УДК 796.011.3
Н.А. ШАРИКАЛО
аспирант кафедры физической культуры и спорта Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь
Статья поступила 5 октября 2017г.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Аннотация. Статья посвящена теоретико-методологическому обоснованию дифференцированного подхода к развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста. В данной статье раскрывается содержание понятий «дифференцированный подход» и «физические качества». Автор на основании анализа литературы позволяет высказать мнение о том, что реализация дифференцированного подхода позволяет руководителю по физическому воспитанию формировать у каждого ребенка, согласно уровню его развития, умение понимать и ставить задачи по планированию своей работы, выбирать необходимые пути и средства решения задачи, контролировать ход деятельности и правильно оценивать ее результаты. Работа в условиях разноуровневой дифференциации предоставляет каждому руководителю по физическому воспитанию применения нестандартных подходов в развитии физических качеств, а также позволяет значительно улучшить результаты физической подготовленности дошкольников.
Делается вывод, что дифференцированный подход к развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста является одним из важнейших способов развития физических качеств на всех этапах обучения.
Ключевые слова: физическая подготовленность, физические качества, дифференцированный подход, дети старшего дошкольного возраста.
В учреждениях дошкольного образования одним из направлений для совершенствования организации образовательного процесса является - физическое воспитание ребенка, в котором особое место отводится развитию физических качеств: быстроте, силе, ловкости, гибкости, выносливости и координационным способностям. А также включение в организованный педагогический процесс инновационных подходов, методик и технологий для развития физических качеств. Особая роль в развитии физических качеств принадлежит целенаправленным педагогическим воздействиям, где важнейшим требованием является комплексное изучение возрастных и индивидуальных особенностей, сочетание всесторонности и дифференцированности воздействия на морфофункциональ-ную сферу детского организма, а также адекватность нагрузки индивидуальным особенностям и возрастно-половым возможностям занимающихся.
Под физическими качествами Б. А. Ашмарин [2] понимает определенные социально обусловленные совокупности биологических и психологических свойств человека, выражающих его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность. Он также указывает, что к числу основных физических качеств, обеспечивающих все многообразие решения двигательных задач, относят физическую силу, физическую выносливость, физическую быстроту и физическую ловкость.
В. С. Кузнецов, Ж. К. Холодов считают, что физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной активности [8].
По определению В. П. Дудьева в словаре-справочнике, «физические качества - это качества, характеризующие физическое развитие человека и его способности к двигательной деятельности, среди которых значатся четыре основные: сила, быстрота, выносливость, ловкость; дополнительно
различают гибкость и так называемые комплексные качества, представляющие собой сочетание основных физических качеств» [5].
Отечественные ученые Н. А. Бернштейн, М. Ю. Кистяковская, Э. С. Вильчковский, В. А. За-циорский, Н. А. Ноткина, Е. Н., Вавилова, Л. В. Волков, Ж. К. Холодова, В. К. Бальсевича, В. И. Ляха, Л. П. Матвеева, В. П. Зинченко и другие в своих работах предавали большое значение развитию физических качеств у человека. Например, Л.Д. Глазырина в своих работах рассматривает в физическом воспитании детей «физические качества» и «двигательные качества» как равнозначные. К двигательным качествам автор относит силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость, что полностью согласуется с работами ряда других авторов (В.П. Ашмарина, Е.Н. Вавиловой, Е.С. Вильчковского, М.Ю. Кистяковской) [3].
В развитии физических качеств особая роль принадлежит целенаправленному педагогическому воздействию, где важнейшим требованием является комплексное изучение возрастных и индивидуальных особенностей, сочетание всесторонности и дифференцированности воздействия на мор-фофункциональную сферу детского организма, а также адекватность нагрузки индивидуальным особенностям и возрастно-половым возможностям занимающихся.
Дифференцированный подход (от латинского <^е£Гегепйа» - разность, различие). Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно состоит из сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Данный подход необходим на всех этапах обучения, это является существенным положением методики обучения [1].
Дифференцированное обучение - это форма организации учебного процесса, при которой руководитель по физическому воспитанию работает с группой детей, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа). Сущность дифференцированного подхода заключается в организации учебного процесса с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности детей [7].
В современной научной литературе дифференциации обучения придаются разнообразные значения: от структурирования педагогического процесса до отождествления с индивидуальным подходом. Следовательно, в различных исследованиях дифференциация рассматривается как: дидактический принцип; комплекс методических и организационных мероприятий; форма организации деятельности детей разного возраста; учет индивидуальных особенностей детей для отдельного обучения; разделение учебных планов и программ. Несмотря на существующие разночтения, все авторы выделяют один существенный признак дифференциации: организацию педагогического процесса на основе учета особенностей, характерных для определенной группы детей [6]. Дифференциация является формой осуществления дифференцированного подхода.
К. Д. Ушинский утверждал, что «деление класса на группы, из которых одна сильней другой, не только не вредно, но даже и полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой, сам давать двум другим полезные самостоятельные упражнения».
На необходимость в использовании дифференцированного подхода указывали выдающиеся ученые и педагоги, такие как Ж.-Ж. Руссо, Б. А. Ананьев, Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский [8]. Эта необходимость определяется в настоящее время снижением результативности физической подготовленности, которая ведет в конечном итоге к ухудшению физического состояния детей.
Известно, что фундамент физической подготовленности закладывается в дошкольном возрасте, являющимся одним из наиболее ответственных периодов в жизни человека. В этот период происходит формирования основ здоровья, правильного физического развития, становления двигательных способностей, проявление интереса к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Основополагающее значение для понимания сущности развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации дифференцированного подхода имеют результаты исследований В.И. Бондина, Л.Д. Глазыриной, В.В. Колбанова, В.А. Овсянкина, Н.К. Смирнова, Э.Я. Степаненковой, А.Г. Сухарева, Л.Ф. Трохимчук, В.Н. Шебеко и др. В педагогических исследованиях в решении проблемы развития физических качеств дошкольного возраста особое внимание уделяется здоровьеберегающей среде, что представлено в исследованиях И.А. Аршавского, Э.Н. Антонелене, В.А. Петровского, В.Д. Семенова и др. [4, 8].
Цель использования дифференцированного подхода к развитию физических качеств в учебном процессе по физическому воспитанию дошкольников - это повышение уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста.
Содержание дифференцированного подхода к развитию физических качеств детей старшего дошкольного возраста определяется необходимостью ликвидировать слабые стороны физической подготовленности дошкольников.
Это содержание, определяется следующими критериями:
- возрастом детей;
- выбором простых средств в двигательном отношении, дающим возможность каждому дошкольнику на каждом занятии по физическому воспитанию испытывать учебный успех;
- тренирующей направленностью занятий;
- определением уровней физической подготовленности, способных реально обеспечить детям старшего дошкольного возраста пребывание в соответствующей группе, где учитывается индивидуальный, максимально посильный уровень трудности.
Структурными компонентами дифференцированного подхода к развитию физических качеств детей старшего дошкольного возраста является цель, задачи, средства и методы развития физических качеств.
Дифференцированный подход к развитию физических качеств предполагает распределение учебного материала для групп различного уровня физической подготовленности, согласно данных возрастных оценочных таблиц. Суть дифференцированного подхода к развитию физических качеств заключается в том, что для двух групп детей с различным уровнем физической подготовленности могут использоваться как одинаковые, так и разные средства и методы, при этом устанавливается разная величина физической нагрузки, которая дифференцируется в зависимости от результатов предварительных контрольных испытаний.
Таким образом, дифференцированный подход к развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста является одним из важнейших способов обучения. Реализация данного подхода позволяет руководителю формировать у каждого ребенка, согласно уровню его развития, умение понимать и ставить задачи, планировать свою работу, выбирать необходимые пути и средства решения задачи, контролировать ход деятельности и правильно оценивать ее результаты. Необходимо дифференцировать нагрузку при подборе физических упражнений, так как дети, имеющие более высокие показатели физической подготовленности, могут выполнять и должны выполнять упражнения интенсивнее, с большим числом повторений, дети, отстающие по показателям физической подготовленности от сверстников, - с меньшей нагрузкой, но она должна соответствовать целенаправленному развитию отстающих физических качеств и поддержанию на должном уровне достигнутых.
Работа в условиях разноуровневой дифференциации предоставляет каждому руководителю по физическому воспитанию применение нестандартных подходов в развитии физических качеств, а также позволяет значительно улучшить результаты их физической подготовленности.
Список литературы
1. Алексеев, А.Н. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: монография / А.Н. Алексеев. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 1996. - 216 с.
2. Теория и методики физического воспитания: учебное пособие / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вяткина [и др.]; под ред. Б. А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
3. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость / Е.Н. Вавилова. -М.: Просвещение, 1981. - 96 с.
4. Глазырина, Л.Д. На пути к физическому совершенствую / Л.Д. Глазырина. - Мн.: Полымя, 1987. - 147 с.
5. Дудьев, В.П. Психомоторика: словарь-справочник / В.П. Дудьев - М.: Владос, 2008. - 368 с.
6. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М.: Народное, 1998. - 256 с.
7. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация образования / И.Э. Унт. - М.: Просвещение, 1990. - 200 с.
8. Шебеко, В. Н. Физическое воспитание дошкольников: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / В.Н. Шебеко. - 3-е изд., стерсотип. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 192 с.
SHARIKALO N.A.
THEORETICAL-METHODOLOGICAL SUBSTANTIATION OF THE DIFFERENTIATED APPROACH TO DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES AT CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE: THE ANALYTICAL REVIEW
The article is devoted to the theoretical and methodological substantiation of the differentiated approach to the development of physical qualities in preschool children. In this article, the content of the concepts of "differentiated approach " and "physical qualities " is disclosed. The author, based on the analysis of the literature, makes it possible to express an opinion that the implementation of a differentiated approach allows the head of physical education to form in each child, according to his level of development, the ability to understand and set tasks, plan his work, choose the necessary ways and means of solving the problem, control the course of activity and correctly evaluate its results. Work in conditions of differentiation differentiation gives each head of physical education the use of nonstandard approaches in the development of physical qualities, and also significantly improves the results of their physical fitness.
It is concluded that a differentiated approach to the development of physical qualities in preschool children is one of the most important ways at all stages of education.
Keywords: development, physical qualities, preschool children, heterosexual children, levels of physical fitness.
References
1. Alekseev A.N. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie: voprosy teorii i praktiki: monografiya [Student-based education: theory and practice: monograph]. Tyumen', University of Tyumen Pabl., 1996. p. 216 (In Russian)
2. Ashmarin B.A., Vinogradov Yu.A., Vyatkina 3.N. et al. Teoriya i metodiki fizicheskogo vospitani-ya: uchebnoeposobie [Theory and methods of physical education]. Moscow, Prosveshchenie Pabl., 1990. p. 287 (In Russian)
3. Vavilova E.N. Razvivayte u doshkol'nikov lovkost', silu, vynoslivost' [Develop dexterity, strength, endurance in preschool children]. Moscow, Prosveshchenie Pabl., 1981. p.96 (In Russian)
4. Glazyrina L.D. Naputi kfizicheskomu sovershenstvuyu [On the way to physical perfection]. Minsk, Polymya Pabl., 1987. p. 147 (In Russian)
5. Dud'ev V.P. Psikhomotorika: slovar'-spravochnik [Psychomotor: a dictionary-reference]. Moscow, Vlados Pabl., 2008. p.368 (In Russian)
6. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii [Modern educational technology]. Moscow, Narodnoe Pabl., 1998. p. 256 (In Russian)
7. Unt I.E. Individualizatsiya i differentsiatsiya obrazovaniya [Individualization and differentiation of education]. Moscow, Prosveshchenie Pabl, 1990. p.200 (In Russian)
8. Shebeko V. N. Fizicheskoe vospitanie doshkol'nikov: uchebnoe posobie dlya studentov srednikh pedagogicheskikh uchebnykh zavedeniy [Physical education of preschool children]. Moscow, Akademiya Pabl., 1998. p. 192 (In Russian)
Received 5 October 2017