кий колледж, Пензенский промышленно-техноло-гический колледж, Пензенский колледж пищевой промышленности и коммерции, Мокшанский агро-технологический колледж, Пензенский профессионально-педагогический колледж.
Системная работа ресурсных центров совместно с социальными партнерами по формированию механизма профессиональной подготовки востребованных рабочих кадров и специалистов позволяет осуществлять планирование обучения не в соответствии с эпизодическими заказами предприятий, а на основе четко выработанной стратегии с учетом среднесрочных и долгосрочных потребностей реального сектора экономики области. Кроме того, возможности ресурсных центров позволяют организовать масштабную деятельность по переобучению, повышению квалификации и опережающему профессиональному обучению работников предприятий и организаций области.
Подводя итог, необходимо отметить исключительную важность активизации процессов установления и развития тесных партнерских взаимоотношений между учреждениями профессионального образования с предприятиями и организациями, способствующих формированию у выпускника ожидаемых работодателем профессиональных компетенций, необходимых для работы на сложном современном оборудовании, а также универсальных компетенций (коммуникативных навыков, умения работать в команде, компьютерной грамотности, готовности к непрерывному самообразованию), обеспечивающих мобильность кадров и их конкурентоспособность на рынке труда. Кроме того, развитие у обучающихся компетенций в области предпринимательской деятельности даст им дополнительные возможности для организации самозанятости после окончания обучения в колледжах, позволит эффективно сочетать полученные профессиональные знания и навыки с ведением бизнеса.
Примечания
1. Жолован С. В. Рынок труда как фактор развития системы профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. 2010. № 9. С. 20-21.
2. Воронков А. Г. Многоуровневая подготовка кадров в региональном комплексе начального и среднего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород: ВГИПУ, 2010.
3. Полумордвинова А. А. От сокращенной - к интегрированной образовательной программе // Профессиональное образование. Столица. 2008. № 11. С. 16-17.
УДК 37.035:37.018.2
Н. К. Воронина
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ГИМНАЗИИ
В статье раскрыты теоретико-методологические подходы к воспитанию подростков-лидеров, обоснованы сущностные признаки лидерства, описана типология лидеров-подростков, представлена модель воспитания лидерских качеств подростков в условиях современного гимназического образования.
In this article the theoretical-methodological approaches to leader-teenagers development are expanded, the main leadership characteristics are explained, the typology of leader-teenagers is described and the model of their leadershi p qualities development in conditions of modern gymnasia education is presented.
Ключевые слова: теоретико-методологические подходы, феномен лидерства, модель воспитания лидерских качеств подростков, образовательно-воспитательное пространство современной гимназии.
Keywords: theoretical-methodological approach, leadership phenomenon, teenagers' leadership qualities development model, educational area of modern gymn asia.
Актуальность воспитания лидера современного общества обусловлена потребностью в компетентных и деятельных участниках прогрессивных преобразований в науке и культуре, экономике и политике. Человеку нового века необходимо воспринимать мир целостно, видеть события во взаимосвязи друг с другом и в перспективе прогнозировать результат своей деятельности. Лидерство активно востребовано обществом, потому что человеку нужно эффективно и мобильно реагировать на возникающие проблемы, принимать своевременные решения, совершать осознанный выбор жизненных приоритетов.
Система современного российского образования, находящаяся в процессе модернизации, в ответ на запросы государства и общества стремится к воспитанию лидерских качеств подрастающего поколения. Воспитание лидеров - активных участников жизни на уровне государства и общества - необходимо начинать в школе, потому что школа обогащает процесс обучения творческой деятельностью, коммуникативным опытом, нравственными ценностями. Важность решения данной задачи на уровне педагогической практики подтверждается основными нормативно-правовыми документами: «Стратегией государственной молодёжной поли-
© Воронина Н. К., 2012
тики Российской Федерации на период до 2016 года», Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на уровне метапредметных, предметных и личностных компетенций. Они предполагают создание новых условий для организации жизнедеятельности в образовательно-воспитательном пространстве школы и созвучных времени теоретико-методологических подходов к воспитанию лидерских качеств школьников. Современное гимназическое образование создаёт оптимальные условия для воспитания лидерских качеств подростков. Основу концепции гимназического образования составляет «представление о человеке как квинтэссенции мира» [1], обладающей цельностью, всесторонними знаниями и универсальными умениями, способной выстраивать и поддерживать различные социальные отношения за счёт высокого уровня коммуникации и владения языковой культурой других стран. Оно обеспечивает потребность общества в воспитании лидеров - широко мыслящих, влияющих на умы и настроения источников и двигателей прогресса, отвечающих «за полное воспроизводство нации и её моральных ценностей» [2].
В период глобальных общественных перемен, многомерного информационного потока, доминирования виртуального интернет-пространства, отсутствия детских организаций, отражающих общественные потребности и интересы, современный подросток оказывается незащищённым, остро нуждающимся в поддержке его жизненного самоопределения, приобретения знаний и опыта общественно полезной деятельности. Лидерство наиболее всего соответствует психологическим особенностям подростка 12-16 лет с его социальной активностью, стремлением к самопознанию, к действию, к общению, к поиску нравственных жизненных ориентиров.
Лидерство, будучи связанным с разными научными дисциплинами и сферами жизни: политикой, экономикой, социологией, психологией, историей, философией, - является понятием интегративным, междисциплинарным. Возможности для научного исследования лидерства как социально-психологического феномена появились только в XX веке в связи с развитием общественных наук. Несмотря на активность научно-эмпирических исследований на протяжении столетия, по-разному определяется природа и сущность этого феномена, варьируются список лидерских качеств, типология лидеров, стили их поведения, совершенствуются методы диагностики лидерского потенциала личности. В ходе его изучения сложились основные теоретические подходы к лидерству.
Изучение лидерства в западной науке с междисциплинарных позиций связано с именами М. Ве-бера, Р. Стогдилла («теория черт»); К. Левина, С. Грина, Т. Митчелла (когнитивизм, стили лидер-
ства), Ф. Фидлера, П. Херси, К. Бланшара (эффективность лидеров в условиях ситуационного лидерства), Э. Холландера, К. Джибба, Р. Кеттел-ла, Р. Хауза (поведенческий аспект лидерства и его диагностика); Р. Лайкрета, Т. Джекобса, Б. Блей-ка, Д. Моутона (гуманистические теории, центрированные на последователях лидера), Д. Максвелла (активная жизненная позиция лидера и способы её выражения), С. Кови (принципы персонального лидерства, их практическая эффективность), А. Менегетти (онтопсихологический подход к лидерству) и др.
В отечественной науке наиболее значительный след оставили труды ленинградско-петербургских научных школ - школы Е. С. Кузьмина, основными направлениями которой являются гендерный подход к лидерству, создание программ обучения лидеров коммуникативным навыкам, и школы Б. Д. Парыгина, разделившей понятия лидерства и руководства, создавшей наиболее полную типологию лидеров; курско-костромской школы отечественной лидерологии, занимавшейся изучением лидеров в учебных группах, типологией лидеров, девиантным лидерством (Л. И. Уманский, А. Н. Лу-тошкин); московской школы А. В. Петровского, в основу исследований которой была положена концепция деятельностного опосредования лидерства; школы Р. Л. Кричевского, сферу научных интересов которой составляют лидерство в условиях малой группы, в управлении и спорте; труды ярославской научной школы М. И. Рожкова (самоуправление в детских коллективах), исследовательской группы Н. Н. Обозова (внимание к семейному и экстремальному лидерству); работы Е. А. Арки-на, А. С. Залужного, А. Ф. Лазурского, Н. С. Же-ребовой (лидерство в малых группах), Т. Н. Маль-ковской (личность лидера, процесс его выдвижения и влияния в группе), Ю. П. Платонова (личность лидера с позиций управления группой, организациями, коллективами), Д. В. Ольшанского (политическое лидерство).
В педагогической науке лидерство изучалось в тесной взаимосвязи с психологией личности (Л. И. Уманский, А. Н. Лутошкин, В. А. Караковс-кий, Л. И. Новикова, Б. З. Вульфов). Источником практического лидерства за рубежом стало скаутское движение, нашедшее своё преломление в нашей стране в пионерско-комсомольской организации советского периода. Основу воспитания лидеров в этот исторический период составил скаутский метод. Он включал в себя программы личностного роста, обучение через дело, участие в проектах, поддержку деятельности детей взрослыми. Работа над лидерством американских скаутов в 1973 году легла в основу одной из первых программ по развитию лидерства - Junior Leader Training. Несмотря на это, лидерство в среде подростков в силу сложностей возрастного периода
систематически и полно практически не рассматривалось. Исследования различных аспектов лидерства в подростковом возрасте стали появляться в диссертациях последнего десятилетия, но они достаточно фрагментарны, касаются в основном проблем воспитания лидерских качеств личности в среде кадетов, воспитанников учреждений дополнительного образования. На современном этапе наиболее ценными являются работы А. И. Тимо-нина (социальная составляющая лидерства), А. Л. Уманского (педагогическое сопровождение лидерства в условиях загородного лагеря), М. А. Ви-кулиной - А. В. Зориной, Л. Н. Конышевой (воспитание лидерских качеств студентов), А. Н. Зан-ковского (организационное лидерство). Педагогическая наука сегодня должна учитывать ведущие тенденции развития лидерства: сближение западной и отечественной лидерологии; разработку гуманистического направления лидерства; культурологический и национальный аспекты в его исследовании (кросс-культурное лидерство); изучение лидерства в сфере науки, философичность современных теорий воспитания - и выстраивать в соответствии с ними теоретические подходы к воспитательной практике лидерства.
Проанализировав точки зрения различных учёных - С. А. Алифанова, С. Р. Филоновича, Т. В. Бен-дас, А. Н. Занковского - на теоретические подходы к современному лидерству, мы пришли к выводу, что активно востребованными являются практически все из них: личностный (персоналистичес-кий, структурный); ситуационный; интеракционист-ский; когнитивный; поведенческий; гуманистический. Наиболее актуальными и эффективными в плане воспитания лидерских качеств подростков для современного образования являются гуманистический, личностный и ситуационный подходы.
Важным в свете современных тенденций развития лидерства и практики воспитания подрастающего поколения является гуманистический подход. В его понимании нам близка точка зрения американского общественного деятеля, признанного авторитета в области лидерства и управления Ф. Хес-сельбайн: лидерство - «характер, внутренняя сила, причастность к судьбам других людей», оно должно «раскрывать человеческий потенциал» и быть полезным человеку и обществу [3]. Гуманистический подход составляет концептуальную основу феномена лидерства XXI века и пронизывает сущностные его характеристики, выделенные нами на основе анализа научных позиций отечественных и зарубежных учёных:
- лидерство имеет социальную природу, которая проявляется во взаимодействии человека и общества, в стремлении людей к групповому объединению в соответствии с их интересами, потребностями, целями для реализации общественно значимых задач в конкретной ситуации [4];
- лидерство отличает дуалистичность, проявляющаяся, с одной стороны, как качества личности, «которые позволяют эффективно достигать лидерских целей» [5], с другой - как «процесс вовлечения последователей в некоторую деятельность» силой воздействия на них личностных качеств лидера [6];
- лидерство проявляется при наличии «другого человека», команды последователей, выдвигающих и поддерживающих лидера;
- лидерство опирается на опыт построения межличностных отношений в процессе достижения поставленной цели, на умение общаться, быть убедительным в своей точке зрения;
- лидерство реализует способность личности к саморазвитию, к самосовершенствованию, к движению вперёд; к умению не останавливаться на достигнутом;
- в основе лидерства лежит ориентация на позитивный общественно значимый результат и гуманистические ценности.
Выявленные сущностные характеристики позволяют нам рассмотреть лидерство как сложный, социально и личностно значимый феномен, основу которого составляет гуманистический подход, и представить его структуру на рис. 1.
Рис. 1. Феномен лидерства
На основании анализа точек зрения различных учёных мы можем считать, что философским обоснованием природы лидерства, сущности и особенностей его проявления являются идеи «понимающей социологии» М. Вебера (социология власти), феноменологической герменевтики П. Рикёра, социальной феноменологии А. Шютца, прагматизма Д. Дьюи.
Необходимым для современной образовательной практики воспитания лидера-подростка является персоналистический подход к лидерству, заключающийся в ориентации на исследование лидерских качеств личности. Это важно, потому что
уровень их развития является качественно и количественно измеримым показателем их воспитанности у подростка.
Понимание сущности лидерства, его уникальной феноменальности, анализ педагогического тезауруса в работах о лидерстве Б. Д. Парыгина, Р. Л. Кричевского, Ф. Хессельбайн, С. Кови позволили нам выделить базовые личностные качества лидера: активность, инициативность, ответственность, самостоятельность, коммуникабельность. Они составляют основу личности, которая становится лидером в конкретной жизненной ситуации, требующей проявления лидерских качеств. Поэтому можно считать, что лидером становится личность, способная воздействовать на окружающих ее людей силой особых личностных качеств с целью достижения социально значимого позитивного результата, действующая в соответствии с ценностями группы, которая признает право лидера на ответственные решения в значимых ситуациях. С нашей точки зрения, лидер-подросток способен управлять социально значимой деятельностью группы сверстников, признающих за ним право вести за собой и быть лучшим в силу своих личностных качеств.
Актуальным в условиях современного общества и образования для воспитания лидерских качеств подростков является ситуационный подход. Наиболее ярко его иллюстрирует теория ситуационного лидерства Ф. Фидлера. Согласно данной теории, в определённых жизненных ситуациях или видах деятельности для решения поставленной задачи, построения комфортных межличностных отношений выдвигаются разные лидеры. В переложении на педагогическую практику это даёт возможность моделировать необходимые для раскрытия лидерского потенциала воспитывающие ситуации.
Методологическую основу воспитания лидерских качеств подростков в нашем исследовании составляют следующие подходы:
- антропологический как «направление современной педагогики, интегрирующее знание о ребёнке как о целостном существе» [7], в воспитании которого ярко проявляются гуманистические традиции, природосообразность, развитие индивидуальных способностей, данных ребёнку с рождения и обеспечивающих самоопределение каждого воспитанника в деятельности (В. И. Слободчиков, Ш. А. Амонашвили, Б. М. Бим-Бад, В. И. Максакова);
- личностно-ориентированный, предполагающий признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого ученика, его развития прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом, воздействие на эмоционально-ценностную сферу подростка (Е. В. Бонда-ревская, И. С. Якиманская, Т. В. Машарова, М. И. Рожков, М. Г. Яновская);
- деятельностный, направленный на развитие личности в деятельности, предполагающий приоб-
ретение воспитуемыми необходимого для дальнейшего развития и самоактуализации личностного и жизненного опыта (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, В. С. Даню-шенков, Н. В. Котряхов);
- социализирующий, понимающий воспитание подрастающего поколения через социум, основывающийся на формировании социально значимых качеств личности, необходимых для дальнейшей успешной социализации, предполагающий организацию приобретения воспитанниками личностного жизненного опыта поведения и общения в деятельности (А. В. Мудрик, В. Г. Бочарова, В. Р. Яс-ницкая, Г. И. Симонова).
Рассматривая воспитание как специально организованный процесс формирования личности, обеспечивающий взаимодействие воспитателя и воспи-туемого в процессе реализации общих целей, мы считаем его важным «педагогическим компонентом процесса социализации» [8]. Социализирующий подход в современной педагогической практике является приоритетным, так как он тесно связан с феноменом лидерства, проявляющимся в социально значимой деятельности. В его рамках активно разрабатываются новые ценностные установки российской образовательной политики.
Данные подходы в условиях современной образовательной ситуации позволяют наиболее успешно перевести содержание лидерства в плоскость воспитательной практики. Они способствуют эффективной организации образовательно-воспитательного пространства современной гимназии для воспитания лидеров-подростков.
На основе анализа рассмотренных теоретико-методологических подходов к изучению лидерства нами разработана модель воспитания лидерских качеств подростков в условиях современной гимназии, представленная на рис. 2.
Важным её компонентом являются условия воспитания лидеров-подростков. Главным условием является эффективная организация образовательно-воспитательного пространства гимназии. Оно связано с устройством - укладом - гимназической жизни, предполагающим раскрытие лидерского потенциала подростка в наиболее значимых для него сферах жизни: интеллектуальной, духовно-нравственной, гражданско-патриотической, творческой, здоровьесберегающей. Среда образовательно-воспитательного пространства активно создаёт условия для проявления и формирования лидерского потенциала подростков в плане обеспечения включённости молодых людей в реальные социальные отношения (создание определённых ситуаций в общении, учёбе, игре, практической деятельности), т. е. возникновения у них личностного состояния по отношению к деятельности; а также в плане предоставления подросткам возможностей самореализации в процессе социального взаимодействия в соответ-
ствии с их возрастными особенностями, личностными потребностями и интересами.
Теория лидерства определила и выбор основных деятельностных форм образовательно-воспитательного пространства - это коллективный гимназический проект и лидерский лагерь. Лагерь «Лидерство» - «интегральная ролевая игра с элементами мягкого тренинга коммуникативной компетенции, проводимая группой старших подростков под руководством педагога-тренера для более младших» [9]. Лидерский лагерь предполагает достаточно фиксированное, ограниченное количество участников (до 60 человек), более сложную - затрагивает психологические механизмы воздействия на личность - подготовку, не всегда очевидный, проявляющийся «здесь и сейчас» мощный результат личностного развития. В основе коллективного гимназического проекта лежит коллективная и индивидуальная деятельность учащихся, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для каждого из участников. Данная форма работы предполагает мас-
штабность, большое число участников (1-11 классы), выход за пределы образовательного учреждения, в социум, наличие реального конечного продукта (сборник стихов, сочинений, концерт, книга-буклет, путеводитель, акция и др.). Лагерь «Лидерство» и коллективный гимназический проект удовлетворяют интерес подростка к себе, сверстникам и старшим подросткам, помогают идентифицировать свою социальную роль в группе и в обществе, реализовать лидерские качества той или иной направленности, приобрести опыт деятельности и общения, мотивируют на успех, ориентируют на гуманистические ценности. Во взаимосвязи данные формы организации образовательно-воспитательного пространства, являясь необходимым компонентом системы воспитания лидерских качеств подростков в современной гимназии, создают оптимальные условия для реализации личностного лидерского потенциала на когнитивном, эмоционально-ценностном, деятельностном и этическом уровнях. Несмотря на существенные различия, коллективный гимназический проект и лидер-
Рис. 2. Модель воспитания лидерских качеств подростков в условиях современной гимназии
ский лагерь объединяет воспитание лидерских качеств подростков в условиях разновозрастного коллектива, в котором инициатива и организация их жизнедеятельности принадлежит детям при тью-торском сопровождении педагога.
Под тьюторским сопровождением воспитания лидерских качеств подростка мы понимаем один из видов гуманитарного педагогического сопровождения [10], в ходе которого педагог-тьютор создает условия для осуществления и осмысления подростком самообразовательных и самовоспитательных действий. Под самообразовательным и самовоспитательным действием понимается действие подростка, направленное на достижение целей самообразования и самовоспитания. Живая практика тьюторства в образовательно-воспитательном пространстве гимназии показала, что в воспитании лидерских качеств взаимодействие тьютора и подростка проходит следующие этапы:
1) научение - младшие подростки - деятельность по образцу;
2) практика подростка на уровне гимназии и социума с активной консультирующей функцией тьютора - средние подростки;
3) самостоятельная практика на уровне гимназии и социума с пассивной консультирующей функцией тьютора - старшие подростки.
Ведущими в организации образовательно-воспитательного пространства являются методы практической деятельности: метод воспитывающих ситуаций и социальная проба, которые способствуют воспитанию мобильности, решительности, ответственности, определённой социальной позиции, умения совершать осознанный самостоятельный выбор.
Созданию воспитывающих ситуаций в образовательно-воспитательном пространстве гимназии на уровне лидерского лагеря и коллективного гимназического проекта способствует проектирование жизнедеятельности лидеров-подростков. Этот процесс проектирования окружающей действительности даёт личностный рост и определяет вектор развития активных его участников, во взаимодействии которых рождается новый социально значимый результат. Данный процесс основан на технологии проекта (Д. Дьюи, В. Килпатрик, С. Т. Шацкий, Е. С. Полат) и коллективного творческого дела (И. П. Иванов). Воспитание лидерских качеств подростков в условиях проектирования их жизнедеятельности с позиций ситуационного лидерства делает возможным существование в группе как одного, так и нескольких лидеров одновременно. В современных условиях наиболее эффективной является ролевая дифференциация лидеров в группе, соответствующая «проектной организации общества» [11]. На основе классификаций лидеров детских организаций Л. Уманского [12] и командных ролей проектного менеджмента американских
учёных М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури [13], анализа опыта лидерского движения в России и за рубежом и воспитательной практики в условиях современной гимназии мы разработали типологию лидеров-подростков. Она учитывает возможности воспитания базовых лидерских качеств личности и представлена следующими типами:
- информатор (интеллектуальный лидер) преображает действительность или создаёт новую реальность силой мысли. Его отличает эрудированность, самостоятельность, умение работать с информацией, прогнозировать ситуацию и предвидеть результат, воплощать мысленные образы в реальность;
- специалист (деятельностный) играет ведущую роль в каком-либо виде деятельности, способен создавать новое. Ему свойственны любознательность, умение рисковать и брать на себя ответственность за последствия, потребность в достижении нового результата;
- генератор идей (инициативный лидер) выделяется в ситуации выдвижения идей. Для него характерны мобильность, инициативность, оригинальность мышления в поиске новых сфер, способов и условий деятельности;
- организатор (координационный лидер) организует и контролирует процесс деятельности в соответствии с групповыми целями и задачами. Ему присущи сила воли, организованность, убеждённость, обязательность, способность синтезировать мнения, явления, делать обобщения и выводы;
- мотиватор (духовный лидер) вдохновляет на деятельность, динамизирует её процесс, опираясь на знание потребностей, мотивов, целей членов группы. Его отличает активность, коммуникабельность, сила духа, умение создавать обстановку для наиболее эффективной работы членов группы;
- генератор эмоций (эмоциональный лидер) поддерживает позитивный микроклимат, регулирует межличностные отношения. Для него характерны такт и дипломатичность, эмоциональная отзывчивость, коммуникабельность, умение разбираться в людях;
- совесть группы (моральный лидер) является примером морально-нравственных качеств в соответствии с групповыми и общечеловеческими ценностями. Ему свойственны проницательность, верность принципам, нравственная жизненная позиция, душевная щедрость, активность, действенное добро;
- универсал (абсолютный лидер) может проявлять черты различных лидерских типов в зависимости от ситуации. Основные черты собирательны.
В зависимости от имеющегося личностного потенциала и обстоятельств воспитательной ситуации, определяющих функциональный статус в группе, подростки могут выступать в различных лидерских ролях. В результате происходит развитие
индивидуальности всех и каждого: как совершенствование природных способностей, так и приобретение нового социально-полезного опыта деятельности. Важно, что воспитание базовых лидерских качеств на основе ситуативного лидерства посредством проектирования жизнедеятельности подростков позволяет сформировать лидера-универсала, обладающего знаниями и опытом деятельности в нескольких значимых для него сферах, активно востребованного современным обществом.
Таким образом, рассмотренные в статье теоретико-методологические подходы к воспитанию лидерских качеств подростков в условиях современной гимназии позволяют понять и представить феномен лидерства в педагогической практике с позиций созвучных времени и запросам общества тенденций развития и гуманистических ценностей. Эти подходы указывают пути воспитания лидеров-подростков в условиях современного образования, решают проблему подготовки личности к жизни в социуме, активно способствуют её успешной самореализации. Данные теоретико-методологические подходы, являясь необходимым компонентом системы воспитания лидерских качеств подростков в современной гимназии, создают оптимальные условия для формирования общекультурных, профессиональных и личностных компе-тентностей и реализации личностного лидерского потенциала в прогрессивной деятельности на благо человека и общества.
Примечания
1. Галицких А. А. Педагогические основы проектирования образовательной программы современной гимназии: дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2001. С. 81.
2. Спиваковский В. М. Образовательный взрыв. Киев: Гранд-Экспо, 2011. С. 48.
3. Хессельбайн Ф. О лидерстве. М.: ФСПИ «Тренды», 2004. С. 15, 18.
4. Викулина М. А, Зорина А. В. Лидер в студенческой среде: теоретический аспект. Набережные Челны: Издательско-полиграфический отдел НФ ГОУ ВПО НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2010. С. 63.
5. Зазыкин В. Г., Смирнов Е. А. Психология и акмеология лидерства. М.: Элит, 2010. С. 14.
6. Филонович С. Р. Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы // Российский журнал менеджмента. 2003. № 2. С. 5.
7. Голованова Н. Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике // Педагогика. 2007. № 10. С. 41-43.
8. Байбородова А. В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе. Ярославль, 1997. С. 10.
9. Биренбаум М. Я. Лидерство в образовательной программе гимназии / под ред. В. И. Слобод-
чикова, В. К. Рябцева, А. А. Галицких. М.; Киров. 2001. С. 8.
10. Ковалёва Т. М. Теория тьюторства. Открытое образование и современные тьюторские практики // Тьюторская Ассоциация. URL: http: // www.thetutor.ru/history
11. Менегетти А. Практикум лидера. М.: Он-топсихология, 2010. С. 116.
12. Уманский А. И. Психология организаторской деятельности. М.: Просвещение, 1980. С. 73.
13. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1997. С. 24.
УДК 37(091)(470):371.134
Е. А. Каткова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ А. А. УХТОМСКОГО КАК РЕСУРС СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА
В статье рассматриваются педагогические идеи А. А. Ухтомского, раскрывается их гуманистический характер, подчёркивается важность изучения педагогического наследия А. А. Ухтомского для современного педагога-теоретика и практика.
The article reviews pedagogical ideas of A. A. Ukhtomsky and reveals their humanistic character. It underlines the importance of studying pedagogical heritage of A.A. Ukhtomsky for modern theory and practice teachers.
Ключевые слова: А. А. Ухтомский, педагогические идеи, человек как ценность, диалог, самообразование педагога.
Keywords: A. A. Ukhtomsky, pedagogical ideas, a person as a value, dialogue, self-education of a teacher.
Социокультурные задачи, стоящие перед образованием XXI века, обусловили потребность педагогической науки и практики в переосмыслении истории педагогической мысли как части культурного наследия человечества. Особый интерес сегодня представляют гуманистические идеи русских педагогов, учёных, философов второй половины XIX - начала XX века: педагогическая антропология К. Д. Ушинского, психолого-педагогические труды П. Ф. Каптерева, концептуальные основы культурологического подхода в образовании, изложенные в гуманитарном наследии В. И. Вернадского, педагогическая герменевтика И. А. Ильина, философско-педагогические взгляды А. А. Ухтомского.
© Каткова Е. А., 2012