5. Железняк Ю.Д. Спортивные игры: учебник / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнова. - М.: Асадема, 2002. - 520 с.
6. Имамутдинова О.В. Использование средств физической культуры для организации самостоятельных занятий студентов / О.В. Имамутдинова и др. // EURASIACIENCE: Матер. II Междунар. науч.-практ. телеконф. Актуальность. РФ. Москва. - М., 2015. - С. 33-36.
7. Носова Е.А. Студенческое самовоспитание средствами физической культуры в ВУЗе / Е.А. Носова и др. / Науч. дискуссия: вопросы педагогики и психологии. сб. ст. по материалам L международной науч.-практ. конф. -М.: изд. «Интернаука», 2016. - № 5 (50). - Ч. 2. - 154 с.
8. Педагогический терминологический словарь [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://pedagogical_dictionary.academic.ru/3345 (дата обращения: 15.06.2016).
9. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие [Электронный ресурс] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2002. - 576 с. -Режим доступа: http://www.p-lib.ru/pedagogika/slastenin/slastenin36.htpml (дата обращения: 14.06.2016).
10. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Асадема, 2004. - 480 с.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ, ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
© Хабибуллина И.Р.
Уфимский государственный университет экономики и сервиса, г. Уфа
Теория и методика физического воспитания является одной из фундаментальных наук, которая имеет свои чёткие границы изучения, также тесно связана с такими науками как анатомия, физиология, педагогика, биомеханика и др. Теория и методика физического воспитания -это научная и учебная дисциплина, представляющая собой систему знаний о роли и месте физического воспитания в жизни человека и общества, особенностях и общих закономерностях его функционирования и развития.
Ключевые слова: физическое воспитание, физическая культура, учебный предмет, спорт, дисциплина, педагогическая задача, ЗОЖ, адаптивная физкультура.
Цель физического воспитания ребенка - это подготовка к жизни, труду, защите Отечества. Спецификой предмета является изучение закономерно-
стей физического воспитания и управление развитием ребенка от рождения до семи лет.
В теории физического воспитания рассматриваются следующие понятия; физическое развитие, физическое совершенствование, физическая культура, физическое воспитание, физическое образование, физическая подготовленность, физические упражнения, двигательная активность, двигательная деятельность, спорт [1, с. 21].
Теория и методика физического воспитания связана с комплексом дисциплин гуманитарного характера - общей теорией физической культуры и воспитания, общей и дошкольной педагогикой, психологией физической культуры и спорта, детской, возрастной, социальной психологией, философией и др.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.
Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности. Оздоровительный эффект занятий массовой физической культурой связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и физической работоспособности. Повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим эффектом в отношении факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний: снижением веса тела и жировой массы, содержания холестерина и триглицеридов в крови, уменьшением ЛИП и увеличением ЛВП, снижением артериального давления и частоты сердечных сокращений. Кроме того, регулярная физическая тренировка позволяет в значительной степени затормозить развитие возрастных инволюционных изменений физиологических функций, а также дегенеративных изменений различных органов и систем (включая задержку и обратное развитие атеросклероза). Все эти данные свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий оздоровительной физической культурой на организм человека [4. с. 47].
Адаптивная физическая культура - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к
нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества [5, с. 113].
Но главное, - адаптивная физкультура позволяет решать задачу интеграции инвалида в общество. У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:
- осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;
- способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
- компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;
- способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;
- потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;
- осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;
- желание улучшать свои личностные качества;
- стремление к повышению умственной и физической работоспособности [7, с. 144].
Считается, что адаптивная физкультура по своему действию намного эффективнее медикаментозной терапии. Понятно, что адаптивная физкультура имеет строго индивидуальный характер. Адаптивная физкультура полностью от начала и до конца происходит под руководством специалиста по адаптивной физкультуре.
«Адаптивная» - это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма [6, с. 67].
Список литературы:
1. Белорусова В.В. Физическое образование. - М.: Логос, 2003.
2. Валеологические подходы в формировании здоровья учащихся / под ред. В.И. Харитонова, М.В. Бажановаа, А.П. Исаева, Н.З. Мишарова. - М.: ИНФРА-ДАНА, 2003.
3. Концепция физического образования детей и подростков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2003. - № 1. - С. 5-10.
4. Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. - М.: СПб.: Нева, 2003.
5. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. - М.: БЕК, 2002.
6. Лях В.И., Мейксон Г.Б., Кофман Л.Б. Комплексная оценка уровней физической подготовленности учащейся молодёжи. - Челябинск: ДЦНТИ 2003.
7. Мишаров А.З., Камалетдинов В.Г., Харитонов В.И., Кубицкий С.И. Физическая культура и валеология в жизни детей. - М.: ЮНИТИ, 2004.