УДК 378.147
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ МОДЕЛИ «ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА -БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Андрей Сергеевич Королев, преподаватель, Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж
Аннотация
Рассматривается применения системного подхода, деятельностного подхода, личностно-ориентированного подхода, акмеологического подхода, кластерного подхода в программе « Социально-активная позиция студентам - будущего учителя физической культуры».
Ключевые слова: социальная активная позиция, модель, системный подход, деятельност-ный подход, личностно-ориентированный подход, акмеологический подход, кластерный подход.
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL COMPONENT OF MODEL "FORMING THE SOCIO-ACTIVE STUDENT'S POSITION - THE FUTURE TEACHER OF
PHYSICAL CULTURE"
Andrey Sergeevich Korolev, the lecturer, Voronezh State Pedagogical University, Voronezh
Annotation
The application of the system approach, the activity approach, the personality-oriented approach, the acmeological approach, the cluster approach in the program "Socially-active position of the future teacher of physical culture" is considered.
Keywords: social active position, model, system approach, activity approach, personality-oriented approach, acmeological approach, cluster approach.
В настоящее время приходится констатировать тот факт, что на фоне понимания важности процесса формирования социально-активной позиции учителя физической культуры в образовательном процессе в педагогическом вузе нет устоявшейся практики, направленной на развитие социально-активной позиции обучаемых. Между тем, сегодня все очевиднее, все заметнее общественный интерес к данной проблеме, к поиску ее эффективного влияния на компетентность будущего специалиста.
Теоретически можно представить, что становление социально-активной позиции учителя физической культуры в образовательном процессе должно осуществляться в единстве всех форм работы в вузе как академической (аудиторной):
1. Аудиторные занятия (лекции, семинары); внеаудиторные занятия (индивидуальные консультации, самостоятельная работа);
2. Аттестация: текущая, итоговая (контрольные работы, тестирование, отчет по курсовым работам);
3. Учебные и производственные практики;
так и внеаудиторной работы:
1. Организация и проведение спортивных, культурно-массовых и досуговых мероприятий;
2. Разработка и реализация спортивных и социальных проектов;
3. Активное и обязательное включение в спортивную и волонтёрскую деятельность.
Однако, сведения, относящиеся к этим формам аудиторной и внеаудиторной работы в контексте формирования у студентов - будущих учителей физической культуры социально-активной позиции, весьма изолированы друг от друга.
Прежде чем приступить к рассмотрению модели, уточним понятие «модель». Долгое время в науке не было единого понимания, общего определения понятия «модель». В
каждой отдельной отрасли знания в это понятие вкладывались разные смыслы. Научное обоснование и подробный анализ этого метода рассматривается в трудах В.А. Штоффа, И.Б. Новика, В.А. Веникова, Б.А. Глинского.
Задавшись вопросом строгого определения модели, В.А. Штофф в своей работе «Моделирование и философия» приводит два прямо противоположных варианта употребления этого термина: модель как некоторая теория; модель как предмет некоторой теории, как то, «к чему теория относится, т.е. что она описывает и отражает». В.А. Штофф формулирует следующее определение модели: «Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об объекте» [1].
Таким образом, под моделью нами понимается идеальная система, которая дает возможность получить информацию о реальной педагогической системе вуза (Воронежского государственного педагогического университета) в единстве ее составных элементов: структурного (со стороны построения модели и объекта); функционального (со стороны основных механизмов функционирования и развития); информационного (со стороны информации, которую может содержать объект и модель).
Следует заметить, что каждый исследователь старается доказывать правомерность выбранной модели в соответствии с замыслом своего поиска. Поэтому и в нашей работе под моделью понимается искусственная конструкция (система), используемая в качестве аналога спортивно-образовательного кластера Воронежского государственного педагогического университета. В нашем исследовании смысл моделирования заключается в возможности получить информацию о явлениях, происходящих в учебном заведении, путем переноса на него определенных знаний, полученных при изучении модели.
Структурными компонентами модели являются цель, методологические подходы и принципы, компоненты социально-активной позиции, формы организации разных видов деятельности студентов в спортивном и образовательном процессе вуза и города, а также уровни сформированное™ социально-активной позиции и педагогические условия, которые выступают гарантом успешности формирования социально-активной позиции будущего учителя физической культуры.
Целью модели является эффективное формирование социально-активной позиции студента - будущего учителя физической культуры, под которой нами понимается процесс целенаправленного и организованного овладения субъектами (студенты -будущие учителя физической культуры) такими качествами личности как: активность, стремление к саморазвитию, продуктивное взаимодействие с социумом, которые являются необходимыми для успешной спортивно-педагогической деятельности.
Следует отметить, что процесс формирования социально-активной позиции студента - будущего учителя физической культуры должен опираться на следующие методологические подходы: системный, деятельностный, личностно-ориентированный, ак-меологический и кластерный.
В своих предыдущих работах, мы подробно описывали содержательный компонент, технологический компонент, оценочно-результативный компонент модели, в данной работе подробней раскроем теоретико-методологический компонент.
Системный подход. При системном подходе, к формированию социально-активной позиции студента - будущего учителя физической культуры в условиях Воронежского государственного педагогического университета, модель рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: : цель; содержание; формы, методы, средства реализации этого содержания (технологии); субъекты (преподаватели, студенты, администрация); учебные и спортивные заведения как структурные элементы всей образовательной системы и функционирующие в них педагогические процессы.
Для нашей модели можно выделить еще такие связи как: взаимосвязь основных
субъектов образовательного процесса Воронежского государственного педагогического университета (преподавателей, студентов, администрации); взаимосвязь всех компонентов формирования социально-активной позиции будущего учителя физической культуры (целевого, содержательного, организационно-деятельностного, оценочно-результативного) процесса формирования социально-активной позиции будущего учителя физической культуры; взаимосвязь учебной деятельности и внеучебной работы, спортивной, волонтерской деятельности; взаимосвязь учебного заведения и спортивно-образовательной среды города.
Деятельностный подход. Процесс формирования социально-активной позиции студента - будущего учителя физической культуры в аспекте деятельностного подхода исходит из необходимости проектирования, конструирования и создания спортивных и социальных проектов, профессиональных ситуаций, которые создаются в целях объединения средств обучения и профессионального воспитания будущего учителя физической культуры в единые спортивно-профессиональные комплексы, стимулирующие разностороннюю деятельность студентов, адекватную в определенном отношении разносторонней деятельности современному учителю физической культуры.
Личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированный подход, реализуемый в модели, предполагал индивидуальную траекторию развития, формирование таких качеств, которые обеспечивали бы развитие способности к самореализации и саморазвитию, творчеству, спорту. Творчески активный, спортивный человек способен добиваться профессиональных удач, он отличается высоким интеллектом, умением отстаивать свою точку зрения, самостоятельно разрабатывать и реализовывать новые идеи, проявлять социально-активную позицию.
Акмеологический подход. Этот подход является базисным обобщающим понятием, выступающим как совокупность принципов, приемов и методов, позволяющим решать акмеологические проблемы и задачи. Теоретические основы этого подхода были заложены в работах Н.В. Кузьминой, О. Бодалёва, А. Деркача, H.A. Рыбникова, Ю. Пана-сюк и др. посвящены новой междисциплинарной научной отрасли «акмеология».
Система принципов, положенных в основу акмеологического подхода к профессиональной подготовке студентов будущих учителей физической культуры, включает в себя: принципы детерминизма, взаимодействия и развития, комплексности, системности; принципы субъекта и субъектности, активности, моделирования, рефлексивности, принцип перевода потенциального в актуальное, принцип оптимальности. В применении этих принципов мы видим возможность формирования у студентов качеств, которые помогут им осуществлять в будущем поэтапное движение к высоким показателям в профессиональной деятельности на основе социально-активной позиции.
В контексте изложенного, мы рассматриваем акмеологическую направленность как один из компонентов системы профессионального становления, которое обеспечивает потребность в, творческом профессиональном труде с высокой социально-активной позицией будущего учителя физической культуры.
Кластерный подход. Данный подход позволит организовать коллективное проектное творчество и помочь в развитие потенциальных возможностей каждого участника спортивно-образовательного кластера «Система сопровождения формирования социально-активной позиции будущего учителя физической культуры», и дать им возможность разнообразить будущую профессионально-педагогическую деятельность. В организованных спортивных, творческих, проектных группах, в группах по интересам происходит спортивно-профессиональный обмен информацией, усиливается педагогическая направленность, повышается активность, субъектность и как результат формируется социально-активная позиция будущего учителя физической культуры. Организованное таким образом взаимодействие позволяет по-другому увидеть возможности уже сложившихся и потенциальных связей кафедр вуза с различными структурами: ВУЗами города, органами
управления (учебными отделами, отделами качества образования), общественными, спортивными и коммерческими организациями и осуществить личностно значимые проекты.
Итоги нашего исследования являются платформой для педагогического эксперимента по внедрению разработанной модели формирования социальной - активной позиции будущего учителя физической культуры в образовательный процесс вуза и служат объектом дальнейших научных изысканий [2].
ЛИТЕРАТУРА
1. Штофф, В. А. Моделирование и философия / В. А. Штофф. - М. Наука, 1966. - 301 с.
2. Королев, А.С. Педагогические условия формирования социально активной позиции у студентов - будущих учителей физической культуры / А.С. Королев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 3 (145). - С. 110-113.
REFERENCES
3. Shtoff, V.A. (1966), Modeling and Philosophy, Science, Moscow
4. Korolev A. C. (2017), "Pedagogical conditions of the formation of socially active position among students - future teachers of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 145, No. 3, pp. 110-113.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.06.2017
УДК 37.02
ОПОРНЫЙ МЕТОД ОЦЕНКИ ТРУДНОСТИ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ
Елена Анатольевна Котлярова, аспирант, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Аннотация
Цель исследования - разработка опорного метода оценки трудности учебных заданий. Известно, что методическое обеспечение образовательного процесса должно включать учебные задания с различными уровнями трудностями. Существующие методы оценки трудности учебных заданий основаны на обработке статистической информации об успешности их выполнения обучающимися. Вместе с тем, далеко не всегда возможно оперативно получить репрезентативную выборку статистической информации об успешности выполнения задания обучающимися. В основе опорного метода оценки трудности учебных заданий - общеизвестная математическая теория множеств и графов, а также методы интерполяции; в целом, опорный метод предполагает сравнение вычислительной сложности решения "опорного" и "анализируемого" заданий. Предложенный метод универсален, т.е. применим для оценки трудности не только заданий традиционного типа, но и контрольно-компетентностных оценочных заданий.
Ключевые слова: учебные задания, трудность, оценка, опорный метод, обучающийся.
EDUCATIONAL TASKS DIFFICULTNESS EVALUATION REFERENT METHOD Elena Anatolievna Kotlyarova, the post-graduate student, Kuban State Technological University, Krasnodar
Annotation
The purpose of investigation is elaboration of educational tasks difficultness evaluation referent method. It is known that the methodical ware of educational process must include the educational tasks for the different difficultness levels. The existing methods of educational tasks difficultness evaluation based on statistical information processing about their successful execution by the trainees. However, it isn't always possible to receive immediately the representative set statistical information about their successful execution by the trainees. The educational tasks difficultness evaluation referent method based on well-