Научная статья на тему 'Теория добросовестности как философская и социальная категория'

Теория добросовестности как философская и социальная категория Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1058
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ДОБРО / ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ / СОВЕСТЬ / ЦЕННОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / GOOD / PHILOSOPHY HISTORY / THE CONSCIENCE / THE VALUABLE PUBLIC PHENOMENON / MORAL BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вердиян Г. В.

В рамках морального освоения мира добро играет такую же роль, какую в рамках научного познания играет истина, а в рамках художественного красота. Автор статьи полагает, что совесть как субъективное осознание добра представляет собой ценное явление, поскольку направляет поведение индивида в верное русло вне зависимости от приходящегося на его долю общественного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conscientiousness theory as philosophical and social category

Within the limits of moral development of the world the good plays the same role what within the limits of scientific knowledge is played by true, and within the limits of art beauty. The author of article believes that conscience as subjective comprehension of good represents the valuable phenomenon, as direct behavior of the individual in a true channel without dependence from having on its share of public control.

Текст научной работы на тему «Теория добросовестности как философская и социальная категория»

УДК 347.12

ВЕРДИЯН Г. В.

кандидат юридических наук,

доцент российской правовой академии Минюста россии, судья Московского областного суда

ТЕОРИЯ ДОБРОСОВЕСТНОСТИ КАК ФИЛОСОФСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ

Добро - одна из основных категорий философии, вопросами о природе, содержании и роли которой задавались мыслители различных эпох. Так, одни авторы подчеркивали важность раскрытия понятия добра. К примеру, С. В. Соловьев отмечал, «... для того, чтобы получить силы для исполнения добра, необходимо иметь понятие о добре»1. Другие философы указывали на принципиальную невозможность определения добра. «Добро есть то, что никем не может быть определено, но что определяет все остальное»,

- утверждал Л. Н. Толстой2. Многовековая история философии доказывает, что категория добра не может иметь исчерпывающего определения.

Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля определяет добро так: «1. Имущество или достаток, стяжание, добришко, особую движимость.

2. В духовном значении благо, что честно и полезно, все, чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу. 3. Наиболее общеоценочное понятие, обозначающее позитивный аспект человеческой деятельности; является противоположностью зла»3.

В рамках морального освоения мира добро играет такую же роль, какую в рамках научного познания играет истина, а в рамках художественного - красота. Слово «добро» означает: 1) объективную характеристику предмета, фиксирующую его совершенство в сочетании с эмоциональным одобрением (когда не-

что называют добрым, при этом имеется в виду, что оно соответствует своему назначению; напр., доброе сукно, добрый конь); 2) ценность, полезность предметов для человека, а также сами ценные, полезные для человека предметы (добрая весть, нажить добро); 3) нравственное качество человека и его поступков, делание добра (сделать доброе дело, добрая женщина).

Стоит отметить, что понятие «добро» входит в состав специфических категорий философии и этики. В античной философии добро понималось как онтологическое свойство, лежащее в основе всего сущего и позволяющее реализовать человеческое стремление к счастью. При этом одни философы связывали его с естественными потребностями людей (гедонизм), с законами природы (стоики), другие придавали самой идее добра высший онтологический статус (Платон)4.

По-своему определяет категорию «добро» юридическая терминология, трансформировавшая это понятие в «добрую волю» (от англ. good will), под которой понимается «престиж, деловая репутация, контакты, клиенты и кадры компании как ее актив, который может быть оценен и занесен на специальный счет; не имеет самостоятельной рыночной стоимости и играет роль главным образом при поглощениях и слияниях»5.

Совесть является одним из важнейших философских понятий. Это «этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к мо-

1 Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия // Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 169.

2 Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. М.: Гос. изд-во худ. лит., 1956. Академическое юбилейное издание. Т. 39. С. 3-26.

3 См.: Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 2009. С. 98.

4 См.: Философский словарь. М., 2010. С. 102.

5 См.: Юридический словарь. М., 2007. С. 38.

ральному самоконтролю, сторону ее самосознания»6. На рубеже V и IV вв. до н. э. Демокрит еще не знал специального слова «совесть», но требовал: «Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других». Возникновение совести различно понимается в философии: с точки зрения эволюционизма (связывающего ее с закреплением социальных установок) и с точки зрения интуитивизма (расценивающего ее как природное свойство человека). При этом обе концепции, по нашему мнению, удачно дополняют друг друга. Различно трактуется роль, которую совесть играет в нравственной жизни человека. Как негативная, совесть представала у Ф. Ницше укоряющей и предостерегающей, у И. Канта - критичной по отношению к прошлому, судящей. Как позитивная, совесть представала у М. Хайдеггера зовущей, побуждающей к заботе и решимости7. Однако, по нашему мнению, это не столько разные трактовки роли совести, сколько раскрытие двух взаимодополняющих функций совести - ретроспективной и предупреждающей.

Особый интерес представляет рассмотрение этимологической природы слова «совесть». Важно, что во многих европейских языках (греческом, французском, итальянском, английском, немецком) слово «совесть» образовано от корня, означающего «знание», и приставки «с»8. Более того, в русском языке слово «совесть» также связывается со словами «знать», «ве-дать»9. Следовательно, совесть может быть определена как специфическая форма сознания. Это субъективное осознание личностью своего долга перед обществом, но форма этого осознания такова, что он выступает как долг человека перед самим собой10. В совести человеку дается способность интуитивного различения добра и зла. «Здоровая совесть характеризуется верностью моральных оценок, спокойной и внимательной готовностью реагировать на предстоящий и уже сделанный выборы». Таким образом, здоровая совесть

- ценное, с точки зрения общества, качество.

Рассмотрение совести традиционно проводится с учетом ее взаимосвязи с понятиями долга, стыда, мотива, чувства чести и личного достоинства11. Одной из важных в этой области является проблема «чистой», или «спокойной» совести. В обыденной речи под ними понимают «факт осознания человеком исполненности своих обязательств или реализации всех своих возможностей в данной конкретной ситуации». Но досто-

инство ли это?

Э. Фромм, например, толковал «чистую совесть» как чувство благополучия вследствие покорности и зависимости, И. Кант - как склонность не обращать внимания на суждения12. Вполне обоснованно философы сходятся во мнении о том, что постоянно чистая совесть - это «совесть, утратившая чувствительность к злу», это верный признак «бессовестности, т. е. склонности не обращать внимания на ее суждения». Так, А. Швейцер, признавая, что человек не может не наносить зла другим жизням, а зло остается злом даже тогда, когда оно абсолютно неизбежно, делал поразительный вывод: человек обречен жить с нечистой совестью. Тем самым автор придавал концептуальный смысл утверждению «чистая совесть - изобретение дьявола»13. Действительно, чтобы не терять точности настройки, совесть должна оставаться бдительной. Постоянная уверенность в чистоте совести есть либо лицемерие, либо свидетельство нравственной слепоты в отношении неизбежных для каждого человека ошибок. Тем не менее эта бдительность также должна носить здоровый характер. Ее ни в коем случае нельзя доводить до крайнего состояния «мук совести»

- «неприятия себя как такового, осуждения себя, рас-каяния»14, поскольку патологические беспричинные страдания не являются нормальными.

Важное преимущество здоровой совести - ее автоматическое срабатывание в ситуации, грозящей нарушением нравственного закона. По определению Ю. А. Шрейдера, совесть - это в некотором смысле «инстинкт этического самосохранения, уберегающий от дурных поступков»15. Тем не менее совесть как субъективное сознание не может не ошибаться. Так, Г.

В. Ф. Гегель заявлял: «Совесть как формальная субъективность вообще есть постоянная готовность перейти в зло»16. В связи с этим особое значение приобретает вопрос о том, является ли поступок злым, если он совершается с чистой совестью, т. е. с субъективной убежденностью в его правоте.

При ответе на этот вопрос Паскаль привел в пример крестную молитву Христа за своих врагов («Отче, прости им, ибо не ведают, что творят») и пришел к выводу, что «эта молитва была бы излишней, если бы то обстоятельство, что они не ведали, что творили, сообщило бы их поступку свойство не быть злым»17. Аристотель также отмечал, что «неосознанность вы-

6 Васильева Т. В. Афинская школа философии. Философский язык Платона и Аристотел (Сер. «Из истории мировой культуры»). М.: Наука, 1985. С. 46.

7 См.: Словарь философских терминов / Под ред. В. Г. Кузнецова. М.: ИНФРА-М, 2005. С. 524.

8 См.: [Электронный ресурс]: URL: сhttp://ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 30.09.2011).

9 См.: Комаров В. В. Совесть как фактор нравственной саморегуляции личности: Дис. ... канд. пед. наук: 19.00.13. Тамбов, 2004. С. 63.

10 См.: Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. М.: Издательство политической литературы, 1983. С. 326.

11 См.: Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Издательство политической литературы, 1980. С. 333.

12 См.: Словарь философских терминов. Там же.

13 См.: История философии: Запад - Россия - Восток (Книга четвертая - Философия XX в.) / Под ред. Б. И. Бахмина, Я. М. Бергера, Е. Ю. Гениева, Г. Г.

Диличенского, В. Д. Шадрикова. М.: Греко-латинский кабинет, 1999. С. 202.

14 Словарь философских терминов ... . С. 524.

15 Шрейдер Ю. А. Равенство, сходство, порядок. М., 1971. С. 191.

16 Гегель Г. Философия права / Под ред. Д. А. Керимова, В. С. Нерсесянца. М.: Мысль, 1990. С. 181.

17 Там же. С. 185.

бора между добром и злом в силу незнания не делает поступок недобровольным».

В то же время в философии имеются другие ответы на этот вопрос. Фома Аквинский утверждал, что очень дурно поступать вопреки совести, даже если этот поступок идет на пользу вере18. Данная позиция находила поддержку и у российских философов. Так, Ю. А. Шрейдер отмечал, что «лучше ошибиться по совести, чем оказаться правым вопреки ей»19.

Последний подход представляется нам более верным, но его необходимо дополнить следующими замечаниями. Очевидно, что совесть как субъективное осознание добра представляет собой ценное явление, поскольку направляет поведение индивида в верное русло вне зависимости от приходящегося на его долю общественного контроля. Однако в таком случае особое значение имеет то, чтобы совесть давала правильные установки, если не всегда, то в подавляющем большинстве случаев. Только тогда ее можно признать полезной, а установку всегда поступать по совести -прогрессивной. В данном случае необходимо обратить внимание на предупреждающую функцию совести, требующую внимательности к грозящим соблазнам. В свете данной функции совесть напоминает о том, что нужно обращать внимание на целый ряд вещей и это может уберечь от дурного поступка20.

Следовательно, именно с учетом внимательности совесть является ценным общественным явлением. Она стимулирует тщательно выверенное нравственное поведение, лежащее в основе функционирования любого общества. По нашему мнению, в русле такого понимания может быть признана верной оценка в качестве положительного поступка, совершенного «по совести», хотя и впоследствии случайно оказавшегося ненадлежащим.

И все же центральным морально-нравственным понятием, производным от слов «добро», «добрая воля» и «совесть», и общим принципом права является категория «добросовестность».

Толковый словарь С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой определяет понятие добросовестности как честное выполнение своих обязательств, обязанностей21. Согласно Толковому словарю русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова, добросовестность определяется как доброе отношение к чему-либо22. Более развернутое определение добросовестности дано в Энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона: «В отличие от доброй совести, добросовестность означает субъективное состояние лица при совершении юридических актов, его неосведомленность об обстоятельствах, опорочивающих внешнюю или внутрен-

нюю правомерность акта и могущих заставить честного в юридическом смысле человека отказаться от его совершения, несмотря на отсутствие формальных

^ 23

к тому препятствии»23.

При оценке юридических последствий многих актов такое субъективное состояние лица принимается во внимание и влечет за собой значительное видоизменение этих последствий для добросовестного контрагента, сравнительно с недобросовестным. Таким образом:

а) при потере права владения имуществом по иску собственника ответственность добросовестного и недобросовестного владельца различна. Добросовестный владелец, т. е. тот, кто, владея приобретенной им законными способами вещью, не знал о существовании на нее иных, сильнейших прав на стороне другого лица - именно права собственности, отнятого насильственным, обманным или вообще неправомерным способом, - при потере права обладания вещью в пользу этого собственника по его иску обязывается выдать вещь в том виде, в каком она находилась ко дню предъявления к нему иска или к тому времени, когда он узнал о существовании права другого лица. Он отвечает уплатой убытков лишь за такое ухудшение вещи, уменьшение ценности или отчуждение ее принадлежностей, которые составляют акт произвольного распоряжения имуществом, а не обусловливаются случаем, небрежностью, естественными причинами или хозяйственными потребностями самого имущества. Наоборот, владелец недобросовестный возвращает вещь в том виде, в каком она была в момент овладения, отвечая уплатой убытков за все ухудшения вещи, происшедшие не только по его произволу, но и по простому небрежению в исполнении хозяйских обязанностей. Добросовестный владелец затем возвращает плоды и доходы с имения лишь с момента осведомленности о сильнейшем праве другого лица, полученные же раньше считаются им правомерно приобретенными; он имеет также право на вознаграждение за все улучшения, произведенные при ведении хозяйства, если они налицо при возвращении вещи, и за все меры, принятые им к сохранению имущества от различных случайностей — пожара, наводнения и т. п. Недобросовестный владелец, наоборот, отвечает за все плоды и доходы, собранные с вещи, с момента овладения, платит убытки, происшедшие от неправого владения вообще, а за произведенные улучшения и исправления получает вознаграждение или в очень ограниченном размере, или совсем не получает, если они не могут быть взяты недобросовестным владельцем при оставлении имения

18 См.: ШрейдерЮ. А. Равенство, сходство, порядок. М., 1971. С. 188.

19 Там же. С. 187.

20 См.: Новикова Т. В. Понятие добросовестности в российском гражданском праве: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. Краснодар, 2008. С. 31.

21 См.: Толковый словарь С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой. 1949-1992. С. 175.

22 См.: Толковый словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Советская энциклопедия, 1989. С. 129.

23 Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1890-1907. С. 203.

без ущерба для последнего24;

б) при владении движимыми вещами момент добросовестности уравнивает владение с собственностью по отношению ко всем третьим лицам, с которыми добросовестный владелец вступает в те или иные отношения по поводу вещи;

в) при приобретении права собственности момент давности по римскому праву и иностранным законодательствам считается одним из основных предположений его действительности. Лишь русское право отступает от этого правила, допуская возможность приобретения собственности и для недобросовестного владельца, в одинаковый с добросовестным срок;

г) при других способах приобретения права собственности (спецификация, смешение, переработка по некоторым законодательствам, напр. саксонскому, лицо, действовавшее добросовестно, отвечает за порчу чужой вещи лишь в размере собственного обогащения, а не вполне);

д) при так называемом путативном, или мнимо-законном браке, который позднее объявляется ничтожным, стороны или одна из них, действовавшие добросовестно, совсем не лишаются некоторых прав и преимуществ, приобретенных браком (например, права родительской власти над детьми, признаваемыми в таком случае законными), а в других - теряют их только со времени объявления брака ничтожным, а не с момента его заключения, что имеет место по отношению к стороне недобросовестной;

е) особый случай, где добросовестность оказывает свое влияние на действительность юридических актов, составляет ошибка совершающего акт лица относительно своего права или фактических обстоятельств, его сопровождающих;

ж) по некоторым правовым системам (например, римской и французской), по которым судья при присуждении ответчика к уплате убытков за гражданские правонарушения имел и имеет право повышать или понижать размер их в качестве штрафа за недобросовестность, момент добросовестности также оказывает свое действие на размер этих убытков. Рассматривая область применения в гражданском праве начала добросовестности в связи с принципом доброй совести, следует вообще сказать, что современное гражданское право придает огромное значение этим моментам. Влияние их, однако, не всеобщее. В интересах гражданского оборота праву иногда приходится покровительствовать и явно недобросовестным действиям сторон, как скоро отмена совершенных ими актов могла бы повлиять на интересы так называемых третьих

25

лиц

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений в качестве синонимов добросовестности приводит такие понятия, как верность, честность,

рачительность, точность, совестливость, внимательность, исполнительность, исправность, скрупулезность, старательность26.

Вообще, повышенное внимание правоведов к рассмотрению правовых явлений сквозь призму нравственных категорий в отечественной юриспруденции последних лет стало знаковым и определяющим дальнейшую модернизацию российского права и законодательства событием. Это может способствовать постепенному преодолению господствовавшего ранее подхода к праву только как к продукту деятельности государственно-властных структур.

Подчеркнем, что каждый шаг на пути повышения моральности права, укрепления его нравственных основ способен приблизить наше общество к новому ценностному юридическому мировоззрению, способствовать его духовному возрождению.

Изучение судебной практики показывает, что судьи, ссылаясь на те или иные статьи гражданского права, допускающие свободу усмотрения сторон или правоприменителя, и перечисляя при этом, например, принципы справедливости и разумности, часто принимают решения, которые не только противоречат последним, но даже полностью им не соответствуют. Подобных примеров, к сожалению, довольно много, поэтому судебные органы должны быть заинтересованы в теоретико-правовых исследованиях, посвященных нравственно-правовым принципам, позволяющим правильно понимать сущность последних и применять их на практике.

Но вернемся к базовому для теории права понятию «добрая совесть». Область применения доброй совести включает такие фундаментальные институты, как аналогия права, виндикация, приобретательная давность, недобросовестная конкуренция. Отсутствие легальной дефиниции и общепризнанного доктринального понимания указанной категории привели к тому, что в большинстве случаев ее значение определяется наукой противоречиво или не определяется вовсе. Среди отдельных проблемных вопросов, связанных с добросовестностью, могут быть названы такие, как отсутствие ее единой трактовки в институте приобретательной давности, нерешенность вопроса о признании ее критерием злоупотребления правом, неопределенность значения и сферы применения презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений.

Результатом указанных проблем является непоследовательное и нечеткое применение понятия добросовестности на практике.

Общепризнанная концепция доброй совести, необходимая для ее четкого понимания и применения, в современной цивилистике отсутствует. Во многом не осмыслена, не обоснована и не прослежена на при-

24 Таковы постановления статей 609-643 тома Х части I Свода Законов Российской империи, в общем согласные с теми, которые существовали в римском праве и существуют в современных иностранных законодательствах.

25 См.: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. С. 213.

26 См.: Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений / Под ред. Н. Абрамова. М.: Русские словари, 1999. С. 193.

мере разнообразных законодательных положений существующая в российском гражданском праве многозначность понятия добросовестности. Теоретически не объяснены причины, цели и логика использования законодателем исследуемого понятия.

Существующие разработки добросовестности ведутся в отрыве от мировых достижений в этот области и не определяют место российского понимания доброй совести в мировой юридической науке. В силу указанных причин представляется актуальной и важной выработка единой согласованной концепции добросовестности, охватывающей все случаи ее законодательного использования, теоретически обосновывающей причины, цели и логику такого использования и вписанной в процесс развития данного понятия в мировой юриспруденции. В античной философии можно найти зачатки тех воззрений на добро, которые впоследствии были развиты в рамках самостоятельных течений. Так, Платон определял добро как идею в царстве абсолютных сущностей, а у Аристотеля можно найти упоминание проповедников, которые говорили, что уже от рождения люди имеют способности «выбрать истинное благо».

Категорично о природе добра говорили религиозные мыслители. Они утверждали, что Бог является живым воплощением добра. В средневековой философии подобные взгляды получили отражение в трудах Августина и Фомы Аквинского. В русской философии особую роль в развитии данных положений сыграли работы Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, В. С. Соловьева,

С. Л. Франка. Так, Н. А. Бердяев писал: «Бог не может

захотеть лжи, зла и уродства не потому, что он ограничен Истиной, Добром и Красотой, а потому, что он есть Истина, Добро и Красота»27.

В философии ХVII-ХVIII столетий заслуживают внимания работы Р. Декарта, связывавшего добро с истиной28, и В. Лейбница, относившего правила добра к «истинам разума», находящимся в разуме Бога29. Интересна также позиция Б. Спинозы, заключившего, что добро - это исключительно «модус мышления», сформировавшийся у человека, когда он сравнивал вещи друг с другом и соотносил это с собой.

В рамках немецкой классической философии нельзя не упомянуть об абсолютистском подходе И. Канта, предложившего знаменитый категорический императив как способ «автономного обоснования морали»30. Заслуживает внимания содержащееся в рамках учения объективного идеализма понимание Г. В. Ф. Гегеля о добре как «абсолютной конечной цели мира»31. Кроме того, в истории философии сложились и многие другие учения, выработавшие собственный взгляд на природу и содержание добра. Так, гедонистические учения выводили понятие добра из наслаждения, эвдемонистические - из счастья, теория интереса - из психологически понимаемого интереса. Релятивизм считал добро не зависящим от каких-либо объективных законов или даже произвольным, а интуитивизм полагал определение добра вообще невозможным. Неопозитивизм объявил добро выражением эмоций человека, а экзистенциализм - целиком зависящим от

личного замысла индивида

32

ЛИТЕРАТУРА

1. Бердяев Н. А. Философия свободы. - М. : Правда, 1989. - 328 с.

2. Бердяев Н. С. Философия свободного духа. - М. : Республика, 1994. - 506 с.

3. Васильева Т. В. Афинская школа философии. Философский язык Платона и Аристотеля. (Серия «Из истории мировой культуры»). — М. : Наука, 1985. - 226 с.

4. Гегель Г. Философия права / под ред. Д. А. Керимова, В. С. Нерсесянца. - М. : Мысль, 1990. - 172 с.

5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 2009. - 312 с.

6. История философии: Запад - Россия - Восток (Книга четвертая - Философия XX в.) / под ред. Б. И. Бах-мина, Я. М. Бергера, Е. Ю. Гениева, Г. Г. Диличенского, В. Д. Шадрикова. - М. : Греко-латинский кабинет, 1999. - 296 с.

7. Комаров В. В. Совесть как фактор нравственной саморегуляции личности : дис. ... канд. пед. наук: 19.00.13.

- Тамбов, 2004. - 196 с.

8. Новикова Т. В. Понятие добросовестности в российском гражданском праве : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. - Краснодар, 2008. - 175 с.

9. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней : в 4 т. - СПб. : Петрополис, 1997.

- Т. 3. - 412 с.

10. Словарь по этике / под ред. И. С. Кона. - М. : Издательство политической литературы, 1983. - 412 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений / под ред. Н. Абрамова. - М. : Русские словари, 1999. - 327 с.

12. Словарь философских терминов / под ред. В. Г. Кузнецова. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 608 с.

13. Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия // Сочинения : в 2 т. - М., 1990. - Т. 1. - 292 с.

27 БердяевН. А. Философия свободы. М.: Правда, 1989. С. 186.

28 См.: Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. СПб.: Петрополис, 1997. Т. 3. С. 214, 215.

29 Там же. С. 293.

30 Словарь философских терминов / Под ред. В. Г. Кузнецова. М.: ИНФРА-М, 2005. С. 142.

31 Гегель Г Философия права / Под ред. Д. А. Керимова, В. С. Нерсесянца. М.: Мысль, 1990. С. 172.

32 См.: Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. М.: Издательство политической литературы, 1983. С. 77.

14. Спиноза Б. Избранные произведения. - М., 1964. - Т. 1. - 196 с.

15. Толковый словарь С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой. 1949-1992. - М. : Русский язык, 1992. - 306 с.

16. Толковый словарь русского языка : в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. - М. : Советская энциклопедия, 1989.

- Т. 2. - 321 с.

17. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений : в 90 т. - М. : Гос. изд-во худ. лит., 1956. - Академическое юбилейное издание. - Т. 39. - 185 с.

18. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - М. : Издательство политической литературы, 1980. -406 с.

19. Философский словарь. - М., 2010. - 412 с.

20. Юридический словарь. - М., 2007. - 219 с.

21. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. - СПб. : Брокгауз - Ефрон, 1890-1907. -406 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.