Научная статья на тему 'Теории всего и актуализации развития'

Теории всего и актуализации развития Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
180
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИС-ТЕХНОЛОГИЯ / ЗАКОНЫ / НОМОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА / РАЗВИТИЕ / ТЕОРИИ ВСЕГО / DIS-TECHNOLOGY / LAWS / NOMOLOGICAL BASE / DEVELOPMENT / THEORIESOF EVERYTHING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Разумов В. И., Сизиков В. П.

Объектом теорий всего определяются знания, организованные в номологической базе с использованием ДИС-технологии. Предложен подход к формированию 27 законов для теорий всего, каждая из которых включает 4 рода: аспектный, инструментальный, экспериментальный, элементный. Детализация предпринята в нескольких схемах с канонической нумерацией вершин, позволяя использовать их в качестве когнитивных шаблонов для упаковки знания. Построена формальная базовая схема цикла теорий всего, а также получены варианты приумножения количества базовых циклов среди сопряженных теорий всего. Осуществлен выход на формирование теории развития, основывающейся на синтезе математики, физики, философии и разворачивающейся на структурном и функциональном уровнях. Подходы к комбинациям знаний реализованы в компьютерных программах, нацеленных на решение задач автоматизации рассуждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theory of everything and actualization of development

The object of theories of everything is determined by knowledges organized ina nomological basis using DIS-technology. An approach is proposed to the formation of 27 laws for theories of everything, each of which includes 4 kinds: aspect, instrumental, experimental, elemental. Detailing is undertaken in several schemes with the canonical numbering of vertices, allowing them to be used as cognitive templates for the packaging of knowledges. A formal basic scheme of the whole theory cycle is constructed, and variants of multiplying the number of base cycles among the conjugate theories of everything are obtained. The way out to the formation of the development theory is based on the synthesis of mathematics, physics, philosophy and unfolding at the structural and functional levels. Approaches to knowledge combinations are implemented in computer programs aimed at solving problems of automation of reasoning.

Текст научной работы на тему «Теории всего и актуализации развития»

УДК 167/168

DOI 10.25513/1812-3996.2017.4.75-86 ТЕОРИИ ВСЕГО И АКТУАЛИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ

В. И. Разумов1, В. П. Сизиков2

1Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия 2Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск, Россия

Информация о статье

Дата поступления 31.08.2017

Дата принятия в печать 12.09.2017

Дата онлайн-размещения 15.12.2017

Ключевые слова

ДИС-технология, законы, номологическая база, развитие, теории всего

Аннотация. Объектом теорий всего определяются знания, организованные в номо-логической базе с использованием ДИС-технологии. Предложен подход к формированию 27 законов для теорий всего, каждая из которых включает 4 рода: аспектный, инструментальный, экспериментальный, элементный. Детализация предпринята в нескольких схемах с канонической нумерацией вершин, позволяя использовать их в качестве когнитивных шаблонов для упаковки знания. Построена формальная базовая схема цикла теорий всего, а также получены варианты приумножения количества базовых циклов среди сопряженных теорий всего. Осуществлен выход на формирование теории развития, основывающейся на синтезе математики, физики, философии и разворачивающейся на структурном и функциональном уровнях. Подходы к комбинациям знаний реализованы в компьютерных программах, нацеленных на решение задач автоматизации рассуждений.

THEORY OF EVERYTHING AND ACTUALIZATION OF DEVELOPMENT

V. I. Razumov1, V. P. Sizikov2

1Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia 2Omsk State Transport University, Omsk, Russia

Article info

Received 31.08.2017

Accepted 12.09.2017

Available online 15.12.2017

Keywords

DIS-technology, laws, nomological base, development, theories of everything

Abstract. The object of theories of everything is determined by knowledges organized in a nomological basis using DIS-technology. An approach is proposed to the formation of 27 laws for theories of everything, each of which includes 4 kinds: aspect, instrumental, experimental, elemental. Detailing is undertaken in several schemes with the canonical numbering of vertices, allowing them to be used as cognitive templates for the packaging of knowledges. A formal basic scheme of the whole theory cycle is constructed, and variants of multiplying the number of base cycles among the conjugate theories of everything are obtained. The way out to the formation of the development theory is based on the synthesis of mathematics, physics, philosophy and unfolding at the structural and functional levels. Approaches to knowledge combinations are implemented in computer programs aimed at solving problems of automation of reasoning.

1. Введение

Под теорией всего (ЛТВ) принято понимать комплексы физико-математических исследований, нацеленных на синтез фундаментальных взаимодействий. В настоящей работе авторы отталкиваются от идеи построить лтв, осуществляя когнитивный процесс не от объективной реальности к знаниям, а, напротив, от знаний к физической реально-

сти. В работе [1] актуализировалось понятие лтв. И на данный момент сформированы качественные модели уже четырех ЛТВ: рода базовых дисциплин [2], модернизации как стратегии развития [3], рода измерительной процедуры [1], рода знания как стратегии познания [4]. Кроме того, в работе [5] был осуществлен системный анализ на уровне процесса информационного функционирования (ПИФ) дина- 75

мической информационной системы (ДИС) на примере ЛТВ, описывающей модернизации, с серией серьезных выводов на тему развития общества.

Представленные в статье материалы мотивированы особым отношением к знанию, которое начинает формироваться естествоиспытателем В. И. Вернадским в понятии ноосферы [6], антропологом П. Тейяром де Шарденом [7], философом К. Р. Поп-пером [8], математиками и физиками Р. Пенроузом [9], Д. Дойчем [10] и др. Уместно предположить существенное изменение не только отношения к знаниям как к субъективному фактору, но и самого понимания роли знания в реальности в качестве объективного фактора. Знание рассматривается особым компонентом в реальности, к которому имеет смысл относиться не только как к результату, но и в качестве отправной точки для развертывания познания. В таком ключе осуществляется обращение к лтв.

Накопленный материал позволяет признать ЛТВ фундаментальным понятием, тесно увязать его с понятием развития и позаботиться о формировании соответствующей математической базы. Этому и посвящена данная работа.

2. Инструментарий формирования объективных законов для теорий всего

Считаем, что вся система знаний в ранге номо-логической базы (НЛ-Б') [11-12] представлена ДИС-компьютером (ДИС-*К) Го уровня 4, имеющим 81 вершину как универсальные мини-категории. Формально любая мутация у Го, представленная разверткой в четыре шага дешифровки как режимом процесса рассуждения, выступает как некая проекция мировоззрения. Однако в монографии [11] были выявлены 27 триад, составляющих вместе Го, получивших статус законов в НЛ-Б'. Так что наиболее осмысленными и онтологически значимыми оказываются те мутации у Го, в которых режим процесса рассуждения укладывается в серию из 27 законов в НЛ-Б'. Так дело сводится к выбору конкретной развертки в ДИС-*К Го* уровня 3, вершинами которого выступают эти 27 законов.

За каждой разверткой в из 27 законов закрепляется группа из шести ее базовых мутаций [13], среди которых две ориентированы на философские, две -на физические и две - на математические начала. Осмысленные комбинации на 27 законах, образующие триады в указанных базовых мутациях, понимаются как объективные законы той конкретной реальности, что скрывается за разверткой в. А комбинации в указанных базовых мутациях, образующие уже ДИС-*К уровня 2, понимаются как представители

этой реальности. Наконец, в мутациях, ориентированных на философские начала, объективные законы выступают в статусе механизмов, в ориентированных на физические начала - качеств, в ориентированных на математические начала - ролей.

Разумеется, в каждой из сформированных разверток можно осуществить дешифровки законов до мини-категорий в НЛ-Б' и произвести структурный анализ с осмыслением на более тонком уровне. Однако это актуально уже после того, как получено описание на языке свода законов.

И главное, что теперь к развертке G ДИС-*К Го* уровня 3 добавляется группа из ее так называемых родовых мутаций. Вместе они и образуют ЛТВ из четырех ее родов - аспектный, инструментальный, экспериментальный и элементный род (Ас-, ИН-, Эк- и Эл-Род). Причем эти роды увязаны схемой когнитивной ячейки (рис. 1). В принципе, исходная развертка G может явиться на месте любого из этих родов, требуя доопределения остальных родов лтв. Однако последнюю процедуру, да и суть самих родовых мутаций, проще понять, когда G приходится на место Ас-Рода.

Рис. 1. Связи между родами теории всего (ЛТВ): Ас- - аспектный, ИН- - инструментальный,

М - математика, Ф - физика, Эк- - экспериментальный, Эл- - элементный

Итак, пусть развертка в как ДИС-*К уровня 3 из 27 законов представляет Ас-Род лтв с уже определившимися в нем механизмами, качествами, ролями, объективными законами и представителями. Тогда на этом ДИС-*К уровня 3 вводится родовая мутация физической направленности как суперпозиции двух преобразований. Первое из них - обычная базовая мутация физической направленности на каждом из представителей в в [13], приводящая к качествам вместо механизмов. Второе - такая же мутация, но на наборе самих качеств как категорий. По сути, здесь каждое качество, выраженное триадой, свертывается до категории, давая в результате

ДИС-*К уровня 2, к нему применяется базовая мутация физической направленности, меняющая порядок категорий, а в новом результате обратно развертываются качества из категорий в триады. В итоге получится новый ДИС-*К Gf уровня 3 из 27 законов, представляющий родовую мутацию физической направленности для G. Это будет ИН-Род ЛТВ. И сразу ясно, что механизмы ИН-Рода - это качества Ас-Рода, но в новых комбинациях, выражающих совершенно других представителей лтв.

Аналогично на ДИС-*К уровня 3 вводится понятие родовой мутации математической направленности как суперпозиции двух преобразований, действующих по образцу обычной базовой мутации математической направленности. Результат Gm ее действия на G представит уже Эк-Род ЛТВ. И сразу ясно, что механизмы Эк-Рода - это роли Ас-Рода, но в новых комбинациях, выражающих совершенно других представителей лтв с новыми у них качествами и ролями, за исключением, однако, одного момента. Дело в том, что механизмы, качества и роли в каждом ДИС-*К уровня 3 тоже связаны базовыми мутациями. В итоге оказывается, что качества в ИН-Роде и роли в Эк-Роде тоже одинаковы, но в разных комбинациях, т. е. полная новизна у Эк-Рода останется лишь за качествами.

Если к Gf как ДИС-*К уровня 3 из 27 законов применить еще раз родовую мутацию физической направленности, то получится в итоге результат Gff, который представит уже Эл-Род лтв. И сразу видно, что механизмы Эл-Рода - это тоже качества ИН-Рода, но опять в новых комбинациях, выражающих совершенно других представителей лтв с новыми у них качествами и ролями, за исключением вновь одного момента. Дело в том, что применение к Gff родовой мутации физической направленности дает в итоге в точности исходную развертку G, представляющую Ас-Род лтв. Так что механизмы Ас-Рода и качества Эл-Рода должны повторять друг друга, т. е. полная новизна у Эл-Рода останется лишь за ролями.

Также можно к Gm как ДИС-*К уровня 3 из 27 законов применить еще раз родовую мутацию математической направленности, получив в итоге результат Gmm, у которого механизмы повторят роли Эк-Рода (они же и качества ИН-Рода), а роли - механизмы Ас-Рода, так как применение к Gmm родовой мутации математической направленности тоже дает в итоге в точности исходную развертку G, представ-

ляющую Ас-Род ЛТВ. К тому же качества у результата Gmm повторят роли Эл-Рода, и наоборот. Более того, представители у результата Gmm окажутся те же, что и у Эл-Рода, но порядок их расположения заменится на обратный. Иначе говоря, различие между Gmm и Gff того же порядка, как и при обычных базовых мутациях одной ориентации, но с разницей в выборе на становление или приложение. Все объективные законы и представители в Gmm повторяют таковые из Gff, но с инверсией при этом статусов качеств и ролей. В русле ЛТВ результат Gmm тоже следует считать представляющим ее Эл-Род, хотя кое-где разницу между Gmm и Gff следует всё же учитывать подобно разнице между становлением и приложением.

Более детально связи между родами произвольной лтв через структуру самих родов приведены на рис. 2-4 с использованием канонической нумерации вершин ДИС-*К уровня 3, представляющих 27 законов. При этом на рис. 2 приведен Ас-Род с его механизмами, качествами и ролями, на рис. 3 -ИН-Род и Эк-Род, а на рис. 4 - Эл-Род в двух вариантах, соответствующих родовым мутациям физической и математической направленности.

Обратим еще раз внимание на то, что некоторые объективные законы используются сразу в нескольких родах лтв. Так, одинаковый набор объективных законов представлен: сразу в механизмах у Эл-Рода, ролях у Эк-Рода и качествах у ИН-Рода; сразу в ролях у Эл-Рода и механизмах у Ас-Рода; сразу в механизмах у Эк-Рода и ролях у Ас-Рода; сразу в качествах у Ас-Рода и механизмах у ИН-Рода. В этой картине отслеживается оппозиция между Ас-Родом и остальными родами, допускающими единство в базе объективных законов. Можно сказать, что Ас-Род - это точка ветвления между остальными родами, представляющими вместе триединство воплощения реальности.

Определение теории всего. Под лтв понимается произвольная согласованная группа приведенных на рис. 2-4 схем четырех родов этой лтв, в которых вершины с трехзначными номерами - 27 законов из НЛ-Б'.

Теорема 1. Каждая ЛТВ содержит 4 различных рода, 12 различных представителей, 63 различных объективных закона и 27 различных простых законов. При этом роды связаны схемой когнитивной ячейки, осью которой является переход от Эл-Рода к Ас-Роду (рис. 1).

Рис. 2. Структура аспектного рода теории всего: Ас- - аспектный, КЧ - качества, МХ - механизмы, Р - роли

Рис. 3. Структура инструментального и экспериментального родов теории всего: ИН- - инструментальный, Эк- - экспериментальный, МХ - механизмы, КЧ - качества, Р - роли

Рис. 4. Структура двух вариантов элементного рода теории всего: Эл- - элементный, Ф - физика, МХ - механизмы, М - математика, Р - роли, КЧ - качества

3. Классы сопряженных теорий всего

Формирование всей структурной базы - качественной модели конкретной лтв - производится с использованием двух родовых мутаций - физической и математической направленности по схеме на рис. 1 или через согласование схем на рис. 2-4. В ранге исходного может выступить любой из четырех родов лтв. И всё будет восстанавливаться однозначно, за исключением случая, когда исходным берется Эл-Род. Если Эл-Род выступит в варианте вя, надо по нему формировать Ас-Род в с помощью ро-

довой мутации физической направленности или использованием левой части на рис. 4. А если Эл-Род выступит в варианте втт, надо по нему формировать Ас-Род в с помощью родовой мутации математической направленности или использованием правой части на рис. 4. В итоге получатся две разные ЛТВ, имеющие 6 общих и 6 различающих их представителей, 45 общих и 18 различающих их объективных законов, да и порядок расположения в схемах представителей и объективных законов изменится. Так возникает понятие сопряженных лтв.

Определение сопряженных теорий всего. Сопряженными называются такие ЛТВ, у которых Эл-Род оказывается с одинаковым фиксированным набором представителей и объективных законов в них, допуская возможной разве что инверсию между законами-качествами и законами-ролями.

Учтем, что Эл-Род имеет три представителя с тремя объективными законами-механизмами в каждом, причем представитель и объективный закон, содержащие начало отсчета, помеченное вершиной с номером 000, закреплены, а два других представителя и остальные законы в них могут меняться местами. Каждая из таких перемен в схеме Эл-Рода будет приводить к качественным переменам формируемой по ней лтв, как при использовании варианта въ, так и бтт, хотя в целом оба варианта приведут к одной совокупности сопряженных ЛТВ. И это позволяет вычислить количество элементов в такой совокупности.

Теорема 2. Набор всех ЛТВ распадается на непересекающиеся классы сопряженных лтв по 144 различных сопряженных ЛТВ в каждом.

Пусть Н - один из классов сопряженных лтв, а Н* - все возможные в нем схемы Эл-Рода. Тогда при каждой лтв Ь е Н имеется пара (Ы*, Ьт*) схем из Н*, первая из которых - вариант въ по отношению к Ас-Роду в у Ь, а вторая - вариант втт. При этом Ы* и Ьт* однозначно определяют друг друга. Условимся пару (Ь*, Ьт*) выделять направленной связью от Ы* к Ьт*. В результате получится орграф вн, вершинами которого служат элементы из Н*, и их количество равно 144. Назовем этот орграф базовым для класса Н.

Теорема 3. У всех классов H сопряженных ЛТВ их базовые орграфы Gн изоморфны и представляют объединение из 24 изолированных циклов длины 6.

Любой цикл длины 6 из базового орграфа вН представлен на рис. 5 последовательностью (считая слева направо и сверху вниз) ДИС-*К уровня 2, каждый из которых выражает порядок объективных законов-механизмов в Эл-Роде. А на рис. 6 этот же цикл представлен через роды входящих в него лтв. Условимся называть такие циклы базовыми, лтв, имеющие Эл-Роды из одного базового цикла, -внутренне сопряженными, а лтв, у которых Эл-Роды принадлежат разным базовым циклам, - внешне сопряженными.

В свою очередь, есть такие перестановки в первой схеме цикла, которые порождают различные базовые циклы, приумножая в итоге их количество (рис. 7). Первая строка связана с круговой перестановкой элементов в представителе 1* без изменений в представителях 0* и 2*, что дает троекратное приумножение количества базовых циклов. Во второй строке приведены три независимых варианта перемен в первой схеме, каждый из которых дает двукратное приумножение количества циклов: смена ориентации расположения элементов в представителе 1* без изменений в представителях 0* и 2*; то же в представителе 0* без изменений в представителях 1* и 2*; перестановка представителей 1* и 2* без изменений в самих представителях. Так в итоге получается 24 изолированных друг от друга базовых цикла в одном классе сопряженных лтв.

Рис. 5. Базовый цикл из теорий всего (ЛТВ)

Рис. 6. Схема базового цикла из теорий всего (Б'-Ц ЛТВ): М - математика, Ф - физика; Gi (i = 0,1,2,3,4,5) - Ас-Род, Gif - Ин-Род, Gim - Эк-Род, Giff и Gimm - Эл-Род, полученный из Gi через физическую и математическую направленность соответственно

Рис. 7. Варианты приумножения количества базовых циклов среди сопряженных теорий всего

Итак, простейшими конструкциями по единению лтв выступают базовые циклы, включающие по 6 внутренне сопряженных лтв. Конечно, эти лтв во многом повторяют друг друга и всё же содержат качественные различия.

4. Актуализации единой теории всего с выходом на развитие

Хотя различных лтв существует гигантское количество, сопоставимое с величиной 27(!), идея еди-

ной лтв не теряет актуальности. Однако эта единая ЛТВ должна иметь статус не просто лтв, а синтеза всех возможных ЛТВ. Для обеспечения этого единая ЛТВ должна требовать обращения уже к 81 универсальной мини-категории из НЛ-Б', чему есть много примеров, правда лишь на локальном уровне в различных источниках, в том числе в работе [14]. Иначе говоря, единая лтв должна выступать технологией номологического синтеза всех возможных лтв.

Далее, термин «развитие» является практически столь же повсеместным, как и термин «система». Что же понимается под развитием? Какова его суть?

Кто-то готов любые изменения в реальности относить к развитию, кто-то, наоборот, стремится ограничить их специальными условиями. Однако для качественной классификации развития в любом случае придется искать условия и соглашения. Эти условия выступают как некие факторы для восприятия развития, как актуализаторы развития, и здесь уместно будет говорить об актуальном развитии. Конечно, вполне может случиться, что фиксированное изменение в реальности будет отнесено к развитию в рамках одних соглашений и не окажется таковым в рамках других. Впрочем, такого рода расхождения приходится встречать и при использовании термина «эволюция».

Что же, в главном, побуждает исследователей искать специальные условия, приводящие к расхождениям в оценке изменения по статусу развития? Наверняка, выстраивание достаточно общих и стабильных картин в поле исследований. А это, по сути, аналог выстраивания ЛТВ, при этом не всегда внима-ются ее полноте, охвату ею всей реальности. Насколько велико разнообразие лтв, настолько велико и разнообразие специальных условий по статусу развития.

В целом же изменения изменениям рознь. В частности, они могут происходить на разных уровнях организации реальности, невольно делая тему развития многоуровневой. Даже при одной лтв нельзя исключать из внимания проработку и развитие ее частей. А в целом задачи могут касаться проблемы развития не одной лтв, а их объединений.

Постараемся определиться с основными вариантами актуализации и сущности развития. Приведенные выше исследования лтв, дополненные исследованиями, представленными в работе [5], выступят базой для этого.

5. К развитию через теории всего

Сведения из п. 2-3 делают актуальными варианты развития в лтв на уровне смыслов. И здесь выделяются варианты внешнего, внутреннего и трансформирующего развития.

Определение развития в теории всего на уровне смыслов. Под внешним развитием в лтв на уровне смыслов понимается развертка этой лтв до класса всех сопряженных ей лтв. При этом базовые циклы из сопряженных лтв называются смысловыми единицами развития. Под внутренним развитием в ЛТВ на уровне смыслов понимается выстра-

ивание базовых мутаций у каждого ее представителя, предварительно дешифрованного до мини-категорий НЛ-Б' и в механизмах, и в качествах, и в ролях. Получающиеся при этом в схемах мутаций новые осмысленные триады из мини-категорий НЛ-Б' называются производными законами ЛТВ. Наконец, под трансформирующим развитием в лтв на уровне смыслов понимается использование одинаковых объективных законов в разных ЛТВ и их родах для переноса смысловых ассоциаций, родившихся в одном месте, на другие места. При этом в случаях использования одинаковых объективных законов в разных родах одной лтв трансформирующее развитие называется балансовым.

Основы по осуществлению внешнего развития ЛТВ на уровне смыслов достаточно полно описаны в п. 2-3. Главными здесь являются смысловые единицы развития, включающие по 6 лтв, увязанных в цикл через два варианта развертывания Эл-Рода у каждой из них (рис. 6). Каждый класс сопряженных ЛТВ включает по 24 независимые смысловые единицы развития. При этом сведения на рис. 7 указывают ориентиры, использование которых позволяет по данным одной смысловой единицы развития сформировать и все остальные 23 смысловые единицы из общего для них класса сопряженных лтв.

Что касается внутреннего развития ЛТВ на уровне смыслов, то примером этого уже могут служить приведенные в работе [14] базовые мутации частей из Ас-Рода базовых дисциплин. На деле внутреннее развитие уже полностью осуществлено для всех перечисленных выше и представленных в публикациях [1-4] ЛТВ, и результаты этого хранятся на сайте [12].

Особый интерес представляет трансформирующее развитие лтв на уровне смыслов. Так, в лтв родов базовых дисциплин некоторые продвижения, достигнутые в рамках театра, могут подсказать новые продвижения также в рамках естествознания, техники, эксперимента. И это всего лишь при варианте балансового трансформирующего развития. В целом же трансформирующее развитие позволяет находить связи между лтв за рамками работы внутреннего и внешнего вариантов развития лтв на уровне смыслов, исходя иногда из общности между лтв и их родами на уровне одного объективного закона.

Главное, что указанные варианты развития лтв на уровне смыслов явно свидетельствуют о наличии взаимодействия между лтв и их родами, в котором в роли ресурса выступают смыслы. Это делает актуальным функциональный анализ на множестве всех ЛТВ с опорой на ресурс смысловой природы.

Простейшей фундаментальной задачей функционирования на смысловом ресурсе выступает анализ режимов процесса информационного функционирования (далее - ПИФ) изображенной на рис. 1 когнитивной ячейки, связывающей роды произвольной ЛТВ. Этот анализ проведен в работе [5] на примере модернизаций как стратегий развития. Обобщим полученные в статье [5] выводы на случай произвольной лтв, объединив их в теорему.

Теорема 4. В русле функционального развития любой ЛТВ имеют место следующие закономерности.

1. Факт серьезной властности Ас- и Эл-Родов является губительным для развития лтв, чего не скажешь относительно властности ИН- и Эк-Родов.

2. Даже при умеренной властности Ас- и Эл-Родов их превосходство в этом над ИН- и Эк-Ро-дами неблагоприятно для развития ЛТВ.

3. Властность Ас-Рода резче сказывается на падении эффективности развития лтв, чем властность Эл-Рода.

4. У Ас-Рода нет оснований остаться без работы и добиваться себе во благо роста властности Эл-Рода, если Ас-Род не желает стать «лодырем».

5. Наивысших показателей развития ЛТВ следует ожидать при относительно малых, но все-таки отличных от 0 значениях уровней трансформации у всех родов, когда принятие решений ими оказывается актуальным и протекает без продолжительных задержек.

6. Как правило, эффективность развития ЛТВ оказывается выше в тех случаях, в которых степени властности у Ас- и Эл-Рода одинаковы. Это же касается ИН- и Эк-Рода, если только после выравнивания у них властности не явится превосходство над ними властности у Ас-Рода.

7. При отсутствии пренебрежения к родам ЛТВ, отличным от ее Ас-Рода, актуализируется и набирает обороты факт функционального развития этой ЛТВ. Причем показатели развития в таких условиях находятся в обратной зависимости от властности Ас-Рода.

8. На среднестатистическом уровне первенство по актуальному принятию решений при развитии лтв принадлежит ее Ас-Роду. Однако при отсутствии пренебрежения к родам лтв, отличным от ее Ас-Рода, первенство по актуальному принятию решений переходит к Эл-Роду.

9. На среднестатистическом уровне первенство по теплу при развитии ЛТВ тоже принадле-

жит ее Ас-Роду, хотя в этом не очень отстает и Эл-Род. А при отсутствии пренебрежения к родам ЛТВ, отличным от ее Ас-Рода, первенство по теплу переходит к Эл-Роду, однако контраст тепла при этом с остальными родами оказывается на порядок меньше среднестатистического.

10. Эффективность функционального развития ЛТВ зависит прежде всего от проявления актуального принятия решений в ИН- и Эк-Родах и надежности осмысления Эл-Рода у этой ЛТВ.

Таким образом, всем, кто заинтересован в стабильности развития лтв, следует заботиться о наличии властности у ее Эк-Рода (и/или у ИН-Рода). Иное дело, что эта властность не должна быть чрезмерной. Учет этих моментов уже заставил пересмотреть отношение к модернизациям в развитии общества (см.: [5]), где на местах Ас-, ИН-, Эк-, Эл-Родов были соответственно демократизация, бюрократизация, секуляризация, индустриализация. Однако не менее серьезные рекомендации из этого можно извлечь и во многих других тематиках, например в развитии технических методов, родами для которых оказываются соответственно технология, инструмент, модель и задача, или в развитии теплопередачи, где родами оказываются представления соответственно о тепловом движении, о среде, об источнике тепла, о распространении тепла.

6. Основные варианты актуализации и сущности развития

Начнем с того, что в НЛ-Б' есть мини-категория «развитие». Эта мини-категория входит в состав закона «прототип». Данный момент указывает, что выявить развитие или воплотить его в реальность возможно лишь через ассоциацию с неким прототипом, требующим подключения мини-категорий внешнего синтеза и математической физики. Мысли, в которых нет подключения этих двух мини-категорий, превращают разговоры о развитии в пустословие. Это своего рода вариант актуализации и сущности развития на информационном уровне.

Далее следуют варианты актуализации и сущности развития на структурном, или смысловом уровне. Все они связаны с формированием и анализом качественных моделей лтв и их объединений.

Первый шаг состоит в наведении порядка на множестве всех 27 законов НЛ-Б', который представлял бы желаемую лтв. Он, конечно, предполагает осмысление автоматически возникающих при этом объективных законов и представителей лтв. По сути, надо заполнить с указанием имен какую-нибудь одну из схем на рис. 2-4. И здесь важно разли-

чать, во-первых, на каком из четырех родов лтв (Ас-, ИН-, Эк-, Эл-), во-вторых, на какой из базовых мутаций (механизмы, качества, роли) сосредоточены и осмыслены желания в представлении лтв через законы НЛ-Б'. А при Эл-Роде придется подумать еще и над выбором родовой мутации, от которой существенно зависит адекватность формируемой модели для лтв. Этот первый шаг можно назвать вариантом актуализации и сущности развития на метафизическом уровне.

Второй шаг предполагает полное заполнение с указанием имен уже всех без исключения схем на рис. 2-4 с использованием сформированных на первом шаге данных одной из таких схем. К возникновению рассогласований на этом шаге следует отнестись как к свидетельству наличия неадекватности и возвращению к ее устранению на первом шаге. Завершение второго шага дает качественную модель ЛТВ, содержащую схемы всех ее родов, а также их базовых и родовых мутаций. Этот второй шаг можно назвать вариантом актуализации и сущности развития на онтологическом уровне.

Третий шаг состоит в выстраивании базового цикла из лтв, внутренне сопряженных данной лтв с уже готовой у нее качественной моделью (учитывается рис. 5-6). Этот третий шаг можно назвать вариантом актуализации и сущности развития на уровне внутреннего сопряжения или смысловых единиц.

Четвертый шаг преследует определение всего класса лтв, сопряженных данной лтв с уже готовой у нее качественной моделью. Фактически здесь надо определить 24 базовых цикла (смысловые единицы), их начала, исходя из рис. 7, и затем - сами циклы, повторив процедуры третьего шага. Этот, четвертый шаг можно назвать вариантом актуализации и сущности развития на уровне внешнего сопряжения.

Каждый из приведенных четырех шагов невольно включает в себя и анализ качественных моделей лтв и их объединений для осмысления и согласования данных в схемах. А само развитие здесь оказывается внешним.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако анализ может производиться и в ранге сравнения схем у различных лтв через факты наличия в них одинаковых объективных законов или даже представителей. Причем это может помогать и при формировании схем лтв. Этот момент с анализом можно назвать вариантом актуализации и сущности развития на уровне сравнения содержания структур. А само развитие здесь оказывается трансформирующим.

Наконец, весьма полезно, используя операцию дешифровки, переходить от схемы лтв из законов к схеме из мини-категорий НЛ-Б' и проводить анализ в получившейся схеме каждого представителя лтв хотя бы через применение базовых мутаций. Это приводит к выявлению и осмыслению производных законов, которые в ряде случаев могут оказаться доступнее простых законов. Тем более что такие процедуры дают новизну сразу на механизмах, качествах и ролях при каждом роде лтв. Набор таких процедур можно назвать вариантом актуализации и сущности развития на номологическом уровне. А само развитие здесь оказывается внутренним.

Итак, получились 6 качественно различных вариантов актуализации и сущности развития на структурном уровне. И к ним добавляются варианты актуализации и сущности развития на функциональном уровне. Все они связаны с формированием и анализом ПИФ на качественных моделях лтв и их объединений. Само содержание структуры лтв для поведения ПИФ значения не имеет, но является определяющим для интерпретации этого поведения при конкретных приложениях.

Первый шаг в работе с ПИФ у любой ДИС связан с формированием этого ПИФ и заключается в наведении определенности с выбором объективного и субъективного начала в работе каждого из ребер и соответствующих этому функциональных параметров данной ДИС [11]. В частности, такой момент требуется для работы с ПИФ на любой схеме типа ДИС, востребованной в рамках лтв. Этот первый шаг можно назвать вариантом актуализации и сущности развития на алгоритмическом уровне.

Второй шаг в работе с ПИФ у любой ДИС связан с анализом этого ПИФ и заключается в выборе целей под такой анализ. Многообразие возможных целей практически неисчерпаемо, поэтому далее ограничимся лишь несколькими, наиболее актуальными для темы лтв целями. А в целом второй шаг можно назвать вариантом актуализации и сущности развития на целевом, телеологическом уровне.

Первая цель анализа ПИФ в связи с лтв заключается в исследовании поведения ПИФ у любой из схем с рис. 2-4, представляющей данную лтв. Такое исследование за счет варьирования функциональными параметрами ДИС может ограничиваться частью схемы, например представителем или даже объективным законом лтв. Случай первой цели можно назвать вариантом актуализации и сущности развития на онтологическом целевом уровне.

Вторая цель анализа ПИФ в связи с ЛТВ заключается в исследовании поведения ПИФ у схем, получающихся дешифровкой до мини-категорий НЛ-Б' любой из схем с рис. 2-4, представляющей данную ЛТВ. Оно тоже может ограничиваться частью схемы, в роли которой могут выступать уже простые и производные законы лтв. Случай второй цели можно назвать вариантом актуализации и сущности развития на номологическом целевом уровне.

Наконец, отмеченные в п. 5 и осуществленные в работе [5] исследования дают пример третьей, особой цели анализа ПИФ в связи с лтв. Дело в том, что ПИФ здесь работает не на самой лтв, не на поле НЛ-Б', как оно было при первой и второй цели, а на поле синтеза родов одной лтв. Здесь и ресурс по природе качественно новый, выражающий распределение сосредоточений по родам лтв, например внимания, заботы в обществе, в коллективе, а то и у отдельного индивида. Целью здесь является обеспечение возможно большей активности на месте Эл-Рода лтв. Как-никак, но Эл-Род является проводником к первичному синтезу лтв в циклы и классы их сопряженности, так что указанная цель обеспечивает одновременно поддержку развития на структурном уровне. В итоге случай третьей цели анализа ПИФ уместно назвать вариантом актуализации и сущности развития на стратегическом уровне.

Итак, получились 4 качественно различных варианта актуализации и сущности развития на функциональном уровне - один на алгоритмическом, два на телеологическом и один на стратегическом уровнях. При этом телеологический и стратегический уровни при необходимости могут получить детализацию или, наоборот, расширение поля действия.

Вот так понятие развития оказывается тесно связанным с лтв. И его суть становится более определенной вслед за раскрытием сути самих лтв.

Следует также принимать во внимание, что все перечисленные варианты актуализации и сущности развития могут быть реализованы в автоматическом режиме на листах Excel по аналогии с тем, как это

было описано в статье [15] при работе с ДИС-*К уровня 2. Другими словами, обеспечение развития вполне можно сделать неотъемлемой функцией технологий моделирования.

7. Заключение

В работе продолжается тема разворота познавательных установок от обращения к физической (объективной) реальности как к источнику знаний к знаниям как к носителям смысла, которые отличаются особой объективностью. Такое предположение предусматривает актуальность освоения мира, двигаясь как от физической природы, так и от знаний, которые и позволяют представлять Мироздание целокупно.

В разработке ЛТВ за основу берется ДИС-техно-логия, с помощью которой знания уже были организованы в полносвязную систему - НЛ-Б'. лтв разворачивается основой для формулирования объективных законов, каждый из которых концентрирует смыслы соответствующей области НЛ-Б'. Каждая ЛТВ включает четыре рода - Ас-, ИН-, Эк-, Эл-Род, и в интересах изучения функционального аспекта в их взаимодействии они проецируются в когнитивную ячейку (рис. 1). Детально связи родов произвольной ЛТВ через структуру самих родов воспроизводятся на рис. 2-4, представляя 27 законов.

Применение ДИС-технологии к комбинациям знаний НЛ-Б' позволяет сформулировать 4 теоремы и построить базовый цикл из ЛТВ и его схему (рис. 56). Схема на рис. 7 демонстрирует варианты приумножения количества базовых циклов среди сопряженных ЛТВ.

Одним из результатов проделанной работы можно считать развертывание теории развития как примера синтеза математики, физики, философии с опытами определения развития на структурном и функциональном уровнях. Описанные в статье результаты исследования подкреплены компьютерными программами для работы со знаниями в областях междисциплинарных исследований, преподавания, проектирования, и они представлены в открытом доступе (URL: http://thoughtring.com/).

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Сизиков В. П., Разумов В. И. Измерительные процедуры и теории всего // Современные тенденции развития науки и технологий : сб. науч. тр. по материалам XXV Междунар. науч.-практ. конф. (29 апреля 2017 г.) : в 5 ч. / под общ. ред. Ж. А. Шаповал. Белгород : Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2017. № 4. Ч. I. С. 23-36.

2. Сизиков В. П., Разумов В. И. Системный подход к базе образовательных дисциплин // Современные тенденции развития науки и технологий : сб. науч. тр. по материалам XXI Междунар. науч.-практ. конф. (30 декабря 2016 г.). Белгород : Ткачева Е. П., 2016. № 12-8. С. 110-123.

- 85

Herald of Omsk University 2017, no. 4 (86), pp. 75-86

Вестник Омского университета 2017. № 4 (86). С. 75-86

-ISSN 1812-3996

3. Сизиков В. П., Разумов В. И. Модернизации как стратегии развития // Современные тенденции развития науки и технологий : сб. науч. тр. по материалам XXIII Междунар. науч.-практ. конф. (28 февраля 2017 г.). Белгород : Ткачева Е. П., 2017. № 2-7. С. 110-123.

4. Сизиков В. П., Разумов В. И. Рода знания как стратегии познания // Современные тенденции развития науки и технологий : сб. науч. тр. по материалам XXV Междунар. науч.-практ. конф. (29 апреля 2017 г.) : в 5 ч. / под общ. ред. Ж. А. Шаповал. Белгород : Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2017. № 4, ч. III. С. 105-117.

5. Сизиков В. П., Разумов В. И. Системный анализ стратегий развития общества // Современные тенденции развития науки и технологий : сб. науч. тр. по материалам XXIV Междунар. науч.-практ. конф. (31 марта 2017 г.) : Белгород : Ткачева Е. П., 2017. № 3-11. С. 14-23.

6. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М. : Наука, 1991. 271 с.

7. Тейяр де Шарден П. Феномен человека / пер. с фр. Н. А. Садовского. М. : Наука, 1987. 240 с.

8. Поппер К. Р. Логика и рост научного знания. Избр. работы : пер. с англ. М. : Прогресс, 1983. 605 с.

9. Пенроуз Р. Путь к реальности, или Законы, управляющие Вселенной. Полный путеводитель / пер. с англ. А. Р. Логунова и Э. М. Эпштейна. М. ; Ижевск, 2007. 911 с.

10. ДойчД. Структура реальности / пер. с англ. Н. А. Зубченко. Ижевск : НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001. 400 с.

11. Разумов В. И., Сизиков В. П. Приложения информационных основ синтеза систем: ДИС-развертки и парадигма закона [Электронный ресурс] : монография. Электрон. дан. Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2014. № гос. регистрации 0321304636.

12. Номологическая база. URL: http://thoughtring.com/ViewForm.aspx?id=421 (дата обращения: 01.06.2017).

13. Разумов В. И., Сизиков В. П. Практика с мутациями ДИС-компьютеров // Вестн. НГУ. Сер. Философия. 2013. № 3. С. 16-22.

14. Сизиков В. П., Разумов В. И. О системном статусе размножения, искусственного интеллекта и работы сустава // Современные тенденции развития науки и технологий : сб. науч. тр. по материалам XIX Междунар. науч.-прак. конф. (30 октября 2016 г.) Белгород : ИП Ткачева Е. П., 2016. № 10-3. С. 90-105.

15. Сизиков В. П., Разумов В. И. Понимание процесса как системы в развитии вычислительной математики // Современные тенденции развития науки и технологий : сб. науч. тр. по материалам XI Междунар. науч.-практ. конф. (29 февраля 2016 г.). Белгород : Ткачева Е. П., 2016. № 2-1. С. 14-24.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Разумов Владимир Ильич - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, Россия, г. Омск, пр. Мира, 55а; e-mail: razumovvi@omsu.ru.

Сизиков Виктор Петрович - кандидат технических наук, доцент кафедры высшей математики, Омский государственный университет путей сообщения, 644046, Россия, г. Омск, пр. Маркса, 35; e-mail: v_p_sizikov@mail.ru.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Разумов В. И., Сизиков В. П. Теории всего и актуализации развития // Вестн. Ом. ун-та. 2017. № 4 (86). С. 75-86. DOI : 10.25513/1812-3996.2017.4.75-86.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Razumov Vladimir Iljich - Doctor of Phylosophical Sciences, Professor, Head of the Deparment of Philosophy, Dostoevsky Omsk State University, 55a, pr. Mira, Omsk, 644077, Russia; e-mail: razumovvi@omsu.ru.

Sizikov Vladimir Petrovich - Candidate of Technical Sciences, Docent, Docent of the Deparment of Higher Mathematics, Omsk State Transport University, 35, pr. Marksa, Omsk, 644046, Russia; e-mail: v_p_sizikov@ mail.ru.

FOR CITATIONS

Razumov V.l., Sizikov V.P. Theory of everything and actualization of development. Vestnik Omskogo universi-teta = Herald of Omsk University, 2017, no. 4(86), pp. 75-86. DOI: 10.25513/1812-3996.2017.4.75-86. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.