Научная статья на тему 'Теоретико-методологический подход к построению модели механизма информационно-сервисной инфраструктурной поддержки малого предпринимательства в регионе'

Теоретико-методологический подход к построению модели механизма информационно-сервисной инфраструктурной поддержки малого предпринимательства в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малый бизнес / малое предпринимательство / инфраструктура поддержки / механизм информационно-сервисной инфраструктурной поддержки / модель механизма / регион / критерии оценки результативности / small business / small business / support infrastructure / information and service infrastructure support mechanism / mechanism model / region / performance evaluation criteria

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Людмила Геннадьевна Руденко

В статье исследуются вопросы информационной поддержки малого бизнеса, дается авторская трактовка «механизма информационно-сервисной инфраструктурной поддержки малого предпринимательства», представлена модель механизма информационно-сервисной инфраструктурной поддержки малого бизнеса в регионе на основе теоретико-методологического подхода. Автором предлагается четыре группы инструментов: нормативно-правовой, проектно-целевой, организационно-технический, финансово-экономический; определены критерии оценки результативности механизма. Разработанная модель механизма информационно-сервисной инфраструктурной поддержки малого предпринимательства может служить основой теоретикометодологического подхода для формирования стратегии и программ развития малого бизнеса как на государственном, так и на региональном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and methodological approach to the construction of a model of the mechanism of information and service infrastructure to support small businesses in the region

This article takes a look at issues of information support to small business, given the author’s interpretation of “mechanism of information and service infrastructure of support of small business, provides a model for mechanism of information service infrastructure of support of small business in the region on the basis of theoretical and methodological approach. The author is invited to four groups of tools: normative, design trust, organizational, technical, financial and economic; defined criteria to assess the effectiveness of the mechanism. The developed model of the mechanism of information and service infrastructure of support of small business can serve as a basis for theoretical and methodological approach to strategy formation and small business development programs at both the the national and regional levels.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологический подход к построению модели механизма информационно-сервисной инфраструктурной поддержки малого предпринимательства в регионе»

Теоретико-методологический подход к построению модели механизма информационно-сервисной инфраструктурной поддержки малого предпринимательства в регионе Theoretical and methodological approach to the construction of a model of the mechanism of information and service infrastructure to support small businesses in the region

|h Л московский ■p экономический

ЖУРНАЛ

УДК 334.012.6 УДК 338.24 DOI 10.24411/2413-046Х-2018-15084 Людмила Геннадьевна Руденко,

к.э.н., доцент, декан факультета экономики и финансов, ЧОУВО Московский университет им. С.Ю. Витте, г. Москва Lyudmila Rudenko,

candidate of economic sciences, associate professor, Dean of the faculty of economics and finance, Moscow Witte University, Moscow

Аннотация. В статье исследуются вопросы информационной поддержки малого бизнеса, дается авторская трактовка «механизма информационно-сервисной инфраструктурной поддержки малого предпринимательства», представлена модель механизма информационно-сервисной инфраструктурной поддержки малого бизнеса в регионе на основе теоретико-методологического подхода. Автором предлагается четыре группы инструментов: нормативно-правовой, проектно-целевой, организационно-технический, финансово-экономический; определены критерии оценки результативности механизма. Разработанная модель механизма информационно-сервисной инфраструктурной поддержки малого предпринимательства может служить основой теоретико-методологического подхода для формирования стратегии и программ развития малого бизнеса как на государственном, так и на региональном уровнях.

Summary. This article takes a look at issues of information support to small business, given the author's interpretation of "mechanism of information and service infrastructure of support of small business, provides a model for mechanism of information service infrastructure of support

of small business in the region on the basis of theoretical and methodological approach. The author is invited to four groups of tools: normative, design trust, organizational, technical, financial and economic; defined criteria to assess the effectiveness of the mechanism. The developed model of the mechanism of information and service infrastructure of support of small business can serve as a basis for theoretical and methodological approach to strategy formation and small business development programs at both the the national and regional levels. Ключевые слова: малый бизнес, малое предпринимательство, инфраструктура поддержки, механизм информационно-сервисной инфраструктурной поддержки, модель механизма, регион, критерии оценки результативности.

Key words: small business, small business, support infrastructure, information and service infrastructure support mechanism, mechanism model, region, performance evaluation criteria.

Введение

На современном этапе Россия находится на пути построения инновационной цифровой экономики. Создание информационной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (МП) становится актуальной темой в контексте цифровизации общества. Цель настоящего исследования заключается в изучении существующей информационной поддержки малого бизнеса и разработка теоретико-методологической модели механизма информационно-сервисной инфраструктурной поддержки МП на региональном уровне.

На протяжении многих лет, несмотря на ряд принятых законов и программ по поддержке МП, вклад малого бизнеса в ВВП не превышает отметки 20%, в то время как в развитых странах этот показатель составляет 50-70%. Одной из задач Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года является формирование мощного слоя малого и среднего предпринимательства, для чего необходимо развивать результативную инфраструктурную поддержку малого бизнеса, в том числе информационно-сервисную поддержку, способствующую повышению уровня информированности предпринимателей малого бизнеса о существующих программах поддержки и иных информационных ресурсах, снижению трансакционных издержек бизнеса по поиску информации, а также обеспечивающую консультационные и сервисные услуги.

Новизна исследования заключается в разработке модели механизма информационно-сервисной инфраструктурной поддержки малого бизнеса в регионе на основе теоретико-методологического подхода; в определении инструментария; в формировании критериев оценки результативности механизма информационно-сервисной поддержки.

Методология исследования

Методологической базой исследования послужили труды ученых, исследующих вопросы государственного регулирование сектора малого предпринимательства, инфраструктурной поддержки малого и среднего бизнеса как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также проведенные ранее исследования автором по заданной проблематике. В качестве методологического подхода к настоящему исследованию целесообразно использовать системный подход, в рамках которого рекомендуется применять методы анализа и синтеза. Эмпирической базой исследования послужили данные АО «Корпорация МСП», Портала МСП Кировской области.

Результаты исследования

На сегодня информационная поддержка в регионах характеризуется достаточно высоким уровнем разобщенности и несбалансированности. Не во всех регионах разработаны стратегия развития малого и среднего предпринимательства (МСП). В Кировской области действует программа "Развитие предпринимательства и внешних связей" на 2013 - 2020 годы" (с изменениями на 11 апреля 2018 года), утвержденная Постановлением правительства Кировской области от 10.12.2012 № 185/741, в которой отмечено ряд проблем по формированию МП: недостаточный уровень развития инфраструктурной поддержки, финансовой поддержки, невысокое качество предпринимательской среды, низкий уровень конкурентоспособности продукции (товаров, услуг) и в целом несбалансированное развитие по Кировской области МП и объектов инфраструктуры [1].

Приоритетными мероприятиями программы "Развитие предпринимательства и внешних связей" является развитие МСП, как фактора устойчивого развития региона и развитие его информационно-сервисной поддержки [1]. Вместе с тем программа не содержит целостного механизма информационно-сервисной инфраструктурной поддержки малого предпринимательства (МИСИПМП), что создает проблемы в формировании благоприятной предпринимательской среды для развития бизнеса и в выстраивании стратегии развития инфраструктурной поддержки в регионе. Изучение трудов отечественных ученых также не позволило выявить целостную картину представления данного механизма [2; 3; 4; 5; 6], однако необходимо отметить, что для эффективной поддержки малого предпринимательства необходимо выработать подходы к определению сущности механизма и теоретико-методологическую основу его построения.

Целесообразно полагать, что цель механизма информационно-сервисной поддержки малого предпринимательства на региональном уровне - создание результативной

информационно-сервисной поддержки для малого предпринимательства в регионе, способствующей формированию благоприятного предпринимательского климата и сокращению трансакционных затрат бизнеса (рис.).

Региональная информационно-сервисная инфраструктура поддержки МП должна быть направлена на решение следующих задач:

1) информационно-консультационная поддержка по открытию бизнеса: разработка бизнес-плана, дизайна, маркетинговой стратегии, продвижение бренда, рекламной кампании и др. [5];

2) информирование и консультирование по реализуемым государственным, региональным и муниципальным целевым программам по поддержке МП;

3) информирование и консультирование о существующих программах финансовой поддержки, микрофинансирования, гарантийных инструментах, об объявленных конкурсах на получение финансовой помощи [6];

4) информирование о существующих организациях и институтах инфраструктурной поддержки, о предоставляемых ими услугах [2];

5) консультационно-экспертная поддержка МП;

6) консультирование по вопросам правового обеспечения деятельности предпринимателей, включая экспертизу документации (учредительных документов, договоров, соглашений, должностных инструкций, регламентов и др.), а также обеспечение представления интересов субъектов малого бизнеса в судах, в органах государственной местной власти [4];

Московский экономический журнал №5(3) 2018

_____ Ммнсщкг»* |ылж*п> Г»■■»■ яШ■ й:РМ, Г«чч я В-*ммччч МЦСМ-йй

I

РВДЧМЛПЧНОЯ I*«[С*»Н(п0Й М- ЁВДГруШУрмф* ПО&Кр-НИ

ЛАЙ I». с Г №

: »(орщмнскуя-ш

И и!«.•№■ «VИ РЕИС.-|0Ъ*Т<

V.1 о#■■■ ■■■ ■ ■■■ т: гу>утц■■ т М'!.

и рОгСр^-г!

с< : • иасл■ |Ь:-т_1г> 1 грс-гртми. ли:с- л-У|*<*» н. и■%-£->( V-1—,,

: м*4ад

Ы ■*>«€■ АЧЫИ***1 ГВДИН"*^!-

Ой^ПАшМ »Ч1|ИиЧЦ>«Д Сг'«и.» X; КСтАЧ

И ИIим А .'» Й 1Н.' рл ■ ИН" гЦдоцм«- ■ ы ■ А . 41П ИЧИЩМ я г^.11~!. Д.11 г ■ •¡и>:¥_ й Ч-" ■.■ ЧШЧ»т

¡»Ч-«ЛМгЕ» С .1С~аС'.

1.1 ' Ч МП 9 '■«ТА** -*—" ■**<«* »9*

V) нм|вфшцюмм а гас «ядре н «,-ьл#*ггь-, и-елг в^п».шлмьнж ■ 1Н()м.к гасмяремжша

"М* Л-У О С^ '¡^ьФ ЛтЛ,

71 □ »»СТТТрЙ» VI.

3 I. п^д^г1 •*- ■—I .. нгЛлЬ'г сГМСЛ-+:• ^, ньшмй:^, тлг^-т.^тзм.дй.ли^чГМ'с*^,

Э ■*. иц» .■*■» '■'•"'! И'—Д р{МИ_

11 1 рел^"' и* н шцметч^» нм не - лкг-4 *р шрж и ■ -к-ее -V;

!1 1.1П (А.ЧрйЬмЫН'ПйАНрССШИ 1Ц— Г'!----Т1 ШИВШИ". "У Ч Т1р ----■исКгГ^ШЫР,

31 ПгТ-С ии# И ."НЫ ^ с

Ъ^фН -шЦЛ+. Ъ|1'<*111аыы| шгЬь ¿гСГшЬ.

р* и*1-, -'л I" V. - ■ ти'к-" пфт^тмга"^1: л^р»? . г> ■««гй с еуыл. -| ь

«•шиш

*

нв-иь-в -крш» не-н подАе-рлкй А Я

4 т т

-.ас Г ГСОс»' иммшл '1 )ш>сИ|Н1>: Ы4Р |

■ 1 >41^1-и-не, гппг«-*-:-г м ц Н н нфг^ми^л

ЛрННЦНПМ I -

- |ишш ;--■'■ ■ г . ■ -

I гц-тфорыш^и л «слуг л р >4«:Рк. ОН

СуЁМИПН МАЧйСй прядпрс

и- ЧЧ -л .. I- ■> - г ^ ' щ 1 -.■ ■ -г*-- :н. I — ^ ■ (и."—и ^сг ? и* .

Пн - - г.!»- - т ^ И гЬ *Л-

Т'лгряи 1 .-т:г ча.

ЬВДТ 1ПЧ1 ВИР'ЧИР Т1Т1И1 I 1ЛХ

- г т-.м'и^ тЛ!*1 VI.

.Г - ¡'.{/ига«ж-р . н п . ■ ннлмм 1..-, р<.1|||ппрл-фпг ■

"ь,г-т V V II ■ IT.I1' аЦчДа^и ПС^'К^!'" т ч. ■■ I

Н.г. Ъ

Модель шшвлша |[нфор:1ии[гнно-;£рЕ1[:но1[ а-струиурной

поддгржш мялогв пр=лприн1таг^ль;гва региона ^на прхсм^р^ Ьлсровскои □сласти)

7) информирование о возможных программах и курсах повышения и переподготовки кадров, о проводимых семинарах и привлечение бизнесменов к участию;

1) информирование МП о государственных и муниципальных заказах, консультирование при подаче заявок, сопровождение в процедуре конкурса [7];

2) информирование о государственном и муниципальном имуществе, включенном в перечень государственного имущества, свободного от прав третьих лиц;

3) информирование о деятельности АО «Корпорация МСП»;

4) информирование о деятельности омбудсмена по защите прав предпринимателей;

5) предоставление иной информации: статистической, экономической, производственно-технологической, маркетинговой;

6) оказание маркетинговых услуг, услуг по проведению информационных кампаний в СМИ;

7) проведение и сопровождение выставочно-ярмарочной деятельности;

8) консультирование по вопросам финансового планирования, бухгалтерского учета, налогообложения, привлечения займов и инвестиций;

9) предоставление унифицированной информации и унифицированных консультационно-информационных услуг, с применением, в том числе, мобильных приложений и мобильных web сайтов;

10) разработка региональных информационных систем с интеграцией в существующие информационные службы государственной поддержки, системы налоговых служб, государственных услуг [3];

11) сбор статистической информации о деятельности МП и о предоставленных услугах малому бизнесу.

В качестве функций МИСИПМП рекомендуется выделить: информирование, консультирование, сопровождение, экспертизу, сбор и обработка статистической информации.

Целесообразно предоставлять информационно-сервисные услуги на основе следующих принципов: законности и правомерности, открытости, доступности, заявленного порядка обращения, предоставления информации и услуг в различных форматах (бумажных, электронных), комплексности, системности [8].

Действие механизма запускается через его инструменты. Предлагается для реализации механизма информационно-сервисной поддержки малого бизнеса на региональном уровне выделить четыре блока инструментов: нормативно-правовой, программно-целевой, организационно-технический и финансово-экономический.

Благоприятное правовое поле для деятельности субъектов малого предпринимательства создается Кодексами, Федеральными законами и подзаконными актами на уровне РФ. Закон, непосредственно регулирующий деятельность МСП -Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» - определяет содержание и цели информационной поддержки субъектов МСП.

На уровне регионов, в частности в Кировской области, разработан Закон Кировской области от 27.12.2007 № 219-ЗО "О развитии малого и среднего предпринимательства в Кировской области" (в ред. от 08.07.2014 №438-30), определяющий суть инфраструктурной поддержки.

К программно-целевым институтам рекомендуется отнести Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 (ред. от 25.09.2018) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 -

2020 годы)", Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р «Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации", Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года», Постановление Правительства Кировской области от 10.12.2012 № 185/741 «Об утверждении государственной программы Кировской области "Развитие предпринимательства и внешних связей" на 2013 - 2020 годы" (с изменениями на 11 апреля 2018 года)». В перечисленных документах намечены программные мероприятия по достижению целевых индикаторам по созданию цифрового общества, в том числе по информационной поддержке МП.

Организационно-техническая составляющая МИСИПМП основывается на порядке и организации информационно-сервисной поддержки, на использовании информационных систем и информационной среды, а также информационных сервисов. В частности в Кировской области успешно функционирует Портал МСП Кировской области (https://mbko.kirovreg.ru/), где размещена информация об инфраструктуре поддержки и ее составляющих, законодательная база, информация о мерах поддержки Корпорации МСП; проводится онлайн бесплатное консультирование по вопросам создания бизнеса и права, оказания государственной поддержки; размещена информация о существующих программах поддержки, конкурсах, об условиях и порядке получения поддержки, об образовательных ресурсах, программах повышения квалификации и переподготовки, семинарах. Кировский Центр оказания услуг запустил серию бесплатных семинаров для бизнеса: семинар «Электронные сервисы для бизнеса» явился стартом образовательной программы Центра оказания услуг (ЦОУ). Спикерами первого образовательного мероприятия стали представители налоговой службы и региональной Государственной инспекции труда.

Необходимо отметить, что с декабря 2017г. в Кировской области заработал Центр оказания услуг «Мой бизнес», где по принципу «единого окна» можно получить специализированные услуги АО «Корпорация МСП», услуги федеральных ведомств: Росреестра и Федеральной налоговой службы, а также региональных органов власти, органов местного самоуправления и финансово-кредитных организаций. Кроме того, в Центр можно обратиться за поддержкой регионального бизнес-омбудсмена.

Финансово-экономические инструментами МИСИПМП выступают льготное налогообложение, предоставление кредитов по пониженным ставкам и гарантии. В основном финансовая поддержка оказывается инфраструктурным объектам для создания

комфортной информационно-сервисной среды. Федеральная финансовая поддержка институтов инфраструктуры осуществляется Министерством экономического развития России в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика». В рамках Программы стимулирования кредитования субъектов МСП уполномоченные банки АО «Корпорации МСП» предоставляют кредиты организациям инфраструктуры.

Основными субъектами информационной инфраструктуры поддержки в Кировской области выступаю Корпорация развития Кировской области, Кировский областной фонд поддержки предпринимательства, Центр поддержки предпринимательства, Центр оказания услуг (совместно в ПАО Сбербанк), бизнес-инкубатор.

Важным моментом в построении механизма информационно-сервисной поддержки малого предпринимательства является оценка его результативности. В качестве показателей оценки предлагается использовать такие значения: количество МП, обратившихся за период для получения консультационно-информационных услуг на 100 ед. МП; количество проведенных консультаций на 100 ед. МП; количество МП, получивших государственную поддержку на 100 ед. МП; количество проведенных семинаров, мастер-классов, круглых столов; количество социальных программ обучения для МП; количество проведённых выставочно-ярмарочных мероприятий для МП; доля субъектов малого предпринимательства, использующих механизм получения услуг по принципу "одного окна", от общего числа субъектов МП.

Таким образом, обозначив составляющие механизма информационно-сервисной поддержки малого предпринимательства представляется возможным определить его как комплекс социально-экономических отношений, возникающих по поводу оказания информационных, консультационных, сервисных и экспертных услуг малому бизнесу с целью сокращения трансакционных затрат, создания благоприятной предпринимательской среды для его устойчивого развития.

Выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предложенная модель механизма информационно-сервисной инфраструктурной поддержки малого предпринимательства позволяет формировать благоприятный предпринимательский климат для создания субъектов МП, для их дальнейшего устойчивого развития. Модель механизма содержит цель его формирования, выполняемые задачи, инструменты, запускающие механизм в действие, сгруппированные по четырем блокам (нормативно-правовой, организационно-технический, проектно-целевой,

финансово-экономический), функции механизма (информирование, консультирование, сопровождение, экспертиза, сбор и обработка статистической информации), принципы предоставления информационно-сервисных услуг, критерии оценки результативности механизма. Разработанная автором модель МИСИПМП может служить основой теоретико-методологического подхода для формирования стратегии и программ развития МП как на государственном, так и на региональном уровнях, а также может быть полезной в рамках поставленной задачи Минэкономразвития по разработке рейтинга регионов по информационному освещению мер поддержки МСП.

Список литературы

1. Постановление Правительства Кировской области от 10.12.2012 № 185/741 «Об утверждении государственной программы Кировской области "Развитие предпринимательства и внешних связей" на 2013 - 2020 годы" (с изменениями на 11 апреля 2018 года)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/973037398 (дата обращения: 11.11.2018).

2. Аверин А.В., Рязанов А.А. Совершенствование механизмов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства московской агломерации // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015. № 1-1. С. 24-31.

3. Арыкбаев Р.К., Зверев В.В. Развитие информационной инфраструктуры поддержки предпринимательства в Астраханской области // Региональная экономика: теория и практика. 2009. №15. URL: https://cyberlenmka.m/artide/n/razvitie-mformatsionnoy-infrastruktury-podderzhki-predprinimatelstva-v-astrahanskoy-oblasti (дата обращения: 12.12.2018).

4. Кузнецова А.И., Оглы Шахбазов Ф.Ш. Развитие малого предпринимательства на рынке нефтепродуктов республики Татарстан // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2016. № 1 (16). С. 58-63.

5. Проскурина Ирина Юрьевна, Спесивцев Валерий Анатольевич, Усова Юлия Петровна. Механизм информационной поддержки стартапов в регионе // Социально-экономические явления и процессы. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizm-informatsionnoy-podderzhki-startapov-v-regione (дата обращения: 12.12.2018).

6. Суптело Н.П. Организация бюджетной поддержки малого бизнеса на региональном уровне // Вестник университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2016. № 4(19). С. 30-35. DOI: 10.21777/2307-6135-2016-4-30-35

7. Improving Private Sector and Government Partnership System to Support Small Businesses in the Service Sector / Lyudmila G. Rudenko, Natalia A. Zaitseva, Galina. E. Mekush, Nina V. Dmitrieva, and Ludmila S. Vasilieva // IEJME-Mathematics Edu-cation. 2016. Vol. 11. № 5. pp. 1261-1270. URL: http://iejme.com/makale/552

8. Conceptual Foundations of Management of Infrastructureof Support for Small Entrepreneurship / Lyudmila G. Rudenko, Natalia A. Zaytseva, Elena A. Dzhandzhugazova, Maria V. Petrovskaya3 & Vera N. Larionchikova3 // Asian Social Science; Vol. 11, No. 20; 2015,Pages 220-228. DOI:10.5539/ass.v11.n20p220.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.