видуального, ядром которого выступает национальное самосознание. В этом контексте соединяются патриотические ценности - социальное наследование, связь поколений, сохранение и развитие этноса. Эта закономерность преобразована Г. Н. Волковым в «Золотое правило» этнопедагогики: без истории - нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет духовности, без духовности - нет личности, без личности - нет народа.
Таким образом, понимание сущности патриотического воспитания с позиций разных теоретико-методологических подходов позволяет определить иерархию его категорий, проблем, дать характеристику его структуре и содержанию в контексте целостности и диалектического единства традиций и инноваций.
Основу содержания патриотического воспитания составляют общечеловеческие ценности: Человек, Труд, Семья, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. В содержании патриотического воспитания раскрываются веками закрепленные в историческом опыте государства и народа ценностные отношения в системе философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир, на природу, общество и человека, которые характеризуют патриотическую направленность мировоззрения личности. Патриотическая направленность мировоззрения представляет «сложную совокупность ценностных отношений человека к окружающей действительности, интегрирует все свойства и качества личности, объединяет их в единое целое, определяет социальную ориентацию, личностную позицию, тип гражданского поведения и деятельности» [12, с. 241].
Б. Ф. Павлов, исследуя концептуально-методологические основы развития патриотического воспитания учащейся молодежи на современном этапе, рассматривает ценностно-патриотическое мировоззрение личности, в структуре которого он выделяет систему взглядов, убеждений, ценностных установок и идеалов, определяющих высокую степень субъектной позиции личности в ее гражданско-патриотическом самоопределении [11, с. 93].
Исследователями установлено, что в основе самоопределения, в том числе и гражданско-патриотического, лежит субъектная (активно-деятельностная) позиция личности. В системе воспитания она обусловливается как позиция личностного саморазвития обучающегося. Механизм самоопределения определяется как выбор - самооценка — отношение - самоутверждение. В структуре субъектной позиции личности выделяются мотивационно-ценностный, отношенческий и регулятивно-деятельностный компоненты (В. А. Сластенин, Г. И. Аксенова и др.). Ведущим мотивом становления субъектной позиции выступает мотив самоутверждения в многообразных личностно-значимых отношениях и деятельностях (самостоятельной, предметной, совместной и творческой). Представленный опыт исследования самоопределения позволяет определить его значение и учесть при характеристике процесса и результата патриотического воспитания.
Рассматривая процесс и результат патриотического воспитания в контексте гражданско-патриотического самоопределения, главным критерием
которого выступает патриотизм, нами установлено, что с позиций аксиологического подхода он может быть рассмотрен через механизмы самооценки и выбора с качественными характеристиками: ценностью (значимостью для себя), принципом (исходной позицией), идеалом (соизмерением своих результатов с образцом, эталоном). А с позиций культурологического подхода - как культурно-патриотические нормы (самооценка и выбор отношений, поведения, деятельности) и их отождествление (соотнесение) с собственными проявлениями (самоидентификацией), с уровнем своих притязаний, с достигнутыми результатами и их обусловленностью в социальном сравнении (сопоставлением мнений окружающих).
Современное понимание патриотизма как сложного социально-психологического образования характеризуется многогранностью смыслов его содержания и многообразием форм проявления,
Патриотизм как качество личности, как цель и результат патриотического воспитания рассматривается многими исследователями (Ю. С. Васютин, А. Н. Вырщиков, Л. В. Рощин, В. С. Серый, А. С. Царев и др.) в разных исторических, социально-политических условиях, в зависимости от их личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от авторской интерпретации различных подходов и фактов и др.
Исследуя патриотическое воспитание школьников в изменяющейся России, Е. Н. Поддубный рассмотрел понятие «патриотизм» как изначально социальное чувство - чувство общности, единства, солидарности с родными и близкими, чувство сопричастности их судьбе. Дал оценку патриотизму как особой разновидности чувства любви к Родине, которое представляет собой первичное эмоциональное выражение души и духа характера. Определил, что патриотизм глубоко укоренен в человеческой свободе. «Любовь к родине всегда есть дело свободного («автономного») самоопределения индивидуальной человеческой личности». Установил, что патриотизм находит интеллектуальное выражение в понятиях, в патриотических взглядах под определенным углом зрения осмысливаются те или иные социальные отношения, намечаются пути и способы их изменения в интересах Отечества.
Философское осмысление феномена российского патриотизма как соци-одинамической системы осуществил А. И. Туманов. Философский аспект представлен Н. М. Ильичевым - «патриотизм - это исторически сложившаяся и диалектически развивающаяся на основе материального производства категория социальной философии, в которой отражено положительное отношение людей к своей Родине, включающее патриотическое сознание, деятельность, отношения, организацию и реализующая мировоззренческую, методологическую, коммуникативную, ценностную и другие функции».
Проявляясь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, патриотизм выступает как важнейшее социально-культурное качество духовного мира личности, характеризующее направленность ее социализации. Истинный патриотизм это есть единство высокой духовности, гражданской
зрелости и социальной активности личности, проявляющийся в ее деятельности во благо семьи, общества, государства и самой себя.
Социально-психологический аспект патриотизма связан с проявлением очень глубокого и сильного человеческого чувства любви к своему Отечеству. Это обусловлено становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе наполняются новым содержанием и опытом выражения этого чувства.
Достаточно полное определение содержания понятия «патриотизм» дают многие исследователи, наполняя его следующим смыслом: патриотизм -это любовь к своему отечеству; к родным местам («земле отцов»), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю; это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимость; это взаимосвязанная совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающая любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними. (И. Е. Кравцов, И. Ф. Харламов и др.).
Патриотизм как социальное понятие соотносится с другим, не менее значимым компонентом - духовным, в котором, в свою очередь, выделяются нравственные и патриотические основы. Это объясняется тем, что патриотизм имеет духовно-нравственную природу, которая тесно связана с социальной сущностью человека, с его социальным предназначением. В патриотизме духовно-нравственное начало является исходным и определяет его суть, равно как и основу, содержание и другие структурные компоненты патриотического воспитания.
Духовная и социальная направленность деятельного патриотизма проявляется в активной сопричастности к проблемам, волнующим общество, выражается в ответственности за исторические судьбы своей Родины, готовности разделить и преодолеть с ней и со своим народом все трудности и невзгоды. Это с особой силой проявляется в переломные периоды социального развития, когда происходит переоценка ценностей, изменяются социальное положение, ориентиры и интересы различных слоев и групп населения. Одним из главных факторов их мобилизации на достижение социально значимых целей выступают патриотические идеи, а патриотизм становится тем стержнем, вокруг которого объединяются лучшие силы общества. Именно он наполняет смыслом жизнь и деятельность людей, помогает им объединиться во имя служения Отечеству. Таким образом,
патриотизм, сопряженный содержанием патриотических идей, выступает сильным мотивом сплочения самых различных групп и сообществ, является источником консолидации общества и укрепления государства.
В этой связи А. Н. Вырщиков и М. П. Бузский выделяют государственный, российский, национальный, местный, родовой, семейный и другие виды патриотизма. Государственный (державный) - наполнен идеями служения государству во всем богатстве гражданско-правовых отношений личности и государства. Российский - представлен главными смысловыми концептами для каждого россиянина: Россия - родина - мать, Русь-матушка, Родина - земля отцов и др. Национальный - основан на истории и культуре родного народа и связан с особенностями национальной культуры (например, «русская березка», «русская зима», а далее можно продолжить размышлениями о «русском медведе», «русской душе», «русском характере» как естественном феномене народной жизни). Местный - проявляется в любви к родному краю, родным местам, «малой родине». Родовой (семейный) - определяется сохранением и приумножением семейных традиций, соблюдением норм поведения, принятых в семье (почитание старших, ведение родословной), обеспечением гарантий развития и сохранения культурной идентичности ребенка и др.
Нравственный потенциал патриотизма проявляется в его взаимосвязи с честью и достоинством личности, а также с такими нравственными категориями, как счастье, нравственная свобода и ответственность, любовь, совесть, вера и надежда. Б. Т. Лихачев, исследуя философию воспитания, отмечает, что внешняя форма проявления достоинства более связана с категориями социальной, исторической памяти, личного счастья и любви. Человек чести, прежде всего, гражданин-патриот. Он бережно относится к прошлому своего народа, своей Родины, сознавая, что эта честь отцов, дедов, прадедов, переданная ему из поколения в поколение [5, с. 229].
Библиографический список
1. Волков, Г. Н. Этнопедагогика [Текст]: учеб, для студ, сред, и высш. пед. учеб. заведений. / Г. Н. Волков. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
2. Вырщиков, А. Н. Патриотическое воспитание [Текст]: методологический аспект. / А. Н, Вырщиков, М. П. Бузский. - Волгоград: Издатель, 2001. -245 с.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». [Текст] - М.: Росвоенцентр, 2005, - 61 с.
4. Даль, В. И, Толковый словарь живого великорусского языка [Текст]: в 4 т.: П / В. И. Даль. - М.: Рус.яз., 1999 - 556 с.
5. Лихачев, Б. Т. Философия воспитания [Текст]: спец. курс. / Б. Т. Лихачев. -М.: Прометей, 1995. - 282 с.
6. Павлов, Б. Ф. Воспитание патриота [Текст]: учеб. пособие для высш. и сред, спец. гуманит. учеб. заведений/Б. Ф. Павлов, А. Н. Хузиахметов. - Казань: ТаРИХ, 2004.-319 с.
7. Педагогика [Текст]: учеб. пособ. / В. А. Сластенин, И, Ф, Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.
8. Поддубный, Е. Н, Патриотическое воспитание школьников в изменяющейся России [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. /Е. И. Поддубный. - М.: РГБ, 2005.
9. Туманов, А. И. Феномен российского патриотизма как социодинамическая система [Текст]: дис. ... канд. филос. наук. / А. И. Туманов. - Тверь, 2006.
10. Болотова, М. И, Со-бытие как основа воспитательного пространства детс-ко-взрослой общности [Текст] / М. И. Болотова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С.318-327.
11. Беловолов, В. А. Правильный выбор приоритетов в деятельности системы образования [Текст] / В. А. Беловолов // Сибирский педагогический журнал. — 2007.-№ 1. - С. 32-42.
12.Щуркова, Н. Е. Профессиональное обеспечение ценностно-ориентированного воспитания [Текст] / Н. Е. Щуркова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. — С. 139-148.
13. Щуркова, Н. Е. Психологические механизмы педагогики нежности [Текст] / Н. Е. Щуркова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 191-204,
14. Сенина, О. И. Интеграционное образовательное пространство и творческая активность учащихся [Текст] / О. И. Сенина // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С, 307-315.
15. Чуб, О, И. Достоинство как педагогическая категория гуманистической педагогики [Текст] / О. И. Чоб // Сибирский педагогический журнал. — 2007. -№4.-С. 126-132.
16.Гаджимагомедова, Ш. С. К вопросу о гражданско-патриотическом воспитании старшеклассников [Текст] / Ш. С. Гаджимагомедова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 356-365.
РАЗДЕЛ VI ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
УДК 37 (091)
Бекоева Татьяна Александровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Северо-Осетинс-кого государственного университета им. К. Л. Хетагурова, madinakusva@rambler.ru, Владикавказ
АКАДЕМИК П. К. УСЛАР - ВИДНЫЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX СТОЛЕТИЯ
Bekoeva Tatyana Aleksandrovna
Candidate ofpedagogy, senior lecturer at the Chair of Psychology of the K. L. Hetagurov North Ossetia State University, madinakusva@rambler.ru, Vladikavkaz
ACADEMICIAN P. K. USLAR - AN OUTSTANDING EDUCATOR OF THE NORTH CAUCASUS IN THE SECOND HALF OF THE XIX111 CENTURY
Утрата воспитательной проблематики в девяностые годы XX столетия привела к индокринации современной молодежи, ибо были потеряны ценностные ориентации. Выравнивание сложившейся ситуации не представляется возможным без учета классиков отечественной педагогики, к числу которых принадлежат русские ученые, жившие и работающие на Кавказе. Объективное рассмотрение развития педагогической мысли и школьной практики в XIX столетии предполагает современную оценку взглядов и теорий русских просветите лей-кавказоведов и педагогов, вклад которых до определенного времени замалчивался из-за тенденции политизации истории, ко торой были подвержены авторы большинства историко-педагогических работ, вышедших в 50-80-е гг. прошлого столетия. Сегодня крайне востребованными оказались модели этнорегионального развития, при этом в центр внимания попали проблемы духовного характера педагогического общения, моделирования специфичного воспитательного процесса. Анализ научно-методических источников русских ученых, и в частности П. К. Услара, убеждает в том, что названные проблемы решались ими достаточно успешно.
Около ста пятидесяти лет прошло с тех пор, как появились многочисленные труды замечательного русского кавказоведа, просветителя, члена Российской Академии наук, барона Петра Карловича Услара, посвященные проблемам истории, этнографии, лингвистики, педагогики и школы кавказских этносов. В каждой новой исторической ситуации они читаются по-но-
АКАДЕМИК П. К. УСЛАР - ВИДНЫЙ ...
вому, из каждого мы узнаем что-то интересное, помогающее лучше понять современность. С именем этого видного русского ученого, кавказоведа, генерал-майора Генерального Штаба Русской Армии связано сравнительно-историческое изучение кавказских горских языков, создание для них алфавитов и грамматик, начало процесса интеграции культуры северокавказских этносов в российское цивилизационное пространство. П. К. Услара волновало восприятие горцами процесса модернизации Кавказа и включения его состав России. Он считал, что государство должно приложить усилия для того, чтобы их последующие поколения смотрели на факт «присоединения Кавказа иначе, чем смотрит на него современный нам горец» [18, л. 3]. Главным в педагогическом поиске учёного было раскрытие и осуществление национальной специфики обучения, образования и воспитания.
Подчеркивая научную эрудицию П. К. Услара, современники считали его знания энциклопедическими [4, с. 378]. Уже в зрелом возрасте П. К. Услар исследовал ряд кавказско-горских языков, необычайно трудных даже для лингвиста. Позднее, издав свои труды, он занялся просвещением горцев. В личной жизни П. К. Услар отличался необычайной скромностью и трудолюбием. Он полностью оправдывал девиз герба своих предков: «Fest und bieder» - «постоянство и честность». Современник писал о нем: «.. .до сих пор в нашем воображении живо рисуется облик высокого, статного мужчины, на его серьезном лице не было заметно ни тени спеси, высокомерия; напротив того, в нем проглядывало столько душевной доброты, до того оно было симпатично, что невольно приковывало к себе глаза собеседника». Он удивлял знавших его людей строгим исполнением своих обязанностей, постоянством и редкой честностью. Кроме этого, П. К. Услар был прекрасным собеседником, умел говорить живо, остроумно и просто, очаровывая любого, кто с ним общался, он «охотно делился последним с человеком, бывшим в нужде», причем делал это так, что даже самые близкие люди не знали об этом [2, с, V-VI].
Пётр Карлович родился 20 августа 1816 г. в деревне Курово Тверской губернии Вышневолоцкого уезда в обедневшей семье барона Карла Карловича Услара и Веры Васильевны Чихачевой. Предки П. К. Услара по отцовской линии были родом из Германии (его дед жил в городе Ганновере), это породило после смерти этого замечательного ученого и просветителя полемику с некоторыми литераторами, стремящимися включи ть его в германский пантеон, хотя в ученом сочетались лучшие качества немецкого и русского народов. Уже в ранние годы ярко проявились феноменальные способности юного Петра Услара. Гувернером его стал некий Мид-дендорф, поклонник классицизма, именно он сумел пробудить в своем способном ученике интерес к изучению латинского языка. Дочь П. К. Услара Нина Петровна Благово вспоминала, что в 12 лет мальчик мог объясняться на латыни с профессором Рейсом [2, с. IX-X], проявляя свои выдающиеся способности к древним языкам.
Затем подростка определили на учебу в третью Санкт-Петербургскую классическую гимназию [1, с. V]. Здесь он познакомился не только с произведениями мировой классической литературы, но и читал в подлиннике исторические и философские труды Геродота, Страбона, Гегеля и многих других выдающихся писателей, философов и историков. Много раз на страницах его произведений мы встречаем ссылки на Библию, мифические предания греков, свидетельства древних классиков о греческих колониях на берегах Черного и Азовского морей, малоизвестные факты быта и истории народов Европы и Азии. Его эрудиция, трудолюбие, глубина анализа, логика удивляли не только современников, но и специалистов в области этнографии и лингвистики. Вскоре П. К. Услар поступил в инженерное училище, которое закончил 1836 г., он «был произведен в прапорщики корпуса военных инженеров», а в следующем, 1837 г., будущий ученый начинает свою службу, и вышеназванное событие впервые связывает его имя с Кавказом. В 1838 г. П. К. Услара перевели в Кавказский саперный батальон [17, с, 1], а в 1839 г. командиром Отдельного Кавказского корпуса Головиным была предпринята экспедиция в южный Дагестан. В ней участвовал и П. К. Услар. В том же году П. К. Услар приехал в Курово, покинув Кавказ почти на десятилетие.
В конце 1840 г. П. К. Услар поступил в Императорскую Военную Академию, где с успехом занимался военно-топографическими работами, а также этнографией, склонность к которой проявилась у будущего ученого еще в ранние годы. Через два года после окончания Академии П. К. Услар был причислен к Генеральному Штабу и уехал за границу, оставив единственную дочь родственникам. Эта поездка состоялась из-за большой утраты, понесенной П. К. Усларом, так как в течение недели он похоронил и жену, и старшую дочь, которые скончались от скарлатины. Только в научных занятиях он смог «найти успокоение в скорби о смерти жены» [2, с. ХЦ. Вернувшись в Россию, П. К. Услар был назначен на службу в отдельный Сибирский корпус. Возвратившись из Сибири, П. К. Услар был вновь командирован для составления военно-статистического описания сначала в Тверскую, а затем и в Вологодскую губернии. Следует подчеркнуть, что среди других описаний губерний записи П. К. Услара выделяются тем, что в них очень обстоятельно даются этнографические особенности края.
В середине XIX в. для русских ученых Кавказ представлялся интереснейшим местом для разного рода исследований. Со временем были созданы условия для того, чтобы происходило постепенное приобщение северокавказских народов к русской культуре. Присоединение стран Кавказа и Закавказья к России «обеспечивало им преодоление их экономической отсталости, замкнутости и политической раздробленности, включение их в общероссийскую экономику, во всероссийский и мировой рынок» [7, с. 181], поэтому Северо-Кавказский регион не мог вновь не привлечь внимания П. К. Услара, мышление которого отличалось глубиной анализа, ясностью и точностью. Он «хлопотал о переходе на службу на Кавказ, представляющий так много интереса для любителей научных исследований»
АКАДЕМИК П. К. УСЛАР - ВИДНЫЙ ...
[2, с. XII]. Именно здесь был сделан ученым выбор дела его жизни, которая на протяжении 25 лет будет связана с Кавказом, круг его интересов резко расширяется, начинается новый этап его деятельности. В 1849 г. научные занятия приводят Петра Карловича в Императорское Русское Географическое Общество в Санкт-Петербурге, и он становится его действительным членом. В 1850 г. П. К. Услар, имеющий богатый практический опыт, был командирован на Кавказ для того, чтобы составить описание Эриванской губернии [17, л. 2]. Ученый писал о роли Армении в истории и обратил особое внимание на культуру населяющего её народа [19, л. 242 об. - 262 об.].
Будучи одним из самых исполнительных и способных офицеров, по заданию Генерального Штаба П. К. Услар был командирован в разные населенные пункты Кавказа, где продолжалась война. Из каждой такой поездки кавказовед привозил интереснейшие материалы. Он считал, что нравы и обычаи каждого народа обусловлены географическими условиями и историческими причинами, поэтому последние надо обязательно учитывать при изучении каждого народа. Взгляд П. К. Услара на зависимость этнографическо-исторических черт каждого народа от географического расположения и хода собы тий в регионе «нашел в себе яркое подтверждение в исследованиях позднейших ученых» [15, с. 7]. С «программой этнографического исследования края» Г1. К. Услар выступил на одном из заседаний Кавказского Отдела Императорского Русского Географического Общества, членом которого он являлся много лет. Вскоре полковника П. К. Услара назначили начальником штаба. После окончания Восточной войны в 1856 г. кавказовед вновь получил высокое назначение на должность начальника штаба Кутаисского генерал-губернаторства, генерал-губернатором которого и командующим войсками в Засурамском крае был князь Г. Г. Гагарин, состоящий в дружеских отношениях с Петром Карловичем. Вскоре князь Гагарин был убит в своем кабинете, только по счастливой случайности именно в эти минуты П. К. Услар был занят отправкой бумаг и вышел из помещения. Этот случай произвел огромное впечатление на молодого ученого, он решил уехать в отпуск, но вновь князь Барятинский предложил ему военный пост, хотя П. К. Услар мечтал «не о почестях, а о научной деятельности» [2, с. XVIII]. В 1858 г. Петр Карлович был причислен к Главному Штабу Кавказской армии [17, с. 3].
Очевидно, по просьбе П. К. Услара, главнокомандующий Кавказской армией ходатайствовал о новой должности для него, и в 1858 г. по высочайшему повелению ему было поручено составление истории Кавказа. 17 января 1859 г. на заседании Кавказского Отдела Императорского Русского Географического Общества А. П. Берже прочел письмо П. К. Услара Д. А. Милютину, председателю Отдела. В нем излагался очерк древнейшей истории Кавказа со времен Александра Македонского. П. К. Услар начал изучать архивные материалы в Кизляре, Моздоке и Георгиевске, «имея в виду всестороннее обозрение исторических судеб Кавказа» [15, с. 7].