Курда Владимир Викторович ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ...
УДК 343
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЭЛЕМЕНТОВ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИК УЧАСТИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В НЕЗАКОННЫХ ВООРУЖЕННЫХ ФОРМИРОВАНИЯХ НА ТЕРРИТОРИИ
ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ
© 2016
Курда Владимир Викторович, аспирант
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Калининград (Россия)
Аннотация. В статье ставится вопрос определения самого понятия «незаконное вооруженное формирование», рассматриваемый на основе законодательной базы. А также рассмотрены элементы уголовно-правовой и криминологической характеристик участия граждан России в незаконных вооруженных формированиях на территории иностранных государств, виды незаконных вооруженных формирований. Деятельность незаконных вооруженных формирований на современном этапе выступает одним из долгосрочных факторов дестабилизации социально-политической обстановки в ряде регионов России. Приводятся причины возникновения таких формирований, условия, способствующие их возникновению. В статье спрогнозированы последствия, к которым может привести недостаточная эффективность деятельности государственных и правоохранительных органов. Знание криминологических особенностей соответствующих организованных преступных структур способствует выработке мер общей и индивидуальной профилактики и комплексного противодействия. Актуальность статьи объясняется повышенной общественной опасностью, наличием угроз национальной безопасности Российской Федерации. Представлены выводы о содержании уголовно-правовой и криминологической характеристик. Разработка темы в дальнейшем предполагает на основе закономерностей данного противоправного феномена создать систему эффективных мер и методов по противодействию участию граждан Российской Федерации в данном виде преступной деятельности.
Ключевые слова: уголовно-правовая характеристика, криминологическая характеристика, незаконные вооруженные формирования, территория иностранных государств, национальная безопасность, экстремизм, граждане Российской Федерации.
THE THEORETICAL AND LEGAL ANALYSIS OF CRIMINAL AND CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS OF RUSSIAN CITIZENS PARTICIPATION IN ILLEGAL ARMED GROUPS
ON TERRITORIES OF FOREIGN STATES
© 2016
Kurda Vladimir Viktorovich, postgraduate student
The Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad (Russia)
Abstract. The article addresses the definition question of the concept "illegal armed group". It is considered on the basis of the legal framework, and also criminal and criminological characteristics of Russian citizens participation in illegal armed groups on territories of foreign States. Types of illegal armed groups are given in the paper. In recent times the militant activity is as one of the long-term destabilization factors of the socio-political situation in a number of Russian regions. The article provides the causes of occurrence of such groups and conditions conducive to their formation and consequences of the poor government and law enforcement agencies efficiency are predicted. The knowledge of criminological features of the relevant organized criminal structures promotes making the measures of the general and individual prevention and complex counteraction. The topic of the article is actual because of the increased public danger, existence of threats of the Russian Federation national security. It presents the conclusions of the criminal and criminological characteristics contents. The further topic researching intended to create the system of effective countermeasures and methods of the Russian citizen participation in this criminal activity type on the basis of regularities of this illegal phenomenon.
Keywords: criminal characteristic, criminological characteristic, illegal armed groups, territories of the foreign states, national security, extremism, Russian citizens.
Необходимость выработки криминологических характеристик отдельных видов преступлений с целью всестороннего и полного уяснения правовой природы рассматриваемого преступного деяния и последующей разработки эффективной системы противодействия исследуемому негативному явлению очевидна. Тем более важны криминологические исследования организованной криминальной деятельности, среди которой ввиду повышенной общественной опасности и наличия угроз национальной безопасности Российской Федерации особое место занимает организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, в том числе на территории иностранных государств. Знание криминологических особенностей соответствующих организованных преступных структур, своеобразия лиц, входящих в их состав, способствует определению основных детерминант данного преступления, а, следовательно, - мер общей и индивидуальной профилактики и комплексного противодействия.
Центральным вопросом содержания данного преступления является определение самого понятия «незаконное вооруженное формирование». Незаконность вооруженного формирования определяет то, что оно создается без соответствующего законного основания. Все вооруженные формирования России созданы и действуют на основании федеральных законов, в частности Законов
«О полиции», «О вооруженных силах Российской Федерации», «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» и т. д. Соответственно, используя принцип аналогии права, можно обоснованно утверждать, что в других государствах процессу создания вооруженного формирования должно предшествовать принятие соответствующего нормативного правового акта с соблюдением всей законодательной процедуры, предусмотренной законодательством страны. Поэтому любое вооруженное формирование, не прошедшее вышеназванную процедуру, следует рассматривать как незаконное.
Вместе с тем, не любое незаконное вооруженное формирование можно рассматривать как таковое в уголовно-правовом смысле. Оно должно обладать некоторым набором признаков, свойственных воинским подразделениям, а именно: наличие внутренней структуры, имеющей управление, основанное на подчиненности и распределении обязанностей; относительная устойчивость; дисциплина и профессиональная подготовленность воинскому ремеслу [1]. Законодатель в диспозиции ст. 208 УК РФ перечисляет несколько возможных форм организации вооруженного формирования - объединение, отряд, дружина или иная группа, то есть, используя понятие «формирование», законодатель обобщает всевоз-
Курда Владимир Викторович юридические
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ... науки
можные варианты объединения вооруженных лиц.
Деятельность незаконных вооруженных формирований на современном этапе выступает одним из долгосрочных факторов дестабилизации социально-политической обстановки в ряде регионов нашей страны, приграничных государств (на примере отдельных областей Украины) и ряда стран ближнего и дальнего зарубежья (Иран, Ирак, Сирия, Турция и пр.) [2]. Функционирование данных организованных, устойчивых структур, действующих зачастую под религиозными и политическими лозунгами, является основным проявлением преступного экстремизма.
При этом обращает на себя внимание то обстоятельство, что состав организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем в «чистом виде» встречается на практике довольно редко. В большинстве уголовных дел, возбужденных за последние три года по признакам ст. 208 УК РФ, фигурирует также обвинение по другим статьям уголовного кодекса, предусматривающим ответственность за конкретные преступные посягательства (чаще всего — терроризм, убийство, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, похищение человека и др.) [3].
В настоящее время наиболее часто в юридической литературе встречается мнение о том, что причины создания незаконных вооруженных формирований на территориях отдельных государств связаны в первую очередь с обострением межнациональных отношений и иных конфликтов, религиозной нетерпимостью и другими негативными социальными явлениями. В целом можно согласиться с Ю. М. Антоняном и М. Д. Давитадзе, которые считают, что возникновение таких формирований обусловлено теми же причинами, что и межнациональные конфликты, т. е. серьезными социально-политическими, экономическими, религиозными, расовыми столкновениями [4].
На конфликты в сфере национально-государственных (межнациональных, этнических, религиозных) отношений, а также в социально-политической сфере как основные причины организации и деятельности незаконных вооруженных формирований указывает и Т. М.-С. Магомедов. В качестве условий, способствующих их организации и деятельности, он называет политическую нестабильность в той стране, где они функционируют, социальную напряженность, необустроенность многих граждан, низкий уровень культуры и правосознания значительной части населения. Заметным инициирующим фактором, по его мнению, служит расширение возможностей доступа граждан к огнестрельному оружию, имеющее место в последние десять лет [5].
На наш взгляд, есть еще одно условие, способствующее организации и функционированию незаконных вооруженных формирований. Это недостаточная эффективность (а в большинстве случаев - просто безразличие, аморфность) деятельности государственных, в первую очередь правоохранительных, органов и общественных организаций по защите прав граждан и, как следствие, снижение авторитета власти и закона [6]. Общественная опасность незаконных вооруженных формирований (даже в случае осуществления их деятельности на территории иностранных государств) предопределяется самим фактом их функционирования в качестве альтернативы вооруженным силам и другим воинским формированиям государства. Это способно привести к самым негативным последствиям, в частности:
- использованию незаконных формирований в противоправных экстремистских, террористических целях, направленных в том числе против национальных интересов Российской Федерации;
- неконституционному, насильственному разрешению социальных, политических и иных проблем с привлечением граждан Российской Федерации;
- грубому нарушению режима государственной границы и условий приграничного сотрудничества;
- нарушению равновесия в отношениях между Российской Федерацией и странами, на территории которых граждане России принимают участие в деятельности незаконных вооруженных формирований;
- осложнению дипломатических отношений между странами;
- внедрению граждан тех стран, на территории которых граждане России замечены в деятельности незаконных вооруженных формирований, на территорию Российской Федерации с ответными намерениями ведения разведывательной, подрывной и иной противоправной деятельности;
- возвращению в Россию граждан, побывавших в составе участников незаконных вооруженных формирований на территории иностранных государств, образ жизни которых, их идеологическое мышление, религиозные воззрения и приобретенный опыт, не позволяющий в дальнейшем отказаться от экстремистских, террористических убеждений, продолжая преступную деятельность уже на территории России;
- причинению вреда правам, законным интересам граждан РФ, угрозе их жизни и здоровью.
Практически все существующие на сегодняшний день в мире террористические организации по сути своей являются незаконными вооруженными формированиями. Но таковыми они признаются только тогда, когда бывает невозможным установление у них исключительно террористических целей. Истинную цель создания незаконного вооруженного формирования может знать только его организатор, каковым, как правило, является политическая фигура. Кроме того, идея использования вооруженного формирования в террористических целях может возникнуть у организатора позднее [7].
Наиболее распространенными и особенно опасными видами незаконных вооруженных формирований считаются террористические организации и вооруженные формирования партизанского типа, борьбу с которыми ведут как подразделения МВД, так и армейские подразделения и спецслужбы. Независимо от практической задачи, которую призвано решить незаконное вооруженное формирование, оно всегда угрожает в первую очередь общественной безопасности, то есть, безопасности неопределенно большого числа членов общества. Это обстоятельство подтверждается фактом помещения законодателем ст. 208 в главу уголовного кодекса «Преступления против общественной безопасности», в которой преступления объединены по принципу общности объекта преступного посягательства - общественной безопасности.
В целом, давая криминологическую характеристику деятельности граждан, участвующих в незаконных вооруженных формирований на территории иностранных государств с участием граждан РФ, необходимо отметить:
- большую численность участников (до нескольких сот человек);
- наличие в их структуре обладающих относительной самостоятельностью подразделений во главе с руководителями;
- относительную устойчивость, проявляющуюся в первую очередь в более или менее длительном сроке существования, и сплоченность их членов;
- специальную военную подготовку в учебных лагерях (центрах), организованных как на территории Российской Федерации, так и за рубежом, под руководством опытных инструкторов (как правило, иностранных граждан);
- идеологическую подготовку, в основе которой различные направления экстремистских религиозных течений;
- международные связи с экстремистскими, террористическими зарубежными организациями, оказание последними финансовой и иной помощи;
- многонациональный состав, благодаря вербовке Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1(14)
Курда Владимир Викторович ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ...
значительного числа наемников и добровольцев, прибывающих из-за границы, в том числе из Российской Федерации;
- организацию широкомасштабной террористической деятельности, включая захват заложников, нападения на населенные пункты, воинские гарнизоны, экономические и военные объекты, государственные учреждения, посягательства на сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и высокопоставленных должностных лиц на территории иностранных государств и т. д.
С учетом элементов криминологической характеристики участия граждан РФ в незаконных вооруженных формированиях на территории иностранных государств и имея научно обоснованное представление об: основных отличительных правовых характеристиках деятельности незаконных вооруженных формирований; факторах, способствующих участию граждан Российской Федерации в незаконных вооруженных формированиях на территории иностранных государств; возникающих в результате этого угрозах национальным интересам России и последствиях для страны в целом и граждан в частности; необходимых мерах предупреждения данного явления и противодействия ему от лица Российской Федерации, важно указать на связь криминологической характеристики исследуемого преступления с его уголовно-правовой характеристикой.
В уголовном праве такое понятие, как уголовно-правовая характеристика преступления, упоминается только в научных целях и при рассмотрении вопроса о расследовании того или иного вида преступлений. В учебной литературе вместо этого используется термин «состав преступления» [8].
Анализируемый состав преступления в структуре преступности занимает незначительное место, однако общественная опасность этого уголовно-наказуемого деяния определяется отнюдь не цифровыми показателями. В первую очередь, здесь важен дестабилизирующий мировое сообщество резонанс от совершения этих преступлений. Каждый такой факт становится предметом активных комментариев в средствах массовой информации, сопровождается массой вопросов к органам государственной власти, в первую очередь, к силовым структурам и правоохранительным органам. Наконец, эти преступления, помимо морального, влекут за собой огромный материальный ущерб, и, что самое печальное, - многочисленные человеческие жертвы.
Подводя итог анализу элементов уголовно-правовой характеристики участия граждан Российской Федерации в незаконных вооруженных формированиях на территории иностранных государств, можно сделать следующие выводы. Во-первых, незаконное вооруженное формирование не является формой соучастия, т.к. не содержит всех необходимых для той или иной формы соучастия признаков. В частности, цель совершения преступлений для них не обязательна, как это присуще организованной группе или преступному сообществу. Тем более для субъектов данного преступления первостепенна цель совершения вооруженных преступлений по причинам крайней религиозной убежденности и идеологическим соображениям, а получение материальной выгоды выступает в качестве сопутствующего фактора, не являясь в данном случае решающим и определяющим. Сам факт участия в НВФ на территории иностранного государства считается самостоятельным и оконченным преступлением, поэтому нет необходимости рассматривать такое объединение в качестве вида (формы) соучастия. Наличие множественности участников деяния в ст. 208 используется законодателем только как признак объективной стороны преступления и не имеет того уголовно-правового значения, какое придается соучастию.
Во-вторых, вооруженность формирования как минимум должна быть такой, чтобы хотя бы несколько вооруженных его членов, пусть и при поддержке не
имеющих оружия участников формирования, были бы способны провести боевую операцию по типу воинской, в том числе возможно оружие, не запрещенное или не ограниченное в гражданском обороте и потому не являющееся предметом преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 222 УК РФ (например, огнестрельное гражданское гладкоствольное оружие). Наличие же в незаконном формировании хотя бы одной единицы военной техники (бронетранспортера, танка, ракетной установки и т.п.) либо оружия более мощного, чем боевое стрелковое (артиллерийская пушка, миномет, гранатомет и др.), годных для использования по своему назначению, само по себе должно влечь признание формирования вооруженным.
В-третьих, мотивы и цели участия в незаконном вооруженном формировании на территории иностранного государства могут быть как преступными, так и непреступными. Последние, в свою очередь, могут иметь в некоторых случаях общеполезную направленность. Анализ составов ст. 208 УК РФ приводит к выводу о целесообразности уточнения субъективной стороны участия в незаконном вооруженном формированием на территории иностранного государства путем указания на отсутствие цели совершения иного преступления. На примере Украины практика показывает, что когда такие формирования создаются в целях охраны общественного порядка, их общественная опасность в основном связана с незаконностью создания, а не с преступными целями участников.
Подводя итог вышесказанному необходимо отметить, что криминологическая характеристика участия граждан Российской Федерации в незаконных вооруженных формированиях на территории иностранных государств включает в себя: основные отличительные правовые признаки деятельности незаконных вооруженных формирований; факторы, способствующие участию граждан Российской Федерации в незаконных вооруженных формированиях на территории иностранных государств; возникающих в результате этого угрозы национальным интересам России и последствия для страны в целом и граждан в частности; необходимые меры предупреждения данного явления и противодействия ему от лица Российской Федерации. Уголовно-правовая характеристика участия граждан Российской Федерации в незаконных вооруженных формированиях на территории иностранных государств охватывает следующие элементы: понятие исследуемого преступления, субъект преступления, субъективную сторону, объект преступления, объективную сторону, способы квалификации рассматриваемого преступления, способы его отграничения от смежных составов.
Научное представление о содержании уголовно-правовой и криминологической характеристик в совокупности позволяют в полной мере осознать правовую природу данного преступления - участия граждан Российской Федерации в незаконных вооруженных формированиях на территории иностранных государств, изучить основные закономерности, связанные с возникновением, существованием и развитием данного противоправного феномена и на основании полученных знаний разработать систему эффективных мер и методов по противодействию участию граждан Российской Федерации в данном виде преступной деятельности с целью защиты национальных интересов страны и безопасности ее граждан, блокирования возникающих угроз международного характера, налаживания эффективного военно-правового и приграничного сотрудничества с иностранными государствами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бекботова Т. А. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем. Дисс. канд. юрид. наук. 12.00.08. М., 2011. С. 48-49._
Курда Владимир Викторович
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ..
2. Кудряшова А. Проживавшего в Рязани иностранца осудили за содействие в переправке в Сирию незаконного вооруженного формирования. // Комсомольская правда в Рязани. Дата публикации: 11.02.2016. Электронная версия: http://www.ryazan.kp.ru/online/news/2304606/. (дата обращения: 12.02.2016); Завербованную экстремистами студентку задержали в группе из 13 россиян. Дата публикации 05.06.2015 г. // Российская газета. Электронная версия: http://www.rg.ru/2015/06/05/gruppa-anons.html (дата обращения: 11.02.2016).
3. По заявлению первого заместителя министра внутренних дел РФ Александра Горового, сделанному 15 октября 2015 года, около 2,5 тысяч. россиян воюют на стороне ИГИЛ [Электронный ресурс] // Интерфакс-Россия. Режим доступа: http://www.interfax-russia. ru/main.asp?id=662733&sec=1664 (дата обращения: 02.02.2016).
4. Антонян Ю. М., Давитадзе М. Д. Этнорелигиозные конфликты: проблемы, решения. Учебное пособие. М., 2004. С. 328.
5. Магомедов Т. М.-С. Уголовно-правовые аспекты отграничения состава преступления по статье 208 УК РФ от смежных составов преступлений и иных правонарушений // Современное право. 2010. № 8. С. 110-114.
6. Агапов П. В., Хлебушкин А. Г. Незаконные вооруженные формирования как проявление экстремизма, этносепаратизма и фактор дестабилизации современной российской государственности: политико-правовой анализ // Электронная юридическая библиотека. Режим доступа: http://www.ex-jure.ru/law/news.php?newsid=1058. (дата обращения: 08.02.2016).
7. Магомедов Т. М.-С. Вопросы уголовной ответственности и наказания за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем в зарубежном законодательстве // Российский следователь. 2010. № 12. С. 34.
8. Чистова Л. Е. О соотношении уголовно-правовой и криминалистической характеристик // Электронный каталог библиотеки юридического факультета СПбГУ. Режим доступа: http://law.edu.ru/doc/document. asp?docГО=1308705. (дата обращения: 12.02.2016).