Научная статья на тему 'Инфраструктура культурного пространства региона как основа адаптации культурной политики'

Инфраструктура культурного пространства региона как основа адаптации культурной политики Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1436
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА / АДАПТАЦИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ / КУЛЬТУРНОЕ ЯДРО / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ / CULTURAL SPACE / THE CULTURAL POLICY OF REGION / ADAPTATION / A CULTURE INFRASTRUCTURE / A CULTURAL KERNEL / THE WELFARE ENVIRONMENT / HISTORICAL AND CULTURAL POTENTIAL / CULTURE ECOLOGY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Генова Н. М.

В статье рассматриваются возможности структурирования культурного пространства региона, лежащие в основе адаптационных механизмов совершенствования культурной политики. Исходя из понятий «культурное пространство» и «культурная среда региона» систематизируются представления о локализации культурной сферы региона в его культурном ядре. В связи с этим выделяются микросообщества, локальные и транслокальные сообщества, выводящие на ключевую идею экологии культурного ландшафта (инфраструктуры культуры) региона с помощью развития историко-культурного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFRASTRUCTURE OF CULTURAL SPACE OF REGION AS THE BASIS OF ADAPTATION OF THE CULTURAL POLICY

In article possibilities of structurization of cultural space of the region, underlying adaptable mechanisms of perfection of a cultural policy are considered. Proceeding from concepts "the cultural space" and "the cultural environment of region" are systematised representations about localisation of cultural sphere of region in its cultural kernel. In this connection micro-communities, the local and translocal communities deducing on key idea of ecology of a cultural infrastructure region by means of development of historical and cultural potential are allocated.

Текст научной работы на тему «Инфраструктура культурного пространства региона как основа адаптации культурной политики»

Раздел 3 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Ведущие эксперты раздела:

ЛИДИЯ ПАВЛОВНА ГЕКМАН — доктор культурологии, профессор Алтайской государственной академии культуры и искусства (г. Барнаул)

ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА ПЕРВУШИНА — кандидат культурологии, доцент, проректор по научной работе АлтГАКИ (г. Барнаул)

УДК 130.2

Н.М. Генова, ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, г. Омск, Е-mail: fedorovich59@mail.ru

ИНФРАСТРУКТУРА КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА КАК ОСНОВА АДАПТАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

В статье рассматриваются возможности структурирования культурного пространства региона, лежащие в основе адаптационных механизмов совершенствования культурной политики. Исходя из понятий «культурное пространство» и «культурная среда региона» систематизируются представления о локализации культурной сферы региона в его культурном ядре. В связи с этим выделяются микросообщества, локальные и транслокальные сообщества, выводящие на ключевую идею экологии культурного ландшафта (инфраструктуры культуры) региона с помощью развития историко-культурного потенциала.

Ключевые слова: культурное пространство, культурная политика региона, адаптация, инфраструктура культуры, культурное ядро, социально-культурная среда, историко-культурный потенциал, экология культуры.

Наряду с базовым понятием «региональная культурная политика» существует несколько соотносимых понятий, объясняющих структурный подход к его рассмотрению. Прежде всего, это наличие культурной среды в микро-, мезо- и макровыражении. Далее, это наличие культурных ресурсов и культурной индустрии как проявлений культурного потенциала региона. Кроме этого, мы должны иметь в виду, что характеристика культурной политики связана с культурно-творческим потенциалом и культурной эволюцией, свойственной данному процессу. И, наконец,- структурные черты, присущие культурному пространству: инфраструктура культуры и её конфигурация, определённый характер материальных, организационных и социально - личностных факторов, определяющих особенности протекания, а также- «образ жизни» и «качество жизни» и «социально-культурный потенциал»; культурное ядро микросообщества, локальные и транслокальные аспекты.

Начнём с ключевого понятия «региональная культурная политика», прежде всего, с его специфической основы - понятия «регион». По мнению В.А. Курячего «регионом» можно назвать «духовно-культурную общность некоего пространства, которая во многом определяется этнокультурным составом аудитории и её историко-культурным потенциалом, но не исчерпывается ими». Скорее всего, как отмечает автор это - «специфический фактор культурного самосознания, характерный для относительно больших групп людей и обусловленный культурно-историческими традициями, образом жизни» [1, ^ 8].

Это определение объясняет понятие «регион» как совокупность признаков: обособленность, уникальность, репрезентируемые на определённое устойчивое географическое пространство. Вместе с тем, следует отметить присутствие наряду с этнокультурным и историко-генетическим фактором признак локального своеобразия, т.н. ландшафность, придающую своеобразие процессу культурного развития. Однако единство социального определения и социальной реализации в культурно-историческом контексте требует сформированного облика культурного пространства, опирающегося на местные традиции, обычаи, способы интеграции. Понятие «регион» опирается, по С.А. Купной основывается на четыре составляющих региональности : а) ландшаф-

тную; б) архитектурно-планировочную; в) этнокультурную; г) историко-культурную локализацию, с которыми смыкается пятый признак-репрезентативность содержания культурного пространства [2, с. 14]. Таким образом, ключевое понятие «региональная культурная политика» по отношению к государственной культурной политике представляет собой специфическое многоуровневое явление, связанное с реализацией культурного потенциала самоорганизующегося пространства культуры региона. Этот подход к осуществлению ориентиров государственного масштаба максимально широк, так как он основан на инфраструктурном потенциале культуры в рамках различных уровней социально-культурной среды как внутри региона, так и между регионами.

Рассмотрим соотношение следующей пары понятий: «культурная среда» - «культурное пространство региона». В силу того, что в неё традиционно включают три уровня: макро-, мезо-и микро, то два последних менее всего соотносятся с государственной культурной политикой, и более всего - с региональной. Вместе с тем необходимо отметить различия в более конкретном выражении объекта культурной деятельности, содержащиеся в понятии «культурное пространство региона», основная разница здесь в том, что объектная и субъектная стороны культурного процесса в наибольшей степени смыкаются. Причина в том, что географическое пространство наполняется исключительно своеобразным субъектным содержанием, которое выражается в уникальности традиций, обычаев, обрядов музыкального, танцевального фольклора, устного народного творчества, памятников истории и культуры на природно-ландшафтных территориях, включающих этнокультурное своеобразие и особенности личностного самовыражения. Обозначаются также следующие аспекты локализации культурного пространства: жизнедеятельностный, этнокультурный, историко-культурный, ландшафтно-мемориальный, ментально-личностный [3]. Каждый из них несёт в себе специфические черты, лики, культурный облик. С точки зрения социально-культурного проблемного поля можно говорить также о стечении целого ряда проблем - социальных, социальнодемографических, социально-культурных.

Следующее соотношение - понятия «культурные ресурсы» и «культурная индустрия». Первое из них более широкое и уходит своими корнями к другим понятиям, таким, как «человеческий капитал» и «человеческий потенциал», «историко-культурный потенциал». Оно соотносится с позиции территориально-сре-дового подхода к объекту региональной культурной политики. На уровне регионально ориентированной макросреды появляются возможности востребовать культурные инновации в рамках локализованной территории. Выявление на этом фоне личностных качеств отдельных граждан, вкладывающих свои культурные достижения в духовную ауру региона, создаёт образцы преемственности культурных инициатив. Включение в процесс новых участников, обладающих повышенной чувствительностью к проблемам и запасам духовной энергетики, позволяет рассматривать их как новое поколение культуры региона и с этих позиций изыскивать дополнительные финансовые ресурсы, преодолевать ведомственную разобщенность учреждений социальнокультурной среды и образования. И тогда обозначенное понятие находит себя в выражении как «культурная индустрия». Основные признаки отнесения культурного объекта к разряду культурной индустрии - его стандартизованность, современность, окупаемость, доходность и социально-культурная значимость. Говоря об этом, нельзя забывать о той роли, которую играет индустрия культуры в процессе формирования регионального культурного ландшафта.

Рассмотрим соотношение динамических характеристик региональной культурной политики - «культурно-творческий процесс» и «культурная эволюция». О них можно сказать, что здесь в некоторой степени заложено определённое противопоставление. Постепенные качественные изменения, свойственные культурным процессам, в русле культурной политики связаны с нарастанием предпосылок, которые обеспечивают эффективность реализации программ и проектов в рамках культурной деятельности региона. Анализируя содержание разделов региональных программ развития культуры, отметим их некоторого рода идентификацию и унификацию не только по отношению к структуре, которая носит типовой характер, но и в направлениях деятельности, средствах и формах. Развитие программ требует привлечения дополнительных средств из различных источников, в связи с чем достигается способы финансирования из бюджетов разного уровня.

Всё выше сказанное станет ещё более очевидным, если мы рассмотрим задачи культурной политики, влияющие на её инфраструктуру. С одной стороны существуют аспекты, имеющие прямое отношение к специализированной культурной деятельности. С другой стороны, существуют позиции, косвенно влияющие на развитие культуры через систему культурно-экономического обеспечения.

«Культурное ядро региона» - понятие, обозначающее наличие культурно-ценностной среды деятельности и общения, которая определяет наиболее значимые механизмы самореализации и культурной активизации населения. Содержательной основой «культурного ядра региона» являются профессиональные, политические, любительские, возрастные субкультуры. Микросообщества - своего рода первичные звенья культурной реализации формирующихся в условиях разного качества жизни различных групп населения. Их инициативность и культурная активность определяется интеграцией разноведомственных структур и работой организаций местного самоуправления. Сюда же следует включить и сообщества по месту работы, где возникает дополнительный социально-культурный потенциал, направленный на улучшение качества жизни и ориентированный на проектирование и реализацию корпоративных социально-культурных программ.

Локальные сообщества возникают в связи с интеллектуальной, духовной и культурной элитой и включают в себя деятельности людей старшего и среднего возраста, деятельной молодёжи, вокруг институциональных культурных форм, обладающих своеобразием социокультурного обеспечения, стиля творческой деятельности и традициями обмена культурной деятельности.

Транслокальные сообщества - это субкультурные образования, формирующиеся вокруг культурного ядра региона. Они возникают в среде людей с относительно высоким и средним качеством жизни. Их основное назначение - воспроизводство культурно-значимых центров деятельности и общения в регионе 2.

Следующая группа соотносимых понятий касается направлений культурной политики региона. Рассмотрим этот вопрос в дальнейшем на основе концепций региональной культурной политики Омской, Тюменской, Новосибирской областей и Алтайского края, входящих в состав Федерального округа.

Итак, в результате анализа мы пришли к следующим выводам:

Первое направление региональной культурной политики связано с социально-культурной экологией, основу которой составляет национально-культурная политика, способствующая возрождению и развитию традиционной основы, культуры полиэтнических, по существу, регионов. В неё входит поддержка инициативных проявлений изобразительного, декоративно-прикладного и других видов искусств, возрождение народных праздников и обычаев, национальных традиций и языка.

Второе направление в культурно-политической деятельности в регионе - это создание «культурного образа» городов и населённых пунктов, своеобразное социально-культурное имид-жмейкерство. Оно строится на основе стабилизации ряда культурных традиций, сопряжённых с базовыми идентификациями в отношении экономического, политического и социально-культурного развития города 3. Например, по отношению к культуре Омска можно иметь в виду следующие образы, дающие представление о приоритетах в развитии культуры:

«Третья столица». Это образ Омска как крупного административного центра.

«Территория пограничного братства» - идентифицирует город как центр меж-дународных культурных и экономических связей с Казахстаном.

«Город - театрал в содружестве искусств». Имеется в виду понимание Омска как центра развития искусств с преобладанием театрального.

«Омская крепость» - символ истории сибирской провинции. В это понятие вкладывается и крепость духа, и стабильность в сохранении культурно-исторического наследия.

«Город воскресения веры» - Омск - центр духовной культуры, возрождения православных культурных традиций, памятников христианства, поклонения святым.

«Сокровищница культуры Сибири» - город, владеющий в мощной сети учреждений, театров, библиотек, в музейном пространстве выдающихся художников, актёров, дизайнеров, других представителей культурной элиты.

«Омск - город многонациональной культуры» - подразумевается поликультур-ное пространство общественных объединений, движений, фестивалей, этноконфессиональных объединений, интегрированных в единое социокультурное сообщество.

Третье направление культурной политики - проявление коммерческой деятельно-сти в сфере культуры, поставленной на индустриальном уровне, фандрайзинг; меценатство и спонсорство в социально-культурном потенциале региона. В этом отношении характерна также четвёртая составляющая культурной политики - это широкая сеть некоммерческого партнёрства, включающего телевидение, печатные средства массовой коммуникации, дизайн и рекламу, медиаиндустрию, издательское дело, как ведущих ориентиров информационного сопровождения культурной деятельности.

Чтобы определиться с понятием «структура регионального социально-культурного пространства», рассмотрим исходное культурологическое понятие «инфраструктура культуры». Многоаспектный и всесторонний подход к феномену культуры позволяет (К.М. Хоруженко) представлять в культурной инфраструктуре «систему условий создания, сохранения, экспонирования, трансляции и воспроизводства культурных ценностей», способствующих развитию культурной деятельности [4, с. 59].

Этот подход, с точки зрения регионологии, следует расширить в нескольких направлениях. Во-первых, помимо условий сюда следует включить специфические особенности, традиции в культурной деятельности. формы преемственности культурных ценностей. Во-вторых, здесь речь может идти также и о возрождении, воссоздании, восстановлении культурного облика региона, что можно обозначить понятием «конфигурация инфраструктуры», которое обусловлено генеалогическими социальными и этнокультурными предпосылками.

Следует отметить, что в составе регионального культурного пространства существует верхняя конфигуративная часть, обусловленная региональными чертами и локальным культурно-историческим пространством и нижняя, процессуальная часть, в которой концентрируются объекты культурной индустрии, функционирование которых обеспечивает эффективность региональной культурной политики. Объекты культурной индустрии тесно связаны с субъектами культурной деятельности, которые представляют собой как институциональные, формальные, так и неформальные элементы субкультуры. В различных социально-культурных условиях обнаруживаются аспекты нетрадиционного влияния экономических параметров на культуру и общество. При этом выясняется, что оптмальной основой антикризисного управления для институций культуры, как справедливо заметила И.М. Музалевская, является стратегический подход. При этом определяется ряд стратегических целей и ценностей, стратегических субъектов, объектов и ресурсов. Отсюда становится понятно, насколько важны современной социокультурной ситуации качественные преобразования в культурной сфере человеческой деятельности [5, с. 56-60].

Таким образом, прослеживается связь процессов глобализации с взаимодействием общецивилизационных, национальных и локальных элементов культурного процесса. На рис.1 показана система стратегического развития культурного пространства региона в контексте инфраструктуры культуры.

В верхней его части расположены основные 4 компонента, которые отражают общецивилизационные и локальные процессы культурной эволюции. То есть регионально специфические компоненты являются определяющими в конфигурации культурной инфраструктуры - выражаются в своеобразии культурного облика региона и многообразии его памятников, музеев, библиотечно-информационных и этнокультурных центров, мастерских, организационных систем управления культурными процессами. Процессуальная часть системы представлена культурным пространством региона, которое имеет определенный культурный облик, обусловленный исторически детерминированным локальным культурно-историческим ландшафтом.

С другой стороны, здесь присутствуют как реальные объекты культурной индуст-рии и субъекты культурной деятельности, так и определенная организационная систе-ма традиционных видов занятий, обслуживающего и производительного труда, поддерживающих культурный облик региона и обеспечивающих эффективность культурного обслуживания жителей.

Итак, в составе структуры культурного пространства региона имеется семь компонентов: объекты культурной индустрии, система организации культурной деятельности, ее субъекты и пять стадий культуры творческого процесса, а также системы проектирования, нормативно-правового обеспечения и взаимодействия. В процессе формирования инфраструктуры культуры региона в культурном пространстве региона детерминируется взаимодействием общецивилизационных, национальных и локальных особенностей и определяет в конечном итоге изменчивый характер объектов культурной индустрии, соотнесенных с региональной структурой культурной деятельности и циклически повторяющимися стадиями культуротворческого процесса (создание и воссоздание культурного продукта до его трансляции).

Можно определить направления формирования структуры культурного пространства в контексте общей инфраструктуры культуры. К таким направлениям эволюции относятся:

1) интеграция общецивилизационных элементов культуры в региональные культурные процессы;

2) коэволюция структуры национальных и локальных элементов культурной деятельности;

3) культурная идентификация современных образцов культу-ротворчества с традиционными этнонациональными архетипами;

4) культурная диффузия локальной деятельности специфики различных аспектов культурных регионов в мировых культурных процессах;

Библиографический список

Инфраструктура культуры

Типологические особенности культурной эволюции

Общецивилизационны

Формы преемстве нности условия Специфические особенности Культурные традиции

Конфигурация культурной инфраструктуры региона Культурные хронотопы

Культурный облик региона

Локальное культурноисторическое

Межрегиональная

культурная

макросреда

Культурная среда региона

Объекты культурной индустрии Субкультуры

Субъекты культурной деятельности

Культурное

пространство

региона

Культурная

микросреда

Воссоздание Создание культуры культурного

продукта

Придание статуса сохранение Экспонирова

культурной ценности культурных ние

ценностей

КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИИ П Р О Ц Е С С

Система организации культурной деятельности

1 ч

Внутриведомственное Межведомственное Межрегиональная

руководство управление координация

Система культурного проектирования

Нормативно-пра вовое обеспечение

Культурное регулирование и взаимодействие

Рис. 1. Система культурно-экологической адаптации культурной политики в процессе стратегического развития культурного пространства и инфраструктуры культуры региона.

5) институционализация и консолидация культурной среды региона и субъектов культурной деятельности;

6) проявление регионального мульти- или транскультура-лизация, что по теории взаимодействия субкультур К.Э. Разлогова способствует одновременному освоению различной совокупности культурных традиций и эффективно влияет на региональный культурный опыт;

7) обновление и воссоздание объектов культурной индустрии, их идентификация с культурным обликом региона;

8) изменение подходов к культурному проектированию, придания ему более комплексного характера;

9) совершенствование нормативно-правового обеспечения культурной деятельности, всесторонний учет возможностей культурного потенциала региона;

10) повышение эффективности регулирования состояния и взаимодействия межрегиональной культурной среды, способствующие стабилизации культуры с позиции национальной безопасности.

Рассматривая моделирование культурной политики в связи со структурой культурного пространства, следует иметь в виду разные масштабы социально-культурного окружения человека: культурную микросреду, региональную культурную среду и межрегиональную культурную макросреду. Опираясь на положения А. Моля относительно социостатических и социодина-мических характеристик в процессе эволюции культуры, необходимо учитывать, что в рамках предмета исследования более приемлемым для анализа процессов взаимодействия в культурной среде является поиск моделей для адаптации, из мультикуль-турных микродинамических моделей, которые обуславливают возможности анализа духовного развития различные социальнокультурные группы" [6]. Очевидно, что необходимым является: полинациональной, регионально специфический, прогрессивно направленный характер процесса, ускоряющий ход эволюции культуры.

1. Курячий, В.А. Региональная культурная политика: проблемы формирования структуры: автореф. дис. ... д-ра культурологии. - М., 2005.

2. Купная, С.А. Регионализация в контексте транслокальных сообществ: автореф. дис. ... канд. культурологии. - М., 2006.

Трансляция

3. Тульчинский, Г.Л. Маркетинг в сфере культуры: уч. пособие. - Спб., 2002.

4. Хоруженко, К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. - Ростов/на Дону: Феникс, 1997.

5. Музалевская, И.М. Мировой кризис и стратегии учреждений культуры // Вопросы культурологии. - 2009. - №5.

6. Моль, А. Социодинамика культуры. - М.,1986.

Статья поступила в редакцию 24.06.10

УДК 130:7.046

Н.И. Макарова, канд. культурологии, доц. кафедры философии Новосибирского университета экономики и управления, г. Новосибирск, PhD, Monash University, Melbourne, Australia, E-mail: voskresenye@yahoo.com

ГЕРКУЛЕС КАК ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА

В культуре Возрождения и начала Нового времени античный герой Геркулес (Геракл), причисленный за свои подвиги к бессмертным богам, стал воплощать собой образ идеального современника. В статье рассматриваются характерные черты этого образа, способствующие популярности Геркулеса.

Ключевые слова: Возрождение, Геркулес, идеал.

В культуре Возрождения и начала Нового времени античный герой Геркулес (Геракл), причисленный за свои подвиги к бессмертным богам, стал воплощать собой образ идеального современника. При этом фигура античного героя нередко использовалась для формирования в общественном сознании положительного образа светских и церковных властителей. Какие же качества, приписываемые в это время Геркулесу, способствовали его исключительной популярности? Прежде всего нужно отметить многоликость образа героя, характерную для этого периода. Культура Ренессанса, обращаясь к античности, с особым вниманием относилась к тем мифологическим персонажам, которые обладали многозначностью, неким потенциалом изменчивости. Это позволяло выбранному образу быть выразителем тех идей, которые формировались в общественном сознании в этот период. Вторая важная характеристика образа героя связана с идеей свободного выбора жизненной позиции, в частности выбора между добродетелью и пороком, а также между жизнью активной и созерцательной. Эта идея свободного самоопределения была связана с античным сюжетом "Геркулес на распутье", который обрел свое второе дыхание в культуре Возрождения.

Многозначность образа Геркулеса была заложена еще в античности. Так, идея двух Гераклов встречается в трудах Геродота (ок. 484 - ок. 430 гг. до н.э.), различавшего Египетского Геракла и Греческого. Если Греческий Геракл был известен прежде всего благодаря своим двенадцати подвигам, запечатленным на метопах в храме Зевса в Олимпии (ок. 450 до н.э.), то Египетский Геракл, которого иногда именовали сыном бога Осириса, сближался с легендарным Гермесом-Трисмегистом, "первым философом" и обладателем тайной мудрости [1, с. 35]. Если же говорить о различии между Греческим Гераклом и Римским Геркулесом, то в Риме стали особенно популярными поход Геркулеса в Испанию за быками Гериона, запрещение человеческих жертвоприношений, практиковавшимися по преданию сабинами, развитие культа поклонения огню, а также победа над Какусом, укравшим быков Геркулеса.

Согласно легенде походы Геркулеса сопровождались основанием городов и правящих династий, в том числе королевских. Древнегреческий историк Диодор Сицилийский (90 - 30 гг. до н.э.) упомянул об основании Гераклом города Алезии, а также о названии Г аллии как происходящим от Г алата, сына Геракла [2] (об этом чуть ниже). Утверждалось также, что Геркулес положил начало городам Толедо и Сен-Тропе (НегасНа СассаЬайа) [1, с. 19]. До сих пор, над входом в некоторые дома Прованса можно увидеть "защитную" надпись, относящуюся к легендарному прошлому, когда Геркулес выступал покровителем земли и народа, сражавшимся с чудовищами: "Непобедимый Геркулес обитает внутри, никакое зло да не войдет сюда!" [3, с. 38].

Древнеримский историк Публий Корнелий Тацит (ок. 56 -ок. 117) в своем произведении "О происхождении германцев и местоположении Германии" упоминает о том, что германцы чтили Геркулеса и приносили ему в жертву животных. Позднее его

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

считали потомком Туиско, праотца германских народов, пришедшего на территорию Германии "спустя 131 год после великого потопа" [4, с. 1133]. Согласно немецкому гуманисту, историографу Баварии Иоганну Авентину (1477 - 1534) город Нюрнберг был основан сыном этого "Германского Геркулеса".

В Риме Геркулес был также почитаем как божество, дарующее здоровье, и как Геркулес Мусагет, покровитель муз. В этом качестве он изображался подобно Аполлону с лирой и в сопровождении девяти муз. Круглый храм, посвященный Геркулесу Мусагету (Hercules Musarum), был построен возле Фламиниева цирка поководцем Марком Фульвием Нобилиором в честь победы при Магнесии в 189 г. до н.э. Нобилиор питал интерес к литературе и был другом прославленного поэта Квинта Энния (239169 гг. до н.э.). Культ Геркулесу Мусагету скреплял союз оружия и искусств: Геркулес охраняет покой муз, те же в свою очередь прославляют деяния героя.

В античности появилось также представление о Гальском Геркулесе. В своем произведении "Геракл" греческий софист Лукиан (около 120-180 гг.) описал изображение Геракла, которое он видел в Галлии. На нем герой был представлен лысым стариком с морщинистой кожей, одетым в львиную шкуру, держащим в правой руке палицу, а в левой лук, и с легкостью влекущего за собой радующихся людей посредством тонких цепочек, сделанных из золота и янтаря. Цепочки были прикреплены к ушам идущих следом за Гераклом людей и к языку Геракла. Лукиану местный житель пояснил содержание изображения следующим образом: "Мы не согласны с вами, греками, в том, что Гермес -это красноречие. Мы связываем красноречие с Гераклом, поскольку он гораздо более могущественный, чем Гермес. Не удивляйся, что он изображен стариком, поскольку красноречие, и одно только красноречие, обретает полную силу в старости.... Стрелы Геракла представляют собой слова, ... которые наносят раны в душах" [5, c. 257].

Таким образом, уже в античности образ Геркулеса был многозначен. Герой ассоциировался с силой и мужеством, красноречием, философией и тайным знанием. Он был покровителем искусств, основателем городов и правящих династий. Эта многозначность образа античного Геркулеса в совокупности с опорой на аллегорическое истолкование его деяний, характерное для Средневековья и Возрождения, позволило ренессансным авторам превратить героя в идеальный образ современника. К достоинствам античного героя прибавились христианские добродетели. Геркулеса иногда даже рассматривали как прообраз Иисуса Христа, поскольку герой боролся с силами зла, совершал подвиги и спускался безбоязненно в царство мертвых.

В Испании писатель и ученый маркиз Энрике де Виллена (1384-1434) написал "Двенадцать подвигов Геракла" (Los doce Trabajos de Hercules, 1417). Используя описание этих подвигов в "Утешении философией" Боэция (480-524), он представил изложение каждого мифа в соответствии с характерными для христианской традиции толкования текстов четырьмя уровнями рас-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.