УДК 001.891:631.145
Методы выявления и формирования инновационных территориальных кластеров в молочнопродуктовом подкомплексе АПК Поволжья
Сердобинцев Дмитрий Валерьевич, кандидат экономических наук, заведующий сектором
e-mail:[email protected]
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Поволжский научно-исследовательский институт экономики и организации агропромышленного комплекса»
Юркова Марина Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий сектором
e-mail:[email protected]
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Поволжский научно-исследовательский институт экономики и организации агропромышленного комплекса»
Алешина Елена Александровна, кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник
e-mail:[email protected]
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Поволжский научно-исследовательский институт экономики и организации агропромышленного комплекса»
Аннотация. Рассмотрен современный опыт развития инновационных территориальных кластеров в различных отраслях экономки России. Проанализированы теоретические и методологические основы определения конкурентоспособности отраслей и выявления соответствующих кластеров. Предложена методика определения конкурентоспособности подкомплекса и выявления молочно-продуктовых кластеров в регионах Поволжья. Разработан организационно-экономический механизм формирования региональных агропромышленных кластеров, базирующийся на принципах частно-государственного партнерства. На базе действующих предприятий Саратовской области сформирована организационная структура инновационного территориального молочнопродуктового кластера.
Ключевые слова: методы, выявление, формирование, инновационные территориальные кластеры, молочнопродуктовый подкомплекс АПК, Поволжье.
В последние годы вопросы повышения эффективности и конкурентоспособности отечественных предприятий посредством инновационного развития и технологической модернизации на основе кластерного подхода получили широкое освещение в научных работах, особенно в связи с вступлением России в ВТО и поставленными задачами по импортозамещению. Структура производственного кластера состоит из 2-х основных элементов: ядра, т.е. основных производящих, перерабатывающих и реализующих продукцию предприятий, и сателлитов - вспомогательных предприятий, поставляющих дополнительные товары, работы и услуги для предприятий ядра кластера. Данная структура обусловливает ряд соответствующих преимуществ кластеров по сравнению с традиционными способами взаимодействия: снижение издержек товарообращения, исключение дублирования функций и общий синергетический эффект для каждого из участников, за счет более широкой и всесторонней интеграции. Вследствие положительного мирового опыта развитых стран (ЕС, США), где кластеры стали естественным этапом эволюции способов организации производства и развивающихся государств (Китай, Аргентина и др.), где они являются главным способом достижения мирового уровня развития и выхода на международные рынки, кластерные методы стали приживаться и на российской земле. Результатом данных процессов явилось все более широкое упоминание кластеров в различных законопроектах, концепциях, инвестиционных программах на федеральном и региональном уровнях, среди которых можно отметить «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), где данный термин упоминается 20 раз в различном контексте.
На первоначальных этапах всей деятельностью по развитию кластеров занималось Министерство экономического развития, которым в 2008 г. были разработаны Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах РФ и утвержден Перечень программ развития пилотных инновационных территориальных кластеров. Такой подход позволил использовать одну из довольно ценных особенностей кластера, имеющую значение для целей ускорения инновационного развития предприятий ядра, которая определяется включением в состав предприятий-сателлитов различных научно-исследовательских организаций [1]. Данная особенность позволяет организовать более тесное сотрудничество разработчиков с производственными предприятиями, что значительно ускоряет путь перспективных разработок от проекта до внедрения. Наличие контрактации позволяет разработчикам полнее изучить и достовернее узнать потребности производства, экономически обосновать проект и апробировать его на практике. Такая прозрачная и организованная система разработки и внедрения инноваций является действенным средством стимулирования развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и позволяет разработчикам свободнее привлекать венчурные инвестиции.
Позднее было принято Постановление Правительства России от 6.03.2013 года № 188 «Об утверждении Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров». Данные Правила устанавливают порядок субсидирования кластеров, которые прошли отбор и вошли в утвержденный перечень пилотных программ, а также предусматривают ряд финансируемых мероприятий,
включая обеспечение деятельности специализированных организаций, осуществляющих сопровождение развития кластеров, переподготовку кадров организаций-участников, консультирование участников, проведение и участие организаций в коммуникативных мероприятиях, развитие инфраструктуры. Первоначально, в 2013 г., общий объем субсидирования программ развития 25 кластерных проектов в 19 регионах страны, определенных в рамках конкурсного отбора Рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере (при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям) и утвержденных в 2012 г. поручением Председателя Правительства РФ (№ ДМ-П8-5060 от 28.08.2012 г.), составил 1,3 млрд. руб. (табл. 1). Затем в 2014 году объем господдержки увеличился до 2,5 млрд. руб., но в 2015 году в связи с сокращением бюджетных расходов финансирование кластеров уменьшилось вдвое. При этом большая часть (около 70 %) выделяемых бюджетных средств направляется на развитие инфраструктуры кластеров.
Таблица 1. Перечень инновационных территориальных кластеров Минэкономразвития РФ
Регионы Инновационные территориальные кластеры и их специализация
Калужская область Кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины
Москва Кластер «Зеленоград» (информационно-коммуникационные технологии, электроника)
Новые материалы, лазерные и радиационные технологии
Московская область Кластер ядерно-физических и нанотехнологий
Биотехнологический инновационный территориальный кластер
Кластер «Физтех XXI»
Архангельская область Судостроительный инновационный территориальный кластер
Санкт-Петербург Развитие ИТ, радиоэлектроники, приборостроения и инфотелекоммуника-ций
Кластер медицинской фармацевтики и радиационных технологий
Нижегородская область Индустриальный инновационный кластер в автомобилестроения и нефтехимии
Саровский инновационный кластер (ядерные, суперкомпьютерные и лазерные технологии)
Пермский край Кластер ракетного двигателестроения «Технополис «Новый Звездный»
Республика Башкортостан Нефтехимический территориальный кластер
Республика Мордовия Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы освещения
Республика Татарстан Камский территориально-производственный кластер (нефтегазохимия и автопром)
Самарская область Инновационный территориальный аэрокосмический кластер
Ульяновская область Консорциум «Научно-образовательно-производственный кластер «Улья-новск-Авиа»
Ядерно-инновационный кластер
Свердловская область Титановый кластер
Алтайский край Алтайский биофармацевтический кластер
Кемеровская область Комплексная переработка угля и техногенных отходов
Красноярский край Инновационные технологии (ядерные технологии, аэрокосмические аппараты)
Новосибирская область Инновационный кластер информационных и биофармацевтических технологий
Томская область Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии
Хабаровский край Инновационный территориальный кластер авиастроения и судостроения
В 2015 году, по данным Минэкономразвития, кластеры, включенные в программу, выпустили продукции на сумму около 2 трлн. рублей, что на 0,5 млрд. рублей больше показателя 2013 года [2]. Также Минэкономразвития начинает новый формат субсидирования кластерных инициатив в виде Приоритетного проекта «Развитие инновационных кластеров - лидеров инвестиционной привлекательно-
сти мирового уровня» (Приказ Минэкономразвития России от 27.06.2016 г. № 400) - для акцентирования внимания и концентрации федеральных мер поддержки на кластерах-лидерах - наиболее динамичных и перспективных из существующих [3].
Работают над развитием кластеров и другие министерства и ведомства. Например, с начала 2015 г. года к деятельности Минэкономразвития по развитию кластеров присоединилось и Министерство промышленности и торговли, т.к. принятый 31.12.2014 г. Федеральный закон № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» обозначил формирование промышленных кластеров в качестве одного из основных инструментов территориального развития промышленности. А 28 января 2016 года Правительство России постановлением № 41 утвердило «Правила предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения». На сегодняшний день Минпромторгом для государственного субсидирования отобрано 8 кластерных проектов. По линии Министерства здравоохранения принят Закон № 160-ФЗ от 29.06.2015 г. «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также формируется ряд научно-образовательных медицинских кластеров. Федеральное агентство по туризму реализует принятую Федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» (Постановление Правительства РФ от 2.08.2011 г. № 644), которой предусмотрено создание в 27 основных и ряде других перспективных регионов сети туристско-рекреационных и автотуристских кластеров. Министерство энергетики планирует создание угольно-энергетических и углехимических кластеров, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью, востребованную в т.ч. на мировых рынках [4], а ПАО «Газпром нефть» формирует кластер процессов нефтепереработки [5]. Министерство сельского хозяйства также адресно поддерживает кластерные инициативы, к примеру в Астраханской области развивается кластер аквакультуры из 37 предприятий и действует совет кластера [6], а в Алтайском крае ведущие предприятия сформировали региональный кластер аграрного машиностроения [7]. Однако Минэнерго и Минсельхоз пока еще не закрепили на законодательном уровне какие-либо кластерные проекты, не разработали методическое сопровождение и не создали рабочих групп по развитию кластерной деятельности, доверив все регионам или частным инициативам.
При этом регионы активно разрабатывают местные документы, например в Саратовской области принят Закон Саратовской области № 84-ЗСО от 30.06.2014 г. «О государственной поддержке кластеров в Саратовской области». А в Распоряжении правительства Саратовской области от 13.02.2015 г. №21-Пр «Об утверждении Плана мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Саратовской области на 2015-2017 годы» перечень мероприятий включает разработку планов развития кластера промышленности строительных материалов, транспортного машиностроения, радиоэлектроники и металлургического кластера, кластера по глубокой переработке зерновых культур, масложирового, молочнопродуктового и рыбопродуктового кластеров.
Важным этапом в формировании инновационных кластеров является выявление наиболее эффективно функционирующих отраслей, как можно более полно подходящих для их создания. К настоящему моменту разработано достаточное количество методик определения специализации регионов и территориального раз-
мещения отраслей, но, пожалуй, наиболее полно учитывающим рыночные условия хозяйствования показателем является конкурентоспособность, которая на региональном уровне будет отражать конкурентоспособность продукции, предприятий и всего определенного подкомплекса АПК в целом. В данном вопросе основной методологической базой могут служить зарубежный опыт и научные разработки по проведению подобных исследований среди множества, которых можно выделить работы Майкла Портера по определению конкурентоспособности компаний, отраслей, регионов и целых государств. Именно благодаря проведению данных исследований М. Портер и пришел к понятию «производственный кластер». Продвигаясь от меньшего к большему, изучив конкурентоспособные фирмы он определил, что если есть конкурентоспособные компании, то они формируют конкурентоспособные отрасли, регионы и даже влияют на общую конкурентоспособность своих государств. При этом в целях исследования главным показателем, определяющим конкурентоспособность компаний, являлась их доля на рынке, т.е. соответственно уровень спроса на их продукцию, а для государств - уровень развития внешнеэкономической деятельности, объем экспорта и соответственно доля на международном рынке [8, 9].
В обобщенном виде метод Портера графически представлен на рисунке 1, где отчетливо прослеживается порядок и содержание всех действий по выявлению хозяйственных агломераций и промышленных кластеров.
Наряду с методами, применяемыми М. Портером, к сегодняшнему дню создан широкий набор средств по выявлению кластеров и определению наиболее конкурентоспособных секторов как субъективных - экспертных, так и объективных - качественных и количественных методов. Значительную часть данных методов составляют широко распространенные методы экономического анализа, при этом одна часть методов позволяет производить оценку наличия кластеров по экономическим показателям работы, а другая ориентируется также и на территориальное расположение отраслей и предприятий. Отталкиваясь от того, что теория кластеров стала дальнейшим продолжением темы региональной конкурентоспособности среди основных методов критериальной оценки отраслей и территорий, многими авторами [10, 11] принято выделять следующие: оценка рыночных позиций, технологическое превосходство и возможности обновления. Однако, несмотря на все разнообразие подходов, чаще других методов многими авторами используются расчеты различных показателей рыночных позиций или долей рынка.
Рисунок 1. Метод выявления хозяйственных агломераций и промышленных кластеров М. Портера
При этом существует ряд специальных коэффициентов позволяющих наиболее репрезентативно оценить место регионов и отраслей на рынке, среди которых можно выделить следующие индексы: Балласа, Грубела-Ллойда и сравнительного преимущества [12]. В результате можно отметить, что, несмотря на все многообразие методических подходов, во многих научных трудах большая часть исследователей проводит оценку конкурентоспособности отраслей и регионов на основе изучения доли рынка, занимаемой производимой объектами исследований продукцией.
На основе приведенного анализа существующих методов разработана методика определения конкурентоспособности молочнопродуктового подкомплекса и выявления соответствующих кластеров в агропромышленном комплексе регионов Поволжья, которая схематично представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Методика оценки конкурентоспособности молочнопродуктового подкомплекса и выявления соответствующих региональных агропромышленных кластеров
На первоначальном этапе были выбраны 2 основных показателя, достаточно точно характеризующих состояние молочнопродуктового подкомплекса в регионах - производства молока в хозяйствах всех категорий и производство молочной продукции. В целях нивелирования влияния переменчивых погодных условий и кризисных явлений в экономике все показатели были рассчитаны в среднем за 5 лет в период 2011-2015 гг. (табл. 2).
Таблица 2. Производство молока и молочной продукции в регионах Поволжья в среднем за период 20112015 гг., тыс. т
Регионы Производство в среднем за 5 лет, тыс. т Удельный вес в Поволжье, %
Поволжья Молоко Молочная продукция Молоко Молочная продукция
Республика Калмыкия 92,7 0,0 2,1 0,0
Республика Татарстан 1802,0 356,8 39,9 35,5
Астраханская область 169,9 6,6 3,8 0,7
Волгоградская область 518,9 101,9 11,5 10,1
Регионы Производство в среднем за 5 лет, тыс. т Удельный вес в Поволжье, %
Поволжья Молоко Молочная про- лукмия Молоко Молочная про- лукция
Пензенская область 395,7 75,8 8,8 7,5
Самарская область 424,6 158,8 9,4 15,8
Саратовская область 862,4 193,1 19,1 19,2
Ульяновская область 247,9 112,6 5,5 11,2
Поволжье 4514,2 1005,6 100,0 100,0
Далее была определена доля каждого региона в производстве данных видов продукции, а из них был рассчитан усредненный показатель, т.к. в некоторых регионах могут быть большие объемы производства молока, но отсутствовать достаточные мощности для его переработки, а в других регионах может быть обратная ситуация. Затем на основе полученных данных была составлена матрица попарных сравнений по методу Т. Саати, в строках и столбцах которой указываются одни и те же показатели - регионы, которые необходимо сравнить для определения возможности создания на их территории молочнопродуктового кластера (табл. 3).
Таблица 3. Матрица попарных сравнений регионов для определения возможности создания зернопродукто-
вого кластера
Регионы, претендующие на создание кластера в зернопродуктовом подкомплексе Республика Калмыкия Республика Татарстан Астраханская область Волгоградская область Пензенская область Самарская область Саратовская область Ульяновская область
Республика Калмыкия 1 1/8 1/2 1/5 1/3 1/6 1/7 1/4
Республика Татарстан 8 1 7 4 6 3 2 5
Астраханская область 2 1/7 1 1/4 1/2 1/5 1/6 1/3
Волгоградская область 5 1/4 4 1 3 1/2 1/3
Пензенская область 3 1/6 2 1/3 1 1/4 1/5 1/2
Самарская область 6 1/3 5 4 1 1/2 3
Саратовская область 7 1/2 6 3 5 1 4
Ульяновская область 4 1/5 3 1/2 2 1/3 1/4 1
После проведения оценки и составления матрицы попарных сравнений для определения региональных рейтингов ее необходимо нормализовать. Нормализация производится путем деления каждой ячейки столбца на сумму значений этого же столбца, после чего находится среднее значение для каждого региона по строкам, что и будет являться рейтингом кластеризации определенного подкомплекса АПК в данном регионе. Одновременно рассчитываются показатели меры и индекса согласованности, которые позволяют определить точность и сопоставимость расстановки рейтингов в исходной матрице. Мера согласованности определяется как сумма произведений среднего рейтинга (коэффициента весомости) каждого соответствующего региона в нормализованной матрице на значение рейтинга в каждой ячейке его строки в исходной матрице, затем полученная сумма делится на среднее значение данного параметра в нормализованной матрице. В идеальном
варианте полученные меры согласованности должны быть близки по значению к общему количеству регионов, т.е. - 8. Затем рассчитывается индекс согласованности как среднее значение меры согласованности для всех регионов за минусом общего количества регионов п (п=8), а полученная разность делится п-1. При абсолютной сопоставимости расстановки рейтингов индекс согласованности должен иметь нулевое значение, а в иных случаях он должен стремиться к нулю (табл. 4).
Таблица 4. Нормализованная матрица попарных сравнений регионов Поволжья для определения возможности создания зернопродуктового кластера
Регионы, претендующие на создание кластера в зернопродуктовом подкомплексе Республика Калмыкия Республика Татарстан Астраханская область Волгоградская область Пензенская область Самарская область Саратовская область Ульяновская область Среднее значение Мера согласованности
Республика Калмыкия 0,028 0,046 0,018 0,018 0,015 0,022 0,031 0,016 0,024 8,157
Республика Татарстан 0,368 0,246 0,355 0,275 0,403 0,435 0,311 0,327 8,507
Астраханская область 0,056 0,053 0,035 0,022 0,023 0,027 0,036 0,021 0,034 8,072
Волгоградская область 0,139 0,092 0,140 0,089 0,137 0,067 0,073 0,124 0,108 8,328
Пензенская область 0,083 0,061 0,070 0,030 0,046 0,034 0,044 0,031 0,050 8,074
Самарская область 0,167 0,123 0,175 0,177 0,183 0,134 0,109 0,187 0,157 8,474
Саратовская область 0,194 0,184 0,211 0,266 0,229 0,268 0,218 0,249 0,227 8,548
Ульяновская область 0,111 0,074 0,105 0,044 0,092 0,045 0,054 0,062 0,073 8,174
|Сумма 1,000
|Индекс согласованности 0,042
Полученные в результате расчета значения для большей наглядности были сведены и представлены графически в виде определенного графика-радара или кластерной карты агропромышленной кластеризации регионов Поволжья (рис. 3). В качестве наиболее целесообразной критериальной границы определения конкурентоспособности подкомплексов было выбрано истинное значение 0,150, находящееся посередине между логическим значением средней доли каждого региона Поволжья в 0,125 (1/8) и среднеарифметическим значением в 0,175 -как средней между минимально и максимально возможными значениями оценок ((0,022+0,327)/2).
В результате, в соответствии с данными критериями, определяющими возможность создания молочнопродуктовых кластеров, наиболее оптимальными являются следующие регионы Поволжья: Республика Татарстан, Самарская и Саратовская области. Наряду с тем, как отмечал М. Портер, нельзя забывать и о регионах с несильно развитыми соответствующими отраслями или в данном случае молочнопро-дуктовым подкомплексом АПК, т.к. при условии наличия всех видов требуемых ресурсов, благоприятных условий и приложения соответствующих усилий со стороны властных структур и частных инвесторов можно также обеспечить всеобъемлющее развитие кластеров и в других регионах Поволжья.
Предлагаемая методика, основанная на анализе данных в среднем за 5 лет по
основным видам молочной продукции и методе попарных сравнений Т. Саати [13], позволяет достаточно корректно, с наименьшими временными и трудовыми затратами провести оценку конкурентоспособности молочнопродуктового подкомплекса АПК и выявить соответствующие кластеры в 8 регионах Поволжья.
Рисунок 3. Кластерная карта (радар) конкурентоспособности молочнопродуктового подкомплекса
АПК регионов Поволжья
Одновременно с развитием правовых основ и методологии выявления кластеров в настоящий момент кластерные инициативы активно реализуются на практике в экономике страны, и к 2013 г. Минэкономразвития России уже зарегистрировало порядка 221 кластерного проекта в 58 из 83 регионов или на 70 % территорий. В тоже время не остаются в стороне от данных процессов и 8 регионов Поволжья, где на сегодняшний день уже реализуется порядка 39 вариантов формирования кластеров в различных отраслях народного хозяйства, в т. ч. около 6 кластеров создаются в АПК [14]. При этом в большинстве регионов вся деятельность по кластеризации сосредоточена в Центрах кластерного развития (ЦКР), которые созданы в Республиках Калмыкия и Татарстан, Астраханской, Пензенской, Самарской и Ульяновской областях. Данные центры весьма схожи между собой по истории создания, организационной структуре и выполняемым функция, т.к. большинство из
них были организованы относительно недавно в 2010-2013 гг. по инициативе региональных правительств с целью подготовки инвестиционных проектов для вхождения в Перечень пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров.
Наряду с этим, проведенный анализ опыта кластеризации в регионах Поволжья указывает на особую роль частно-государственного партнерства при формировании кластеров, т.к. решение данной масштабной задачи невозможно по одиночной инициативе участников рынка, а должно осуществляться на всех уровнях законодательной и исполнительной власти. В результате был сформирован организационно-экономический механизм формирования региональных агропромышленных кластеров с функциональным подразделением решаемых задач на государственном и частном уровнях по экономическим и организационным элементам (рис. 4).
Рисунок 4. Организационно-экономический механизм формирования региональных агропромышленных кластеров
Как отмечалось выше, для реализации задач кластеризации к настоящему моменту во многих регионах Поволжья созданы центры кластерного развития, которые занимаются развитием кластерной деятельности. По этим причинам создание таких центров требуется и в других регионах. При этом создаваемый ЦКР не будет
ограничивать свою деятельность только рамками АПК, т.к. будет представлять собой единую организацию по комплексному развитию кластеров, что делает целесообразным его формирование при региональных Министерствах экономического развития. А для решения отраслевых задач возможно сформировать в структуре ЦКР обособленное подразделение, ответственное за работу с предприятиями АПК. При этом, как показывает опыт развития кластерной деятельности в некоторых регионах России, для региональных ЦКР в настоящий момент наиболее оптимальной организационно-правовой формой в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации являются «Фонды» (ст. 118-119 ГК РФ), а для самих кластеров -«Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)» (ст. 121-123 ГК РФ).
Наряду с тем следует отметить, что формировать кластер целесообразнее на основе уже существующих предприятий, т.к. в ином случае это потребует слишком значительных инвестиций в создаваемые с нуля предприятия. В соответствии с данным положением в настоящий момент из всех отраслей АПК Саратовской области наиболее приемлемым видится создание агропромышленного кластера именно в молочнопродуктовом подкомплексе, который представлен достаточным количеством сельскохозяйственных организаций и перерабатывающих предприятий, испытывающих дефицит производственного сырья. Сегодня молокоперера-батывающие предприятия проявляют интерес к созданию организованной производственно-сбытовой структуры в виде агропромышленного кластера с целью формирования стабильной сырьевой базы вблизи от основных перерабатывающих мощностей. К тому же многие сельхозорганизации рассматривают возможность развития молочного животноводства, но прежде чем инвестировать средства, хотят заручиться гарантиями в стабильном рынке сбыта молока. Для поддержки данных инициатив в исследованиях разработан проект возможной структуры молочнопро-дуктового кластера (рис. 5).
Организационная структура инновационного территориального агропромышленного кластера определяется фактором наличия в регионе необходимого количества определенных предприятий АПК и прочих смежных отраслей. Особенно важно при формировании кластера - организовать взаимодействия с предприятиями-сателлитами, поставляющими разнородные виды товаров (работ, услуг). В Саратовской области работает значительное количество снабжающих, обслуживающих или других связанных с АПК предприятий, что позволяет свободно сформировать са-теллитный пояс вокруг ядра кластера. Разработка, координация и сопровождение реализуемых проектов создания агропромышленных кластеров являются прерогативами Минэкономразвития и Минсельхоза области, с целью обеспечения эффективного и скоординированного решения задач которых необходимо формирование Фонда кластерного развития. Задача кадрового обеспечения решается благодаря наличию достаточного количества образовательных учреждений, таких как Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова, Саратовский финансово-технологический колледж и сеть профессионально-технических училищ. Разработка и внедрение научных инноваций вполне обеспечивается СГАУ им. Н.И. Вавилова, Поволжским НИИ экономики и организации АПК, НИИ сельского хозяйства Юго-Востока, Российским научно-исследовательским и проектно-техно-логическим институтом сорго и кукурузы, другими научно-исследовательскими учреждениями и вузами.
Рисунок 5. Схема инновационного территориального молочнопродуктового кластера
в АПК Саратовской области
Проведенные анализ и сопоставление транзакционных издержек при использовании традиционного канала товародвижения и агропромышленного кластера, в виде составленной логистической схемы, демонстрируют, что во втором случае на 45,0 % сокращаются транспортные, складские и административные расходы [15]. В целях обоснования внесенных предложений на основе индикаторов, заложенных в Концепции развития агропромышленного комплекса Саратовской области до 2020 года, была также определена средняя экономия в 3,6 млрд руб. от повсеместного распространения методов кластерной организации производства в животноводческих отраслях регионального АПК. При этом дополнительный эффект от внедрения новых технологий, создания рабочих мест и увеличения налоговых отчислений участниками кластера делает очевидной необходимость активизации процессов региональной агропромышленной кластеризации как основы повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий АПК, а также ускорения инновационно-технологического развития регионов Поволжья.
Список использованной литературы:
1. Александрова, Л.А. Инновационный потенциал кластеризации аграрной экономики / Л.А. Александрова // Материалы Всероссийской научно-прак-
тической конференции «Аграрный потенциал в системе продовольственного обеспечения: теория и практика». - Ульяновск: Ульяновская ГСХА, 2016.
- Ч. I. - С. 18-24.
2. Минэкономразвития в 2016 году расширит программу поддержки территориальных инновационных кластеров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depino/20160220.
3. Олег Фомичев - Минэкономразвития запустит новый формат поддержки территориальных инновационных кластеров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depino/20160708.
4. Доклад Министра энергетики Российской Федерации А.В. Новака на XVIII Международном конгрессе по обогащению угля [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://minenergo.gov.ru/node/5514.
5. Презентация А.В. Новака «Итоги работы топливно-энергетического комплекса Российской Федерации в первом полугодии 2016 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minenergo.gov.ru/node/5660.
6. Специалисты рыбохозяйственного комплекса Саратовской и Астраханской областей обменялись опытом - Минсельхоз России [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://mcx.ru/news/news/show/51557.78.htm.
7. В Минсельхозе России состоялось совещание по вопросам проведения «Всероссийского Дня поля» в Алтайском крае [Электронный ресурс] / Минсельхоз России. - Режим доступа: http://mcx.ru/news/news/show/52652.355. htm.
8. Пилипенко, И.В. Кластерная политика [Электронный ресурс] / И.В. Пили-пенко // Приложение 6 к Докладу Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» «Итоги 2006 года и будущее экономики России: потенциал несырьевого сектора». - Режим доступа: http://www.docme.ru/ doc/1835/pr06-пилипенко.
9. Портер, М.Э. Конкуренция / М.Э. Портер: пер. с англ. - М.: Вильямс, 2005.
- 608 с.
10. Трофимова, О.М. Методические рекомендации по выявлению и анализу кластеров в экономике старопромышленного региона [Электронный ресурс] / О.М. Трофимова. - Режим доступа: http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/ issue/2011/02/14/.
11. Ферова, И.С. Подходы к формированию и оценке эффективности экономических кластеров [Электронный ресурс] / И.С. Ферова. - Режим доступа: http://www.ini21.ru/?id=908.
12. Куценко, Е. Кластеры в экономике: практика выявления [Электронный ресурс] / Е. Куценко. - Режим доступа: http://www.observer.materik.ru/ observer/N10_2009/109_126.pdf.
13. Саати, Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий / Т. Саати ; пер. с англ. Р.Г. Вачнадзе. - М.: Радио и связь, 1993. - 278 с.
14. Сводная база данных по кластерам России [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/ innovations/politic/doc201001081707.
15. Сердобинцев, Д.В. Основные направления совершенствования механизма взаимодействия предприятий молочнопродуктового подкомплекса АПК Поволжья / Д.В. Сердобинцев, Л.В. Сорокина // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2011. - № 2. - С. 111-115.
References:
1. Aleksandrova L.A. Innovative potential of agrarian economics clusterisation. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Agrarnyy potentsial v sisteme prodovol'stvennogo obespecheniya: teoriya i praktika» [Proc. of Materials of the All-Russian scientific and practical conference "Agrarian potential in foodstuff provision system: theory and practice"]. Ulyanovsk, 2016, Part I, pp. 18-24. (In Russian).
2. Minekonomrazvitiya v 2016 godu rasshirit programmu podderzhki territorial'nykh innovatsionnykh klasterov [The Ministry of economic development is to expand the program of supporting territorial innovative clusters in 2016]. Available at: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depino/20160220.
3. Oleg Fomichev - Minekonomrazvitiya zapustit novyy format pod-derzhki territorial'nykh innovatsionnykh klasterov [Oleg Fomichev - The Ministry of economic development is to start a new format of supporting territorial innovative clusters]. Available at: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depino/20160708.
4. Doklad Ministra energetiki Rossiyskoy Federatsii A.V. Novaka na XVIII Mezhdunarodnom kongresse po obogashcheniyu uglya [Report of the Minister of Power of the Russian Federation Novak A.V. at the 18th International Congress on Coal Enrichment]. Available at: http://minenergo.gov.ru/node/5514.
5. Prezentatsiya A.V. Novaka "Itogi raboty toplivno-energeticheskogo kompleksa Rossiyskoy Federatsii v pervom polugodii 2016 goda". [A.V. Novak's presentation "Results of work of the Fuel and Energy Complex of the Russian Federation in the first half 2016"]. Available at: http://minenergo.gov.ru/node/5660.
6. Spetsialisty rybokhozyaystvennogo kompleksa Saratovskoy i Ast-rakhanskoy oblastey obmenyalis' opytom - Minsel'khoz Rossii [Experts of the fisheries industry of the Saratov and Astrakhan regions exchanged experiences - Ministry of Agriculture of Russia]. Available at: http://mcx.ru/news/news/show/51557.78.htm.
7. V Minsel'khoze Rossii sostoyalos' soveshchanie po voprosam provedeniya "Vserossiyskogo Dnya polya" v Altayskom krae - Minsel'khoz Rossii [The meeting concerning implementation of "All-Russian Day of a Field" in the Altay Territory took place in the Ministry of Agriculture of Russia - the Ministry of Agriculture of Russia]. Available at: http://mcx.ru/news/news/show/52652.355.htm.
8. Pilipenko I. V. Klasternaya politika. Prilozhenie 6 k Dokladu Obshche-rossiyskoy obshchestvennoy organizatsii "Delovaya Rossiya" "Itogi 2006 goda i budushchee ekonomiki Rossii: potentsial nesyr'evogo sektora" [Clustering policy. Appendix 6 to the Report of the All-Russian public organization „Business Russia" „Results of 2006 and future of the Russian economy: potential of the non-resource sector"]. Available at: http://www.docme.ru/doc/1835/pr06
9. Porter M. Konkurentsiya [Competition]. Moscow, Williams Publ., 2005. 608 p.
10. Trofimova O.M. Metodicheskie rekomendatsii po vyyavleniyu i analizu klasterov v ekono-mike staropromyshlennogo regiona [Methodical recommendations on detection and analysis of clusters in the economy of the old-industrial region]. Available at: http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2011/02/14/.
11. Ferova I.S. Podkhody k formirovaniyu i otsenke effektivnosti ekonomicheskikh klasterov [Approaches to formation and estimation of efficiency of economic clusters]. Available at: http://www.ini21.ru/?id=908.
12. Kutsenko E. Klastery v ekonomike: praktika vyyavleniya (Clusters in economy:
practice of detection). Available at: http://www.observer.materik.ru/observer/ N10_2009/109_126.pdf.
13. Saati T. Prinyatie resheniy. Metod analiza ierarkhiy [Decision-making. Method of hierarchy analysis]. Moscow, Radio and Communication Publ., 1993, 278 p.
14. Svodnaya baza dannykh po klasteram Rossii [Summary database on clusters of Russia]. Available at: http:// www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/ innovations/politic/doc201001081707.
15. Serdobintsev D.V., Sorokina L.V. The basic directions in improving the mechanism of interaction of the dairy subcomplex enterprises in the agrarian and industrial complex of the Volga region. Intellekt. Innovatsii. Investitsii [Intelligence. Innovations. Investments], 2011, no. 2, pp. 111-115. (In Russian).
Methods of detection and formation of innovative regional clusters in the dairy subcomplex of the Volga region
agroindustrial complex
Serdobintsev Dmitriy Valer'evich, Candidate of Science (Economics), Head of the sector
e-mail:[email protected]
Federal State Budgetary Scientific Institution the Volga Research Institute of Economics and Organization of Agroindustrial Complex
Yurkova Marina Sergeevna, Candidate of Science (Economics), Associate Professor, Head of the sector
e-mail:[email protected]
Federal State Budgetary Scientific Institution the Volga Research Institute of Economics and Organization of Agroindustrial Complex
Aleshina Elena Aleksandrovna, Candidate of Science (Economics), Associate Professor, senior staff scientist
e-mail:[email protected]
Federal State Budgetary Scientific Institution the Volga Research Institute of Economics and Organization of Agroindustrial Complex
Abstract. The article describes the modern experience in developing innovative territorial clusters in various sectors of the Russian economics. Theoretical and methodological basis of determining the sector competitiveness and detecting the corresponding clusters are analyzed. The methodology of determining the subcomplex competitiveness and detecting dairy clusters in the Volga region areas are offered. The organizational and economic mechanism of forming the regional agroindustrial clusters based on of the private-state partnership principles is designed. The organizational structure of an innovative territorial dairy cluster is formed on the basis of the existing Saratov area enterprises.
Keywords: methods, detection, formation, innovative territorial clusters, dairy subcomplex of the agroindustrial complex, the Volga region.