Список литературы:
1. Грегор О. Жить не старея (Искусство вести здоровый образ жизни. Не стареть - это искусство.): Пер. с чешского / Предисловие Н.Б. Коростелева. -М.: Физкультура и спорт, 1991. 271с.
2. Дмитриев А.А. Оздоровление учащихся средствами физической культуры. - Красноярск, 1990. - 81 с.
3. Запорожченко В.Г. К понятию «здоровый образ жизни» // Международная научная конференция «Здоровый образ жизни» (Ленинград, 12-14 декабря 1990 г.): Тезисы доклада. Часть 1. - Новгород, 1990. - С. 26.
4. Здоровье народа - богатство страны. - М.: Советская Россия, 1989. -128 с.
5. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М.: Медицина, 1989. - 128 с.
6. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Директор шк. - 2002. - № 1. - С. 97-126.
7. Найн А.А. Проблема здоровья участников образовательного процесса / А.А. Найн, С.Г. Сериков // Педагогика. - 1998. - № 6. - С. 58-66.
8. Попова А.И. Здоровьесохраняющая среда в школе / А.И. Попова // Образование. - 2001. - № 4. - С. 80-84.
9. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: «Аркти», 2003.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ, ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
© Терехов А.И.*
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Полярная звезда», г. Новокузнецк
Физическая культура - это вид культуры человека и общества. Это деятельность и ее социальные и индивидуально значимые результаты по созданию всесторонней готовности человека к жизни, оптимизации его состояния и развития; это специфический процесс и результат человеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида(физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических и др.) с помощью физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов.
* Заведующий отделением Физкультурно-оздоровительной реабилитации.
В свете потребностно-деятельностного подхода к определению структуры физической культуры теория физического воспитания стала более частным видом общей теории физической культуры.
С новой методикой определения структуры физической культуры на основе потребностно-деятельностного подхода возникла необходимость разработки нового определения сущности самой физической культуры как органичного вида культуры и уточнения определения термина и места физического воспитания как вида физической культуры, разработки определения терминов «физическая рекреация», «двигательная реабилитация», «адаптивная физическая культура» и др.
Теория и методика физического воспитания - это научная и учебная дисциплина, представляющая собой систему знаний о роли и месте физического воспитания в жизни человека и общества, особенностях и общих закономерностях его функционирования и развития.
Теория - система принципов, законов, категорий, концепций, описывающая какое-либо относительное однородное, целостное явление -систему или ее элементы, функции.
Методика в теории физической культуры употребляется в двух смыслах: в узком, как совокупность различных методов, обеспечивающих успешность овладения отдельными упражнениями (бега, прыжков, метаний, лазанья, плавания и т.д.); в широком, как совокупность не только методов, приемов, но и форм организации занятий (методики физического воспитания - в дошкольных учреждениях, в школе, в вузе и пр.)
В теории и методике физического воспитания используются такие понятия, как «физическая культура», «физическое воспитание», «физическое здоровье», «физическое развитие», «физическая подготовленность», «физическое состояние», «физические качества», «физическая рекреация», «физическая реабилитация», «двигательная активность», «спорт» и др.
Физическая культура в общесоциальном плане представляет собой обширнейшую область творческой деятельности как научной, так и практической, а также результаты этой деятельности по созданию физической готовности людей к жизни. В личностном плане она является мерой и способом всестороннего развития человека. В том и в другом случае физическая культура решающее значение имеет не сама по себе область деятельности, а ее качественные результаты, степень эффективности, ценности, полезности для человека и общества.
Физическая культура человека (индивидуума) рассматривается как процесс овладения знаниями, умениями и навыками воспитательной, учебной, оздоровительной, рекреационной деятельности для последующего использования в процессе самосовершенствования, и как результат - уровень физического здоровья, который человек смог сохранить или улучшить благодаря своему желанию, знаниям, здоровому образу жизни и двигательной активности.
Физическое воспитание. Это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.
Обучение движениям имеет своим содержанием физическое образование - системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.
Овладевая движениями, имеющими смысловое значение, важными для жизни или спорта двигательными действиями, занимающиеся приобретают умения рационально и полноценно проявлять свои физические качества. Одновременно с этим они познают закономерности движений своего тела.
По степени освоенности техника двигательного действия может выполняться в двух формах - в форме двигательного умения и в форме навыка. Поэтому часто вместо словосочетания «обучение движениям» в практике физического воспитания используют термин «формирование двигательных умений и навыков». Воспитание физических качеств является не менее существенной стороной физического воспитания.
Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, т.е. педагогический характер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание физических качеств».
В процессе физического воспитания приобретается также широкий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содержания. Знания делают процесс занятий физическими упражнениями более осмысленным и в силу этого более результативным.
Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.
Физическая подготовленность - уровень достигнутого развития физические качеств, формирования двигательных навыков в результате специализированного процесса физического воспитания, направленного на решение конкретных задач (физическая подготовленность учащихся, спортсменов, летчиков и т.п.).
Физическая подготовка. Это процесс воспитания физических качеств и овладения жизненно важными движениями. Термин «физическая подготов-
ка» подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. Различают общую физическую подготовку и специальную.
Общая физическая подготовка направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.
Специальная физическая подготовка - специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека. Результатом физической подготовки является физическая подготовленность, отражающая достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективности целевой деятельности (на которую ориентирована подготовка).
Физическое образование - процесс формирования у человека двигательных умений и навыков, а также передачи специальных знаний в области физической культуры.
Физическое развитие - это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункцио-нальных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.
Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.
1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют, прежде всего, биологические формы, или морфологию, человека.
2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечнососудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.
3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).
Примерно до 25-летнего возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах, и совершенствуются функции организма. Затем до 45-50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.
Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым
рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если известны эти закономерности, и они учитываются при построении процесса физического воспитания.
Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возможностей и успехов человека в спорте.
Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.
Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни, прежде всего, относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.
Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкретном случае.
Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихся. При этом учитывается, что организм функционирует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и нагрузки, преимущественно избирательного воздействия, необходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.
Физическая рекреация (восстановление) - комплекс мероприятий, направленный на совершенствование процессов восстановления работоспособности после физической и умственной работы.
Физическая рекреация - осуществление активного отдыха людей с использованием физических упражнений, получение удовольствия от этого процесса.
Физическая реабилитация (восстановление способности) - комплекс мероприятий, направленный на восстановление утраченной или ослабленной функции после заболевания или травмы.
Физическое совершенство. Это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.
Важнейшими конкретными показателями физически совершенного человека современности являются:
- крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том числе и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта;
- высокая общая физическая работоспособность, позволяющая добиться значительной специальной работоспособности;
- пропорционально развитое телосложение, правильная осанка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;
- всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека;
- владение рациональной техникой основных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия;
- физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.
На современном этапе развития общества основными критериями физического совершенства служат нормы и требования государственных программ в сочетании с нормативами единой спортивной классификации.
Спорт - это многогранное общественное явление, сфера которого является подготовка человека к трудовой и другим видам деятельности, удовлетворения духовных запросов общества, упрочнения и расширения интернациональных связей, а также одним из важнейших средств эстетического и этического воспитания.
Спорт представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы, ей присущие.
В узком понимании характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, специфической формой которой являются соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопоставлять человеческие возможности на основе четкой регламентации взаимодействий соревнующихся, унификации состава действий (вес снаряда, соперника, дистанция и т.д.), условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам.
Однако спорт нельзя сводить только к соревновательной деятельности, он имеет и более глубокий смысл. Это обусловлено социальной сущностью и назначением спорта в нашем обществе.
В настоящее время спорт развивается в основном по двум направлениям: общедоступный (массовый) спорт; спорт высших достижений.
Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не существует из-за естественного перехода тренирующихся из массового спорта в «большой» и обратно.
Основу массового спорта составляет школьно-студенческий спорт, ориентирован на достижение базовой физической подготовленности и оптимизации общей физической дееспособности в системе образования и воспитания.
Спорт высших достижений - деятельность, направленная на удовлетворение интереса к определенному виду спорта, на достижение высоких спортивных результатов, которые получают признания у общества.
Спортивная тренировка составляет часть более широкого явления -спорта. Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки. Она возникла, развивалась и развивается в единстве с другими сторонами спортивной деятельности. Спортивная тренировка в ее типичной и наиболее эффективной форме представляет собой педагогически организованный процесс, который характеризуется всеми основными признаками строго направленного процесса обучения, воспитания и самовоспитания. Тренировочный процесс является основой спортивной подготовки, определяет характер и содержание всей двигательной деятельности, а также финансового, материально-технического, информационного, научного и медицинского обеспечения и восстановительных мероприятий. В процессе тренировочной деятельности спортсмен совершенствует свою физическую, техническую, тактическую и психологическую подготовленность. Спортивная тренировка строится согласно закономерностям спортивной специализации и это отличается от других видов физической культуры.
Оздоровительная физическая культура. Чтобы физическая культура оказывала положительное влияние на здоровье человека, необходимо соблюдать определенные правила: средства и методы физического воспитания должны применятся только такие, которые имеют научное обоснование их оздоровительной ценности; физические нагрузки обязаны планироваться в соответствии с возможностями человека; в процессе использования всех форм физической культуры необходимо обеспечить регулярность и единство врачебного, педагогического контроля и самоконтроля.
В системе оздоровительной физической культуры выделяют следующие направления: оздоровительно-рекреативная физическая культура - это отдых, восстановление сил с помощью средств физического воспитания.
Оздоровительно-реабилитационная физическая культура - это специально направленное использование физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм и других причин.
Занятия в группах здоровья носят как общеоздоровительный характер для лиц, не имеющих серьезных отклонений в состоянии здоровья, а также специально направленный характер с учетом специфики здоровья.
Гигиеническая физическая культура - это различные формы физической культуры, включенные в рамки повседневного быта. Ее функция - оперативная оптимизация текущего функционального состояния организма в рамках повседневного быта и расширенного отдыха.
Эффективность физических упражнений оздоровительной направленности определяется периодичностью и длительностью занятий, интенсивностью и характером используемых средств, режимом работы и отдыха.
В настоящее время появились новые направления оздоровительной физической культуры, дающие несомненный оздоровительный эффект. Это такие направления, как степ, хип-хоп, аква и гидроаэробика, шейпинг, стрет-чинг и т.д.
Адаптивная физическая культура в отличии от физической культуры объектом познания и преобразования, субъектом самосовершенствования в адаптивной физической культуре являются не здоровье, а больные люди, в том числе и инвалиды. Все это требует значительной, а иногда и принципиальной трансформации задач, принципов, средств, методов и другой базовой дисциплины применительно к столь необычной для физической культуры категории занимающихся.
Адаптивная физическая культура - это вид (область) физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, и общества. Эта деятельность и ее социально и индивидуально значимые результаты по созданию всесторонней готовности человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, к жизни; это специфический процесс и результат человеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида с отклонениями в состоянии здоровья (физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, этических, эстетических и др.) с помощью физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов.
Адаптивная физическая культура является важнейшим компонентом всей системы реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, всех ее видов и форм. Она со всей очевидностью присутствует во всех сферах жизнедеятельности человека и поэтому составляет фундамент, основу социально-трудовой, социально-бытовой, социально-культурной реабилитации. Двигательная мобильность человека с ограниченными возможностями представляет собой один из важнейших критериев стадийно-уровневой характеристики реабилитации.
Список литературы:
1. Теория физической культуры: учеб. / Ю.Ф. Курамшин [и др.]; под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: Пособие для учителя. - М.: Академия, 2001
3. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 3-е изд., стер. - М.: издательский центр «Академия», 2004. - 480 с.
4. Матвеев Л.П. Теория и методика физ. культуры. Введение в предмет: учеб. для высших специальных физкультурных учеб. заведений / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
5. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. Учеб. пособие для ин-тов физической культуры. - М., «Физкультура и спорт», 1977. - 271 с.: ил.
6. Теория и методика физического воспитания: учеб. для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев [и др.]; под ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - Т.1. - 304 с.
7. Теория и организация адаптивной физической культуры [Текст]: учебник. В 2 т. Т. 1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2007. - 291 с.
8. Теория и организация адаптивной физической культуры [Текст]: учебник. В 2 т. Т. 2: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2007. - 448 с.
9. Селуянов В.Н., Шестаков М.П., Космина И.П. Основы научно-методической деятельности в физической культуре: учебн. пособие для студентов вузов физической культуры. - М.: Спорт Академ-Пресс, 2001. - 184 с.