УДК 37.018.
Воронина Наталья Кареловна
Вятская гуманитарная гимназия с углублённым изучением английского языка, г. Киров
nataljavoronina@mail.ru
УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ГУМАНИТАРНОЙ ГИМНАЗИИ
Статья ставит проблему воспитания лидерских качеств подростков и раскрывает условия, способствующие интеграции гимназического воспитательного пространства и реальных социальных институтов.
Ключевые слова: организация воспитательного пространства гимназии, проектирование жизнедеятельности, тьюторское сопровождение, лидерский лагерь, коллективный гимназический проект, социальное партнёрство.
Сегодня в мире информационных потоков и активных коммуникаций, быстрого жизненного темпа и открытых границ востребован человек, обладающий такими личностными лидерскими качествами, как активность, инициативность, ответственность, самостоятельность, коммуникабельность. Благодаря этим качествам человек способен проявить свой лидерский потенциал в нескольких областях жизни одновременно, внося в каждую из них позитивные перемены. Для развития современного общества и его гражданских институтов нужна инициатива лидеров, их духовные и гуманистические ценности. Поэтому необходимо уже в школе создавать такие условия, которые обогатят процесс обучения творческой деятельностью, коммуникативным опытом, нравственными ценностями.
Важность решения данной задачи подтверждается основными нормативно-правовыми документами: «Стратегией государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2016 года», Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на уровне метапредметных, предметных и личностных компетенций. Они обеспечивают разработку необходимых и достаточных условий для воспитания лидерских качеств подростков в воспитательном пространстве школы, в котором активно происходит интеграция возможностей образовательного учреждения и ресурсов существующих социальных институтов. Опыт исследования доказывает, что современное гуманитарное гимназическое образование создаёт оптимальные условия для воспитания лидерских качеств подростков, так как основу его концепции составляет «представление о человеке как квинтэссенции мира» [1, с. 81]. Выпускник гимназии обладает всесторонними знаниями и универсальными умениями, способен выстраивать и поддерживать различные социальные отношения за счёт высокого уровня коммуникации и владения языковой культурой других стран. Гимназия как возрождённый тип среднего общеобразовательного учебного заведения отличается богатыми традициями и особым укладом жизни, ей присуще пристальное внимание к новому содержанию образования в соответствии с вызовами времени.
Анализ теории и практики лидерства, педагогической науки и экспериментального опыта позволил нам выявить главные условия воспитания лидерского потенциала в современной гуманитарной гимназии: организация воспитательного пространства; проектирование жизнедеятельности; тьюторское сопровождение жизнедеятельности подростков.
Наиболее эффективным условием для воспитания лидерских качеств подростков является организация гимназического воспитательного пространства. Анализ точек зрения С.Т. Шацкого, В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Т.Н. Шамовой, Т.М. Ковалёвой позволили нам определить воспитательное пространство как организованную на основе проектирования среду, в которой осуществляется жизнедеятельность подростков, направленная на получение опыта социально-значимой деятельности, основанной на гуманитарном содержании и гуманистических ценностях, и происходит развитие их личностного лидерского потенциала в условиях тьюторского сопровождения. Это пространство является имитацией социума и позволяет раскрывать лидерский потенциал подростков в приближенной к реальности ситуации. На основе теоретического осмысления и экспериментального опыта мы пришли к выводу, что следующие структурные компоненты воспитательного пространства: ценностный, деятельностный, проектный, управленческий - составляют целостную воспитательную систему современной гимназии, позволяя создавать оптимальные условия для воспитания лидера-подростка.
Важную роль в организации воспитательного пространства играют его ценностный и деятельностный компоненты. На основе анализа исследований опыта классического гимназического образования Л.Н. Боголюбова, А.Г. Каспржака, М.В. Левита, А.А. Галицких, Г.К. Селевко нами определены взаимосвязанные друг с другом принципы организации воспитательного пространства, отвечающие антропологическим потребностям подростков и социальным вызовам времени: универсализм, элитарность, классицизм, герменевтичность, гуманизм, антропосообразность, гуманитарность. Особую роль в организации воспитательного простран-
ства играют два взаимосвязанных принципа, пришедшие из теории и практики тьюторства как необходимой составляющей современного образовательного процесса: индивидуализация и открытость пространства. Индивидуализация опирается на предоставление подростку права на выстраивание собственного содержания образования, собственной воспитательной и жизненной программы в соответствии с его интересами, потребностями, способностями и возможностями. Открытость образования в практической деятельности предполагает создание избыточной воспитательной среды, дающей возможность свободного и осознанного передвижения подростка из среды в среду за счёт расширения границ воспитательного пространства гимназии [2]. Во взаимосвязи названные выше принципы на когнитивном, деятельностном, эмоционально-ценностном и этическом уровнях способствуют организации открытого воспитательного пространства, обладающего богатыми ресурсными возможностями для выстраивания подростком индивидуального воспитательного маршрута на основе собственного выбора при одновременном активном получении опыта взаимодействия с социумом и воспитании базовых лидерских качеств в социально значимой деятельности. Благодаря данным принципам в воспитательном пространстве формируется особый уклад - атмосфера, предполагающая следование миссии гимназии, её ценностям, традициям, - а также способ жизни в ней.
Устройство открытого воспитательного пространства определяет и содержание деятельности в нём, предполагая раскрытие лидерского потенциала подростка в наиболее значимых для него сферах жизни: интеллектуальной, духовно-нравственной, гражданско-патриотической, творческой, здоровьесберегающей.
Организация открытого воспитательного пространства современной гимназии предоставляет подросткам возможность получить личностно и социально значимый опыт сотрудничества в реальных жизненных ситуациях через различные формы их жизнедеятельности: уроки, классные часы, клубы по интересам, научное сообщество, конференции, семинары, школьное телевидение, информационный центр, печатные издания, театральная студия, персональные выставки, международный обмен, интегративные образовательные экспедиции и т.д.
Главными и наиболее эффективными в процессе воспитания лидера-подростка в открытом воспитательном пространстве являются три из них: лидерский лагерь (тренинг лидерских качеств, умение работать в команде); коллективный гимназический проект (командная работа в составе большого коллектива, где для выполнения большого проекта необходимы знание своей функции в проектной команде, умение перестраиваться и проявлять себя в разных ролях благодаря своим лидерс-
ким качествам; социальное партнёрство (выход в реальный социум - сотрудничество на основе применения базовых качеств лидера и полученных им умений для достижения позитивного общественно значимого результата). Эксперимент показал, что содержание и технологии данных форм работы обеспечивают потребности подростка в общении, самосознании, самореализации, эффективно мотивируют подростков на социально значимую деятельность, имеющую реальный позитивный результат, дают ценностные ориентиры, способствуют раскрытию личностного потенциала каждого.
Важным условием и одновременно способом организации открытого воспитательного пространства является проектирование жизнедеятельности в нём. Это условие активизирует проектный компонент воспитательной системы современной гимназии. Анализ исследований И.А. Колесниковой, М.П. Сибирской-Горчаковой, В.З. Юсупова, У Килпатрика, Д. Дьюи позволил нам обосновать важность проектирования жизнедеятельности как эффективного условия воспитания лидеров-подрост-ков с позиций проявления их лидерского потенциала и осмысления результативности его реализации, т.к. оно:
- строит воспитательный процесс на основе личностного опыта подростка в соответствии с его интересами и потребностями на интеллектуальном (планирование, программирование действий в ходе мыслительных операций), деятельностном (овладение творческими навыками, способами преобразования действительности, методами решения проблем в ситуациях, приближенных к реальности, обогащение опыта деятельности) и рефлексивном уровнях (анализ результатов своей деятельности, прогнозирование перспектив);
- позволяет организовать жизнедеятельность подростков по принципу «дети - детям» в соавторстве взрослого и ребёнка через практику тьютор-ства в условиях лидерского лагеря, коллективного гимназического проекта, социального партнёрства;
- связано с практикой жизни, а значит, с социализацией подростка, выступает в качестве стимула его социальной активности, пробой сил, созданием собственного стиля поведения для дальнейшей его самоактуализации в обществе, одной из основных форм организации которого является проектная [3, с. 9-10];
- способствует развитию умения работать в команде, пребывая в различных ситуациях деятельности и общения, предоставляет возможность гибкого реагирования на изменение общественной ситуации, создания рабочего микроклимата в коллективе, коррекции стиля поведения от соперничества, уклонения, приспособления к компромиссу и сотрудничеству;
- позволяет каждому члену команды во время совместной деятельности осуществлять разные
функциональные роли, определённые нами на основе практики тьюторства, классификаций лидеров детских организаций Л.И. Уманского [4, с. 73] и командных ролей проектного менеджмента американских учёных М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хэдоуэри [5, с. 24]: лидера-информатора, лиде-ра-координатора, лидера-мотиватора, лидера-специ-алиста, инициативного, духовного, эмоционального лидера и абсолютного лидера - лидера-универса-ла, позволяющих раскрывать при этом соответствующую конкретной воспитывающей ситуации направленность лидерского потенциала подростков;
- даёт возможность «получить наряду с предметным ещё и педагогический результат в виде важных жизненных приращений» [6, с. 4], также важный эмоционально-ценностный опыт в социально-значимой деятельности, опирающейся на гуманистические ценности;
- технологично организует жизнедеятельность подростков в условиях воспитательного пространства гимназии в плане структурированности, этап-ности, результативности их деятельности и мониторинга развития личностных лидерских качеств.
Анализ педагогических идей и эмпирический опыт показал, что в проектировании жизнедеятельности подростков развитию лидерских качеств способствуют применяемые практические методы организации социально значимой деятельности подростков: методы воспитывающих ситуаций и социальной пробы, которые способствуют воспита-
нию мобильности, решительности, ответственности, определённой социальной позиции, умения совершать осознанный самостоятельный выбор.
Основное достоинство метода воспитывающей ситуации - широкий диапазон проектирования: в плане личностных качеств, деятельности, стиля взаимоотношений, структуры воспитательного пространства и его событий. Социальная проба позволяет сделать проект социально значимым, так как этот метод предполагает такой вид деятельности, в ходе которого подросток усваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознаёт опыт своего социального взаимодействия, взаимообмена ресурсами. Социальная проба в условиях открытого образовательного пространства позволяет выйти на социальное партнёрство. Поле социального партнёрства создаётся в процессе взаимодействия подростков и государственных учреждений, общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, общественных организаций, центров, СМИ и т.п. В ходе деятельного взаимодействия гимназии и её социального партнёра по решению той или иной проблемы происходит превращение воспитательного пространства в открытое.
Осуществление интеграции воспитательного пространства и поля социального партнёрства в открытое возможно благодаря тьюторскому сопровождению [2], в ходе которого педагог-тьютор выявляет и развивает личностные ресурсы учащих-
Рис. 1. Методы воспитывающей ситуации и социальной пробы в условиях открытого воспитательного пространства
ся, создавая условия для осуществления и осмысления подростком самообразовательных и самовос-питательных действий на основе проектирования их жизнедеятельности. Эффективным инструментом тьюторского сопровождения является ресурсная векторная схема [2], отражающая основные направления его деятельности: социальное (расширение воспитательного пространства), культурнопредметное (содержание социально значимой деятельности) и антропологическое (раскрытие личностного потенциала подростка).
Организация условий для самоактуализации подростков в открытом воспитательном пространстве - главная задача тьютора в открытом воспитательном пространстве современной гуманитарной гимназии. Результаты анализа и экспериментальный опыт показали, что другим важнейшим воспитательным инструментом тьютора является модульная рабочая программа, которая содержит методический и технологический арсенал воспитания лидера-подростка через умение «планировать собственную деятельность, осуществлять её анализ, самостоятельно ставить вопросы собственного развития, намечать перспективы роста» [7, с. 13].
Организация воспитательного пространства как условие воспитания подростков-лидеров посредством лидерского лагеря, коллективного гимназического проекта и социального партнёрства зарекомендовала себя многолетним опытом работы по программе «Лидерство» - с 1991 года - в Вятской гуманитарной гимназии. В процессе экспериментальной деятельности сложились разные стили работы педагогов-тренеров, формы организации, отбор содержания, отвечающие конкретным потребностям гимназистов и запросам времени.
Эффективность этого опыта по воспитанию лидерских качеств подростков в открытом воспитательном пространстве доказана реализованными на протяжении шести лет лидерскими лагерями и коллективными гимназическими проектами, переходящими на этапе реализации в социальное партнёрство.
Формированию базовых лидерских качеств и навыков, позволивших подросткам экспериментальной группы быть активными организаторами и участниками социально значимой деятельности, способствовали лидерские лагеря, проведённые по принципам открытого тренинга [8, с. 16] «дети -детям»: «Успешные люди» (2009), «Рождественская сказка» (2010), «Мы команда» (2011), «Ответственность как основное качество лидера» (2011); «Толерантность - основа современного общества» (2012); «Широкая Масленица» (2012); «Широкая Масленица» (2013). Проведенные с экспериментальной группой подростков на основе тьюторско-го сопровождения коллективные гимназические социальные проекты укрепили и обогатили партнёрские отношения между гимназией и общественными организациями и институтами:
- Интеллектуальный: «Остров сокровищ» в рамках проекта «Ваше слово, эрудиты!» - 2007.
- Духовно-нравственный: «Человек читающий - человек деятельный» - при участии МУ «Библиотека» г. Кирова - 2008, 2009.
- Творческий: «Овация» - поддержка молодых талантов в гимназии в сотрудничестве с Кировским областным колледжем музыкального искусства им. И.В. Казенина 2010; «Выборы королевы гимназии» 2012.
- Гражданско-патриотические: «Дорогами афганской войны» - в содружестве с общественной организацией «Боевое братство» - 2009, 2011; «Праздник со слезами на глазах» - к 65-летию Победы - в содружестве с Центром социальной помощи Октябрьского района» - 2010; «Подари радость: дети - детям» - к Международному дню защиты прав ребёнка - в сотрудничестве с коррекционной школой-интернатом для детей-сирот № 8 г. Слободского - 2012.
- Здоровьесберегающий: «Мы выбираем жизнь!» - цикл мероприятий (лекторий, акция) по профилактике алкоголизма, курения и наркомании в сотрудничестве с поликлиникой № 8 г. Кирова, судмедэкспертом области.
Данная форма работы предполагает наличие реального конечного продукта (сборник стихов, сочинений, концерт, книга-буклет, путеводитель, агитационные листовки, социальная реклама, акция и т.д.).
Об эффективности условий воспитания лидерских качеств подростков говорят шестилетний экспериментальный опыт и результаты диагностирования. В эксперименте приняло участие 473 школьника в возрасте от 12 до 17 лет из четырёх учебных заведений г. Кирова. Контрольная группа -гимназисты Вятской гуманитарной гимназии с 6 по 11 класс. Для диагностики были использованы методика Р. Кетелла (личностные качества), К. Томаса (стили взаимодействия), Т. Элерса (мотивация к успеху), опросник МАС М. Кубышкиной (стремление к достижению цели и социальному престижу), психогеометрический тест (типы лидеров), монографические характеристики и самоанализ. Положительный результат развития личностного потенциала каждого гимназиста подтверждает, что участие в деятельности лидерского лагеря, коллективного гимназического проекта и социального партнёрства на всех этапах их реализации активно способствует воспитанию лидеров.
Таким образом, организация открытого воспитательного пространства на основе социально значимой деятельности, проектирование жизнедеятельности, тьюторское сопровождение - важнейшие условия воспитания лидерских качеств подростков в современной гуманитарной гимназии. В результате создания данных условий в гимназическом пространстве подростки проявляют лидер-
ские качества: самостоятельность, ответственность, активность, инициативность, коммуникабельность. Подростки-лидеры усваивают нравственно-ценностные ориентиры, механизмы решения проблемных ситуаций, чтобы стать «менеджерами собственной жизни» [9, с. 34] и активными участниками гражданского общества.
Библиографический список
1. Галицких А.А. Педагогические основы проектирования образовательной программы современной гимназии: Дис. ... канд. пед. наук. - Киров, 2001. - 290 с.
2. Ковалёва Т.М. Теория тьюторства. Открытое образование и современные тьюторские практики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://
www.thetutor.ru/history (дата обращения 12.08.2013).
3. Менегетти А. Практикум лидера. - М.: Онтопсихология, 2010. - 192 с.
4. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности. - М.: Просвещение, 1980. - 160 с.
5. Мескон М, Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1997. - 704 с.
6. Колесникова И.А., Горчакова-СибирскаяМ.П. Педагогическое проектирование. - М.: ACADEMIA, 2005. - 288 с.
7. Колосова Е.Б. Тьютор как новая педагогическая профессия. - М.: Чистые пруды, 2008. - 30 с.
8. Сидоренко Е.В. Технологии создания тренинга. - СПб.: Речь, 2008. - 339 с.
9. Драйден Г., Вос Д. Революция в обучении. -М.: ПАРВИНЭ, 2003. - 672 с.
УДК 159.922.7
Кузовкова Юлия Сергеевна
Детский сад № 74 «Родничок», г. Йошкар-Ола
jul_march@mail.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
В статье рассматривается распространение терминологического аппарата предметной области «профессиональное и личностное самоопределение» на дошкольный возраст и его адаптации к данному возрасту посредством игры.
Ключевые слова: дошкольный возраст, личностное самоопределение, профессиональное самоопределение, сю-
жетно-ролевая игра, профессионально-ролевая игра.
Сущность профессионального самоопределения определяется не только как выбор конкретной профессии, но часто и выбор всей жизни. Поэтому главную цель профессионального самоопределения следует сформировать, как постепенное формирование у человека готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства, постепенно расширять свои возможности и максимально их реализовывать. Однако, многие современные профессии требуют глубоких научных знаний, сложных умений и навыков, высокого уровня развития общих и специальных способностей. Поэтому человеку часто бывает очень трудно решать эту проблему совершенно самостоятельно. В связи с этим осуществляется помощь в профессиональной ориентации.
По мнению М.В. Борисовой [1], профессиональная ориентация - система психолого-педагогичес-ких мероприятий, направленных на активацию процесса профессионального и личностного самоопределения личности, сопровождения профессионального развития человека, формирование жизненных и профессиональных целей в соответствии с индивидуальными особенностями и с учетом потребностей рынка труда. Главная цель профессиональной ориентации считает Н.С. Пряжников [3] сводится к формированию субъекта профессио-
нального самоопределения. А так как развитие человека как личности и субъекта труда начинается с момента его рождения и продолжается всю жизнь, поэтому, на наш взгляд, для эффективного профессионального и личностного самоопределения, работу в этом направление необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этом возрасте происходит активное формирование личности, когда ребенок осваивает в игровой форме содержание основных видов профессиональной деятельности.
В организации профессиональной ориентации традиционно принято выделять следующие основные стратегии (Э.Ф. Зеер [2]): диагностическую, воспитательную, развивающую (активизирующую). Мы считаем, что для дошкольного возраста, наиболее актуальной является развивающая (активизирующая) стратегия, которая переносит акцент с акта выбора профессии на психологическую подготовку ребенка к определению своей позиции, самостоятельному принятию решения и активации процесса формирования психологической готовности ребенка к профессиональному и личностному самоопределению.
Под профессиональным самоопределением в дошкольном возрасте мы понимаем сложный динамический процесс активации ребенком системы своих основополагающих отношений к профессиональному миру, развития и оценки своих интере-