and order enforcement authorities.
В свете изменений, произошедших во всех отраслях права, можно с уверенностью говорить о необходимости комплексного исследования проблем законности и правопорядка, образующих основу гражданского общества и государственной деятельности, являющихся базой для всех сфер общественной жизни: социальноэкономической, общественно-политической и культурно-нравственной и др. «... Модернизация только тогда дает ожидаемый эффект, когда в обществе будут действовать справедливые законы, функционировать независимые и уважаемые суды и органы правопорядка, которые пользуются доверием граждан.»1. Соблюдение законности и правопорядка гарантирует права и свободы человека, обеспечивает выполнение всеми субъектами возложенных на них обязанностей, способствует реализации юридической ответственности, эффективности деятельности органов государственной власти .
Несмотря на то, что укрепление законности и правопорядка сегодня рассматривается как важнейшая государственная задача, способы ее решения нельзя считать достаточно последовательными и эффективными. Проводимые в России реформы, предусматривающие построение эффективной правоохранитель-
1 Послание Президента России Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года // Российская газета. - 01.12.2010.
ной системы, подчеркнули несоответствие понимания законности и правопорядка существовавшего в советской юридической науке, новым реалиям. Одна из основных причин - слабое внимание к механизму действия закона и недооценка способов его последовательной и полной реализации. А отсутствие теоретической ясности в понимании законности оказывает негативное влияние на практику правоприменения и состояние общественного правосознания.
Необходимость формирования новой концептуальной модели реализации законности и правопорядка обусловлена объективными факторами Российской действительности. Яркой иллюстрацией данного предположения являются результаты социологических опросов и оценки общественного мнения. Проведенный анализ показал существенные изменения в период 2009 - 2011 годов2: доля людей, считающих, что жизнь в России в целом за последние 5-6 лет стала безопаснее, за три года исследования не изменилась и составляет около 30%; показатель, характеризующий уверенность граждан в защищенности своих личных и имущественных интересов, вырос (с 34% в 2009 г., 37,9% в 2010 г. до 39% в 2011г.); исследование показало незначительное снижение уровня виктимности населения - число пострадавших от правонарушений составило 12,5%; отмечается устойчивая тенденция снижения распространенности такой причины отказа от обращения в полицию как неверие в помощь (с 46% в 2009 г. до 38% в 2011 г.); хороший показатель отмечает установка граждан на помощь полиции - большинство опрошенных (88%) высказались за готовность оказывать помощь, по сравнению с результатами аналогичного опроса в 2010 г. заметно выросла готовность граждан принять участие в охране общественного порядка - с 34% до 53%.
По данным независимых экспертов, полученным при проведении международного исследования уровня доверия к правоохранительным органам, доля доверяющих полиции в США составила 66%, в Германии -75%, в Италии - 71%, в Испании - 59%, во Франции -55%3. По мнению специалистов ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), опрос респондентов в 2011 г. показал, что уровень доверия в России сопоставим с аналогичными показателями в зарубежных странах.
Результаты представленного мониторинга свидетельствуют о положительной тенденции в оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти в сфере внутренних дел, снижение уровня вик-тимности и повышения доверия населения к органам власти, высокой степени готовности оказывать содействие, что, в конечном счете, следует рассматривать как значимый ресурс для развития партнерства общества и государства. При этом прослеживается одна важная закономерность - с одной стороны, в современном российском обществе в целом преобладает отрицательная гражданская позиция в отношении правовых ценностей и правовых институтов, призванных их обеспечивать, но в тоже время, с другой стороны, данные общественных опросов показывают достаточно высокий правозащитный потенциал, которые, если
2 Краткая социально-значимая характеристика результатов изучения общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в 2011 году. - М.: Организационно-инспекторский департамент МВД Российской Федерации, 2012.
3 См. журнал «Эксперт», 2009 г., № 17-18.
разобраться, общество видит в укреплении законности и правопорядка.
Исследуя феномен «законности» выясняется, что в юридической литературе он рассматривается по-разному. Часто ее определяют как режим, принцип, метод правового регулирования. Так, в ряде трудов, законность провозглашается, а нередко и закрепляется в законодательстве в качестве принципа, требования соблюдать правовые предписания, обращенного к субъектам общественных отношений. Но вместе с тем, в силу различных причин, в том числе и мер государственного принуждения, законность (соблюдение норм права) проявляется в конкретном поведении, деятельности определенных субъектов, т.е. становится их методом4. В результате этого должен возникать режим5 общественной жизни, выражающийся в том, что большинство участников общественных отношений будут соблюдать и исполнять правовые предписания.
Исходя из посылок нашего исследования, законность можно определить как политико-правовое явление, обусловленное закономерностями развития общества и характеризующее его государственно-правовую форму организации, посредством действия гарантированной государством системы правовых предписаний, призванных упорядочивать общественные отношения и обеспечивать правопорядок.
С законностью теснейшим образом связано другое правовое явление - правопорядок, которое, прежде всего, сводится к осуществлению субъективных прав и исполнению юридических обязанностей. Правопорядок - это объективно и субъективно обусловленное состояние социальных отношений, характеризующееся внутренней согласованностью и урегулированно-стью, основанное на нормативных предписаниях, принципах права и законности, а также на демократических, гуманистических и нравственных требованиях, правах и обязанностях, свободе и ответственности всех субъектов права.
Правопорядок - это юридическое оформление одного из важнейших свойств развития материи в высшей форме ее проявления - социальной жизни. Познание и использование упорядоченности как закономерности общественного развития является кардинальной научной и практической проблемой. Чем выше уровень социального прогресса, тем острее требования к упорядоченности важнейших сторон жизни. Чем выше уровень цивилизации, тем решительнее отторгаются дезорганизующие факторы - преступность и злоупотребления, попрание прав и свобод личности, произвол и беззаконие. Деятельность людей должна совпадать с требованиями объективной упорядоченности реальной действительности.
Тенденцией формирования и развития законности и правопорядка выступает борьба противоположностей. В обеспечении законности формируется правопорядок; на путях беззакония и произвола он разрушается. Эти противоположности обусловливают определенную тенденцию правового развития. При повышении эффективности борьбы с негативными явлениями решаются проблемы удовлетворения интересов людей. Степень гарантированности провозглашенных прав и свобод находится в прямой зависимости от прочности законности и правопорядка.
4 Строгович М.С. Избранные труды. - Т.1. - М., 1990. - С.115.
5 Борисов В.В. Правовой порядок развитого социализма. Во-
просы теории. - Саратов, 1977; Рабинович П.М. Упрочение законности - закономерность социализма. - Львов, 1975. - С.31.
Деятельность по обеспечению законности не происходит стихийно, она требует целенаправленного воздействия на поведение (деятельность) субъектов общественных отношений, т.е. является управленческим процессом. Для успешного влияния на этот процесс необходимо знание механизмов реализации правовых норм в деятельности людей, факторов, которые влияют на поведение, определяя его правомерность или противоправность, а также организационно-правовых средств, с помощью которых можно управлять этим поведением, обеспечивая его соответствие нормативным предписаниям и требованиям.
Таким образом, под реализацией законности и правопорядка понимается управленческая деятельность государственных органов, осуществляемая во взаимодействии с общественными формированиями по охране и обеспечению правил поведения (правовых норм), установленных законодательными и иными нормативными актами, направленных на регулирование общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности общества и государства.
Система реализации законности и правопорядка в деятельности государственных органов представляет собой комплекс мер, направленных на профилактику нарушений законности и упрочение законности, т.е. состоит из двух блоков:
а) профилактики нарушений законности и правопорядка;
б) укрепления законности и правопорядка.
Такое деление обусловлено двойственным характером условий (факторов) социальной среды, которые могут быть как положительными (гарантии), так и отрицательными (причем самого разного свойства и содержания - материально-производственные, экономические, политические, духовные, правовые и др.).
Правильно организовать систему реализации законности и правопорядка можно лишь при обязательном учете уровней, иерархии той или иной системы государственных органов, ее внутренних и внешних связей. Всякая отраслевая система управления, как известно, работает на свое упрочение. Органами исполнительной власти, и, в первую очередь органами внутренних дел, осуществляется комплекс практических и организационно-правовых мер по обеспечению соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, укреплению законности и правопорядка, а также модернизации организационного построения и совершенствования управленческих технологий в данной сфере.
Принятые меры позволили обеспечить в целом своевременное реагирование на изменения оперативной обстановки, устойчивое функционирование государственного аппарата. Удалось сохранить тенденцию прошлых лет по снижению преступности, в том числе тяжких ее проявлений. Позитивные изменения в криминальной обстановке приобрели устойчивый характер. Так, по данным ГИАЦ МВД России6, в январе - декабре 2011 года зарегистрировано 2404,8 тыс. преступлений, или на 8,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. 92,1% всех зарегистрированных преступлений выявляется органами внутренних дел, причем 5,0% из них - на стадии приготовления и покушения. Всего на этих стадиях выявлено 109,6 тыс. преступлений (2,8%). Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений в числе зарегистрированных со-
6 Состояние преступности в России за январь-декабрь 2011 года. - М.: ФГБУ ГИАЦ МВД России, 2012.
кратился с 26,0% в январе - декабре 2010 года до 25,3%.
В современных условиях возрастает необходимость совершенствования системы деятельности органов исполнительной власти в сфере реализации законности и правопорядка. Функциональная связь здесь может быть выражена следующими обстоятельствами:
1) исполнительная власть реализует наибольший объем правоприменительных полномочий, отражающих законодательно зафиксированные интересы государства в сфере законности и правопорядка;
2) исполнительные органы, являясь участниками законопроектной деятельности и субъектами нормотворчества, активно формируют правопорядок, формы и методы его обеспечения соответствующими структурами государственной администрации практически во всех сферах жизнедеятельности общества;
3) в систему исполнительной власти входят государственные органы, создающие организационноправовые предпосылки законности и правопорядка, осуществляя контроль и надзор в подведомственных им сферах и отраслях государственной деятельности;
4) органы исполнительной власти наделены действующим законодательством исключительно широкими полномочиями в рассматриваемой сфере;
5) именно в систему исполнительной власти входит большинство государственных структур, для которых правоохранительная деятельность является основной
- это так называемые правоохранительные органы.
В соответствии с результатами опроса граждан к числу наиболее эффективных государственных и общественных институтов обеспечивающих законность и правопорядок относят ФСБ (48% позитивных оценок), прокуратору (47%), суд (46%) и органы внутренних дел (44%). Минимальная эффективность присваивается общественным структурам - политическим партиям, профсоюзам, правозащитным организациям (13-15%). Удельный вес негосударственных структур и общественных формирований в этих целях не должен быть значительным. Привлечение граждан и общественных формирований обеспечению законности и правопорядка может сыграть положительную роль только при определенной стабильности и эффективности деятельности государственных структур.
Исходя из специфики деятельности органов исполнительной власти в сфере внутренних дел, учитывая последние динамические преобразования в стране, можно выделить следующие требования законности: примат прав личности над другими ценностями и интересами; правовой и подзаконный характер деятельности; гуманизм деятельности органов государственной власти; целесообразность; высокий уровень квалификации, профессионализма и правовой культуры государственных служащих.
Уровень нарушения законности и правопорядка в обществе такой, на сколько его может «охватить» вниманием правоохранительная система. Сама проблема укрепления законности и правопорядка носит комплексный характер, связана со многими явлениями и процессами социальной жизни и может быть успешно решена только в контексте общей стабилизации обстановки в нашей стране. Формирующиеся в России институты гражданского общества должны стать полноценным партнерами государства в рассматриваемой сфере. Кроме того, правовая политика государства должна быть направлена на координацию всех структурных элементов механизма правового регулирования. Мало принять тот или иной закон, нужно соз-
дать «механизм», обеспечивающий его проведение в жизнь, реализацию правовых норм. Все вышеизложенное диктует жесткие требования к науке и практике по разработке и реализации целостной концепции укрепление законности в стране, поскольку без утверждения законности невозможно, обеспечение устойчивости общества.
Список литературы:
1. Конституция РФ / Принята по всенародному голосованию 12.12.1993 // Российская газета. - 25.12.1993.
- № 237
2. Борисов В.В. Правовой порядок развитого социализма. Вопросы теории. - Саратов, 1977.
3. Краткая социально-значимая характеристика результатов изучения общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в 2011 году. - М.: Организационно-инспекторский департамент МВД Российской Федерации, 2012.
4. Послание Президента России Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года // Российская газета. - 01.12.2010.
5. Рабинович П.М. Упрочение законности - закономерность социализма. - Львов, 1975.
6. Строгович М.С. Избранные труды. - Т.1. - М., 1990.
7. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2011 года. - М.: ФГБУ ГИАЦ МВД России, 2012.
Literature list:
1. The Constitution of the RF / Adopted by nationwide vote on 12.12.1993 // Rossiyskaya Gazeta. - 25.12.1993. -№ 237
2. Borisov V.V. The legal order of the Social-formalism. Problems in the theory. - Saratov, 1977.
3. Brief description of significant social and of the results of public opinion about the level of personal safety and activity of internal organs of the Russian Federation in 2011. - M.: Organizational Department of the Interior Ministry inspector of the Russian Federation, 2012.
4. Message from the President of Russia Dmitry Medvedev Federal Assembly of the Russian Federation on November 30, 2010 // Rossiyskaya Gazeta. - 01.12.2010.
5. Rabinowitz P.M. Strengthening the rule of law - the law-dimensionality of socialism. - Lviv, 1975.
6. Strogovich M.S. Selected Works. - Vol.1. - M., 1990.
7. The state of crime in Russia in January-December
2011. - Moscow: Russian Interior Ministry FGBU MIAC,
2012.
Рецензия
на статью «Теория и практика реализации законности и правопорядка в деятельности органов исполнительной власти» аспиранта Костромского государственного технологического университета Нестерова Дениса Олеговича
Статья Д.О. Нестерова посвящена исследованию теоретических и практических вопросов реализации законности и правопорядка в деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации.
Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку существуют достаточно острые противоречия между конституционными нормами, законодательством и фактически складывающейся правовой действительностью. Для современного российского государства характерны такие негативные правовые
явления, как, противоречивость (коллизии) между различными нормативно-правовыми актами, наличие большого количества особых прав, привилегий, специальных правовых режимов, правовых исключений и льгот в пользу отдельных социальных групп и административно-территориальных единиц и т п.
Автором проведена серьезная работа по общетеоретическому анализу категорий «законность» и «правопорядок» в тесной взаимосвязи с практической стороной деятельности государства в сфере правоотношений. Немаловажным является и то, что Д.О. Нестеров пишет о модели, включающей в себя внутреннее (организационное) и внешнее (функциональное) содержание правоприменительной деятельности органов исполнительной власти, реализующих полномочия по обеспечению законности и правопорядка в современной России, выработаны практические и законодательные меры повышения эффективности такой деятельности.
Научная статья Д.О. Нестерова «Теория и практика реализации законности и правопорядка в деятельности органов исполнительной власти» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации в открытой печати.
Научный руководитель
Доцент кафедры теории и истории государства и права Юридического института Костромского государственного технологического университета кандидат юридических наук О.В. Плюснина