ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011
УДК 37.037.1
Н. А. ШМЫРЕВА Н. С. ПАНЧУК
Кемеровский государственный университет
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ Я-КОНЦЕПЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА_____________________________________
Устраиваясь на работу, вчерашний студент проходит тщательный медицинский осмотр, свидетельствующий о заинтересованности работодателя и в профессиональной пригодности своего будущего сотрудника, предполагающей наличие профессиональных качеств, знаний, опыта деятельности и достаточного уровня здоровья. В этом смысле одной из первостепенных задач высшей школы, по нашему мнению, является создание условий, в которых личность студента способна изменить свое отношение к здоровью как к ценности, быть ответственным за понимание значимости здоровья для своего будущего. Ключевые слова; здоровье, ответственность, здоровьесберегающая ответственность, физическая культура, Я-концепция.
Одной из приоритетных задач государства в сфере образования определяется всесторонняя забота о здоровье и физическом воспитании учащихся и студентов (национальные проекты «Образование», «Здоровье», Национальная доктрина образования, 2000; Концепция развития образования до 2010 г.). Решение этой задачи связано с формированием культуры здоровья у всех субъектов образовательного процесса. Здоровье при этом рассматривается как цель и условие качественного обучения, основа самоактуализации, достижение жизненного успеха и как один из критериев критерий деятельности образовательного учреждения.
В настоящее время в физическом развитии молодежи имеются серьезные проблемы, а именно: происходит ухудшение здоровья, наблюдается высокий уровень заболеваемости, значительная часть молодежи студенческого возраста ведет нездоровый образ жизни, отмечается недостаточность физических нагрузок, занятий физической культурой и внеаудиторных оздоровительных и спортивных мероприятий.
Более того, наблюдение последних лет доказывает безответственное отношение молодежи к укреплению, сохранению и формированию своего здоровья, отсутствие первостепенной ценности здоровья наряду с общечеловеческими ценностями, выступающими основой осознанного подхода к здоровьесбереже-нию, недостаточной сформированностью ответственности, которое в данном случае приобретает первостепенное значение.
В этом смысле путь индивидуума к организации здорового образа жизни отмечается предпосылками здоровьесбережения, а также пониманием индивидуальной ответственности перед самим собой за укрепление и сохранение своего здоровья. Вопрос о здоровье студентов вуза является приоритетным на совещаниях государственной власти, а также руководителей системы образования различного уровня.
Фундаментальные вопросы, связанные со здоровьем молодого человека, раскрываются в работах Н. П. Абаскалова, А. М. Амосова, И. И. Брехмана, Ж. Б. Сафонова, Н. К. Смирнов и других [1—5].
Значимый вклад в решение проблемы здоровьесбережения внесли Кузбасские ученые Л. П. Ваш-лаева, М. Я. Виленский, Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина,
Н. В. Коваленко, Н. А. Литвинова, Н. П. Недоспасова, Т. С. Панина, С. И. Петухов, Т. Г. Трефилова, Н. А. Шмы-рева и другие [6—11].
Почти в каждом вузе Российской Федерации разработан ряд перспективных мероприятий, направленных на улучшение здоровья обучающихся. Действительно, немалую часть времени студент проводит в учебном заведении, значит, за создание здоровьесберегающих условий в процессе обучения ответственность несет именно вуз.
Однако, какие условия бы не создавались, ничто и никто, кроме самого студента, не может обеспечить себе соблюдение правил здорового образа жизни, правильно организовать режим дня, следить за питанием, регулярно выполнять физические упражнения и другие оздоровительные действия. Поэтому важным в сохранении и укреплении здоровья является формирование устойчивой потребностей студентов в наличии здоровьесберегающей ответственности.
Ответственность за здоровьесбережение рассматривается нами как многомерное личностное образование, включающее адекватное оценивание своих ресурсных возможностей организма, осознание повышенной субъективной значимости психического, физического, социального здоровья для поддержания долголетия, становящейся самостоятельной целью индивидуальной активности человека.
Отсюда формирование здоровьесберегающей ответственности студентов вуза является целенаправленным процессом активности личности, становящейся индивидуальным смыслом деятельности человека, на основе устремлений, интересов, устойчивых потребностей в здоровьесбережении «Я-хочу», в усвоении необходимой информации о здо-ровье как ценности, прикладных знаний о сохранении и укреплении здоровья «Я-знаю» для применения в будущей профессии, в выработке умений и навыков, позволяющих ускорить процесс достижения высокой работоспособности производительности и рациональной организации труда, использование средств
физической культуры для активного отдыха, предупреждения неблагоприятных воздействий, влияющих на здоровье «Я-делаю».
Процесс формирования здоровьесберегающей ответственности происходит в следующих направлениях:
— мотивационном, (устойчивый интерес и потребность студентов в здоровьесбережении);
— когнитивном, (высокий уровень знаний в области здоровьесбережения);
— деятельностном, (активность студентов в сохранении и укреплении здоровья);
— рефлексивном (способность анализировать и оценивать свои действия, направленные на укрепление и сохранение здоровья).
Практическим аспектом формирования здоровьесберегающей ответственности студентов вуза является организация конструктивного взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса.
Мы считаем, что конструктивное взаимодействие — это процесс двухсторонней активности субъектов, результатом которого мы видим развитие Я-концеп-ции студентов, предусматривающее направленное достижение цели. При этом отношения субъектов в воспитательно-образовательном процессе выстраиваются с учетом доброжелательности и доверительности.
Конструктивным, взаимодействие мы называем потому, что отношения предполагают субъектность проявления активности: преподаватель организует занятие физической культурой на основе атмосферы доверия, сотрудничества, комфорта, влияющей на психоэмоциональную сферу студентов, их настроение от чего зависит работоспособность, активность, деятельность; студент, проявляет интерес и желание выполнять действия, направленные на укрепление и сохранение здоровья, активность в здоровьесберегающей деятельности.
Практика показывает, что стать активным участником формирования здоровьесберегающей ответственности, значит, привести в действие свои интеллектуальные и физические возможности, приобщиться к процессу здоровьесбережения, присоединиться к деятельности, направленной на укрепление и сохранение здоровья.
Известно, что занятия физической культурой позволяют целесообразно использовать комплексы физических упражнений, регулярное выполнение которых оказывает профилактическое влияние на здоровье студентов.
В процессе аудиторных и внеаудиторных занятий физической культурой в Кемеровском государственном университете применяются теоретические и практические задания, позволяющие студентам получать знания об исследуемой проблеме, коллективно решать оздоровительные задачи, обмениваться опытом, получать друг от друга новую информацию о здоровьесбережении.
К теоретическим, заданиям относятся: прослушивание лекций, участие в дискуссиях, участие в ежегодной научно-практической студенческой конференции «Актуальные проблемы, физической культуры. и спорта», в мини-конференциях, в обсуждении проблем здоровьесбережения на «круглом, столе», активной работе в ходе занятий физической культурой, на которых применялись элементы активных методов обучения — «Открытое пространство», «Мозговой штурм», «Мастерская будущего» и др. В рамках практических занятий физической культурой про-
водятся занятия различными видами фитнеса (классическая аэробика, силовая тренировка, фит-болаэробика, степ-аэробика); гимнастики (спортивной, дыхательной, оздоровительной); игровыми видами спорта (волейбол, баскетбол, футбол); лыжный спорт.
Помимо этого в Кемеровском государственном университете созданы группы «здоровья» для преподавателей вуза, которые предусматривают занятия фитнесом, игровыми видами спорта, плаванием, что способствует приобщению профессорско-преподавательского состава вуза к здоровьесберегающей деятельности и личному примеру участия в ней.
Мы пытались содействовать, помогать формированию познавательного интереса каждого студента к здоровьесберегающей деятельности при помощи: организации благоприятной атмосферы на занятиях с помощью создания эмоциональнопсихологического климата; учета интересов, физических возможностей и направленности личности студента.
Условно нами были определены три группы студентов по уровню сформированности здоровьесберегающей ответственности.
К высокому уровню относились студенты с широкой эрудицией в области здоровья, пониманием сущности изучаемого материала, быстрым и точным его воспроизведением, применением знаний о здоровьесбережении на практике. Данный уровень характеризуется интересом к вопросам укрепления и сохранения здоровья, наличием устойчивых мотивов, потребности участия в здоровьесберегающей деятельности (18,5% студентов).
Студенты со средним уровнем характеризуются осмысленным воспроизведением знаний о здоровье в рамках учебного процесса, но недостаточной эрудированностью в вопросах значимости здоровья будущей жизни. Практический опыт самостоятельной, добровольной здоровьесберегающей деятельности невелик, но преобладает убежденность в необходимости укрепления и сохранения здоровья, мотивация неустойчива; здоровье рассматривается студентами этой группы в качестве ценности, но не основной, главной. Студенты выполняют комплексы физических упражнений самостоятельно или с помощью преподавателя физической культуры (25,4 % студентов).
Группа студентов с низким, уровнем, отмечается фрагментарностью, поверхностностью знаний о здоровье. В системе ценностей здоровье занимает последнее место, следовательно, у студентов отсутствует интерес, желание и устойчивые мотивы укреплять и сохранять свое здоровье; преобладает убежденность, что укреплением здоровья они будут заниматься по возникшей необходимости. Студенты выполняют физические упражнения только по заданию преподавателя физической культуры для положительной отметки (55,9% студентов).
В проведении различных мероприятий мы старались стимулировать потребность студентов в знаниях, которые влияют на процесс формирования убеждений, выработку сознательного, ответственного отношения к здоровью. Мы считали, что суть активности каждого студента состояла в «изменении самого себя» (при активном содействии и помощи преподавателей вуза).
В ходе работы мы отметили, что у большей части студентов появлялось стремление к самоорганизации, которое актуализировалось в ходе учебной,
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011
самообразовательной деятельности и осуществлялось при активном и внимательном участии преподавателей.
Активность студентов проявлялась и в самостоятельном поиске научной информации по проблемам здоровья (студенты самостоятельно выбирали направление, тему докладов, которые они готовили).
Необходимо отметить позитивные изменения у большей части обучающихся в стремлении принимать личное участие в различных физкультурнооздоровительных мероприятиях — «День здоровья», «Лыжня России», участие в ежегодной Спартакиаде КемГУ, в акциях — «Бассейн выходного дня», «Все на каток» и другие. Кроме этого, многие студенты утверждали, что полностью контролируют свои здоровьесберегающие действия.
В процессе взаимодействия преподаватели кафедры физического воспитания КемГУ:
1. В беседах со студентами акцентировали внимание на значимости своевременного обращения внимания на свое здоровье, приводили примеры положительных результатов здоровьесберегающей деятельности.
2. Организовывали (для групп и индивидуально) выполнение совместно со студентами комплексов физических упражнений, адекватных индивидуальным, физическим и психическим особенностям студентов.
3. Обеспечивали приобщение каждого студента в процесс формирования здоровьесберегающей ответственности; контролировали активность студентов в здоровьесберегающей деятельности (вовлекали студентов в участие в акциях «Подари себе жизнь», «День открытых дверей» и др., способствующих решению оздоровительных задач, выражению творческой активности, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, мнение, предлагать свои идеи, рассуждать, аналитически мыслить).
Студенты вели индивидуальный дневник наблюдений, в котором фиксировали состояние своего здоровья, ближайшие цели на укрепление и сохранение здоровья, расписывали действия и поступки, направленные на укрепление и сохранение здоровья, отслеживали результаты своей здоровьесберегающей деятельности, оценивали ее и делали выводы.
Это способствовало развитию самоконтроля своих действий и поступков здоровьесбережения; самопроверке знаний о здоровье; самооценке физического и психического состояния здоровья; самоанализу интереса, желания, мотивов участия в здоровьесберегающей деятельности (участие в мини-конференциях, научно-практической конференции кафедры физ-воспитания КемГУ, акциях, позволяющих укрепить мотивы здоровьесберегающей деятельности и др.). Следствием ведения индивидуального дневника наблюдений стало самостоятельное планирование, выполнение и самоконтроль активности студента в здо-ровьесбережении, анализ успехов собственных действий и поступков, ответственное отношение к своим здоровьесберегающим обязанностям.
С согласия студентов мы вели «личный листок студента», в котором фиксировались индивидуальные данные. Это позволило нам отслеживать процесс формирования здоровьесберегающей ответственности студентов.
Благодаря заинтересованному отношению преподавателей вуза к деятельности студентов у некоторых появилось желание ставить перед собой оздоровительные цели (например, избавиться от лишнего веса к определенному самим студентом времени),
стремиться к ее достижению, проявлять волевые усилия, активность, терпение.
Приобщение студентов к здоровьесберегающей деятельности исходило из оказания помощи в выстраивании индивидуального ориентира деятельности студентов, в которой взаимодействует триада:
— осознаю (хочу);
— отвечаю на вопрос: зачем, мне это надо?
— активизирую возможности своего организма (могу и делаю).
Проявление здоровьесберегающей активности помогало развитию Я-концепции—целостном представлении студентов о себе как о личности. Я-кон-цепция включала аспекты осмысливания своих волевых качеств, социальной значимости здоровья, самосознания, самоуважения в исполнении данных себе обязательств.
В процессе занятий происходили изменения относительно системы представлений личности студента о самом себе, в основе которой лежит:
— Я-начинаю нравиться себе (как человек, личность);
— Я-способен (ставить и достигать оздоровительные цели);
— Я-могу (верно решать оздоровительные задачи);
— Я-знаю (как регулировать свои действия);
— Я-управляю (своей здоровьесберегающей деятельностью);
— Я-владею (знаниями, умениями ведения здорового образа жизни, имею опыт здоровьесберегающей деятельности);
— Я-горжусь (своей активностью, проявлением волевых усилий, достижением цели).
Развитие Я-концепции у студентов способствовало приобретению опыта постоянного самоконтроля в устойчивости здоровьесберегающих действий, направленных на укрепление и сохранение здоровья, ведение здорового образа жизни; происходило развитие ценностного отношения к здоровью, выявление устойчивых (или неустойчивых) мотивов здоровьесбережения.
В процессе приобщения студентов к различным формам здоровьесберегающей деятельности формируется необходимость давать отчет перед собой за свое здоровье благодаря:
а) действию личных интеллектуальных и физических ресурсов;
б) выработке самостоятельной активной позиции, которая проявляется в самостоятельном поиске и освоении информации о здоровье, усвоении способов ее обработки и применения, присвоение опыта реализации полученных знаний на практике, участия в здоровьесберегающей деятельности, требующих умений по ведению здорового образа жизни;
в) самооценке, самоуважению, самоконтролю студентов, готовность преодолевать неудачи, совершать усилие, верить в собственные способности, стремление к достижению эффективности результатов здоровьесберегающей деятельности и т.д.
Таким образом, формирование здоровьесберегающей Я-концепции студентов вуза способствовало повышению уровня здоровьесберегающей ответственности. На заключительном контрольно-оценочном этапе эксперимента, анализируя все достижения студентов при помощи разработанных критериев, адекватных им показателей, методов диагностики, было проведено сравнение статистически обработанных и обобщенных результатов исследования по сформированности здоровьесберегающей ответственности студентов вуза которое показало, что
увеличилось количество студентов с высоким уровнем сформированности здоровьесберегающей ответственности (с 18,7% до 32,5%), а также со средним уровнем (с 25,4% до 54%), уменьшилось количество студентов с низким уровнем сформированности здоровьесберегающей ответственности (с 55,9% до 13,5%).
Сравнительный анализ результатов, полученных на исходном и итоговом этапах педагогического эксперимента, позволил констатировать изменения уровней сформированности здоровьесберегающей ответственности студентов вуза: обогащение знаний студентов о здоровье, правилах ведения здорового образа жизни; приобретение умения и накопление опыта решения оздоровительных задач; понимание проблемы здоровьесберегающей ответственности студентами вуза; повышение интереса студентов к проблеме здоровья; появление ценностного отношения к здоровью; повышение здоровьесберегающей активности, рефлексии здоровьесбережения.
Библиографический список
1. Абаскалова, Н. П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе, «школа-вуз» [Текст] : автореф. дис.докт. пед. наук : 13.00.01 / Н. П. Абаскалова. — Барнаул. 2000. — 40 с.
2. Адаптация и здоровье: [Текст] : учеб. пособие для вузов / под общ. ред. Э. М. Казина. — Кемерово : Кузбассвузиздат, 2003. — 301 с.
3. Брехман, И. И. Валеология — наука о здоровье [Текст] : учеб.пособие / И. И. Брехман. — М. : ФиС, 1980. — 167 с.
4. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н. К. Смирнов. — 2-ое изд., испр. и доп. — М. : АРКТИ, 2006. - 320 с.
5. Сафонова, Ж. Б. Новое направление в методике физического воспитания студентов-юношей специальной медицинской группы / Ж. Б. Сафонова // Профессиональная подготовка педа-гогов-специалистов в области физической культуры и спорта :
матер. Всерос. межвуз. науч. - практ. конф. 22 — 23 апр., 1999 г., Москва — Малаховка. — М, 1999. — С. 302.
6. Амосов, Р. М. Раздумья о здоровье [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. М. Амосов. — М. : ФИС, 1987. — С. 3 — 5.
7. Вашлаева, Л. П. Формирование здоровьесберегающей стратегии педагога в системе повышения квалификации [Текст] : автореф. дис...канд. пед. наук : 13.00.08 / Вашлаева Людмила Петровна. — Кемерово, 2003. — 24 с.
8. Виленский, М. Я. Здоровый образ жизни и стиль жизни студента: методологический анализ [Текст] : материалы УІІІ Межуниверситетской научно-методической конференции «Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы» Ч. II — М. : Изд-во УРАО, 2004. — 176 с.
9. Формирование здоровья и развития школьников в системе непрерывного физического воспитания [Текст] / Э. М. Казин [и др.] // Валеология. — 2001. — № 11. — С. 34.
10. Трефилова, Т. Г. Психофизические основы учебного труда физической культуры [Текст] : материалы ХХУІІІ межд. научно-метод. конф. КемГУ / Т. Г. Трефилова. — Кемерово : Кузбассвузиздат, 2007. — С. 523.
11. Шмырева, Н. А. Педагогическая диагностика сформиро-ванности здоровьесберегающей ответственности студентов вуза [Текст] : материалы V международной научно-практической конференции «Европейская наука ХХІ века — 2009», 07 —15 мая 2009 года) / Н. А. Шмырева, Н. С. Панчук. — Прага : Изд-во ООО «Руснауч-книга», 2009. — С. 8— 13.
ШМЫРЕВА Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики. ПАНЧУК Наталья Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания. Адрес для переписки: e-mail: p_natalyaG 1 @mail.ru
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.05.2010 г.
© Н. А. Шмырева, Н. С. Панчук
Книжная полка
Махоуни, М. Спорт в СССР: физическая культура-визуальная культура / М. Махоуни. - М. : Новое литературное обозрение, 2010. - 296 с. - ISBN 978-5-86793-815-4 .
Советский спорт — больше, чем спорт. Он был важной частью идеологии, политики, культуры, а по репрезентациям физкультуры и спорта можно проследить всю историю СССР, лучше понять, какими были установки государства и устремления общества. Майк О' Махоуни раскрывает сложные взаимоотношения между спортом как официально одобренной социальной практикой и спортом как культурным продуктом. Он анализирует работы А. Родченко и Д. Вертова, А. Самохвалова и А. Дейнеки, Комара и Меламида, Г. Брускина и многих других художников, рассказывает о физкультурных парадах и производственной гимнастике, Олимпиадах и Спартакиадах, о метростроевцах и стилягах.
Яковлев, Б. П. Психофизиологические основы здоровья: учебный курс (кратко и доступно) / Б. П. Яковлев, О. Г. Литовченко. - М. : Эксмо, 2010. - 288 с. - ISBN 978-5-699-45123-4.
Учебное пособие посвящено психофизиологическим проблемам здоровья человека. Данное пособие рассматривает проблемы здоровья с разных сторон, придерживаясь целостности и системности представления. Все главы учебного пособия автономны и могут изучаться независимо друг от друга и в любой последовательности. Пособие рекомендовано УМО РАЕ по классическому университетскому и техническому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Физическая культура». Книга будет полезна читателям, которых интересуют проблемы психологии и физиологии здоровья.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ