Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов в среде информационно-коммуникационных технологий'

Организация самостоятельной работы студентов в среде информационно-коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
888
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / СРЕДА СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / WEB-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INDEPENDENT JOB OF STUDENTS / ENVIRONMENT OF INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES / WEB-ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адинаев Шерзод Шералиевич, Закирова Мадина Ринатовна

В статье обосновывается методика организации самостоятельной работы студентов в условиях функционирования среды современных информационно-коммуникационных технологий, раскрываются этапы её организации и даются конкретные рекомендации.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the technique of organization of independent job of students in conditions of functioning the environment of modern information-communication technologies is proved, the stages of organization are opened and the concrete recommendations are given.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов в среде информационно-коммуникационных технологий»

роли и функции преподавателя, требует пересмотра традиционных форм и методов обучения. Современные технологии позволяют выстраивать организационные формы общения не вертикально, а горизонтально. Преподаватель и студент становятся равноправными субъектами обучения.

Современные тенденции развития информационных технологий характеризуются снижением зависимости эффективности их использования от уровня специальной подготовки пользователя. Если раньше для активной образовательной деятельности в интернете преподаватель должен был владеть основами HTML, то социальные сервисы Веб 2.0 оптимизированы для пользователей с минимальной квалификацией.

Использование в учебном процессе новых социальных сервисов и технологий Веб 2.0. обеспечивает творческое саморазвитие, критическое мышление, развитие рефлексивной и коммуникативной культуры. Благодаря таким характеристикам, как открытость, постоянная доступность, полимедийность, встраиваемость объектов, персонифи-цируемость материала, социальные

сервисы Веб 2.0 отлично подходят для создания электронного портфолио. Многие студенты активно пользуются социальными сервисами, поэтому Веб 2.0-технологии становятся инструментом мотивации студентов.

Литература:

1. Гольдин, А. Образование 2.0.: взгляд педагога [Электронный ресурс] / А.Гольдин // «Компьютерра-Online». -2009. - 6 января. - Режим доступа: http:// www.computerra.ra:80/readitorial/393364/, свободный. - Загл. с экрана: Компьютера-Online

2. О'Рейли, Т. Что такое Веб 2.0 [Электронный ресурс] / Т. О'Рейли // «Компьютерра». - 2005. - № 37 (609), № 38 (610). -Режим доступа: http://www.computerra.ru/ think/234100/, свободный. - Загл. с экрана: Компьютера-Online

3. Патаракин, Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю: практ. руководство / Е.Д.Патаракин. - М.: Интуит. ру, 2007. - 64 с.

4. Филатова, А.В. Оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологий (для студентов языковых специальностей вузов): Ав-тореф. дисс... канд. пед. наук: 13.00.02 / А.В.Филатова. - М., 2009. - 197 с.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В СРЕДЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

Ш. Ш. Адинаев, М.Р. Закирова

В статье обосновывается методика организации самостоятельной работы студентов в условиях функционирования среды современных информационно-коммуникационных технологий, раскрываются этапы её организации и даются конкретные рекомендации.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, среда современных информационно-коммуникационных технологий, web- деятельность.

The organization of independent job of students in environment of information-communication technologies. In article the technique of organization of independent job of students in conditions of functioning the environment of modern information — communication technologies is proved, the stages of organization are opened and the concrete recommendations are given.

Key words: independent job ofstudents, environment of information-communication technologies, web- activity.

Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию и самообразованию. Образование можно считать образованием гарантированного качества, которое переходит в самообразование, при этом обучение переходит в самообучение, воспитание - в самовоспитание, а личность из состояния развития - в состояние творческого саморазвития [1]. Этого можно добиться, если представить студента не пассивным получателем знаний, а активным субъектом их творца. В этом может помочь самостоятельная работа студентов, которая становится одной из основных форм учебно-воспитательного процесса и предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от фронтального к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности каждого студента. Для достижения этих целей требуется принципиальный пересмотр методологии организации самостоятельной работы студентов.

В контексте современной теории обучения самостоятельная работа должна стать доминирующей среди других видов учебно-познавательной деятельности студентов, которая и поз-146

волит представить знания в качестве объекта собственной учебно-познавательной деятельности самого студента. Уче бно-познавательная деятельность студента в процессе выполнения самостоятельной работы, характеризуя высокий уровень активности, будет являться одной из форм приобщения студента к творческой деятельности.

Существует мнение, что самостоятельная работа в высшей школе является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью в учебно-воспитательном процессе. С одной стороны, самостоятельная работа реализует учебное задание, предлагаемое преподавателем, с другой -форму проявления определенного способа деятельности по выполнению соответствующего учебного задания [3]. Наиболее полным определением, на наш взгляд, включающим в себя все аспекты самостоятельной работы, является определение, данное Усовой Л. П.: «самостоятельная работа - организованная преподавателем познавательная и практическая деятельность студентов, в ходе которой они приобретают знания и учатся применять их на практике, овладевать понятиями и методами научного исследования» [3]. Однако мы не принимаем трактовку самостоятельности, если студенту дается возмож-

ность учиться, используя уже подготовленную преподавателем учебную информацию, так как в этом случае студенту отводится роль пассивного наблюдателя. Студент должен иметь возможность самостоятельно выбирать учебные материалы и проектировать свою учебно-познавательную деятельность. Таким образом, самостоятельная работа рассматривается нами как один из видов учебно-познавательной деятельности, управляемой преподавателем, и направленную на подготовку студента к жизни и деятельности в информационном обществе.

При этом целью самостоятельной работы студентов является научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с другой информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение самостоятельно повышать свою квалификацию в течение всей своей профессиональной жизни.

Основная задача организации самостоятельной работы студентов заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и творческого мышления.

Основным принципом организации самостоятельной работы студентов становится принцип индивидуализации с переходом от формального выполнения заданий при пассивной роли студента к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении проблемных вопросов и задач.

Известно, что активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации [6]. В настоящее время один из основных мотивирую-

щих факторов - подготовка к дальнейшей профессиональной деятельности в информационном обществе. Таким образом, для того, чтобы поддерживать на высоком уровне степень мотивации познавательной самостоятельности студентов необходимо использовать новые формы и методы организации самостоятельной работы студентов, предоставляемые современными информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Мультимедийные и интерактивные возможности современных ИКТ позволяют изменить технологию обучения, предоставив большую самостоятельность как преподавателям, так и студентам.

Сегодня, благодаря повсеместному распространению телекоммуникационных технологий - с одной стороны, и активному их развитию- с другой, современные ИКТ могут быть и предметом, и средством, и средой обучения. Вслед за И.Роберт, под средой современных ИКТ будем понимать совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом, с помощью интерактивных средств ИКТ и взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью [5]. Она включает в себя множество информационных объектов и связей между ними; средства и технологии сбора, накопления, передачи (транслирования), обработки, продуцирования и распространения информации, собственно знания, средства воспроизведения аудиовизуальной информации; организационные и юридические структуры, поддерживающие информационные процессы. Общество, создавая информационно-коммуникационную среду, функционирует в ней, видоизменяет и совершенствует ее. В

свою очередь, информационно-коммуникационная среда современного общества постоянно детерминируется достижениями научно-технического прогресса, совершенствование которых происходит в наши дни буквально в экспоненциальном темпе [5].

Анализ научной и методической литературы показал, что внедрение современных ИКТ в педагогический процесс в качестве образовательной среды обнаруживает два подхода. Первый предполагает модификацию методов и средств обучения на основе различных педагогических программных средств в виде электронных учебных изданий при сохранении традиционной формы педагогического процесса. Второй подход связан с изменением организационной формы педагогического процесса - от традиционного к дистанционному [4]. Однако, как показывает практика, в настоящее время широко используется такое обучение, которое использует в традиционном обучении различные формы, методы и средства дистанционного обучения.

Эксперимент, проведенный в Ташкентском государственном педагогическом университете, показал, что самостоятельная работа студентов, организованная в среде современных ИКТ, дает больше возможностей для самостоятельной учебно-познавательной деятельности и позволяет поддерживать мотивационный компонент на высоком уровне, наполняя при этом и содержательный, и технологический компоненты учебно -познавательной де -ятельности. Этот факт лег в основу методики организации самостоятельной работы студентов в среде современных ИКТ, которая предполагает использование таких форм, методов и средств самообучения, которые направлены 148

на раскрытие специфики среды современных ИКТ в качестве средства педагогического общения и управления учебно-познавательной деятельности [2]. Нами предложена адаптированная к среде современных ИКТ модель самостоятельной учебно-познавательной деятельности, включающая в себя мо-тивационный, содержательный и оценочно-практический компоненты.

Мы уже отметили, что основная задача самостоятельной работы студентов заключается в том, чтобы направить их мыслительную деятельность студентов в сторону активного понимания существа изучаемого материала. Для этого необходимо чтобы необходимая информация была найдена, понята и оценена студентом [2]. Поэтому первый этап организации самостоятельной работы студентов в среде современных ИКТ связан с организацией поиска информации. На этом этапе можно предложить студентам найти информацию по определенной проблеме, используя возможности сети Интернет или Интранет, а именно, тематические ^'еЬ-сайты, электронные базы данных, информационно-поисковые и информационно-справочные системы, автоматизированные библиотечные системы, электронные журналы и т.п. Наиболее значимыми являются электронные библиотеки, при работе с которыми студенты получают доступ к размещенным каталогам и материалам. В них можно найти и популярные, и редкие материалы, книги, документы, учебники и учебные пособия, наличие которых в электронном варианте помогает студентам при подготовке к лекционным, семинарским и лабора-торно-практическим занятиям, а также при написании рефератов, докладов,

курсовых работ и выпускной квалификационной работы.

Следующая самостоятельная работа должна быть связана с оценкой и анализом найденной информации. В качестве примера можно предложить сделать собственный тематический обзор по материалам Интернет или Инт-ранет. Эта работа развивает у студентов умение самостоятельно обрабатывать найденную информацию и выделить главное в найденном материале.

Следующий этап в организации самостоятельной работы - это оценивание материалов из информационных образовательных ресурсов, которое предполагает обоснование достоверности, полноты, актуальности найденной информации. Поэтому такая работа, как написание рецензии, например, на реферат из тематического сайта Интернета, электронную книгу или журнал, развивает критическое мышление, а также умение выразить свою точку зрения, опираясь на достоверные аргументы. Незаменимы в этом виде самостоятельной работы студентов современные портальные системы, которые сочетают в себе несколько разделов - новости, статьи, файлы, опросы, форум, ссылки. На портале студенты могут найти не только текстовый материал (новости, статьи), но и мультимедийные файлы (компьютерные презентации; аудио-, видео- и фотоматериалы, карты и т.п.), которые делают процесс изучения более интересным и наглядным. Но главное достоинство портала -возможность пользователей принять участие в его жизни и расширении, есть возможность не только получить необходимую информацию, но и поделиться своей. Для этих целей созданы специальные формы для отправки новостей, статей, файлов, ссылок и комментарии.

Портал дает возможность студентам высказать свое мнение. Таким образом, принимая участие в проводимых на портале опросах, скачивая файлы, читая новости и статьи, студент может оставить свой комментарий, а система рейтинга позволяет оценивать новости, файлы, ссылки и комментарии.

После такой работы студентам предлагается написать доклад не только с библиографическими данными, но и с тематическими списками сайтов Интернет, что учит студентов ранжированию найденной информации по степени значимости и полному раскрытию рассматриваемой проблемы. В такой самостоятельной работе главным являются логичность, краткость изложения, уверенность в подаче материала не только в виде доклада, но и в виде компьютерной презентации.

После того, как студенты научились находить, обрабатывать и критически оценивать информацию, найденную в сети, можно предложить перейти к следующему этапу организации самостоятельной работы студентов в среде современных ИКТ - общению в сети. При этом студентами используются электронная почта, синхронные и отсроченные телеконференции, видеоконференции, чаты, форумы и т.п. Общение в сети формирует у студентов знания, умения и навыки по ведению учебно-познавательных дискуссий в форме консультаций с преподавателем, с однокурсниками и сверстниками. Данный этап в организации самостоятельной работы студентов направлен на осваивание диалога в сети и на развитие умений быстро и грамотно печатать, логично выражать свои мысли и записывать их, следовать командам и репликам модератора. Кроме того, этот вид самостоятельной работы студентов

позволяет преодолеть замкнутость студенческой аудитории и её концентрацию только на одном преподавателе.

Последний этап организации самостоятельной работы студентов в среде современных ИКТ предполагает публикацию собственной информации в сети. Публикация в среде современных ИКТ может включать в себя разработанные индивидуально студентом или группой студентов разработку ^'еЬ-страниц, статей и выступлений и их размещение в сети Интернет или Интранет, участие в работе какого-либо сервера, сотрудничество с периодическим изданием и т.п. Студент становится полноправным гражданином сети, самостоятельно устанавливает контакты и ищет нужную информацию, использует имеющиеся ресурсы для самообразования, публикует собственные документы. Данный вид самостоятельной работы студентов развивает умение ориентирования, планирования, осуществления и рефлексии деятельности, а также конструирование содержания обучения, развивает мотивы самоопределения и самореализации.

Таким образом, поэтапно освоив такие виды самостоятельной работы студентов в среде современных ИКТ, как поиск информации, её анализ и

оценивание, составление докладов с библиографическими и тематическими списками сайтов, организацию общения в сети, публикацию материалов в сети, можно говорить о формировании ^'еЬ-деятельности специалиста, без которой невозможно будет жить и работать в информационном обществе.

Литература:

1. Андреев В. Педагогика творческого саморазвития. - Книга 2. - Казань: Изд-во Казанского Университета, 1998. - 318 с.

2. Закирова Ф. Теоретические и практические основы методической подготовки будущих преподавателей информатики в педагогических ВУЗах. Автореферат дис. ... д.п.н. - Ташкент: ТГПУ, 2005. - 44 с.

3. Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента // Высшее образование в России №1, 2000, с.114-115.

4. Роберт И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: Школа-пресс, 1994. - 176 с.

5. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. Составители: И. Роберт, Т. Лавина. -М.: ИИО РАО. 2006. - 88 с.

6. Васильева Е.С. Организация самостоятельной работы при подготовке специалистов по информационно-ориентированным специальностям / Казан. пед. журнал №7. 2008. С. 97-106.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ВУЗА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРЕБУЕМОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

А.В. Картузов

В данной работе рассмотрены теоретические положения информатизации системы управления качеством образовательного процесса в вузе. Применение авторской методики внедрения позволяет охватить различные стороны учебного процесса, осуществлять его мониторинг в реальном времени, обеспечить

150

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.