позволяет преодолеть замкнутость студенческой аудитории и её концентрацию только на одном преподавателе.
Последний этап организации самостоятельной работы студентов в среде современных ИКТ предполагает публикацию собственной информации в сети. Публикация в среде современных ИКТ может включать в себя разработанные индивидуально студентом или группой студентов разработку ^'еЬ-страниц, статей и выступлений и их размещение в сети Интернет или Интранет, участие в работе какого-либо сервера, сотрудничество с периодическим изданием и т.п. Студент становится полноправным гражданином сети, самостоятельно устанавливает контакты и ищет нужную информацию, использует имеющиеся ресурсы для самообразования, публикует собственные документы. Данный вид самостоятельной работы студентов развивает умение ориентирования, планирования, осуществления и рефлексии деятельности, а также конструирование содержания обучения, развивает мотивы самоопределения и самореализации.
Таким образом, поэтапно освоив такие виды самостоятельной работы студентов в среде современных ИКТ, как поиск информации, её анализ и
оценивание, составление докладов с библиографическими и тематическими списками сайтов, организацию общения в сети, публикацию материалов в сети, можно говорить о формировании ^'еЬ-деятельности специалиста, без которой невозможно будет жить и работать в информационном обществе.
Литература:
1. Андреев В. Педагогика творческого саморазвития. - Книга 2. - Казань: Изд-во Казанского Университета, 1998. - 318 с.
2. Закирова Ф. Теоретические и практические основы методической подготовки будущих преподавателей информатики в педагогических ВУЗах. Автореферат дис. ... д.п.н. - Ташкент: ТГПУ, 2005. - 44 с.
3. Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента // Высшее образование в России №1, 2000, с.114-115.
4. Роберт И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: Школа-пресс, 1994. - 176 с.
5. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. Составители: И. Роберт, Т. Лавина. -М.: ИИО РАО. 2006. - 88 с.
6. Васильева Е.С. Организация самостоятельной работы при подготовке специалистов по информационно-ориентированным специальностям / Казан. пед. журнал №7. 2008. С. 97-106.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ВУЗА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРЕБУЕМОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
А.В. Картузов
В данной работе рассмотрены теоретические положения информатизации системы управления качеством образовательного процесса в вузе. Применение авторской методики внедрения позволяет охватить различные стороны учебного процесса, осуществлять его мониторинг в реальном времени, обеспечить
150
информационную поддержку принятия решений и, как результат, повышение качества образования.
Ключевые слова: образование, мониторинг, качество образования, показатели, руководитель, учебный процесс, вуз, информационные технологии, информационные системы.
The Theory and a technique of information of high school for maintenance of built in quality of education. In the given work theoretical positions of information of a control system by quality of educational process in high school are considered. Application of an author's technique of introduction allows capturing the various parties of educational process, to carry out its monitoring in real time, to provide information support of decision-making and, as result, formation improvement of quality.
Key words: education, monitoring, quality of education, indicators, the head, educational process, high school, information technology, information systems.
Теоретические предпосылки использования информационных технологий для управления качеством образования заложены в трудах ученых Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, Н.В. Кузминой, М.М. Поташника, В.П.Симонова, Т.И. Шамовой и др. Информационные технологии должны выступать как ресурсное обеспечение качественной подготовки специалистов и как управляющий компонент образовательной системы.
Информатизация управления в высшем учебном заведении даст возможность преодолеть разрыв между признанием информационных технологий важным неотъемлемым элементом системы управления качеством образования и их недостаточным использованием в практике работы руководителей вузов.
Для решения современных проблем управления образовательным учреждением большое значение имеет творческое осмысление исторического опыта разработки теории школьного управления. Исторический подход позволяет выявить закономерности управленческих явлений в сфере образования и определить пути дальнейшего
совершенствования теории и практики управления образованием.
Можно отметить прямое перенесение экономических параметров на образовательный процесс, акцент на потребителях образовательных услуг, превалирование модели лидерства в понимании только вертикали ректор -проректора и др., подмена понятий «управление качеством», «управление вузом», «управление качеством образования в вузе» и др. Также имеет место потеря «объекта управления», т.к. согласно самому популярному «процессному» подходу в число процессов входит вся деятельность вуза.
Педагогическое управление тесно связано с педагогической наукой и психологией, оно использует их достижения в управлении процессом воспитания и образования. Но в то же время управление отличается от них тем, что педагогические науки изучают учебно-воспитательный процесс, а педагогическое управление - процесс управления им.
В современной ситуации можно отметить амбивалентность образования - образование как педагогическая деятельность и образование как услу-
га. Если применение информационных технологий не влечёт явного экономического эффекта, то оно должно стимулировать такие новые отношения, в результате которых управление образовательным процессом осуществляется всеми его участниками с целью выявления и удовлетворения реальных образовательныхпотребностейобучаю-щихся.
Одной из главных категорий, описанной в данной статье, является категория «качество образования». Оно занимает важное место и приобретает все большее методологическое и мировоззренческое значение, как при научном познании, так и при решении большого круга практических задач.
Для современных условий модернизации образования и экономики России необходимо обосновать современную философию качества образования, определить критерии качества, разработать инструментарий диагностики [5,6]. Подготовка профессионалов высокой квалификации требует выяснения отношений между такими понятиями как образование, качество образования, факторы и критерии качества, управление качеством, информатизация управления с практическим выходом на систему управления качеством образовательного процесса.
Качество высшего образования -это сбалансированное соответствие всех аспектов высшего образования определенным целям, требованиям, нормам и стандартам, потребностям заинтересованных сторон - ответственных субъектов системы образования.
Будем понимать под «управлением качеством образования» непрерывный процесс воздействий на образователь-152
ный процесс с целью его структурно-функциональной оптимизации для достижения цели образования с максимальной результативностью и эффективностью.
Для обеспечения качества образования важную роль играет качество образовательных процессов (научная и учебная деятельность, управление, образовательные технологии и т. д.), непосредственно реализующих (обеспечивающих) подготовку специалистов.
Образовательный процесс является основным процессом вуза как педагогической системы. Качество образовательного процесса - качество основного процесса в вузе. К традиционным факторам, определяющим качество образовательного процесса, относятся: качество кадрового потенциала вуза, ядром которого выступает качество профессорско-преподавательского состава; качество научно-исследовательского потенциала вуза; качество учебно-методического потенциала вуза.
Однако с внедрением информатизации количество категорий, определяющих качество образовательного процесса, значительно увеличивается благодаря возможностям автоматизации учета показателей [1].
Информатизация вуза - это комплекс организационно-педагогических, материально-технических, социологических, культурных, психологических и управленческих мероприятий, направленных на повышение эффективности решения как общих, частных, специальных, так и профессиональных задач в обеспечении информационной компетентности как педагога, так и обучающегося [3,4,7].
Существенно, что возможности современных информационных технологий с момента их освоения педагогами стали источником ожидания радикальных изменений образовательного процесса, его содержания, структуры, результатов. Информатизация образования позволяет в настоящее время за счет автоматизации учебно-методического обеспечения и контроля результатов усвоения учебного материала вести управление учебной деятельностью.
Информационные системы управления качеством образования должны охватывать главные показатели деятельности учебного заведения:
• уровень успеваемости и прогресс студентов;
• состав контингента студентов и его анализ;
• спрос на выпускников на рынке труда;
• удовлетворенность студентов учебными программами;
• эффективность преподавания;
• доступные обучающие ресурсы.
Информатизация образования позволяет проводить мониторинг, в т.ч. с использованием компьютерной техники и тестов, и на этой основе получать обоснованные рекомендации по корректировке учебных занятий, в.
Автором сформирована новая концепция информатизации системы управления качеством образовательного процесса в вузе. Сущность концепции заключается в новом механизме принятия решений руководителем вуза на основе интегративных показателей качества образования, полученных из разработанной компьютерной системы. Концепция базируется на теории
управления педагогическими системами и современных информационных технологиях. Исследованы причины и практические предпосылки к созданию и внедрению компьютерной системы управления качеством образовательного процесса. Определены границы применения концепции, учтены возможные сложности при использовании, рассматриваются цели, принципы, функции и методы управления качеством образовательного процесса в вузе.
Для реализации авторской концепции управления качеством образовательного процесса введены новые ключевые понятия: система сбалансированных показателей учебного процесса, семафоры учебного процесса, банк допустимых управленческих решений.
Информационная система управления качеством образовательного процесса в вузе представляет собой автоматизированную компьютерную систему, которая на основе первичных данных реализует систему поддержки принятия решений для руководителя учебного заведения.
Система сбалансированных показателей качества учебного процесса — это набор важнейших критериев, определяющих качество образовательного процесса, нормированных в процентных либо средних значениях.
Семафоры учебного процесса — индикаторы зеленого, желтого и красного цветов, принимающие свои цвета в зависимости от достижения критических значений сбалансированных показателей учебного процесса.
Банк допустимых управленческих решений на основе различных алгоритмов перебирает все возможные вари-
153
анты решений и формирует список допустимых управляющих воздействий в соответствии с существующими ограничениями.
Данные понятия составляют терминологический аппарат исследования и служат научным базисом для реализации концепции информатизации системы управления качеством образовательного процесса в вузе.
Идеальным результатом интеграции информационных и педагогических технологий является создание общенаучного фундаментального инструментария, адекватно и универсально моделирующего все педагогические и управленческие ситуации образовательного процесса.
Традиционная информационная система управления вузом (обведена пунктирным прямоугольником слева) состоит из модулей, структурированной информации, которая хранится в базе данных и выдается по запросам для разнообразных отчетов (рис. 1).
Система включает более 150 отчетов по анализу нагрузки профессорско-преподавательского состава, загруженности аудиторий, посещаемости, успеваемости и др. Однако просматривать все эти многостраничные отчеты у руководителя не хватит ни времени, ни сил. Поэтому анализ качества учебного процесса производится самой системой, а руководителю выдаются лишь семафоры учебного процесса.
Модули информационной системы
Алгоритмы принятия решений
Управляющие
воздействия
Рис. 1. Схема информацтонной системы управления качеством образовательного процесса
В разработанной системе (обведена пунктирным овалом справа) на основе первичной информации формируется система сбалансированных показателей качества учебного процесса. Далее строится обобщенная картина
качества образования для руководства -семафоры учебного процесса. В информационном банке управленческих решений на основе критериев выбирается управленческое решение с помощью готовых алгоритмов. Управляющие
воздействия оказывают влияние на качество образовательного процесса в вузе, замыкая петлю обратной связи.
Таким образом, информатизация управленческого процесса в высшем учебном заведении решает следующие задачи:
• управление учебным процессом - формирование учебных планов, составление расписания, учебно-методическое обеспечение, система оценки и контроля знаний;
• административное управление — управление ресурсами, персоналом, проектами, документационным обеспечением, внешними связями;
• управление материально-технической базой;
• управление кадрами — формирование и ведение личных дел преподавателей, сотрудников и обучаемых;
• финансовое управление — ведение бухгалтерского учета, бизнес-планирование, сопровождение проектов и договоров;
• маркетинг — оценка потребностей в образовании, рекламная деятельность, мониторинг рынка образовательных услуг, ведение базы данных подготовки специалистов;
• правовое управление — юридическое обеспечение договорной деятельности, ведение нормативной базы;
• система безопасности — защита информации, авторского права и персональных данных;
• управление научно-исследовательской деятельностью — организация и проведение научно-исследовательских работ, получение патентов, учас-
тие в конференциях, выпуск печатной продукции.
Данная система обеспечивает требуемое качество образовательного процесса в вузе, хотя эффективность внедрения информационных технологий в систему управления качеством образовательного процесса в вузе зависит от множества факторов и в первую очередь от педагогических условий их применения.
Предложенные теоретические и методические основы информатизации системы управления качеством образовательного процесса в вузе позволяют перевести управленческий процесс в высшей школе из режима администрирования в режим устойчивого развития для обеспечения качества образования.
Литература:
1. Картузов А.В. Мониторинг качества учебного процесса в условиях информатизации/ А.В. Картузов. — Вестник Чебоксарского кооперативного института. — 2010. — № 1 (5). — С. 217-221.
2. Картузов А.В. Проектирование ИТ-управления образовательным процессом/ А.В. Картузов // Вопросы современной науки и практики. Университет им.
B.И. Вернадского. — 2009. — № 4 (18). —
C. 40-46.
3. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). 2-е издание, дополненное/ И.В. Роберт. — М.: ИИО РАО, 2008. — 274 с.
4. Кирилова Г.И. Принципы информа-ционно-средового подхода к модернизации профессионального образования / Казан. пед. журнал №8. 2008. С. 54-60.