УДК 37.017.4 Гаврилова Наталья Александровна
соискатель кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, старший преподаватель кафедры истории и теории государства и права Бузулукского гуманитарно-технологического института (филиала)
Оренбургского государственного университета
ГЕНЕЗИС ИДЕИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Gavrilova Natalia Aleksandrovna
PhD applicant, General and Vocational Pedagogics Department, Orenburg State University, Senior Lecturer, History and Theory of State and Law Department, Buzuluk Institute of Humanities and Technology, branch of Orenburg State University
GENESIS OF THE IDEA OF CITIZENSHIP IN THE HUMANITIES RESEARCHES
Аннотация:
В статье обоснована актуальность развития гражданственности современной молодежи, рассматривается и анализируется проблема становления и развития феномена гражданственности в гуманитарных исследованиях, показан междисциплинарный характер изучаемого понятия. Затронут историко-философский анализ категорий «гражданин», «гражданское общество».
Ключевые слова:
гражданственность, гражданское общество, гражданин, гражданское воспитание, социальная активность, гражданская позиция, гражданская культура, междисциплинарный подход.
Summary:
The article substantiates the importance of civic consciousness development of modern youth. The author reviews development of the civic consciousness phenomenon in liberal arts studies, shows the interdisciplinary nature of the concept. The historical and philosophical analysis of "citizen" and "civil society" categories is given.
Keywords:
civic consciousness, civil society, citizen, civic education, social activity, citizenship, civic culture, interdisciplinary approach.
Экономические, политические и социальные преобразования, характерные для современной России, обозначили необходимость в воспитании молодого поколения, обладающего высоким уровнем гражданской и социальной активности, разделяющего демократические идеалы, способного к созидательной, плодотворной, творческой деятельности во благо государства и общества, демонстрирующего высокую степень правосознания и уважающего личностные свободы.
В связи с этим в образовательной политике России большое внимание уделяется гражданскому воспитанию молодежи. Об этом свидетельствует содержание документов, регламентирующих функционирование российской системы образования [1; 2; 3]. В частности, одним из требований к подготовке бакалавров является воспитание у студентов способности анализировать закономерности и основные этапы исторического развития как условия формирования гражданской позиции [4], что свидетельствует о государственном заказе вузам и необходимости гражданского воспитания современной молодежи. Следовательно, результатом деятельности образовательных учреждений должна стать личность с высоким уровнем гражданской ответственности, гражданского долга, гражданской идентичности и самосознания, сформированной системой ценностей - личность с развитой гражданской позицией [5]. Формирование перечисленных качеств требует исследования идеи гражданственности.
Изучение гражданственности как феномена современного мира всегда было востребованным, но в последнее время идеи гражданственности стали разрабатываться особенно активно. По мнению Т. Дмитриева, это объясняется рядом обстоятельств: ростом политического безразличия граждан, кризисными явлениями социального государства, новой волной беженцев из стран Азии и Северной Африки и связанным с этим обострением напряжения в странах ЕС, появлением так называемой «новой бедности» и т. д. [6]. Сегодня остро стоит проблема недостаточно активного участия граждан в общественной жизни, вызывает беспокойство наличие большого количества людей, наделенных правами, но не проявляющих интереса к их реализации. Граждане, становясь пассивными субъектами, превращаются в объекты массовых манипуляций, смыслом жизни которых является потребление материальных благ, развлечения и стремление к удовольствиям. Перечисленные обстоятельства находят свое отражение и в новой российской действительности, что делает актуальной разработку проблем гражданственности и гражданской позиции, тем более что в нашу жизнь вошли такие понятия, как многопартийность, альтернативные выборы, плюрализм мнений, свободная конкуренция, предпринимательство. Сегодня активно распространяются
новые идеи, формы социальной жизнедеятельности, меняются ценностные ориентации современных россиян. Это свидетельствует о распространении в России процессов развития демократии, важнейшим проявлением которого является наличие гражданского общества.
Изучение феномена гражданственности требует рассмотрения сущности гражданского общества, исследование которого представляет интерес для современного обществознания.
Как отмечает И.Ф. Габидуллин, в процессе становления взаимоотношений государства, общества и граждан возникла необходимость в механизме, который предохранял бы людей от разочарования, вызванного собственной жизнедеятельностью, недостаточной результативностью усилий общества по урегулированию контактов между различными группами людей и государственной машиной [7].
Понятие гражданского общества берет свое начало со времен античности. Введенное Аристотелем, на протяжении веков оно обновляло и обогащало свое содержание, трансформируясь и изменяясь под влиянием конкретно-исторических условий. В различные исторические эпохи существовали различные трактовки гражданского общества:
- сообщество равноправных и свободных граждан (Аристотель);
- идентичность государства и гражданского общества (Ж.-Ж. Руссо);
- нетождественность государства и гражданского общества (Ф. Гегель).
В.П. Жигадло высказывает мнение, что гражданское общество - это не входящие в государственные структуры социальные взаимосвязи, проявляющиеся через различные организации, объединения, ассоциации граждан, защищенные законом от прямого вмешательства государства; в целом это область разнообразных общественных отношений и социального участия в качестве баланса действиям государства или экономики [8].
Нам близка позиция Е.А. Лукашевой, которая считает, что гражданское общество позволяет человеку участвовать в жизни страны, осуществлять свободный выбор, предоставляет возможность для самоопределения индивида и реализации естественных прав [9, с. 22-23].
Построение гражданского общества в России обусловлено тем, что у жителей страны существует стремление почувствовать себя гражданами цивилизованного, просвещенного государства, способного гарантировать реализацию прав и свобод, хороший уровень жизни, безопасность и престиж на международной арене.
Мы разделяем мнение В.Н. Кручинина, утверждающего, что именно свободная личность является основной ценностью гражданского общества. Свобода личности при этом проявляется в понимании индивидом собственных прав и готовности за них бороться, способности выбирать области и виды деятельности для достижения поставленных целей, реализации интересов и потребностей. Важной чертой свободной личности является признание обязательного участия в формировании и деятельности органов государственной власти, в принятии важных решений государственного масштаба и осуществлении контроля за их исполнением. Необходимым качеством, отличающим члена гражданского общества, следует считать способность человека сознательно, самостоятельно объединяться с другими людьми, оставаясь при этом ответственным и законопослушным гражданином [10].
Для определения феномена гражданственности представляется целесообразным рассмотреть понятие «гражданин». Теоретическое осмысление данной категории позволяет раскрыть ее содержание через следующие признаки:
- свобода и равноправие в обществе;
- активность и добровольность участия в общественной жизни страны;
- обладание комплексом прав и наличие обязанностей;
- защита закона.
Человека, претендующего на звание гражданина, отличает чувство патриотизма, стремление демонстрировать гражданское мужество и достоинство, способность и готовность защищать свою страну. В современной России в характеристику гражданина включается умение жить в условиях рыночной экономики, обеспечивая себе экономическую стабильность и самостоятельность. Гражданин чувствует крепкую связь со своим Отечеством, его историей, настоящей действительностью и будущим. Гражданин, являясь носителем гражданственности, проявляет такую моральную позицию, которая отличается ответственным отношением к народу, культуре, национальным ценностям своего Отечества.
Встречающиеся в научной литературе авторские определения гражданственности неоднозначно трактуют это понятие, что создает трудности в его теоретическом осмыслении.
Гражданственность - категория, характеризующая позицию человека к своим правам и обязанностям, к обществу, в котором он живет, к собственной личности (А.А. Бодалев, И.А. Зим-
няя, В.Н. Маркин, В.А. Сухомлинский, В.А. Сластенин). Выступая объектом исследования различных наук (педагогики, психологии, социологии, правоведения, культурологии, политологии), гражданственность является ярко выраженным междисциплинарным понятием.
Философия объясняет гражданственность как отличительную характеристику личности человека, его сложное личностное качество (С.С. Алексеев, Р.Г. Апресян, Ю.К. Богомолов, А.М. Воробьев, М.В. Ильин, С.Г. Кара-Мурза, А.В. Лукашев, И.Н. Панарин и др.). В центре изучения гражданственности философами рассматриваются вопросы взаимодействия человека, общества и государства. Рассуждения ученых затрагивают предписания человеку, стремящемуся быть достойным гражданином, о его деятельности, чувствах, устремлениях (Г.А. Алмонд, С. Верба, Б. Бэрри, А. Лийпхарт, К. Пэйтмен). В.Н. Амелин, А.П. Кочетков, П.А. Сергиенко,
A.И. Соловьев представляют феномен гражданской культуры как составной тип культуры, который рационально объединяет в себе различные потребности и стремления членов общества, что обеспечивает базу для его успешного функционирования. В работах В.С. Библера, Л.П. Буевой, Г.Я. Буша, О.И. Даниленко, М.С. Кагана, А.С. Капто и др. затрагиваются проблемы гражданского диалога как наиболее эффективного способа отношений, способствующего общему согласию участников общественной жизни по основным вопросам сосуществования в социуме.
Не менее значителен вклад социологии в изучение гражданственности. В работах С.И. Григорьева, Т.И. Заславской, В.С. Нерсесянца, В.А. Туманова, Г.И. Осадчей гражданственность представляется как характеристика социально активной, самостоятельной, самодостаточной личности. Особенной и важной чертой гражданственности социологи называют солидарность. И.С. Кон,
B.Т. Лисовский, А.С. Капто и др. предлагают трактовать гражданственность через понятие социальной зрелости как наивысшее выражение. Интересно мнение Ю.В. Вишневского, С.Ю. Вишневского, В.Т. Шапко, объясняющих гражданственность как качественную характеристику различных видов деятельности социальных общностей, уровень самореализации человека как гражданина. В.П. Киселев считает, что гражданственность характеризует исключительно прогрессивную личность [11]. Содержание гражданских отношений, уровень гражданской самореализации, стиль поведения граждан определяет демократизм, который, по мнению А.М. Князева, может считаться важнейшей сущностной характеристикой гражданственности в социологии [12].
Группа ученых (Н.И. Васильев, Н.А. Вахрушева, Г.Я. Гревцева, З.Н. Каландаршвили) считают, что гражданственность интегрирует правовой и моральный аспекты. Правоведы обращают внимание на личную заинтересованность граждан в вопросах осуществления гражданских норм. В Гражданском кодексе реализация гражданами своих прав и обязанностей происходит в соответствии с их заинтересованностью и сознательным управлением собственным поведением (волевой регуляцией), которые выделены как элементы гражданственности (А.С. Макаренко,
B.А. Сухомлинский, А.В. Беляев). А.С. Гаязов отмечает, что на базе устойчивого уважения к правовым нормам человек способен выстраивать сознательные самоограничения в вопросах своего существования в социуме и государстве [13].
Характер взаимоотношений человека и государства во многом определяет особенности и меру проявления гражданственности. Поэтому нельзя не рассмотреть изучение этого качества в политической науке. В политологии активно разрабатываются категории «гражданственность» и «гражданская культура» (В.Н. Амелин, В.В. Журавлев, Д.В. Пешков, А.М. Ушаков и др.). В научном исследовании А.А. Айвазяна уточнены и приведены отличительные черты каждого из этих понятий. Гражданская культура, по мнению автора, характеризуется уровнем гражданского самосознания общества, а гражданственность определяется как осознанная идея, отражающая смысловую среду политического становления личности [14].
Говоря о междисциплинарном характере категории «гражданственность», следует рассмотреть трактовку этого понятия с позиции культурологии. Правовед и философ С.И. Гессен определял гражданственность как проявление культуры [15]. Идеи гражданственности обсуждались в работах классиков и современников культурологии: А.И. Арнольдова, А.С. Запесоцкого,
C.И. Иконниковой, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, В.А. Ремизова и др. Явление гражданственности обусловливается признанием ценности и важности понятий «культура», «личность», «человек», «разум», «сознание», «добродетель», «нравственность», «благо».
В психологии (Л.И. Божович, Я.Л. Коломинский, Т.Е. Конникова, А.В. Петровский, А.А. Реан и др.) гражданственность определяется как комплексное качество в составе направленности личности, охватывающее ее характеристики. Гражданственность включает в себя систему установок и поступков субъекта, совокупность знаний о социуме, государстве, человеке, собственной личности, которая реализуется только в ситуациях принципиального выбора.
Особый интерес для нас представляют педагогические исследования гражданственности, в которых она определяется как комплекс личностных качеств. Проявлением гражданственности традиционно считают социальную природу личности, ее способность и готовность к достижению
общественных целей и потребностей человека. Обладающая гражданственностью личность осуществляет деятельность в соответствии с наличествующими в обществе требованиями и нормами, а также личными интересами и возможностями граждан (Т.К. Ахаян, Л.П. Буева, Р.Г. Гурова, Г.Н. Филонов, В.Д. Семенов, Н.А. Томин, А.С. Саломаткин и др.). В структуре гражданственности исследователи выделяют патриотизм, гуманизм, нравственность, правовую грамотность и политическую культуру, ответственность и справедливость, достоинство, трудолюбие, толерантность, способность к осознанному профессиональному выбору.
Анализ приведенных значений понятия «гражданственность» показывает, что они дополняют и уточняют друг друга. Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что гражданственность - это сложное многогранное интегративное единство. История развития феномена гражданственности показывает, что его трансформация определяется единством отношений «личность - общество - государство». В гражданственности целостно объединяются интеллектуальные, эмоционально-волевые и практические аспекты жизнедеятельности гражданина. Наличие гражданственности характеризует человека как представителя просвещенного цивилизованного общества, патриота, не разделяющего личное и общественное, способного беречь свое Отечество и приумножать его богатства. Гражданин как носитель гражданственности обладает интеллектуальным и духовным богатством, достоинством, чувством долга и чести, осознанно и глубоко переживаемой гражданской позицией.
Ссылки:
1. Шапирова Р.Р. Формирование гражданственности студентов в образовательном процессе педагогического вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Уфа, 2011. 24 с.
2. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.lexed.ru/obra-zovatelnoe-pravo/knigi/yagofarov2005/413.php (дата обращения: 10.08.2015).
4. Об утверждении федерального государственного стандарта высшего образования по направлению подготовки 01.03.01 Математика (уровень бакалавриата) : приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 943 [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_14/m943.pdf (дата обращения: 22.10.2014).
5. Кирьякова А.В., Ольховая Т.А. Аксиология и инноватика университетского образования. М., 2010. 203 с.
6. Дмитриев Т.А. Институт гражданства и современное общество: исторический опыт Запада [Электронный ресурс]. URL: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=296288 (дата обращения: 05.07.2015).
7. Габидуллин И.Ф. Концепция и модель гражданско-правового сознания студентов вуза : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Оренбург, 2015.
8. Жигадло В.П. Управление воспитательной системой гражданственности студентов технического вуза : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009.
9. Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973. 344 с.
10. Кручинин В.Н. Гражданское общество в современной России, проблемы формирования и функционирования // Вопросы управления. 2013. № 4. URL: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2013/04/01/ (дата обращения: 12.07.2015).
11. Киселев В.П. Гражданственность как качество личности в социалистическом обществе // Ученые записки. Серия общественных наук. Горький, 1971. Вып. 109. С. 3-12.
12. Князев А.М., Сорокин В.С. Гражданственность. М., 2013.
13. Гаязов А.С. Гражданское воспитание в новых условиях развития российской государственности // Понятийный аппарат педагогики в образовании : сб. науч. тр. Екатеринбург, 2001. Вып. 4. С. 359-371.
14. Айвазян А.А., Ольховиков К.М. Современная Россия в зеркале западных представлений о гражданственности и экстремизме // Вопросы управления. 2009. № 7. URL: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2009/02/2/ (дата обращения: 12.06.2015).
15. Гессен С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию : учеб. пособие для вузов. М., 1995. 447 с.