ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ В ТРУДАХ КЛАССИКОВ СОЦИОЛОГИИ:
О. КОНТ, Г. СПЕНСЕР, Э. ДЮРКГЕЙМ, М. ВЕБЕР
Т.Г. Чекменёва
В статье рассматриваются теоретические и методологические принципы классиков социологии - О.Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера, одним из которых является позитивизм
Ключевые слова: позитивизм, наука, объективный метод, социология
Важнейшим теоретическим и
методологическим принципом познания в трудах классиков социологии - О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, И. Вебера - является позитивизм. Позитивизм - это доктрина, согласно которой только истинное знание является научным, то есть способным
описывать и объяснять сосуществование, а также последовательность наблюдаемых явлений: и физических, и социальных.
Согласно позитивизму существуют тесные связи между социальными и естественными науками, оперирующими в рамках общей логической системы.
По словам В.А. Кудрявцева, творчество О.Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и М. Вебера можно рассматривать как
существенный сдвиг в общественном сознании, как проявление и отражение глобального усиления саморефлексии общества, «духа
времени», конкретных социально-исторических условий, породивших социологию, как тип умонастроения и мировидения [1, С.141].
Основатель социологии как
самостоятельной и целостной науки об обществе, французский ученый позитивист Огюст Конт (1798-1857) сконструировал собственную классификацию наук с одной главной целью - показать, что социология является венцом человеческого знания, а позитивизм, восторжествовавший сначала в математике, астрономии, физике и химии, а позже в биологии, приведет к созданию позитивной науки об обществе.
Каждая из перечисленных наук представляет собой своего рода ступень по отношению к последующей. Каждая из них заимствует у предыдущей ее методы и добавляет к ним еще свой собственный, обусловленный спецификой изучаемого объекта (См.: табл.). На вершине иерархии наук находится социология.
Чекменёва Татьяна Геннадьевна - ВГТУ, канд. полит. наук, доцент, e-mail: politehist@mail.ru
Социология может и должна использовать достижения других наук, которые изучают более обширные, чем общество, сферы реальности. Эти науки, особенно биология (непосредственно предшествующая социологии в иерархии наук), являются по отношению к ней вводными, подготовительными. Вместе с тем они служат для нее теоретикометодологическим образцом.
Таблица. Система наук и их методов по Конту
Наука Метод
Математика Логика
Астрономия Наблюдение
Физика Наблюдение + эксперимент
Химия Наблюдение + эксперимент +
Биология классификация Наблюдение + эксперимент + классификация + сравнение Наблюдение + эксперимент +
Социология классификация + сравнение + исторический метод
С одной стороны, Конт провозгласил подход к социологии как к объективной, строгой и беспристрастной науке, основанной на наблюдении и свободной от всяких предвзятых концепций. С другой - социология, как и позитивизм в целом - это мировоззрение, призванное практически преобразовывать всю социальную жизнь, включая политику, мораль, религию и т.д.
Остановившись на термине
«позитивизм», Конт выразил намерение отказаться от доверия к более ранним религиозным или спекулятивным
метафизическим основам познания. Место позитивного мышления в философско-социологической системе Конта можно понять только в связи с открытым им, как сам он писал, «великим основным законом
интеллектуальной эволюции человечества». Об открытии этого закона Конт возвещает на первых же страницах «Курса позитивной философии» (изданного на русском языке в Санкт-Петербурге в 1899-1900 гг.), а также в
6O
других своих работах [2; С.3-4]. Согласно этому чрезвычайно важному для понимания социологии Конта закону, познавательная деятельность людей и в целом их общественное сознание прошли три стадии своего развития: теологическую, метафизическую и
позитивную.
На первой, теологической стадии, человек объясняет все явления на основе религиозных представлений, оперирует понятием
сверхъестественного. Вера в богов или единого Бога обуславливает стабильность
общественной системы. Этой стадии соответствует длительный период истории, вершиной которого является Средневековье.
На второй, метафизической стадии, человек пробует отказаться от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей и причин. Ярким примером такого периода является эпоха Просвещения. Задача этой стадии -критическая. Разрушая религиозные представления, она подготавливает приход третьей стадии - позитивной или научной. Конт считал неизбежным конфликт между религией и позитивным знанием - наукой и предсказывал в недалеком будущем победу науки над религией. Наука, по мнению Конта, призвана заменить религию не только с точки зрения формирования нового мировоззрения, но прежде всего в качестве связующей силы, призванной объединить людей и социальные институты, стать основой стабильного порядка. Истинная наука, говорил Конт, сочетает наблюдение и предвидение, которое «составляет во всех отношениях главную черту положительной философии». Однако Конт расценивал научное знание как «относительное», а не абсолютное. Последнее было и всегда будет недостижимым. Социальная и политическая программа Конта предусматривала новый консенсус по социальным проблемам и реорганизацию общества на началах, предложенных новой наукой - социологией. Для социологов отводились роли в правительстве, образовании и в учреждении новой «религии человечества».
Многие идеи О. Конта, прежде всего его позитивистские установки на использование в социологии данных наук о природе и обществе воспринял и развил английский мыслитель Герберт Спенсер (1820-1903). Он родился в семье школьного учителя, сильно повлиявшей на мировоззрение: его нонконформистские взгляды еще больше усилились в течение
жизни, что привело мыслителя к полному разрыву с христианством.
Спенсер исходил из деления мира на «познаваемое» и «непознаваемое».
Провозглашая тезис о том, что наука способна познать лишь сходства, различия и другие отношения между чувственными
восприятиями, но не в состоянии проникнуть в их сущность, Спенсер заключает: «Материя, движение и сила лишь суть символы неведомого реального» [3, С,466]. Социология для Спенсера выступает теоретическим базисом этического учения и как инструмент познания социальной реальности исходит из биологизма, органицизма, усложнения функций организма, общественного роста, привнося в этику не метафизические, а
естественнонаучные начала.
Ранний интерес Спенсера к геологии привел его в область биологии, а оттуда - к эволюционным теориям Ламарка. Эти идеи стали принципом формирования его социальной теории. Уже в 1852 г., в статье под названием «Теория народонаселения» Спенсер доказывал, что на процесс социального развития оказывала решающее влияние борьба за существование и пригодность для выживания. Таким образом, он предвосхитил приблизительно на шесть лет отдельные аспекты теории естественного отбора, которую Дарвин и Уоллес с таким успехом применили к органическому миру. В «Принципах психологии» (1855) он пытается доказать, как эволюционная гипотеза могла бы отразить умственное развитие.
В очерке «Прогресс: его законы и
причины» (1857) Спенсер утверждает, что эволюционный принцип был законом универсальной применимости, определяющим развитие в физической, органической и социальных сферах. Эволюционная теория, следовательно, давала основу для объединения наук. Какая бы траектория развития ни изучалась, движение всегда было направленным к возрастающей
дифференциации и интеграции структуры. Системы, будь то солнечная, биологическая или социальная, всегда проявляли тенденцию переходить из состояния, где их составные части были гомогенными и свободно связанными, в состояние, где они становились все более гетерогенными и интегрированными.
Более поздние работы Спенсера, широко читаемые и весьма влиятельные в то время, были посвящены прежде всего подкреплению этой позиции. Одним из результатов стала
«Синтетическая философия» - многотомный проект, охватывавший социологию,
психологию, биологию и этику. Поэтому социологию Спенсера (например, его «Принципы социологии», 1876-1896) следует рассматривать как один из подразделов, в котором он преследовал более широкую цель признания универсальности эволюционного процесса.
Некоторые из его понятий -«дифференциация» и «интеграция» - сохранили ценность в качестве социологических инструментов, особенно в рамках перспективы социальной системы и неоэволюционной работы Толкотта Парсонса. Но социология Спенсера глубоко скомпрометирована его стремлением объединить ее с биологией и его порой некритическим утверждением о том, что биологическая наука могла бы дать подходящие понятия для изучения общества. Тем не менее вклад Спенсера в социологию остается значительным.
Наиболее значительным представителем социологического позитивизма конца Х1Х-ХХ вв. - является французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Сам он неоднократно подчеркивал значение социологических воззрений О. Конта и Г. Спенсера, критически им осмысленных и развитых. В заключении к «Методу социологии» Э. Дюркгейм признается: «Наш метод объективен. Он весь проникнут идеей, что социальные факты суть вещи и должны рассматриваться как таковые. Конечно, этот принцип встречается в несколько иной форме и в основе доктрин Конта и Спенсера. Но эти великие мыслители скорее дали его теоретическую формулу, чем применили его на практике. Для того, чтобы он не остался мертвой буквой, «... нужно было сделать его основанием дисциплины, которая завладела бы ученым в тот самый момент, когда он приступает к предмету своих исследований.» [4;. С. 525].
Первым знаменитым принципом социологии Дюркгейма является: «изучайте социальные факты как вещи!». Под этим он подразумевал, что социальная жизнь может быть подвергнута столь же строгому анализу, как и объекты или события в природе.
«Метод социологии» Дюркгейма во многом перекликается с «Рассуждением о методе» Декарта. Дюркгейм стремится дать четкое описание способов постижения социологической истины: определения и
наблюдения социальных фактов,
социологического доказательства, различения
«нормальных» и «патологических» явлений, конструирования социальных типов, описания и объяснения фактов. В «Методе социологии» проявилось стремление Дюркгейма строить социальную науку не только на эмпирическом, но и на методологически обоснованном фундаменте: отсюда его понятие
«методическая социология». Такой подход противостоял хаотическому и произвольному подбору фактов для обоснования тех или иных предвзятых идей. В то же время он был направлен против дилетантизма и поверхностности, характерных для многих трудов по социальным вопросам. Дюркгейм испытывал глубокую неприязнь к таким трудам, считая, что они лишь дискредитируют социальную науку.
В связи с этим следует отметить и неявно присутствующий этический пафос в «Методе социологии». Сформулированные в нем «правила» - больше, чем просто
исследовательские приемы и процедуры. Это своего рода методологические заповеди исследователя. В конечном счете, они основываются на требовании
интеллектуальной, научной честности,
освобождения научного исследования от всяких политических, религиозных,
метафизических и прочих предрассудков, препятствующих постижению истины и приносящих немало бед на практике. Это этика честного непредвзятого познания. В данном отношении позиция Дюркгейма была близка позиции Вебера, выраженной в его знаменитой работе «Наука как профессия»[5].
Вместе с тем, Вебер был более осторожен, чем Дюркгейм, полагая, что неверно думать, будто мы можем изучать жизнь людей, используя те же процедуры, что и применяемые в исследованиях физического мира. В отношении методологии социального знания - как именно индивидуальные суждения превращаются в объективно-научные, общезначимые - Вебер подчеркивал: социальная наука должна быть свободна от оценочных суждений в соответствии с принципами подхода к любой дисциплине естествознания. Однако это не означает переноса естественнонаучной методологии на исследование общества и деятельности человека из-за их специфики и отказа ученого -как частного лица - от своего права на нравственную (и политическую) позицию, собственные оценки. Индивидуальное суждение становится объективным при его «отнесении к ценности», значимой для всех
познающих субъектов в данную историческую эпоху. Ценность в таком случае - свойственное эпохе направление «интереса», т.е. она не может быть надисторической, а значит, абсолютной истиной на века в силу социальноисторической детерминированности знания.
Ориентация на ценность - основа для образования научных понятий. Исходя из этого принципа, Вебер предложил методологический инструмент познания - «идеальный тип» в качестве теоретической схемы для выражения «интереса эпохи». При мысленном
конструировании идеального типа (с учетом его утопических, даже «чуждых миру» свойств) нужно сознательно абстрагироваться от всей полноты реальности и выделять только некоторые ее аспекты. Для Вебера идеальный тип - лишь средство познания, выполняющее классификационные, терминологические и т.п. функции. Вебер настаивал на том, что научные понятия не в состоянии охватить действительность, ибо она бесконечна и слишком сложна, чтобы человеческий разум мог ее полностью объяснить.
Согласно Веберу, цель социологии
состояла в достижении интерпретативного понимания субъективно значимой
человеческой деятельности, которая
выставляла на рассмотрение мотивы акторов на одном уровне с «причинами» деятельности. Деятельность индивидуумов составляла
единственную социальную действительность, а тем самым Вебер выступал против
использования коллективных понятий
(подобных государству, обществу и т.д.), если они не были прочно связаны с этой деятельностью. Он также был против идеи о том, что социальные науки могут открывать законы, особенно законы развития, как естественные науки, хотя полагал, что социальные ученые могут и должны применять закономерные обобщения - формулировки тенденции - о природе, линии и последствиях человеческого поведения, которое имело тенденцию следовать более или менее правильной модели.
Вебер исходил из того, что в историческом процессе растет степень рациональности социальных действий. Особенно это видно в развитии капитализма. Рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется управление как в области экономики, так и в области политики, науки, культуры - во всех сферах социальной жизни; рационализируется образ мышления людей, как и способ их чувствования и образ жизни в целом. Все это сопровождается колоссальным усилением социальной роли науки, представляющей собой, по мнению Вебера, наиболее чистое воплощение принципа рациональности.
В заключении следует отметить, что учение О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и М. Вебера как отцов позитивизма зиждется на извечной проблеме «веры и разума». Вера в Бога трансформируется в веру в разум, в общество как стоящую над человеком высшую реальность, в веру в разумное преобразование общественных отношений посредством выработки и введения в социум научной морали, создающейся в недрах социологических лабораторий. Они считали, что социология может и должна быть уподоблена естественным наукам как по своим процедурам, так и по характеру получаемых данных. Вместе с тем, социологический позитивизм не имел успеха в достижении ни ожидаемой унификации социологического знания, ни консенсуса по схемам социальной и политической реконструкции.
Литература
1. Кудрявцев В. А. Мировоззренческие основы возникновения социологии (на примере творчества О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера) // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1999. №3. С. 141-152.
2. Конт О. Курс положительной философии. В 6 тт.
Санкт-Петербург: Книжный магазин Товарищества
«Посредник», 1900. Т.1 163 с.
3. Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1897. С.466.
4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991. 572 с.
5. Вебер М. Избранное. М.: РОССПЭН, 2006. Ч.3. Наука как призвание и профессия. С.529-546.
Воронежский государственный технический университет
THE THEORY AND METHODOLOGY OF KNOWLEDGE IN THE CLASSICAL WORKS OF SOCIOLOGY: O. CONTE, G. SPENSER, E. DURKHEIM, M. WEBER
T.G. Chekmenyova
In the article theoretical and methodological principles in the classical works of sociology (by O. Conte, G.Spenser, E.Durkheim, M.Weber) are considered, one of which is positivism
Key words: positivism, a science, objectivity method, socio
64