Научная статья на тему 'ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ'

ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
теории мышления / развитие мышления

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бегмурадова Д., Довранова А., Раззаков Б.

Наиболее известные теории, объясняющие процесс мышления можно разделить на две большие группы: те, которые исходят из гипотезы о наличии у человека природных, не изменяющихся под влиянием жизненного опыта интеллектуальных способностей, и те, в основу которых положено представление о том, что умственные способности человека в основном формируются и развиваются прижизненно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ»

УДК 1

Бегмурадова Д.,

Преподаватель,

Туркменский государственный педагогический институт имени Сейитназара Сейди.

Довранова А., Преподаватель,

Туркменский государственный педагогический институт имени Сейитназара Сейди.

Раззаков Б., Старший преподаватель,

Туркменский государственный педагогический институт имени Сейитназара Сейди.

Чарджоу, Туркменистан.

ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ Аннотация

Наиболее известные теории, объясняющие процесс мышления можно разделить на две большие группы: те, которые исходят из гипотезы о наличии у человека природных, не изменяющихся под влиянием жизненного опыта интеллектуальных способностей, и те, в основу которых положено представление о том, что умственные способности человека в основном формируются и развиваются прижизненно.

Ключевые слова:

теории мышления, развитие мышления

Концепции, согласно которым интеллектуальные способности и сам интеллект определяются как совокупность внутренних структур, обеспечивающих восприятие и переработку информации с целью получения нового знания, составляют одну группу теорий мышления. Считается, что соответствующие интеллектуальные структуры существуют у человека с рождения в потенциально готовом виде, постепенно проявляясь (развиваясь) по мере взросления организма.

Эта идея априорно существующих интеллектуальных способностей - задатков - характерна для многих работ в области мышления, выполненных в немецкой школе психологии. Наиболее отчетливо она представлена в гештальттеории мышления, согласно которой способность формировать и преобразовывать структуры, видеть их в реальной действительности и есть основа интеллекта.

В современной психологии влияние идей обсуждаемых теорий прослеживается в понятии схемы. Давно замечено, что мышление, если оно не связано с какой-либо конкретной, внешне детерминированной задачей, внутренне подчиняется определенной логике. Эту логику, которой следует мысль, не имеющая внешней опоры, называют схемой.

Предполагается, что схема рождается на уровне внутренней речи, а затем руководит разверткой мысли, придавая ей внутреннюю стройность и последовательность, логичность. Мысль без схемы обычно называют аутичной мыслью. Схема не есть нечто раз и навсегда заданное. Она имеет свою историю развития, которое происходит за счет усвоения логики, средств управления мыслью. Если некоторая схема используется довольно часто без особых изменений, то она превращается в автоматизированный навык мышления, в умственную операцию.

Другие концепции интеллекта предполагают признание не врожденности умственных способностей, возможность и необходимость их прижизненного развития. Они объясняют мышление, исходя из воздействия внешней среды, из идеи внутреннего развития субъекта или взаимодействия того и другого.

Своеобразные концепции мышления представлены в следующих направлениях психологических исследований: в эмпирической субъективной психологии, ассоциативной по характеру и интроспективной по основному методу. В гештальтпсихологии, которая отличалась от предыдущей только отрицанием элементности психических процессов и признанием доминирования их целостности над составом этих элементов, в том числе и в мышлении. В бихевиоризме, сторонники которого пытались заменить процесс мышления как субъективный феномен на поведение (открытое или скрытое, умственное). В психоанализе, который мышление, как и все другие процессы, подчинил мотивации.

Активные психологические исследования мышления ведутся, начиная с XVII века. В это время и в течение следующего довольно длительного периода истории психологии мышление фактически отождествлялось с логикой. А в качестве единственного его вида, подлежащего изучению, рассматривалось понятийное теоретическое мышление, которое иногда не совсем правильно называют логическим (неправильно потому, что логика присутствует в любом другом виде мышления не в меньшей степени, чем в данном).

Сама способность к мышлению считалась врожденной, а мышление, как правило, рассматривалось вне развития. К числу интеллектуальных способностей в то время относили созерцание (некоторый аналог современного абстрактного мышления), логические рассуждения и рефлексия (самопознание). Созерцание, кроме того, понималось, как умение оперировать образами (в нашей классификации -теоретическое образное мышление), логические рассуждения - как способность рассуждать и делать умозаключения, а рефлексия - как умение заниматься самоанализом. Операциями мышления в свою очередь считались обобщение, анализ, синтез, сравнение и классификация. Мышление в ассоциативной эмпирической психологии во всех его проявлениях сводилось к ассоциациям, связям следов прошлого и впечатлений, полученных от настоящего опыта. Активность мышления, его творческий характер были основной проблемой, которую (как и избирательность восприятия и памяти) не смогла решить данная теория. Поэтому ее сторонникам не оставалось ничего другого, как объявить умственные творческие способности априорными, не зависящими от ассоциаций с врожденными способностями разума.

В бихевиоризме (behaviorism) мышление рассматривалось как процесс формирования сложных связей между стимулами и реакциями, становления практических умений и навыков, связанных с решением задач. В гештальтпсихологии оно понималось как интуитивное усмотрение искомого решения за счет обнаружения нужной для него связи или структуры. Благодаря бихевиоризму в сферу психологических исследований вошло практическое мышление, а в русле гештальттеории стали обращать особое внимание на моменты интуиции и творчества в мышлении.

Определенные заслуги в решении проблем психологии мышления есть и у психоанализа. Они связаны с привлечением внимания к бессознательным формам мышления, а также к изучению зависимости мышления от мотивов и потребностей человека. В качестве своеобразных форм мышления у человека можно рассматривать уже обсуждавшиеся нами защитные механизмы, которые также впервые начали специально изучаться в психоанализе.

В отечественной психологической науке, основанной на научении о деятельностной природе психики человека, мышление получило новую трактовку. Его стали понимать как особый вид познавательной деятельности. Через введение в психологию мышления категории деятельности было преодолено противопоставление теоретического и практического интеллекта, субъекта и объекта познания. Тем самым для конкретного исследования открылась новая ранее невидимая связь, существующая между деятельностью и мышлением, а также между различными видами самого мышления.

Деятельностная теория мышления способствовала решению многих практических задач, связанных с обучением и умственным развитием детей. На базе ее были построены такие теории обучения (их же можно рассматривать и как теории развития мышления), как теория П.Я. Гальперина, теория Л.В. Занкова, теория В.В. Давыдова.

Список использованной литературы:

1. Тихомиров O.K. Психология мышления. - М., 1984.

2. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. - СПб., 2003.

3. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М., 2001.

© Бегмурадова Д., Довранова А., Раззаков Б., 2024

УДК 355.55:355.354(1-8)

Иванчура И.В.

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»

г. Воронеж, РФ Научный руководитель: Чужинов И. Ю.,

кандидат военных наук, доцент, ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»

г. Воронеж, РФ

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ В ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ

СИЛАХ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ

Аннотация

В статье рассмотрен подход к набору военнослужащих военно-воздушных сил вооруженных сил иностранных государств с использованием специальных систем управления человеческим капиталом, структура и основные элементы. Анализа позволяет определить подход к отбору кандидатов для обучения степень разграничения полномочий на всех уровнях, роль и место властных структур в системе рекрутинга.

Ключевые слова

Система набора военнослужащих, система управления человеческим капиталом, оптимизация человеческого фактора, система отбора абитуриентов.

Введение

Значимость отбора претендентов (курсантов) проявляется в необходимости прогнозирования результатов и определения их влияния на степень качественной подготовки отобранных претендентов к исполнению функциональных обязанностей. Система отбора на современном этапе развития военно-воздушных сил может быть эффективной только при условии соответствия характеристик претендентов решаемым задачам.

Анализ имеющихся исследований показал, что данное направление изысканий очень актуально и перспективно.

Актуальность

В связи с этим, повышается актуальность задачи определения подходов к отбору претендентов для обучения в летных училищах МО РФ. Отбор персонала - технология выбора кандидата, соответствующего (удовлетворяющего) требованиям к должности (в первую очередь курсанта военного учебного заведения), условиям и обстановке, наличие стремления к профессиональному и карьерному росту, способностей обучения. Отбор является исходным, а потому самым важным этапом формирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.