Chesnokov Nikolai Nikolaevich, doctor of pedagogical sciences, professor, deputy general director, nnch01@,mail. ru, Russia, Moscow, Physical Culture and Sports Society "Youth of Moscow"Moscomsport,
Morozov Anton Pavlovich, candidate of pedagogical sciences, head of Scientific and methodical Department, nnch01@,mail. ru, Russia, Moscow, Physical Culture and Sports Society "Youth of Moscow"Moscomsport,
Talancev Pavel Andreevich, сhief specialist, nnch()1amaiL ru, Russia, Moscow, Head of the Federal Training Center for Sports Reserve
УДК 796.011.3
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА
Н.А. Шарикало
Определены и описаны концептуальные основы развития физических качеств старших дошкольников в условиях дифференцированного подхода, являющимся одним из важнейших способов обучения и способствующим повышению уровня физической подготовленности у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: физическое воспитание, дети старшего дошкольного возраста, физические качества, физическая подготовленность, концепция, дифференцированный подход.
В учреждениях дошкольного образования одним из направлений для совершенствования организации образовательного процесса является -физическое воспитание дошкольника, в котором особое место отводится развитию физических качеств: быстроте, силе, ловкости, гибкости, выносливости и координационным способностям, а также включение в данный процесс инновационных подходов, методик и технологий для развития физических качеств. Одним из таких подходов является -дифференцированный подход как конкретная форма организации обучения при развитии физических качеств.
Рассматривая дифференцированный подход, прежде всего, обратимся к понятию «дифференциация» (от лат. differentia - различие) означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени [5]. «Дифференциация» - это целенаправленное педагогическое воздействие на группы учащихся, которые существуют в сообществах детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам учащихся [3].
По определению С.И. Ожегова «дифференцировать» - это расчленить, различить отдельное, частное при рассмотрении, изучении чего-нибудь [4]. В психолого-педагогической области под «дифференциацией» понимают содействие в создании оптимальных условий для выявления задатков, интересов и способностей детей старшего дошкольного возраста.
Дифференциация, по мнению Б.А Ашмариной, требует учета уровня развития современного ребенка. Поэтому неправомерно оценивать, например, степень его физической подготовленности по стандартам, разработанным для сверстников, обучавшихся десятилетия назад. Однако, как утверждает Л.В. Орлова [6], современные дети неодинаково проявляют себя в той или иной деятельности. В связи с этим принцип индиви-дуализации требует учета характера индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста, которые проявляются:
- в неодинаковом уровне физического развития и здоровья;
- в разном уровне физической подготовленности;
- в различной физической работоспособности дошкольников;
- в неодинаковом возрасте детей в одной группы;
- в наличии дошкольников обоего пола в одной и той же группе;
- в различном объеме знаний и двигательных умений детей;
- в неодинаковом характере протекания мыслительных процессов;
- в неодинаковом уровне стремления к самостоятельному овладению специальными знаниями и т. д.
Несмотря на существующие разночтения в современной научной литературе, все авторы выделяют один существенный признак дифференциации - это организация педагогического процесса на основе учета особенностей, характерных для определенной группы детей [2]. По мнению И.Э. Унт понятие «дифференциация» - это учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения. Следовательно, по ее мнению, дифференциация - частный случай индивидуализации, а индивидуализация в ее понимании - это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитывается [7].
С учетом развития индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста педагогический процесс основывается на принципе природосообразности, согласно которому руководитель по физическому воспитанию руководствуется факторами естественного природного развития ребенка. Первые упоминания этой идеи встречаются в произведениях философов и педагогов эпохи Возрождения, таких как Аристотель, Демокрит, Платон, Сократ. Дальнейшее обоснование данного принципа получило в классических педагогических трудах -
А.В. Дистервега, Я.А. Каменского, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Н.И. Пирогова, а также отечественных психологов и педагогов В.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Е.С. Рабунского и других ученых.
Дифференциация является формой осуществления дифференцированного подхода, которое заключается в изучении возрастных и индивидуальных особенностей, сочетание всесторонности и дифференцирован -ности воздействия на морфофункциональную сферу детского организма, а также адекватности нагрузки индивидуальным особенностям и возрастно -половым возможностям детей данного возраста.
В начале XX века понятие «дифференцированный подход» впервые появилось в обучении за рубежом, основатели его - это представители направления гуманистической психологии К. Роджерса, А. Маслоу, Р. Мей, В. Фракля. Основы дифференцированного подхода были заложены в научно-исследовательских работах П.П. Блонского, И.И. Резвицкого, Б.М. Теплова, И.С. Якиманской и т. д. С 80-х годов ХХ века в России началась наиболее интенсивная разработка дифференцированного подхода. В настоящее время изучается, и разрабатывается концепции, модели, технологии дифференцированного подхода многими выдающимися учеными и педагогами, необходимость в изучении обусловливается в настоящее время снижением результативности физической подготовленности, которая ведет в конечном итоге к ухудшению физического состояния дошкольника. Мы знаем, что фундамент физической подготовленности закладывается в дошкольном возрасте и считается одним из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. В данный период происходит формирования основ здоровья, правильного физического развития, становления двигательных способностей, проявление интереса к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
По определению С.И. Ожегова, концепция - это система взглядов на что-нибудь; основная мысль [4]. Под сущностью концепции развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста в условиях дифференцированного подхода мы понимаем, организацию учебного процесса для двух групп детей с различным уровнем физической подготовленности и с учетом возрастных особенностей с использованием структурных компонентов данного подхода (цели, задач, средств и методов развития физических качеств) определяя разную величину физической нагрузки, которая дифференцируется в зависимости от результатов предварительных контрольных испытаний. К.Д. Ушинский утверждал, что «деление класса на группы, из которых одна сильней другой, не только не вредно, но даже и полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой, сам давать двум другим полезные самостоятельные упражнения».
Основные значения для осмысления сущности имеют результаты исследований В.И. Бондина, Л.Д. Глазыриной, В.В. Колбанова, В.А. Овсянкина, Н.К. Смирнова, Э.Я. Степаненковой, А.Г. Сухарева, Л.Ф. Трохимчук, В.Н. Шебеко и др. В педагогических исследованиях в решении проблемы развития физических качеств дошкольного возраста особое внимание уделяется здоровьеберегающей среде, что представлено в исследованиях И.А. Аршавского, Э.Н. Антонелене, В.А. Петровского, В.Д. Семенова и др. [1, 8].
Концептуальные основы развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста в условиях дифференцированного подхода:
1. Положения о взаимосвязи обучения и развития, согласно которым обучение идет впереди развития, ориентировано на развитие дошкольника, определяет его обучение, в свою очередь, строится на осно -ве уровня развития (Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.).
2. В развитии любых психических функций и свойств личности необходимо опираться на актуальный уровень развития детей старшего дошкольного возраста и ориентироваться на ближайший.
3. Результативность достигается в развитии физических качеств у детей старшего дошкольного возраста в том случаи, если педагогический процесс организуется на основе уровневой дифференциации. Переход дошкольника из одной группы в другую осуществляется с учетом индивидуальных особенностей развития физических качеств.
С учетом концептуальных основ, развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста в условиях дифференцированного подхода возможно применение одного из принципа организации педагогического процесса по физической культуре в дошкольном учреждении - это принцип субъектности, включающий гуманистический тип взаимоотношений участников образовательного процесса, где ребенок выступает как субъект собственной деятельности. Данный принцип означает направленность педагогической деятельности на раскрытие, сохранение и развитие индивидуальности, самобытности дошкольника, учет этих качеств и индивидуального опыта дошкольников в процессе физического воспитания предполагающий организацию педагогического взаимодействия, в котором дошкольник проявляет максимум активности, инициативности и самостоятельности.
Из основных индивидуальных особенностей является обучаемость - эта способность к усвоению нового материала, характеризуемая быстротой и качеством формирования новых знаний, умений, навыков. Моторная обучаемость - способность к усвоению двигательных действий, которая зависит от особенностей телосложения, физической подготов -ленности, от состояния его функциональных систем и психики
дошкольника. В теории и практике физического воспитания моторная обучаемость рассматривалась в связи с особенностями психических качеств детей, предлагая деление обучаемых на сильную, среднюю и слабую группы. Для сильной группы характерно - активность, смелость, быстрота и стремление к превышению задания; для средней -недостаточная решительность, но при этом трудолюбие, последовательность и стремление выполнить задание; для слабой - робость, пассивность.
При анализе научной литературы выяснили, что пути реализации дифференцированного подхода изучаются учеными в основном в обучении школьников и крайне редко - дошкольников. Для реализации дифференцированного подхода в развитии физических качеств требуются разработки нового содержания и пересмотра методических приемов работы с дошкольниками. Суть заключается в том, что задачи развития дошкольников, как и школьников, решаются посредством педагогического воздействия на подгруппы детей, объединенных сходными индивиду -альными особенностями физической подготовленности. Осуществление дифференцированного подхода также требует от руководителя физического воспитания умения правильно диагностировать дошкольников, отбирать содержание и приемы организации разных видов деятельности и материальной среды, готовить дифференцированный дидактический материал, создавать условия для активной самостоятельной деятельности ребенка.
Содержание дифференцированного подхода к развитию физических качеств детей старшего дошкольного возраста определяется необходимостью ликвидировать слабые стороны физической подготовленности дошкольников.
В содержание дифференцированного подхода входят: во-первых, возраст детей; во-вторых, выбор средств простых в двигательном отношении, дающими возможность каждому дошкольнику на каждом занятии по физическому воспитанию испытывать учебный успех; в-третьих, тренирующей направленностью занятий по физическому воспитанию; в-четвертых, определением уровней физической подготовленности, способных реально обеспечить детям старшего дошкольного возраста пребывание в соответствующей группе, где учитывается индивидуальный, максимально посильный уровень трудности.
Руководитель по физическому воспитанию должен обеспечить каждому дошкольнику благоприятные условия для развития физических качеств. Объяснения и показ должны преподноситься на доступном уровне и в оптимальном темпе. Но в рамках целой группы дошкольников невозможно организовать индивидуальное обучение. Руководитель по физическому воспитанию не имеет для этого ни времени, ни ресурсов, поэтому для осуществления развития физических качеств у детей старшего
дошкольного возраста - необходимо осуществлять развитие физических качеств в условиях дифференцируемого подхода.
Таким образом, развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста в условиях дифференцированного подхода является одним из важнейших способов обучения. Дифференцированный подход к детям старшего дошкольного возраста в процессе развития физических качеств способствуют повышению уровня физической подготовленности. Помогает каждому старшему дошкольнику к восприятию нового материала, а также сознательно дает возможность управлять своими движениями, самостоятельно наблюдать и анализировать различные ситуации, выбирая наиболее эффективный способ реализации двигательного поведения применительно к конкретным условиям взаимодействия с окружающей средой.
Реализация данного подхода позволяет руководителю физического воспитания развивать физические качества у каждого ребенка, с учетом уровня его физической подготовленности, а также умение понимать и ставить задачи, планировать свою работу, выбирать необходимые пути и средства решения задачи, контролировать ход деятельности и правильно оценивать ее результаты.
Список литературы
1. Глазырина Л.Д. На пути к физическому совершенствую. Мн.: Полымя, 1987. 147 с.
2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. М., 2011.
3. Новоторцева Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь: учеб. пособие. СПб.: КАРО, 2006. 144 с.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1970. 900 с.
Орлова Л.В. Образовательный проект в учебно-педагогическом процессе школы: учеб.-метод. пособие. Мн.: Технопринт, 2002. 120 с.
5. Рунова М.А. Педагогические условия оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на прогулке: дис. ...канд. пед. наук. М., 1988. 199 с.
6. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. 192 с.
7. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников: учеб. пособие для студ.в сред. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 1998. 192 с.
Шарикало Наталья Александровна, аспирантка, veg. тап2009атаИ. ги, Республика Беларусь, Пинск, Полесский государственный университет
CONCEPTUAL BASES OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITY OF CHILDREN OF PRE-SCHOOLAGE IN CONDITIONS OF DIFFERENTIA TED APPROACH
N.A. Sharikilo
The conceptual bases of development of physical qualities of the senior preschool children in the conditions of the differentiated approach are determined and described, being one of the most important ways of training and contributing to the increase of the level of physical preparedness in children of the senior preschool age.
Key words: physical education, children of senior preschool age, physical qualities, physical readiness, concept, differentiated approach.
Sharikalo Natalia Alexandrovna, post-graduate student, [email protected], Republic of Belarus, Pinsk, Polessky State University
УДК 796.011.3
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ МИОФАСЦИАЛЬНОГО РЕЛИЗА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Е.А. Широкова
Разработан комплекс упражнений на основе средств миофасциального релиза в процессе проведения занятий по предмету «Физическая культура» со студентами высших учебных заведений и проверена его эффективность. Выявлена степень влияния миофасциального релиза при применении в процессе учебных занятий физической культурой в вузе для снятия излишнего мышечного напряжения.
Ключевые слова: релаксация, триггерная точка, миофасциальный релиз, физическая культура.
В процессе трудовой, а также учебной деятельности возрастают нагрузки на интеллектуальную и эмоциональную сферы личности. В таких условиях умение снимать физическое и психоэмоциональное напряжение становится важным и необходимым для каждого человека (Г.С. Петрова, 2012; Т.О. Славнова, 2003; Д.В. Федин, 2011; Е.О. Черкевич, 2007 и др.).Именно поэтому актуальной областью научных исследований становятся методы физической и умственной релаксации.
В переводе с латинского релаксация (relaxatio)означает «ослабление, расслабление», снижение тонуса скелетной мускулатуры. По данным теоретических источников, под релаксацией понимают состояние человека, которое сопровождается полным расслаблением, как сознания, так и физического тела [1, 4]. Релаксация помогает избавиться от излишнего напряжения и стресса, что в повседневной жизни оказывается