Научная статья на тему 'Теоретико-понятийные аспекты гражданского образования'

Теоретико-понятийные аспекты гражданского образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
388
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CIVIC EDUCATION / ГРАЖДАНИН / CITIZEN / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / CIVIC CONSCIOUSNESS / ГРАЖДАНСКИЕ ЦЕННОСТИ / CIVIL VALUES / ГРАЖДАНСКОЕ СОЗНАНИЕ / CIVIL CONSCIOUSNESS / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бектанова Айгуль Карибаевна

Одним из важнейших социокультурных условий формирования современного гражданского общества является высокий уровень гражданской культуры в обществе. Гражданская культура, в свою очередь, во многом детерминируется степенью развития гражданского образования. Сегодня гражданское образование является предметом изучения многих наук, каждая из которых рассматривает указанный феномен исходя из специфики своего предметного поля. Как отмечают исследователи, гражданское образование явление многомерное и носит междисциплинарный характер. Поэтому неудивительно, что существует множество определений гражданского образования. В статье проводится социально-философский анализ теоретико-понятийных аспектов гражданского образования и рассматривается его взаимосвязь с такими категориями, как «гражданин», «гражданственность», «гражданские ценности», «гражданское сознание и самосознание». С этой целью исследуется генезис понятия «гражданин» как системообразующего в указанной системе категорий, делается вывод о том, что его философское содержание тесно связано с понятием «личность», а также рассматриваются подходы различных исследователей к остальным вышеназванным категориям. В заключение на основе теоретико-понятийного анализа дается дефиниция понятия «гражданское образование» и делается вывод о том, что именно оно играет главную роль в деле формирования гражданина, обладающего гражданским сознанием и самосознанием, приверженного гражданским ценностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND CONCEPTUAL ASPECTS OF CIVIC EDUCATION

One of the most important sociocultural conditions of the formation of modern civil society is the high level of civic culture in society. The civic culture, in turn, is in many respects determined by an extent of development of civic education. Today civic education is a subject of study of many sciences, each of which considers the specified phenomenon from the point of view of its specific subject field. As researchers note, civic education is a multidimensional phenomenon and has interdisciplinary character. Therefore it is no wonder that there is a multitude of definitions of civic education. The article contains a social and philosophical analysis of the of theoretical and conceptual aspects of civic education, and its [civic education] interrelation with such categories as «citizen», «civic consciousness», «civil values», «civil consciousness and consciousness» are considered. With this goal in mind, genesis of the concept of a «citizen» is investigated as a backbone in the specified system of categories, the conclusion is made that its philosophical contents is closely connected to the concept of an «individual», and also various researchers’ approaches to other above-named categories are considered. Thus, on the basis of the theoretical and conceptual analysis the definition of the concept of «civic education» is given and concludes that it plays a major role in the formation of a citizen with civil consciousness and self-consciousness, and committed to civic values.

Текст научной работы на тему «Теоретико-понятийные аспекты гражданского образования»

Ж UNIVERSUM:

ЛАД ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

ТЕОРЕТИКО-ПОНЯТИЙНЫЕ АСПЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Бектанова Айгуль Карибаевна

канд. полит. наук, доцент кафедры философии и социально-политических наук Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б.Н. Ельцина 720000, Кыргызская Республика, г. Бишкек, ул. Киевская, 44

E-mail: krsu@krsu. edu. kg

THEORETICAL AND CONCEPTUAL ASPECTS OF CIVIC EDUCATION

Aigul Bektanova

Candidate of Political Sciences, associate professor of the Department ofphilosophy and socio-political sciences of B. N. Yeltsin Kyrgyz Russian Slavic university, 720000, Republic of Kyrgyzstan, Bishkek, Kievskaya str., 44

АННОТАЦИЯ

Одним из важнейших социокультурных условий формирования современного гражданского общества является высокий уровень гражданской культуры в обществе. Гражданская культура, в свою очередь, во многом детерминируется степенью развития гражданского образования. Сегодня гражданское образование является предметом изучения многих наук, каждая из которых рассматривает указанный феномен исходя из специфики своего предметного поля. Как отмечают исследователи, гражданское образование -явление многомерное и носит междисциплинарный характер. Поэтому неудивительно, что существует множество определений гражданского образования. В статье проводится социально-философский анализ теоретико-понятийных аспектов гражданского образования и рассматривается его взаимосвязь с такими категориями, как «гражданин», «гражданственность»,

Бектанова А.К. Теоретико-понятийные аспекты гражданского образования // Universum: Общественные науки : электрон. научн. журн. 2016. № 1-4 (22) . URL: http://7universum.com/ru/social/archive/item/3094

«гражданские ценности», «гражданское сознание и самосознание». С этой целью исследуется генезис понятия «гражданин» как системообразующего в указанной системе категорий, делается вывод о том, что его философское содержание тесно связано с понятием «личность», а также рассматриваются подходы различных исследователей к остальным вышеназванным категориям.

В заключение на основе теоретико-понятийного анализа дается дефиниция понятия «гражданское образование» и делается вывод о том, что именно оно играет главную роль в деле формирования гражданина, обладающего гражданским сознанием и самосознанием, приверженного гражданским ценностям.

ABSTRACT

One of the most important sociocultural conditions of the formation of modern civil society is the high level of civic culture in society. The civic culture, in turn, is in many respects determined by an extent of development of civic education. Today civic education is a subject of study of many sciences, each of which considers the specified phenomenon from the point of view of its specific subject field. As researchers note, civic education is a multidimensional phenomenon and has interdisciplinary character. Therefore it is no wonder that there is a multitude of definitions of civic education. The article contains a social and philosophical analysis of the of theoretical and conceptual aspects of civic education, and its [civic education] interrelation with such categories as «citizen», «civic consciousness», «civil values», «civil consciousness and consciousness» are considered. With this goal in mind, genesis of the concept of a «citizen» is investigated as a backbone in the specified system of categories, the conclusion is made that its philosophical contents is closely connected to the concept of an «individual», and also various researchers' approaches to other above-named categories are considered.

Thus, on the basis of the theoretical and conceptual analysis the definition of the concept of «civic education» is given and concludes that it plays a major role in the formation of a citizen with civil consciousness and self-consciousness, and committed to civic values.

Ключевые слова: гражданское образование, гражданин, гражданственность, гражданские ценности, гражданское сознание, гражданское общество.

Keywords: civic education, citizen, civic consciousness, civil values, civil consciousness, civil society.

Модернизационные процессы, возникшие в конце XX века на постсоветском пространстве, актуализировали проблему формирования гражданского общества, важнейшим элементом которого является личность. Правовое государство и гражданское общество априори предполагают в качестве своей основы личность, обладающую высоким уровнем гражданской культуры. Степень развития гражданской культуры во многом детерминируется уровнем гражданского сознания и самосознания личности, формирование которых тесно связано со знаниями о гражданских ценностях и нормах, правах и обязанностях гражданина, получаемых в процессе гражданского образования.

Не случайно поэтому гражданское образование сегодня является одним из актуальных вопросов образования во многих государствах мира и активно поддерживается международными организациями.

Целью данной статьи является анализ теоретико-понятийных аспектов гражданского образования. Гражданское образование - это достаточно сложная многоуровневая система, включающая в себя различные аспекты. Сегодня обществоведы выделяют в гражданском образовании педагогический, гносеологический, онтологический, аксиологический, правовой, психологический, политологический и др. аспекты. Как отмечают исследователи, гражданское образование - явление многомерное и носит междисциплинарный характер. Поэтому неудивительно, что существует множество определений понятия и содержания гражданского образования.

Так, одни исследователи гражданское образование связывают с ценностями, знаниями и навыками, необходимыми гражданину для активного

участия в общественной жизни [7, с. 6]. Другие под гражданским образованием подразумевают процесс гражданской социализации личности [8, с. 59].

По мнению ряда исследователей, междисциплинарный характер гражданского образования обуславливает его рассмотрение в контексте философии образования [5, с. 8]. Как отмечает М.Е. Жихаревич, «в философском смысле гражданское образование есть: а) вхождение человека в мир общественных отношений, политики и права; б) освоение ценностей, смыслов и механизмов функционирования гражданского общества, политической и правовой систем; в) обретение собственного образа гражданина; г) становление духовно-нравственных качеств личности, составляющих содержание гражданственности» [Там же].

Философское видение гражданского образования требует осмысления таких понятий, как «гражданин», «гражданственность», «гражданские ценности», «гражданское сознание и самосознание».

В системе вышеназванных понятий системообразующим является понятие «гражданин». Общеизвестно, что это понятие впервые возникло в античности и означало жителя города, имеющего право голоса. Как видим, здесь подчеркивался территориально-правовой статус человека. Учитывая, что античный город был городом-государством, современное понимание этого слова в своей основе осталось прежним и было немного дополнено. Сегодня указанное понятие используется чаще всего в политико-правовом смысле и означает человека, связанного политико-правовыми отношениями с каким-то конкретным государством, имеющего все права и исполняющего обязанности, оговоренные законами данного государства.

Философское содержание понятия «гражданин» тесно связано с понятием «личность». Гражданин - это личность, обладающая многообразными характеристиками, подчеркивающими наличие определенной связи между государством и человеком, и приобретающая их в процессе политической и правовой социализации.

Одним из первых философский подход к понятию «гражданин» обосновал английский философ Нового времени Т. Гоббс. Гражданин - это член общества, возникшего в результате перехода из природного (естественного) состояния в общественное, гражданское. Гражданин - это свободная, активная личность. Но его свобода ограничивается соблюдением «естественных» законов. Т. Гоббс выделял двадцать «естественных» законов, которые носят в основном этический характер. Суть их сводится к положению: «Не делай другому того, чего не желаешь самому себе (quod tibi fieri non vis, alteri ne feceris)» [3, с. 315]. Как видим, английский философ считал, что сущность гражданина определяется не только политико-юридическими показателями, но и определенными нравственными качествами.

Таким образом, если рассматривать философский контекст понятия «гражданин», то на первый план выходят такие его характеристики, как свобода и ответственность, высокая нравственность и духовность, активная жизненная позиция и патриотизм.

Качественные характеристики личности как активного гражданина выражаются в понятии «гражданственность». Что же понимается под гражданственностью? Имеются различные трактовки этого понятия. С точки зрения некоторых обществоведов, гражданственность представляет собой «комплекс субъективных качеств личности», таких как патриотизм, законопослушание, приверженность общечеловеческим нравственным ценностям и нормам [2, с. 8; 12, с. 20-21]. Часть исследователей под гражданственностью имеют в виду прежде всего ценностно-правовую связь граждан с определенным государством [6; 12]. Для третьих гражданственность - это «позитивная социальная активность личности» [10, с. 117].

Внимания заслуживает понимание гражданственности кыргызстанскими обществоведами: «Гражданственность проявляется в солидарных действиях, ответственности, социальном служении и во многом другом. Данные характеристики не позволяют отождествлять гражданственность только с политическим, только с экономическим или только с этносоциальным

сообществом. Его невозможно отождествить и только (это цитата. Замечание мое) с государством. Гражданственность проявляется во всем многообразии отношений гражданина в обществе (политических, экономических, правовых, культурных и даже экологических)» [4, с. 7]. Авторы учебного пособия «Граждановедение» подчеркивают, что чувство гражданственности вытекает из самосознания человеком себя как личности, как самостоятельного, индивидуального члена общества, обладающего определенными правами и обязанностями, закрепленными в законодательстве, активно участвующего в принятии и осуществлении государственных решений и руководствующегося в повседневной жизни определенными моральными нормами и ценностями [4, с. 8].

Таким образом, важнейшим атрибутом гражданственности личности является ее приверженность гражданским ценностям. Специфика гражданских ценностей заключается в том, что они формируются сквозь призму отношений «гражданин - государство» и представляют социально значимые нормы, обеспечивающие конструктивное взаимодействие всех членов общества, независимо от их этнической, конфессиональной, партийной и другой принадлежности. Главная функция гражданских ценностей - служить своеобразным ориентиром, «компасом» в процессе формирования правового государства и демократического гражданского общества.

Эволюция гражданского общества сопровождается и эволюцией гражданских ценностей. В зависимости от исторической эпохи, типа цивилизации, уровня развития культуры и образования меняется их состав, смысловое содержание, доминирование каких-то конкретных гражданских ценностей. Так, например, для кыргызов досоветского периода главными ценностями были патриархальные - род, племя, обычаи и традиции. В советский период появились новые ценности - интернационализм, подчинение личных интересов общественным, патриотизм, высокая идейность, следование социалистическим моральным принципам и др. Сегодня

на авансцену выходят новые ценности: демократия, плюрализм мнений, права и свободы личности и другие.

Важнейшей задачей гражданского образования является формирование гражданского сознания и самосознания личности. Существуют различные определения гражданского сознания. Анализ литературы по исследуемой проблеме приводит к выводу о том, что большинство обществоведов рассматривают гражданское сознание сквозь призму отношений между личностью, обществом и государством под углом зрения демократических ценностей, прав и свобод, обязанностей и ответственности гражданина и справедливо отмечают, что именно знание обязанностей и наличие чувства ответственности характеризуют индивида, обладающего гражданским сознанием [1, с. 156; 9, с. 145; 11].

Опираясь на указанных авторов, можно определить гражданское сознание как форму общественного и индивидуального сознания, включающую в себя систему знаний и представлений о ценностях, нормах и принципах поведения и деятельности социальных групп и личности и способствующую достижению общегражданских интересов и целей. Однако одних знаний и представлений о гражданских ценностях для формирования гражданского сознания недостаточно. Признаком того, что индивид обладает гражданским сознанием, является наличие у него гражданской воли и гражданских чувств, а также мотивация гражданской деятельности. Думается, что без указанных элементов индивид не может стать активным и деятельным гражданином своей страны. Таким образом, в структуру гражданского сознания входят когнитивные, эмоционально-мотивационные и деятельностно-волевые компоненты.

С гражданским сознанием тесно связано гражданское самосознание личности. В толковом словаре обществоведческих терминов под гражданским самосознанием понимается «осознание человеком себя как гражданина своей страны и как члена гражданского общества, правильно понимающего свои права и обязанности» [10, с. 215]. Философское осмысление гражданского самосознания позволяет определить его как сложный духовный феномен,

включающий в себя три элемента: 1) когнитивный - самопознание своих гражданских качеств и свойств; 2) эмоционально-оценочный - самооценку себя как гражданина; 3) регулятивно-поведенческий - саморегулирование, самосовершенствование и самоорганизацию своих поступков и поведения как активного члена гражданского общества и государства.

Таким образом, отмечая тесную взаимосвязь рассмотренных выше понятий, определим «гражданское образование» как социальный процесс и результат получения знаний, навыков, ценностей и умений, с помощью которых формируется гражданин, то есть свободная, социально активная, обладающая ответственностью и демократической культурой, высоким уровнем гражданского сознания и самосознания личность.

Гражданское образование должно носить непрерывный и системный характер и опираться, прежде всего, на всемерную поддержку и финансирование со стороны государства. Только тогда основу государства будут составлять люди, обладающие гражданской культурой, несущие ответственность за свои поступки и стремящиеся принести пользу своей стране.

Список литературы:

1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм / пер. с фр. Г.И. Семёнова. - М., 1993. -303 с.

2. Асташова Н.А. Гражданско-правовое образование: аксиологический подход // Вестник Брянского государственного университета. - Серия: Общая педагогика. Профессиональная педагогика. Методология и методики исследований. Психология. Частные методики. Информация. -2008. - № 1. - Брянск: РИО БГУ, 2008. - С. 6-16.

3. Гоббс Т. О гражданине // Т. Гоббс. Сочинения: в 2-х т.т. - Т. 1. - М., 1989. -550 с.

4. Граждановедение: Учебное пособие для студентов вузов Кыргызской Республики / под общ. ред. А.Ш. Фаттаховой. - Бишкек: ОсОО «ST.art», 2011. - 204 с.

5. Жихаревич М.Е. Проблемы теории образования // Философия образования. -2003. - № 7. - С. 7-20.

6. Козлов А.А. О патриотизме. Основные понятия и краткий исторический аспект // О патриотизме и гражданственности: Учебное пособие для студентов, работников сферы молодежной политики и педагогов / под ред. д. с. н., проф. А.А. Козлова. - СПб. «Элексис Принт», 2005. -С. 12-26.

7. Краткий словарь гражданского общества / сост. Микко Лагерспетц. -Талинн: Союз некоммерческих объединений и фондов Эстонии, 2007. -25 с.

8. Медведева М.Е. Гражданское образование как фактор социализации личности // Человек и образование. - М., 2009. - № 2 (19). -С. 58-62.

9. Никовская Л.И. Гражданское общество и гражданское сознание (ценностно-мотивационный аспект) // Вестник Института социологии. -2015. - № 12. - С. 140-155.

10. Ореховский А.И. Гражданственность как важнейший показатель развитости духовных потребностей и ценностей личности // Тезисы II международной конференции, посвящённой 60-летию Новосибирской области. - Новосибирск, 1999. - С. 115-117.

11. Соцкая Е.В. Гражданское сознание, гражданственность и гражданская культура как элементы социокультурного процесса / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=3905 (дата обращения: 06.07.2015).

12. Филонов Г.Н. Гражданское воспитание: основные категории и понятия. Основы методики гражданского воспитания. - М.: Прогресс, 2001. - 121 с.

13. Яценко Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. - М.: Лань, 1999. - 528 с.

References:

1. Aron R. Democracy and totalitarianism. Moscow, 1993, 303p. (In Russian).

2. Astashova N.A. Civil education: axiological approach. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta Seriya: Obschaya pedagogika. Professionalnaya pedagogika. Metodologiya i metodiki issledovaniy. Psihologiya. Chastnyie metodiki. Informatsiya. [Messenger of Bryansk state university. Series: General pedagogics. Professional pedagogics. Methodology and techniques of researches. Psychology. Private techniques. Information]. 2008, no. 1, Bryansk, RIO BGU Publ., 2008, pp. 6-16 (In Russian).

3. Hobbes T. About the citizen. Sochineniia [Compositions]. Vol.1, Moscow, 1989, 550 p. (In Russian).

4. Civic Education: The manual for students of higher education institutions of the Kyrgyz Republic. Bishkek, OsOO «ST.art» Publ., 2011, 204 p. (In Russian).

5. Zhikharevich M.E. Problems of the theory of education. Filosofiya obrazovaniya. [Education philosophy]. 2003, no. 7, pp. 7-20 (In Russian).

6. Kozlov A.A. About patriotism. The basic concepts and short historical aspect. About patriotism and civic consciousness: The manual for students, workers of the sphere of youth policy and teachers. St. Petersburg, «Eleksis Print» Publ., 2005, pp. 12-26 (In Russian).

7. Mikko Lagerspetts. Short dictionary civil society. Tallinn, Soiuz nekommercheskikh ob"edinenii i fondov Estonii Publ., 2007, 25 p. (In Russian).

8. Medvedeva M.E.. Civic education as factor of socialization of the personality. Chelovek i obrazovanie. [Person and education]. Moscow, 2009, no. 2 (19), pp. 58-62 (In Russian).

9. Nikovskaya L.I. Civil society and civil consciousness (valuable and motivational aspect). Vestnik Instituta sociologii [Bulletin of Institute of sociology]. 2015, no. 12, pp. 140-155 (In Russian);

10. Orekhovsky A.I. Civic consciousness as the most important indicator of development of spiritual needs and values of the personality. Tezisyi II mezhdunarodnoy konferentsii, posvyaschYonnoy 60-letiyu Novosibirskoy oblasti. [Theses of the II international conference devoted to the 60 anniversary of the Novosibirsk region]. Novosibirsk, 1999, pp. 115-117 (In Russian).

11. Sotskaya E.V. Civil consciousness, civic consciousness and civil culture as elements of sociocultural process. Available at: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=3905 (accessed 06 July 2015).

12. Filonov G.N. Civil education: main categories and concepts. Bases of a technique of civil education. Moscow, Progress Publ., 2001, 121 p. (In Russian).

13. Yatsenko N.E. Explanatory dictionary civic education terms. Moscow, Lan' Publ., 1999, 528 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.