*
КУЛЬТУРОЛОГИЯ.
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК 130.2: 304 42 Н. М. ГЕНОВА
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИНФРАСТРУКТУРНОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ ХАРАКТЕРА КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА
Статья посвящается исследованию культурных отношений в регионе как форм культурной политики региона, ориентированной на создание локального культурно-творческого рельефа, складывающегося из различных форм инициативной культуры, возникающих в контексте демократических преобразований гражданского общества. Автор доказывает, что взаимодействие элементов культурно-политической системы формирует содержание деятельности в подсистеме государственной культурной политики и одновременно определяет её конфигурацию, определённым образом повторяющую структуру исходной культурно-политической основы.
Ключевые слова: инфраструктура культуры, механизмы региональной культурной политики, культурные отношения, культурно-творческий ландшафт, системная конфигурация деятельности, инициация неформальных детерминант.
Культурные отношения и регионе являются результатом деятельности подсистемы активности человека, смысл которых заключается п отражении многообразных форм социального бытия. Они являются институциональными формами определённой структуры межпоколенной трансляции накапливаемого культурного опыта. Характер происходящих взаимодействий подобного рода определяет культурная политика. Взаимоотношения между реги-
онами, внутри регионов, между субъектами культурной деятельности и составляют предмет регионально-культурной политики. При этом последняя осуществляется относительно некоторых уровней и подсистем культуры. Кроме того, реализация культурной политики в регионе определяется характером функционирования культуры, что создаёт своеобраз-ное пространство, определяющее вариативно структурируемый культурный континуум
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ 6ССТИИК №4 (89> 2010 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУСС180В1Д1НИ£
КУЛЬТУРОЛОГИ«. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК N*4 (47) 2010
%
регионального фрагмента культуры. На основе этого положения напрашивается вывод о наличии в культурном пространстве региона определённой социально-культурной конфигурации, определяющий характер культурной политики, структурное наполнение её системы. В данном случае представление о культурнополитическом пространстве рассматривается с подключением образовательной и научно технической политики. Таким образом, совокупность культурных отношений определяет выбор таких компонентов культуры, которые? в совокупности образуют культурно-политическую архитектонику региона, зависящую от целого ряда факторов.
Локальный культурно-творческий рельеф складывается из различных форм инициативной культуры, возникающих в контексте демократических начинаний гражданского общества — это творческие союзы, ассоциации, некоммерческие объединения, общественные организации. Возникающая при этом проблема интегральной ориентации направлений развития культуры, которые всё больше определяются синергетикой слагаемых интересов всех участников культурных процессов. В этом случае региональные структуры играют определённую роль в выборе приоритетов и ориен тиров культурной политики. Естественное направление культурной эволюции детерминируется возможностями культурного сосуществования в альтернативном поликультурном пространстве.
Взаимодействие элементов системы региональнокультурной политики формирует содержание деятельности. Регионально-культурная политика как дея тельность является подсистемой государственной культурной политики и одновременно — политической системы, поэтому её конфигурация определённым образом повторяет структуру исходной культурно-политической основы. В связи с этим можно говоритт,о системе взаимодействий в культурном пространстве, целью которых является регулирование производства и распределение культурных ценностей. К компонентам культурно-политической системы относятся культурные архетипы, механизмы оценки, анализа, мониторинга, контроля и воспроизводства в локальном пространстве региона.
Культурным процессам в ходе осуществления культурной политики регионов свойственны особенности, присущие, любой системе. В частности, речь идёт о циркуляции компонентов культурного пространства. В этом случае остаётся незыблемой фундаментальная схема «ввод- конверсия - вывод». В качестве «вводов» используются различные социально-культурные факторы: доминанты культурно-экономического характера, межкультурные взаимодействия с регионами, качественный характер культурной аудитории, новые художественные течения, формы досугового характера.
Отсюда проистекают результаты социально-культурного воздействия обозначенных факторов позитивного характера и с нежелательными последствиями: рост (падение) культурных запросов, расширение медиатехнологий (некорректное их использование), обогащение культурных технологий и форм деятельности, улучшение зрительской и слушательской культуры (сужение аудитории), престиж современных, художественных форм (игнорирование традиционных пластов культуры), обновление досуговых форм при снижении востребованности традиционных.
В любом случае далее происходит конвертация поступивших «сигналов ввода» (социалыю-кульгур-
ных факторов) в системе культурной политики, то есті, придание позитивным факторам прогрессивного характера в процессе преобразования традиционных культурных форм в инициативные, создание принципиально новых. В то же время нужно иметь в виду, что не все сигналы «улавливаются» системой культурной политики и конвертируются в ней. Политическая роль культурных регуляторов проявляется в своеобразной входной «фильтрации», которая делает приемлемыми актуальные и социальнодопустимые системы деятельности и задерживает нежелательные, выходящие за рамки социально-культурных норм и принципов. «Фильтрам» присуще важное ключевое свойство —«плотность», т.е. насыщенность социально-культурного барьера, препятствующего проникновению нежелательных явлений в культуру, не допускающею насилия, чуждых национальному менталитету, проявлений, феноменам, идущих в разрез традициям и социальнокультурному имиджу, нарушающим режим регионально-культурной политики. Эти акценты присущи деятельности управленческих структур, общественных и региональных организаций, политических движений, информационных центров. Нужно сказать, что «плотность» фильтра целиком зависит от развитости демократизма в регионе.
Сам по себе демократический характер организации культурных процессов уже предусматривает значительное «сужение» входов в систему, делая более значимыми одни сигналы, и игнорируя все остальные. Эффективность культурной политики подобного рода зависит от уровня гражданского самосознания, так как культурный процесс регулируется, при минимальном участии государства, которое в этом случае лишь содействует естественному культуротворчеству. При этом структура культурно-политической деятельности общества, находящегося иод влиянием демократического влияния постоянно усложняется, возрастает её иерархия. Этот аспект циркуляции подкрепляется активной диверсификацией государственных и негосударственных субъектов культурной политики. Большая часть культурно-политических функций передаётся с уровня государственной власти в низовые: муниципальные, творческие, инициативные, клубные формирования. Это позволяет учесть факторы культурного плюрализма и одновременно ограничить принятие нецелесообразных решений.
В контексте культурной политики следует иметь в виду системные проявления структуры культуры. В этом отношении показателен системный подход к культуре М.С. Когана, рассматривающего её как систему в составе более широкой метасистемы -бытия. Культура, по его мнению, включает в себе следующее:
— «сверхприродные качества человека», формируемые в ходе общественной жизни;
— многообразие предметов — материальных, духовных, художественных как «вторая природа», возникающая в ходе дея тельности человека;
— «сверхприродные» способы деятельности, с помощью которых опредмечивается а распредмечива-ется предметное содержание;
— общение как способ реализации людей друг в друге II).
Экстраполируя данные компоненты на системно выраженный процесс реализации культурной политики, можно выделить соответствующие структурные элементт,т культуры. Многообразию предметов соответствует материальная инфраструктура,
.Духовные
культурные
ценности
Культурные
проекты
Человек
культуры
Культурные
архетипы
Культурный продукт
материальна»
Инфраструктура
культурного
оГниении
Инфраструктура
деятельности
инфраструктура культуры
Структура
маркетинговых
технологий
личности
Рис. 1. Формы культурного продукта о инфраструктуре культуры
включающая в себя объекты культурной деятельности (библиотеки, парки, музеи). «Соерхприродные» способы определяют типологию деятельности культурных технологий, к которым имеют отношение культуроохранные, менеджерские и маркетинговые технологии, а «сверхириродным качествам человека» - маркетинговые технологии развития личности (В.Е. Новаторов, A.C. Чернов). Компонент, связанный с общением, отражается в соответствующей инфраструктуре культурного общения, в которой предусматриваются формы досуга клубного, студийного и праздничного тина, предполагающие дифференциацию по возрасту, социальному положению. материальным возможностям и интересам.
Исходя из общих представлений о культуре, на рисунке выделена инфраструктура культурного общения, инфраструктура деятельности, которые связаны с духовно-материальной слитностью культуры, и поэтому являются определяющими. Вместе с тем материальная инфраструктура полностью замыкается на материальной инфраструктуре, в то время как структура маркетинговых технологий личности строится на специфическом акценте маркетингово-ориентированных способов осуществления деятельности, базирующихся исключительно на духовной культуре.
Далее, по М.С. Кагану, - формами воплощения результатов человеческой деятельности являются: 1) «окультуренный» человек, предмет культуры, социальная организация; 2) значения, ценности, проекты; 3) художественный образ исходя, из этою можно определить соответствующие формы куль-туриого продукта. Из 1-й подсистемы (материальная инфраструктура) вытекают культурные архетипы, из 2-й (культурное общение) духовные культурные ценности, из 3-й (инфраструктура деятельности) культурные проекты, из 4-й человек культуры. Художественный образ может иметь отношение к комп-лекту инфраструктуры — и к художественным произведениям, пьесам, постановкам и к художественному развитию личности. Таким образом, можно увидеть формы культурною продукта (рис. I).
Далее рассмотрим инфраструктурную обусловленность регионально-культурной политики в про-
цессе динамики культуры. Здесь мы будем опираться на основной признак в системном подходе к культуре - это саморазвитие человека как личности и саморазвитие культуры. И в том. и в другом случае в качестве основной характеристики культурной деятельности предполагается творчество |2). В этом смысле интересно соотнести процесс созидания с материальными, духовными, общекультурными, генетмче-скими и личностными аспектами творчества как процесса создания культурного продукта.
В этом процессе обнаруживаются характерные признаки культуры, в число которых В.Г. Виблер включил три направления: взаиморазвитие, целостность, воспроизводство (феноменов культуры) и наследственность (3|. По отношению к инфраструктуре культуры и культурному продукту реальным становиться взаимодействие между материальными (предметными) формами культуры и общества, взаиморазвитие присуще инфраструктуре деятельности, культурного общения и маркетинговым технологиям личности, в результате чего формируются инициативные формы культурной деятельности. Целостностью обладает, как вся инфраструктура культуры в целом, гак и её компоненты, действующие в составе совокупностей культурно-политических продуктов.
Воспроизводство в чистом виде присуще всем формам культуры, кроме материального инфраструктурного компонента. Подобный процесс в этой сфере осуществляется в результате культурного взаимодействия. Материальной и духовной составляющей, т.е. под влиянием инновационных технологий культуры, поддержки и стимулирования культурных инициатив.
Рассматривая инфраструктурный подход к культурной политике, следует иметь в виду его родство с пространственным подходом к культуре в целом. В этом смысле существенно важным являются с\едующие предпосылки детерминации инфраструктурного процесса культурной политики. Во-первых, это набор моделей поведения и деятельности и выражающих их образных средств, установленных А.И. Ракитовым 14). В них отряжены стратегии социально-культурной деятельности, обусловленные
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ МСТМИ< № 4 <»9) 2010 КУЛЬТУРОЛОГИ?, ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 <8« 2<И0
Система региональном культуры
Культурно-политическая система региона I
Проста нронаннс н нелепое программирование регионально-культурной политики --------- I --------------
Инфраструктура типологическая структура культурной деятельности культуры региона
функциональные подсистемы
1 культурно-жшпн ичсскан
2 организационная
3 культ урн о-дн ало юная
4 креативная
! 5 образовательная
Рис. 2. Взаимосвязи системы региональной культуры и культурно-политической системы региона
субъектами культурной политики. Во-вторых, индивидуальность и неповторимость в динамике системных изменений культуры региона, образует шюшшою оболочку ядра его культуры, позволяющее локальной культуре в той или иной степени участвовать в межкультурном и межпространственном (межрегиональном) диалоге. И, в-третьих, следует иметь 11 виду, что инфраструктурный подход к культурной политике нельзя считать достаточно полным, если не учесть тот факт, что пространственный подход к культуре следует дополнить структурно-деятельностным подходом, который обозначает в рамках данного предмета исследования наличие ряда типологических проявлений в структуре культурной деятельности региона (архетипы культуры, стереотипные модели организации культурных процессов, структура художественной и досуговой деятельности и т.д. Эти предпосылки можно обозначить как внутреннюю, сущностную сторону культурною ядра региона.
В-четвертых, важно заметить наличие системнофункциональных свойств культурно-политической системы, которые служат наиболее активными детерминантами культурной политики: культурно* экологическая подсистема (наличие культурного иммунитета), организационная, культурно-диалоговая, креативная и образовательная подсистемы.
Рассмотренные предпосылки послужили основанием системно-сравнительного анализа устанавливаемой взаимосвязи системы региональной культуры и культурно-политической системы решена (рис. 2).
На рисунке показано следующее. Модели культурной политики создают объективные условия проектирования и целевого программирования регионально-культурной политики, т.е. находят воплощение в целом ряде конкретно ориентированных культурных секций. Системно-функциональный блок культурной деятельности региона, выражающийся в функциях, о которых говорилось выше, находит выражение в соответствующих пяти функциональных подсистемах, направленных на формирование культурного иммунитета, чёткое организационное структурирование, формирование прост-
ранства культурного диалекта, креативных и образовательных стратегий культурной деятельности.
Внешняя оболочка ядра культуры по своей сути определяет инфраструктуру культуры региона. В то же самое время сущностная ее оболочка служит функциональным основанием типологической ст руктуры культурной деятельности, которая лежит в основе инфраструктурного ядра. Это проявления структурно-деятельностного подхода во втором приближении: культурно-экологические пласты, технологии культуры, организационные схемы, репертуарно-стилевой культурный имидж региона: (театральный, художественный, кинематографический, дизайнерский, фольклорный регион и прочее).
В составе предметно-технологической инфраструктуры отражаются особенности культурной среды региона в ею архитектонике, технологическом и деятельностном содержании. Субъектно-ориентированное направление в инфраструктуре региона основаны на субъектной составляющей культурной среды региона. Речь идёт о субкультурах и общественных движениях, характер которых изменчив и мобилен. Эта неформальная часть культурной среды определяет инфраструктуру аудитории культуры (посетителей, участников культурных акций и организованных форм культурной деятельности). В свою очередь, существует другая сторона субъекта культуры - организационно-управленческая инфраструктура, которая связана с составом кадров и характером управленческой деятельности. Нужно сказать, что между объектом и субъектом культуры существует опосредованная связь, главным образом через организационно-управленческий компонент, который призван использовать, апробировать и внедрять новые технологическая инновации. Показанная схема даёт возможность в процессе проектирования культурной политики осуществлять в различных формах инфраструктурную модернизацию (автоматизацию, интеграцию, слияние учреждений), ведущую к созданию центров, комплексов, объединений, автономных учреждений культуры.
Следуе т отметить, что, по мнению многих исследователей [5], системная организация культуры дополняется несистемной, неструктурированной
Рис. 3. Взаимодействие объекта и субъекта культуры как выражения ее инфраструктуры
Рис. 4. Действие механизмов культурной политики в информационной культурной деятельности
реальности, которая отражает диффузные, по сути, явления куль туры [6]. Этот факт позволяет говори ть о наличии наряду с целенаправленно формируемой, организуемой и стимулируемой инфраструктурой ещё одного компонента инфраструктуры региона -самоорганизующейся мобильной инфра-структуры, который требует фильтрации, контроля, включения и организационно-управленческую структуру.
С целью системного понимания инфраструктуры культуры необходимым является единое основание, позволяющее видеть составляющие компоненты с указанием на их род, вид и специфику. В связи с этим следует иметь л виду, что понятие «культура» произведено от более широких категорий - «человек» и «социум». Его «родовым» понятием и является «человек», «человеческое». Отсюда и понимание культуры как человеческого феномена. В то же время видовым понятием культуры выступает деятельность, то есть культура понимается как феномен деятельности, принимающей её и являющей основным её системообразующим компонентом. Исходя из данных рассуждений можно представить исходную схему культуры как выражения её инфра-структуры.
Как видно на рис. 3, субъект культуры, замыкающий понятия «человек» и «социум» и объект культуры, формируемый процессом культурной деятельности, смыкаются в явлении культурная среда, специфика проявлений которой обладает субъектно-
объектным единством и имманентно содержит в себе все составляющие культурной инфраструктуры.
Другой аспек т в характеристике инфраструктуры детерминации культурной политики региона относится к системному познанию культуры, которое предполагает выявление различий между личностной и социальной определённостью культуры, выходящее на понятие «социальность».
Здесь системообразующим признаком культуры, определяющим сё целостность, выступает содержание и характер деятельности, выражаемые моделью целенаправленного действия в формуле «цель -средства - результат». Именно эта сторона деятельности, в отличие от других компонентов, должна существенным образом детерминировать культуру и культурную политику региона. В контексте организованной культурной деятельности существует некоторая совокупность механизмов культурной политики:
В процессе осуществления неформализованной инициативной культурной дея тельности эта схема приобретает несколько иное содержание, заданная цель меняется на ряд инициативных, а программный результат становится множеством возможных, спонтанных (рис. 4).
Такой подход дополняет картину организационной инфраструктурной динамики культурной политики, и наиболее точно отражает её региона-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕОНИК № 4 <89> 2010 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТЮМДЕНИЕ
КУЛЫУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК N* 4 «9> 2010
льный характер в контексте плюрализма и мозаичности культур.
Наличие «веера целей» соответственно ряда спонтанных результатов отражает индивидуальное своеобразие и свободную творческую активность субъекта культуры, которые включены в содержание культурной политики. Относительно содержания региональной культурной политики можно заметить в сравнении данных схем, что если, оно в 1-м случае является плановым, во втором требует контроля. При этом меняется соотношение между формой и содержанием. В формализованной структуре плановое содержание культурной деятелыгости требует такого же жёсткого структурирования. В неформальной деятельности неё обстоит иначе: относительно заданные и определённым образом структурированные вариативные формы должны соответствовать содержанию результатов инициативной деятельности. но так как это вовсе не обязательно, то становиться ясным, что необходима коррекция содержания полученных инициативных результатов.
Библиографический список
2. Балакина, Л.П. Культурная политика,теория и методология: авгореф. дне.... канд. культурологии. - М.. 2006. - С. 24.
3. БиОлер, В.Г. Культура. Диалог культур / В.Г. Библер // Вопросы философии. — 1989.— N06. — С. 31-42.
4. Ракитой, А.И. Наука, технология, культура В контексте глобальных изменений / А.И. Ракитой. — М.. 1997. - С. 58.
5. Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ) (Текст) / Э.С. Марклрян. -М.: Мысль. 1983. - С. 44.
6 Ионин, Л,Г. Диффузные формы социальности (к антропологии культуры) [Текст]/ Л.Г. Ионин //Социологические чтения. -1997. - Выи. 2. - С. 50-89.
ГЕНОВА Нина Михайловна, кандидат философских наук, доцент, декан факультета культуры и искусств.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
1. Коган, М.С. Системный подходи гуманитарные знания / М.С. Коган // Избранные статьи. — Л.: ЛГУ, 1991. — С. 76.
Статья поступила в редакцию 12.02.2010 г. <£■ 11. М. Генова
Книжная полка
ББ К 60.842/И46
Ильин, А. С. Теория и практика связей с общественностью (Текст}: курс лекций / А. С. Ильин. -М.: КНОРУС, 2009.-207, [1 ] с.:табл., рис.-Библногр.:с. 206-208.-I.SBN 978-5-300-00140-0.
Рассматриваются методы организации информационной, аналитической и проектной работы - основного содержания деятельности специалиста по связям с общественностью. Особое внимание уделено методике подготовки наиболее распространенных информационно-аналитических продуктов, проектной работе, выстраиванию тактики действий организации при разного рода конфликтах. Для удобства читателя издание снабжено большим количеством приложений с примерами деловой переписки, типовых анали тических записок и, что особенно важно, полным комплектом документов, сопровождающих разработку и осуществление РЯ-проекта.
Для студентов и аспирантов специальностей «Связи с общественностью» и «Журналистика», слушателей дополнительных образова тельных профессиональных программ, слециалисюв иосвязям с общественностью.
ББК 7С/В75
Ворошилов, В. В. Современная пресс-служба [Текст]: учеб. для вузов но специальности «Государственное и муниципальное управление» / В. В. Ворошилов; С.-Петерб. гос. ун-т сервиса и экономики.-М.: КНОРУС, 2009.-221, [11с.:табл.-Библиогр.:с. 212-215.-1.SBN 978-5-300-00246-9.
В учебнике рассказывается о роли, структуре и методах работы пресс-служб, раскрываются особенности их функционирования в гос. и общественных организациях, коммерческих и некоммерческих структурах, показываются приемы связи их со средствами массовой информации.
Для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Гос. и муниципальное управление» и «Связи с общественностью», работников пресс-служб и журналистов, специалистов иосвязям с общественностью и всех, кто интересуется этой темой.